ПРОГРАММА логопедической индивидуальной коррекционно-развивающей работы для детей-инвалидов и детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и несформированностью основных средств языка.
Оценка 4.7

ПРОГРАММА логопедической индивидуальной коррекционно-развивающей работы для детей-инвалидов и детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и несформированностью основных средств языка.

Оценка 4.7
docx
18.10.2024
ПРОГРАММА логопедической индивидуальной коррекционно-развивающей работы для детей-инвалидов и детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)  и несформированностью основных средств языка.
моя программа ОНР — служба.docx

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение

Центр поддержки семьи и помощи детям  «Аистенок».

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

директор

ТОГБУ "Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистёнок»

___________Зацепина Т.А.

«      »______________2023 г.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

логопедической индивидуальной коррекционно-развивающей работы

для детей-инвалидов и детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

и несформированностью основных средств языка.

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Разработала:

учитель-логопед

ЛысенкоТ.В.

 

 

 

Мичуринск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Коррекционно-развивающая программа ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи (ОНР),  несформированностью основных средств языка и предусматривает создание специальных условий коррекции, позволяющих учитывать образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ОВЗ с тяжелыми нарушением речи, посредством индивидуализации и дифференциации логопедической работы.

Данная программа определяет цели, задачи, содержание и организацию индивидуальной коррекционно-развивающей работы, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Нормативно-правовой и документальной основой для создания программы являются:

• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

• Приказ МОиН Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

• Приказ МОиН РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организациии осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26.

• СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию,

оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.03.2003 № 13.

• Устав учреждения.

Программа предусматривает коррекцию недостатков в речевом развитии, а также профилактику вторичных нарушений развития личности, обеспечение одинаковых стартовых возможностей для всех детей, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

         Цели и задачи реализации Программы

         Целью реализации программы для детей с нарушением речи является построение системы коррекционно-развивающего воздействия, направленного на устранение речевого дефекта, выравнивание психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

         Задачи реализации программы:

·        создать оптимальные условия коррекционно-развивающей работы, обеспечивающих речевое и личностное развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

·        определить основные направления и содержание работы с каждым ребенком на основе логопедического обследования;

·        осуществить необходимую коррекцию отклонений в нарушениях речи детей через индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

·        обеспечить поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.

         Принципы и подходы к формированию Программы

 (в соответствии со ФГОС ДО)

Достижение  поставленной цели и решение  задач  обеспечивается реализацией следующих принципов:

1.    Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение данного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

•        коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

•        профилактического;

•        развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей работы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием фонетико-фонематического строя речи, что позволяет внести необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.

3.    Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

4. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей
ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, помня в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

5.    Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с нарушением речи всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции, методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

6. Активное привлечение ближайшего социального окружения к
работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка, принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

7. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в
развитии дошкольников.

8.                Комплексно-тематический   принцип     построения образовательного процесса.

9.                Принцип непрерывности образования.

Этот принцип требует соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования.

10.    Учет механизмов нарушения речи.

Первоначально необходимо выявить причину появления нарушения речи и устранить ее.

11.    Принцип связи речи с другими сторонами психического развития,
который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов
речи от состояния других психических процессов.

12.    Принцип комплексности (при необходимости).

Речь - процесс сложный. При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и других специалистов (невролога, психолога)

13.    Опора на сохранное звено.

Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на сохранное звено, и постепенно подключает нарушенное «звено» к активной деятельности.

14.       Поэтапность.

Логопедический   процесс   длительный   и   целенаправленный. Выделяются следующие этапы:

-           диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции);

-           коррекция: мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков;

-     оценка и контроль динамики в обучении, проверка отсутствие рецидивов.

15. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.

  Выбор метода обучения определяется:

  • характером речевого нарушения
  • содержанием и задачами коррекционно-логопедического воздействия
  • этапом работы
  • возрастными особенностями ребенка
  • индивидуальными особенностями ребенка

Методы обучения

Специфические 

Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. 

Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом

артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении.

Дидактические

наглядные;
словесные методы с опорой на наглядность;
словесные методы без опоры на наглядность;
практические методы, которые должны носить игровой характер.

         Для качественного образовательного процесса необходимо обеспечить психолого-педагогические условия, включающие:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,

соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах

деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной

деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

         Специальные условия для получения логопедической помощи воспитанникам с речевыми нарушениями заключаются в проведении индивидуальных  коррекционно-развивающих занятий с использованием специальных методов, методических пособий и дидактических материалов посредством индивидуализации и дифференциации коррекционно-развивающей работы.

Организационные условия

Набор детей на индивидуальные занятия осуществляется по заключению ПМПК, МСЭ, запросу родителей (законных представителей). Условия оказания коррекционной помощи ребенку закрепляются соответствующим Договором. На основе проведенной диагностики на каждого ребенка составляется индивидуальный план логопедической коррекционно-развивающей работы, образовательный маршрут, разрабатываются коррекционные занятия с учетом структуры, степени выраженности речевого дефекта, возрастных и личностных особенностей воспитанника.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения речевого дефекта.

Формы и режим занятий

Данная программа предполагает решение коррекционных задач в форме индивидуальных занятий.

Частота проведения индивидуальных занятий 1 - 2 раза в неделю. В соответствии с требованиями санитарных правил и норм, продолжительность занятий составляет один академический час. Количество занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей и может меняться по усмотрению учителя-логопеда.

Сроки реализации

  Временные границы реализации программы не имеют четкого ограничения во времени и зависят от устранения речевых нарушений в фонетической, лексико-грамматической  сторонах речи, запросах родителей.

Сроки преодоления речевых нарушений зависят от следу­ющих факторов:

·                    степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

·                    регулярности занятий;

·                    помощи со стороны родителей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения речевого дефекта.

Контингент детей коррекционно-развивающей программы:

дети-инвалиды и детей с ОВЗ с тяжелыми нарушением речи с ОНР и несформированностью основных средств языка.

Характеристики, значимые для разработки Программы

         Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

         Выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развёрнутой фразовой речи с остаточными явлениями нерезко выраженных элементов лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева). Уровни речевого развития не представляют собой «застывших» образований; в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующих уровней; в реальной практике нередко встречаются переходные состояния, в которых элементы более продвинутого уровня сочетаются с ещѐ не изжитыми нарушениями.

I уровень

1. Активный словарь находится в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепета и лишь небольшого количества общеупотребительных слов, значения которых неустойчивы и не дифференцированы.

2. Пассивный словарь шире активного, однако, понимание вне ситуации весьма ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует.

3. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще несформирована. Дети находятся на уровне лепетной речи, нуждаются в большой подготовительной работе: в установлении контакта с ребенком, развитии зрительного и слухового восприятия и памяти, мелкой моторики рук, умения ориентироваться в пространстве.

II уровень

         Речевые возможности детей значительно возрастают. Общение осуществляется

не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных вфонематическом и грамматическом отношении речевых средств.

1. Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и обогащается некоторыми прилагательными (качественными) и наречиями.

2. Речь пополняется отдельными формами словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменить имена существительные по родам, числам и падежам, глаголы – по временам, но это не всегда удается.

3. Дети начинают использовать фразы.

4. Улучшается понимание речи, расширяется активный и пассивный словарь,возникает осмысление некоторых простых грамматических форм.

5. Произношение звуков и слов очень нарушено. Дети еще не подготовлены к овладению звуковым анализом и синтезом.

III уровень

1. На фоне сравнительно развернутой речи отмечаются неточности в употреблении обиходной лексики. В активном словаре детей преобладают имена существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов на фоне отсутствия в речи их сложных видов.

2. Присутствует недостаточная сформированность грамматических форм языка: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. На данном уровне детям становятся доступны слово­образовательные операции. Ребенок понимает и может самостоятельно образовать но­вые слова по некоторым наиболее распространен­ным словообразовательным моделям.

3. В активной речи употребляются преимущественно простые предложения без второстепенных членов. Имеются большие затруднения в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

4. У большинства детей еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушение слоговой структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

5. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов,близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.

         Целевые ориентиры работы с воспитанниками

         Реализация образовательных целей и задач Образовательной программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах.

         Целевые ориентиры дошкольный возраст (на момент завершения дошкольного периода детства)

         Образовательная область «Речевое развитие» предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Планируемые результаты освоения «программы»

w Для детей с ОНР I уровня речевого развития

        В итоге логопедической работы на этом этапе формирования устной речи дети

должны соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко). У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Дети должны научиться выражать свои желания с помощью простых просьб; отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых речезвуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослого.

w Для детей с ОНР II уровня речевого развития

        К концу данного этапа обучения дети должны научиться соотносить предметы

с их качественными признаками и функциональным назначением; узнавать по словесному описанию знакомые предметы; сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам; понимать простые грамматические категории; воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков; обращаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения. Понимание речи включает понимание некоторых грамматических форм слов, несложных рассказов, коротких сказок. В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширится понимание обращенной речи, разовьется речевая активность.

w Для детей с ОНР III уровня речевого развития

        К концу данного этапа обучения дети должны научиться: понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы; фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; владеть элементарными навыками пересказа; владеть навыками диалогической речи; владеть навыками словообразования; грамматически правильно

оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. В итоге обучения дети должны овладеть грамматически правильной разговорной речью. Однако их развѐрнутая речь может иметь лексические, грамматические, фонетические неточности, ликвидация которых должна сочетаться с обучением детей сложным формам речи, что предполагается делать на следующем этапе обучения.

        Логопедическое обследование

        Коррекционно-развивающая работа организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития воспитанников.

        Обследование уровня развития речи проводится по методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. по следующим параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих нарушения в речевом развитии:

1)                                   обследование строения и подвижности артикуляционного аппа­рата;

2)                                   обследование понимания речи;

3)                                   обследование фонематических процессов;

4)                                   обследование состояния звукопроизношения;

5)                                   обследование звуко-слоговой структуры слова;

6)                                   обследование состояния словарного запаса и грамматического строя речи (при наличии фразовой речи);

7)                                   обследование состояния фразовой речи (при наличии).

         Результаты обследования заносят в речевую карту, протоколы обследования. На основе анализа результатов обследования осуществляется планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.

        Взаимодействие с родителями (законными представителями)

         Учитывая специфику работы по данной программе, работа с родителями проходит в форме индивидуальных бесед и рекомендаций.

         Основные направления организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями:

·        сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровне развития звуковой стороны речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого развития;

·        формирование представлений о содержании и формах работы логопеда с ребенком;

·        изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции;

·        содержательное информирование родителей о динамике речевого развития в процессе логопедической коррекции;

·        обучение приемам логопедической коррекции для использования  в семейном воспитании детей с нарушениями речи;

·        разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.

Методическое и материально-техническое обеспечение

        Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется в специально оборудованном кабинете, в котором размещается три центра: речевого развития, сенсорного развития и моторного развития. Методическое обеспечение периодически пополняется, ориентируясь на потребности детей и новинки в коррекционной педагогике.      

Методическое и материально-техническое обеспечение включает

·        Зеркало с лампой дополнительного освещения.

·        Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.

·        Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт.

·        Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

·        Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического слуха.

·        Материал для обследования речи (речевые карты логопедического обследования,  альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования).

·        Информационно-коммуникативные средства – подборка компьютерных игр по развитию речи.

·        Зрительные символы гласных и согласных звуков.

·        Предметные и сюжетные картинки для вызывания звукоподражаний, первых форм слов, автоматизации звуков.

·        Предметные и сюжетные картинки для развития понимания речи.

·        Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук (трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки, мозаика, пальчиковый театр, массажные мячи, сухие пальчиковые бассейны и т.д.).

·        Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления (разрезные картинки, пазлы, разборные игрушки: матрешка, пирамидка, муляжи овощей, фруктов, счетные палочки для выкладывания фигур и т.д.).

         Учебно-методическое обеспечение

Программы

Методические пособия

·         Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Издательство «Просвещение», 2008.

 

·    Н. В. Нищева.

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург 2015.

 

·         Т.Б.Филичева Т.В.Туманова «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение».

·         Гомзяк О.С. 

Говорим правильно. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

·         Лылова Л. С. и др.

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие логопедов. - Воронеж: ИП Лакоценина Н.А. 2012- 176 с.   

·         Косинова Е.М.

Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произно­шения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с: ил.

·         Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. (Картотека по методическому пособию Косиновой Е.М.)

·         Маслова Е.Н. Ускоренная постановка звуков.  Методическое пособие  - Изд.: Корифей, 2009.          

·         Развитие общих речевых навыков и просодической стороны речи. (Картотека по методическому пособию Елемесовой)

·         «Формирование слоговой структуры слова». (Картотека по методическому пособию Четверушкиной Н.М.)

·         «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». (Картотека по методическому пособию Ткаченко Т.А.)

·         Александрова Т. В.

Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспита­телей. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 - 48 с.

·         Косинова Е.М.

Грамматическая тетрадь № 1, 2, 3, 4 для занятий с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 32 с: цв. илл. (Предшкольная подготовка).

·         Косинова Е.М.

Лексическая тетрадь № 1, 2, 3 для занятий с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

·         Косинова Е.М.

Учимся правильно говорить. — М.: ЗАО«РОСМЭН ПРЭСС», 2008. 

·         Наглядно-дидактические пособия.

                                                 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

        

1.     Основные этапы работы по  преодолению общего недоразвития речи

у детей 1-го уровня речевого развития

 

ЭтапI. Развитие понимания речи.

Этап IIРазвитие активной подражательной речевой деятельности.

Этап III. Развитие внимания, памяти, мышления детей.

 

ЭтапI.Развитие понимания речи.

Цель: Понимание обращённой речи.

Задачи:

·        Сформировать у детей познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности.

·        Развивать пассивный предметный, глагольный словарь и словарь признаков.

·        Учить понимать и показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции.

Направления работы

1.Учить детей находить, узнавать и правильно показывать предметы, игрушки.

2.Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

3.Учить понимать слова обобщающего значения.

4.Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.

5. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (жестом отвечать на вопрос).

6. Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.

7.Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.

8.Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

 9.Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа.

10.Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

 11. Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).

 12. Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).

Лексические темы: "Игрушки", "Одежда", "Мебель", "Посуда", "Продукты питания", "Транспорт".

Этап IIРазвитие активной подражательной речевой деятельности.

Цель:Развитие подражания движениям и речи логопеда.

Задачи:

·       Развивать артикуляцию, побуждать к звукоподражанию и произнесению лепетных слов.

·        Формирование основных параметров слова (звуков, слогов, морфем).

·       Обучить построению простого предложения.

Направления работы

1.Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка), имена друзей, кукол.

2. Учить подражанию: голосам животных; звукам окружающего мира; звукам музыкальных инструментов.

3.Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай.

4. Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут.

5. Учить составлять первые предложения из двух слов.

6. Учить детей составлять предложения по модели: обращение и глагол повелительного наклонения: Тата, спи.

7.Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).

Этап III. Развитие внимания, памяти, мышления.

Цель:Формирование ВПФ путём специально подобранных заданий.

Задачи:

·       Развивать слуховое внимание, зрительную, речеслуховую, память и логическое мышление.

Направления работы

1.Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш.

2.Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь – зонт, снег – коньки.

3.Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).

4.Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги).

5.Учить определять лишний предмет из представленного ряда:

- 3 красных кубика и 1 синий;

- кукла, клоун, Буратино – шапка;

- шуба, пальто, плащ – шкаф;

- красная машина, красная лодка, красный пароход – желтая машина.

6.Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей.

7.Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.

8.Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные... шары»)

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

·        Понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами:«Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);

·        Называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);

·        Обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);

·        Выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

·        Отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

2.     Основные этапы работы по  преодолению общего недоразвития речи

у детей 2-го уровня речевого развития

 

ЭтапI. Развитие понимания речи.

ЭтапII. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.

Этап III. Развитие самостоятельной фразовой речи.

ЭтапIV.Развитие произносительной стороны речи.

 

Этап I.Развитие понимания речи.

Цель:Преодоление импрессивногоаграмматизма.

Задачи:

·        Научить  соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением.

·        Узнавать по словесному описанию знакомые предметы.

·        Научить сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам.

·        Формировать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов.

      Направления работы

1.Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.

2.Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. 3.Формировать понимание обобщающего значения слов.

4.Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.

ЭтапII. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.

Цель:Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса.

Задачи:

·        Воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

·        Правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций.

Направления работы

 

1.Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).

2. Учить детей первоначальным навыкам словообразования (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

3. Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.

4.Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности.

5.Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, вкусный и т. п.), притяжательных прилагательных мужского и женского рода "мой — моя" и их согласованию с существительными. 6.Закреплять навык составления простых предложений.

7.Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения.

8.Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).

9.Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений.

10.Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).

11.Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под), наиболее часто употребляемых приставочных глаголов (поел, убрал и т.п.).

12. Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много грибов и т. п.), личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

13.Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка).

14.Учить называть части предмета для определения целого (ветки — дерево). 15.Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима, корабль — море).

16.Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, варить — суп.

17.Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.

18.Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).

Лексические темы: "Помещение детского сада", "Продукты питания", "Игрушки", "Осень", "Зима", "Праздник Новый год", "Игры и развлечения детей зимой", "Помощь птицам и животным зимой", "Природные явления весны", "Сад-огород", "Транспорт", "Профессии", "Лето" и др.

Этап III. Развитие самостоятельной фразовой речи.

       Цель: Развитие навыков диалогической и монологической речи.

       Задачи:

·        Развивать навыки составления коротких рассказов.

·        Учить общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения.

·        Учить употреблять в речи личные местоимения.

    Направления работы

1.Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: "Кто? Что делает? Что?"; "Кто? Что делает? Чем?".

2.Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений.

3.Заучивать короткие двустишия и потешки.

4.Формировать навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать.

5.Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом. 6.Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений. 7.Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по картинному и вопросному плану).

ЭтапIV. Развитие произносительной стороны речи.

Цель: Овладение правильным произношением и различением звуков.

     Задачи:

·        закрепление правильного произношения звуков;

·        развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Направления работы

1.Учить детей различать речевые и неречевые звуки, определять источник звука, дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.

2. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.

3.Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).

4. Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.

5.Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов, формировать звуко-слоговую структуру слова.

6.Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.

7.Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: "па-па-па" с разным ударением, силой голоса, интонацией.

8.Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку).

9.Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та — кта, по — пто).

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

·        Соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

·        Узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

·        Сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

·        Понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

·        Фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);

·        Воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

·        Правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;

·        Общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

3.     Основные этапы работы по  преодолению общего недоразвития речи

у детей 3-го уровня речевого развития

 

Этап I. Формирование лексико-грамматических средств языка.

ЭтапII.Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.

Этап III.Формирование произносительной стороны речи.

Этап IV. Подготовка к овладению языковым анализом.

 

Этап I. Формирование лексико-грамматических средств языка.

      Цель: Усвоение лексических и грамматических средств языка.

Задачи:

·        Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.

·        Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).

·        Научить грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно.

     Направления работы

1.Учить детей вслушиваться в обращенную речь.

2.Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

3.Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

4.Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения "мой — моя", "мое" в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).

5.Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

6.Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.

7.Учить детей образовывать относительные прилагательные (яблочный, дубовый, бумажный и т.д.).

8. Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам "Какой? Какая? Какое?"; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

9. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. 10.Учить изменять формы глаголов (идет, иду, идешь, идем).

11.Учить использовать предлоги "на, под, в, из", обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

12. Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок (выехал, подъехал, заехал и т. п.).

13.Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян).

14.Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные ("волчий", "лисий"); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-.

15.Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами ("добрый" — "злой", "высокий" — "низкий" и т. п.).

16.Уточнять значения обобщающих слов.

Лексические темы: "Домашние, дикие животные", "Части тела", "Профессии", повторение всех ранее пройденных тем.

Этап II. Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.

Цель: Умение пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями и объединять их в рассказ.

      Задачи:

·        Владеть элементарными навыками пересказа.

·        Владеть навыками диалогической речи.

Направления работы

1.Закреплять и расширять у детей навык построения разных типов простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям.

2.Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога.

3.Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.

4.Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

5. Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога; изменения вида глагола.

6. Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи.

7.Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

8. Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий.

Этап III. Формирование произносительной стороны речи.

      Цель: Коррекция звукопроизношения.

      Задачи:

·        Закрепление правильного произношения звуков.

·        Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.

     Направления работы

1.Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’].

2.Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.

3.Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.

4.Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.

5.Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

6.Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.

7.Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’].

8.Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] – [з], [р] – [л], [ы] – [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.

9.Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] – [з]), по твердости-мягкости ([л] – [л’], [т] – [т’]), по месту образования ([с] – [ш]).

Этап IV. Подготовка к овладению языковым анализом.

Цель: Овладение элементами языкового анализа.

Задачи:

·        Сформировать у детей необходимую готовность к овладению языковым анализом.

Направления работы

1.Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

2.Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах, выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов, определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. 3.Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

4.Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов (лак — лик).

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

·        Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.

·        Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.

·        Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.

·        Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.

·        Владеть элементарными навыками пересказа.

·         Владеть навыками диалогической речи.

·        Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

·        Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;

·        Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

 

Заключение

         Содержание программы в соответствии с ФГОС ДО направлено на оказание помощи детям с тяжелыми нарушениями речи  и предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ и инвалидностью с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Коррекционно-развивающая программа ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи (ОНР), несформированностью основных средств языка и предусматривает создание специальных условий…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Коррекционно-развивающая программа ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи (ОНР), несформированностью основных средств языка и предусматривает создание специальных условий…

Принципы и подходы к формированию

Принципы и подходы к формированию

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии…

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии…

Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением

Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением

Данная программа предполагает решение коррекционных задач в форме индивидуальных занятий

Данная программа предполагает решение коррекционных задач в форме индивидуальных занятий

Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и обогащается некоторыми прилагательными (качественными) и наречиями

Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и обогащается некоторыми прилагательными (качественными) и наречиями

Планируемые результаты освоения «программы» w

Планируемые результаты освоения «программы» w

Результаты обследования заносят в речевую карту, протоколы обследования

Результаты обследования заносят в речевую карту, протоколы обследования

Предметные и сюжетные картинки для развития понимания речи

Предметные и сюжетные картинки для развития понимания речи

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1

Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка), имена друзей, кукол

Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка), имена друзей, кукол

Отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов

Отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов

Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных

Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных

Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: "Кто?

Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: "Кто?

Правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций; ·

Правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций; ·

Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам "Какой?

Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам "Какой?

Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’],…

Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’],…

Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т

Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2024