Программа о предмету "Математические представления" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Четвертый год обучения.
Оценка 5

Программа о предмету "Математические представления" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Четвертый год обучения.

Оценка 5
Образовательные программы
docx
математика
1 кл—2 кл
11.01.2021
Программа о предмету "Математические представления" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Четвертый год обучения.
Адаптированная программа о предмету "Математические представления" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Четвертый год обучения.
Математические представления.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ

«Камчатская  школа-интернат                                                                                                                                        для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»                                                                             

 

Протокол №___от ______2020г.

Председатель_______________

Н.А. Захарченко

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ

«Камчатская  школа-интернат  для  обучающихся                                                                                                                               с ограниченными возможностями здоровья»

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2020 г.      

«Утверждаю» И.о.

директора КГОБУ «Камчатская  школа-интернат                                                                                                                                        для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                     ___________ Опрятова О.С.

 «____»________2020 г.

 

 

 

Рабочая программа по предмету математические представления для обучающейся специального «В» класса (вариант 2)

Арина З.

 

 

Составитель:

учитель начальных классов

Клейменова Кристина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск – Камчатский

2020-2021 г.

Пояснительная записка.

 

            Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)., одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).  

В младших классах школьники осваивают базовые знания, умения и навыки в области начальной математики.

Программа предусматривает освоение нового материала в течение учебного года, в начале и в конце каждой учебной четверти, что необходимо обучающимся с умеренной формой умственной отсталости для прочного овладения изучаемым материалом, его систематизации. Содержание повторяемого материала определяется исходя из реальных потребностей и возможностей воспитанников.

Материал в программе сгруппирован таким образом, чтобы ребёнок последовательно изучал связанные между собой базовые понятия, типы математических задач и освоение предшествующего материала служило бы основой для изучения последующего.

 

Основные цели обучения состоят в:

·        подготовке обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни, к посильному участию в труде;

·        формировании умений применять полученные элементарные математические знания в различных видах доступной и интересной для них практической деятельности.

Реализация данных целей осуществляется через решение следующих задач:

- Формировать умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности, ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

 - Формировать умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой, представлять множество двумя другими множествами в пределах 8-ми.

- Формировать умение различать цвета, выкладывать (повторять) узор по образцу.

- Научится соотносить число с цифрой.

- Формировать умение производить математические действия:

- Формировать умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона.

 

Организация работы по предмету.

На изучение предмета отведено 68 занятий в год, 2 занятия в неделю, каждое занятие по 40 минут, 34 учебные недели. 

 

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

- действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;

- решение примеров

- работа, направленная на формирование речевых умений;

- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;

- работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

Большое внимание уделяется созданию на уроках ситуаций успеха, способствующих повышению самооценки школьника, посредством одобрения продуктивной работы, указания на хорошо выполненную часть задания.

Специальные методы и приёмы работы.

В материал каждого урока включаются задания, воспринимаемые только на слух. К таким заданиям относятся поручения, организующие урок. Работа по развитию способов восприятия речи детьми на уроках математики ведется в соответствии с основными требованиями к этому процессу на фронтальных занятиях.

В специальном классе ведущими методами обучения являются наглядные и практические методы в сочетании со словесными. Действия с предметами по подражанию, по образцу, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множества на равные части и другие предметно-практические действия позволяют подготовить школьника к усвоению основных математических понятий.

Одним их важных приёмов обучения математике в специальном классе II подгруппы является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носят взаимообратный характер. Не менее важный приём- материализация, т.е. умение любое отвлеченное понятие конкретизировать, использовать в жизненных ситуациях.

Наряду с вышеназванными методами обучения используются и другие методы обучения: демонстрация, наблюдения, беседа, работа с счетным материалом, самостоятельная работа и др.

На уроках математические представления широкое применение находят дидактические игры. Игры позволяют однообразный материал сделать интересным для уча­щихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмо­ции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ре­бенка, развивают его произвольное внимание, память. Дидактические и игровые материалы находятся вне поля зрения ребенка и появляются только в ходе самого занятия.

На уроке осуществляется рациональная смена видов деятельности, способствующая разрядке и снижению утомления.

Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

В работе используются демонстрационные материалы: таблички; счётный материал; плакаты, измерительные инструменты и приспособления: линейки, наборы угольников, мерки; модели геометрических фигур и тел.

Формы контроля в процессе обучения:    математические диктанты, контрольные и самостоятельные работы.

Структурное содержание предмета.

Программа курса объединяет арифметический материал и материал для формирования временных представлений.

Цвет. Формировать понятия об основных цветах, различать и называть их.

Форма. Учить различать и называть плоскостные формы (круг, квадрат, треугольник). 

Величина. Формировать представления о больших и маленьких, высоких и низких предметах, демонстрировать относительно величин.

Арифметический материал: изучение устной и письменной нумерации чисел. Освоение чисел от 1 до 8. Арифметические действия «+», «-» в пределах 8-ми «+1» «-1» в пределах 5-ти «+2» «-2». Решение примеров без скобок. Счет в пределах 8-ми, кроме состава числа. Соотнесение числа и цифры.

Содержание программного материала.

Цвет (5 часов).

Формирование понятий о цвете.

В результате изучения материала учащиеся может знать:

-  как цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный, белый, чёрный.

Геометрические фигуры (5 ч).

         Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Рисование, штриховка, обводка геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «круг»).

Цель: сформировать представления о форме

В результате изучения материала, обучающаяся может узнать:

- названия геометрических фигур

- форму геометрических фигур

В результате изучения материала обучающаяся может научиться:

- штриховать геометрические фигуры

- рисовать геометрические фигуры

- обводить геометрические фигуры

- чертить геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник)

 

Геометрические величины (5 ч).

         Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Цель: сформировать представления о длине, ширине, высоте.

В результате изучения материала, обучающаяся может узнать:

-  как сравнивать предметы

- как различать предметы

В результате изучения материала обучающаяся может научиться:

- сравнивать предметы по высоте, ширине, длине

- различать предметы по высоте, ширине, длине

 

Числа от 1 до 8 ( 25 ч).

Арифметические действия в пределах 8.

         Название чисел в пределах 8. Обозначение цифрой и словом. Последовательность чисел в натуральном ряду. Сравнение чисел. Вычислительные приёмы: присчитывание по одному, отсчитывание по одному в пределах 8-ми. Прибавление и вычитание единицы в пределах 8-ми. Прибавление и вычитание 2х в пределах 5-ти. Сравнение чисел в пределах 8-ми (< = >).

 

Цель: совершенствовать приемы вычислений, используя устные приемы сложения и вычитания.

В результате изучения материала обучающаяся может знать:

- знать название и последовательность чисел от 1 до 8;

 - названия и обозначения операций сложения и вычитания;

В результате изучения материала обучающаяся может уметь:

 - выполнять сложение и вычитание в пределах 8 с использованием изученных приемов; выстраивать логическую цепочку их цифр (прибавление по одному т вычитание по одному)

-выполнять сложение и вычитание по 2 в пределах 5-ти.

 

Решение задач в пределах 8-ми (25 ч)

Решение простых арифметических задач в пределах 8-ми ±1.

В результате изучения материала, обучающаяся может знать:

- как записать краткое условие задачи

- порядок решения задачи

В результате изучения материала обучающаяся может уметь:

- решать задачи в пределах 8-ми;

- самостоятельно записывать пример в тетрадь.

 

 

Повторение ( 3 ч).

         На повторение берутся темы на усмотрение учителя. Темы определяются по результатам динамического наблюдения за учащейся.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся к

         Предметные результаты изучения курса «Формирование элементарных математических представлений» изложены в содержании программного материала.

         Базовые учебные действия (БУД)

для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Личностные действия:

- осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

- осознания себя как члена семьи, одноклассника, друга;

- способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительного отношения к окружающей действительности, готовности к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- социально ориентированного взгляда на мир в единстве его природной и социальной частей;

- самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей;

- понимания личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные действия:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев.

Познавательные действия:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать; писать; выполнять арифметические действия;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные действия:

- всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

- использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать людям;

- изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

 

Литература, используемая учителем в работе над программой.

1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с

использованием средств альтернативной коммуникации у детей с

тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и

обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.

2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова

С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:

программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —

М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная

педагогика).

3. Коррекционно-педагогическая работа в домах – интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов /

Под ред. Лисовской Т.В. – Минск: Национальный институт

образования, 2008.

4. Программы для специальных учреждений образования для детей с

Умственной отсталостью.

5. Занятия по математике в детском саду Л.С. Метлина, 1985 г.

Интернет ресурсы

(http://www.adu.by/images/All%20Doc%20files/Specialnoe_obrazovanie/U

cheb_Prog/programms_korekcion_pomoschi.rar)

Материально- техническое обеспечение:

- проектор

- ноутбук

- игрушки, дидактические и сюжетные:

- магнитная доска;

- наборы букв на магнитах, разрезные, лента;

- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- книги с иллюстрациями сказок;

- обучающие компьютерные программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  «Утверждаю»

  Заместитель директора по УР

  ____________Танина Г.А.

  «____» ____________2018г.

  «Утверждаю»

  Заместитель директора по УР

  ____________Танина Г.А.

  «____» ____________2018г.

  «Утверждаю»

  Заместитель директора по УР

  ____________Танина Г.А.

  «____» ____________2018г.

  «Утверждаю»

  Заместитель директора по УР

  ____________Танина Г.А.

  «____» ____________2018г.

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ

 

Учебный год: 2018 - 2019

Класс: специальный «В» класс

Учитель: Клейменова Кристина Николаевна

 

Планирование составлено на основе рабочей программы по курсу «Математика» для обучающихся с   интеллектуальными   нарушениями

 

  Количество часов:

  Всего________в неделю__________

  Количество контрольных работ: __4____

 


 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Реализация данных целей осуществляется через решение следующих задач: -

Реализация данных целей осуществляется через решение следующих задач: -

Большое внимание уделяется созданию на уроках ситуаций успеха, способствующих повышению самооценки школьника, посредством одобрения продуктивной работы, указания на хорошо выполненную часть задания

Большое внимание уделяется созданию на уроках ситуаций успеха, способствующих повышению самооценки школьника, посредством одобрения продуктивной работы, указания на хорошо выполненную часть задания

Дидактические и игровые материалы находятся вне поля зрения ребенка и появляются только в ходе самого занятия

Дидактические и игровые материалы находятся вне поля зрения ребенка и появляются только в ходе самого занятия

Геометрические фигуры (5 ч).

Геометрические фигуры (5 ч).

Числа от 1 до 8 ( 25 ч). Арифметические действия в пределах 8

Числа от 1 до 8 ( 25 ч). Арифметические действия в пределах 8

Повторение ( 3 ч).

Повторение ( 3 ч).

Познавательные действия: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками,…

Познавательные действия: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками,…

Литература, используемая учителем в работе над программой

Литература, используемая учителем в работе над программой

Программа о предмету "Математические представления" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Четвертый год обучения.

Программа о предмету "Математические представления" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Четвертый год обучения.

Утверждаю» Заместитель директора по

Утверждаю» Заместитель директора по
Скачать файл