Программа "Мы вместе"
Оценка 4.7

Программа "Мы вместе"

Оценка 4.7
docx
21.01.2020
Программа "Мы вместе"
мы вместе.docx


Социально-педагогическая программа "Мы вместе"


В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательный учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.

Введение должности социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социального педагога, чему активно способствует программа “Мы вместе”, разработанная в МОУ “СОШ №5 с углубленным изучением математики” в 2001 году. Используя данную программу, педагог работает с классным коллективом, что позволяет педагогу охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях и сформировать группы для проведения тренинга.

Цель программы:

  • создание условий для социальной адаптации учащихся через организацию системы дополнительных занятий с классом.

Задачи программы:

  • предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
  • развитие социального интеллекта;
  • повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;
  • определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;
  • моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;
  • профилактика социальной дезадаптации учащихся.

Функции программы:

  • диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
  • информационно - обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
  • проектировочно - конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);
  • организационно - преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
  • координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);

Ожидаемые результаты:

  • адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;
  • предупреждение стрессовых состояний;
  • практическое использование навыков конструктивного общения;
  • высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.

Данная программа универсальна по своей структуре. В зависимости от класса педагог может использовать различные формы работы и использовать большее количество часов, чем предусмотрено учебно-тематическим планированием. В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:

1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.

Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

2) Навыки позитивного общения.

Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

3) Навыки самооценки и понимания других.

Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.

4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.

6) Навыки продуктивного взаимодействия.

Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

7) Навыки самостоятельного принятия решений.

Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.

8) Навыки решения проблемных ситуаций.

Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.

9) Навыки работы с информацией.

Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.

10) Навыки творчества.

Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности. В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, начиная с первого класса, так как раннее обучение способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия. Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех учащихся школы.

В реализации программы принимают участие учащиеся с первого по одиннадцатый класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала- его закрепление через участие в социально-педагогических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы. В старших классах проводятся деловые игры, конференции, диспуты.

В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.

 Учебно-тематический план программы:

Класс

Раздел, количество занятий, контроль

Темы

Кол-во часов

1 класс

Игры веселых гномиков 10 занятий,

Социально-педагогическая игра. (11 занятий).

1.Знакомство.

1

2.Когда всем весело, а одному грустно.

1

3.В магазине игрушек.

1

4.Цирк.

1

5.Мы вместе.

1

6.Настроение.

1

7.Язык жестов.

1

8.Мимика.

1

9.Воображение.

1

10.Обобщающее занятие.

1

11.Хорошо учиться в школе. СПИ

1

2 класс

Путешествие в мир общения.

10 занятий,

Социально-педагогическая игра. (11 занятий).

1.Знакомство.

1

2.Учимся работать дружно.

1

3.Как понимать друг друга без слов.

1

4.Доброе слово и кошке приятно.

1

5.Мое настроение.

1

6.Милосердие.

1

7.Доверие.

1

8.Групповая сплоченность.

1

9.Мы поссоримся и помиримся…

1

10.Чему мы научились и что узнали?

1

11. Азбука вежливости. СПИ

1

3-4 класс

Ваши права.

14 занятий,

2 игры. (16 занятий).

1. Вводное занятие. Правила работы.

1

2. Знакомство с Конвенцией по правам ребенка.

1

3. Изучение 1-4 статей КПР.

1

4. Изучение 5-8 статей КПР.

1

5. Изучение 9-12 статей КПР.

1

6. Изучение 13 –16 статей КПР.

1

7. Изучение 17-20 статей КПР.

1

8. Изучение 21-24 статей КПР.

1

9. Изучение 25-27 статей КПР.

1

10. Изучение 28-30 статей КПР.

1

11. Устав школы и правила поведения учащихся школы.

1

12. Что такое нарушение закона?

1

13. Обзор статей КПР.

1

14. Игра – викторина “ Знаете ли вы свои права?”

1

15. Инсценировка сказок. Игра-путешествие.

1

16. Заключение. Итоговая диагностика.

1

5-8 класс

 

5 класс

Развитие социального интеллекта.

Мы живем среди людей

10 занятий,

2 социально-педагогические игры. (12 занятий).

 

 

 

 

1. Введение в курс. Общечеловеческие ценности.

1

2. Жизнь.

1

3. Смерть

1

4. Бабушки и дедушки.

1

5. Соседи.

1

6. Одноклассники и одноклассники.

1

7.Больные.

1

8. Инвалиды.

1

9. В мире денег.

1

10.Заключительное занятие.

1

11. “Дом, в котором мы живем”. СПИ

12. “Один день без мамы”

1. Нравственные ценности.

1

1

1

6 класс

Социализация подростков.

10 занятий,

1 социально-педагогическая игра. (11 занятий).

2. Понимание как залог эффективного общения.

1

3.Конфликт и способ его разрешения.

1

4. Роль телевидения в нашей жизни.

1

5.Кто изобрел радио?

1

6.Волшебный мир театра…

1

7. Мы идем в магазин.

1

8. Компьютерные игры: за или против?

1

9.Умение противостоять группе.

1

10. Обязанности по дому, итоги.

1

11. “Дом, который строим мы”. СПИ

1

7 класс

Развитие социального интеллекта.

8 занятий,

1социально-педагогическая игра.

1 спортивная игра.

(10 занятий).

1.Первая медицинская помощь.

1

2. ПМС при травмах.

1

3.ПМС при ожогах.

1

4.ПМС при обморожениях.

1

5. Стресс, способы преодоления стресса.

1

6.Правила дорожного движения.

1

7.Наш флаг - наша гордость.

1

8. История герба и гимна.

1

9. Игра “Красный Крест: история и современность”.

1

10. “Вело шоу”. Спортивная игра

1

8 класс

Полезные и вредные привычки.

9 занятий,

1 социально-педагогическая игра.

(10 часов).

1. Полезные и вредные привычки в жизни человека.

1

2.Подросток и сигарета.

1

3. Губительный зеленый змий.

1

4. Мы скажем нет наркотикам.

1

5.Режим дня школьника.

1

6. В здоровом теле здоровый дух.

1

7. В мире увлечений.

1

8.Правила дорожного движения.

1

9.Наш дом.

1

10. “Дайджест шоу”. СПИ

1

9 класс

Личность. Семья. Общество.

9 занятий,

1 социально-педагогическая игра. (10 часов).

1.Кто я?

2.Личность в обществе.

1

1

3.Представление о семье.

1

4.Семья в современном обществе.

1

5. Выбор профессии - это важно.

1

6.Психология общения.

1

7.Жизненные ценности и приоритеты.

1

8.Проявления дружбы и любви.

1

9.Взаимоотношения родителей и детей.

1

10. “На пороге взрослой жизни”. СПИ

1

10—11 класс

“Жить в мире с собой и другими”.

10 занятий,

1социально-педагогическая игра. (11 часов).

1.Толерантность - что это?

2.Толерантность - что это?

2

3.Толерантная личность.

1

4. Я и группа.

1

5. Толерантность к себе и другим. Самопознание.

1

6.Толерантное общество.

1

7.Толерантность к другим.

8.Толерантность к другим.

2

9.Границы толерантности.

1

10.Терпимость в семье.

1

11. “Главная ценность в жизни - семья"

1

1-11 класс

9 разделов

(102 час).

1 класс “Игры веселых гномиков”

2 класс “Путешествие в мир общения”

3-4 класс “Ваши права”

5 класс “Мы живем среди людей”

6 класс “Социализация подростков”

7 класс “Развитие социального интеллекта”

8 класс “Полезные и вредные привычки”

9 класс “ Личность. Семья. Общество”.

10-11 класс “Жить в мире с собой и другими”

11

11

16

12

11

10

10

10

11

102 час

Содержание и методическое обеспечение социально-педагогической программы “Мы вместе ”.

Программа представлена 9 различными направлениями, составленными в соответствии с возрастными группами и тематическими профилями. Курсы начальной школы направлены на обучение детей навыкам позитивного общения, понимания личности другого человека, приемам активного слушания, развитие способности творчески решать любые задачи в любом виде деятельности, умение использовать информацию любого типа и работать с различными источниками информации.

Курс “Путешествие в мир общения” дает учащимся младшей школы представление о дружбе, о правилах совместной деятельности людей, о способах решения спорных вопросов, зависимости настроения от состояния человека и способах его улучшения, сострадании и формах его проявления, великом значении добрых слов в жизни человека.

Курс “Ваши права” помогает учащимся узнать свои права, применять и анализировать полученную информацию, проводить параллельные ассоциации нарушения прав в произведениях устного народного творчества, работать со словарем и документами, нормативными актами, результаты эффективности курса выявляются в ходе проведения игры “Знаете ли вы свои права?”

Общая направленность занятий, проводимых в среднем звене – развитие социального интеллекта, знаний об обществе и себе, необходимых для понимания тех социально-культурных требований, которые общество предъявляет к каждому человеку, четко осознающему собственное поведение, анализирующему свои поступки в условиях быстрых социальных изменений.

Курс “Мы живем среди людей” направлен на социальную адаптацию учащихся в микросреде, то есть в ближайшем окружении ребенка, которым являются семья, класс, друзья, близкие родственники. Рассматриваются вопросы ценности жизни, неестественности суицида, его запрета, внимательное и теплое отношение к бабушкам и дедушкам, заботливое отношение к инвалидам и болеющим родственникам, умение жить с соседями без ссор и конфликтов, помочь школьникам разобраться в негативном влиянии сплетен и сквернословия на взаимоотношения в классе, умение правильно обращать с деньгами.

Курс “Социализация подростков” направлен на приобщение учащихся к достижениям цивилизаций, помогающим человеку свободно общаться даже на расстоянии и получать удовлетворение от волшебного мира театра и результатов технического прогресса.

Курс “Полезные и вредные привычки” позволит детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние негативных привычек, от которых зависит личность. Учащиеся приобретут навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, решать сложный вопрос выбора в нестандартных, жизненных ситуациях. Альтернативой вредным привычкам предлагается занятие спортом, увлечение любимым делом, участие в жизни семьи, школы и класса. Форма эффективности курса – участие в спортивно – познавательной игре “Вело шоу”, в которой учащиеся применят на практике полученные знания, умения и навыки.

При внедрении курса “Личность. Семья. Общество” учащиеся повторят знания, полученные при изучении курса “Обществоведение”. Познание своей сущности, социализация личности через объяснение социальных ролей и статусов личности, формирование мотивов выбора профессии, представление о современной семье и ее функциях в современном обществе, конструктивное решение конфликтов и получение навыков рефлексивного слушания - вот неполный перечень вопросов, освещаемых в данном курсе.

Курс для старшеклассников способствует межкультурному пониманию и толерантному поведению учащихся в межличностных отношениях, подготовке к семейной жизни.

С учетом санитарно- гигиенических норм в 1-2 классах длительность занятия –35 минут, 3-4 классах- 40 минут, в 5-11 –45 минут.

Среди технических средств, используемых на занятиях, применяются аудиозаписи, видеоматериалы к темам “Полезные и вредные привычки”, “В здоровом теле здоровый дух”, “В мире денег”, компьютерные программы с тестами на уровень интеллекта, презентации через М. Power Point, слайды по темам “Общение”, “Профилактика наркотической зависимости”, “Конфликтная ситуация”.

Дидактические материалы, используемые на занятии, способствуют развитию зрительной, ассоциативной памяти и представлены в виде таблиц, алгоритмов, понятийного словаря, карточек, структурно-логических схем, рисунков, плакатов, фотографий, муляжей (“Первая медицинская помощь”).

Представляемая программа может быть использована классным руководителем в качестве курса по обучению важным жизненным навыкам и проводится с различными коррективами и изменениями в зависимости от особенностей учебного заведения, традиций и знаменательных дат.

Принимая участие в данной программе, учащиеся не только приобретают жизненно важные навыки, но и раскрывают в себе чувство милосердия и эмпатии, о чем свидетельствует самостоятельное участие детей в городских акциях по оказанию помощи детским домам, интернату, больнице, дому престарелых. Педагог создает для учащихся благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности, используя внутренние ресурсы ребенка с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе - вот далеко не полный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно относится к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.

 

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"

Программа "Мы вместе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020