ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ДОНОВЕДЕНИЕ»
Оценка 4.9

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ДОНОВЕДЕНИЕ»

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
воспитание
1 кл—4 кл
13.01.2021
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ДОНОВЕДЕНИЕ»
Одним из принципов обновленного содержания образования является его регионализация – опора на национальные, исторические, культурные, хозяйственные традиции региона, особенности его развития в настоящее время, учёт наиболее значимых социальных ситуаций. Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личностные. Этим можно объяснить создание курса «Доноведение».
программа ДОНОВЕДЕНИЕ внеурочка.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА

ШУМИЛИНСКАЯ   СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

директор школы

 

________В.В. Сакменнова

 

приказ от 30.08.2019 г. № 77

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«ДОНОВЕДЕНИЕ»

(СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 4 ГОДА)

(уровень начального общего образования)

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

ст. Шумилинская

2019 г.

                                                                                             

1.      Пояснительная записка

 

Программа разработана на основе ООП НОО МБОУ Шумилинской СОШ, авторской программы  «Доноведение» для общеобразовательных учреждений 1 – 4 классы авторов  Е. Ю. Сухаревской, М. Н. Бакревой, И. Ю. Величко, М. М. Вюнниковой, Е. А. Добреля, Е. А. Зыбиной, О. А. Коклюгиной, Л. В. Козорезовой, Е. А. Никуличевой, Т. Г. Степановой, А.Г в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и планом внеурочной деятельности МБОУ Шумилинской СОШ.

В XXI веке образованию отводится ключевая роль в формировании духовно-нравственных ориентиров, в воспитании уважения к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. «Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» (Из послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. 2008г) 

Культура отражает индивидуальное начало человека. Она обеспечивает хранение и трансляцию от поколения к поколению информации, правил и норм поведения, деятельности, определяет способ реагирования личности на инновации, обеспечивает адаптационные механизмы, возможность приспособления к меняющимся условиям бытия. Образование, будучи феноменом культуры, интегрирует качества процесса и результаты вхождения личности в состояние культуры самореализации. Поэтому целью образовательного процесса на современном этапе является формирование человека культуры.

Одним из принципов обновленного содержания образования является его регионализация – опора на национальные, исторические, культурные, хозяйственные традиции региона, особенности его развития в настоящее время, учёт наиболее значимых социальных ситуаций. Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личностные. Этим можно объяснить создание курса «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и  формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

2.      Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края. 

 

Педагогическое обоснование введения  курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

 Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

1.       Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

2.       Человек Донского края имеет свои  индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3.   История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

        Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе  перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности.  В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Структура курса «Доноведение»

Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:

·         Я и окружающий мир,

·         Природа Донского края,

·         Человек и природа,

·         Жизнь на Дону,

·         Яркие страницы истории земли Донской.

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок  «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает  представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.

Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.

Следующие содержательные блоки  «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края.  Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края.  Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.

 

   План внеурочной деятельности МБОУ Шумилинской СОШ   предусматривает обязательное изучение курса «Доноведение» на уровне начального общего образования в 1-4 классах в объёме 135 часов.

 

 

 

2. Планируемые результаты освоения курса «Доноведение»

Образовательные задачи:

  • знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
  • ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах  земляков;

овладение начальными навыками исследовательской работы;

 -углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры;

 

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   казаков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

 -формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на службе Отечеству;

 

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  • стимулирование стремления знать как можно больше о казачестве, привитие интереса  учащихся к казачеству.

-развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.

 

В результате освоения содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов».

Личностные УУД

У ученика будут сформированы:

   1. Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к истории Родины.

   2. Устойчивый учебно-познавательный интерес  к новым общим способам решения задач;

   3. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности

Регулятивные УУД:

   1. Определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно.

   2. Планировать свои действия .

   3. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

   4. Высказывать свою версию разрешения проблемы.

  5. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД:

   1. Осуществлять поиск необходимой информации.

   2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

   3. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

   4. Строить логическое рассуждение.

 Коммуникативные УУД:

   1.  Оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

   2. Слушать и понимать речь других людей.

   3. Формулировать собственное мнение и позицию.

   4. Договариваться и приходить к общему мнению.

 Ценностные ориентиры содержания курса:

      –      патриотизм – любовь к своей малой Родине , своему народу, к России.

–      гражданственность – закон и порядок.

–      семья – любовь и верность, здоровье,  уважение к родителям, забота о старших и младших.

–      труд и творчество – уважение к труду.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Личностные результаты обучения.

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Метапредметные результаты.

 - понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 - самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

 -работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты.

В коммуникативной сфере учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

В познавательной сфере обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающиеся научатся:

- планировать свои действия;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

 

3.Содержание программы

 

1 КЛАСС

 

Введение

Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.

Я и окружающий мир

Родной край.

Природа Донского края

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.

Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.

Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.

Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.

Человек и природа

Занятия людей Донского края в разные времена года.

Экскурсии

В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родной станице:

«Родная станица», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»

 

2 КЛАСС

Я и окружающий мир

С  чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

 

 

 

  Природа Донского края

 

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве. 

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес,  луг, водоём). 

 

Человек и природа

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

 

Жизнь на Дону

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

С днём рождения, родная станица

Знакомство со знаменательными событиями военных лет.  Вместе дружная семья.

Резервные уроки

Экскурсии

«Родная станица»,  «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей).

 

Исследовательские, проектные и практические работы

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

 

3класс

Я и окружающий мир

Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.

Моя семья. Родословная.

 

Природа Донского края

Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы,  ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.

Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.

Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.

Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.

Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области.

Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).

Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).

 

Человек и природа

Профессия – метеоролог.

Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).

 

Жизнь на Дону

Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.

Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.

Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии[1]

«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;

«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;

в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».

Исследовательская деятельность по проблемам:

- «Город (станица)… Ростовской области»,

- «Мир природного сообщества родного края», -

- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.

Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок),  и др.

 

 

4 КЛАСС

 

Я и окружающий мир

Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.

 

Человек и природа

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области.  

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе. 

Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.

Яркие страницы истории земли Донской

Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.

Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.

  Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.

 

Жизнь на Дону

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.

 

Экскурсии

В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.

В краеведческий  музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».

Исследовательская деятельность по проблемам:

«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».

Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором»,  «Мир природной зоны родного края» и др.

Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».

Тематическое планирование

1 класс

№ П/П

Тема раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1

Введение

1

 

2

Я и окружающий мир

2

Составление

коллажа «Прежде и  теперь»  (используются фотографии, рисунки детей)

 

3

Жизнь на Дону

13

Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

 

4

 

Природа донского края

13

Конкурс рисунков

 

5

Человек и природа

4

Исследовательская  работа «Кто работает на родной земле»

 

Итого

 

33

 

 

 

2 класс

№ П/П

Тема раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1

Введение

1

 

2

Я и окружающий мир

5

Проект «История моей улицы»,

3

Жизнь на Дону

13

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

 

4

 

Природа донского края

12

Составление альбома о родном городе (селе). Выставка рисунков, фотографий.

 

5

Человек и природа

3

Исследовательская деятельность по проблемам:

- «Город (станица)… Ростовской области»,

Итого

 

34

 

 

3класс

№ П/П

Тема раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1

Я и окружающий мир

4

Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области»

2

Природа Донского края

12

- Практическая  работа

«Почвы родного края»

- Исследовательские  работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края»

 

3

 

Жизнь на Дону

13

- Исследовательская работа «История казачьей семьи».

- Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

 

 

4

Человек и природа

5

Исследовательская  работа «Кто работает на родной земле»

Итого

 

34

 

 

4класс

№п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Формы контроля

1.

Я и окружающий мир

 

3

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

 

2.

Человек и природа

 

8

Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».

 

3.

Яркие страницы истории земли Донской

 

20

Проблемный диспут «Причины казачьего восстания»

 

4.

Жизнь на Дону

 

3

Выставка поделок

Итого:

 

34

 

 

Требования к уровню подготовки младших школьников

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны: 

иметь представления:

-      о связях между живой и неживой природой родного края;

-      о связях между деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области;

-                          об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

-                          об истории родного края;

знать:

-      объекты неживой и живой природы Ростовской области;

-      особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

-      водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

-      полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

-      правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

-      государственную символику Ростовской области, своего района;

-      важнейшие события в истории родного края;

-      народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

-      родственные связи в семье;

-      правила поведения в общественных местах и на улице;

 

уметь:

-      различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

-      различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

-      узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

-      приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

-      приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

-      описывать наиболее важные события истории родного края;

-      рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

-      показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

-      приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

могут научиться:

1.личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

-    анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

-             объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2.регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

-  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

-  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

-  оценивать собственные знания и умения;

-  доводить дело до конца.

3.познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

-             находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

-             проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

-             ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

-  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г.  Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС»

2.Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь

(2класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС»

3.Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.  Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС»

4.Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС».

5.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС».

 


 

Скачано с www.znanio.ru



 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Программа разработана на основе

Пояснительная записка Программа разработана на основе

Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в

Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в

Я и окружающий мир, ·

Я и окружающий мир, ·

Планируемые результаты освоения курса «Доноведение»

Планируемые результаты освоения курса «Доноведение»

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов

В познавательной сфере обучающиеся научатся: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в…

В познавательной сфере обучающиеся научатся: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в…

Весна на Дону. Весенние месяцы

Весна на Дону. Весенние месяцы

Проект «Растительный мир Донского края»

Проект «Растительный мир Донского края»

Практическая работа: работа по карте

Практическая работа: работа по карте

Практическая работа: работа по карте

Практическая работа: работа по карте

Выставка рисунков, фотографий

Выставка рисунков, фотографий

Человек и природа 8

Человек и природа 8

Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей

Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей

ЛИТЕРАТУРА 1.Сухаревская

ЛИТЕРАТУРА 1.Сухаревская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2021