Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13
имени Ю.А. Гагарина»
ПРОГРАММА КУРСА
внеурочной деятельности
«Волейбол»
Направление: спортивно-оздоровительное
(Срок реализации программы 5 лет - 5-9 классы)
I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности.
1 год обучения
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
1.1. Фрагментарное применение способностей проявлять гражданскую позицию в ситуациях, связанных с жизнедеятельностью пятиклассника.
Мотивационный компонент:
– фрагментарно проявляющаяся потребность давать обоснованные оценки прошлому и настоящему Отечества, социальным событиям и процессам в области спорта;
– фрагментарно проявляющаяся ориентация на проявление уважения к представителям других наций в области спорта.
Деятельностный компонент:
– фрагментарное применение способностей проявлять гражданскую позицию в ситуациях, связанных с жизнедеятельностью пятиклассника.
1.2. Фрагментарная демонстрация осознанности своей этнической принадлежности, знаний истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
Знаниевый компонент:
– фрагментарные знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества в области спорта.
Мотивационный компонент:
– фрагментарно проявляющаяся потребность изучать историю, язык, культуру своего края, основы культурного наследия народов России и человечества в области спорта.
1.3. Следование ценностным установкам многонационального российского общества, преимущественно по внешним рекомендациям.
Знаниевый компонент:
– фрагментарные знания о гуманистических, демократических и традиционных ценностях многонационального российского общества.
Мотивационный компонент:
– преобладание внешней мотивации к приобщению к гуманистическим, демократическим и традиционным ценностям многонационального российского общества.
Деятельностный компонент:
– следование ценностным установкам многонационального российского общества, преимущественно по внешним рекомендациям (гражданственность и патриотизм, уважение социального многообразия, мораль, нравственность, гуманизм, добро, долг, совесть, моральная ответственность, право).
1.4. Совершение ответственных поступков, преимущественно по внешним рекомендациям.
Знаниевый компонент:
– элементарные знания об обязанностях гражданина Российской Федерации.
Мотивационный компонент:
– преобладание внешней мотивации на совершение ответственных перед Родиной поступков.
Деятельностный компонент:
– совершение ответственных поступков, преимущественно по внешним рекомендациям.
1.5. Ориентация на расширение знаний о мире профессий и профессиональных предпочтений.
Знаниевый компонент:
– знание мира профессий и профессиональных предпочтений в области спорта.
Деятельностный компонент:
– демонстрация уважительного отношения к труду в процессе личностно значимой деятельности в области спорта.
1.6. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир с учетом многообразия народов, культур и религий.
Знаниевый компонент:
– наличие базовых исторических знаний, а также представлений о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в области спорта.
Мотивационный компонент:
– наличие потребности в приобретении исторических знаний о социальных явлениях ориентация на их практическое применение в ближайшем окружении.
Деятельностный компонент:
– освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление.
Смыслообразование
2.1. Сформированность социальной роли обучающегося основной школы.
Знаниевый компонент:
– понимание общественной значимости процесса обучения.
Мотивационный компонент:
– желание проявить себя в роли школьника, друга.
Деятельностный компонент:
– взаимодействие со сверстниками на уроках, переменах;
– адекватная реакция на оценку учителя.
2.2. Сформированность коммуникативной компетентности с детьми или взрослыми.
Знаниевый компонент:
– знание эффективных правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Мотивационный компонент:
– потребность в общении со значимыми для себя людьми.
Деятельностный компонент:
– дружественное в целом общение с одноклассниками, родственниками и учителями.
2.3.Сформированные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в привычных социальных ситуациях.
Знаниевый компонент:
– знание базовых правил нравственного поведения в мире природы и людей;
– знание эффективных способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Мотивационный компонент:
– желание помогать, учитывая собственные возможности.
Деятельностный компонент:
– наличие базовых навыков совместной продуктивной деятельности.
2.4.Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Знаниевый компонент:
– знание базовых ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Деятельностный компонент:
– наличие базовых ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Нравственно-этическая ориентация
3.1. Воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству и историческому наследию народов России, гордость за героические деяния предков.
Знаниевый компонент:
– знание как аргументировать, формулировать, отстаивать свое мнение, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей в рамках нравственно-этической ориентации в спортивной деятельности.
Мотивационный компонент:
–сформированность познавательных мотивов в области спорта; интерес к новому; интерес к способу решения поведенческих ситуаций общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность быть полезным обществу.
Деятельностный компонент:
– умение учиться и способность к организации своей деятельности (в спортивной деятельности).
3.2. Участие в школьном самооуправлении и общественной жизни класса и школы.
Знаниевый компонент:
– знание правил внутришкольного распорядка, порядка участия в ученическом самоуправлении и представление класса и школы на городских соревнованиях.
Мотивационный компонент:
– адаптация к условиям и особенностям организации работы секции «Волейбол».
Деятельностный компонент:
– добросовестное исполнение поручений родителей, классного руководителя и педагогов, участие в общеклассных и общешкольных спортивных мероприятиях.
3.3. Сформированность ответственного отношения к учебной деятельности, осознание ответственности за результаты этой деятельности.
Знаниевый компонент:
– знание своих обязанностей относительно учебно-тренировочной деятельности.
Мотивационный компонент:
– стремление к личностной успешности в волейболе.
Деятельностный компонент:
– ответственное отношение к выполнению домашних заданий и работе на учебно-тренировочных занятиях.
3.4. Сформированность уважительного отношения к семейным традициям.
Знаниевый компонент:
– знание о своем генеалогическом древе, о занятиях членов семьи различными видами спорта и семейных спортивных традициях.
Мотивационный компонент:
– наличие мотивов к взаимодействию с членами семьи при занятии спортом.
3.5. Сформированность эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.
Знаниевый компонент:
– понимание значимости личностного развития при занятии спортом волейболом.
Мотивационный компонент:
– устойчивый интерес к творческой спортивной деятельности.
Деятельностный компонент:
– умение выражать свое отношение к спортивной деятельности.
2 год обучения
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)
1.1. Частичное применение способностей проявлять гражданскую позицию в различных школьных ситуациях.
Знаниевый компонент:
– отдельные знания о технологиях анализа содержащейся в различных источниках информации о событиях и явлениях прошлого и настоящего России, её многонационального народа, событий в соответствии с принципом историзма в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности в области спорта.
Мотивационный компонент:
- частично проявляющаяся потребность давать обоснованные оценки прошлому и настоящему Отечества, социальным событиям и процессам в процессе развития волейбола.
1.2. Частичная демонстрация осознанности своей этнической принадлежности, знаний истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
Знаниевый компонент:
– отдельные знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества в области спорта.
Мотивационный компонент:
– частично проявляющаяся потребность изучать историю, язык, культуру своего края, основы культурного наследия народов России и человечества в области спорта.
1.3. Частичное следование ценностным установкам многонационального российского общества.
Знаниевый компонент:
– отдельные знания о гуманистических, демократических и традиционных ценностях многонационального российского общества.
Мотивационный компонент:
– интерес к приобщению к гуманистическим, демократическим и традиционным ценностям многонационального российского общества.
Деятельностный компонент:
– частичное следование ценностным установкам многонационального российского общества при занятиях спортом.
1.4. Наличие частичного осознания смысла совершаемых поступков.
Деятельностный компонент:
– частичное осознание смысла совершаемых поступков в спортивной деятельности.
1.5. Демонстрация уважительного отношения к труду в процессе ознакомления с миром профессий, в том числе, профессий региона.
Знаниевый компонент:
– знание мира профессий и профессиональных предпочтений, с учётом своих профессиональных предпочтений и потребностей региона в области спорта.
1.6. Сформированность системы взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение к окружающей действительности и самому себе.
Знаниевый компонент:
– наличие представлений о закономерностях развития человеческого общества в области спорта.
Мотивационный компонент:
– ориентация на практическое применение знаний о социальной действительности в ближайшем окружении при занятии волейболом.
Деятельностный компонент:
– умение анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о различных событиях и явлениях в процессе развития волейбола.
Смыслообразование
2.1. Сформированность положительного отношения к учению, стремление к улучшению образовательных результатов.
Знаниевый компонент:
– знание важности процесса обучения в своей личностной перспективе.
Мотивационный компонент:
– потребность в самопознании в разных формах деятельности (учеба, общение, творчество).
Деятельностный компонент:
– проявление позитивной активности, направленной на получение одобрения своих поступков в школьном социуме от сверстников при занятии волейболом.
2.2 Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми в различной деятельности.
Знаниевый компонент:
– знание приемов убеждения в общении при занятии волейболом.
Мотивационный компонент:
– желание быть полезным для своих близких, готовность поделиться с ними своими переживаниями при занятии волейболом.
Деятельностный компонент:
– умение договариваться со сверстниками и конструктивно отстаивать свою позицию со взрослыми.
2.3. Готовность и способность вести диалог с представителями ближайшего окружения.
Знаниевый компонент:
– знание правил установления доверительных отношений с тренером и членами команды.
Мотивационный компонент:
– потребность в эмоционально-доверительных конструктивных взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Деятельностный компонент:
– выстраивание на тренировке и в повседневной жизни сотрудничества и взаимопомощи.
2.4. Формирование ценности здорового образа жизни.
Знаниевый компонент:
– знание некоторых ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Мотивационный компонент:
– потребность в развитии ценности здорового и безопасного образа жизни.
Деятельностный компонент:
– демонстрация развитых ценностей здорового и безопасного образа жизни в социуме.
2.5. Формирование усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Знаниевый компонент:
– знание некоторых правил безопасного поведения как группового, так и индивидуального в чрезвычайных ситуациях (в том числе при занятии волейболом), их применение при взаимодействии с другими людьми.
Мотивационный компонент:
– потребность в развитии общественной значимости процесса формирования усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Деятельностный компонент:
– демонстрация развитых правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
2.6. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Мотивационный компонент:
– частично проявляющаяся мотивация на совершение личностного участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Нравственно-этическая ориентация
3.1. Воспитание патриотизма, воспитание традиций мирного взаимодействия и взаимопомощи, исторически сложившихся в многонациональном Российском государстве.
Мотивационный компонент:
– тенденция к самостоятельности; стремление быть полезным обществу; тенденция познавать новое.
Деятельностный компонент:
– умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;
– умение нравственно выбирать.
3.2. Включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами.
Мотивационный компонент:
– стремление к самостоятельности и приобретению активной гражданской позиции при занятии волейболом.
Деятельностный компонент:
– взаимодействие под руководством тренера с социальной средой и социальными институтами.
3.3. Сформированность умения разрешать элементарные моральные дилеммы.
Знаниевый компонент:
– знание основных моральных норм, характеристик норм морали при занятии волейболом.
Мотивационный компонент:
– стремление к нравственному самосовершенствованию при занятии волейболом.
3 год обучения
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)
1.3. В целом успешное, но не всегда систематическое следование ценностным установкам многонационального российского общества.
Знаниевый компонент:
– общие, но не структурированные знания о гуманистических, демократических и традиционных ценностях многонационального российского обществ в области спорта.
Деятельностный компонент:
– в целом успешное, но не всегда систематическое следование ценностным установкам многонационального российского общества (гражданственность и патриотизм, уважение социального многообразия, мораль, нравственность, гуманизм, добро, долг, совесть, моральная ответственность, право при занятии волейболом).
1.4. В целом наличие ответственности, но не всегда системности в совершении осознанных поступков.
Знаниевый компонент:
– общие, но не структурированные знания об основах государственного строя РФ, правах и свободах гражданина, его обязанностях в области спорта и здорового образа жизни.
1.6. Сформированность системы взглядов, оценок и образных представлений о мире и своем в нём месте, положительное отношение к окружающей действительности и самому себе.
Знаниевый компонент:
– наличие представлений о закономерностях развития человеческого общества в области спорта.
Мотивационный компонент:
– стремление изучать социальные роли, выявлять свое место и позицию в социуме при занятии спортом волейболом.
Деятельностный компонент:
– проявление способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам при занятии волейболом.
Смыслообразование
2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, стремление к самопознанию.
Знаниевый компонент:
– знание важности процесса обучения в своей жизненной перспективе при занятии волейболом.
Мотивационный компонент:
– интерес к изучению своих личностных ресурсов, важных для овладения знаниями в области спорта.
Деятельностный компонент:
– стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир, поиск своих возможностей при занятии волейболом.
2.2. Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
Знаниевый компонент:
– знание механизмов манипулирования и способов противостояния им в области здорового образа жизни и занятии спортом.
Мотивационный компонент:
– стремление к общению со сверстниками, установлению доверительных отношений при занятии волейболом.
Деятельностный компонент:
– умение вербально формулировать свои потребности и желания, не вступающие в противоречие с общественными ценностями при занятии волейболом.
2.3. Готовность и способность вести диалог с представителями ближайшего окружения устанавливать безопасную коммуникацию с незнакомыми людьми.
Знаниевый компонент:
– понимание закономерностей передачи и восприятия информации в реальном и виртуальном пространстве при занятии волейболом.
Мотивационный компонент:
– заинтересованность во взаимодействии с представителями ближайшего окружения при занятии волейболом.
Деятельностный компонент:
– умение вежливо и безопасно общаться со знакомыми и малознакомыми людьми (при занятии спортом).
2.4. Значение сформированности ценности здорового и безопасного образа жизни.
Знаниевый компонент:
– знание, понимание важности ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Мотивационный компонент:
– интерес к изучению и развитие ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Деятельностный компонент:
– проявление своих сформировавшихся ценностей здорового и безопасного образа жизни.
2.5. Значение сформированности усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Знаниевый компонент:
– знание правил как группового, так и индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах при занятии спортом, их применение при взаимодействии с другими людьми,
Мотивационный компонент:
– интерес - понимание общественной значимости процесса формирования усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах при занятии спортом.
Деятельностный компонент:
– проявление своих сформировавшихся правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах при занятии спортом.
2.6. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Нравственно-этическая ориентация
3.1. Формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности.
Знаниевый компонент:
– знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) при занятии спортом.
Мотивационный компонент:
– выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм при занятии волейболом.
Деятельностный компонент:
– формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой при занятии спортом.
3.2. Освоение компетентностей в сфере организационной деятельности, идентификация себя в качестве субъекта преобразований.
Знаниевый компонент:
– знание основных социальных ролей подростка и взрослых при занятии спортом.
Мотивационный компонент:
– стремление к самостоятельности и приобретению активной гражданской позиции при занятии спортом.
Деятельностный компонент:
– умение определять параметры, определяющие социальный статус личности при занятии волейболом.
3.3. Сформированность нравственного поведения.
Знаниевый компонент:
– знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов при занятии спортом.
Мотивационный компонент:
– стремление к нравственному самосовершенствованию, веротерпимости при занятии волейболом.
Деятельностный компонент:
– реализация нравственных ценностей, принятых в обществе (добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и т. д.) при занятии спортом.
4 год обучения
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)
1.1. В целом успешное, применение способностей проявлять гражданскую позицию в различных социальных ситуациях
Знаниевый компонент:
– сформированные, но содержащие отдельные пробелы, знания о технологиях анализа содержащейся в различных источниках информации о событиях и явлениях прошлого и настоящего России, её многонационального народа, событий в соответствии с принципом историзма в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности в области спорта.
Мотивационный компонент:
– в целом сформированная потребность давать обоснованные оценки прошлому и настоящему Отечества, социальным событиям и процессам в области спорта.
– в целом сформированная ориентация на проявление уважения к представителям других наций в области спорта.
1.2. В целом успешная, но содержащая отдельные пробелы, демонстрация осознанности своей этнической принадлежности, знаний истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
Знаниевый компонент:
– сформированные, но содержащие отдельные пробелы, знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества в области спорта.
1.3. В целом осознанное следование ценностным установкам многонационального российского общества.
Знаниевый компонент:
– сформированные, но содержащие отдельные пробелы, знания о гуманистических, демократических и традиционных ценностях многонационального российского общества в области спорта.
Мотивационный компонент:
– в целом устойчивая мотивация на приобщение к гуманистическим, демократическим и традиционным ценностям многонационального российского общества в области спорта.
Деятельностный компонент:
– в целом осознанное следование ценностным установкам многонационального российского общества при занятии спортом.
1.5. Наличие интереса к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов и потребностей региона.
Знаниевый компонент:
– в целом сформированные, но содержащие отдельные пробелы, знания технологий выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов и потребностей региона в области спорта.
Деятельностный компонент:
– в целом проявление уважительного отношения к труду в процессе социально значимой деятельности при занятии спортом.
1.6. Сформированность целостного мировоззрения, включающего осознание жизненных позиций людей, их убеждений, идеалов, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Знаниевый компонент:
– сформированность представлений о закономерностях функционирования человеческого общества в области спорта.
Мотивационный компонент:
– желание соизмерять собственные идеалы и принципы с общественными ценностями при занятии спортом.
Деятельностный компонент:
– умение анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способность определять и аргументировать свое отношение к ней при занятии волейболом.
Смыслообразование
2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, стремление к саморазвитию.
Знаниевый компонент:
– знание важности процесса обучения в своей профессиональной перспективе при занятии волейболом.
Мотивационный компонент:
– стремление к саморазвитию в привлекательной для себя деятельности.
Деятельностный компонент:
– анализ своих личностных поступков в школьном социуме, попытка реализоваться в учебной и внеучебной деятельности при занятии волейболом.
2.2. Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и других видов деятельности.
Знаниевый компонент:
– знание приемов общения с людьми разного возраста (при занятии спортом).
Мотивационный компонент:
– стремление быть включённым в конструктивную референтную группу при занятии волейболом.
Деятельностный компонент:
– умение находить индивидуальный подход к участнику коммуникации с учетом его личностных и возрастных особенностей при занятии волейболом.
2.3. Готовность и способность вести диалог с другими людьми.
Знаниевый компонент:
– знание интеллектуальных и эмоциональных составляющих процесса коммуникации при занятии спортом.
Мотивационный компонент:
– стремление к расширению средств общения в разных ситуациях при занятии спортом.
Деятельностный компонент:
– использование адекватных средств общения со сверстниками, родителями, учителями при занятии волейболом.
2.4. Значение сформированности ценности здорового и безопасного образа жизни обусловливается тем, что строится на валеологических знаниях для эффективности формирования гармоничных взаимоотношений личности и окружающего мира, показателем результативности которых является здоровье человека.
Знаниевый компонент:
– знание различных приемов взаимодействия с людьми при занятии волейболом.
Мотивационный компонент:
– наличие желания вести здоровый образ жизни, наличие интереса к своему здоровью.
Деятельностный компонент:
– тенденция к анализу здорового образа жизни, как реализуется в поведении, привычках и действиях у других детей.
2.5. Значение усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Знаниевый компонент:
– знание различных приемов взаимодействия, как группового, так и индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах при занятии спортом.
Мотивационный компонент:
– наличие понимание общественной значимости процесса формирования усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах при занятии спортом.
Деятельностный компонент:
-использование адекватных средств общения через знания правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах при занятии спортом.
Нравственно-этическая ориентация
3.1. Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения.
Знаниевый компонент:
– знание духовных идеалов, прав, обязанностей при занятии волейболом.
Мотивационный компонент:
– мотивация направлена на достижения при занятии волейболом.
Деятельностный компонент:
– умение работать в команде; доведение дела до завершающего конца при занятии волейболом.
3.2. Принятие ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, развитие способов реализации собственного лидерского потенциала
Знаниевый компонент:
– знание своих прав и обязанностей, прав и обязанностей других людей, соблюдение прав и выполнение обязанностей при занятии волейболом.
Мотивационный компонент:
– стремление к лидерству, демонстрация лидерских качеств в тех или иных видах деятельности при занятии волейболом.
Деятельностный компонент:
– продуктивное завершение начатого дела, организация и участие в совместной деятельности при занятии волейболом.
5 год обучения
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)
1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.
Мотивационный компонент:
– сформированная потребность давать обоснованные оценки прошлому и настоящему Отечества, социальным событиям и процессам (в области спорта);
Деятельностный компонент:
– успешное и систематическое применение способностей проявлять гражданскую позицию в различных социальных ситуациях при занятии спортом.
1.6. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Знаниевый компонент:
– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития во всех сферах жизни общества в области спорта.
Мотивационный компонент:
– потребность в осмыслении социального, культурного, духовного аспектов жизни общества при занятии спортом.
Деятельностный компонент:
– демонстрация собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту при занятии волейболом.
Смыслообразование
2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Знаниевый компонент:
– знание важности процесса качественного обучения в реализации своих жизненных планов при занятии волейболом.
Мотивационный компонент:
– мотивация к самообразованию в урочной и внеурочной деятельности при занятии волейболом..
Деятельностный компонент:
– дополнительные занятия определенным учебным предметом при занятии волейболом.
– целенаправленное участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
2.2. Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Знаниевый компонент:
– знание эффективных приемов вербального и невербального общения (при занятии спортом).
Мотивационный компонент:
– стремление быть активным участником в конструктивной референтной группе при занятии волейболом.
Деятельностный компонент:
– умение находить индивидуальный подход к участнику коммуникации с учетом возраста, пола, статуса и социальной роли при занятии волейболом.
2.3. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Знаниевый компонент:
– знание приемов активного слушания при занятии волейболом.
- понимание значения дистанции в общении и применении разных средств коммуникации при занятии волейболом.
Мотивационный компонент:
– стремление овладеть средствами публичного выступления, искусством убеждающего воздействия в общении с людьми при занятии волейболом.
Деятельностный компонент:
– умение воспринимать скрытые сообщения в общении при занятии волейболом.
– выявление истинных мотивов в общении с собеседниками при занятии волейболом.
2.4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Знаниевый компонент:
– сформированое знание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Мотивационный компонент:
– потребность в осмыслении ценности здорового и безопасного образа жизни.
Деятельностный компонент:
– демонстрация собственной активной позиции ценности здорового и безопасного образа жизни.
2.5. Сформированность усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Знаниевый компонент:
– сформированое знание правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах при занятии спортом.
Мотивационный компонент:
– потребность в осмыслении общественной значимости процесса формирования усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах при занятии спортом.
Деятельностный компонент:
– демонстрация собственной активной позиции своих знаний правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах при занятии спортом.
3.2. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Знаниевый компонент:
– знание социальных норм, их видов и характеристик при занятии спортом.
Мотивационный компонент:
– стремление к лидерству, проявление активной социальной позиции при занятии волейболом.
Деятельностный компонент:
– демонстрация освоенных правил социального взаимодействия и поведения в различных ситуациях при занятии волейболом.
3.3. Сформированность морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Знаниевый компонент:
– знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов родного края и России при занятии спортом.
Мотивационный компонент:
– стремление к нравственному самосовершенствованию, веротерпимости, уважительному отношению к религиозным взглядам, взглядам людей или их отсутствию при занятии волейболом.
Деятельностный компонент:
– критическое осмысление информации морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников при занятии спортом.
3.6. Сформированность эстетического сознания через освоение художественного наследия народов родного края, России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Деятельностный компонент:
– эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира при занятии спортом.
Метапредметные результаты освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия.
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание)
ü Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты.
ü Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему.
ü Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.
ü Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.
ü Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
ü Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование).
ü Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения.
ü Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.
ü Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.
ü Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов).
ü Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели.
ü Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).
ü Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.
ü Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция).
ü Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.
ü Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности.
ü Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.
ü Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.
ü Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата.
ü Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата.
ü Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.
ü Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка).
ü Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи.
ü Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи.
ü Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий.
ü Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
ü Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов.
ü Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция).
ü Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
ü Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.
ü Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
ü Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
ü Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
ü Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные универсальные учебные действия
ü Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
ü Выделять явление из общего ряда других явлений.
ü Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений.
ü Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
ü Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
ü Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации.
ü Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.
ü Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
ü Смысловое чтение.
ü Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах.
ü Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы
ü Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.
ü Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.
ü Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество).
ü Определять возможные роли в совместной деятельности.
ü Играть определенную роль в совместной деятельности.
ü Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.
ü Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.
ü Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
ü Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его
ü Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации.
ü Выделять общую точку зрения в дискуссии.
ü Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.
ü Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)
ü Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация).
ü Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства.
ü Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.).
ü Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.
ü Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.
ü Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.
ü Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.
ü Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств.
ü Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления.
ü Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.
ü Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
ü Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
ü Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
ü Использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды деятельности: физкультурно-спортивная; соревновательная; игровая; познавательная.
Формы деятельности: подвижные игры; игры-эстафеты; спортивные конкурсы; спортивные соревнования; беседы; мультимедийных презентаций; спортивные игры; фронтальная, индивидуальная, групповая тренировка с выполнением упражнений общей и специальной физической подготовки.
Теоретические знания:
ü Краткие исторические сведения о возникновении игры.
ü История и пути развития современного волейбола.
ü Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм.
ü Оснащение спортсмена.
ü Основы спортивной тренировки.
ü Техника безопасности.
ü Правила игры в волейбол.
Практические занятия:
1.Общая физическая подготовка
1.1. Строевые и общеразвивающие упражнения.
- Строевые упражнения.
- Упражнения для рук и плечевого пояса.
- Упражнения для ног.
- Упражнения для шей и туловища.
- Упражнения для всех групп мышц: Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, набивными мячами.
- Акробатические упражнения.
1.2. Упражнения для развития физических качеств.
- Упражнения для развития силы.
- Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание и виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах.
- Преодоление веса и сопротивления партнера.
- Упражнения с набивными мячами.
- Упражнения для развития быстроты.
- Бег с ускорением.
- Упражнения для развития гибкости.
- Упражнения для развития ловкости.
- Упражнения в равновесии.
- Метание мячей в подвижную и не подвижную цель.
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
- Эстафеты, комбинированные с бегом, прыжками, метанием.
- Упражнения для развития общей выносливости.
2. Специальная физическая подготовка
2.1. Упражнения для развития прыгучести.
2.2. Подвижные игры и эстафеты.
2.3. Упражнения с отягощением
2.4. Упражнения для развития специальной выносливости.
5. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач.
6. Комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием, напрыгиванием.
7. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча.
8. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
9. Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
Техника и тактика игры:
1.Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями; ходьба крестным шагом вправо, влево, бег спиной вперед; перемещения приставными шагами спиной вперед: двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; прыжки; сочетание способов перемещений.
2.Техника защиты. Действия без мяча. Перемещения и стойки.
3.Действия с мячом. Прием мяча, блокирование.
4.Тактика нападения. Индивидуальные действия, групповые действия, командные действия
5.Тактика защиты. Индивидуальные действия, групповые действия, командные действия.
Технико-тактическая подготовка по годам обучения
№ п/п |
Содержание программы. |
|
|
1 год обучения |
|
1. |
Разъяснение правил игры в волейбол на примере пионербола. расстановка игроков на площадке по зонам, правила перехода игроков. |
|
2. |
Стойка игрока. |
|
3. |
Перемещения шагом, бегом, приставным шагом, бегом влево, вправо, бег с изменением направления и резкая остановка по сигналу. |
|
4. |
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад. |
|
5. |
Индивидуальное жонглирование сверху и снизу над собой. |
|
6. |
Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. |
|
7. |
Нижняя прямая подача (введение мяча для девочек разрешается с расстояния 6–7 м от сетки, для мальчиков – в обязательном порядке из-за лицевой линии) |
|
8. |
Верхняя прямая подача в облегченных условиях (расстояние – 3–6 м от сетки). |
|
9. |
Эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола. |
|
10. |
Учебная игра в пионербол, мини-волейбол, введение мяча в игру нижней или верхней подачей с расстояния 6–7 м от сетки. |
|
|
2 год обучения |
|
1. |
Чередование способов перемещения; остановка шагом и скачком. |
|
2. |
Передачи сверху и снизу над собой, в колоннах через сетку со сменой за мячом. |
|
3. |
Прием мяча с подачи. |
|
4. |
Нападающий удар в облегченных условиях. |
|
5. |
Верхняя подача. |
|
6. |
Индивидуальные тактические действия. |
|
7. |
Групповые тактические действия (взаимодействие игроков передней линии со второй передачи в зоне 3). |
|
8. |
Учебная игра, эстафеты и подвижные игры. |
|
|
3 год обучения |
|
1. |
Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, вперед, после перемещения, сверху двумя руками за голову. |
|
2. |
Прием мяча с подачи в зонах 1, 6, 5 с доигрыванием в зону 3. |
|
3. |
Нападающий удар со второй передачи в зонах 2, 4, 3. |
|
4. |
Доигрывание мяча над сеткой. |
|
5. |
Одиночное и двойное блокирование. |
|
6. |
Индивидуальные, групповые и командные действия. |
|
7. |
Взаимодействие игроков линии защиты и нападения. |
|
8. |
Учебная игра, эстафеты и подвижные игры. |
|
|
4 год обучения |
|
1. |
Передача мяча вдоль сетки после перемещения, передача мяча в прыжке, нападающий удар «по ходу» в зонах 2 и 4, нападающий удар по линии. |
|
2. |
Одиночный и двойной блоки. |
|
3. |
Подстраховка нападающего и блокирующего. |
|
4. |
Подачи нацеленные с вращением и без вращения мяча. |
|
5. |
Прием мяча с подачи и нападающего удара. |
|
6. |
Взаимодействие линий нападения и защиты. |
|
7. |
Учебная игра в усложненных условиях (уменьшенным составом, сетка закрыта тканью). |
|
|
5 год обучения |
|
1. |
Совершенствование разученных технико-тактических приемов в упражнениях игрового характера. |
|
2. |
Групповые и командные тактические действия, взаимодействие игроков на площадке. |
|
3. |
Индивидуальные тактические действия: при подачах, передачах, нападающих ударах и приеме мяча с подачи. |
|
4. |
Функции игроков на площадке. |
|
5. |
Групповые и командные действия в нападении и защите. |
|
6. |
Системы игры «углом вперед», «углом назад», с выходом разводящего игрока из зоны 1. |
|
7. |
Учебные и контрольные игры, участие в соревнованиях различного уровня. |
|
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Содержание занятий |
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
4 год обучения |
5 год обучения |
1 |
Теоретические занятия. |
В процессе занятий |
В процессе занятий |
В процессе занятий |
В процессе занятий |
В процессе занятий |
2 |
Практические занятия. |
68 |
67 |
62 |
62 |
62 |
2.1 |
Общая физическая подготовка. |
40 |
35 |
19 |
15 |
15 |
2.2 |
Специальная физическая подготовка. |
20 |
15 |
21 |
19 |
19 |
2.3 |
Техническая и тактическая подготовка. |
10 |
17 |
24 |
28 |
28 |
3 |
Соревнования и судейство. |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3.1 |
Выполнение контрольных нормативов. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3.2 |
Контрольные игры и соревнования. |
По плану |
По плану |
По плану |
По плану |
По плану |
3.3 |
Инструкторская и судейская практика. |
- |
1 |
2 |
2 |
2 |
|
Всего часов: |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.