Программа "Моя первая экология"
Оценка 4.7

Программа "Моя первая экология"

Оценка 4.7
pdf
10.03.2024
Программа "Моя первая экология"
Программа Моя первая экология.pdf

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Моя первая экология»   для уровня начального общего образования 

(1-4 классы) на 2020 – 2021 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология» для обучающихся 1-4 класса разработана на основе авторской программы В.А.Самковой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013) и соответствует федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования 2009 года.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

 

Особенности содержания обучения.

Основной акцент в содержании занятий сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. Содержание занятий строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение обучающихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение практических занятий.

 

Место в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 1 - 4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Во 2-4 классах занятия проводятся 1 раз в неделю, то есть всего 34 часа в год. В 1 классе занятия проводятся 2 раза в неделю, то есть всего 66 часов в год. 1 - 2 классы — «Экология в красках и формах», 3 – 4 классы — «Дом, в котором я живу».

 

Цель:

- создать условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

 

Задачи:

— формирование представлений о природе как универсальной ценности; — изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; — развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

— вовлечение обучающихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

 

Используются разнообразные приемы, способы и формы вовлечения детей вактивную деятельность:

-                     игровые приемы,

-                     наблюдения за окружающей средой,

-                     поисковая работа,

-                     игры-задания для развития фантазии и творческих способностей,

-                     коллективные формы деятельности, формирующие опыт творческого общения и работы в группе.

 

При изучении курса предусматривается проведение, как традиционных занятий, так и проектная деятельностьпо наиболее интересным и актуальным проблемам, практические работы. Смена форм деятельности может стать одним из факторов развития компетентностей обучающихся. Важным является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности.

 

Планируемые результаты 1 класс

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в              значимой мотивации на способы поиска ответов на поставленные вопросы, умение работать со справочной, энциклопедической  и научно-популярной  литературой, умение её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные действия.

 

Личностные результаты:

 

Ученик научится:

               Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.  

               Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.  

 

Ученик получит возможность научиться:

               Самостоятельно и под руководством учителя определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).  

               В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.  

 

 

 

 

 

Метапредметные результаты:

 

Ученик научится:

               Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.  

               Проговаривать последовательность действий на занятии.  

               Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.  

               Учиться работать по предложенному учителем плану.  

               Учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.  

               Учиться         совместно      с          учителем        и          другими         учениками             давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.  

               Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).  

               Слушать и понимать речь других.  

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

               Выразительно читать и пересказывать текст.  

               Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.  

               Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах  

 

Ученик получит возможность научиться:

               Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  

               Делать            предварительный     отбор источников    информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).  

               Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  

               Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.  

               Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.  

               Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.   

 

Предметные результаты:

 

Ученик научится:

               планета Земля - наш большой дом;

               Солнце - источник жизни на Земле;

               неживое и живое в природе;

               основные       группы           растительных            и          животных      организмов             и          их

приспособленность к условиям существования (примеры);

               влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов

(примеры);

               самоценность любого организма;

               значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

               значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

               многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

               основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

               организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

               человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

               условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

               различия съедобных и несъедобных грибов;

               позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

               способы сохранения окружающей природы;

               что такое наблюдение и опыт;

               экология – наука об общем доме;

               экологически сообразные правила поведения в природе. Обучающийся получит возможность научится:

               выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

               применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

               ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное

участие);

               составлять экологические модели, цепи питания;

               доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

               заботиться о здоровом образе жизни;

               заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

 

Ученик получит возможность научиться:

               предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

               улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

               осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

               наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

               оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

               ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы,

               оценивать поведение и поступки людей с точки зрения их экологической допустимости,

               проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям,

               выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, минисочинений и т.д.   

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к окружающему миру.

 

2 класс Личностные результаты:

 

Ученик научится:

— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;

— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

— формирование мотивации дальнейшего изучения природы;

 

Ученик получит возможность научиться:

— развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративноприкладного искусства, музыка и т. д.).

 

Метапредметные результаты:

 

Ученик научится:

— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную, учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простыхизмерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

 

Ученик получит возможность научиться:

— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

 

Предметные результаты:

 

Ученик научится:

— сформируется представление об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

—овладеет навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;

—научится приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

— получит представление о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды;

 

Ученик получит возможность научиться:

— наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений.

 

3 класс

 

Личностные результаты:

 

Ученик научится:

— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;

— вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);

— применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;

— формирование мотивации дальнейшего изучения природы;

 

Ученик получит возможность научиться:

— развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративноприкладного искусства, музыка и т. д.);

— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды.

 

Метапредметные результаты:

 

Ученик научится:

— формировать умение работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;

— учиться использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;

— выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);

— учиться составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).

 

Ученик получит возможность научиться:

— формировать умение работать с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

 

Предметные результаты:

 

Ученик научится:

— проводить наблюдения за природными объектами;

— работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;

— изготавливать простейшие модели приборов;

— составлять описания объекта изучения;

— изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;

— проводить наблюдения за природными объектами, составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

— выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; — соотносить форму и свойства различных природных объектов;

 

Ученик получит возможность научиться:

— выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;

— применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;

— устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды, находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

 

4 класс

            

Личностные результаты:

 

Выпускник научится:

— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;

— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

 

Выпускник получит возможность научиться:

— развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративноприкладного искусства, музыка и т. д.);

 

Метапредметные результаты:

 

Выпускник научится:

— формировать умение работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;

— учиться использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;

— выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);

— учиться составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).

 

Выпускник получит возможность научиться:

— формировать умение работать с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

 

Предметные результаты:

— проводить наблюдения за природными объектами;

— работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;

— изготавливать простейшие модели приборов;

— составлять описания объекта изучения;

— изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;

— проводить наблюдения за природными объектами, составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

— выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;

— соотносить форму и свойства различных природных объектов;

— выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;

— применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;

 

Выпускник получит возможность научиться:

— устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды, находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных;

— готовить проекты на темы «Жизнь животных в нашей местности», «Как я помогаю природе» и др.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1 класс «Экология в красках и формах» (34ч.)

 

Модуль 1. «Моя первая экология»

 

Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий (5ч.)

Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: дневник наблюдений, лупа, определители растений, животных, справочники, и др. Правила ведения дневника наблюдений: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? Знакомство с правилами поведения на природе.

 

Раздел 2. Геометрия живой природы (5ч.)

Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба. Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».

Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов. Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов. Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.

 

Раздел 3. Природа в наших ощущениях (8ч.)

Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.). Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов. Примеры спирали в живой и неживой природе. Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений). Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира. Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник.

 

Раздел 4. Природа и её обитатели (8ч.)

Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками. Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану. Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.). Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т.

п. Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.

Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.

 

Раздел 5. Лесные ремёсла (7ч.)

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц и т.д. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, Сергиево-Посадские матрёшки. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве.  

Нахождение объектов по заданным признакам. Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников.

 

Модуль 2. «Юный орнитолог»

 

Раздел 1. Введение (2ч.)

Значение птиц в природе и жизни человека; орнитология, цели и задачи, роль любительских исследований для науки.

 

Раздел 2. Методы орнитологических исследований (7ч.)

Методы орнитологических исследований: методика наблюдений птиц в природе в разное время года; использование технических средств (биноклей, фотоаппаратов, диктофонов для записи голосов птиц и т.д.). Определители птиц, практические навыки работы с определителями. Основные методы наблюдений за птицами (фаунистический, фенологический, количественный учет птиц, маршрутный, точечный и др.); ведение записей в дневнике наблюдений, обработка полученных данных и подготовка отчетов.

 

Раздел 3. Многообразие птиц планеты (5ч.)

Систематический обзор птиц, знакомство с основными отрядами. Многообразие птиц красноярского края. Редкие и исчезающие птицы; охраняемые птицы родного края.

 

Раздел 4. Биотехнические мероприятия по привлечению птиц (5ч.)

Значение биотехнических мероприятий, роль зимней подкормки. Технология изготовления кормушек. Изготовление и развешивание кормушек; заготовка кормов и подкормка птиц.

 

Раздел 5. Природа и её обитатели (7ч.)

Биологические особенности птиц: приспособительные особенности разных групп птиц: образ жизни и строение. Миграции птиц, сроки прилета и отлета разных видов птиц и их зависимость от погоды и других фенологических явлениями; волны прилета. Размножение птиц, гнездовые территории, их распределение, характер местообитаний, плотность населения, поиск гнезд и их описание; Поведение птиц. Определение птиц по голосам.

 

Раздел 6. Наблюдение птиц родного города (4ч.)

Наблюдение за поведением птиц Лесосибирска, оформление наблюдений в дневнике наблюдений, небольшое сообщение о проведенном наблюдении.

 

Раздел 7. Подводим итоги (3ч.)

Оформление наблюдений в статью для школьной газеты.

 

2 класс «Экология в красках и формах» (34 ч)

 

Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий (4 ч)

Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? Десять заповедей друзей природы, составленные учёнымэкологом Ф. Тасси.

Необходимое оборудование: простой карандаш, ластик,повязки на глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.

 

Раздел 2. Природа в наших ощущениях (9 ч)

Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба. Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.

Необходимое оборудование: простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, карточки-задания, пластмассовые или картонные стаканчики из-под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка.

 

Раздел 3. Геометрия живой природы (8 ч)

Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге. Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

Необходимое оборудование: простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити длиной 25–30 см, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы.

 

Раздел 4. Природа и её обитатели (7 ч)

Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов

(сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.

Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».

Необходимое оборудование: простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.

 

Раздел 5. Лесные ремёсла (6 ч)

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи Павлово-Посадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, Сергиево-Посадские матрёшки. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.). Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.

 

3 класс «Дом, в котором я живу» (34 часа)

 

Раздел 1. Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. (10 ч)

Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.  

Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов. Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесностружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды. «Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра. Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники. Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться. Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных. Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.

Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб».

 

Раздел 2. О городах и горожанах: человек в городе. (4 ч)

Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов.

Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов. Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов.

Проблема шума в городе. Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.

Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.

 

Раздел 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы? (8 ч)

Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека.

Организм как система. Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы. Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес — один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие.

Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

Практические работы:

— «Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости; — изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений;

— изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление

(по выбору обучающегося);

— составление композиции из комнатных растений.

 

Раздел 4. В сетях жизни: многообразие экологических связей. (6 ч)

Биологическая экология — наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами). Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме. Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т.

п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых. Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак-отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др. Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.

Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае.

 

Раздел 5. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы? (6 ч)

Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.

 

4 класс «Мир вокруг нас» (34 ч)

 

Раздел 1. Человек и природа (2 ч)

Как человек связан с природой? Место человека как части природы. Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме.

Практическая работа: Сбор материала для гербария. Проект «Мой гербарий»

 

Раздел 2. Неживое в природе (7 ч)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. Вода, ее признаки и свойства. Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Сообщения обучающихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги.  Источники загрязнения. Почва – необходимая среда для растений  Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране. Дать общее понятие погоды и климата. Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе. Актуализация представлений у обучающихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения». Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города.

Практическая работа: «Наблюдение за погодой». Проект - акция «Мы, против мусора!» Практическая работа: «Хорошо ли, что климат теплеет?».

 

Раздел 3. Живое  в природе. Экологические   связи   между неживой и живой природой (3 ч)

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц  края.  Расширить представление обучающихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели. Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде.

 

Раздел 4. Царство грибов (2 ч)

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным). Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

 

Раздел 5. Среда обитания (4 ч)

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников). Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

 

Раздел 6. Жизнь животных (2 ч)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Краснодарского края.  Разгадывание загадок.

Практическая работа: проект «Почему нужно защищать природу?».

 

Раздел 7. Я и мое окружение (6 ч)

Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса.

Практическая работа: проект «Моя семья».

 

Раздел 8. Человек и животные (6 ч)

Жизнь в городах. Человек и животное. Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии). Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека.

Практические работы: Мини- сочинение «Защити себя». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» для уровня начального общего образования (1-4 классы) на 2020 – 2021 год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» для уровня начального общего образования (1-4 классы) на 2020 – 2021 год

Используются разнообразные приемы, способы и формы вовлечения детей вактивную деятельность: - игровые приемы, - наблюдения за окружающей средой, - поисковая работа, - игры-задания для развития…

Используются разнообразные приемы, способы и формы вовлечения детей вактивную деятельность: - игровые приемы, - наблюдения за окружающей средой, - поисковая работа, - игры-задания для развития…

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

Обучающийся получит возможность научится : • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической…

Обучающийся получит возможность научится : • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической…

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к окружающему миру

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к окружающему миру

Ученик получит возможность научиться: — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;…

Ученик получит возможность научиться: — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;…

Ученик получит возможность научиться: — формировать умение работать с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей,…

Ученик получит возможность научиться: — формировать умение работать с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей,…

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс «Экология в красках и формах» (34ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс «Экология в красках и формах» (34ч

Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников

Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников

Значение биотехнических мероприятий, роль зимней подкормки

Значение биотехнических мероприятий, роль зимней подкормки

Раздел 3. Геометрия живой природы (8 ч)

Раздел 3. Геометрия живой природы (8 ч)

Переносные жилища: юрта, чум, палатка

Переносные жилища: юрта, чум, палатка

Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином

Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином

Раздел 5. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы? (6 ч)

Раздел 5. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы? (6 ч)

Практическая работа: «Наблюдение за погодой»

Практическая работа: «Наблюдение за погодой»

Доброжелательные отношения с ними

Доброжелательные отношения с ними
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2024