Программа "Моё Оренбуржье"

  • docx
  • 07.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала programma_moe_orenburzhe.docx

Муниципальное  общеобразовательное автономное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа  №53 города Орска»

 

 

 

Принята на заседании

педагогического совета

от «___»августа 2021 года

Протокол №1

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________  А.Т  Жанкулов

Приказ №____

от «____» ___________2020г.

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

 

нравственно-духовной направленности

кружок «Моё Оренбуржье»

 

Уровень              базовый    

Возраст учащихся 7-10 лет

Срок реализации рабочей программы   2021-2022 уч. г.

Автор-составитель:Тукабаева Нурслу Данияровна

учитель начальных классов

                                                                Орск 2021

Пояснительная записка

Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребёнка и его подготовку к дальнейшему образованию. Развитие пытливости, любознательности каждого обучающегося, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе.

            Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Основной задачей внеурочной деятельности является предоставление ребёнку возможностей удовлетворения его интеллектуальных потребностей, расширения его кругозора, развития общеучебных умений и навыков обучающегося, его профессиональной ориентации. Деятельность детей в системе внеурочной деятельности способствует развитию интереса к различным отраслям знаний, к мировой и отечественной культуре и искусству.

Рабочая программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Примерной программой внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы. В ходе изучения курса  школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, обществе и природе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Цель изученияданного курса в начальной школе -воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии; воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Задачи курса:

- познакомить с историей и культурой родного края, его достопримечательностями;         

- формировать познавательный интерес к своей малой родине через различные формы работы;

- научить младших школьников понимать государственные символы, определять значение изображения, символику цвета;

- воспитать чувство патриотизма, любви и уважения к России, своей малой Родине;

- сформировать личность с активной гражданской позицией;

- развить навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру.                                                                                                                                                                

 

 

Общая характеристика учебного курса

 

 

             Внеурочная деятельность по изучению родного края, создание этнокультурного образовательного пространства как фактор повышения качества образования в условиях реализации регионального компонента, общей целью которого является достижение образовательных задач через познание родного края.

             Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом родного края и нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

              В курсе краеведения реализуется идеи  формирования патриотического сознания младшего школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности.  Методологическую основу курса составляет личностно-деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности младшего школьника, в воспитании гражданина и патриота.       

             Задача школьного краеведческого курса в начальном звене – создать образное представление  о семейном-национальном – микромире как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью. Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам. Инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации как единого  целого в многообразии. Важно, что разнообразные факты жизни «малой родины» введены в общий культурный багаж ребенка и могут служить фундаментом для дальнейшей работы в средней школе.

 

             Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как:

·         Доступность:  содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей обучающихся.

·         Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.

·         Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе  и обществе на территории нашего края.  Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в  походе,  в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств. 

·          Научность: при подаче материала  не допускать ошибок и неточностей (название города, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл понятий:  родословное дерево, фамилия, традиция, памятник,  герб, война, медали и т. д.

·         Интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний обучающихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.

·         Краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к тому, что их окружает,  к своей малой Родине.

 

             Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в очно-заочной форме, проектная деятельность  включает в себя экскурсии,презентации, викторины реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Особенности  программы  - интегративность: межпредметная  интеграция (Предметы: «Окружающий мир», «Литературное

     чтение», «Технология»), интеграция классных и внешкольных   форм образования, в том числе - музейного.Структура каждого

     отдельного занятия   построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной     

     работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.

          Она включает в себя  составные части:   

      1. Теоретическую часть.

      2. Практическую часть.

                В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: экскурсии, рисование, викторины, выставки, праздники,  

      исследования, создание проектов.

           В программе отражен обязательный конечный результат, которого достигают обучающиеся после курса обучения. Она составлена с соблюдением психолого-педагогических и санитарных норм, а также учитываются возрастные особенности детей.

Для воспитания и развития навыков творческой работы младших школьников программой предусмотрены следующие основные методы: исследовательские  (работа с литературой, словарями, справочниками); частично-поисковые; творческие (проекты, эскизы, творческие задания); объяснительно-иллюстративные (иллюстрации, фотографии)

В учебно-воспитательный процесс включены нетрадиционные формы проведения занятий: экскурсия по городу; посещение выставок, музеев; просмотр видеофильмов; защита проектов; исследовательская деятельность; викторины, игры; конкурс сочинений, рисунков, сказок.

 

Описание учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана для обучающихся 1-4 классов. Количество часов, выделенных на изучение курса 34 ,  количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 40 минут. При проведении встреч, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.

 

 

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

Предметные результаты:

- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.

-Воспитание чувства справедливости, ответственности.

-Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.

-Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию.

- Формирование толерантности и толерантного отношения в условиях многонациональности города.

- Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.

- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе.

- Развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность.

- Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью

 

регулятивные - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по резуль­тату;

познавательные – формировать навыки решения творческих задач, поиска, анализа и интерпретации информации; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных

заданий с использованием учебной литера­туры; основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов; анализировать объекты с выделением существен­ных и

несущественных признаков;

коммуникативные – научить обучающихся  выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формировать умения координировать свои усилия с усилиями других; научить формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему в решении совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 

- формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;

- овладеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

- уметь наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

- овладеть навыками причинно-следственных связей в окружающем мире, природы и социума;

- овладеть основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Ожидаемые результаты:

 

Изучив курс «Мое Оренбуржье», учащиеся должны знать:

-  название страны, региона, где живет учащийся, родного города;

-  символику страны, города, школы;

-  государственныепраздники;

-  имена знаменитых людей.

 

Должныуметь:

-  описывать изученные события истории Отечества;

-  оценивать поступки других с позиции добра и зла;

-  уважительно относиться к своему дому, семье, истории народа;

-  поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Раздел

 

Класс (ч.)

Форма организации учебной деятельности

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

2

3

4

Введение.

1

1

1

1

беседа

Высказывать свое мнение; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, уметь в сотрудничестве с учителем формулировать тему и цель занятия; развивать познавательные навыки обучающихся;осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры; уметь работать в группе, в коллективе, отвечать на вопросы по заданной теме; развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру; усвоить понятие «краеведение», знать источники краеведческих знаний, понимать роль и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России; уметь находить на карте России свою область, осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков; сравнивать объекты и обобщать полученные знания;коммуникативные – воспитывать коммуникативную культуру школьника; уметь оценивать ответы, выступления обучающихся, высказывать свое мнение по данной проблеме; формировать умения работать в паре.

Мой край на карте Родины.

2

3

3

3

Беседа

Практическая работа

Усвоить понятия большая и малая   родина; формировать знания о символах государства и области; уметь определять географическое положение, площадь, территорию, конфигурацию, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток; знать расположение городов и столицы Оренбуржья; изучить историю возникновения города Оренбурга, его достопримечательности.

Я и моя семья.

3

3

3

3

Беседа

Проект

Конкурс рисунков, сочинений

Определить значение своего имени, знать имена и фамилии своих предков; усвоить понятие о генеалогическом древе; составить вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед о поколениях в семье.

Наша школа.

2

2

2

2

Беседа

Проект

Конкурс рисунков, сочинений

Экскурсия

Знать историю и традиции родной школы, уметь рассказывать  порезультатам экскурсии в школьный музей с целью ознакомления с   прошлым и настоящим родного города, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.

Город, в котором  я живу.

4

4

4

4

Беседа

Проект

Конкурс рисунков, сочинений

Экскурсия

Уметь находить город на карте и ориентироваться в городе; формировать историческое сознание у ребят, воспитывать любовь к  своему городу, родному краю и бережное отношение к памятникам культуры и истории; уметь получать из разных источников информацию о городе и оценивать ее; знать названия улиц и достопримечательности города; планировать и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых

Природа нашего края

10

9

8

7

Беседа

Проект

Конкурс рисунков, сочинений

Экскурсия

Наблюдать, выделять характерные особенности природы; знать названия лекарственных трав, птиц и животных родного края; описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира; рассказывать о роли животных в природе и жизни людей; знать растения и животные, занесенные в красную книгу; собрать материал о редких животных и растениях города, создать на основе собранного материала проект «Малая красная книга»

Славные люди Оренбуржья

3

4

4

5

Беседа

Проект

Презентация

 

Высказывать свое отношение к героям, к их поступкам; использовать полученные знания на практике; воспитывать уважительное отношение к истории, к прошлому народов разных национальностей; развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;  выделять существенную информацию из текс­тов разных видов; овладеть основами смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, уметь слушать и пересказывать текст;развить навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру; знать имена героев Оренбуржья, уметь рассказывать о них.

Искусство народов нашего края

3

3

4

4

Беседа

Проект

Экскурсия

Развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;  выделять существенную информацию из текс­тов разных видов; овладеть основами смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов; уметь предъявлять свою позицию, участвовать в споре, диалоге; развивать коммуникативные навыки; усвоить знания об искусстве народов Оренбургского края; знать писателей, поэтов, художников и их произведения.

Архитектура родного города

4

4

4

4

Беседа

Проект

Конкурс рисунков, сочинений

Экскурсия

Наблюдать,  выделять характерные особенности зданий различных исторических эпох; знать названия улиц родного города

Итоговое занятие.

1

1

1

1

Беседа

Проект

Викторина

 

 

Наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; расширить кругозор обучающихся, их познавательные интересы; формировать устойчивый  интерес к истории, краеведению; усвоить основные понятия по курсу внеурочной деятельности, уметь получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры.

итого

33

34

34

34

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование программы «Моё Оренбуржье»1 класс -33часа

п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

Содержание занятия (теория и практика)

Форма организации деятельности

1

Введение. Что изучает краеведение. Понятия Родина, малая родина.

1

Знакомство с особенностями курса, формами занятий, правилами безопасного поведения на занятиях.

Знакомство с понятиями «Родина», «Малая родина»

Беседа

(презентация)

2

«Моя школа»

1

Знакомство со зданием школы

Экскурсия

3-4

Традиции школы

2

Знакомство с традициями школы

 

5-7

«Улицы моего села»

3

Знакомство с селом и его растительным миром.

Экскурсия

8-9

История возникновения моего села

2

Знакомство с историей с.Плешаново

Беседа

10-­

12

Моя улица.

3

Работа над творческим проектом «На свете много улиц разных».

Групповая работа

13-­

15

Я, ты, он, она вместе дружная семья.

3

Представление визитной карточки своей семьи.

 

16-17

Заглянем в семейный альбом

 

2

Составление фото-рассказа о своей семье, презентаций

 

18

Школьная библиотека

1

Знакомство со школьной библиотекой.

Экскурсия

19­

20

Модельная библиотека

2

Знакомство с модельной библиотекой

Экскурсия

21­

22

Школьный музей

2

Знакомство со школьным музеем

Экскурсия

23­

24

Почта

2

Знакомство с почтой

Экскурсия

25­

30

Все работы хороши, выбирай на вкус.

6

Знакомство с профессиями своих родителей. Встречи с родителями. Конкурс рисунков о профессиях своих родителей.

Творческие работы, беседы

31­

32

Мой вклад в процветание моего села.

2

Операции «Чистый школьный двор»

Субботник

33

Мой край

1

Итоговое занятие

Викторина

 

2 класс-34 часа

п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

Содержание занятия (теория и практика)

Форма организации деятельности

1-2

Оренбургская область на карте России.

2

Знакомство с географическом положением Оренбургской области. Знакомство с картой и историей образования Оренбургской области.

Просмотр видеофильма

3-4

Оренбург-столица Оренбургской области.

2

Знакомство с историей образования Оренбурга с его историческими и культурными достопримечательностями.

Просмотр презентации

5-6

Символика

Оренбургской области - Герб, Флаг, гимн. История их создания.

2

Знакомство с выставочными стендами школы «Символика» Знакомство с историей создания государственной символики.

Беседа, презентация.

7-8

Красногвардейская земля - ростки и корни.

2

Познакомить с историей возникновения Красногвардейского района

Беседа, презентация.

 

10

Символика города Орска- герб, гимн, флаг. Истрия их создания.

2

Знакомство с выставочными стендами школы «Символика» Знакомство с историей создания символики города Орска-

Просмотр презентации «Символика города Орска-»

11­ 12

 

Создание символики Красногвардейского района

2

Творческая деятельность по составлению символики Красногвардейского района

Творческая работа в группах

13

Жизнь и творчество орских поэтов-земляков

1

Знакомство с жизнью и творчеством поэтов-земляков

Беседа, презентация.

14

Жизнь и творчество орских поэтов-земляков

1

Жизнь и творчество орских поэтов-земляков

Беседа, презентация.

15 16

Религиозные праздники. Рождество Христово.

2

Знакомство с историей Рождества, с особенностью его празднования в родном крае.

Беседа.Просмотр фильма «Рождество Христово» Праздник.

17-

20

«Зимние забавы»

4

Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. Наблюдение в природе.

Экскурсия в зимний парк.

Подвижные игры

21

22

Широкая масленица.

2

Знакомство с историей праздника «Масленица», с особенностью его празднования в родном краю. Подготовка к проведению праздника.

Беседа.Просмотр видео-фильма «Широкая масленица»

23

24

Народные песни

2

Знакомство с разнообразием народных песен родного края. Разучивание русских народных песен.

Круглый стол с приглашением  музыкального руководителя  школы

25

26

Благовещение.

2

Знакомство с историей праздника, с особенностью его празднования в родном крае.

Изготовление птичек из солёного теста.

27-

29

Игры наших дедушек и бабушек.

3

Индивидуальная исследовательская деятельность «Интервью» Знакомство и разучивание игр, в которые играли предки.

Круглый стол с приглашением бабушек и дедушек»

30­-

33

Труд людей нашего села.

4

Знакомство с занятиями людей родного края. Знакомство с жителями села, которые прославили своим трудом наш край.

Экскурсии: пекарня, больница, магазины.

34

Мой край

1

Итоговое занятие

Викторина

 

3 класс-34 часа

п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

Содержание занятия (теория и практика)

Форма организации деятельности

1-3

Моя семья в годы ВОВ

3

Индивидуальная исследовательская поисковая работа по сбору информации о своей семье в годы ВОВ, о своих героях.

Исследовательская

деятельность

 

4-5

Вечная память героям.

2

Знакомство с жизнью села в годы ВОВ, с Книгой Памяти погибших героев.

Экскурсия.

6

Конкурс рисунков «Война глазами детей»

1

Индивидуальная работа.

Конкурс

7­-

10

Красная книга Оренбургской области.

3

Знакомство с Красной книгой.

Беседа, презентация, проект.

11­

12

 

 

Водоемы родного края. Природные памятники района: водопад Шум, Моховое, Лебяжье, Кочкарное болота.

2

 

 

 

Знакомство с водоемами.

Беседа, презентация, экскурсии.

13­

14

Стихи о родном крае.

2

Чтение стихотворений о родном крае.

Конкурс

15-17

 

 

Труд людей нашего села

3

 

 

 

 

Знакомство с занятиями людей родного края. Знакомство с жителями села, которые прославили своим трудом наш край

Экскурсия. Круглый стол с приглашением 

18-21

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятники природы Оренбуржя

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с природными памятниками области

Беседа, презентация, экскурсии.

Исследовательская

деятельность

 

22 23

 

 

Экологические проблемы рек и родников своей местности.

2

Изучение проблем водоемов Оренбургской области.

Беседа, экскурсия на р.Елшанка.

24­

25

Опасные явления в природе.

2

Знакомство с правилами поведения в природе.

Круглый стол.

26­-

28

Лекарственные

растения

3

Знакомство с лекарственными растениями Красногвардейского  района.

Заочная экскурсия, проекты.

2-9­

31

«Моя малая родина»

3

Представление творческих работ по выбору учащихся.

Творческие работы.

32­

33

Мой вклад в процветание моего села.

2

Операции «Чистый школьный двор».

Субботник

34

Мой край.

1

Итоговое занятие.

Викторина

 

4 класс- 34 часа

п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

Содержание занятия (теория и практика)

Форма организации деятельности

1-2

Погода и климат Оренбургской области.

2

Знакомство с сезонными изменениями в природе, климатом и погодой в нашем крае, влиянием климата на труд и здоровье людей.

Беседа, презентация.

3-6

Население

Оренбургской области.

4

Знакомство с коренными жителями области, многообразием

национальности, численностью населения, с национальными костюмами.

Беседа с приглашением гостей разных национальностей

7­-

10

Зелёная аптека Оренбургской области.

4

Знакомство с лечебными растениями. Правилами сбора лечебных трав. Знакомство с видами растений, нуждающимися в особой охране. Красная книга Оренбургской области.

Экскурсия в природу, работа в библиотеке.

11­-

14

Животный мир Оренбургской области.

4

Знакомство с разнообразием животного мира. Выявление отрицательного влияния деятельности человека на животных. Знакомство с заповедниками Оренбургской области.

Беседа, презентация.

15-­

18

Водоёмы нашего края.

4

Знакомство с водоёмами Оренбургской области. Выявление экологических проблем. Охрана и восстановление водоёмов.

Беседа, презентация.

19-22

 

 

 

 

 

 

 

 

Природные ресурсы

Оренбургской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с полезными ископаемыми области. Основные свойства полезных ископаемых.

 

 

 

 

 

 

Работа с физической картой и образцами полезных ископаемых Оренбургской области.

 

24­-

27

Промышленность Оренбургской области.

4

Знакомство с крупными предприятиями области. Выявление практического значения предприятий для области и страны. Влияние предприятий на окружающую среду.

Заочные экскурсии на крупные предприятия Оренбургской области

28­-

30

Экология

Оренбургской области.

3

Выявление экологических проблем Оренбургской области. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Решение задач по экологии.

Создание проекта «Экологические проблемы «Оренбургской области»

31­-

33

Культурные центры области.

3

Посещение Орского краеведческого музе заочные экскурсии в музеи г. Оренбурга

Экскурсия

 

 

34

Мой край.

1

Итоговое занятие.

Викторина