Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Сложные вопросы курса биологии»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сложные вопросы курса биологии» разработана в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декаб- ря 2012 года с последующими изменениями и дополнениями;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по до- полнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министер- ства просвещения Российской Федерации N 196 от 9 ноября 2018 г.»;
- Приказом Министерства просвещения РФ N 467 от 3 сентября 2019 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (За- регистрировано в Минюсте РФ 06.12.2019 N 56722);
- Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области № 212 от 03.04.2019 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на Территории Кемеровской области;
- Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области № 740 от 05.04.2019
«Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного об- разования;
- Постановлением администрации города Новокузнецка №130 от 24 июля 2019 года «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории Новокузнецкого городского округа и определении уполномоченного органа по внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образо- вания детей на территории Новокузнецкого городского округа»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздо- ровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения РФ N 649 от 2 декабря 2019 г. «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»;
- Письмом Министерства просвещения РФ № ГД-39/04 от 19.03.2020 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образова- тельных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ N 996-р от 29 мая 2015 г.)»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образо- вания и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015);
- Уставом МБОУ «СОШ № 41»;
- Положением «Об организации деятельности МБОУ «СОШ №41» по составлению, согласованию и утверждению рабочих программ учебных предметов, дополнительных общеразвивающих программ, элективных учебных предметов, курсов.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей про- граммы «название программы» (далее – программа) – естественно-научная.
Уровень освоения содержания программы – Стартовый уровень
Актуальность программы. Программа способствует обеспечению активной жизненной позиции учащихся в вопросах научного познания окружающей действительности.
Значение биологии как науки об общих закономерностях организации жизни на Земле очень велико. Глубокие знания биологических наук необходимы для осмысления места человека в системе природы, понимания взаимосвязей организмов и окружающей их живой и неживой природы. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.
Без знания биологии невозможно внедрение в жизнь современных биотехнологий на базе генной инженерии, дальнейшее развитие селекции животных, растений и микроорганизмов, прогнозирование экологических ситуаций в различных регионах и состояния биосферы в целом, диагностика, профилактика и лечение многих болезней растений, животных и человека.
В настоящее время нашей стране требуются высококвалифицированные врачи, инженеры-экологи и специалисты других биологических специальностей. Актуальность программы «Погружение в биологию» в том, что предоставляет возможность систематизировать знания учащихся по основным разделам биологии, предоставить возможность определиться со своими профессиональными планами и выстроить индивидуальную профессиональную траекторию.
Отличительные особенности программы.
Программа : уделяет большое внимание формированию у учащихся научной картины мира на основе изучения биологических закономерностей;
- развивает у учащихся умения работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы;
- предусматривает формирование навыков ведения наблюдений и постановки опытов с объектами живой и неживой природы, анализа полученной информации, умений публичного представления результатов своей работы, ведения научной дискуссии, выступления в прениях;
- уделяет особое внимание редким и исчезающим видам растительного и животного мира Кемеровской области и России;
- расширяет знания учащихся о региональных особенностях природы Кузбасса;
- помогает воспитанию у учащихся чувства ответственности за судьбу родного края;
- способствует воспитанию у учащихся активной гражданской позиции по вопросам рационального природопользования и охраны природы Кузбасса, страны и планеты в целом;
- направляет учащихся в вопросах профессиональной ориентации через изучение биологии как комплексной науки, проведение семинаров и лабораторных практикумов, научно-практических конференций учащихся.
Адресат программы. Программа адресована учащимся старшего школьного возраста, 14-15 лет, интересующихся изучением биологии как науки.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объем программы 24 час, срок освоения – 24 недели.
Формы обучения и формы организации обучения: очное обучение. Основной формой обучения является занятие.
Режим занятий. 1 раз в неделю, продолжительность – 24 учебных часа. Учебный час составляет – 45 минут.
Цель программы : формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению биологии.
Задачи:
- учить понимать процессы, происходящие в окружающем мире на основе собственных наблюдений и естественнонаучного подхода, формулировать научно обоснованные выводы;
- развивать умения анализировать информацию, представлять перед аудиторией результаты своей работы;
- воспитывать ответственное отношение к природе родного края, природному достоянию своей страны, планеты в целом;
- содействовать профессиональной ориентации учащихся.
Учебно-тематический план программы «Сложные вопросы курса биологии»
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
1 |
Многообразие органического мира |
8 |
6 |
2 |
|
Вводное занятие. Биология наука о жизни. |
1 |
1 |
0 |
|
Многообразие представителей Флоры. |
2 |
1 |
1 |
|
Особенности строения растительного организма. |
1 |
1 |
0 |
|
Энтомология и арахнология: история становления и предмет. |
1 |
1 |
0 |
|
Современная ихтиология и экология водоемов. |
2 |
1 |
1 |
|
Орнитология и териология в системе биологических наук |
1 |
1 |
0 |
2 |
Здоровье человека |
8 |
4 |
4 |
|
Строение опорно-двигательной системы человека. |
1 |
1 |
0 |
|
Как сохранить здоровье кровеносной системы? |
2 |
1 |
1 |
|
Гигиена пищеварительной и мочеполовой систем. |
2 |
1 |
1 |
|
Заболевания дыхательной системы человека и их профилактика. |
2 |
1 |
1 |
|
Как работает нервная система человека? |
1 |
0 |
1 |
3 |
Современная генетика и биотехнология |
4 |
2 |
2 |
|
История генетики как науки. |
2 |
1 |
1 |
|
Правила решения генетических задач. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Современные представления об эволюции природы |
2 |
1 |
1 |
|
Чарльз Дарвин и современное естествознание. |
1 |
1 |
0 |
|
Современная синтетическая теория эволюции. |
1 |
0 |
1 |
5 |
Человек и законы экологии |
2 |
1 |
1 |
|
История становления экологии как науки. Закон минимума и закон оптимума в природе |
1 |
1 |
0 |
|
Итоговое занятие. |
1 |
0 |
1 |
Итого |
24 |
14 |
10 |
Содержание программы
1. Многообразие органического мира
Цели и задачи. Содержание и специфика занятий.
Эволюция органического мира, отличительные особенности растительной клетки. Экологические жизненные формы растений. Видовое разнообразие растений в природе.
Особенности строения растительного организма.
Органеллы растительной клетки. Ткани растений: образовательные, покровные, механические, проводящие, выделительные. Вегетативные органы растений: корень, лист, стебель, побег. Генеративные органы растений: цветок, семя. Общие признаки водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Отделы водорослей. Жизненные циклы водорослей. Видовое разнообразие водорослей.
Общие признаки Отдела мохоообразные и Отдела папоротникообразные. Бриология – наука о мхах. Видовое разнообразие мохообразных: печеночные мхи, зеленые мхи, сфагновые мхи. Птеридология – наука о папоротникообразных. Видовое разнообразие папоротникообразных: древние папоротникообразные, современные виды. Типичные представители Отдела Плауновидные, Отдела Хвощевидные. Типичные представители мхов, плаунов, хвощей и папоротников в Кемеровской области. Редкие и охраняемые виды Красной книги России и Кемеровской области.
Признаки животных у простейших. Строение и жизнедеятельность. Систематика простейших. Патогенные, свободноживущие виды.
Энтомология – наука о насекомых, арахнология – наука о паукообразных. Морфологические признаки насекомых и паукообразных, отличия от ракообразных. Систематика насекомых. Редкие виды насекомых и паукообразных Красной книги Кемеровской области. Экологическое значение членистоногих: полезные насекомые, насекомые-вредители, паразитические виды членистоногих.
Ихтиология – наука о рыбах. Систематика рыб, происхождение. Основные виды рыб – экологических индикаторов качества природных вод.
Орнитология – наука о птицах. Териология – наука о млекопитающих. Сезонные явления в жизни птиц. Систематика. Происхождение птиц. Экологические группы птиц. Класс Млекопитающие. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Роль орнитологии и териологии в развитии зоологии и современной биологии в целом.
2. Здоровье человека
Определение Всемирной Организации Здравоохранения понятия «здоровье человека». Основные характеристики вида Человек Разумный.
Скелет человека. Основные типы искривления позвоночника, профилактика заболеваний. Переломы. Вывихи. Правила оказания первой доврачебной помощи, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы человека.
Понятие иммунитета, виды иммунитета человека. Группы крови. Клетки крови. Патологии функционирования системы кроветворения и кровообращения. Профилактика заболеваний кроветворных органов и системы кровообращения.
Строение и функционирование пищеварительной системы. Заболевания желудочно-кишечного тракта. Профилактика заболеваний ЖКТ. Строение и функционирование мочеполовой системы человека у женщин и мужчин. Профилактика заболеваний органов выделения и репродукции.
Строение дыхательной системы человека. Типичные заболевания по возрастам и профессиональной деятельности. Опасные инфекционные заболевания органов дыхания: туберкулез, бронхит, пневмония и другие. Табакокурение и заболевания дыхательной системы. Профилактика заболеваний органов дыхания.
Строение нервной системы человека, основные принципы функционирования. Неврологические заболевания. Возраст и работа нервной системы человека. Профилактика нервного напряжения у взрослых и детей.
3. Современная генетика и биотехнология
Занятие № 25. История генетики как науки.
Теоретическая часть занятия. Первые исследования в области селекции и генетики. Научное наследие Г. Менделя. Современная генетика и генная инженерия.
Нарушения наследования. Генетические болезни человека. Основные правила работы генетических консультаций, современная медицинская диагностика генетических болезней человека. Профилактика генетических заболеваний.
Современные достижения науки в области репродукции человека, искусственное оплодотворение, суррогатное материнство, клонирование животных.
4. Современные представления об эволюции природы
Теории эволюции в Древнем мире, в Средние века. Влияние религии на науку. Эволюционная теория Чарльза Дарвина, ее влияние на естествознание и развитие науки в целом.
Синтетическая теория эволюции. Популяционная генетика. Закон Харди-Вайнберга.
5. Человек и законы экологии
. Вклад Э. Геккеля в развитие экологии как науки. Современные направления экологии, экология как синтетическая наука. Экологический мониторинг и экологическое прогнозирование. Урбоэкология. Толерантность. Закон оптимума (закон толерантности). Закон минимума (закон Либиха). Математические модели в экологии.
Антропогенное воздействие на природу и глобальные экологические катастрофы в двадцать первом веке. Экологический мониторинг, экологическое моделирование. Прогнозирование. Экологическое законодательство.
Планируемые результаты
- учащиеся научатся понимать процессы, происходящие в окружающем мире на основе собственных наблюдений и естественнонаучного подхода, формулировать научно обоснованные выводы;
- у учащихся будут развиваться навыки анализа информации и представления перед аудиторией результатов своей работы;
- у учащихся будет воспитываться ответственное отношение к природе родного края, природному достоянию своей страны, планеты в целом;
- у учащихся расширится информационный потенциал о путях построения индивидуальной профессиональной траектории.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график программы «Погружение в биологию»
№ п/п |
Год обучения |
Объем учебных часов |
Всего учебных недель |
Количество учебных дней |
Режим работы |
1 |
1 |
24 |
24 |
24 |
1 раз в неделю по 1 часу |
Условия реализации программы
Занятия по программе могут проходить в любом кабинете, оборудованном мультимедиа с возможностью подключения к сети Интернет. При отсутствии подключения, необходимо обеспечить учащихся текстовыми и иллюстративными материалами по теме занятий.
Для проведения занятий необходимы: компьютер с выходом в интернет, медиатека (научно-познавательные фильмы), медиатека (электронные энциклопедии и справочники);
электронные образовательные ресурсы (мультимедиа презентации, интерактивные игры, видео).
Кадровое обеспечение программы
Программу может реализовывать педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными компетенциями учителя биологии.
Формы контроля:
1) Тематический контроль
2) Решение биологических задач.
Оценочные материалы
Входной контроль.
Раздел 1. Многообразие органического мира.Текущий контроль.
Раздел 2. Здоровье человека. Текущий контроль.
Раздел 3. Современная генетика и биотехнология. Биологические задачи.
Раздел 4. Современные представления об эволюции природы. Биологические задачи.
Итоговый контроль.
Раздел 5. Человек и законы экологии. Итоговое занятие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы:
1. Акимушкин, И. Занимательная биология / Игорь Акимушкин. – СПб.: Амфора, 2015. – 319 с.
2. Анатомический атлас / Под ред. А. И. Бориса. – Минск, 2011. – 256 с.: ил.
3. Анатомия человека. Тело. Как это работает/ под общей редакцией П. Абрахамса: [пер. с англ. А. Анваера]. – М.: АСТ, 2018. 256 с.: ил.
4. Билич, Г. Л. Анатомия и физиология: большой популярный атлас / Г. Л. Билич, Е. Ю. Зигалова. – М.: Издательство «Э», 2017. – 272 с.: ил.
5. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 864с.
6. Биология / Р. Г. Заяц – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 639 с.: ил.
7. Большой атлас анатомии. / Глав. ред. С. С. Скляр. – Белгород, 2012. – 304 с.
8. Большой атлас анатомии человека / пер. с англ. Махияновой Елены Борисовны. – М.: Кладезь, 2015. – 72 с.
9. Болушевский, С. В. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче / Сергей Болушевский, Мария Яковлева. – М.: Эксмо, 2015. – 240 с.: ил.
10. Брем, А. Жизнь животных. / Альфред Брем. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.: ил.
11. Винокуров, А. А. Редкие и исчезающие животные. – М.: Высшая школа, 1992.
12. Внеурочная работа по биологии. 6 - 11 классы / Сост. С. М. Курганский. – М.: ВАКО, 2017. – 288 с.
13. Воронина, Г. А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5 - 9 классы / Г. А. Воронина, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2017. – 157 с.
14. Все о динозаврах, современных животных и растениях / А. Ю. Целлариус, П. Р. Ляхов, Л. А. Багрова; худож. О. М. Войтенко. – М.: Астрель: АСТ, 2011. – 766 с.: ил.
15. Вымершие животные: полная энциклопедия / Пер. О. Озеровой. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.
16. Динозавры и рептилии / пер. с англ. В.А. Жукова, Ю. Н. Касаткиной, М. А. Митрофановой и др. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 94 с.: ил.
17. Ермаков Д. С. Учимся решать экологические проблемы. / Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 112 с.
18. Ионцева, А. Ю. Биология / А.Ю. Ионцева. – М: Эксмо, 2014. – 320 с.
19. Кассан А. Атлас анатомии/ Адольфо Кассан, пер. с исп. И. Севастьяновой. – Белгород, 2015. – 192 с.: ил.
20. Качан, Л. Г. Научно-методические подходы к формированию современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни: научно-методическое пособие / Под ред. д.п.н., профессора Н.Э. Касаткиной; д.б.н., профессора Э.М. Казина. В 3-х частях. – СПб.: изд-во ГНУ ИОВ РАО, 2005.
21. Кэпит, Уинн. Физиология человека / Уинн Кэпит, Роберт Мейси, Эсмаил Мейсами [пер. с англ. С. Грозовского] – М., 2018. – 348 с.: ил.
22. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2010. – 744 с.
23. Красная книга Земли / Скалдина О. В., Слиж Е. А./ ред. Обручев В. – М.: Эксмо, 2013. – 320 с.
24. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов / Ред. И. М. Красноборов. – Кемерово, 2000. – 248 с.: ил.
25. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / Отв. ред. Т. Н. Гагина, Н. В. Скалон. – Кемерово, 2000. – 280 с.
26. Красная книга России / Скалдина О. В. / ред. Обручев В. – М.: Эксмо, 2014. – 272 с.: ил.
27. Красная книга. Растения. / Скалдина О. В., Мелихова Н. М. / ред. Обручев В.– М.: Эксмо, 2013. – 240 с.: ил.
28. Лапшина, В. И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5 - 9 кл.: учебно-методическое пособие / В. И. Лапшина, Д. И. Рокотова, В. А. Самкова, А. М. Шереметьева. – М.: Академкнига, 2015. – 128 с.
29. Мир культурных растений. Справочник. / Под ред. В. Д. Баранова, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994. – 381 с.
30. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.
31. Павлов, И. Ю. Биология: пособие-репетитор для поступающих в вузы / И. Ю. Павлов, Д. В. Вахненко, Д. В. Млсвичев. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 598 с.: ил.
32. Подвицкий, Т. А. Опыты по биологии для школьников / Т.А. Подвицкий. – М.: Эксмо, 2015. – 128 с.
33. Предметная неделя биологии в школе. / Грабар, А. В.; под общей ред. Задорожного, К.Н. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 221 с.
34. Рассел, Т. Деревья мира. Иллюстрированная энциклопедия / Тони Рассел, Кэтрин Катлер; [пер. с англ. А. А. Дереча]. – М.: Эксмо, 2014. – 256 с.
35. Ресурсосбережение: внеурочные занятия по экологии. 6 - 11 классы. / Авт.-сост. Л. Н. Колотилина, Ю. А. Севрук. – М.: ВАКО, 2015. – 128 с.
36. Савченко М. Ю. Профоринтация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам 9-11 классы. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2006. – 240 с.
37. Садовниченко, Ю. А. Биология: пошаговая подготовка / Ю.А. Садовниченко. – М.: Эксмо, 2016. – 320 с.
38. Справочник по лекарственным растениям. / Под ред. Задорожного, А. М. – М.: Лесн. пром., 1988. – 415 с.
39. Столяренко, Л. Д., Самыгин, С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.
40. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.1. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р. Сопера: пер 3-го англ. изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 454 с.: ил.
41. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.2. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р.Сопера: пер 3-го англ. изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 435 с.: ил.
42. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.3. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р.Сопера: пер 3-го англ. изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 451 с.: ил.
43. Школьник, Ю. К. Птицы. Полная энциклопедия. / Юлия Школьник. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.
44. Школьник, Ю. К. Растения. Полная энциклопедия / Ил. А. Воробьева, Ю. Золотаревой, Ю. Школьник. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.
45. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1996. – 704 с.: ил.
46. Энциклопедия для детей: Том 4. Геология. / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1995. – 624 с.: ил.
47. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2000. – 640 с.: ил.
48. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 464 с.: ил.
49. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 448 с.: ил.
50. Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы / Глав. Ред. Е. Ананьева; вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта плюс, 2004. – 448 с.: ил.
Электронные образовательные ресурсы:
- Официальный сайт МБУ ДО «Станция юных натуралистов» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nvkzgs.ucoz.ru
- Официальный сайт Министерства просвещения РФ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// ed.gov.ru
- Биологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bioword.narod.ru/
- Естественно-научный образовательный портал [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// en.edu.ru/db/sect/1798/
- Определители животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.zoometod.narod.ru/
- Сайт о комнатных растениях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.florus.com/komn/index.html
- Сайт комнатных растений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.roomplants.virtualave.net/
- Сайт растений дождевого леса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rain-tree.com/plats.htm
- Сайт суккулентных растений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lithops.net
- Сайт о царстве Простейшие [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.zin.ru/Animalia/Protista/index.html
- Сайт о паукообразных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.spiders.nnov.ru/
- Сайт о насекомых [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.entomology.ru/
- Сайт о муравьях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.myrmecology.narod.ru/
- Сайт о млекопитающих и птицах [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www..ru/
- Сайт редких и исчезающих животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nature.ok.ru/
- Сайт теории эволюции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.evolution.powernet.ru/
- Экологическое информационное агентство [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ecoinform.ru/public/
- Электронная ботаническая энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.botany.com/index.html
- Электронная энциклопедия животных и растений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.floranimal.ru/
- Электронная энциклопедия животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.animal.geoman.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.