МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО
Программа курса внеурочной деятельности
«Профориентация»
5-7 классы
на 2022-2025 учебные годы
Автор-составитель:
Погодина Анна Рудольфовна,
учитель обществознания
Мухино 2022
В современном обществе происходят глобальные изменения, меняются представления о профессионализме как пожизненной приверженности к той или иной профессиональной сфере, конкретной профессии, в которой постепенно накапливались знания, опыт, мастерство - приходит на смену мультипрофессионализм, предполагающий возможность и необходимость овладения человеком трудовыми функциями из нескольких видов профессиональной деятельности, в том числе из различных профессиональных областей.
С развитием общества меняется и система образования. Особая роль в сопровождении профессионального самоопределения отводится школе, которая может помочь подрастающему поколению проектировать индивидуально-образовательный и профессиональный маршрут и обеспечить качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Практическая значимость программы «Профориентация», обусловлена тем, что сопровождение профессионального самоопределения в школе реализуется за счет создания среды самоопределения и персонализированного сопровождения учащихся. Где среда профессионального самоопределения рассматривается как пространство возможностей, проб и ошибок, необходимое для обретения осмысленного опыта самоопределения, которая способна принести плоды не только в виде правильного выбора профессии: главным ее результатом может быть последовательное формирование профориентационных компетенций, обеспечивающих готовность к успешному профессионально-образовательному выбору.
Цель создания среды самоопределения и персонализированного сопровождения учащихся
Задачи программы:
обеспечение учащихся информацией, необходимой для обоснованного профессионального выбора, осознанного самоопределения и грамотного построения личного профессионального плана:
· обеспечение знания основ профессионального выбора и самоопределения;
· познакомить учащихся с профессиями;
· познакомить с миром профессионального труда, роли современного производства в жизни человека и общества;
· учить учащихся способам определения психологических особенностей своей личности, своих профессиональных возможностей и интересов;
· познакомить учащихся с профессиональными требованиями к личности;
· учить навыкам конструктивного взаимодействия в коллективе;
· учить способам приобретения желаемой профессии;
· учить принципам построения профессиональной карьеры;
· создание условий для формирования духовно-нравственных основ и этики ответственного профессионального самоопределения и творческой самореализации в интересах личности, государства и общества.
формирование и развитие у детей, подростков компетенций профессионального самоопределения («профориентационно-значимых компетенций» - по Н.Ф. Родичеву), представляющих собой готовность самостоятельно:
· ориентироваться в мире профессиональной информации;
· проектировать и планировать собственный профессиональнообразовательный маршрут;
· оценивать степень успешности прохождения профессиональных проб;
· совершать обоснованный выбор на основе перебора альтернатив;
· принимать решение и воплощать его в жизнь, преодолевая возможные трудности;
· продвигаться в собственном профессиональном развитии и т.д.
· формировать устойчивой мотивации учащихся к «испытанию себя», своих возможностей и их границ в среде самоопределения.
· воспитывать уважение к людям труда;
· формировать целеустремленность, предприимчивость, самостоятельность;
· формировать у учащихся внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельномупостроению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития.
· формировать уровень ориентационных (профориентационных) компетенций, обучающихся за счет формирования и накопления папки индивидуальных достижений (портфолио).
· формировать у учащихся представлений о собственном пути достижения целей, повысить их способность к целеполаганию в целом и мотивации к обучению, в частности;
· формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей ин- дивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в бу- дущей профессии.
Научно-методическую основу программы составляют работы Е.А. Климова, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, Н.Ф. Родичев, Е.О.Черкашин,И.С.Сергеев,В.И.Блинов др.
Методической основой программы являются учебное издание Информационно- методического центра Приморского района Санкт-Петербурга:
-Внеурочная деятельность: сборник инструктивно-методических материалов. Вып.1.-2- изд.перераб.и доп./Автор-сост. Л.В. Владимирова, Е.В. Краснопевцева-СПб, Собственное издание, 2019г.-38с. (серия практика внедрения ФГОС)
Нормативно-правовую базу программы составляют:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменениями);
-Постановления Правительства Иркутской области от 05.11.2019 г № 914-пп;
-Санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021г. № 115;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 N 286;
-и других нормативно – правовых актов, не противоречащих действующему законодательству в сфере образования.
Информационно-методическую основу программы составляют информационно- аналитические материалы, содержащие описание и анализ лучших практик профориентационной работы с учащимися 5-7 классов Резапкиной Г.В.
-Резапкина Г. В. Беседы о самоопределении: книга для чтения учащихся 5—7 классов: учеб. пособие для учащихся 5—7 классов / Г.В. Резапкина. — М. : Образовательно- издательский центр «Академия», 2012. — 128 с. — (Серия «Профессиональная ориентация»).
Место курса в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности «Профооиентация» рассчитана на 3года обучения. Количество часов отведенные на реализацию программы 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа «Твой выбор» является второй ступенью комплексной программы «Школа осознанного выбора профессии» (для учащихся 1-9 класса). Программа предназначена для учащихся 5-7 классы. Группы формируются с учетом возрастной категории. Обучение по данной программе не требует от учащихся обладания какими-либо специальными способностями, умениями или навыками в количестве не менее 8 человек. Группы второго года обучения формируются из учащихся, обладающих знаниями и умениями в объеме программы предыдущего года обучения. Данная программа составлена в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся. Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне.
Программа предназначена для учащихся в возрасте от 11 до 13 лет, занимающихся в системе внеурочной деятельности, и желающие сделать осознанный профессионально- образовательный выбор для эффективной творческой самореализации.
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что в процессе обучения учащийся испытывают себя в разных сферах деятельности (игровые профессиональные пробы), определяя свои возможности и их границы в среде самоопределения, а так же учатся осознанию полученного опыта через ведения индивидуального профориентационного портфолио. Портфолио служит для сбора информации о пробах своих возможностей, интересов, склонностей и способностей, уровня осознания своих целей, а также развитие самоанализа к собственным целям и планам на будущее. Портфолио включает результаты прохождения самонавигации:
«испытания себя», психологической диагностики, информации, помогающей ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.
Форма проведения занятий: профориентационные упражнения, игры, тестирование, анкетирование, встречи с интересными людьми, дискуссии, экскурсии, игровые профессиональные пробы, творческие конкурсы практической направленности, кейс- технологии, мастер-классы, проектная и исследовательская деятельность.
Программа реализуется в условиях взаимодействия общеобразовательного учреждения с другими субъектами: семьей, предприятиями, учреждениями профессионального образования.
Структурные компоненты занятий
В данной программе представлены структурные компоненты каждого занятия. Особенности их применения (проведения) могут меняться с учетом целей и задач каждого занятия, подготовленности и осведомленности группы. Также следует отметить, что ведущий может самостоятельно подбирать игровые упражнения для проведения занятий.
1. Ознакомительный компонент.
Предполагает краткое ознакомление учащихся с той сферой деятельности, которая выбрана для занятия.
2. Конструктивно-практический компонент.
Позволяет в игровой форме ознакомиться с профессиями, предметом и орудиями труда, а также условиями трудовой деятельности.
3. Завершающий компонент.
Назначение компонента – создание эмоционально положительного впечатления от занятий, стимулирование учащихся к самопознанию и осознанному профессиональному выбору.
Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 мин. Данный курс построен с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. В ходе усвоения программы учитывается темп развития специальных умений и навыков и может корректироваться в процессе работы с учетом способностей учащихся усваивать материал. Теория закрепляется одновременно на практике.
Занятия проводятся в группе, но возможны индивидуально - групповые занятия первом году обучения занятия проводятся с целой группой. Второй и третий год обучения рекомендуется больше внимания уделять индивидуально-групповым и выездным (экскурсии, мастер-классы, Дни открытых дверей) формам работы.
Организация и проведение учебного процесса строится с учетом индивидуальных способностей учащихся. В ходе усвоения программы учитываются темп развития специальных умений и навыков. Теория закрепляется одновременно на практике. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом способностей учащихся усваивать материал.
Материально-техническое оснащение программы: помещения для занятий: учебный кабинет, актовый зал, конференц-зал; оборудование учебного помещения: столы, стулья для обучающихся и педагога, классная доска; технические средства обучения: ноутбук, экран, мультимедиа-проектор; договоры с организациями и предприятиями. Раздаточный материал: портфолио достижений, бумага для рисования, наборы цветных карандашей, фломастеров или красок; клей, ножницы по количеству обучающихся.
· развитие целеустремленности, предприимчивости, самостоятельности;
· овладение навыками успешного взаимодействия в коллективе;
· овладение способами изучения психологических особенностей своей личности, своих профессиональных интересов и возможностей.
· воспитание любви и уважения к труду;
· приобретение знаний о собственных возможностях и развитие интересов, склонностей, способностей, самооценки учащихся.
· расширение знаний, связанных с современным миром профессий,значение труда в жизни человека и общества;
· знания правил и ошибок выбора профессии;
· умение составлять личный профессиональный план и, при необходимости, мобильно изменять его;
· уметь пользоваться интернет ресурсами в профессиональном самоопределении;
· формировать и пополнять индивидуальное портфолио, представлять и самостоятельно оценивать в нем текущие работы, достижения и неудачи, уметь планировать собственную образовательную траекторию по выбору профессии.
Тематический план программы внеурочной деятельности «Профориентация»
1 год обучения (5 класс)
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Способы выявления образовательных результатов |
||
Всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
0.5 |
0.5. |
беседа |
2 |
Профессии, которые мы выбираем |
10 |
3 |
7 |
проект «Профессия которую я выбираю» |
3 |
Что я знаю о себе? |
6 |
2 |
4 |
диагностика |
4 |
Ценности и мотивы в выборе профессии |
4 |
2 |
2 |
диагностика |
5 |
Профессии ушедшие в прошлое |
2 |
1 |
1 |
мультимедийная презентация |
6 |
Профессии будущего |
4 |
2 |
2 |
мультимедийная презентация |
7 |
Мастерская профессий |
5 |
1 |
4 |
фотоколлаж |
8 |
Итоговое занятие |
2 |
|
2 |
портфолио |
|
Итого |
34 |
11.5 |
22.5 |
|
Теория. Правила поведения на занятии. Правила техники безопасности. Представление
учащимся содержания курса и основных форм работы на занятиях. Ознакомление с целями и задачами программы.
Практика. Игра «Все профессии важны».
Теория. Информирование учащихся о сферах деятельности, профессиях; Информирование о значении гибких или мягких навыков (англ. soft skills), важных для карьеры надпрофессиональных навыков. Знакомство с профессиями музыкант, экскурсовод, журналист, артист, переводчик. Знакомство с условиями труда, личностными и профессиональными навыками в профессии.
Практика. Игра «Аукцион профессии», «Собери пословицу», «Цепочка гибких или мягких навыков». «Профессия-орудия труда», Игра «Автопортрет» Игра «Ассоциация» Игра «Кто есть, кто?» Профориентационная игра "Один день из жизни" Сочинение- рассказ «Я хочу быть, как...», игровые профессиональные пробы профессии музыкант, экскурсовод, журналист. Проект «Профессия которую я выбираю».
Теория. Информирование учащихся о понятии чувства и эмоции, характер, внимание и память. Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знания о себе, оценка себя). Образ «Я» и мой портфолио.
Практика. Упражнение «Кто я?», тест «Эмоции», упражнения на развития внимания, памяти, мышления. Упражнения на стрессоустойчивость. Методика «Самооценка индивидуальных особенностей» (авт. Л. Н. Кабардова).
Теория. Информирование учащихся о понятии мотив и выбор профессии. Дискуссия по теме: «Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек?». Оптимизм и пессимизм. Дискуссия «Ценности разных эпох».
Практика. Упражнение «ромашка счастья» Упражнение «Необитаемый остров» Методика
«Мой личный герб».
Теория. Информирование учащихся о понятии профессии устаревшие. Русские старинные профессии (косари, коробейники, скоморохи и т.д)
Практика. Профориентационный проект «Профессии из прошлого».
Теория. Информирование учащихся с понятиями профессии будущего, востребованные профессии. Знакомство с условиями труда, личностными и профессиональными качествами профессии: "3D-риггер", сонграйтер, специалист по ресторвации мультфильмов.
Практика. Творческое задание «Я в будущем», коллаж «Современные профессии», игровые мини пробы профессии, конкурс рисунков «Профессии будущего».
Теория. Правила поведения на экскурсии. Правила техники безопасности. Вступительная беседа, заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы.
Практика. Практический показ с пояснением, вручение памяток, обращений, приглашений, буклетов; выявление эффективности проведения экскурсии путем анкетирования. Оформление итогов экскурсии. Коллаж «Мои путешествия».
Защита проекта «Профессии, которые мы выбираем».
Календарно-тематический план «Профориентация»
№ |
Тема раздела, занятия |
Дата |
|
план |
фактич |
||
Раздел 1. «Вводное занятие» (1 ч.) |
|
|
|
1 |
«Вводное занятие» |
|
|
|
Раздел 2. «Профессии, которые мы выбираем (10 ч.) |
|
|
2 |
Профессии наших родителей |
|
|
3 |
Профессия музыкант. Игровая проба. |
|
|
4 |
Профессия музыкант. Игровая проба. |
|
|
5 |
Профессия экскурсовод. Игровая проба. |
|
|
6 |
Профессия экскурсовод. Игровая проба. |
|
|
7 |
Профессия журналист. Игровая проба |
|
|
8 |
Профессия журналист. Игровая проба |
|
|
9 |
Профессия переводчик. Игровая проба. |
|
|
10 |
Профессия артист. Игровая проба |
|
|
11 |
Профессия артист. Игровая проба |
|
|
|
Раздел 3 «Что я знаю о себе» (6 ч.) |
|
|
12 |
Кто Я? Какой Я? |
|
|
13 |
Кто Я? Какой Я? |
|
|
14 |
Что такое хорошо и что такое плохо |
|
|
15 |
Я управляю стрессом |
|
|
16 |
Память и внимание |
|
|
17 |
Задатки и склонности |
|
|
|
Раздел 4 «Ценности и мотивы в выборе профессии» (4 ч.) |
|
|
18 |
Что такое человеческие ценности? |
|
|
19 |
Ценности разных эпох |
|
|
20 |
Мотивы выбора профессии |
|
|
21 |
Успех разный у всех |
|
|
|
Раздел 5 «Профессии ушедшие в прошлое» (2 ч.) |
|
|
22 |
Устаревшие профессии |
|
|
23 |
Профориентационный проект «Профессии из прошлого» |
|
|
|
Раздел 6 «Профессии будущего» (4 ч.) |
|
|
24 |
Профессии будущего |
|
|
25 |
Профессии будущего |
|
|
26 |
Профессии будущего |
|
|
27 |
Выставка рисунков «Профессии будущего» |
|
|
|
Раздел 7 «Мастерская профессий» (5 ч.) |
|
|
28 |
Экскурсия |
|
|
29 |
Экскурсия |
|
|
30 |
Экскурсия |
|
|
31 |
Мастер-класс |
|
|
32 |
Мастер-класс |
|
|
|
Раздел 8 «Итоговое занятие» (2 ч.) |
|
|
33 |
Проект «Профессии,которые мы выбираем» |
|
|
34 |
Проект«Профессии, которые мы выбираем» |
|
|
2. Учебно- тематический план программы внеурочной деятельности
2 год обучения (6 класс)
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
0.5 |
0.5 |
дискуссия |
2 |
Атлас профессии |
6 |
2 |
4 |
дебаты |
3 |
Секреты выбора профессии |
4 |
2 |
2 |
игра |
4 |
Я познаю себя |
4 |
2 |
2 |
диагностика |
5 |
Мои цели и достижения |
4 |
2 |
2 |
игра |
6 |
Мои возможности |
4 |
2 |
2 |
портфолио |
7 |
Профессии XXI века |
4 |
2 |
2 |
игра конкурс |
8 |
Профессия и здоровье |
2 |
1 |
1 |
викторина |
9 |
Мастерская профессий |
4 |
2 |
2 |
буклет |
10 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
игра |
|
Итого |
34 |
15.5 |
18.5 |
|
Теория. Правила поведения на занятии. Правила техники безопасности. Представление
учащимся содержания курса и основных форм работы на занятиях. Ознакомление с целями и задачами программы.
Практика. Рисунок «Я в будущем»
Теория. Информирование учащихся о сферах деятельности, профессиях; Информирование о значении гибких или мягких навыков (англ. soft skills), важных для карьеры надпрофессиональных навыков. Знакомство с профессиями дизайнер, флорист, художник оформитель, профессии сферы медицина, профессии IT сферы. Знакомство с условиями труда, личностными и профессиональными навыками в профессии. Знакомство с профессиями наших родителей.
Практика. Игровые профессиональные пробы. Знакомство с профессиями дизайнер, флорист, оформитель, врач и др. Упражнение «Звездный час», «Профессия - специальность», «Если бы..я стал бы..»
Теория. Азы правильного выбора. Ошибки при выборе профессии.
Практика. Игра «Три листочка», упражнение «Мифы или реальность выбора профессии».
Теория. Самооценка и уровень притязаний. Я чувствую, значит, существую. Мыслитель или художник? Тип мышления.
Практика. Упражнение «Какой я?», «Самый-самый», «Мечтать не вредно», «Угадай эмоцию», «Назови эмоцию». Тест «Эмоции».
Теория. Знакомство детей с содержанием профориентационного портфолио. Роль творческих успехов ребенка в выборе профессии.
Практика. Творческое задания «Мои достижения», «Я мечтаю быть», «Я умею, я могу». Упражнение «Дорожная карта», «Заборы и овраги», «Что такое жизненный успех».
Анкета мои интересы.
Теория. Знакомство детей с темой: «Мои недостатки и достоинства»
Практика. Практическое задание «Угадайте слова, пропущенные в афоризмах», упражнение «Цветок моей души».
Теория. Знакомство учащихся с профессиями будущего. Знакомство с редкими и несуществующими профессиями. Знакомство с условиями труда, личностными и профессиональными качествами новых профессии.
Практика. Творческое задание «Я в будущем», рисунок «Несуществующая профессия», кроссворд «Новые профессии».
Теория. Знакомство учащихся с влиянием здоровья на профессию. Заболевания и противопоказанные условия работы.
Практика. Методика «Мое здоровье». Секреты долголетия.
Теория. Правила поведения на экскурсии. Правила техники безопасности. Вступительная беседа, заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы.
Практика. Практический показ с пояснением, вручение памяток, обращений, приглашений, буклетов; выявление эффективности проведения экскурсии путем анкетирования.
Проект «Мои цели и достижения»
«Твой выбор»
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Даты проведения занятия |
||
по плану |
дано фактический |
по плану |
дано фактически |
||
|
|||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
|
|
Атлас профессии |
|||||
2 |
Профессии наших родителей |
1 |
|
|
|
3 |
Профессия дизайнер. Игровая проба |
1 |
|
|
|
4 |
Профессия флорист. Игровая проба |
1 |
|
|
|
5 |
Профессия художник- оформитель. Игровая проба |
1 |
|
|
|
6 |
Профессии информационных технологий. Игровая проба |
1 |
|
|
|
7 |
Профессия сферы медицина. Игровая проба |
1 |
|
|
|
Секреты выбора профессии |
|||||
8 |
Азы правильного выбора |
1 |
|
|
|
9 |
Ошибки при выборе профессии |
1 |
|
|
|
10 |
Стратегия выбора профессии |
1 |
|
|
|
11 |
Мифы и реальность выбора профессии |
1 |
|
|
|
Я познаю себя |
|||||
12 |
Самооценка и выбор профессии |
1 |
|
|
|
13 |
Уровень притязаний |
1 |
|
|
|
14 |
Я чувствую, значит, существую |
1 |
|
|
|
15 |
Мыслитель или художник? Тип мышления |
1 |
|
|
|
Мои цели и достижения |
|||||
16 |
Роль творческих успехов ребенка в выборе профессии. |
1 |
|
|
|
17 |
Цель моей жизни |
1 |
|
|
|
18 |
Способы достижения успеха |
1 |
|
|
|
19 |
Самопрезентация |
1 |
|
|
|
Мои возможности |
|||||
20 |
Мои недостатки и достоинства |
1 |
|
|
|
21 |
Мои недостатки и |
1 |
|
|
|
|
достоинства |
|
|
|
|
22 |
Как тренировать память |
1 |
|
|
|
23 |
Мой портрет |
1 |
|
|
|
Профессии XXI века |
|||||
24 |
Тенденции настоящего и профссии будущего |
1 |
|
|
|
25 |
Урбанист-эколог |
1 |
|
|
|
26 |
ИТ-медик |
1 |
|
|
|
27 |
Аналитик данных «Интернета вещей» |
1 |
|
|
|
Профессия и здоровье |
|||||
28 |
Медицинские ограничения профессиональной пригодности |
1 |
|
|
|
29 |
Мое здоровье |
1 |
|
|
|
Мастерская профессий |
|||||
30 |
Экскурсия |
1 |
|
|
|
31 |
Экскурсия |
1 |
|
|
|
32 |
Мастер-класс |
1 |
|
|
|
33 |
Мастер-класс |
1 |
|
|
|
Итоговое занятие |
|||||
34 |
Проект «Мои цели и достижения» |
1 |
|
|
|
2. Учебно- тематический план
3 год обучения (7 класс)
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
анкета |
2 |
Мой внутренний мир |
6 |
2 |
4 |
диагностика |
3 |
Испытание себя и своих возможностей |
8 |
2 |
6 |
самооценка |
4 |
Маршрут получения профессий |
6 |
2 |
4 |
игра – конкурс |
5 |
От мечты к действиям |
4 |
2 |
2 |
план личных достижений |
6 |
Мастерская профессий |
6 |
2 |
4 |
эссе |
7 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
квест |
|
Итого |
34 |
12 |
22 |
|
Теория. Правила поведения на занятии. Правила техники безопасности. Представление
учащимся содержания курса и основных форм работы на занятиях. Ознакомление с целями и задачами программы.
Практика. Упражнения «Я хочу узнать ..». Игра. «Азбука профессий»
Теория. Информирование учащихся о сильных и слабых сторонах человека. Поведение в конфликте. Интеллектуальный потенциал.
Практика. Шуточный тест «Китайская рулетка», упражнение «Рука», игра «Цепочка хороших и плохих следствий».
Теория. Информирование учащихся о базовых сведении о конкретных видах профессиональной деятельности; профессии индустрии моды: байер, дизайнер, модельер, модель, фотограф. Знакомство с условиями труда, личностными и профессиональными навыками в профессии.
Практика. Моделирование основных элементов разных видов профессиональной деятельности; игровые профессиональные пробы, мастер-классы.
Теория. Профессии и специальности. Пути получения образования. Дополнительное образования. Формы и пути получения профессионального образования. Интернет- ресурсы по подбору ПОУ и ВУЗов.
Практика. Упражнение «Дорожная карта».
Теория. Диалог «Мечта и цель». Планирование профессионального будущего. Опасности на моем пути. Успех и уровень притязаний. Свобода и ответственность. Здоровье и выбор профессии. Способы достижения успеха.
Практика. Практическое задание «Цели и средства», упражнение «Машина времени».
«Смешные профессии»
Теория. Правила поведения на экскурсии. Правила техники безопасности. Вступительная беседа, заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы.
Практика. Практический показ с пояснением, вручение памяток, обращений, приглашений, буклетов; выявление эффективности проведения экскурсии путем анкетирования.
Раздел 7. Итоговое занятие (2 час)
программа внеурочной деятельности
3 год обучения 7 класс
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Даты проведения занятия |
||
по плану |
дано фактический |
по плану |
дано фактически |
||
|
|||||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
|
|
|
2 |
Вводное занятие. |
1 |
|
|
|
Мой внутренний мир |
|||||
3 |
Мотивы выбора |
1 |
|
|
|
4 |
Диагностика мотивационной сферы |
1 |
|
|
|
5 |
Уникальность и индивидуальность каждого |
1 |
|
|
|
6 |
Поведение в конфликте |
1 |
|
|
|
7 |
Активная жизненная позиция |
1 |
|
|
|
8 |
Игра «Выбираем свой путь» |
1 |
|
|
|
Испытание себя и своих возможностей |
|||||
9 |
Профессии кинематографа |
1 |
|
|
|
10 |
Профессии сферы бизнеса |
1 |
|
|
|
11 |
Профессии сферы СМИ журналистике, рекламе и PR |
1 |
|
|
|
12 |
Профессии индустрии моды |
1 |
|
|
|
13 |
Профессия фотограф |
1 |
|
|
|
14 |
Профессия модельер |
1 |
|
|
|
15 |
Профессия блогер |
1 |
|
|
|
16 |
Деловая игра один день из жизни салона красоты |
1 |
|
|
|
Маршрут получения профессий |
|||||
17 |
Профессии и специальности ВУЗ |
1 |
|
|
|
18 |
Профессии и |
1 |
|
|
|
|
специальности профессионального образования |
|
|
|
|
19 |
Формы получения профессионального образования |
1 |
|
|
|
20 |
Пути получения образования |
1 |
|
|
|
21 |
Интернет-ресурсы по подбору ПОУ и ВУЗов |
1 |
|
|
|
22 |
ПОУ Приморского района СПб |
1 |
|
|
|
От мечты к действиям |
|||||
23 |
Здоровье и выбор профессии |
1 |
|
|
|
24 |
Цель моей жизни |
1 |
|
|
|
25 |
Способы достижения успеха |
1 |
|
|
|
26 |
Самопрезентация |
1 |
|
|
|
Мастерская профессий |
|||||
27 |
Экскурсия |
1 |
|
|
|
28 |
Экскурсия |
1 |
|
|
|
29 |
Мастер-класс |
1 |
|
|
|
30 |
Мастер-класс |
1 |
|
|
|
31 |
Экскурсия |
1 |
|
|
|
32 |
Экскурсия |
1 |
|
|
|
Итоговое занятие |
|||||
33 |
Защита профессии |
1 |
|
|
|
34 |
Защита профессии |
1 |
|
|
|
1. Агеева, И. Д. Парад профессий: весѐлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов / И. Д. Агеева // Последний звонок.- 2007.- № 7.- С. 3-8.
2. Береснева, Н. В. Классный час "В поисках своего призвания": по теме "мир профессий и твое место в нѐм" / Н. В. Береснева // Последний звонок.- 2008.- № 8.- С. 11- 12.
3. Биссенек, Н. Дню строителя посвящается: [акция, приуроченная ко Дню строителя: опыт работы] / Н. Биссенек // Дошкольное воспитание.- 2008.- №8.- С. 117-118. 4.Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова // Воспитание школьников.- 2011.- № 1.- С. 49-56.
4. Пряжников Н.С.Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники . - М.: ВАКО, 2005 - 288 с- (Педагогика. Психология. Управление).
5. Резапкина, Г. Уроки самоопределения: профориентационные занятия в 5-9-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.).- 2008.- № 3.- С. 42-48.
6. Резапкина, Г. Холланд+Климов=? / Т. Резапкина // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2007.- № 5.- С. 22-24. О методиках определения профессионального типа личности
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей.
Формы:
Педагогическое наблюдение;
Выполнение практических заданий педагога.
Диагностика проводится с каждым ребенком в виде устного опроса, о знании выбора профессии.
Промежуточный контроль предусмотрен 2 раза в год (декабрь, май) с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.
Форма:
Игровые формы: защита рисунков, защита проекта, профориентационная викторина. Результаты участия учащихся в творческих мероприятиях заносятся в Карту учета творческих достижений, используя следующую шкалу:
Начальный уровень: 1бал Средний уровень: 2-4 баллов Высокий уровень 5-6 баллов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.