МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 71»
630010, г. Новосибирск, 3-й Почтовый переулок, дом № 21,
Телефон/факс: 240-08-55, e-mail: sch_71_nsk@nios.ru
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей /___________/ Мартынова Н.Ю. Протокол № _____ От « » __________2020 г. |
Согласовано Заместитель директора по УВР /_______/ Баранникова Т.Е. От « » _________ 2020 г. |
Утверждаю Директор школы /________/ Серафимов А.А. Приказ № _________ От « » ____________ 2020 г.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
КРУЖОК «РУКОДЕЛЬНИЦА»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-15 ЛЕТ
5-8 классы
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Срок реализации программы 3 года
Учитель технологии:
Мартынова Наталья Юрьевна
г. Новосибирск
2020-2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Рукодельница» разработана для занятий с учащимися 5-8 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Творческая мастерская» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5-8 классов технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Рукодельница» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку, как можно более полно представить место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия декоративно-прикладным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО, технологии, музыки и т.п.
Системно-деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Рукодельница» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-творческой, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (презентации, рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках, интернете.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа индивидуальная, в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у детей устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того, чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы в место заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Содержание программы составлено на 34 часа (1 час в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «РУКОДЕЛЬНИЦА»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности или неуспешности в творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ |
Тема занятия |
Необходимые материалы |
Дата |
Бумажная страна |
|||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Закладка для книги. Техника плетения из полосок бумаги. |
Цветная бумага, ножницы, клей. |
18.11 |
2 |
Закладка для книги. Техника сложения. Уголок на страницу. |
Цветная бумага, ножницы, клей, скрепка. |
25.11 |
3 |
Аппликация «Городец» |
Цветная бумага, ножницы, клей. |
02.12 |
4 |
Аппликация с элементами оригами. Цветущее дерево. |
Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей. |
09.12 |
5 |
Аппликация с элементами оригами. Попугай в тропиках. |
Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей. |
16.12 |
6 |
Плетеная корзинка из бумаги. |
Газеты, клей, ножницы |
23.12 |
7 |
Подарочная коробочка в технике оригами. |
Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей. |
20.01 |
8 |
Аппликация «Гжель» |
Газета, клей, цветная бумага, ножницы |
27.01 |
Канзаши – творчество из шёлковых лент |
|||
9 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Что такое канзаши? |
|
03.02 |
10 |
Инструменты и материалы для канзаши. Острый одноцветный лепесток. |
Шёлковые ленты шириной 5см разных расцветок, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
10.02. |
11 |
Острый двуцветный лепесток. Составление цветочных элементов. |
Шёлковые ленты шириной 5см разных расцветок, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
17.02. |
12 |
Круглый одноцветный лепесток. Составление цветочных элементов. |
Шёлковые ленты шириной 5см разных расцветок, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
24.02 |
13 |
Круглый двуцветный лепесток. Составление цветочных элементов. |
Шёлковые ленты шириной 5см разных расцветок, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
03.03 |
14 |
Изготовление зелёных листьев разными способами. Составление цветочных узоров. |
Шёлковые ленты шириной 5см разных расцветок, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
10.03 |
15 |
Изготовление цветочных узоров. |
Шёлковые ленты шириной 5см разных расцветок, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
17.03 |
16 |
Изготовление цветочных узоров. |
Шёлковые ленты шириной 5см разных расцветок, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
|
17 |
Изготовление цветочных узоров. |
Шёлковые ленты шириной 5см разных расцветок, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
|
18 |
Изготовление украшений в стиле «Канзаши». |
Шёлковые ленты шириной 5см разных расцветок, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
24.03 |
19 |
Изготовление украшений в стиле «Канзаши». |
Шёлковые ленты шириной 5см разных расцветок, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
31.03 |
20 |
Изготовление украшений в стиле «Канзаши». |
Шёлковые ленты шириной 5см разных расцветок, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
|
21 |
Изготовление украшений в стиле «Канзаши». |
Шёлковые ленты шириной 5см разных расцветок, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
|
22 |
Изготовление украшений в стиле «Канзаши». |
Шёлковые ленты шириной 5см разных расцветок, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
|
23 |
Изготовление украшений в стиле «Канзаши». |
Шёлковые ленты шириной 5см разных расцветок, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
|
Квиллинг – искусство бумагокручения |
|||
24 |
Цветочная композиция - открытка. |
Цветная бумага, клей, ножницы. |
07.04 |
25 |
Цветочная композиция - открытка. |
Цветная бумага, клей, ножницы. |
|
26 |
Цветочная композиция - открытка. |
Цветная бумага, клей, ножницы. |
|
Канзаши – творчество из шёлковых лент |
|||
27 |
Изготовление нагрудных украшений к 9 Маю. |
Георгиевская ленточка, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
14.04
|
28 |
Изготовление нагрудных украшений к 9 Маю. |
Георгиевская ленточка, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
21.04 |
29 |
Изготовление нагрудных украшений к 9 Маю. |
Георгиевская ленточка, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
|
30 |
Изготовление нагрудных украшений к 9 Маю. |
Георгиевская ленточка, ножницы, свеча, горячий клей, бусины и крупный бисер. |
|
Поделки из бросового материала |
|||
31 |
Панно из компакт - дисков |
Клей ПВА, гуашь, картон. |
28.04 |
32 |
Морской мир. Лепка на диске. |
Компакт-диск, пластилин, пайетки. |
12.05 |
33 |
Животные из пластиковых бутылок |
Пластиковые бутылки, гуашь, клей ПВА, ножницы. |
19.05 |
34 |
Животные из пластиковых бутылок |
Пластиковые бутылки, гуашь, клей ПВА, ножницы. |
26.05 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ |
Тема занятия |
Необходимые материалы |
Дата |
Поделки из фетра. |
|||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
|
|
2 |
Поделки из фетра. Что такое фетр? Инструменты и материалы необходимые для работы. |
Фетр, ножницы, игла, нитки «ирис», вата или синтепон, бусины, пайетки. |
|
3 |
Выбор модели игрушки. Подготовка выкройки из фетра. |
Фетр, ножницы, игла, нитки «ирис», вата или синтепон, бусины, пайетки. |
|
4 |
Изготовление из фетра игрушки (сшивание выкроек). |
Фетр, ножницы, игла, нитки «ирис», вата или синтепон, бусины, пайетки. |
|
5 |
Продолжение работы. Изготовление из фетра игрушки. |
Фетр, ножницы, игла, нитки «ирис», вата или синтепон, бусины, пайетки. |
|
6 |
Изготовление выкройки из фетра для «Зайки» или «Мишки». |
Фетр, ножницы, игла, нитки «ирис», вата или синтепон, бусины, пайетки. |
|
7 |
Изготовление из фетра «Зайки» или «Мишки». |
Фетр, ножницы, игла, нитки «ирис», вата или синтепон, бусины, пайетки. |
|
8 |
Продолжение работы. Изготовление из фетра «Зайки» или «Мишки». |
Фетр, ножницы, игла, нитки «ирис», вата или синтепон, бусины, пайетки. |
|
9 |
Новогодние украшения из фетра. |
Фетр, ножницы, игла, нитки «ирис», вата или синтепон, бусины, пайетки. |
|
10 |
Изготовление выкроек из фетра для новогодних украшений. |
Фетр, ножницы, игла, нитки «ирис», вата или синтепон, бусины, пайетки. |
|
11 |
Изготовление из фетра, бусин и пайеток украшений (пришивание). |
Фетр, ножницы, игла, нитки «ирис», вата или синтепон, бусины, пайетки. |
|
12 |
Изготовление новогодних украшений из фетра «Ёлочка». |
Фетр, ножницы, игла, нитки «ирис», вата или синтепон, бусины, пайетки. |
|
13 |
Изготовление новогодних украшений из фетра «Домик». |
Фетр, ножницы, игла, нитки «ирис», вата или синтепон, бусины, пайетки. |
|
14 |
Изготовление новогодних украшений из фетра «Дед Мороз». |
Фетр, ножницы, игла, нитки «ирис», вата или синтепон, бусины, пайетки. |
|
15 |
Изготовление новогодних украшений из фетра на выбор (по желанию) |
Фетр, ножницы, игла, нитки «ирис», вата или синтепон, бусины, пайетки. |
|
Скрапбукинг – искусство оформления альбомов, открыток, фотографий… |
|||
16 |
Что такое скрапбукинг?
|
|
|
17 |
Инструктаж по технике безопасности. Материалы, инструменты и принадлежности. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
18 |
Подбор материалов для изготовления фоторамки в стиле скрапбукинг. Продумывание и создание композиции. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
19 |
Изготовление фоторамки в стиле скрапбукинг. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
20 |
Изготовление фоторамки в стиле скрапбукинг. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
21 |
Изготовление фоторамки в стиле скрапбукинг. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
22 |
Подбор материалов для изготовления открытки в стиле скрапбукинг. Продумывание и создание композиции. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
23 |
Изготовление открытки в стиле скрапбукинг к 8 Марта. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
24 |
Изготовление открытки в стиле скрапбукинг к 8 Марта. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
25 |
Изготовление открытки в стиле скрапбукинг к 8 Марта. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
26 |
Подбор материалов для изготовления открытки в стиле скрапбукинг. Продумывание и создание композиции. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
27 |
Изготовление открытки в стиле скрапбукинг к Дню Победы. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
28 |
Изготовление открытки в стиле скрапбукинг к Дню Победы. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
29 |
Изготовление открытки в стиле скрапбукинг к Дню Победы. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
30 |
Подбор материалов для изготовления шкатулки в стиле скрапбукинг. Продумывание и создание композиции. |
Ножницы, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
31 |
Изготовление шкатулки в стиле скрапбукинг. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
32 |
Изготовление шкатулки в стиле скрапбукинг. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
33 |
Изготовление шкатулки в стиле скрапбукинг. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
34 |
Изготовление шкатулки в стиле скрапбукинг. |
Ножницы, клей, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, вырезки из журналов или открыток, декор. скотч, ленты, кружево, пуговицы и т.п. |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ |
Тема занятия |
Необходимые материалы |
Дата |
Поделки из ткани |
|||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
|
|
2 |
Поделки из ткани. Что такое лоскутное шитьё? Инструменты и материалы необходимые для работы. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон, бусины, пайетки, ленты. |
|
3 |
Выбор модели игольницы. Подготовка выкройки. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон, бусины, пайетки, ленты. |
|
4 |
Изготовление игольницы (сшивание выкроек). |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон, бусины, пайетки, ленты. |
|
5 |
Продолжение работы. Изготовление игольницы. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон, бусины, пайетки, ленты. |
|
6 |
Выбор модели подушки-игрушки. Изготовление выкройки. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон, бусины, пайетки, ленты. |
|
7 |
Изготовление подушки-игрушки. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон, бусины, пайетки, ленты. |
|
8 |
Продолжение работы. Изготовление подушки-игрушки. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон, бусины, пайетки, ленты. |
|
9 |
Продолжение работы. Изготовление подушки-игрушки. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон, бусины, пайетки, ленты. |
|
10 |
Продолжение работы. Изготовление подушки-игрушки. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон, бусины, пайетки, ленты. |
|
11 |
Продолжение работы. Изготовление подушки-игрушки. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон, бусины, пайетки, ленты. |
|
12 |
Выбор модели мягкой игрушки. Изготовление выкройки. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон. |
|
13 |
Изготовление мягкой игрушки. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон. |
|
14 |
Продолжение работы. Изготовление мягкой игрушки. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон. |
|
15 |
Продолжение работы. Изготовление мягкой игрушки. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон. |
|
16 |
Продолжение работы. Изготовление мягкой игрушки. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон. |
|
17 |
Продолжение работы. Изготовление мягкой игрушки. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон. |
|
18 |
Продолжение работы. Изготовление мягкой игрушки. |
Ткань, ножницы, игла, нитки, вата или синтепон. |
|
Декупаж – креативная техника для хобби и творчества |
|||
19 |
Что такое декупаж? |
|
|
20 |
Инструктаж по технике безопасности. Материалы, инструменты и принадлежности для декупажа. |
Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, кружево, гаушевые или акриловые краски, кисти, лак. |
|
21 |
Подбор материалов для изготовления кашпо под цветы. Продумывание и создание композиции. |
Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, кружево, гаушевые или акриловые краски, кисти, лак. |
|
22 |
Изготовление кашпо под цветы. |
Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, кружево, гаушевые или акриловые краски, кисти, лак. |
|
23 |
Изготовление кашпо под цветы. |
Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, кружево, гаушевые или акриловые краски, кисти, лак. |
|
24 |
Изготовление кашпо под цветы. |
Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, кружево, гаушевые или акриловые краски, кисти, лак. |
|
25 |
Подбор материалов для изготовления открытки в стиле декупаж. Продумывание и создание композиции. |
Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, кружево, гаушевые или акриловые краски, кисти, лак. |
|
26 |
Изготовление открытки в стиле декупаж к 9 Мая. |
Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, кружево, гаушевые или акриловые краски, кисти, лак. |
|
27 |
Изготовление открытки в стиле декупаж к 9 Мая. |
Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, кружево, гаушевые или акриловые краски, кисти, лак. |
|
28 |
Изготовление открытки в стиле декупаж к 9 Мая. |
Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, кружево, гаушевые или акриловые краски, кисти, лак. |
|
29 |
Изготовление открытки в стиле декупаж к 9 Мая. |
Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, кружево, гаушевые или акриловые краски, кисти, лак. |
|
30 |
Подбор материалов для изготовления шкатулки в стиле декупаж. Продумывание и создание композиции. |
Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, кружево, гаушевые или акриловые краски, кисти, лак. |
|
31 |
Изготовление шкатулки в стиле декупаж. |
Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, кружево, гаушевые или акриловые краски, кисти, лак. |
|
32 |
Изготовление шкатулки в стиле декупаж. |
Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, кружево, гаушевые или акриловые краски, кисти, лак. |
|
33 |
Изготовление шкатулки в стиле декупаж. |
Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, кружево, гаушевые или акриловые краски, кисти, лак. |
|
34 |
Изготовление шкатулки в стиле декупаж. |
Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картон, стразы, наклейки, кружево, гаушевые или акриловые краски, кисти, лак. |
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для индивидуальной или коллективной работы на занятиях используется компьютер. В качестве иллюстративного материала на некоторых занятиях используется фото и текстовая информация, хранящаяся на компакт-дисках, по следующим темам:
· История искусства декорирования,
· Современные техники художественных изделий из бумаги,
· Поделки из ткани и фетра,
· Декупаж – креативная техника для хобби и творчества
· Мастер-классы с поэтапным иллюстрированным описанием технологического процесса по темам программы.
Структура занятий.
Развитие творческого потенциала – это длительный процесс, который направлен на развитие личности ребенка в целом, поэтому творческие задания включают в себя всю систему познавательных действий: восприятие, мышление, воображение, память. Исходя из этого, основным видом занятий являются практические занятия, включающие следующие компоненты(этапы):
1. Начало занятия (сообщение темы).
2. Сообщение познавательных сведений, постановка задач и обдумывание плана действий по их решению.
3. Практическая работа (выполнение творческих заданий),
4. Заключительная часть (подведение итогов). Время на занятии распределяется примерно следующим образом:
1. Вводный инструктаж - 10 % времени занятия.
2. Сообщение познавательных сведений - 25 % времени занятия.
3. Практическая работа и текущий инструктаж - 50% времени занятия.
4. Заключительная часть: подведение итогов, уборка рабочего места - 15 % времени занятия.
Необходимым видом практических занятий, используемым для обучения детей, являются домашние задания.
Контрольными видами занятий являются диагностика ЗУН и занятия по подготовке и проведению выставок.
В ходе работы с детьми используется методика уровневого дифференцированного обучения: теоретический материал излагается одинаково, в форме, доступной для детей 12 так и 16 лет.
Для практической работы предлагаются задания по выбору разных уровней сложности, соответствующих разным возрастным группам. При выполнении практических заданий, связанных с использованием колющих, режущих инструментов проводится ТБ. Практически все дети осваивают базовый уровень знаний, в связи с этим повышается познавательный интерес учащихся, уверенность в своих силах, а самооценка детей становится более реальная.
В процессе самостоятельной учебно-творческой работы ребенок выполняет тренировочные упражнения, далее работает над созданием законченной композиции.
Для развития творческих способностей используется метод творческого задания по разработке композиции на заданную тему, определению и разработке выставочной темы и реализации ее в процессе работы над композицией, оформлению готовых работ и тематических выставок.
Общие требования к проведению практических занятий:
1. Соблюдение норм техники безопасности.
2. Использование иллюстративного материала и наглядных пособий.
3. Использование дидактического принципа «от простого к сложному».
4. Создание эмоционально-благоприятной обстановки для ребенка на занятиях.
При реализации программы используются:
1. Мастер-классы по темам программы.
2. Дидактические материалы:
- Инструкционные карты.
- Аналоговый материал (образцы выполняемых работ, тематические подборки литературы, тематические подборки фотоматериалов, демонстрационный материал (плакаты, наглядные пособия, иллюстрации)).
- Различный раздаточный материал (шаблоны, образцы рисунков разных уровней сложности, трафареты, карточки с заданиями, тесты).
3. Наглядные пособия:
- «Работа с фетром»;
4. Презентации
- «Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами»;
- «Цветовой круг»;
- «История декорирования»;
- «Виды декупажа».
Формы организации и проведения занятий |
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса |
Дидактический материал, техническое оснащение занятий |
Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
Форма организации детей на занятии: · Фронтальная · Групповая · Индивидуальная |
Словесные: · Объяснение · Рассказ · Беседа · Работа с книгой · Инструктаж |
Методические пособия для педагога: · Методическая литература по программе · Справочные материалы · Тематические подборки изделий · Конспекты занятий |
Входной контроль (выявление первоначальных представлений): · Тестирование · Пробное выполнение элементарных упражнений |
Формы проведения занятий: · Практическое занятие по отработке умений и навыков · Творческая работа · Викторина · Занятие-игра · Экскурсия · Посещение выставок и концертов · Мастер-класс · Комбинированные занятия |
Наглядные: · Демонстрация (иллюстраций, видеоматериалов, слайдов, фотоматериала) · Показ педагогом · образца выполнения задания · Работа по инструкционным картам и раздаточному материалу |
Методические подборки для учащихся: · Задания репродуктивного и творческого характера · Тематические подборки (дизайн, витражная роспись, сувениры) |
Текущий контроль (по итогам каждого занятия, или по итогам прохождения темы): · Наблюдение · Самостоятельная работа · Выполнение работ по образцам |
|
Практические: · Наблюдение · Практическое задание · Самостоятельная работа · Упражнение · Моделирование |
Средства обучения: · Образцы готовых изделий · Картины · Плакаты · Иллюстрации · Фотографии · Раздаточный материал · Дидактический материал · DVD и CD-диски с презентациями, мастер-классами, интересными идеями и т.д.) · мультимедиа-аппаратура, DVD и CD-проигрыватели, компьютер с доступом в Интернет · Выполнение работы по собственным эскизам · Выставка внутри объединения |
Промежуточный контроль (тестирование по итогам прохождения нескольких тем, по итогам полугодия): · Самостоятельная работа |
|
Методы проблемного обучения: Самостоятельная разработка идеи, изделия |
|
Итоговый контроль · Итоговое тестирование · Участие в выставках, конкурсах и конференциях |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Требования к учебному кабинету
Площадь учебного кабинета должна быть не менее 50 кв. м. Кабинет должен хорошо освещаться и проветриваться, необходимо также дополнительное освещение каждого рабочего места. В кабинете, кроме рабочих столов и стульев, должны находиться шкафы для хранения используемых постоянно инструментов и расходных материалов, учебной литературы и иллюстративных материалов. Желательно, чтобы шкафы имели открытые или застекленные отделения для оформления постоянно действующей выставки, составленной из небольших готовых образцов изделий.
В кабинете должны быть шкафы для сушки витражных изделий с большим количеством полок и вентиляционными отверстиями.
2. Оборудование:
- настольные электролампы - 4 - 5 шт.;
- компьютер и МФУ (сканер, принтер, копир);
3. Материалы и инструменты
Инструменты для обработки различных материалов:
- ножницы,
- линейки металлические,
- ножи канцелярские,
- кисти,
Расходные материалы:
- цветная бумага, картон, калька, газеты, салфетки для декупажа,
- клей ПВА, горячий клей,
- шёлковые ленты шириной 5см разных расцветок,
- свеча,
- бусины, крупный бисер, стразы, пайетки, пуговицы
- наклейки, вырезки из журналов или открыток
- пластиковые заготовки, бутылки, СД-диски
- декоративный скотч
- кружево, шпагат
- ткань, фетр
- иглы и нитки
- вата или синтепон
- гуашь, акварель, акриловые, воднодисперсионные, витражные краски
- лак.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагогов:
1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. - М.: Амрита, 2012.
2. Калинкин, С. М. Личностно-ориентированные технологии обучения: [Электронный ресурс] / С. М. Калинкин. – Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/lichnostnoorientirovannye-tehnologii-obucheniya. - 29.11.2013.
3. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008.
4. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей». – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.
5. Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности. - М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2005.
6. Иттен И. Искусство цвета. – М.: Издатель Д. Аронов, 2004.
7. Новосёлова Н.Б. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей. // Методист. – 2007. № 8 – С. 28 - 32.
8. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Литература, рекомендованная учащимся для чтения:
1. Декоративные панно. – М.: Арт-Родник, 2007.
2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – М.: Титул, 1999.
3. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – М.: Титул, 1999.
4. Скиннер К. Декоративные поверхности. – М.: Арт-родник, 2007.
5. Стармер А. Цвет. Энциклопедия. – М.: Арт-родник, 2007.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.