Программа научного общества учащихся по технологии
Оценка 4.6

Программа научного общества учащихся по технологии

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
технология
8 кл
18.04.2020
Программа научного общества учащихся по технологии
ПРОГРАММА НОУ.doc

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА

г. Лысьва Пермский край

 

РАССМОТРЕНА:

методическим советом ДДЮТ

протокол № 9

от «19 » декабря 2016 года

председатель методического совета ДДЮТ

____________________Т.Н.Бурилло

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор Дворца детского (юношеского) творчества

_____________ Н.И. Шатова

«____»____________2017 г.

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная  

программа научного объединения учащихся

«Технология»

Возрастной состав учащихся 13-18 лет

Продолжительность образовательного процесса – 3 года + 1год

группа совершенствования

 

 

 

 

Составитель программы:

педагог дополнительного образования

Тохтуева Любовь Александровна

 

 

 

 

Лысьва, 2017 г.

 

Паспорт

Педагог: Тохтуева Любовь Александровна

Образовательная область: технология

Направленность:  Техническая

Тип: модифицированная

Сроки реализации – 3 года +1(группа совершенствования)

Возраст обучающихся – 13-18 лет

Половая принадлежность:

-девочки

По целевой установке:

- создание условий для успешного освоения учащимися основ проектной  и исследовательской деятельности. Совершенствование навыков проектирования  и методов исследования

По форме организации содержания:

- комплексная

По уровню сложности освоения образовательного процесса:

 уровень совершенствования основ проектной и исследовательской деятельности через выполнение материальных объектов труда

По уровню результативности:

- предметно-функционального обучения

 

 

 

Пояснительная записка

 

 Программа НОУ «Технология», технической  направленности, направлена на выявление и развитие способностей учащихся, приобретение ими знаний и умений в предмете технология, а также развитие компетентности в области проектирования и ученического исследования. Содержание программы рассчитано на  уровень совершенствования  у учащихся    технологической культуры, т.е. на преобразовательную деятельность учащихся в которой проявляются знания, умения и творческие и исследовательские способности учащихся. 

По цели обучения и функциональному предназначению программа является прикладной. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – комплексной (соединяющей отдельные области, направления, виды деятельности в единое целое). Программа направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки в предмете технология.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Учащиеся могут применить полученные знания и исследования при работе в практическом опыте. В основе формирования способности к овладению прикладными видами деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика, основанная на применении знаний теории.

Отличительной особенностью программы являются студийные занятия учащихся,  реализуемые  как на материальной базе школы, так и используя ресурсы социальных партнеров. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, их системностью и преемственностью   основной  и старшей школы, а также сквозными содержательными линиями программы по технологии.

Новизна программы в разнообразных формах организации деятельности учащихся: индивидуальное творчество, занятия в группах, мастер-классы, выставки города и края, творческие встречи с прикладниками и художниками, экскурсии и поездки, фестивали, научно-практические конференции и заочные конкуры творчества.

Целью программы является проектная и исследовательская деятельность  обучающихся через  расширение и углубление знаний   технологий  в мире моды и декоративно-прикладного творчества

Логика освоения учебных тем определяется задачами:

·         освоение новых технологических знаний в области преобразовательной деятельности;

·         овладение технологическими умениями в проектной деятельности;

·                 приобретение исследовательских компетенций в работе над созданием материального объекта  труда;

·         повышение интереса к новым видам социального проектирования;    

·         развитие психологических важных качеств личности, необходимых для успешного овладения преобразовательной деятельностью.

Содержание программы состоит из 3 образовательных блоков:

1.          стратегии (это исследовательский этап, который включает поиск и обоснование проблемы, а также анализ предстоящей деятельности),

2.           тактики (этап технологический, состоящий  из планирования работы, разработки документации и выполнения технологических операций),

3.           оценки (заключительный этап экономического обоснования,   маркетинговых исследований и защиты проекта) .

 

Программа рассчитана на 3года + 1 год группа совершенствования. Часовая нагрузка в год 216 часов. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 3 часа.

 

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта.

Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели, разрабатывать проекты, решать творческие задачи, отрабатывать необходимые навыки и прикладные умения. Результаты обучения достигаются в каждом образовательном блоке.

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

·        основные технологические приемы обработки материалов;

·        информацию о применяемых  и  перспективных   технологиях;

·        пошаговую последовательность выполнения проекта.

Должны уметь:

·        планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты;

·        сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности;

·        уметь осуществлять проектную деятельность, направленную на самостоятельную разработку и изготовление изделия от идеи до воплощения.

Ожидаемые результаты деятельности   НОУ:

1. Знает основные технологические приемы обработки материалов;

2. Умеет обрабатывать текстильные материалы,  самостоятельно проектируя технологический процесс;

3. Владеет информацией о достижениях науки и техники в области индустриальных технологий;

4. Проявляет творчество и индивидуальность в изготовлении объектов труда;

5. Владеет проектной технологией и приемами учебного исследования;

6. Умеет презентовать себя.

 

НОУ «Технология»

Тематический план 1 года обучения

                                                

 

Название темы занятия

Теория

Практика

Всего

Форма контроля

1.

Вводное занятие. ТБ. Утверждение плана работы.

3

 

3

 

2.

Проектная  и иследовательская деятельность  в предмете.

2

2

4

 

3.

Информационное обеспечение процесса деятельности .

2

8

10

 

4.

Методы и формы исследования

3

4

7

 

5.

Актуальные темы для проектирования и исследования .

2

2

4

 

6.

 Начала исследования. Постановка  цели, задачи. Выдвижение гипотезы

4

4

8

Собеседование

7.

Учебное исследование  объекта. Планирование  исследования.

4

4

8

 

8.

 Поиск   информации для исследования. Учебные постановочные задачи

 

4

4

Наблюдение

9.

Исследование идей. Поиск оптимального варианта

2

10

12

 

10.

Выбор технологии для объекта труда

2

4

6

 

11.

Практические работы с объектом труда

 

84

84

Наблюдение

12.

Оформление документации проекта с экономической и экологической оценкой.

Требования  к оформлению пояснительной записки

4

20

24

 

13.

Технология создания презентаций

3

3

 

14.

Защита проектной работы. Подготовка текста защиты.

3

3

 

13.

Итоговое занятие.

4

6

10

Защита проекта

14.

Учебные экскурсии

 

16

16

 

15.

Творческие встречи и выступление на НПК

 

12

12

 

 

ИТОГО

32

184

216

 

 

 Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения смотра-конкурса, защиты проектов. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных способов, вариантов решения.

 

 

Тематический план 2 года обучения

 

                                     

Название темы занятия

Теория

Практика

Всего

Форма контроля

1.

Вводное занятие. ТБ. Утверждение плана работы.

3

 

3

 

2.

Проект как возможность решения проблемы.

2

2

4

 

3.

Формулировка проблемы. Выбор темы проекта.

2

8

10

 

4.

Банк идей .Отбор содержания для проекта. Сбор информации

3

4

7

 

5.

Исследование идей. Звездочка обдумывания.

2

2

4

 

6.

Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта.

4

4

8

Собеседование

7.

Планирование технологического процесса.

4

4

8

 

8.

Практические работы по освоению швейных технологий

 

4

4

Наблюдение

9.

Практические работы по выполнению пробных технологических операций.

 

12

12

 

10.

Внесение коррекции в тренировочные действия.

2

4

6

 

11.

Практические работы с объектом труда

 

94

94

Наблюдение

12.

Оформление документации проекта с экономической и экологической оценкой.

4

16

20

 

13.

Итоговое занятие..

4

6

10

Защита проекта

14.

Учебные экскурсии

 

16

16

 

15.

Творческие встречи. Презентационные мастер-классы

 

12

12

 

 

ИТОГО

30

186

216

 

        

 

Тематический план 3 года обучения

 

                                                

Название темы занятия

Теория

Практика

Всего

Форма контроля

1.

Вводное занятие. ТБ. Утверждение плана работы.

3

 

3

 

2.

Проект как возможность решения проблемы.

2

2

4

 

3.

Формулировка проблемы. Выбор темы проекта.

2

8

10

 

4.

Банк идей .Отбор содержания для проекта. Сбор информации

3

4

7

 

5.

Исследование идей. Звездочка обдумывания.

2

2

4

 

6.

Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта.

4

4

8

Собеседование

7.

Планирование технологического процесса.

4

4

8

 

8.

Практические работы по освоению швейных технологий

 

4

4

Наблюдение

9.

Практические работы по выполнению пробных технологических операций.

 

12

12

 

10.

Внесение коррекции в тренировочные действия.

2

4

6

 

11.

Практические работы с объектом труда

 

94

94

Наблюдение

12.

Оформление документации проекта с экономической и экологической оценкой.

4

16

20

 

13.

Итоговое занятие..

4

6

10

Защита проекта

14.

Учебные экскурсии

 

16

16

 

15.

Творческие встречи

 

12

12

 

 

ИТОГО

30

186

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план   года    совершенствования

                                              

Название темы занятия

Теория

Практика

Всего

Форма контроля

1.

Вводное занятие. ТБ. Утверждение плана работы.

3

 

3

 

2.

Проект как возможность решения проблемы.

2

2

4

 

3.

Самостоятельная формулировка проблемы. Выбор  и обоснование темы проекта.

2

8

10

 

4.

Аналоги работ. Банк идей .Отбор содержания для проекта. Сбор информации

3

4

7

 

5.

Исследование идей. Звездочка обдумывания.

2

2

4

 

6.

Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Доказательство актуальности работы.

4

4

8

Собеседование

7.

Планирование технологического процесса.

4

4

8

 

8.

Подготовка конструкторской документации проекта.

 

4

4

Наблюдение

9.

Художественное и техническое моделирование

 

4

4

Наблюдение

8.

Практические работы по освоению швейных технологий  и видов ДПИ

 

4

4

Наблюдение

9.

Практические работы по выполнению пробных технологических операций.

 

12

12

 

10.

Внесение коррекции в тренировочные действия.

2

4

6

 

11.

Практические работы с объектом труда

 

86

86

Наблюдение

12.

Оформление пояснительной записки проекта с экономической и экологической оценкой. Приложение  к проектной работе

4

16

20

 

13.

Итоговое занятие.

4

6

10

Защита проекта

14.

Учебные экскурсии

 

16

16

 

15.

Творческие встречи. Мастер-классы по обмену опытом

 

12

12

 

 

ИТОГО

30

186

216

 

 

 

 

Содержание программы обучения

1.     Вводное занятие.

Теория. Знакомство с правилами ТБ, правилами поведения в мастерской, а также режимом занятий. Учащимися утверждается план работы   и вносятся коррективы в проведение занятий, с учетом личных пожеланий и индивидуальных запросов учащихся. Учащиеся составляют свой индивидуальный план работы в зависимости от образовательной потребности.

2.     Проект как возможность решения проблемы.

Теория «Проект – это что-то новое, необычное, позволяющее проявить самостоятельность».  Проблема. Структура проекта.

Практика. Самостоятельная разработка проекта, формулировка проблемы и пути ее решения. Погружаясь в поиск решений, уч-ся приступают к деятельности, которая состоит из трех этапов: исследование, планирование и выполнение технологических операций, экспертиза и оценка.

3.     Формулировка проблемы. Выбор темы проекта.

Теория. На занятии по формулировке проблемы рассматривается актуальность заявленных тем, современность, востребованность продукта или объекта труда, а также его социальная значимость.

Практика.  Идет отработка вариантов формулировки проблемной ситуации, зоны, поля работы.

4.     Банк идей. Отбор содержания для проекта. Сбор информации

Теория. В представленном банке идей уч-ся получают необходимую информацию по выполнению проекта, а также требованиях, которые к нему предъявляются.

Практика. Учащиеся самостоятельно подбирают необходимую информацию, перерабатывают ее,  оценивают и изучают.  Поиск информации может осуществляться в сети Интернет, в журналах, книгах, справочной литературе

5.     Исследование идей. Звездочка обдумывания.

Теория. На стадии планирования технологического процесса уч-ся изучают содержание, средства деятельности на каждом этапе создания проекта.

Практика. Разработка технологического процесса оформляется на листах рабочей тетради в виде схем, таблиц с указанием действий в логике их выполнения.

6.     Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта.

Теория. Учащиеся ознакомляются с техническими условиями при выполнении работы.

Практика. На технологическом этапе уч-ся подбирают режимы обработки, осуществляют контроль за ходом выполнения работ. Выполняют пробные образцы работ.

7.     Планирование технологического процесса.

Теория. Этапы практической деятельности занимают большое количество часов. Работа над проектом не может быть полностью формализована, так как она пронизана творчеством уч-ся. Содержание основного этапа запланировано в принятой последовательности проектирования, но может  и выходить из рамок отведенных часов.

Практика. Практические работы по выполнению узлов и деталей изделий.

8.     Практические работы по освоению швейных технологий

Практика. Работа по выполнению оформления пояснительной записки требует знаний и умений работы на ПЭВМ.

9.     Практические работы по выполнению пробных технологических операций.

10.Внесение коррекции в тренировочные действия.

11. Практические работы с объектом труда

12. Оформление документации проекта с экономической и экологической оценкой.

13. Итоговое занятие. Защита проекта.

На итоговом занятии проходит презентация проектов.

14.  Учебные экскурсии

15. Творческие встречи

Занятия второго года обучения проходят больше в самостоятельном режиме, включая работу над проблемой и доказательством гипотезы.

Отведены часы на подготовку и участие в конкурсах моды и НОУ различного уровня, ДПИ, а также в заочных фестивалях проектных работ через ИНТЕРНЕТ.

 

 

Методическое обеспечение образовательного процесса

Занятия состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени отводится на практические занятия. Занятия включают в себя организационные, теоретические и практические этапы. Организационный этап должен обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и оборудования. Теоретический этап занятий при работе определен максимально компактным содержанием и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:

·       На занятиях учащиеся знакомятся с галереей стилей в одежде, новыми направлениями в индустрии моды. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

·       Вместе с тем, применение правил ни в коем случае не носит характер навязанных педагогом догматических предписаний. Ценными знания для данной практики становятся лишь в случае косвенного воздействия, знания никак не могут подменить собой воображения, творчества ребенка.

·       Эффективным для развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ученик должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет  к более глубокому ее усвоению.

Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор материала для изучения. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные темы, задания, требующие теоретического осмысления , практических умений и навыков.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность «линейному», последовательному ходу работы в данной программе, что способствует ее эффективности.

При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Например: ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров к более частным. Например, при составлении проекта нужно последовательно определить цели и задачи, выстроить последовательность действий, произвести анализ материала, наметить планируемый результат и сроки реализации.

При отборе средств учащиеся также последовательно должны выбрать подходящий режим деятельности, затем приступить к поиску нужного решения, оптимального варианта.

Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения, мышления, логики, коммуникативной компетенции.

Методический прием оценки и самооценки призван культивировать чувство творческой неудовлетворенности, основанное на противоречии между идеальным образом данной работы и ее конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовому  изделию, проекту  с целью его усовершенствования, и тем самым оно становится психологической основой для развития творческих способностей.

Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, учащимся предлагается ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков. Так, например, для достижения выполнения работы на высоком качественном уровне рекомендуется выполнить пробный образец швейного узла, и только потом перейти к выполнению на модели.

Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству. Например: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, проблемная ситуация, разнообразие форм урочной деятельности, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.

В значительной мере интерес формируется под влиянием различных эстетических, художественных, жизненных впечатлений. Поэтому, важной задачей остается консультирование учащихся, содействие в ознакомлении с творчеством профессиональных художников, мастеров- прикладников, а также посещение художественных выставок, экскурсий, способствующих расширению кругозора.

И, наконец, необходимо всячески поощрять активность учащихся, их участие в различных формах презентаций, выступлений, конкурсов.

Методика реализации курса основывается на компетентностном подходе к осуществлению технологического образования.

Содержание образования предпочтительно реализовывать посредством технологий проблемного обучения, имитационного моделирования и проектной технологии. Данный курс поможет формированию технологической компетентности.

В работе студии принимают участие демонстраторы одежды, учащиеся проявляющие интерес к парикмахерскому искусству, умеющие рисовать и др.

В план работы входит участие в выставках и мастер - классах, конкурсах, презентациях, фестивалях. Запланировано время на проведение экскурсий, поездок в выставочный салон «Пермь-АРТ» , в НПК.

Условия выполнения программы.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета- мастерской для швейного дела.

Из дидактического обеспечения необходимо наличие образцов поузловой обработки выполнения швейных работ. Так же может быть использована компьютерная программа «Как шить красиво», «Стильные штучки», «Вышивка крестом» и другие, что позволяет информационный материал передавать учащимся в качестве средства самостоятельной подготовки.

Для занятий по данной  программе   необходимо  оснащение кабинета:

·                   канцелярские предметы для ИЗО деятельности,

·                   аудио-, видеозаписи,

·                   иллюстрации

·                   таблицы,

·                   плакаты,

·                   видеофильмы,

·                   журналы мод,

·                   журналы по рукоделию,

·                   ткани,

·                   специальное и универсальное швейное оборудование,

·                   инструменты, приспособления и др.

 

 

 

 

 

 

Список литературы для учащихся и педагога

1. Гурьянова Н.И. Конструирование одежды. М., «Легкая индустрия», 2005.

2. Коблякова Е.Б. Основы проектирования рациональных размеров и формы одежды . –М.: Легкая промышленность, 1984. -215с.

3. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. –М.: высшая школа, 1993. -431с.

4. Швейное производство предприятий бытового  обслуживания : Справочник. Мазутова Е.М., Назарова А.И.. М. Легпроибытиздат,  2003.-416с.

5. Управление качеством продукции: Справ. – М.: Из-во стандартов  1985.-464с.

6. ГОСТ 10581-91 Изделия швейные и трикотажные. Маркировка, упаковка и хранение.

7. ГОСТ 12566-82 Изделия швейные и бытового назначения. Определение сортности.

8. ГОСТ 16504-81 Испытание и контроль качества продукции. Основные термины и определения. 

9. ГОСТ 24103 -80 Изделия швейные. Термины и определения дефектов.

10. ГОСТ 4103-82 Изделия швейные. Методы контроля качества.

11. ТУ на выполнение работ по изготовлению одежды.

12. Журналы мод периодической печати;

13. Журналы по ДПИ и интерьеру и др.


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Педагог: Тохтуева Любовь Александровна

Педагог: Тохтуева Любовь Александровна

По цели обучения и функциональному предназначению программа является прикладной

По цели обучения и функциональному предназначению программа является прикладной

Содержание программы состоит из 3 образовательных блоков : 1

Содержание программы состоит из 3 образовательных блоков : 1

Ожидаемые результаты деятельности

Ожидаемые результаты деятельности

Требования к оформлению пояснительной записки 4 20 24 13

Требования к оформлению пояснительной записки 4 20 24 13

Итоговое занятие.. 4 6 10

Итоговое занятие.. 4 6 10

Тематический план года совершенствования №

Тематический план года совершенствования №

Проект как возможность решения проблемы

Проект как возможность решения проблемы

Практика. На технологическом этапе уч-ся подбирают режимы обработки, осуществляют контроль за ходом выполнения работ

Практика. На технологическом этапе уч-ся подбирают режимы обработки, осуществляют контроль за ходом выполнения работ

Занятия включают в себя организационные, теоретические и практические этапы

Занятия включают в себя организационные, теоретические и практические этапы

При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий

При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий

Так, например, для достижения выполнения работы на высоком качественном уровне рекомендуется выполнить пробный образец швейного узла, и только потом перейти к выполнению на модели

Так, например, для достижения выполнения работы на высоком качественном уровне рекомендуется выполнить пробный образец швейного узла, и только потом перейти к выполнению на модели

Условия выполнения программы .

Условия выполнения программы .

Труханова А.Т. Справочник молодого швейника

Труханова А.Т. Справочник молодого швейника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020