Программа "Мы вместе"

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мы вместе.docx


Социально-педагогическая программа "Мы вместе"


В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательный учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.

Введение должности социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социального педагога, чему активно способствует программа “Мы вместе”, разработанная в МОУ “СОШ №5 с углубленным изучением математики” в 2001 году. Используя данную программу, педагог работает с классным коллективом, что позволяет педагогу охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях и сформировать группы для проведения тренинга.

Цель программы:

  • создание условий для социальной адаптации учащихся через организацию системы дополнительных занятий с классом.

Задачи программы:

  • предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
  • развитие социального интеллекта;
  • повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;
  • определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;
  • моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;
  • профилактика социальной дезадаптации учащихся.

Функции программы:

  • диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
  • информационно - обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
  • проектировочно - конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);
  • организационно - преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
  • координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);

Ожидаемые результаты:

  • адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;
  • предупреждение стрессовых состояний;
  • практическое использование навыков конструктивного общения;
  • высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.

Данная программа универсальна по своей структуре. В зависимости от класса педагог может использовать различные формы работы и использовать большее количество часов, чем предусмотрено учебно-тематическим планированием. В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:

1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.

Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

2) Навыки позитивного общения.

Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

3) Навыки самооценки и понимания других.

Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.

4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.

6) Навыки продуктивного взаимодействия.

Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

7) Навыки самостоятельного принятия решений.

Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.

8) Навыки решения проблемных ситуаций.

Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.

9) Навыки работы с информацией.

Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.

10) Навыки творчества.

Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности. В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, начиная с первого класса, так как раннее обучение способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия. Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех учащихся школы.

В реализации программы принимают участие учащиеся с первого по одиннадцатый класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала- его закрепление через участие в социально-педагогических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы. В старших классах проводятся деловые игры, конференции, диспуты.

В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.

 Учебно-тематический план программы:

Класс

Раздел, количество занятий, контроль

Темы

Кол-во часов

1 класс

Игры веселых гномиков 10 занятий,

Социально-педагогическая игра. (11 занятий).

1.Знакомство.

1

2.Когда всем весело, а одному грустно.

1

3.В магазине игрушек.

1

4.Цирк.

1

5.Мы вместе.

1

6.Настроение.

1

7.Язык жестов.

1

8.Мимика.

1

9.Воображение.

1

10.Обобщающее занятие.

1

11.Хорошо учиться в школе. СПИ

1

2 класс

Путешествие в мир общения.

10 занятий,

Социально-педагогическая игра. (11 занятий).

1.Знакомство.

1

2.Учимся работать дружно.

1

3.Как понимать друг друга без слов.

1

4.Доброе слово и кошке приятно.

1

5.Мое настроение.

1

6.Милосердие.

1

7.Доверие.

1

8.Групповая сплоченность.

1

9.Мы поссоримся и помиримся…

1

10.Чему мы научились и что узнали?

1

11. Азбука вежливости. СПИ

1

3-4 класс

Ваши права.

14 занятий,

2 игры. (16 занятий).

1. Вводное занятие. Правила работы.

1

2. Знакомство с Конвенцией по правам ребенка.

1

3. Изучение 1-4 статей КПР.

1

4. Изучение 5-8 статей КПР.

1

5. Изучение 9-12 статей КПР.

1

6. Изучение 13 –16 статей КПР.

1

7. Изучение 17-20 статей КПР.

1

8. Изучение 21-24 статей КПР.

1

9. Изучение 25-27 статей КПР.

1

10. Изучение 28-30 статей КПР.

1

11. Устав школы и правила поведения учащихся школы.

1

12. Что такое нарушение закона?

1

13. Обзор статей КПР.

1

14. Игра – викторина “ Знаете ли вы свои права?”

1

15. Инсценировка сказок. Игра-путешествие.

1

16. Заключение. Итоговая диагностика.

1

5-8 класс

 

5 класс

Развитие социального интеллекта.

Мы живем среди людей

10 занятий,

2 социально-педагогические игры. (12 занятий).

 

 

 

 

1. Введение в курс. Общечеловеческие ценности.

1

2. Жизнь.

1

3. Смерть

1

4. Бабушки и дедушки.

1

5. Соседи.

1

6. Одноклассники и одноклассники.

1

7.Больные.

1

8. Инвалиды.

1

9. В мире денег.

1

10.Заключительное занятие.

1

11. “Дом, в котором мы живем”. СПИ

12. “Один день без мамы”

1. Нравственные ценности.

1

1

1

6 класс

Социализация подростков.

10 занятий,

1 социально-педагогическая игра. (11 занятий).

2. Понимание как залог эффективного общения.

1

3.Конфликт и способ его разрешения.

1

4. Роль телевидения в нашей жизни.

1

5.Кто изобрел радио?

1

6.Волшебный мир театра…

1

7. Мы идем в магазин.

1

8. Компьютерные игры: за или против?

1

9.Умение противостоять группе.

1

10. Обязанности по дому, итоги.

1

11. “Дом, который строим мы”. СПИ

1

7 класс

Развитие социального интеллекта.

8 занятий,

1социально-педагогическая игра.

1 спортивная игра.

(10 занятий).

1.Первая медицинская помощь.

1

2. ПМС при травмах.

1

3.ПМС при ожогах.

1

4.ПМС при обморожениях.

1

5. Стресс, способы преодоления стресса.

1

6.Правила дорожного движения.

1

7.Наш флаг - наша гордость.

1

8. История герба и гимна.

1

9. Игра “Красный Крест: история и современность”.

1

10. “Вело шоу”. Спортивная игра

1

8 класс

Полезные и вредные привычки.

9 занятий,

1 социально-педагогическая игра.

(10 часов).

1. Полезные и вредные привычки в жизни человека.

1

2.Подросток и сигарета.

1

3. Губительный зеленый змий.

1

4. Мы скажем нет наркотикам.

1

5.Режим дня школьника.

1

6. В здоровом теле здоровый дух.

1

7. В мире увлечений.

1

8.Правила дорожного движения.

1

9.Наш дом.

1

10. “Дайджест шоу”. СПИ

1

9 класс

Личность. Семья. Общество.

9 занятий,

1 социально-педагогическая игра. (10 часов).

1.Кто я?

2.Личность в обществе.

1

1

3.Представление о семье.

1

4.Семья в современном обществе.

1

5. Выбор профессии - это важно.

1

6.Психология общения.

1

7.Жизненные ценности и приоритеты.

1

8.Проявления дружбы и любви.

1

9.Взаимоотношения родителей и детей.

1

10. “На пороге взрослой жизни”. СПИ

1

10—11 класс

“Жить в мире с собой и другими”.

10 занятий,

1социально-педагогическая игра. (11 часов).

1.Толерантность - что это?

2.Толерантность - что это?

2

3.Толерантная личность.

1

4. Я и группа.

1

5. Толерантность к себе и другим. Самопознание.

1

6.Толерантное общество.

1

7.Толерантность к другим.

8.Толерантность к другим.

2

9.Границы толерантности.

1

10.Терпимость в семье.

1

11. “Главная ценность в жизни - семья"

1

1-11 класс

9 разделов

(102 час).

1 класс “Игры веселых гномиков”

2 класс “Путешествие в мир общения”

3-4 класс “Ваши права”

5 класс “Мы живем среди людей”

6 класс “Социализация подростков”

7 класс “Развитие социального интеллекта”

8 класс “Полезные и вредные привычки”

9 класс “ Личность. Семья. Общество”.

10-11 класс “Жить в мире с собой и другими”

11

11

16

12

11

10

10

10

11

102 час

Содержание и методическое обеспечение социально-педагогической программы “Мы вместе ”.

Программа представлена 9 различными направлениями, составленными в соответствии с возрастными группами и тематическими профилями. Курсы начальной школы направлены на обучение детей навыкам позитивного общения, понимания личности другого человека, приемам активного слушания, развитие способности творчески решать любые задачи в любом виде деятельности, умение использовать информацию любого типа и работать с различными источниками информации.

Курс “Путешествие в мир общения” дает учащимся младшей школы представление о дружбе, о правилах совместной деятельности людей, о способах решения спорных вопросов, зависимости настроения от состояния человека и способах его улучшения, сострадании и формах его проявления, великом значении добрых слов в жизни человека.

Курс “Ваши права” помогает учащимся узнать свои права, применять и анализировать полученную информацию, проводить параллельные ассоциации нарушения прав в произведениях устного народного творчества, работать со словарем и документами, нормативными актами, результаты эффективности курса выявляются в ходе проведения игры “Знаете ли вы свои права?”

Общая направленность занятий, проводимых в среднем звене – развитие социального интеллекта, знаний об обществе и себе, необходимых для понимания тех социально-культурных требований, которые общество предъявляет к каждому человеку, четко осознающему собственное поведение, анализирующему свои поступки в условиях быстрых социальных изменений.

Курс “Мы живем среди людей” направлен на социальную адаптацию учащихся в микросреде, то есть в ближайшем окружении ребенка, которым являются семья, класс, друзья, близкие родственники. Рассматриваются вопросы ценности жизни, неестественности суицида, его запрета, внимательное и теплое отношение к бабушкам и дедушкам, заботливое отношение к инвалидам и болеющим родственникам, умение жить с соседями без ссор и конфликтов, помочь школьникам разобраться в негативном влиянии сплетен и сквернословия на взаимоотношения в классе, умение правильно обращать с деньгами.

Курс “Социализация подростков” направлен на приобщение учащихся к достижениям цивилизаций, помогающим человеку свободно общаться даже на расстоянии и получать удовлетворение от волшебного мира театра и результатов технического прогресса.

Курс “Полезные и вредные привычки” позволит детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние негативных привычек, от которых зависит личность. Учащиеся приобретут навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, решать сложный вопрос выбора в нестандартных, жизненных ситуациях. Альтернативой вредным привычкам предлагается занятие спортом, увлечение любимым делом, участие в жизни семьи, школы и класса. Форма эффективности курса – участие в спортивно – познавательной игре “Вело шоу”, в которой учащиеся применят на практике полученные знания, умения и навыки.

При внедрении курса “Личность. Семья. Общество” учащиеся повторят знания, полученные при изучении курса “Обществоведение”. Познание своей сущности, социализация личности через объяснение социальных ролей и статусов личности, формирование мотивов выбора профессии, представление о современной семье и ее функциях в современном обществе, конструктивное решение конфликтов и получение навыков рефлексивного слушания - вот неполный перечень вопросов, освещаемых в данном курсе.

Курс для старшеклассников способствует межкультурному пониманию и толерантному поведению учащихся в межличностных отношениях, подготовке к семейной жизни.

С учетом санитарно- гигиенических норм в 1-2 классах длительность занятия –35 минут, 3-4 классах- 40 минут, в 5-11 –45 минут.

Среди технических средств, используемых на занятиях, применяются аудиозаписи, видеоматериалы к темам “Полезные и вредные привычки”, “В здоровом теле здоровый дух”, “В мире денег”, компьютерные программы с тестами на уровень интеллекта, презентации через М. Power Point, слайды по темам “Общение”, “Профилактика наркотической зависимости”, “Конфликтная ситуация”.

Дидактические материалы, используемые на занятии, способствуют развитию зрительной, ассоциативной памяти и представлены в виде таблиц, алгоритмов, понятийного словаря, карточек, структурно-логических схем, рисунков, плакатов, фотографий, муляжей (“Первая медицинская помощь”).

Представляемая программа может быть использована классным руководителем в качестве курса по обучению важным жизненным навыкам и проводится с различными коррективами и изменениями в зависимости от особенностей учебного заведения, традиций и знаменательных дат.

Принимая участие в данной программе, учащиеся не только приобретают жизненно важные навыки, но и раскрывают в себе чувство милосердия и эмпатии, о чем свидетельствует самостоятельное участие детей в городских акциях по оказанию помощи детским домам, интернату, больнице, дому престарелых. Педагог создает для учащихся благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности, используя внутренние ресурсы ребенка с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе - вот далеко не полный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно относится к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.