Программа курса по выбору "Правовой лабиринт"

  • Разработки курсов
  • doc
  • 10.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа курса «Правовой лабиринт», предназначенного для обучающихся 8-х классов. Курс является предметным (по обществознанию) и является дополнительным инструментом в изучении темы «Право». Цель курса: содействие правовому воспитанию и формированию законопослушного гражданина, предпрофильная подготовка обучающихся с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профиль.
Иконка файла материала курс по выбору 8 класс общ.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Конзаводская средняя  школа имени В.К.Блюхера»

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса по выбору

 «Правовой лабиринт»

(обществознание)

для 8 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Трескова Валентина Григорьевна, учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год 

 

 

 

Рабочая программа курса по выбору по обществознанию для 8 класса составлена в соответствии с

ü  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897,

ü  Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения); Обществознание. 5-9 класс.

ü  Рабочей программой Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2014 г.).

ü  учебным планом МАОУ«Конзаводская средняя школа им.В.К.Блюхера» на 2020-2021 учебный год;

Предлагаемая программа курса «Правовой лабиринт», предназначенного для обучающихся 8-х классов. Курс является предметным (по обществознанию) и является  дополнительным  инструментом  в  изучении  темы «Право».

Цель курса: содействие правовому воспитанию и формированию законопослушного гражданина, предпрофильная подготовка обучающихся с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профиль.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

Овладение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

Формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Планируемые  результаты.

Личностные результаты:

 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;

 формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

 формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  смысловое чтение;  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты:

 формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

 понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

 приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 

 формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

 освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

 развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

 

Формой контроля знаний и умений учащихся является использование творческих заданий (составление кроссвордов, ребусов, книжек – малышек о правах ребенка, моделей, проектов).

Каждое занятие способствует формированию у детей миролюбия, чувства свободы, которое является не вседозволенностью, а обязанностью по отношению к себе, к людям.

Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга.

Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный факультативный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции у учащихся.

Курс рассчитан на 6 учебных часа в 8-х классах

Содержание курса

1.Введение. «Моя будущая профессия»

2.В мире юридических профессий

Дать представление об отдельные юридические профессии, основные полномочия следователя, прокурора и представителей других юридических профессий, ознакомить с требованиями, которым должны отвечать лица, которые собираются работать в области права, учебными заведениями, осуществляющими подготовку юристов; Помощь формировать навыки анализа жизненных ситуаций с точки зрения целесообразности обращения за помощью к представителей юридических профессий.

3.Общественные науки в курсе обществознания

 

4.Право в жизни  общества и человека

Роль права в жизни сейчас и в прошлом. Самые важные права человека. Свобода и мораль. Развитие общества. Мораль и закон.

 

5. Права человека в современном мире

Международно-правовые документы по правам человека (ребенка). Осуществление защиты прав ребенка. Ювенальная юстиция. Реабилитационное пространство в системе защиты прав детства

 

6.Права человека и гражданина России

Права человека и гражданина. Россия: признаки правового государства. Права детей. обязанности гражданина. Правовой статус подростков.

 

7. Свободная жизнь и ответственное поведение

Свобода. Свободная жизнь.. Обязанности человека. Свободная жизнь и ответственное поведение. Объяснить взаимосвязь свободы и ответственного поведения, понимать разницу между свободой и вседозволенностью; обсудить ценностные ориентиры человека, задуматься над самореализацией.

 

8. Защита прав в судебном порядке

 

9.Защита прав до судебными способами.  Социальный конфликт. Пути его разрешения. Защита своих прав.

 

9.Правоспособность и дееспособность

 

10.Правовое пространство (школы, поселка, города, сайты Интернета)

Освоение правового пространства школы, Internet, муниципального образования.

 

11. Правовое регулирование трудовой деятельности детей

Уточнить представления школьников о понятиях “непосильный труд”, “самообслуживание”, “эксплуатация детского труда”. Формировать осознание того, что труд является главным источником материальных благ.

12.Семейные правоотношения

Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; дать элементарные представления о механизме защиты прав ребенка.

Формировать уважительное отношение к семье, правам членов семьи и окружающих людей.

13. Гражданские правоотношения

14. Подростки и преступность

15.Человечество в XXI веке. Основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы

16.Взгляд в будущее. Мой выбор

Дети в ХХI веке. Личные и общенациональные события, влияющие на выбор жизненного пути. Вероятное будущее молодежи.

Характеризовать и называть международно-правовые документы по правам человека, спроектировать модель будущего человечества, обсудить возможную роль молодых людей в формировании будущего; заниматься исследовательской и проектной деятельностью. Выразить свое отношение к активному участию молодежи в преобразовании общества.

Рекомендуемая форма проведения занятий: Пресс-конференция. Гражданский форум

17. Итоговое занятие по курсу «Правовой лабиринт».

.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005

2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005

3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9  классов М., 2004г.

4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997

5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.

6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000

7. Интернет-ресурсы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

·         Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000

·         Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001

·         Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.

·         Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002

·         Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 2003

·         Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004

·         Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., переработанное. М., 2004

·         Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004

·         Клибанов А.И. Духовная культура средневековой  Руси. М., 2004

·         Лихачёв Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004

·         Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005

·         Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004

·         Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников.    М., 2003

·         Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004