Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Конзаводская средняя школа имени В.К.Блюхера»
|
|
|
Рабочая программа курса по выбору
«Правовой лабиринт»
(обществознание)
для 8 класса.
Составитель:
Трескова Валентина Григорьевна, учитель истории и обществознания
2021-2022 учебный год
Рабочая программа курса по выбору по обществознанию для 8 класса составлена в соответствии с
ü Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897,
ü Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения); Обществознание. 5-9 класс.
ü Рабочей программой Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2014 г.).
ü учебным планом МАОУ«Конзаводская средняя школа им.В.К.Блюхера» на 2020-2021 учебный год;
Предлагаемая программа курса «Правовой лабиринт», предназначенного для обучающихся 8-х классов. Курс является предметным (по обществознанию) и является дополнительным инструментом в изучении темы «Право».
Цель курса: содействие правовому воспитанию и формированию законопослушного гражданина, предпрофильная подготовка обучающихся с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профиль.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
Овладение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
Формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты:
формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Формой контроля знаний и умений учащихся является использование творческих заданий (составление кроссвордов, ребусов, книжек – малышек о правах ребенка, моделей, проектов).
Каждое занятие способствует формированию у детей миролюбия, чувства свободы, которое является не вседозволенностью, а обязанностью по отношению к себе, к людям.
Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга.
Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный факультативный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции у учащихся.
Курс рассчитан на 6 учебных часа в 8-х классах
Содержание курса
1.Введение. «Моя будущая профессия»
2.В мире юридических профессий
Дать представление об отдельные юридические профессии, основные полномочия следователя, прокурора и представителей других юридических профессий, ознакомить с требованиями, которым должны отвечать лица, которые собираются работать в области права, учебными заведениями, осуществляющими подготовку юристов; Помощь формировать навыки анализа жизненных ситуаций с точки зрения целесообразности обращения за помощью к представителей юридических профессий.
3.Общественные науки в курсе обществознания
4.Право в жизни общества и человека
Роль права в жизни сейчас и в прошлом. Самые важные права человека. Свобода и мораль. Развитие общества. Мораль и закон.
5. Права человека в современном мире
Международно-правовые документы по правам человека (ребенка). Осуществление защиты прав ребенка. Ювенальная юстиция. Реабилитационное пространство в системе защиты прав детства
6.Права человека и гражданина России
Права человека и гражданина. Россия: признаки правового государства. Права детей. обязанности гражданина. Правовой статус подростков.
7. Свободная жизнь и ответственное поведение
Свобода. Свободная жизнь.. Обязанности человека. Свободная жизнь и ответственное поведение. Объяснить взаимосвязь свободы и ответственного поведения, понимать разницу между свободой и вседозволенностью; обсудить ценностные ориентиры человека, задуматься над самореализацией.
8. Защита прав в судебном порядке
9.Защита прав до судебными способами. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Защита своих прав.
9.Правоспособность и дееспособность
10.Правовое пространство (школы, поселка, города, сайты Интернета)
Освоение правового пространства школы, Internet, муниципального образования.
11. Правовое регулирование трудовой деятельности детей
Уточнить представления школьников о понятиях “непосильный труд”, “самообслуживание”, “эксплуатация детского труда”. Формировать осознание того, что труд является главным источником материальных благ.
12.Семейные правоотношения
Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; дать элементарные представления о механизме защиты прав ребенка.
Формировать уважительное отношение к семье, правам членов семьи и окружающих людей.
13. Гражданские правоотношения
14. Подростки и преступность
15.Человечество в XXI веке. Основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы
16.Взгляд в будущее. Мой выбор
Дети в ХХI веке. Личные и общенациональные события, влияющие на выбор жизненного пути. Вероятное будущее молодежи.
Характеризовать и называть международно-правовые документы по правам человека, спроектировать модель будущего человечества, обсудить возможную роль молодых людей в формировании будущего; заниматься исследовательской и проектной деятельностью. Выразить свое отношение к активному участию молодежи в преобразовании общества.
Рекомендуемая форма проведения занятий: Пресс-конференция. Гражданский форум
17. Итоговое занятие по курсу «Правовой лабиринт».
.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005
2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 классов М., 2004г.
4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.
6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000
7. Интернет-ресурсы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
· Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000
· Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
· Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.
· Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
· Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 2003
· Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
· Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., переработанное. М., 2004
· Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
· Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 2004
· Лихачёв Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
· Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
· Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
· Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников. М., 2003
· Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.