Программа кружка "Рукоделие"
Оценка 4.9

Программа кружка "Рукоделие"

Оценка 4.9
pdf
18.11.2020
Программа кружка "Рукоделие"
КРУЖОК РУКОДЕЛИЕ.pdf

 

 

Пояснительная записка

 

Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Данная программа предназначена для реализации в ГКОУ «Горбатовская областная общеобразовательная специальная (коррекционная) школаинтернат для глухих и  позднооглохших детей». 

Программа «Рукоделие» ориентирована на самореализацию детей с ОВЗ, детей-инвалидов с нарушениями слуха и детей комплексными нарушениями в развитии в одном из видов декоративно-прикладного творчества – рукоделии: овладении основными технологиями изготовления полезных изделий на основе преобразования различных тканей с помощью «лоскутной техники»; ознакомлении с древним видом рукоделия «вышивка крестом»; обучении создавать игрушки-самоделки из отходов текстильного и швейного производства и ткани, бывшей в употреблении.

       Социализация ребёнка с ограниченными возможностями, нарушениями здоровья и другими проблемами социальной адаптации является одной из теоретически и практически значимой в психологии воспитания, обучения и развития.   

В 2004 году была успешно разработана и апробирована первая программа.  В связи с тем, что увеличивается количество обучающихся со сложными нарушениями в развитии, возникла необходимость внести дополнения и изменения в содержание программы «Рукоделие», убрать изготовление изделий, на которые необходимо большое количество времени.

     Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства. Занятие рукоделием имеет большое воспитательное значение - это одна из форм художественно-эстетического воспитания и профориентации школьников. 

   Привлекает в этой работе относительная дешевизна используемых материалов. Девочка, будущая хозяйка, подготавливается к семейной жизни, учится быть бережливой, практичной, расширяет познания в дальнейшем выборе профессии.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами: 

1.                      Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. 

2.                      Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умения организовать свой досуг. В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир рукоделия, превратить его в предметы быта. Объединение становится для детей творческим домом, пространством созидательного труда, где развиваются их способности, пробуждается фантазия, приобретается мастерство. 

3.                      Возрастными психологическими особенностями школьников. Для его успешного освоения учебного вида деятельности необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в кружке помогают развивать мелкие мышцы кистей рук. Кроме того, вязание позволяет снять эмоциональное напряжение после школы, стрессовое состояние от нагрузок, которыми чревата современная жизнь ребенка. 

Цель программы: обучение  детей с ОВЗ, детей инвалидов с нарушениями слуха и комплексными нарушениями в развитии основам и техникам рукоделия для успешной социализации в обществе.

Для достижения поставленной цели программа имеет следующие основные задачи: 

   Обучающие:  

-        изучение технологии и особенностей выполнения изделий различной степени сложности; 

-        умение пользоваться шаблонами и образцами для выполнения моделей; 

-        овладение методами и приемами самостоятельной работы; 

-        освоение правил безопасной работы с инструментами и материалами.  Развивающие:

-        развитие речи и слухового восприятия обучающихся, обогащение словаря;

-        развитие усидчивости, аккуратности, внимания, моторных навыков; 

-        развитие творческого мышления и добросовестного отношения к работе; 

-        развитие эстетического вкуса. 

    Воспитательные:  

-        формирование интереса обучающихся к рукоделию; 

-        воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, взаимовыручки и взаимопомощи; 

-        воспитание упорства в достижении желаемых результатов; 

-        воспитание на лучших традициях женского рукоделия.

 

  Программа «Рукоделие» носит практико-ориентированный характер. Она способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых умений и навыков, но и способствует развитию личностного и творческого потенциала обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности. 

В результате освоения программы обучающиеся научатся самостоятельно выполнять изделия в выбранной технике, применяя полученные знания и умения, пользоваться литературой и использовать компьютерные технологии  приобщиться к богатому культурному наследию, созданному нашим народом, обогатиться нравственно и духовно. 

Образовательная программа «Рукоделие» предназначена для детей с ОВЗ, детей инвалидов с нарушениями слуха и комплексными нарушениями в развитии. Программа рассчитана на 1 год обучения. 

Режим занятий: 1,5 часа с перерывом в 15 мин. в неделю, 35 занятий в год. 

       Предусмотрена групповая форма проведения занятия. Образовательная программа «Рукоделие»        предполагает,      что    группы       могут          быть разновозрастными с разноуровневой подготовленностью детей. Разный уровень подготовки позволяет разбить коллектив на пары «ученик-учитель».         

Для каждого занятия подбираются варианты заданий (для детей с опережающим развитием они    усложняются,      для    отстающих          дается упрощенный вариант). Это необходимо для того, чтобы интерес к творчеству не угасал и ребенок был избавлен от ненужных переживаний из-за неудач.

          

Структура программы

 

1 год обучения знакомство с материалом, правилами работы; знакомство с простейшими технологическими картами. Практическая деятельность носит репродуктивный характер с элементами самостоятельной работы. Наиболее привлекательным видом рукоделия является вышивание крестиком и пошив мягких игрушек. 

В организации занятий выделяются следующие этапы работы:  

-   организационная часть, 

-   вступительная часть (повторно-мотивационная),  - основная часть (теоретический и практический этапы), 

-   заключительная часть (подведение итогов). 

 

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются следующие методы обучения:  

1)            Словесные методы (объяснение, беседа, консультация, диалог). 

2)            Методы практической работы (пошив изделий, вышивание картинок, подготовка и участие в выставках). 

 

Дидактическое обеспечение:  

1)  наглядные пособия; 

2)  образцы изделий; 

3)  изделия, изготовленные учащимися; 

4)  литература по рукоделию; 

5)  схемы изготовления изделий; 

6)  инструкционные карты; 

7)  дидактические карточки;  8) индивидуальные карточки. 

 

Оценивание результатов проходит на итоговых занятиях кружка, на школьных выставках, на городских, районных, областных выставках.

Метод наблюдения  на начальном этапе обучения позволяет определить уровень готовности обучающегося к занятиям вязанием. В связи с этим особое значение имеют первые занятия, на которых педагог определяет степень усвоения материала, психофизические особенности детей, степень развития моторики. Обладание этими данными позволяет выстроить определенную схему работы с каждым обучающимся в отдельности. Одним из условий реализации процесса обучения является его гибкость, возможность варьирования программы. В ходе обучения дети могут выполнить изделия по своему выбору. 

 

Ожидаемые результаты: К концу обучения дети должны  знать:

-        организацию работ во время дополнительного занятия, 

-        организацию рабочего места, 

-        названия материалов и их видов, 

-        названия и основные технологии работы с различными видами ткани,  

-        порядок выполнения технологических операций,  

-        правила по обработке материала, 

-        правила культуры труда и безопасной работы с инструментами.

 

       уметь

-        организовывать свое рабочее место, 

-        выполнять обработку материалов простейшими инструментами, 

-        соблюдать правила безопасности при работе, 

-        работать по плану, 

-        контролировать себя с учетом требований к качеству изделия, 

-        использовать отходы текстильного и швейного производства, ткань, бывшую в употреблении, 

-        экономно производить разметку материалов.

 

Материально-техническая база:

Оборудование: швейная машина, утюг.

Основные инструменты и приспособления: иглы различного размера (№7-8), портновские булавки, наперстки, ножницы, нож для распарывания, колесикорезец, пластиковая подложка, линейка, карандаши.

Материалы: различные лоскуты ткани, меха, бисер, бумага, картон, нитки армированные, простые, мулине и др., леска, проволока, вата, синтепон, пуговицы.

Содержание программы обучения

 

Вводное занятие (1 ч.)  

Теория. Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Ознакомительная беседа. Общая характеристика учебного процесса. Правила безопасности труда на занятиях. Демонстрация образцов изделий. 

 

Тема 1.  Выполнение мозаики из полос, аппликация  (подставка под горячие блюда) (6 ч.)

Теория. Образцы готовых изделий. Подготовка материалов к работе (определение прочности окраски; стирка и накрахмаливание тканей; подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку).

Практика. Изготовление шаблонов для раскроя элементов орнамента. Соединение деталей лоскутной мозаики между собой. Окончательная отделка изделия.

 

Тема 2.  Вышивка бисером картины «Цветы» (8 ч.)

Теория. Образцы готовых изделий. Подбор бисера и ниток для вышивания. Знакомство с техникой вышивки бисером. 

Практика. Вышивка бисером. Утюжка изделия. Оформление картинки в рамку.

 

Тема 3.  Изготовление мягких игрушек (6 ч.)

Теория. Образцы готовых изделий. Подбор материалов: ниток  и ткани, пуговиц для глаз, декоративных элементов. 

Практика. Изготовление выкройки. Раскрой деталей. Заготовка мелких деталей. Соединение основных деталей. Набивка и утяжка.

 

Тема 4.  Вышивка картинок «Зверята» крестиком (6 ч.)

Теория. Образцы готовых изделий. Подбор ниток для вышивания. Знакомство с техникой вышивки «крест». 

Практика. Вышивка крестиком. Утюжка изделия. Оформление картинки в рамку.

 

Тема 5.  Плетение бисером (8 ч.)

Теория. Образцы готовых изделий. Подбор бисера и проволоки для плетения. Знакомство с техникой плетения бисером. 

Практика. Изготовление схем листьев и лепестков различной формы и размеров. Плетение бисером.

 

Оценка и контроль результатов.  

Проверка теоретических знаний. 

Беседа «Моя лучшая работа».  Итоговое занятие.  

Организация выставки лучших работ учащихся. Подведение итогов. Планирование мероприятий на следующий учебный год.

 

Учебно-тематический план 

 

 

 

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Теорет. (час)

Практ. (час)

1.

 

 

 

2.

 

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

Организация труда и рабочего места.

Правила безопасности труда на кружке

«Рукоделие»

 

 Выполнение мозаики из полос, аппликация

(подставка под горячие блюда) 

 

Вышивка бисером картины «Цветы» 

 

Изготовление мягких игрушек 

 

Вышивка картинок «Зверята» крестиком 

 

Плетение бисером  

 

1

 

 

 

6

 

8

 

6

 

6

 

8

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

-

 

 

 

5

 

6

 

5

 

5

 

7

 

 

 

Итого:

 

35

 

6

 

29

 

 

Список литературы

1.     Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М., 1993г. Деревянко Н.С., Трошкова А.Ю. Мягкая игрушка: Игрушки в подарок. – М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2004.

2.     Еременко Т.И. Иголка-волшебница: Кн. для учащихся 5 – 8 кл. сред.

шк. – М.: Просвещение, 1988г.

3.     Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. – М.: Издательский Дом МСП, 2004.

4.     Нигель О.И. Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебнометодическое пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2004.

5.     Овчинникова О. Н. "Приемы изготовления изделий в лоскутной технике", 2001.

6.     Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка.- М., 1999г.

7.     Схемы для вышивки.

8.     Схемы для бисероплетения.

9.     Журналы «Лоскутная техника».

Пояснительная записка Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным

Пояснительная записка Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным

Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности

Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности

Программа «Рукоделие» носит практико-ориентированный характер

Программа «Рукоделие» носит практико-ориентированный характер

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются следующие методы обучения: 1)

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются следующие методы обучения: 1)

Материально-техническая база:

Материально-техническая база:

Тема 3. Изготовление мягких игрушек (6 ч

Тема 3. Изготовление мягких игрушек (6 ч

Организация труда и рабочего места

Организация труда и рабочего места
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2020