«Рассмотрена» На заседании методического объединения
Протокол № _______________
От «___» ____________ 20__г. |
«Согласовано» Зам. директора по УВР
___________ Галаджун И.С.
От «___» _________ 20__г. |
«Утверждаю» Директор школы
_________Филатова С.В.
От «___» _________ 20__г.
|
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа
Кружок
Программа дополнительного образования
для учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ
Гудым Екатерина Григорьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 68
г. Хабаровск
2020г.
Пояснительная записка
«Русский язык – явление необычайно загадочное, постоянно меняющееся, заставляющее думать» - писал лингвист М.В. Панов более 20 лет назад, но то же можно повторить и сегодня.
Как же учить русскому языку, чтобы дети почувствовали, что им действительно открывается «явление необычайно загадочное», чтобы, изучая язык, они учились думать, самостоятельно работать с учебной книгой, пользоваться словарями, справочниками? Как помочь пишущему ученику научиться избегать ошибок? Подобные вопросы задают многие учителя. При этом время делает такие вопросы все более и более актуальными.
Причиной создания данной программы стало то, что современные требования к обучению русскому языку состоят не только в том, чтобы выработать у обучающихся орфографические навыки, но и в том, чтобы всесторонне изучать язык, развивать речь детей в широком смысле слова, знакомить их со всеми сторонами русской речи: фонетической, лексической, грамматической. В программе взят курс на повышение культуры речи, на повышение интереса к изучению языка, на этимологию слова, которая способствует развитию орфографической зоркости; на обогащение словарного запаса детей. Ведь словарная работа на уроках русского языка в начальной школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть первоосновной, на которой строятся занятия по русскому языку.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания.
В школьных программах по русскому языку придается большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку. Внеклассная работа должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Внеклассные занятия ориентируют на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ребенку возможность увидеть, как живет слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая внеклассные занятия с уроками русского языка, литературы, развития речи, обогатить знания детей о слове.
Данная программа составлена на основе:
1. Программы Л.Ф. Климановой «Введение в словесность»
2. Коммуникативно-ориентированного курса русского языка. Авторы Л.Я. Желтовская, А.Ю. Купалова.
3. «Внеклассные занятия по русскому языку» Н.Н. Ушаков
4. «Наш родной язык» Л.А. Введенская, Р.Я. Саакьян
5. «Работа над трудными словами» В.П. Канакина
6. «Превращение слов» А.В. Полякова
7. «К тайнам слова» Е.М. Елизарова
Программа рассчитана на три года обучения по 34 часа ежегодно.
Работа на занятиях кружка направлена не на сообщение теоретических знаний, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Изучение языка организовано как развивающая коммуникативно-познавательная деятельность обучающихся, которая раскрывает знаковую природу языка.
1. Коммуникативная направленность курса обеспечивает:
Ø Реализация основной функции языка - быть средством общения.
Ø Формирование умений ориентироваться в ситуации общения.
Ø Знакомство с различными общения, среди которых язык – главное.
2. Познавательная ориентация курса обеспечивает:
Ø Усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, реализующего другую важную функцию языка – функцию отражения, функцию познания;
Ø Формирование языкового мышления, опирающегося на образное и логическое мышление.
3. Использование в обучении языку семиотического принципа дает возможность раскрыть язык как знаковую систему особого рода.
Указанные принципы построения курса ориентированы на всестороннее изучение языка.
Основная цель данного курса – вызвать интерес к изучению родного языка, способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала; способствовать развитию речи; совершенствовать у них навыки лингвистического анализа.
Задачи:
1. Развитие интереса к изучению тайн русского языка.
2. Воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
3. Углубление уже имеющихся знаний о лексике.
4. Способствовать развитию творческого потенциала и обогащению словарного запаса у обучающихся
5. Обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и познания окружающего мира на основе использования структурно-семантических моделей, коммуникативно-значимых ситуаций и текстов различной стилистической и функциональной направленности.
6. Формирование языкового мышления обучающихся, опирающегося на образное и логическое мышление.
Занятия в кружке позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка, дать возможность одаренным детям раскрыть свой потенциал.
В каждом классе можно выделить ведущие направления:
2 класс – наблюдение над звуковой стороной слова и тематическая группировка слов; значение слов; способности слова иметь не одно, а несколько значений.
3 класс – знакомство с происхождением слов, с отмиранием одних и появлением новых слов.
4 класс – знакомство с паронимами, архаизмами, фразеологизмами, пословицами.
Практические задания во всех классах имеют также в виду обогащение словаря и развитие речи учащихся. Большая часть заданий опирается на связные тексты (рассказы, сказки, загадки, стихи), что вытекает их основной задачи работы над словом: показать, как живет слово в тексте.
Упражнения различны по характеру:
Ø Распределить слова по темам
Ø Сгруппировать слова на основе общности какого-нибудь признака
Ø Заменить в тексте одно слово другим, сходным или противоположным по значению
Ø Устранить однообразие слов в тексте
Ø Заменить устойчивые сочетания слов одним словом и наоборот
Ø Вставить подходящие по смыслу слова в предложения
На основе знаний о языке формируются следующие умения и навыки:
Лексические :
Ø Быстро вызывать в памяти и отбирать слова и выражения наиболее точно соответствующие замыслу высказывания
Ø Обогащать свой словарный запас.
Ø Осмысленно относиться к явлениям синонимии, антонимии, многозначности лексических средств языка, употреблению слов с переносном значении
Грамматические умения и навыки:
Ø Понимать языковые значения и речевые функции грамматических средств языка в создании высказывания;
Ø Владеть нормами словоизменения, сочетания слов, построении предложений
Иметь представление:
Ø Об основных терминах, связанных с лексикой
Знать:
Ø Откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения; термины и понятия; пословицы, поговорки и загадки
Уметь:
Ø Правильно употреблять изученные слова в речи
Ø Подбирать синонимы и антонимы
Ø Различать слова – паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
Содержание программы
2 класс (34 часа).
Программный материал делится на три блока: фонетика, слово, речь.
Фонетика - 10 часов
ü Наблюдение над звуковой стороной слова
ü Тематическая группировка слов
ü Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков
Слово - 20 часов
ü Звуки и обозначение их буквами – строительный материал слова.
ü Смыслоразличительная роль звуков речи в слове
ü Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения (слова, полученные путем замены звуков)
ü Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. Различие реальных предметов и их названий. Номинативная или назывная функция слова: слова обозначающие предметы, явления, события, состояния, действия, признаки, качества
Речь - 4 часа
ü Ознакомление с понятиями «устная речь», «письменная речь»
ü Наблюдение особенностей устной и письменной речи
ü Понимание речи как процесса общения людей на основе использования средств языка, прежде всего – слов и предложений.
ü Узнавание говорения и слушания как видов устного словесного общения
Основные требования
к знаниям и умениям обучающихся к концу 2го класса.
Обучающиеся должны знать:
ü Отличие звука и буквы
ü Признаки гласных и согласных
ü Буквы русского алфавита
ü Состав слова
Обучающиеся должны уметь:
ü Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове
ü Делит слова на слоги
ü Находить в предложении слова- предметы, действия, признаки.
ü Отгадывать загадки и ребусы
ü Уметь находить ударный слог и ставить ударение.
ü Классифицировать слова по частям речи, по тематическим группам.
3 класс (34 часа)
Программный материал делится на три блока: слово, речь, лексика
Слово - 20 часов
ü Ударение. Ударные и безударные гласные. Понятие орфограммы. Значение слова.
ü Имена существительные, прилагательные, глаголы. Имена собственные. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Группировка слов на основе общности какого-нибудь признака.
Речь – 8 часов
ü Организация практики устного общения: речевые упражнения в форме диалогической и монологической речи: дискуссия, беседа, обсуждение, сообщение
ü Использование в общении жизненного опыта детей. Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику.
ü Наблюдение жанра литературной речи, устного народного творчества (загадка, скороговорка, шарада, пословица, поговорка)
Лексика. Синонимы. Антонимы. Омонимы – 6 часов
Основные требования
к знаниям и умениям обучающихся к концу 3го класса.
Обучающиеся должны знать:
ü Правила правописания слов с изученными орфограммами
ü Состав слова
Обучающиеся должны уметь:
ü Различать приставки и предлоги
ü Разбирать слова по составу
ü Подбирать антонимы, синонимы
ü Отгадывать ребусы, кроссворды
ü Объяснять смысл пословиц
ü Писать словарные слова
4 класс (34 часа)
Программный материал делится на два блока: таинства лексики, слово о словах.
Таинство лексики - 17 часов
ü Омонимы, синонимы. Антонимы, архаизмы. Фразеологизмы. Пословицы. Этимология. Омоформы. Паронимы.
Слово о словах – 17 часов
ü Лексическое значение. Переносное значение слова устаревшие слова.
ü Имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Имена собственные.
ü
Основные требования
к знаниям и умениям обучающихся к концу 4го класса
Должны иметь представления:
ü об основных терминах, связанных с лексикой.
Знать:
ü Откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения.
ü Некоторые термины и понятия.
ü Некоторые пословицы, поговорки, загадки,
Уметь:
ü Правильно употреблять изученные слова в речи.
ü Подбирать синонимы и антонимы.
ü Различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
Распределение учебного материала.
2 класс
№ |
Тема занятия |
Цели занятия |
Литература |
1. |
Кто придумал первую букву? |
Проследить сложный путь создания письменности; развивать любознательность |
Журнал «1 сентября» № 14 2005 год |
2. |
Что такое слово? |
Показать как из букв строятся слова |
Тарабарина, Соколова «И учеба, и игра» |
3. |
Какие бывают слова? |
Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями, помощниками |
Журнал «1 сентября» № 4 2005 год №6 2005 год |
4. |
Как из букв строятся слова? |
Показать, как из букв строятся слова |
Тарабарина, Соколова «И учеба, и игра» |
5. |
Дорогие, добрые, волшебные слова |
Показать значение русского языка |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
6. |
Сколько слов вы знаете? |
Обогащение словарного запаса |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
7. |
Чудесные превращения слов |
Дать понятия о превращении слов |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
8. |
Чудесные превращения слов |
Учить переставлять звуки в словах |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
9. |
Звуки в слове |
Дать понятие о скороговорках, учить правильно произносить звуки |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
10. |
Звуки в слове |
Знакомство с загадками |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
11. |
Слова - двойники |
Дать понятие о словах- двойниках. |
Тарабарина, Соколова «И учеба, и игра» |
12. |
Что такое речь? |
Сформировать понятие о двух формах речи – устной и письменной |
Журнал «1 сентября» № 15 2007 г.
|
13. |
Тематические группы слов |
Учить объединять слова в тематические группы |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
14. |
Тематические группы слов |
Учить объединять слова по группам: предмет, действие, признак |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
15. |
Слово или не слово |
Познакомить со словами обладающими лексическим значением |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
16. |
Слово или не слово |
Дать понятие о том, как важно знать смысл слова |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
17. |
Слово одно, а значений много |
Дать понятие о том, что слово может иметь несколько значений |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
18. |
Слово одно, а значений много |
Дать представление о многозначности слов |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
19. |
Слово одно, а значений много |
Учить употреблять слова в переносном значении |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
20. |
Говорящий мир вещей (игрушки, предметы быта, учебные принадлежности) |
Учить составлять диалоги, разыгрывать сценки из жизни вещей, использование приемов словесного рисования |
Программа |
21. |
Оживление мира природы |
Учить составлять устные описания загадок, рассказов о животных, растениях, птицах |
Программа |
22. |
Оживление мира природы |
Учить описывать предметы природы |
Программа |
23. |
Мир полон звуков |
Учить анализировать звуковую структуру слова. |
Программа |
24. |
Фонетические загадки |
Учить разгадывать фонетические загадки |
Начальная школа |
25. |
Загадки - ударения |
Привитие интереса к русскому языку |
Начальная школа |
26. |
Загадай - разгадай |
Учить составлять загадки |
Начальная школа |
27. |
Скороговорки - чистоговорки |
Дать понятия о скороговорках |
Начальная школа |
28. |
Шарады |
Дать понятия о шарадах |
Игрослов |
29. |
Метаграмма |
Дать понятия о метаграммах |
Игрослов |
30. |
Логогриф |
Дать понятие о логогрифах |
Игрослов |
31. |
Анаграмма |
Дать понятие об анаграммах |
Игрослов |
32. |
Ребусы |
Учить разгадывать и составлять ребусы |
Игрослов |
33. |
Словокаты |
Знакомить с играми и буквами и словами |
Волина «Русский язык» |
34. |
Итоговое занятие. Праздничный урок |
Подвести итоги года |
|
Распределение учебного материала.
3 класс
№ |
Тема занятия |
Цели занятия |
Литература |
1. |
Давайте знакомиться! |
Дать понятие об имени собственном |
Программа |
2. |
Мы и наши имена |
Познакомить с происхождением имен |
|
3. |
Мы и наши имена |
|
|
4. |
Слово и словообразование |
Дать понятие о словообразовании, учить различать слова – названия |
Программа |
5. |
Дифференциация и интеграция слов |
Дать понятие об интеграции слов |
Программа |
6. |
Словесные игры - преобразование формы слова |
Учить преобразовывать формы слова |
Программа |
7. |
Составление тематических словариков |
Составить тематические6 словарики «Человек», «Наш дом», «Наш город». |
Программа |
8. |
Классификация слов по вопросам Кто? Что?; Какой? Какая?; Что делает? |
Учить классифицировать слова по частям речи |
Программа |
9. |
Знакомство со словарями |
Знакомство с различными словарями, выяснит для чего необходим каждый вид словарей |
Словари |
10. |
Зачем человеку слово дано |
|
|
11. |
Слова – близнецы (омонимы) |
Дать понятие об омонимах, об омоформах |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
12. |
Слова - синонимы |
|
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
13. |
Слова – друзья (синонимы) |
Знакомство с синонимами |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
14. |
Антонимы |
Знакомство с антонимами |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
15. |
Антонимы |
Расширение знаний об антонимах |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
16. |
Слова - спорщики |
Расширять знания детей о словах |
Тарабарина, Соколова «И учеба, и игра» |
17. |
Анаграммы, ребусы |
Расширять представления об анаграммах и ребусах |
Игрослов |
18. |
Кроссворды и чайнворды |
Учить разгадывать и составлять кроссворды и чайнворды |
Полякова «Превращение слов» |
19. |
Слово и его значение |
|
|
20. |
Месяцеслов |
|
|
21. |
О словах разнообразных одинаковых, но разные |
Дать представления о словах разнообразных |
Козловский «Веселые приключения» |
22. |
Трудные учить слова помогает нам игра. Криптограммы |
Пополнять словарный запас детей |
Журнал «1 сентября» № 36 2001 г.
|
23. |
Игры со словами |
Пополнять словарный запас детей |
Начальная школа |
24. |
Сокровища родного языка. Игра «Знаешь ли ты пословицы?» |
Закреплять знания о пословицах |
Начальная школа |
25. |
Иногда согласные играют в прятки (непроизносимые согласные) |
Развитие орфографической зоркости |
Начальная школа |
26. |
Досадное недоразумение (безударные гласные) |
Развитие орфографической зоркости |
Начальная школа |
27. |
Как изменялись слова. |
Дать представление об изменении слов |
Журнал «1 сентября» № 18 2006 г |
28. |
Тайны имен |
Раскрыть тайны некоторых имен |
Журнал «1 сентября» № 1 2006 г |
29. |
Трудные учить слова помогает нам игра |
Развитие орфографической зоркости |
Журнал «1 сентября» № 14 2005г |
30. |
Игры со словами «Веселый наборщик» |
Пополнять словарный запас детей |
Волина «Русский язык» |
31. |
Собственные имена |
|
|
32. |
Как образовалось слово? Корень. Как корень слова учил окончания уму-разуму. |
Учить выделять корень в словах, подбирать родственные слова |
Журнал «1 сентября» № 6 2006 г |
33. |
Из каких частей состоят слова |
Учить выделять корень в словах, подбирать родственные слова |
Желтовская «Слово» |
34. |
Итоговое занятие. Викторина. |
Подвести итоги года |
|
Распределение учебного материала.
4 класс
№ |
Тема занятия |
Цель занятия |
Литература |
1. |
Лексическое значение слова |
Развивать познавательный интерес к изуче6нию русского языка. Дать понятие о лексическом значении слов, познакомить со словарями |
Словари Ожегова, Даля, Снетова |
2. |
Прямое и переносное значение слов |
Изучить особенности прямого и переносного значения слов, учить правильно употреблять их в речи. |
Словарь Ожегова |
3. |
Ударение меняет смысл слова |
Изучить особенности русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении |
Таблица «произноси правильно» |
4. |
Пестрое семейство синонимов |
Изучить особенности синонимического ряда слов, углубить и расширить знания детей |
Словарь синонимов Александрова |
5. |
Великое противостояние антонимов |
Изучить особенности антонимического ряда слов, углубить и расширить знания детей |
Словарь антонимов Львова |
6. |
Слова - омонимы |
Изучить особенности омонимов, правильно употреблять слова омонимы в речи |
Словарь Ожегова |
7. |
Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов |
Изучить разновидности омонимов |
Словарь Ожегова |
8. |
Похожи но не одинаковы. Паронимы. |
Изучить особенности слов паронимов, способствовать развитию творчества детей |
Словарь Шведова |
9. |
Из глубины веков. Архаизмы |
Изучить особенности архаизмов. Учить правильно употреблять и понимать архаизмы в речи. |
Словарь Ожегова. |
10. |
Устаревшие слова |
Показать общую закономерность исчезновения архаизмов |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
11. |
Красна речь пословицей |
Изучить особенность русских пословиц и поговорок, учиться правильно употреблять их в речи |
Даль Словарь, Начальная школа |
12. |
Устойчивые сравнения |
Изучить особенности устойчивых сравнений русского языка, учить их правильно употреблять в речи |
Словарь Ожегова |
13. |
Фразеологические сочетания |
Изучить особенности фразеологических сочетаний, учить их правильно употреблять в речи |
Словарь фразеологизмов |
14. |
Происхождение слов «Почему их так называют?». Этимология. |
Изучить особенности происхождения некоторых слов; учить решать этимологические загадки |
Этимологический словарь |
15. |
«Почему их так называют?». Этимология (птицы) |
Способствовать развитию творческих способностей у обучающихся |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
16. |
Новые слова |
Изучить особенности новых слов, их образования |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
17. |
Слова - пришельцы |
Изучить особенности заимствованных слов из разных стран |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку» |
18. |
Крылатые слова (фразеологические обороты) |
Расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку»; Волина «Русский язык» |
19. |
Шарада |
Продолжить знакомство с особым видом загадки - шарадой |
Словарь Ожегова; Игрослов |
20. |
Поиграем в слова |
Познакомить с особыми фразеологическими загадками – матаграммами, логарифами, перевертышами. |
Игрослов |
21. |
Отчество и фамилия |
Выяснить откуда пришли отчества и фамилии в русский язык. Дать историческую справку. |
Словарь Ожегова. |
22. |
Времена года |
Выяснить откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси |
Этимологический словарь, Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку»; |
23. |
«Крутится вертится шар голубой» |
Выяснить откуда произошли и что обозначают названия материков, частей света |
Словарь Ожегова, карта полушарий |
24. |
В гостях у сказки |
Выяснить откуда пришли некоторые названия, которые встречаются в русских сказках |
Словарь Ожегова |
25. |
Что нужно школьнику? |
Выяснить откуда пришли некоторые названия учебных предметов |
Загадки, «Наш родной язык» |
26. |
Скатерть - самобранка |
Выяснить откуда пришли некоторые названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку»; |
27. |
Звери – почему их так назвали? |
Выяснить откуда пришли названия некоторых зверей |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку»; |
28. |
Растения – почему их так назвали? |
Выяснить откуда пришли названия некоторых растений |
Загадки, гербарий |
29. |
О том, что мы носим |
Выяснить, что обозначают названия некоторых предметов одежды |
Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку»; |
30. |
Игры со словами. Рассыпанные буквы |
Развивать творческие способности обучающихся, способствовать обогащению словарного запаса детей |
«Превращение слов» |
31. |
«Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь …» |
Развивать познавательный интерес к изучению русского языка |
Волина «Веселая грамматика» |
32. |
«К тайнам слова» праздник знаний |
Развивать интерес к русскому языку |
«Праздник знаний» |
33. |
Час занимательно русского языка |
Развитие интереса к литературе и русскому языку, фонетике |
Игровые сюжеты |
34. |
Игровое занятие. Игра «Счастливый случай» |
Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса |
|
Литература
1. . Ушаков Н.Н «Внеклассные занятия по русскому языку» Издательство «Просвещение» 1981 год
2. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «И учеба, и игра. Русский язык» Издательство «Академия развития» 2001 год
3. Полякова А.В. «Превращения слов» Издательство «Просвещение» 20002 год.
4. Желтовская Л.Я., Бокарева Л.Д., Пронина О.В. «Слово» Издательство «Просвещение» 1993 год
5. Волина В. «Веселый наборщик» Издательство «АСТ пресс» 2001 год
6. Газета «Начальная школа» №11 – 2007г, №6- 2005 год, №14 – 2005 год, №4 – 2005 год Издательский дом «Первое сентября»
7. Журнал «Педагогическое творчество» №8 - 2008 год
8. Введенская Л.А., Сааркьян Р.Я. «Наш родной язык» Издательство «Просвещение» 2007 год
9. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. «Игры и занимательные задания на уроках русского языка»
10. Канакина В.П. «Работа над трудными словами» Издательство «Просвещение» 2004год
11. Беженова М.А. «Веселая грамматика» Издательство «Пресса» 2005 год
12. Волина В. «Веселая грамматика» Издательство «Знание» 1997 год
13. Белорусен С. «Игрослов» Издательство «Федоров» 2000год
14. Волина В. «Словокаты» Издательство «АСТ пресс» 2001 год
15. Максимцева Н.А. «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка» Издательство «ВАКО» 2005 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.