Рабочая программа
внеурочной деятельности «Моя первая экология» для уровня начального общего образования
(1-4 классы) на 2020 – 2021 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология» для обучающихся 1-4 класса разработана на основе авторской программы В.А.Самковой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013) и соответствует федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования 2009 года.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Особенности содержания обучения.
Основной акцент в содержании занятий сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. Содержание занятий строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение обучающихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение практических занятий.
Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 1 - 4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Во 2-4 классах занятия проводятся 1 раз в неделю, то есть всего 34 часа в год. В 1 классе занятия проводятся 2 раза в неделю, то есть всего 66 часов в год. 1 - 2 классы — «Экология в красках и формах», 3 – 4 классы — «Дом, в котором я живу».
Цель:
- создать условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Задачи:
— формирование представлений о природе как универсальной ценности; — изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; — развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
— вовлечение обучающихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Используются разнообразные приемы, способы и формы вовлечения детей вактивную деятельность:
- игровые приемы,
- наблюдения за окружающей средой,
- поисковая работа,
- игры-задания для развития фантазии и творческих способностей,
- коллективные формы деятельности, формирующие опыт творческого общения и работы в группе.
При изучении курса предусматривается проведение, как традиционных занятий, так и проектная деятельностьпо наиболее интересным и актуальным проблемам, практические работы. Смена форм деятельности может стать одним из факторов развития компетентностей обучающихся. Важным является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на способы поиска ответов на поставленные вопросы, умение работать со справочной, энциклопедической и научно-популярной литературой, умение её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
Ученик научится:
• Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
• Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Ученик получит возможность научиться:
• Самостоятельно и под руководством учителя определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
• В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
• Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий на занятии.
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
• Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
• Выразительно читать и пересказывать текст.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
Ученик получит возможность научиться:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Предметные результаты:
Ученик научится:
• планета Земля - наш большой дом;
• Солнце - источник жизни на Земле;
• неживое и живое в природе;
• основные группы растительных и животных организмов и их
приспособленность к условиям существования (примеры);
• влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов
(примеры);
• самоценность любого организма;
• значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
• значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
• многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
• основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
• организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
• человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
• условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
• различия съедобных и несъедобных грибов;
• позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
• способы сохранения окружающей природы;
• что такое наблюдение и опыт;
• экология – наука об общем доме;
• экологически сообразные правила поведения в природе. Обучающийся получит возможность научится:
• выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
• применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
• ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное
участие);
• составлять экологические модели, цепи питания;
• доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
• заботиться о здоровом образе жизни;
• заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
Ученик получит возможность научиться:
• предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
• улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
• осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
• наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
• оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
• ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы,
• оценивать поведение и поступки людей с точки зрения их экологической допустимости,
• проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям,
• выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, минисочинений и т.д.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к окружающему миру.
2 класс Личностные результаты:
Ученик научится:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
Ученик получит возможность научиться:
— развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративноприкладного искусства, музыка и т. д.).
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную, учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простыхизмерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
Ученик получит возможность научиться:
— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
Ученик научится:
— сформируется представление об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—овладеет навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
—научится приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— получит представление о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды;
Ученик получит возможность научиться:
— наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений.
Личностные результаты:
Ученик научится:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;
— вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
— применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
Ученик получит возможность научиться:
— развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративноприкладного искусства, музыка и т. д.);
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды.
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
— формировать умение работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;
— учиться использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
— выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);
— учиться составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
Ученик получит возможность научиться:
— формировать умение работать с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
Ученик научится:
— проводить наблюдения за природными объектами;
— работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
— изготавливать простейшие модели приборов;
— составлять описания объекта изучения;
— изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
— проводить наблюдения за природными объектами, составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
— выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; — соотносить форму и свойства различных природных объектов;
Ученик получит возможность научиться:
— выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
— применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
— устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды, находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
Личностные результаты:
Выпускник научится:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Выпускник получит возможность научиться:
— развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративноприкладного искусства, музыка и т. д.);
Метапредметные результаты:
Выпускник научится:
— формировать умение работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;
— учиться использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
— выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);
— учиться составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
Выпускник получит возможность научиться:
— формировать умение работать с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
— проводить наблюдения за природными объектами;
— работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
— изготавливать простейшие модели приборов;
— составлять описания объекта изучения;
— изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
— проводить наблюдения за природными объектами, составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
— выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
— соотносить форму и свойства различных природных объектов;
— выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
— применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
Выпускник получит возможность научиться:
— устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды, находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных;
— готовить проекты на темы «Жизнь животных в нашей местности», «Как я помогаю природе» и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс «Экология в красках и формах» (34ч.)
Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий (5ч.)
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: дневник наблюдений, лупа, определители растений, животных, справочники, и др. Правила ведения дневника наблюдений: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? Знакомство с правилами поведения на природе.
Раздел 2. Геометрия живой природы (5ч.)
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба. Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов. Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов. Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
Раздел 3. Природа в наших ощущениях (8ч.)
Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.). Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов. Примеры спирали в живой и неживой природе. Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений). Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира. Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник.
Раздел 4. Природа и её обитатели (8ч.)
Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками. Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану. Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.). Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т.
п. Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.
Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Раздел 5. Лесные ремёсла (7ч.)
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц и т.д. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, Сергиево-Посадские матрёшки. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве.
Нахождение объектов по заданным признакам. Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников.
Раздел 1. Введение (2ч.)
Значение птиц в природе и жизни человека; орнитология, цели и задачи, роль любительских исследований для науки.
Раздел 2. Методы орнитологических исследований (7ч.)
Методы орнитологических исследований: методика наблюдений птиц в природе в разное время года; использование технических средств (биноклей, фотоаппаратов, диктофонов для записи голосов птиц и т.д.). Определители птиц, практические навыки работы с определителями. Основные методы наблюдений за птицами (фаунистический, фенологический, количественный учет птиц, маршрутный, точечный и др.); ведение записей в дневнике наблюдений, обработка полученных данных и подготовка отчетов.
Раздел 3. Многообразие птиц планеты (5ч.)
Систематический обзор птиц, знакомство с основными отрядами. Многообразие птиц красноярского края. Редкие и исчезающие птицы; охраняемые птицы родного края.
Раздел 4. Биотехнические мероприятия по привлечению птиц (5ч.)
Значение биотехнических мероприятий, роль зимней подкормки. Технология изготовления кормушек. Изготовление и развешивание кормушек; заготовка кормов и подкормка птиц.
Раздел 5. Природа и её обитатели (7ч.)
Биологические особенности птиц: приспособительные особенности разных групп птиц: образ жизни и строение. Миграции птиц, сроки прилета и отлета разных видов птиц и их зависимость от погоды и других фенологических явлениями; волны прилета. Размножение птиц, гнездовые территории, их распределение, характер местообитаний, плотность населения, поиск гнезд и их описание; Поведение птиц. Определение птиц по голосам.
Раздел 6. Наблюдение птиц родного города (4ч.)
Наблюдение за поведением птиц Лесосибирска, оформление наблюдений в дневнике наблюдений, небольшое сообщение о проведенном наблюдении.
Раздел 7. Подводим итоги (3ч.)
Оформление наблюдений в статью для школьной газеты.
Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий (4 ч)
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? Десять заповедей друзей природы, составленные учёнымэкологом Ф. Тасси.
Необходимое оборудование: простой карандаш, ластик,повязки на глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.
Раздел 2. Природа в наших ощущениях (9 ч)
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба. Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
Необходимое оборудование: простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, карточки-задания, пластмассовые или картонные стаканчики из-под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка.
Раздел 3. Геометрия живой природы (8 ч)
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге. Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Необходимое оборудование: простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити длиной 25–30 см, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы.
Раздел 4. Природа и её обитатели (7 ч)
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов
(сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.
Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
Необходимое оборудование: простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.
Раздел 5. Лесные ремёсла (6 ч)
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи Павлово-Посадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, Сергиево-Посадские матрёшки. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.). Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Раздел 1. Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. (10 ч)
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.
Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов. Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесностружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды. «Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра. Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники. Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться. Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных. Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.
Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб».
Раздел 2. О городах и горожанах: человек в городе. (4 ч)
Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов.
Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов. Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов.
Проблема шума в городе. Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.
Раздел 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы? (8 ч)
Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека.
Организм как система. Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы. Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес — один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие.
Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Практические работы:
— «Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости; — изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений;
— изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление
(по выбору обучающегося);
— составление композиции из комнатных растений.
Раздел 4. В сетях жизни: многообразие экологических связей. (6 ч)
Биологическая экология — наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами). Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме. Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т.
п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых. Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак-отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др. Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.
Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае.
Раздел 5. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы? (6 ч)
Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.
Раздел 1. Человек и природа (2 ч)
Как человек связан с природой? Место человека как части природы. Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме.
Практическая работа: Сбор материала для гербария. Проект «Мой гербарий»
Раздел 2. Неживое в природе (7 ч)
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. Вода, ее признаки и свойства. Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Сообщения обучающихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране. Дать общее понятие погоды и климата. Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе. Актуализация представлений у обучающихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения». Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города.
Практическая работа: «Наблюдение за погодой». Проект - акция «Мы, против мусора!» Практическая работа: «Хорошо ли, что климат теплеет?».
Раздел 3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (3 ч)
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края. Расширить представление обучающихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели. Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде.
Раздел 4. Царство грибов (2 ч)
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным). Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Раздел 5. Среда обитания (4 ч)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников). Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 6. Жизнь животных (2 ч)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Краснодарского края. Разгадывание загадок.
Практическая работа: проект «Почему нужно защищать природу?».
Раздел 7. Я и мое окружение (6 ч)
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса.
Практическая работа: проект «Моя семья».
Раздел 8. Человек и животные (6 ч)
Жизнь в городах. Человек и животное. Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека.
Практические работы: Мини- сочинение «Защити себя». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.