Рабочая программа
По родной русской литературе
для 5-9 классов
Составитель: Арбузова Светлана Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2020-2021 учебный год
Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Родная литература» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Письма МОиН РТ от 03.03.2016г. №1805/16 «Рекомендации по составлению образовательной программы и рабочих программ учебных предметов»; Основной образовательной программы ООО МБОУ гимназии №7 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан; Положения о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ гимназии №7 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан; Примерной программы в рамках ФГОС ООО 5-9 классы, а также на основе рабочей программы по родному русскому языку для общеобразовательных учреждений «Родная русская литература. 5-9 классы»
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной (русской) литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета в «Родная литература» учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родному (русской) литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная литература».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная литература»
Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования
/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2012.
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
Устное народное творчество.
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX в.
Русская литература XX в.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов.
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
5 |
0,5 |
17 |
6 |
0,5 |
17 |
7 |
0,5 |
17 |
8 |
0,5 |
17 |
9 |
0,5 |
17 |
Итого |
2,5 |
85 |
В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.
Контрольные работы: в V- IX классах - 2 сочинения.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар. Виды и формы контроля:
письменный ответ на вопрос;
выразительное чтение (чтение наизусть);
сочинение на литературоведческую тему;
проект.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные результатыизучения предмета родная (русская) литература являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
характеризовать нравственную позицию героев;
формулировать художественную идею произведения;
формулировать вопросы для размышления;
участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
выразительно читать произведения лирики;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Календарно-тематическое планирование учебного материала по предмету «Родная (русская) литература»
Классы: 5а,5б,5в
Учитель: Кривова Евгения Васильевна
Количество часов в неделю/год : 1ч /17ч
Календарно-тематическое планирование
Мифология славян.
№ п/п |
Разделы программы и темы уроков
|
Кол-во ч. |
Дата проведения |
|||||
планируемая |
фактическая |
|||||||
5А |
5Б |
5В |
5А |
5Б |
5В |
|||
|
Раздел 1. О славянских племенах |
6ч |
|
|
|
|
|
|
1 |
Историки мира о начале славянских племен. |
2ч |
|
|
|
|
|
|
2 |
Русские летописцы о славянах. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
3 |
Карамзин о славянах. |
2ч |
|
|
|
|
|
|
4 |
Сочинение (с подготовкой) «Исторический портрет древнего славянина». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Язычество древних славян. |
11ч |
|
|
|
|
|
|
5 |
Славяне о происхождении мира. |
2ч |
|
|
|
|
|
|
6 |
Культ предков у славян. |
2ч |
|
|
|
|
|
|
7 |
Культ природы у славян. |
2ч |
|
|
|
|
|
|
8 |
Многобожие у древних славян. |
2ч |
|
|
|
|
|
|
9 |
Занятие-представление «Мир и боги в славянской мифологии». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
10 |
Конец многобожия на Руси. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
11 |
Сочинение «Во что верил славянин язычник». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
12 |
Приметы и присловья о временах года и погоде. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
13 |
Малые фольклорные жанры. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
14 |
Заклички. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
15 |
Скороговорки. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
16 |
Небылицы. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
17 |
Обобщение по теме «Малые фольклорные жанры» |
1ч |
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование учебного материала по предмету «Родная (русская) литература»
Классы: 6а,6б,6в
Учитель: Кривова Евгения Васильевна
Количество часов в неделю/год : 1ч /17ч
Календарно-тематическое планирование
Обрядовый фольклор.
№ п/п |
Разделы программы и темы уроков
|
Кол-во ч. |
Дата проведения |
|||||
планируемая |
фактическая |
|||||||
6А |
6Б |
6В |
6А |
6Б |
6В |
|||
|
Раздел 1. Слово-Язык-Словесность |
2ч |
|
|
|
|
|
|
1 |
Познание человеком мира и создание «словесности». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
2 |
История изучения словесности. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Собственно словесные фольклорные жанры. |
11ч |
|
|
|
|
|
|
3 |
Жанры словесности. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
4 |
О происхождении сказки. Человек и Природа в мире сказки. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
5 |
Загадка, ее происхождение. Загадка как исторический и этнологический источник. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
6 |
Происхождение пословицы. Философские воззрения народа в пословицах. Пословицы как первобытные источники права. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
7 |
Пословицы и поговорки. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
8 |
Значимость сказок, загадок, пословиц в культурной жизни народа. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
9 |
Русский героический эпос и его поэтика. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
10 |
Час творчества (работа по сочинению частей |
1ч |
|
|
|
|
|
|
11 |
Конкурс на лучшую былину. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
11 |
Анализ народных пьес. О пьесах вертепного и балаганного характера. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
12 |
Театральность словесных жанров (занятие-представление). |
1ч |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Календарные обряды и обрядовый фольклор. |
4ч |
|
|
|
|
|
|
13 |
Общие сведения о календаре у народов мира. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
14 |
Календарные обряды у славян. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
15 |
Фольклорный праздник «Масленица». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
16 |
Отражение обрядовой поэзии в письменности. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
17 |
Обобщение изученного материала. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование учебного материала по предмету «Родная (русская) литература»
Классы: 7а,7б,7в
Учитель: Кривова Евгения Васильевна
Количество часов в неделю/год : 1ч /17ч
Календарно-тематическое планирование
Письменная словесность Х-ХIV в.в.
№ п/п |
Разделы программы и темы уроков
|
Кол-во ч. |
Дата проведения |
|||||
планируемая |
фактическая |
|||||||
7А |
7Б |
7В |
7А |
7Б |
7В |
|||
|
Раздел 1. Древнерусская литература. |
12ч |
|
|
|
|
|
|
1 |
Создание письменности на Руси. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
2 |
Жанры древнерусской письменности. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
3 |
«Повесть временных лет» летописца Нестора. |
2ч |
|
|
|
|
|
|
4 |
Первые русские жития. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
5 |
«Житие Бориса и Глеба». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
6 |
«Поучение» Владимира Мономаха. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
7 |
Час творчества (сочинение поучений). |
1ч |
|
|
|
|
|
|
8 |
«Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
9 |
Выразительные средства «Слова…». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
10 |
«Сказание о житии Александра Невского». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
11 |
Художественное своеобразие сказаний. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Героический эпос. |
5ч |
|
|
|
|
|
|
12 |
Куликовская битва и русская литература. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
13 |
«Задонщина»-литературный памятник о Донской битве. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
14 |
Художественное своеобразие «Слова о погибели русской земли». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
15 |
Летописные источники как источник сведений о героизме русского народа. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
16 |
Устаревшие слова в летописях. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
17 |
Обобщение изученного материала. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование учебного материала по предмету «Родная (русская) литература»
Классы: 8а,8б,8в
Учитель: Кривова Евгения Васильевна
Количество часов в неделю/год : 1ч /17ч
Календарно-тематическое планирование
Жанры древнерусской литературы ХV-ХVII в.в.
№ п/п |
Разделы программы и темы уроков
|
Кол-во ч. |
Дата проведения |
|||||
планируемая |
фактическая |
|||||||
8А |
8Б |
8В |
8А |
8Б |
8В |
|||
|
Раздел 1. Житийная литература. |
3ч |
|
|
|
|
|
|
1 |
Житийная литература. Житие Стефана Пермского» Главный подвиг Стефана. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
2 |
Агнографический жанр в древнерусской литературе. «Повесть о Ульянии Осорьиной». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
3 |
«Житие Протопопа Аввакума». Проповеднический пафос и исповедальность жития. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Жанровое многообразие древнерусской литературы. |
4ч |
|
|
|
|
|
|
4 |
Жанровое многообразие древнерусской литературы |
1ч |
|
|
|
|
|
|
5 |
«Наставление отца к сыну». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
6 |
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
7 |
Нравственные ценности «Домостроя». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Повести в древнерусской литературе. |
7ч |
|
|
|
|
|
|
8 |
«История о Казанском царстве». Автор о падении Казани и о ее защитниках. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
9 |
Сочетание мотивов воинской повести и казачьего фольклора в «Повести об Азовском осадном сидении». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
10 |
«Повесть о начале царствующего града Москвы»-пример исторической беллетристики. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
11 |
Сатирический памятник-пародия «Повесть о Ерше Ершовиче». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
12 |
Дух демократической сатиры в «Повести о Щемякином суде». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
13 |
Смехотворные повести и их место в древнерусской литературе. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
14 |
Плутовская новелла. Повесть о Фроле Скобееве». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 4. Переводная литература. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
15 |
Переводная литература. «Великое зерцало». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 5.Стихотворство в XVII в. |
2ч |
|
|
|
|
|
|
16 |
Вирши Семена Полоцкого и Кариона Истомина. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
17 |
Час творчества. Сочинение акростихов. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование учебного материала по предмету «Родная (русская) литература»
Классы: 9а,9б,9в
Учитель: Кривова Евгения Васильевна
Количество часов в неделю/год : 1ч /17ч
Календарно-тематическое планирование
Литературный процесс XVIII-I половины XIX в.в. Становление и развитие русского литературного языка.
№ п/п |
Разделы программы и темы уроков
|
Кол-во ч. |
Дата проведения |
|||||
планируемая |
фактическая |
|||||||
9А |
9Б |
9В |
9А |
9Б |
9В |
|||
|
Раздел 1. Происхождение и развитие русского литературного языка. |
2ч |
|
|
|
|
|
|
1 |
Формирование русского литературного языка. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
2 |
Развитие литературного языка (XII-XVII в.в.). |
1ч |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Литература Петровской эпохи. |
2ч |
|
|
|
|
|
|
3 |
Новое в жанре повести. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
4 |
Стихотворство. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. От классицизма к сентиментализму. |
3ч |
|
|
|
|
|
|
5 |
Народная комедия Фонвизина «Недоросль». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
6 |
Роль Радищева в формировании публицистического языка. «Путешествие из Петербурга в Москву». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
7 |
Карамзин. Средства речевой образности в произведениях Карамзина. «История Государства Российского». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 4. Пушкинская эпоха в развитии русской речевой культуры. |
5ч |
|
|
|
|
|
|
8 |
Язык пушкинской прозы. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
9 |
Практикум. Лингвостилистический анализ стихотворений Пушкина. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
10 |
Оптимизм лирики Пушкина. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
11 |
Литературная гостиная «Любови надежда, скорбь и радость». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
12 |
Поэты пушкинской поры. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 5. Творчество Лермонтова-новый этап в развитии средств литературного языка. |
3ч |
|
|
|
|
|
|
13 |
Язык поэзии и прозы Лермонтова. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
14 |
Практикум. Лингвостилистический анализ стихотворений Лермонтова. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
15 |
История создания и текстологический анализ поэмы «Демон». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 6. Роль Гоголя в развитии языка прозы. |
2ч |
|
|
|
|
|
|
16 |
Особенности языка произведений Гоголя. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
17 |
Речевые средства создания характеров в поэме «Мертвые души». |
1ч |
|
|
|
|
|
|
Примерные темы проектных и исследовательских работ
5 – 6 класс
Книги вчера, сегодня, завтра
Литература и мой край
Мои ровесники в литературных произведениях
Знаменитые поэты и писатели моего города
Что читают мои одноклассники
Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества
7 - 8 класс
Говорящие фамилии в произведениях писателей
Литературные премии
Памятники литературным героям
Символика яблока в русской литературе
Образы растений и цветов в литературе
Песни Б Окуджавы о Великой Отечественной войне
8 – 9 классы
Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
Мудрость слова
Мой Высоцкий
Что читают в моем классе
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.