Рабочая программа курса
«Тайна воды. Экологическая лаборатория.»
6 класс
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. (2 ч)
Науки о природе. Природа живая и неживая. Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент). Вода - уникальное вещество на нашей планете.
Вода – абиотический фактор (10 ч.)
Абиотический фактор – вода. Вода как необходимое условие жизни живых организмов. Значение воды в жизнедеятельности растений. Передвижение воды в растении. Корневое давление. Транспирация. Значение воды в питании растений (минеральное, фотосинтез).
Приспособление растений к различным условиям влажности. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Вода как необходимое условие в жизни животных.
Значение воды в жизни животного. Транспорт веществ у животных. Выделение. Процесс испарения в жизни животных. Экологические группы животных по отношению к воде. Обитатели морей и океанов. Обитатели пресных водоемов.
Практическая работа:
1. Изучение влияния воды на прорастание семян.
2. Поглощение воды корнем растения
3. Транспорт веществ у растений
4. Изучение особенностей водных и наземных растений.
5. Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности
6. Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности
Опыт в домашних условиях:
1. Влияние воды и тепла на прорастание растений
Лабораторная работа:
«Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями». (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)
Определение содержания воды в почве
Минипроект:
1. Животные пресных водоёмов
2. Растения индикаторы водного режима почвы
Строение воды. Физические свойства воды. (6 ч)
Строение и основные свойства воды. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества (текучесть, осмос, тургор). Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Три агрегатных состояния вещества. Вода в различных агрегатных состояниях (жидкость, твердое тело, газ). Тепловые явления. Фазовые переходы: испарение и плавление (замерзание). Взаимопревращение вещества. Нагревание и охлаждение воды. Испарение и кристаллизация воды. Капиллярные явления. Смачивание и несмачивание. Особенности теплового расширения воды; значение их в природе.
Практическая работа
1. Наблюдение основных свойств воды.
2. Наблюдение воды в различных агрегатных состояниях. Процесс перехода воды в разные агрегатные состояния.
3. Наблюдение явления испарения и конденсации
4. Наблюдение явления плавления льда и кристаллизации
Роль воды в природных явлениях (2ч)
Вода в природных явлениях. Дождь. Град. Снег. Иней. Роса. Круговорот воды в природе. Водная оболочка Земли. Гидросфера. Строение Гидросферы.
Химические свойства воды. (1 ч)
Строение вещества: атомы, молекулы. Состав воды. Строение молекулы воды. Методы определения состава воды — анализ и синтез.
Практическая работа:
Сборка молекул воды из конструктора
Необычные свойства обычного вещества (6 ч).
Химические свойства воды. Вода – универсальный растворитель. Растворы. Растворимость веществ в воде. Гидрофобные и гидрофильные вещества. Влияние температуры на растворимость веществ. Вода – среда для протекания химических реакций. Вода – участница химических реакций. Фотосинтез. Природная вода – смесь разных веществ. Характеристика природных вод. Естественные водоемы. Пресная и соленая вода. «Мягкая» и «жесткая» вода.
Практическая работа:
1. Движение жидкости
2. Растворение разных веществ в воде
3. Способы получения пресной воды из соленой
4. Разделение смеси веществ с помощью воды
5. Изготовление простейшего фильтра для очистки воды.
Вода в жизни человека (6 ч).
Функции воды в организме человека. Использование воды в хозяйственной деятельности человека. Гидроэлектороэнергетика: плюсы и минусы. Основные источники загрязнения воды. Питьевая вода, ее показатели. Проблема нехватки питьевой воды. Способы очистки воды. Методы очистки воды в быту. Создание искусственных водоемов.
Заключение. Подведение итогов (1 ч)
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ п/п |
Тема |
Вид деятельности |
ЦОР |
Введение в курс (1 час). |
|
||
1. |
Науки о природе. Природа живая и неживая. Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент). |
Объяснять значение экологии растений в жизни и деятельности людей.
|
https://biomolecula.ru/specials/metody |
2. |
Вода - уникальное вещество на нашей планете. |
https://biomolecula.ru/img/content/lifewater/whatiswater.pdf |
|
Вода – абиотический фактор природы (10 ч) |
|||
3. |
Абиотический фактор – вода. Вода как необходимое условие жизни живых организмов. |
Выявлять приспособления экологических групп растений по отношению к воде, делать выводы Знать: что вода, есть необходимое условие для жизни растений; значение влажности для растений, как приспосабливаются растения к недостатку влаги. уметь: характеризовать влияние воды на рост и развитие растений, экологические группы растений по отношению к воде (влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты), приспособление растений к меняющимся условиям влажности. Характеризуют воду как экологический фактор в жизни животных. Содержание воды, поступление воды в организм, ее выделение. Выделяют экологические группы животных по отношению к воде. Приводят примеры: бентос, планктон, нектон, литораль.
|
https://karatu.ru/abioticheskie-faktory-sredy/ |
4. |
Значение воды в жизнедеятельности растений. Передвижение воды в растении. Корневое давление. Пр. р. «Поглощение воды корнем растения» |
https://biomolecula.ru/articles/fotosintez-v-obrazakh |
|
5. |
Транспирация. Значение воды в питании растений (минеральное, фотосинтез). Пр. р. «Транспорт веществ у растений» |
http://manul.ru/article/item/106 |
|
6. |
Приспособление растений к различным условиям влажности. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Пр. р. «Изучение влияния воды на прорастание семян.» |
https://farmf.ru/lekcii/ekologicheskie-gruppy-rastenij-po-otnosheniyu-k-vlage-i-svetu/ |
|
7. |
Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Пр.р. «Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности» |
https://onlineclass.space/материал/биология/44/ |
|
8. |
Вода как необходимое условие в жизни животных. Значение воды в жизни животного. Пр. р. «Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности» |
https://ru.thpanorama.com/articles/medio-ambiente/la-importancia-del-agua-para-la-vida-de-los-seres-vivos.html |
|
9. |
Транспорт веществ у животных. Выделение. |
https://bigenc.ru/biology/text/2336477 |
|
10. |
Процесс испарения в жизни животных. Экологические группы животных по отношению к воде. |
http://profil.adu.by/mod/book/view.php?id=1067 |
|
11. |
Обитатели морей и океанов. |
https://biomolecula.ru/articles/modelnye-organizmy-molliuski |
|
12. |
Обитатели пресных водоемов. |
https://ecoportal.info/zhivotnye-presnyx-vod/ |
|
Строение воды. Физические свойства воды. (6 ч) |
|||
13. |
Строение и основные свойства воды. Пр. р. «Строение и основные свойства воды.» |
|
https://biomolecula.ru/img/content/lifewater/whatiswater.pdf |
14. |
Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества (текучесть, осмос, тургор). |
https://wwtec.ru/index.php?id=233 |
|
15. |
Три агрегатных состояния вещества. Вода в различных агрегатных состояниях (жидкость, твердое тело, газ). Пр.р. «Наблюдение воды в различных агрегатных состояниях. Процесс перехода воды в разные агрегатные состояния.» |
https://rosuchebnik.ru/material/vvedenie-agregatnoe-sostoyanie-veshchestva/ |
|
16. |
Тепловые явления. Фазовые переходы: испарение и плавление (замерзание). |
https://nauka.club/fizika/teplovye-yavleniya.html |
|
17. |
Взаимопревращение вещества. Нагревание и охлаждение воды. Испарение и кристаллизация воды. Пр. р. «Наблюдение явления испарения и конденсации» |
https://fizi4ka.ru/ogje-2018-po-fizike/isparenie-i-kondensacija-kipenie-zhidkosti.html |
|
18. |
Капиллярные явления. Смачивание и несмачивание. Особенности теплового расширения воды; значение их в природе. Пр. р. «Наблюдение явления плавления льда и кристаллизации» |
https://rosuchebnik.ru/material/kapillyarnye-yavleniya-7419/ |
|
Роль воды в природных явлениях (2ч) |
|||
19. |
Вода в природных явлениях. Круговорот воды в природе. |
|
https://rosuchebnik.ru/material/krugovorot-vody-v-prirode-statya/ |
20. |
Водная оболочка Земли. Строение Гидросферы |
https://foxford.ru/wiki/geografiya/sostav-i-stroyeniye-gidrospheri |
|
Химические свойства воды. (1 ч) |
|||
21. |
Строение вещества: атомы, молекулы. Строение молекулы воды. Пр. р. «Сборка молекул воды из конструктора» |
|
https://biomolecula.ru/articles/teoreticheskaia-khimiia-ot-molekuly-vodoroda-do-struktury-belkov |
Необычные свойства обычного вещества (6 ч). |
|||
22. |
Химические свойства воды. Вода – универсальный растворитель. Пр. р. «Растворение разных веществ в воде» |
|
https://biomolecula.ru/img/content/lifewater/whatiswater.pdf |
23. |
Растворы. Растворимость веществ в воде. Гидрофобные и гидрофильные вещества. Пр.р. «Разделение смеси веществ с помощью воды» |
https://biomolecula.ru/articles/metody-v-kartinkakh-ochistka-molekul-i-razdelenie-smesei |
|
24. |
Вода – среда для протекания химических реакций. |
https://biomolecula.ru/img/content/lifewater/whatiswater.pdf |
|
25. |
Вода – участница химических реакций. Фотосинтез. |
https://biomolecula.ru/articles/fotosintez-v-obrazakh |
|
26. |
Природная вода – смесь разных веществ. Характеристика природных вод. Пр. р. «Изготовление простейшего фильтра для очистки воды» |
https://www.youtube.com/watch?v=8bm2Cw3wbd0 |
|
27. |
Естественные водоемы. Пресная и соленая вода. «Мягкая» и «жесткая» вода. |
https://biomolecula.ru/articles/chistaia-voda-kak-mikroorganizmy-pomogaiut-nam-borotsia-s-zagriazneniiami |
|
Вода в жизни человека (6 ч). |
|||
28. |
Функции воды в организме человека. |
|
https://www.yaklass.ru/p/biologia/9-klass/stroenie-i-sistemy-zhizneobespecheniia-kletki-17330/khimicheskie-veshchestva-v-kletke-16040/re-24c7178b-f509-416c-9d87-76d4fc8b007d |
29. |
Использование воды в хозяйственной деятельности человека. |
https://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/morja-vnutrenie-vody-i-vodnye-resursy/vody-i-chelovek-vodnye-resursy |
|
30. |
Гидроэлектороэнергетика: плюсы и минусы. Основные источники загрязнения воды. |
https://interneturok.ru/lesson/geografy/9-klass/bobwaya-harakteristika-hozyajstva-rossiib/elektroenergetika-gidroenergetika-alternativnaya-energetika |
|
31. |
Питьевая вода, ее показатели. Проблема нехватки питьевой воды |
|
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.76c89c7c-630cf731-9e29c2b3-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Drinking_water |
32. |
Способы очистки воды. Методы очистки воды в быту. Пр. р. «Способы получения пресной воды из соленой» |
https://o-vode.net/ochistka/sposoby-i-metody |
|
33. |
Создание искусственных водоемов. |
https://interneturok.ru/lesson/geografy/6-klass/bgidrosferab/iskusstvennye-vodoemy |
|
Заключение (1 ч) |
|||
34. |
Подведение итогов |
|
|
Список использованной литературы:
Арабаджи.В.В., «Загадки простой воды», М.: Знание,1973
Ахманов М. С. «Вода, которую мы пьем», М.: Эксмо, 2002
Горский В.В., «Вода – чудо природы», М.: Изд-во АНСССР, 1962 Интернет ресурсы:
Влажность воздуха. [Текст] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Перышкин А.В. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных Учреждений. Москва: Дрофа, 2009. 192 с.;
Причины повышения влажности. [Текст] - Режим доступа: http://ostroykevse.ru/Uteplenie_Sten/UteplenieSten_page_1.html;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [Текст] - Режим доступа: http://koopo.ru/SanPin/SanPiN_2.4.2.htm;
Температура [Текст] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki;
Температура [Текст] - Режим доступа: http://class- fizika.narod.ru/8_1a.htm.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.