Программа коррекционной работы основного общего образования в рамках реализации ФГОС
Тинина Н.Н., директор, учитель биологии
г. Ярославль, 2024 год
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья[1] в освоении основной образовательной программы основного общего образования.
Программы коррекционной работы основного общего образования и начального общего образования являются преемственными. Программа коррекционной работы основного общего образования обеспечивает:
— создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
— дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.
Цели:
— оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);
— осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ.
- формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи:
1. Выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
2. Определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
3. Осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
4. Разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
5. Обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
6. Формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
7. Расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
8. Развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
9. Реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
10. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).
Содержание программы
Диагностическая работа
Вид работы |
Срок реализации |
Ответственный |
В случае зачисления ребёнка с ОВЗ в ОУ |
||
Наблюдение за течение адаптации, заполнение анкеты (карты) адаптации ребёнка |
При зачислении ребёнка в ОУ (первые 8 недель обучения) |
Классный руководитель |
Изучение личного дела, итоговой успеваемости |
При зачислении ребёнка в ОУ |
Классный руководитель |
Изучение заключения ПМПК, предоставленного законными представителями |
При зачислении в ОУ, после прохождения ПМПК |
Члены ПМПК |
Изучение медицинской карты |
При зачислении в ОУ |
Врач |
Диагностическое обследование психологического развития, особенностей эмоциональной сферы, личностных особенностей; оформление психологического заключения, карты психологического развития |
При зачислении в ОУ |
Педагог-психолог |
Диагностическое обследование речевого развития у обучающихся с нарушениями речи; оформление логопедического заключения, речевой карты |
При зачислении в ОУ |
Учитель-логопед |
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка, беседы с законными представителями, посещение семьи; оформление социально-педагогического заключения, акта обследования социально-бытовых условий |
При зачислении в ОУ |
Социальный педагог, классный руководитель |
В случае обучения ребёнка с ОВЗ в ОУ |
||
Наблюдение за динамикой текущей и итоговой успеваемости, мониторинг учебной успеваемости |
В течение учебной четверти, по итогам четверти, года |
Классный руководитель |
Диагностическое обследование психологического развития, особенностей эмоциональной сферы, личностных особенностей, положения ребёнка в классном коллективе; оформление психологического заключения, карты психологического развития |
Ежегодно, в начале учебного года
|
Педагог-психолог |
Диагностическое обследование речевого развития у обучающихся с нарушениями речи, оформление логопедического заключения, речевой карты |
Ежегодно, в начале учебного года
|
Учитель-логопед |
Медицинское обследование |
Ежегодно, в начале учебного года
|
Врач |
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка, беседы с законными представителями, посещение семьи; оформление социально-педагогического заключения, акта обследования социально-бытовых условий |
1 раз в год |
Социальный педагог, классный руководитель |
В случае первичного выявления обучающихся с ОВЗ в ОУ |
||
Наблюдение за динамикой текущей и итоговой успеваемости, мониторинг учебной успеваемости |
В течение учебной четверти, по итогам четверти, года |
Классный руководитель |
Диагностическое обследование психологического развития у обучающихся, неуспевающих по учебным предметам, требующих направления на ПМПК; оформление психолого-педагогического представления на ПМПК |
По запросу учителя, классного руководителя, учителей-предметников |
Педагог-психолог |
Диагностическое обследование речевого развития у обучающихся, неуспевающих по учебным предметам, требующих направления на ПМПК; оформление психолого-педагогического представления на ПМПК |
По запросу учителя, классного руководителя, учителей-предметников |
Учитель-логопед |
Коррекционно-развивающая работа
Вид работы |
Срок реализации |
Ответственный |
Определение формы получения основного общего образования ребёнком с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК, документами, подтверждающими наличие у ребёнка особых образовательных потребностей |
По представлению законными представителями заключения ПМПК, документов, подтверждающих наличие у ребёнка особых образовательных потребностей |
Директор, заместитель директора по УВР |
Разработка индивидуального учебного плана, включающего урочную, внеурочную и коррекционную деятельности на основании рекомендаций ПМПК, документов, подтверждающих наличие у ребёнка особых образовательных потребностей |
При написании заявления законными представителями |
Директор, заместитель директора по УВР |
Разработка и реализация адаптированных программ по учебным предметам в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка |
В течение учебного года |
Учителя-предметники |
Разработка и реализация программ внеурочной деятельности в соответствии с особыми образовательными потребностями и интересами ребёнка |
В течение учебного года |
Учителя-предметники, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, педагоги-организаторы |
Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка |
В течение учебного года |
Учителя-предметники, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог |
Консультативная работа
Вид работы |
Срок реализации |
Ответственный |
школьный ПМПк
|
|
|
Консультативная помощь педагогам по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
По запросу |
Члены ПМПк |
Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; |
По запросу |
Члены ПМПк |
Консультативная помощь обучающимся, направленная на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями |
По запросу |
Педагог-психолог |
Информационно-просветительская работа
Вид работы |
Срок реализации |
Ответственный |
Родительское собрание «Индивидуально-типологических и психологические особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в классе VII вида» |
2 родительское собрание в 5-ом классе для обучающихся с ОВЗ VII вида |
Зам. дир. по УВР (председатель ПМПк), педагог-психолог |
Информационный стенд «Условия семейного воспитания ребёнка с ОВЗ» |
|
Педагог-психолог, социальный педагог |
Обучающий семинар для педагогов «Технологии педагогической работы с детьми с ОВЗ разных категорий» |
|
Зам. директора по УВР (председатель ПМПк , педагог-психолог, учителя-предметники |
Открытые уроки для педагогов |
|
Учителя-предметники |
Содержание психолого-медико-педагогического обследования детей
Виды обследования |
Содержание обследования |
ответственный
|
Диагностический инструментарий |
Медицинское |
Диагнозы, медицинские показания |
Врач |
Медицинская карта |
Психологическое |
Уровень развития познавательных процессов: памяти, воображения, внимания, мышления, памяти, речи, а так же эмоционально-волевой и мотивационной сфер ребенка |
Педагог-психолог |
ГИТ (5-6 класс); ШТУР (7-9 класс), методика 10 слов Лурия, корректурная проба, ИТДО, РНЖ |
Логопедическое |
Уровень развития речи |
Учитель-логопед |
Методики разного типа |
Педагогическое |
Поведенческие и характерологические особенности |
Классный руководитель |
Наблюдение, собеседование с родителями |
Система индивидуально-ориентированной
коррекционной деятельности
|
Цели и задачи |
Содержание |
Формы |
Урочная деятельность |
Освоение основной образовательной программы основного общего образования |
Адаптированные программы учебных предметов с учётом особых образовательных потребностей детей и категории детей с ОВЗ |
Урок |
Внеурочная деятельность |
Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся |
Программы внеурочной деятельности учитывающих недостатки в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ |
Тренинг, коррекционное занятие |
Внешкольная деятельность |
Социализация обучающихся
|
Организация взаимодействия с социальными партнерами: Центр помощи детям, центр «Развитие» |
Коррекционное занятие |
Характеристика контингента обучающихся с ОВЗ и условия их обучения, развития и воспитания
№ |
Особенности развития (диагноз) |
Психолого-педагогическая характеристика |
Условия обучения, развития и воспитания |
1 |
Дети со смешанным специфическим расстройством психологического развития |
Нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. 1.Снижение работоспособности 2.Системное нарушение речи |
1. Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ученика, сформированным учебным умениями навыкам. 2.Малая наполняемость класса (по СанПиН). 3.Щадящий режим работы (смена видов учебной деятельности) 4. Группа продлённого дня 5. Узкие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед. |
2. |
Дети с нарушением слуха |
Замедленное овладение речью, коммуникативные барьеры и своеобразие развития познавательной сферы |
1. Раннее выявление нарушения слуха и раннее начало реабилитационных мероприятий. 2. Обеспечение достаточной громкости речевых сигналов. 3. Обеспечение интенсивности и систематичности слуховой тренировки, составляющей основу процесса реабилитации. 4. Естественное речевое окружение ребенка, постоянно общение с людьми, имеющими нормальный слух и нормальную речь. 5. В процессе реабилитации используются индивидуальные и групповые занятия, хоровая декламация с музыкальным сопровождением |
3. |
Дети с нарушением зрения |
Ограничение зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. |
1. Обеспечение «тактильной» наглядности в предметно-практической деятельности (раздаточный материал). 2. Обеспечение обязательности речевого и слухового сопровождения деятельности. 3. В процессе реабилитации используются пластические и ритмические движения с музыкальным сопровождением. |
4. |
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата |
Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Могут встречаться психические и речевые нарушения, с нарушения функций других анализаторов (зрения, слуха). |
Основным условием коррекционной работы при ДЦП является оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи. |
5. |
Соматически ослабленные дети |
Имеют ослабленное соматическое здоровье, часто болеют |
Медицинские обследования, психологическое сопровождение, выбор формы получения основного общего образования в соответствии с медицинскими рекомендациями |
6. |
Дети с нарушениями речи |
Имеют нарушения речи, отставание в речевом развитии |
Логопедическая коррекция в индивидуальной или групповой форме |
7. |
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения |
Агрессивные дети, эмоционально - расторможенные дети (реагируют слишком бурно на происходящие события, выкрикивают), тревожные дети (стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание) |
Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы посредством программ внеурочной деятельности и индивидуально-групповой коррекции |
8. |
Дети-инвалиды |
Имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем |
Выбор формы получения основного общего образования в соответствии с медицинскими рекомендациями, безбарьерная среда в ОУ, сопровождение педагога-тьютора |
Условия реализации программы
Организационные условия
В школе создана и продуктивно работает Комиссия по инклюзивному образованию, в состав которой входят представители администрации, педагогические работники, медицинские работники.
Цель создания Комиссии - обеспечение качественного введения инклюзивного обучения детей-инвалидов, координация деятельности участников образовательного процесса в школе.
Основными полномочиями Комиссии являются
- нормативно-правовое, материально-техническое, организационно-методическое обеспечение функционирования инклюзивного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- подготовка предложений и выработка рекомендаций по формированию системы инклюзивного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Программа адаптации и социализации детей-инвалидов в условиях общеобразовательной школы «Понимание и поддержка» имеет целью формирование эффективной системы интегративного включения детей-инвалидов в образовательную среду и социум с обеспечением успешной психологической адаптации и социализации.
Задачи программы:
- создать условия (кадровые, материально-технические, организационные) для обеспечения комплексной психолого-педагогической адаптации и социализации детей-инвалидов и их родителей в образовательном пространстве школы;
- обеспечить детей-инвалидов необходимым комплексом мероприятий для получения ими индивидуального уровня образования, соответствующего психофизиологическим особенностям обучающихся;
- отрегулировать взаимоотношения родителей, детей и педагогов, способствуя формированию толерантности у всех взаимодействующих сторон образовательного процесса;
- оказать помощь детям-инвалидам в социальной адаптации, самоопределении и самореализации.
Материально-технические условия
- Демонтаж запасного выхода 1 этажа (косметический ремонт, замена дверей, выравнивание полового покрытия);
- укладка бордюрной плитки, покрытия на крыльце, установка внешних пандусов при входе в школу;
- замена дверных блоков в учебных кабинетах, туалете, рекреации 1 этажа;
- замена полового покрытия рекреации 1 этажа с укладкой плитки, линолеума;
- парты для занятий детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- оборудование для занятий детей с нарушением зрения, слуха;
- комната релаксации на 2 этаже;
- туалетная комната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- мобильное устройство для подъема по лестнице, с встроенным креслом;
- специализированная система с регулируемой рабочей поверхностью для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- многофункциональный опорный ортопедический комплекс для формирования правильной посадки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- специальная программируемая клавиатура;
- оборудование для сенсомоторной реабилитации и коррекции в классах, реализующих совместное обучение детей с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития;
- аппаратно-программный комплекс для создания доступной среды в классах, реализующих совместное обучение детей с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития;
- «сухой» бассейн.
Кадровые условия
1 учитель-логопед;
2 педагога-психолога;
1 фельдшер;
1 врач-педиатр;
2 социальных педагога;
учителя-предметники.
Организационно-педагогические условия
- Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – системообразующий орган деятельности по сопровождению детей с ОВЗ в ОУ;
- вариативные формы получения образования (обучение на дому, обучение в классах для детей с ОВЗ VII вида, обучение в общеобразовательных классах по адаптированным программам);
- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
- формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации;
применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП);
- адаптацию содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
- адаптацию имеющихся или разработку необходимых учебных и дидактических материалов и др.;
- создание условий для адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов урочной и внеурочной деятельности;
- реализация дистанционного обучения.
Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса
- учебники, в том числе, учебниками с электронными приложениями, учебно-методическая литература и материалы по всем учебным предметам основной образовательной программы.
- печатные образовательные ресурсы и ЭОР по учебным предметам для детей с ОВЗ,
- дополнительная литература, которая включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания для детей с ОВЗ;
- научно-методическая литература по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике для педагогов;
- печатные образовательные ресурсы и ЭОР по формированию «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ для педагогов;
- дополнительная литература по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ;
- доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты
1. освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования;
2. создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, наличие соответствующих материально-технических условий);
3. уменьшение количества обучающихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
4. включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с другими организациями;
5. отсутствие отрицательной динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ по освоению программ учебных предметов;
6. повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие врéменные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.