Программа коррекционной работы основного общего образования в рамках реализации ФГОС
Оценка 5

Программа коррекционной работы основного общего образования в рамках реализации ФГОС

Оценка 5
docx
30.09.2024
Программа коррекционной работы основного общего образования в рамках реализации ФГОС
Программа коррекционной работы .docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа коррекционной работы основного общего образования в рамках реализации ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

Тинина Н.Н., директор, учитель биологии

 

 

 

г. Ярославль, 2024 год

 

Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья[1] в освоении основной образовательной программы основного общего образования.

Программы коррекционной работы основного общего образования и начального общего образования являются преемственными. Программа коррекционной работы основного общего образования обеспечивает:

 создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

 дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.

Цели:

 оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);

 осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ.

- формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

Задачи:

1.                  Выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

2.                  Определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

3.                  Осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

4.                  Разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

5.                  Обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

6.                  Формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

7.                  Расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

8.                  Развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

9.                  Реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

10.              Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

 

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

 Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.

 Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.

 Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Диагностическая работа

 

Вид работы

Срок реализации

Ответственный

В случае зачисления ребёнка с ОВЗ в ОУ

Наблюдение за течение адаптации, заполнение анкеты (карты) адаптации ребёнка

При зачислении ребёнка в ОУ (первые 8 недель обучения)

Классный руководитель

Изучение личного дела, итоговой успеваемости

При зачислении ребёнка в ОУ

Классный руководитель

Изучение заключения ПМПК,  предоставленного законными представителями

При зачислении в ОУ, после прохождения ПМПК

Члены ПМПК

Изучение медицинской карты

При зачислении в ОУ

Врач

Диагностическое обследование психологического развития, особенностей эмоциональной сферы, личностных особенностей; оформление психологического заключения, карты  психологического развития

При зачислении в ОУ

Педагог-психолог

Диагностическое обследование речевого развития

у обучающихся с нарушениями речи; оформление логопедического заключения, речевой карты

При зачислении в ОУ

Учитель-логопед

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка, беседы с законными представителями, посещение семьи; оформление социально-педагогического заключения, акта обследования социально-бытовых условий

При зачислении в ОУ

Социальный педагог, классный руководитель

В случае обучения ребёнка с ОВЗ в ОУ

Наблюдение за динамикой текущей и итоговой успеваемости, мониторинг учебной успеваемости

В течение учебной четверти, по итогам четверти, года

Классный руководитель

Диагностическое обследование психологического развития,  особенностей эмоциональной сферы, личностных особенностей, положения ребёнка в классном коллективе; оформление психологического заключения, карты  психологического развития

Ежегодно, в начале учебного года

 

Педагог-психолог

Диагностическое обследование речевого развития

у обучающихся с нарушениями речи, оформление логопедического заключения, речевой карты

Ежегодно, в начале учебного года

 

 

 

Учитель-логопед

Медицинское обследование

Ежегодно, в начале учебного года

 

Врач

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка, беседы с законными представителями, посещение семьи; оформление социально-педагогического заключения, акта обследования социально-бытовых условий

1 раз в год

Социальный педагог, классный руководитель

В случае первичного выявления обучающихся с ОВЗ в ОУ

Наблюдение за динамикой текущей и итоговой успеваемости, мониторинг учебной успеваемости

В течение учебной четверти, по итогам четверти, года

Классный руководитель

Диагностическое обследование психологического развития

у обучающихся, неуспевающих по учебным предметам, требующих направления на ПМПК; оформление психолого-педагогического представления на ПМПК

По запросу учителя, классного руководителя, учителей-предметников

Педагог-психолог

Диагностическое обследование речевого развития у обучающихся, неуспевающих по учебным предметам, требующих направления на ПМПК; оформление психолого-педагогического представления на ПМПК

По запросу учителя, классного руководителя, учителей-предметников

Учитель-логопед

 

Коррекционно-развивающая работа

Вид работы

Срок реализации

Ответственный

Определение формы получения основного общего образования ребёнком с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК, документами, подтверждающими наличие у ребёнка особых образовательных потребностей

По представлению законными представителями заключения ПМПК, документов, подтверждающих наличие у ребёнка особых образовательных потребностей

Директор, заместитель директора по УВР

Разработка индивидуального учебного плана, включающего урочную, внеурочную и коррекционную деятельности на основании рекомендаций ПМПК, документов, подтверждающих наличие у ребёнка особых образовательных потребностей

При написании заявления законными представителями

Директор, заместитель директора по УВР

Разработка и реализация адаптированных программ по учебным предметам в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка

В течение учебного года

Учителя-предметники

Разработка и реализация программ внеурочной деятельности в соответствии с особыми образовательными потребностями и интересами ребёнка

В течение учебного года

Учителя-предметники, педагог-психолог,

учитель-логопед, социальный педагог, педагоги-организаторы

Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка

В течение учебного года

Учителя-предметники, педагог-психолог,

учитель-логопед, социальный педагог

 

Консультативная работа

Вид работы

Срок реализации

Ответственный

школьный ПМПк

 

 

 

Консультативная помощь педагогам по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

По запросу

Члены ПМПк

Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

По запросу

Члены ПМПк

Консультативная помощь обучающимся, направленная на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями

По запросу

Педагог-психолог

 

Информационно-просветительская работа

Вид работы

Срок реализации

Ответственный

Родительское собрание «Индивидуально-типологических и психологические особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в классе VII вида»

2 родительское собрание в 5-ом классе для обучающихся с ОВЗ VII вида

Зам. дир. по УВР (председатель ПМПк), педагог-психолог

Информационный стенд «Условия семейного воспитания ребёнка с ОВЗ»

 

Педагог-психолог, социальный педагог

Обучающий семинар для педагогов «Технологии педагогической работы с детьми с ОВЗ разных категорий»

 

Зам. директора по УВР (председатель ПМПк , педагог-психолог, учителя-предметники

Открытые уроки для педагогов

 

Учителя-предметники

 

Содержание психолого-медико-педагогического обследования детей

 

Виды обследования

Содержание обследования

ответственный

 

Диагностический инструментарий

Медицинское

Диагнозы, медицинские показания

Врач

Медицинская карта

Психологическое

Уровень развития познавательных процессов: памяти, воображения, внимания, мышления, памяти, речи, а так же эмоционально-волевой и мотивационной сфер ребенка

Педагог-психолог

ГИТ (5-6 класс); ШТУР (7-9 класс),  методика 10 слов Лурия, корректурная проба, ИТДО, РНЖ

Логопедическое

Уровень развития речи

Учитель-логопед

Методики разного типа

Педагогическое

Поведенческие и характерологические особенности

Классный руководитель

Наблюдение, собеседование с родителями

 

Система индивидуально-ориентированной

коррекционной деятельности

 

 

Цели и задачи

Содержание

Формы

Урочная деятельность

Освоение основной образовательной программы основного общего образования

Адаптированные программы учебных предметов с учётом особых образовательных потребностей детей и категории детей с ОВЗ

Урок

Внеурочная деятельность

Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся

Программы внеурочной деятельности учитывающих недостатки в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ

Тренинг, коррекционное занятие

Внешкольная деятельность

Социализация обучающихся

 

Организация взаимодействия с социальными партнерами: Центр помощи детям, центр «Развитие»

Коррекционное занятие

 

 

Характеристика контингента обучающихся с ОВЗ и условия их обучения, развития и воспитания

 

Особенности развития (диагноз)

Психолого-педагогическая характеристика

Условия обучения, развития и воспитания

1

Дети со смешанным специфическим расстройством психологического развития

Нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

1.Снижение работоспособности

2.Системное нарушение речи

1. Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ученика, сформированным учебным умениями навыкам.

2.Малая наполняемость класса (по СанПиН).

3.Щадящий режим работы (смена видов учебной деятельности)

4. Группа продлённого дня

5. Узкие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед.

2.

Дети с нарушением слуха

Замедленное овладение речью, коммуникативные барьеры и своеобразие развития познавательной сферы

1. Раннее выявление нарушения слуха и раннее начало реабилитационных мероприятий.

2. Обеспечение достаточной громкости речевых сигналов.

3. Обеспечение интенсивности и систематичности слуховой тренировки, составляющей основу процесса реабилитации.

4. Естественное речевое окружение ребенка, постоянно общение с людьми, имеющими нормальный слух и нормальную речь.

5. В процессе реабилитации используются индивидуальные и групповые занятия, хоровая декламация с музыкальным сопровождением

3.

Дети с нарушением зрения

Ограничение зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

1. Обеспечение «тактильной» наглядности в предметно-практической деятельности (раздаточный материал).

2. Обеспечение обязательности речевого и слухового сопровождения деятельности.

3. В процессе реабилитации используются пластические и ритмические движения с музыкальным сопровождением.

4.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания.

Могут встречаться психические и речевые нарушения, с нарушения функций других анализаторов (зрения, слуха).

Основным условием коррекционной работы при ДЦП является оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи.

5.

Соматически ослабленные дети

Имеют ослабленное соматическое здоровье, часто болеют

Медицинские обследования, психологическое сопровождение, выбор формы получения основного общего образования в соответствии с медицинскими рекомендациями

6.

Дети с нарушениями речи

Имеют нарушения речи, отставание в речевом развитии

Логопедическая коррекция в индивидуальной или групповой форме

7.

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

Агрессивные дети, эмоционально - расторможенные дети (реагируют слишком бурно на происходящие события, выкрикивают), тревожные дети (стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание)

Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы посредством программ внеурочной деятельности и индивидуально-групповой  коррекции

8.

Дети-инвалиды

Имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем

Выбор формы получения основного общего образования в соответствии с медицинскими рекомендациями, безбарьерная среда в ОУ, сопровождение педагога-тьютора

 

 

Условия реализации программы

Организационные условия

В школе создана и продуктивно работает  Комиссия по инклюзивному образованию, в состав которой входят представители администрации, педагогические работники, медицинские работники.

Цель создания Комиссии -  обеспечение качественного введения инклюзивного обучения детей-инвалидов, координация деятельности участников образовательного процесса в школе.   

 Основными полномочиями Комиссии являются

- нормативно-правовое, материально-техническое, организационно-методическое обеспечение функционирования  инклюзивного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

- подготовка предложений  и выработка рекомендаций  по формированию системы инклюзивного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Программа адаптации и социализации детей-инвалидов в условиях общеобразовательной школы «Понимание и поддержка» имеет целью формирование эффективной системы интегративного включения детей-инвалидов в образовательную среду и социум с обеспечением успешной психологической адаптации                                        и  социализации. 

Задачи программы:

- создать условия (кадровые, материально-технические, организационные) для обеспечения комплексной психолого-педагогической адаптации и  социализации детей-инвалидов и их родителей в образовательном пространстве школы;

- обеспечить  детей-инвалидов необходимым комплексом   мероприятий для получения  ими индивидуального уровня образования, соответствующего  психофизиологическим особенностям обучающихся;

- отрегулировать взаимоотношения родителей, детей и педагогов, способствуя формированию толерантности у  всех взаимодействующих сторон образовательного процесса;

- оказать помощь детям-инвалидам в социальной адаптации, самоопределении и самореализации.

 

Материально-технические условия

- Демонтаж запасного выхода 1 этажа (косметический ремонт, замена дверей,                         выравнивание полового покрытия);

- укладка бордюрной плитки, покрытия на крыльце, установка  внешних пандусов при входе в школу;

- замена дверных блоков в учебных кабинетах, туалете, рекреации 1 этажа;

- замена полового покрытия рекреации 1 этажа с укладкой плитки, линолеума;

- парты для занятий детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- оборудование для занятий детей с нарушением зрения, слуха;

- комната релаксации на 2 этаже;

- туалетная комната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- мобильное устройство для подъема по лестнице, с встроенным креслом;

- специализированная система с регулируемой рабочей поверхностью для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- многофункциональный опорный ортопедический комплекс для формирования правильной посадки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- специальная программируемая клавиатура;

- оборудование для сенсомоторной реабилитации и коррекции в классах, реализующих совместное обучение детей с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития;

- аппаратно-программный комплекс для создания доступной среды         в классах, реализующих совместное обучение детей с ОВЗ и лиц,  не имеющих    нарушений развития;

- «сухой» бассейн.

 

Кадровые условия

1 учитель-логопед;

2 педагога-психолога;

1 фельдшер; 

1 врач-педиатр;

2 социальных педагога;

учителя-предметники.

 

Организационно-педагогические условия

- Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – системообразующий орган деятельности по сопровождению детей с ОВЗ в ОУ;

- вариативные формы получения образования (обучение на дому, обучение в классах для детей с ОВЗ VII вида, обучение в общеобразовательных классах по адаптированным программам);

- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

 - формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации;

 применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий,  методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП);

- адаптацию содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

- адаптацию имеющихся или разработку необходимых учебных и дидактических материалов и др.;

- создание условий для адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов урочной и внеурочной деятельности;

- реализация дистанционного обучения.

 

Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса

- учебники, в том числе, учебниками с электронными приложениями, учебно-методическая литература и материалы по всем учебным предметам основной образовательной программы.

-  печатные образовательные ресурсы и ЭОР по  учебным предметам для детей с ОВЗ,

- дополнительная литература, которая включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания для детей с ОВЗ;

- научно-методическая литература по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике для педагогов;

- печатные образовательные ресурсы и ЭОР по формированию «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ для педагогов;

-  дополнительная литература по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ;

- доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ.

 

Ожидаемые результаты

1.      освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования;

2.      создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, наличие соответствующих материально-технических условий);

3.      уменьшение количества обучающихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;

4.      включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с другими организациями;

5.      отсутствие отрицательной динамики  индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ по освоению программ учебных предметов;

6.      повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие врéменные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Программа коррекционной работы основного общего образования в рамках реализации

Программа коррекционной работы основного общего образования в рамках реализации

Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья [1] в освоении основной образовательной программы основного общего образования

Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья [1] в освоении основной образовательной программы основного общего образования

Формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации; 2

Формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации; 2

Содержание программы Диагностическая работа

Содержание программы Диагностическая работа

Ежегодно, в начале учебного года

Ежегодно, в начале учебного года

При написании заявления законными представителямиДиректор, заместитель директора по

При написании заявления законными представителямиДиректор, заместитель директора по

Индивидуально-типологических и психологические особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в классе

Индивидуально-типологических и психологические особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в классе

Программы внеурочной деятельности учитывающих недостатки в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с

Программы внеурочной деятельности учитывающих недостатки в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с

Дети с нарушением слуха

Дети с нарушением слуха

Условия реализации программы

Условия реализации программы

ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития; - аппаратно-программный комплекс для создания доступной среды в классах, реализующих совместное обучение детей с

ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития; - аппаратно-программный комплекс для создания доступной среды в классах, реализующих совместное обучение детей с

Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса - учебники, в том числе, учебниками с электронными приложениями, учебно-методическая литература и материалы по всем учебным предметам основной образовательной…

Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса - учебники, в том числе, учебниками с электронными приложениями, учебно-методическая литература и материалы по всем учебным предметам основной образовательной…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2024