Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №53 города Орска»
Принята на заседании педагогического совета от «___»августа 2021 года Протокол №1 |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ А.Т Жанкулов Приказ №____ от «____» ___________2020г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
нравственно-духовной направленности
кружок «Моё Оренбуржье»
Уровень базовый
Возраст учащихся 7-10 лет
Срок реализации рабочей программы 2021-2022 уч. г.
Автор-составитель:Тукабаева Нурслу Данияровна
учитель начальных классов
Орск 2021
Пояснительная записка
Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребёнка и его подготовку к дальнейшему образованию. Развитие пытливости, любознательности каждого обучающегося, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Основной задачей внеурочной деятельности является предоставление ребёнку возможностей удовлетворения его интеллектуальных потребностей, расширения его кругозора, развития общеучебных умений и навыков обучающегося, его профессиональной ориентации. Деятельность детей в системе внеурочной деятельности способствует развитию интереса к различным отраслям знаний, к мировой и отечественной культуре и искусству.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Примерной программой внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы. В ходе изучения курса школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, обществе и природе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Цель изученияданного курса в начальной школе -воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии; воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.
Задачи курса:
- познакомить с историей и культурой родного края, его достопримечательностями;
- формировать познавательный интерес к своей малой родине через различные формы работы;
- научить младших школьников понимать государственные символы, определять значение изображения, символику цвета;
- воспитать чувство патриотизма, любви и уважения к России, своей малой Родине;
- сформировать личность с активной гражданской позицией;
- развить навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру.
|
Общая характеристика учебного курса
|
Внеурочная деятельность по изучению родного края, создание этнокультурного образовательного пространства как фактор повышения качества образования в условиях реализации регионального компонента, общей целью которого является достижение образовательных задач через познание родного края.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом родного края и нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
В курсе краеведения реализуется идеи формирования патриотического сознания младшего школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности. Методологическую основу курса составляет личностно-деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности младшего школьника, в воспитании гражданина и патриота.
Задача школьного краеведческого курса в начальном звене – создать образное представление о семейном-национальном – микромире как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью. Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам. Инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации как единого целого в многообразии. Важно, что разнообразные факты жизни «малой родины» введены в общий культурный багаж ребенка и могут служить фундаментом для дальнейшей работы в средней школе.
Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как:
· Доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей обучающихся.
· Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
· Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего края. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
· Научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.
· Интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний обучающихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
· Краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к тому, что их окружает, к своей малой Родине.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в очно-заочной форме, проектная деятельность включает в себя экскурсии,презентации, викторины реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Особенности программы - интегративность: межпредметная интеграция (Предметы: «Окружающий мир», «Литературное
чтение», «Технология»), интеграция классных и внешкольных форм образования, в том числе - музейного.Структура каждого
отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной
работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.
Она включает в себя составные части:
1. Теоретическую часть.
2. Практическую часть.
В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: экскурсии, рисование, викторины, выставки, праздники,
исследования, создание проектов.
В программе отражен обязательный конечный результат, которого достигают обучающиеся после курса обучения. Она составлена с соблюдением психолого-педагогических и санитарных норм, а также учитываются возрастные особенности детей.
Для воспитания и развития навыков творческой работы младших школьников программой предусмотрены следующие основные методы: исследовательские (работа с литературой, словарями, справочниками); частично-поисковые; творческие (проекты, эскизы, творческие задания); объяснительно-иллюстративные (иллюстрации, фотографии)
В учебно-воспитательный процесс включены нетрадиционные формы проведения занятий: экскурсия по городу; посещение выставок, музеев; просмотр видеофильмов; защита проектов; исследовательская деятельность; викторины, игры; конкурс сочинений, рисунков, сказок.
Описание учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана для обучающихся 1-4 классов. Количество часов, выделенных на изучение курса 34 , количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 40 минут. При проведении встреч, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты: |
Метапредметные результаты: |
Предметные результаты: |
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека. -Воспитание чувства справедливости, ответственности. -Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений. -Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию. - Формирование толерантности и толерантного отношения в условиях многонациональности города. - Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней. - Воспитание потребности в здоровом образе жизни. - Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе. - Развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность. - Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью
|
регулятивные - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные – формировать навыки решения творческих задач, поиска, анализа и интерпретации информации; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; коммуникативные – научить обучающихся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формировать умения координировать свои усилия с усилиями других; научить формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему в решении совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
|
- формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии; - овладеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин; - уметь наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм; - овладеть навыками причинно-следственных связей в окружающем мире, природы и социума; - овладеть основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. |
Ожидаемые результаты:
Изучив курс «Мое Оренбуржье», учащиеся должны знать:
- название страны, региона, где живет учащийся, родного города;
- символику страны, города, школы;
- государственныепраздники;
- имена знаменитых людей.
Должныуметь:
- описывать изученные события истории Отечества;
- оценивать поступки других с позиции добра и зла;
- уважительно относиться к своему дому, семье, истории народа;
- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях
Содержание учебного курса с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Раздел
|
Класс (ч.) |
Форма организации учебной деятельности |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Введение. |
1 |
1 |
1 |
1 |
беседа |
Высказывать свое мнение; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, уметь в сотрудничестве с учителем формулировать тему и цель занятия; развивать познавательные навыки обучающихся;осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; уметь работать в группе, в коллективе, отвечать на вопросы по заданной теме; развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру; усвоить понятие «краеведение», знать источники краеведческих знаний, понимать роль и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России; уметь находить на карте России свою область, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать объекты и обобщать полученные знания;коммуникативные – воспитывать коммуникативную культуру школьника; уметь оценивать ответы, выступления обучающихся, высказывать свое мнение по данной проблеме; формировать умения работать в паре. |
Мой край на карте Родины. |
2 |
3 |
3 |
3 |
Беседа Практическая работа |
Усвоить понятия большая и малая родина; формировать знания о символах государства и области; уметь определять географическое положение, площадь, территорию, конфигурацию, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток; знать расположение городов и столицы Оренбуржья; изучить историю возникновения города Оренбурга, его достопримечательности. |
Я и моя семья. |
3 |
3 |
3 |
3 |
Беседа Проект Конкурс рисунков, сочинений |
Определить значение своего имени, знать имена и фамилии своих предков; усвоить понятие о генеалогическом древе; составить вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед о поколениях в семье. |
Наша школа. |
2 |
2 |
2 |
2 |
Беседа Проект Конкурс рисунков, сочинений Экскурсия |
Знать историю и традиции родной школы, уметь рассказывать порезультатам экскурсии в школьный музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного города, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. |
Город, в котором я живу. |
4 |
4 |
4 |
4 |
Беседа Проект Конкурс рисунков, сочинений Экскурсия |
Уметь находить город на карте и ориентироваться в городе; формировать историческое сознание у ребят, воспитывать любовь к своему городу, родному краю и бережное отношение к памятникам культуры и истории; уметь получать из разных источников информацию о городе и оценивать ее; знать названия улиц и достопримечательности города; планировать и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых |
Природа нашего края |
10 |
9 |
8 |
7 |
Беседа Проект Конкурс рисунков, сочинений Экскурсия |
Наблюдать, выделять характерные особенности природы; знать названия лекарственных трав, птиц и животных родного края; описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира; рассказывать о роли животных в природе и жизни людей; знать растения и животные, занесенные в красную книгу; собрать материал о редких животных и растениях города, создать на основе собранного материала проект «Малая красная книга» |
Славные люди Оренбуржья |
3 |
4 |
4 |
5 |
Беседа Проект Презентация
|
Высказывать свое отношение к героям, к их поступкам; использовать полученные знания на практике; воспитывать уважительное отношение к истории, к прошлому народов разных национальностей; развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; выделять существенную информацию из текстов разных видов; овладеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, уметь слушать и пересказывать текст;развить навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру; знать имена героев Оренбуржья, уметь рассказывать о них. |
Искусство народов нашего края |
3 |
3 |
4 |
4 |
Беседа Проект Экскурсия |
Развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; выделять существенную информацию из текстов разных видов; овладеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь предъявлять свою позицию, участвовать в споре, диалоге; развивать коммуникативные навыки; усвоить знания об искусстве народов Оренбургского края; знать писателей, поэтов, художников и их произведения. |
Архитектура родного города |
4 |
4 |
4 |
4 |
Беседа Проект Конкурс рисунков, сочинений Экскурсия |
Наблюдать, выделять характерные особенности зданий различных исторических эпох; знать названия улиц родного города |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
1 |
1 |
Беседа Проект Викторина
|
Наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; расширить кругозор обучающихся, их познавательные интересы; формировать устойчивый интерес к истории, краеведению; усвоить основные понятия по курсу внеурочной деятельности, уметь получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры. |
итого |
33 |
34 |
34 |
34 |
|
|
Тематическое планирование программы «Моё Оренбуржье»1 класс -33часа
№ п/п |
Тема занятия |
Кол- во часов |
Содержание занятия (теория и практика) |
Форма организации деятельности |
1 |
Введение. Что изучает краеведение. Понятия Родина, малая родина. |
1 |
Знакомство с особенностями курса, формами занятий, правилами безопасного поведения на занятиях. Знакомство с понятиями «Родина», «Малая родина» |
Беседа (презентация) |
2 |
«Моя школа» |
1 |
Знакомство со зданием школы |
Экскурсия |
3-4 |
Традиции школы |
2 |
Знакомство с традициями школы |
|
5-7 |
«Улицы моего села» |
3 |
Знакомство с селом и его растительным миром. |
Экскурсия |
8-9 |
История возникновения моего села |
2 |
Знакомство с историей с.Плешаново |
Беседа |
10- 12 |
Моя улица. |
3 |
Работа над творческим проектом «На свете много улиц разных». |
Групповая работа |
13- 15 |
Я, ты, он, она вместе дружная семья. |
3 |
Представление визитной карточки своей семьи. |
|
16-17 |
Заглянем в семейный альбом
|
2 |
Составление фото-рассказа о своей семье, презентаций |
|
18 |
Школьная библиотека |
1 |
Знакомство со школьной библиотекой. |
Экскурсия |
19 20 |
Модельная библиотека |
2 |
Знакомство с модельной библиотекой |
Экскурсия |
21 22 |
Школьный музей |
2 |
Знакомство со школьным музеем |
Экскурсия |
23 24 |
Почта |
2 |
Знакомство с почтой |
Экскурсия |
25 30 |
Все работы хороши, выбирай на вкус. |
6 |
Знакомство с профессиями своих родителей. Встречи с родителями. Конкурс рисунков о профессиях своих родителей. |
Творческие работы, беседы |
31 32 |
Мой вклад в процветание моего села. |
2 |
Операции «Чистый школьный двор» |
Субботник |
33 |
Мой край |
1 |
Итоговое занятие |
Викторина |
2 класс-34 часа
№ п/п |
Тема занятия |
Кол- во часов |
Содержание занятия (теория и практика) |
Форма организации деятельности |
1-2 |
Оренбургская область на карте России. |
2 |
Знакомство с географическом положением Оренбургской области. Знакомство с картой и историей образования Оренбургской области. |
Просмотр видеофильма |
3-4 |
Оренбург-столица Оренбургской области. |
2 |
Знакомство с историей образования Оренбурга с его историческими и культурными достопримечательностями. |
Просмотр презентации |
5-6 |
Символика Оренбургской области - Герб, Флаг, гимн. История их создания. |
2 |
Знакомство с выставочными стендами школы «Символика» Знакомство с историей создания государственной символики. |
Беседа, презентация. |
7-8 |
Красногвардейская земля - ростки и корни. |
2 |
Познакомить с историей возникновения Красногвардейского района |
Беседа, презентация. |
9 10 |
Символика города Орска- герб, гимн, флаг. Истрия их создания. |
2 |
Знакомство с выставочными стендами школы «Символика» Знакомство с историей создания символики города Орска- |
Просмотр презентации «Символика города Орска-» |
11 12
|
Создание символики Красногвардейского района |
2 |
Творческая деятельность по составлению символики Красногвардейского района |
Творческая работа в группах |
13 |
Жизнь и творчество орских поэтов-земляков |
1 |
Знакомство с жизнью и творчеством поэтов-земляков |
Беседа, презентация. |
14 |
Жизнь и творчество орских поэтов-земляков |
1 |
Жизнь и творчество орских поэтов-земляков |
Беседа, презентация. |
15 16 |
Религиозные праздники. Рождество Христово. |
2 |
Знакомство с историей Рождества, с особенностью его празднования в родном крае. |
Беседа.Просмотр фильма «Рождество Христово» Праздник. |
17- 20 |
«Зимние забавы» |
4 |
Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. Наблюдение в природе. |
Экскурсия в зимний парк. Подвижные игры |
21 22 |
Широкая масленица. |
2 |
Знакомство с историей праздника «Масленица», с особенностью его празднования в родном краю. Подготовка к проведению праздника. |
Беседа.Просмотр видео-фильма «Широкая масленица» |
23 24 |
Народные песни |
2 |
Знакомство с разнообразием народных песен родного края. Разучивание русских народных песен. |
Круглый стол с приглашением музыкального руководителя школы |
25 26 |
Благовещение. |
2 |
Знакомство с историей праздника, с особенностью его празднования в родном крае. |
Изготовление птичек из солёного теста. |
27- 29 |
Игры наших дедушек и бабушек. |
3 |
Индивидуальная исследовательская деятельность «Интервью» Знакомство и разучивание игр, в которые играли предки. |
Круглый стол с приглашением бабушек и дедушек» |
30- 33 |
Труд людей нашего села. |
4 |
Знакомство с занятиями людей родного края. Знакомство с жителями села, которые прославили своим трудом наш край. |
Экскурсии: пекарня, больница, магазины. |
34 |
Мой край |
1 |
Итоговое занятие |
Викторина |
3 класс-34 часа
№ п/п |
Тема занятия |
Кол- во часов |
Содержание занятия (теория и практика) |
Форма организации деятельности |
1-3 |
Моя семья в годы ВОВ |
3 |
Индивидуальная исследовательская поисковая работа по сбору информации о своей семье в годы ВОВ, о своих героях. |
Исследовательская деятельность
|
4-5 |
Вечная память героям. |
2 |
Знакомство с жизнью села в годы ВОВ, с Книгой Памяти погибших героев. |
Экскурсия. |
6 |
Конкурс рисунков «Война глазами детей» |
1 |
Индивидуальная работа. |
Конкурс |
7- 10 |
Красная книга Оренбургской области. |
3 |
Знакомство с Красной книгой. |
Беседа, презентация, проект. |
11 12
|
Водоемы родного края. Природные памятники района: водопад Шум, Моховое, Лебяжье, Кочкарное болота. |
2
|
Знакомство с водоемами. |
Беседа, презентация, экскурсии. |
13 14 |
Стихи о родном крае. |
2 |
Чтение стихотворений о родном крае. |
Конкурс |
15-17
|
Труд людей нашего села |
3
|
Знакомство с занятиями людей родного края. Знакомство с жителями села, которые прославили своим трудом наш край |
Экскурсия. Круглый стол с приглашением |
18-21
|
Памятники природы Оренбуржя
|
4
|
Знакомство с природными памятниками области |
Беседа, презентация, экскурсии. Исследовательская деятельность
|
22 23
|
Экологические проблемы рек и родников своей местности. |
2 |
Изучение проблем водоемов Оренбургской области. |
Беседа, экскурсия на р.Елшанка. |
24 25 |
Опасные явления в природе. |
2 |
Знакомство с правилами поведения в природе. |
Круглый стол. |
26- 28 |
Лекарственные растения |
3 |
Знакомство с лекарственными растениями Красногвардейского района. |
Заочная экскурсия, проекты. |
2-9 31 |
«Моя малая родина» |
3 |
Представление творческих работ по выбору учащихся. |
Творческие работы. |
32 33 |
Мой вклад в процветание моего села. |
2 |
Операции «Чистый школьный двор». |
Субботник |
34 |
Мой край. |
1 |
Итоговое занятие. |
Викторина |
4 класс- 34 часа
№ п/п |
Тема занятия |
Кол- во часов |
Содержание занятия (теория и практика) |
Форма организации деятельности |
1-2 |
Погода и климат Оренбургской области. |
2 |
Знакомство с сезонными изменениями в природе, климатом и погодой в нашем крае, влиянием климата на труд и здоровье людей. |
Беседа, презентация. |
3-6 |
Население Оренбургской области. |
4 |
Знакомство с коренными жителями области, многообразием национальности, численностью населения, с национальными костюмами. |
Беседа с приглашением гостей разных национальностей |
7- 10 |
Зелёная аптека Оренбургской области. |
4 |
Знакомство с лечебными растениями. Правилами сбора лечебных трав. Знакомство с видами растений, нуждающимися в особой охране. Красная книга Оренбургской области. |
Экскурсия в природу, работа в библиотеке. |
11- 14 |
Животный мир Оренбургской области. |
4 |
Знакомство с разнообразием животного мира. Выявление отрицательного влияния деятельности человека на животных. Знакомство с заповедниками Оренбургской области. |
Беседа, презентация. |
15- 18 |
Водоёмы нашего края. |
4 |
Знакомство с водоёмами Оренбургской области. Выявление экологических проблем. Охрана и восстановление водоёмов. |
Беседа, презентация. |
19-22
|
Природные ресурсы Оренбургской области.
|
4
|
Знакомство с полезными ископаемыми области. Основные свойства полезных ископаемых.
|
Работа с физической картой и образцами полезных ископаемых Оренбургской области.
|
24- 27 |
Промышленность Оренбургской области. |
4 |
Знакомство с крупными предприятиями области. Выявление практического значения предприятий для области и страны. Влияние предприятий на окружающую среду. |
Заочные экскурсии на крупные предприятия Оренбургской области |
28- 30 |
Экология Оренбургской области. |
3 |
Выявление экологических проблем Оренбургской области. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Решение задач по экологии. |
Создание проекта «Экологические проблемы «Оренбургской области» |
31- 33 |
Культурные центры области. |
3 |
Посещение Орского краеведческого музе заочные экскурсии в музеи г. Оренбурга |
Экскурсия
|
34 |
Мой край. |
1 |
Итоговое занятие. |
Викторина |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.