Средняя группа (4-5 лет)
Содержание:
1. Пояснительная записка;
2. Учебный план;
3. План образовательной деятельности кружка;
4. Формы отчетности;
5. Режим работы кружка;
6. Интеграция образовательных областей;
7. Здоровье сберегающие технологии;
8. Формы работы с детьми;
9. Перспективный план;
10. Работа с родителями;
11. Мониторные уровни знаний;
12. Список литературы.
1. Пояснительная записка
Значение и специфика театрального искусства заключается в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формирование эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Таким образом, занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействии, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Цель:
- воспитание у ребенка основ общей культуры;
- приобщение детей к искусству театра;
- развитие творческой активности и игровых умений детей.
Задачи:
- продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей);
- проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных) используя музыкальные, словесные, зрительные образы;
- учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
- побуждать к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа;
- учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние играя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера, исполняемых каждым ребенком ролей;
- содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя лично, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре;
- приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов;
- продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, выразительных средств, используемых в спектакле.
2. Список детей
3. Учебный план
Количество занятий:
В неделю – 2.
В месяц – 8.
В год – 64.
4. План образовательной деятельности кружка
Базовая образовательная область – социально – коммуникативная. Интеграция образовательных областей:чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка, физическая культура, художественное творчество.
Виды деятельности: познавательно - творческая, коммуникативная.
Максимальный объем образовательной нагрузки -20-25 минут.
5. Формы отчетности
1 квартал - ноябрь
Спектакль «Репка».
2 квартал – февраль
Спектакль «Три Поросенка».
3 квартал – май
Концерт «Цирк Зверей».
6. Режим работы
Вторник – 16 ч.
Четверг – 16 ч.
7. Интеграция образовательных областей
«Художественная литература» - знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, НОД, праздников и самостоятельной театральной деятельности.
№ |
ТЕМА |
ЗАДАЧИ |
|
|
|
Сентябрь |
|
|
|
1 |
Знакомство с детьми (как игрушки слушали музыку) |
Рассказать детям о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека |
|
|
2 |
Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я? (зайки серые сидят) |
Развивать внимание, наблюдательность, воображение |
|
|
3 |
«Пойми меня» |
Развивать внимание, память, образное мышление детей |
|
|
4 |
«Язык жестов» |
Развивать внимание, память, образное мышление детей |
|
|
5 |
Чтение пьесы Л.Поляк «Репка» |
Развивать речь детей, познакомить со стихотворным текстом сказки «Репка» |
|
|
6 |
Импровизация русской народной сказки «Репка» |
Прививать любовь к поэтическому слову, закреплять материал по теме: «Развитие речи» |
|
|
7 |
Репетиция пьесы «Репка» |
Продолжать заучивание пьесы «Репка» |
|
|
8 |
Играем пьесу «Репка» |
Развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат. Продолжать заучивание текста пьесы «Репка» |
|
|
|
Октябрь |
|
|
|
9 |
Театрализованная игра «Колобок» |
Развивать правильное речевое дыхание |
|
|
10 |
Театрализованная игра «Теремок» |
Развивать внимание, память, дыхание детей |
|
|
11 |
Воображаемое путешествие |
Развивать воображение, фантазию, память детей, умение общаться в предлагаемых обстоятельствах |
|
|
12 |
Животные во дворе |
Развивать артикуляцию и дикцию; познакомить детей с новыми скороговорками, с движениями животных |
|
|
13 |
Игровой урок |
Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запах детей |
|
|
14 |
Репетиция пьесы «Репка» |
Развивать диапазон и силу звучания голоса, внимание, наблюдательность, память детей. |
|
|
15 |
Репетиция пьесы «Репка» |
Учить текст пьесы «Репка»; работать над дыханием и артикуляцией |
|
|
16 |
Репетиция пьесы «Репка» |
Расширять диапазон и силы звучания голоса; развивать внимание, память, наблюдательность. |
|
|
|
Ноябрь |
|
|
|
17 |
Репетиция пьесы «Репка» |
Расширять диапазон голоса, работать над артикуляцией. Продолжать заучивать текст пьесы «Репка». |
|
|
18 |
Репетиция пьесы «Репка» |
Развивать речевое дыхание; тренировать три вида выдыхания; учить детей произносить скороговорки; закрепить текст пьесы «Репка». |
|
|
19 |
Репетиция пьесы «Репка» |
Совершенствовать четкое произношение гласных и согласных. Развивать дыхание, память, общение, внимание, наблюдательность. |
|
|
20 |
Репетиция пьесы «Репка» |
Создать на сцене с помощью декораций атмосферу деревенской избы и огорода. |
|
|
21 |
Театральная игра «Семь Сыновей» |
Развивать умения детей произвольно реагировать на команду, смешать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими ребятами. |
|
|
22 |
Театральная игра «Ходим Кругом» |
Учить детей “снимать” зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими ребятами. |
|
|
23 |
Репетиция пьесы «Теремок» |
Развивать дикцию, память, внимание, фантазию детей. |
|
|
24 |
Репетиция пьесы «Теремок» |
Развивать память, внимание, воображение детей. |
|
|
|
Декабрь |
|
|
|
25 |
Репетиция пьесы «Теремок» |
Создать положительный эмоциональный настрой на занятии. Закрепить понятие “рифма”. Совершенствовать наблюдательность, внимание, память детей. |
|
|
«Художественное творчество» - знакомство с иллюстрациями близкими по содержанию сюжета спектакля. Рисование разными способами по сюжету спектакля или его персонажей.
«Познание» - знакомство с предметами ближайшего окружения, народным творчеством, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традициями народов, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Музыка» - знакомство с музыкальными произведениями к очередному спектаклю, определение характера музыки, способствующие более полной передачи образов героев.
«Коммуникация» - использование скороговорок, чистоговорок, потешек, развитие четкой дикции.
«Физическая культура» - использование подвижно – сюжетных игр.
«Социализация» - использование дидактических игр.
8. Здоровье сберегающие технологии
· дыхательная гимнастика;
· артикуляционная гимнастика;
· пальчиковые игры со словами;
· гимнастика для глаз;
· физкультминутки, динамические паузы.
9. Формы работы с детьми
· игра;
· импровизация;
· инсценировки и драматизация;
· объяснение;
· рассказ воспитателя, рассказы детей;
· чтение воспитателя;
· показ;
· личный пример;
· беседы;
· просмотр видеофильмов;
· разучивание произведений успешного народного творчества;
· обсуждение;
· наблюдение;
· словесные, настольные и подвижные игры;
· пантомимические этюды и упражнения.
10. Перспективный план
26 |
Репетиция пьесы «Теремок» |
Продолжать работу над поэтическим текстом пьесы «Теремок», добиваться пластического изображения походки героев пьесы. |
27 |
Репетиция
пьесы |
Развивать внимание, эмоциональную память, наблюдательность; добиваться четкого произнесения слов. |
28 |
Эмоции |
Учить детей распознавать эмоциональное состояние (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной куклы. |
29 |
Эмоции |
Учить детей распознавать эмоциональное состояние (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы. |
30 |
Репетиция спектакля «Теремок» |
Добиваться выражения эмоционального состояния героев спектакля. Совершенствовать память, наблюдательность, внимание детей. |
31 |
Репетиция спектакля «Теремок» |
Продолжать работу над техникой речи; заучивание стихотворного текста пьесы «Теремок». |
32 |
Репетиция спектакля «Теремок» |
Продолжать работу над техникой речи; заучивание стихотворного текста пьесы «Теремок». |
|
Январь |
|
33 |
Театральная игра «Полет На Луну» |
Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность; воспитывать ловкость, смелость. |
34 |
Театральная игра «Полет На Луну» |
Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность; воспитывать ловкость, смелость. |
35 |
Репетиция спектакля «Теремок» |
Развивать внимание, память, умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. |
36 |
Репетиция спектакля «Теремок» |
Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию; совершенствовать элементы актерского мастерства. |
37 |
Театрализованная игра «Корабль» |
Развивать кругозор детей, совершенствовать память, внимание, общение. |
38 |
Репетиция спектакля «Теремок» |
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; Совершенствовать элементы актерского мастерства. |
39 |
Чтение сказки «Три Поросенка» |
Развивать воображение, фантазию, память детей. |
40 |
Репетиция спектакля «Три Поросенка» |
Формировать четкую, правильную речь; совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики. |
|
Февраль |
|
41 |
Репетиция спектакля «Три Поросенка» |
Совершенствовать технику речи, дыхания, артикуляцию, голос; добиваться веры детей в предполагаемые обстоятельства. |
42 |
Репетиция спектакля «Три Поросенка» |
Закрепить мизансцены и текста спектакля «Три Поросенка». |
43 |
Театральная игра «Полет На Луну» |
Развивать наблюдательность, воображение детей; совершенствовать умение выступать перед публикой. |
44 |
Театрализованная игра «Путешествие» |
Совершенствовать эмоциональную память, наблюдательность детей; продолжать работу над техникой речи. |
45 |
Театрализованная игра «Путешествие» |
Обратить внимание умение детей фантазировать, придумывать, сочинять. |
46 |
Репетиция спектакля «Три Поросенка» |
Развивать воображение, память, совершенствовать культуру и технику речи. |
47 |
Репетиция спектакля «Три Поросенка» |
Развивать воображение, память, совершенствовать культуру и технику речи. |
48 |
Репетиция спектакля «Три Поросенка» |
Добиваться от детей верного правдоподобного поведения в предлагаемых обстоятельствах. |
|
Март |
|
49 |
Театрализованная игра «Насос И Надувная Игрушка» |
Учить детей расслаблять и напрягать мышцы, артикулировать звуки [с] и [ш]; действовать с воображаемыми предметами, взаимодействовать друг с другом; тренировать три вида выдыхания. Совершенствовать наблюдательность, воображение, память. |
50 |
Повторение спектакля «Репка» |
Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом, развивать память. Учить детей выступать перед сверстниками и взрослыми. |
51 |
Театрализованная игра «Последний Герой» |
Развивать правильное речевое дыхание, быстроту реакции, смелость, сообразительность, воображение и фантазию. |
52 |
Театрализованная игра «Настройщик» |
Знакомить детей с пословицами, поговорками, скороговорками; учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивительно и сердито. |
53 |
Театрализованная игра «Ярмарка» |
Тренировать дикцию; расширять диапазон голоса и уровень громкости. Совершенствовать элементы актерского мастерства; внимание, память, общение. |
54 |
Спектакль «Теремок» |
Совершенствовать элементы актерского мастерства. |
55 |
Театрализованная игра «Полет На Луну» |
Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность; воспитывать смелость, ловкость. |
56 |
Театрализованная игра «Корабль» |
Совершенствовать и развивать внимание, воображение, смелость, находчивость. |
|
Апрель |
|
57 |
Театрализованная игра «Заяц и Охотник» |
Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом; двигаться в разных темпах. |
58 |
Театрализованная игра «Цирк Зверей» |
Пополнять словарный запас детей; воспитывать умение вежливо общаться, действовать с воображаемыми предметами. Совершенствовать память. |
59 |
Театрализованная игра «Цирк Зверей» |
Продолжать работу над дыханием, артикуляцией и голосом; Закреплять в игре элементы актерского мастерства, память, воображение. |
60 |
Театрализованная игра «Цирк Зверей» |
Совершенствовать пластическую выразительность, закреплять элементы актерского мастерства. |
61 |
Театрализованная игра «Цирк Зверей» |
Работать над техникой речи, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков. |
62 |
Театрализованная игра «Цирк Зверей» |
Знакомить детей с основами театральной культуры; прививать детям любовь к животным. |
63 |
Театрализованная игра «Цирк Зверей» |
Продолжать работу над номерами программы; прививать детям любовь к животным. |
64 |
Концерт «Цирк Зверей» |
Прививать любовь к животным, учить средствами театральной деятельности рассказать о жизни и возможностях животных. |
|
Май |
|
65 |
Повторный концерт «Цирк Зверей» |
Прививать детям любовь к животным; учить средствами театральной деятельности рассказывать о животных. |
66 |
Спектакль «Три Поросенка» |
Дать детям возможность выступить на сцене перед ребятами других групп. |
67 |
Театрализованная игра «Путешествие в Мир Сказок» |
Показать воспитанникам детского сада отрывки из спектаклей, подготовленных участниками театральной студии. |
68 |
Игровая программа «Сам Себе Режиссер» |
Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных. |
69 |
Игровая программа «Сам Себе Режиссер» |
Продолжить импровизированную игру детей. |
70 |
Игровая программа «Последний Герой» |
Дать детям возможность проявить в различных играх находчивость, смелость, наблюдательность, фантазию, воображение. |
71 |
Игровая программа «Путешествие На Корабле» |
Закрепить элементы актерского мастерства. |
72 |
Игровая программа «Это Вы Можете!» |
Закрепить пройденный материал (пословицы, поговорки, отрывки из спектаклей). |
11. Работа с родителями
Средняя группа
Месяц |
Тема заседания клуба |
сентябрь |
Зачем нужен клуб? (обсуждение целей и задач) |
октябрь |
Анкетирование на выявление отношений семьи к совместной культурно - досуговой деятельности |
ноябрь |
Консультация музыкального руководителя на тему «театр в д/ саду. Какой он?» |
декабрь |
Консультация воспитателя на тему «возрождаем домашнее чтения». |
январь |
Обсуждение результатов работы клуба за первое полугодие. Составление плана на второе полугодие. |
февраль |
Консультация музыкального руководителя на тему «как организовать музыкальный вечер в семье» |
март |
Обсуждение темы: «Как изготовить костюм в домашних условиях?» |
апрель |
Вечер вопросов и ответов |
май |
Обсуждение предстоящего досуга «день рождения книги» |
июнь |
Подведение итогов работы за год. |
Старшая группа
сентябрь |
Составление плана работа. Анкетирование на тему «любите ли вы театр» |
|
октябрь |
Мастер – класс для родителей на тему «как изготовить театральную куклу?» |
|
ноябрь |
Консультация воспитателя на тему «что должен знать дошкольник о том, как вести себя в театре?» |
|
декабрь |
Консультация воспитателя на тему «развитие творческих способностей с помощью речевых игр» |
|
январь |
Подведение итогов работы клуба за первое полугодие. Составление плана работы на второе полугодие. |
|
февраль |
Консультация педагогов на тему «как организовать домашний театр» |
|
март |
Вечер вопросов и ответов |
|
апрель |
Вечер – беседа на тему «Волшебный мир искусства» |
|
май |
Обсуждение предстоящего досуга «есть волшебная страна, где сказка с музыкой дружна» |
|
июнь |
Подведение итогов работы клуба за год |
|
Подготовительная группа к школе |
||
сентябрь |
Составление плана работы клуба на первое полугодие |
|
октябрь |
Готовимся к творческому проекту «Семейный логотип» |
|
Ноябрь |
Консультация музыкального руководителя на тему «музыка – наш друг» |
|
декабрь |
Консультация воспитателя на тему «как организовать детский праздник дома?» |
|
январь |
Подведение итогов работы клуба за первое полугодие. Составление плана работы на второе полугодие. |
|
февраль |
Готовимся ко дню театра. Обсуждение предстоящей премьеры сказки. |
|
март |
Обсуждение программы участия в окружном конкурсе детского творчества. |
|
апрель |
Анкетирование на выявление результатов совместной культурно-досуговой деятельности. |
|
май |
Обсуждение предстоящего досуга «Москва театральная» |
|
июнь |
Подведение итогов работы клуба за год. |
12. Мониторинг уровня знаний по программе кружка
Основы театральной культуры
Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.
Речевая культура
Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведения от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи.
Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения).
Низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняет выделить единицы сюжета; пересказывает произведения с помощью единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.
Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя.
Средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности.
Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
Навыки кукловождения
Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кукловождения.
Музыкальное развитие
Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристика героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле;
Средний уровень (2 балла): передает в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец;
Низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.
Основы изобразительно – оформительских деятельности.
Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основам действиям спектакля, эскизы персонажей и декорацией с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении деклараций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе).
Средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике - инструкции декорации из различных материалов;
Низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действиях спектакля; затрудняется в изготовлении деклараций из различных материалов.
Основы коллективной творческой деятельности
Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Предположительные результаты:
1. Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со всеми сверстниками и взрослыми.
2. Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию
3. Проявлять интерес, желание к театральному искусству.
4. Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
5. Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
13. Список литературы
1. А.В.Щеткин – «Театральная деятельность в детском саду» Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2008г.
2. М.Б. Защепина – «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» Издательство ООО «ТЦ СФЕРА» 2010г.
3. Е.В. Мигунова – «Театральная педагогика в детском саду» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2009г.
4. О.В. Гончарова – «Театральная палитра» Издательство «Сфера» 2010г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.