Программа о предмету "Математические представления" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Четвертый год обучения.

  • Образовательные программы
  • docx
  • 12.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптированная программа о предмету "Математические представления" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Четвертый год обучения.
Иконка файла материала Математические представления.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ

«Камчатская  школа-интернат                                                                                                                                        для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»                                                                             

 

Протокол №___от ______2020г.

Председатель_______________

Н.А. Захарченко

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ

«Камчатская  школа-интернат  для  обучающихся                                                                                                                               с ограниченными возможностями здоровья»

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2020 г.      

«Утверждаю» И.о.

директора КГОБУ «Камчатская  школа-интернат                                                                                                                                        для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                     ___________ Опрятова О.С.

 «____»________2020 г.

 

 

 

Рабочая программа по предмету математические представления для обучающейся специального «В» класса (вариант 2)

Арина З.

 

 

Составитель:

учитель начальных классов

Клейменова Кристина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск – Камчатский

2020-2021 г.

Пояснительная записка.

 

            Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)., одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).  

В младших классах школьники осваивают базовые знания, умения и навыки в области начальной математики.

Программа предусматривает освоение нового материала в течение учебного года, в начале и в конце каждой учебной четверти, что необходимо обучающимся с умеренной формой умственной отсталости для прочного овладения изучаемым материалом, его систематизации. Содержание повторяемого материала определяется исходя из реальных потребностей и возможностей воспитанников.

Материал в программе сгруппирован таким образом, чтобы ребёнок последовательно изучал связанные между собой базовые понятия, типы математических задач и освоение предшествующего материала служило бы основой для изучения последующего.

 

Основные цели обучения состоят в:

·        подготовке обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни, к посильному участию в труде;

·        формировании умений применять полученные элементарные математические знания в различных видах доступной и интересной для них практической деятельности.

Реализация данных целей осуществляется через решение следующих задач:

- Формировать умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности, ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

 - Формировать умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой, представлять множество двумя другими множествами в пределах 8-ми.

- Формировать умение различать цвета, выкладывать (повторять) узор по образцу.

- Научится соотносить число с цифрой.

- Формировать умение производить математические действия:

- Формировать умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона.

 

Организация работы по предмету.

На изучение предмета отведено 68 занятий в год, 2 занятия в неделю, каждое занятие по 40 минут, 34 учебные недели. 

 

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

- действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;

- решение примеров

- работа, направленная на формирование речевых умений;

- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;

- работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

Большое внимание уделяется созданию на уроках ситуаций успеха, способствующих повышению самооценки школьника, посредством одобрения продуктивной работы, указания на хорошо выполненную часть задания.

Специальные методы и приёмы работы.

В материал каждого урока включаются задания, воспринимаемые только на слух. К таким заданиям относятся поручения, организующие урок. Работа по развитию способов восприятия речи детьми на уроках математики ведется в соответствии с основными требованиями к этому процессу на фронтальных занятиях.

В специальном классе ведущими методами обучения являются наглядные и практические методы в сочетании со словесными. Действия с предметами по подражанию, по образцу, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множества на равные части и другие предметно-практические действия позволяют подготовить школьника к усвоению основных математических понятий.

Одним их важных приёмов обучения математике в специальном классе II подгруппы является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носят взаимообратный характер. Не менее важный приём- материализация, т.е. умение любое отвлеченное понятие конкретизировать, использовать в жизненных ситуациях.

Наряду с вышеназванными методами обучения используются и другие методы обучения: демонстрация, наблюдения, беседа, работа с счетным материалом, самостоятельная работа и др.

На уроках математические представления широкое применение находят дидактические игры. Игры позволяют однообразный материал сделать интересным для уча­щихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмо­ции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ре­бенка, развивают его произвольное внимание, память. Дидактические и игровые материалы находятся вне поля зрения ребенка и появляются только в ходе самого занятия.

На уроке осуществляется рациональная смена видов деятельности, способствующая разрядке и снижению утомления.

Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

В работе используются демонстрационные материалы: таблички; счётный материал; плакаты, измерительные инструменты и приспособления: линейки, наборы угольников, мерки; модели геометрических фигур и тел.

Формы контроля в процессе обучения:    математические диктанты, контрольные и самостоятельные работы.

Структурное содержание предмета.

Программа курса объединяет арифметический материал и материал для формирования временных представлений.

Цвет. Формировать понятия об основных цветах, различать и называть их.

Форма. Учить различать и называть плоскостные формы (круг, квадрат, треугольник). 

Величина. Формировать представления о больших и маленьких, высоких и низких предметах, демонстрировать относительно величин.

Арифметический материал: изучение устной и письменной нумерации чисел. Освоение чисел от 1 до 8. Арифметические действия «+», «-» в пределах 8-ми «+1» «-1» в пределах 5-ти «+2» «-2». Решение примеров без скобок. Счет в пределах 8-ми, кроме состава числа. Соотнесение числа и цифры.

Содержание программного материала.

Цвет (5 часов).

Формирование понятий о цвете.

В результате изучения материала учащиеся может знать:

-  как цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный, белый, чёрный.

Геометрические фигуры (5 ч).

         Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Рисование, штриховка, обводка геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «круг»).

Цель: сформировать представления о форме

В результате изучения материала, обучающаяся может узнать:

- названия геометрических фигур

- форму геометрических фигур

В результате изучения материала обучающаяся может научиться:

- штриховать геометрические фигуры

- рисовать геометрические фигуры

- обводить геометрические фигуры

- чертить геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник)

 

Геометрические величины (5 ч).

         Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Цель: сформировать представления о длине, ширине, высоте.

В результате изучения материала, обучающаяся может узнать:

-  как сравнивать предметы

- как различать предметы

В результате изучения материала обучающаяся может научиться:

- сравнивать предметы по высоте, ширине, длине

- различать предметы по высоте, ширине, длине

 

Числа от 1 до 8 ( 25 ч).

Арифметические действия в пределах 8.

         Название чисел в пределах 8. Обозначение цифрой и словом. Последовательность чисел в натуральном ряду. Сравнение чисел. Вычислительные приёмы: присчитывание по одному, отсчитывание по одному в пределах 8-ми. Прибавление и вычитание единицы в пределах 8-ми. Прибавление и вычитание 2х в пределах 5-ти. Сравнение чисел в пределах 8-ми (< = >).

 

Цель: совершенствовать приемы вычислений, используя устные приемы сложения и вычитания.

В результате изучения материала обучающаяся может знать:

- знать название и последовательность чисел от 1 до 8;

 - названия и обозначения операций сложения и вычитания;

В результате изучения материала обучающаяся может уметь:

 - выполнять сложение и вычитание в пределах 8 с использованием изученных приемов; выстраивать логическую цепочку их цифр (прибавление по одному т вычитание по одному)

-выполнять сложение и вычитание по 2 в пределах 5-ти.

 

Решение задач в пределах 8-ми (25 ч)

Решение простых арифметических задач в пределах 8-ми ±1.

В результате изучения материала, обучающаяся может знать:

- как записать краткое условие задачи

- порядок решения задачи

В результате изучения материала обучающаяся может уметь:

- решать задачи в пределах 8-ми;

- самостоятельно записывать пример в тетрадь.

 

 

Повторение ( 3 ч).

         На повторение берутся темы на усмотрение учителя. Темы определяются по результатам динамического наблюдения за учащейся.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся к

         Предметные результаты изучения курса «Формирование элементарных математических представлений» изложены в содержании программного материала.

         Базовые учебные действия (БУД)

для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Личностные действия:

- осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

- осознания себя как члена семьи, одноклассника, друга;

- способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительного отношения к окружающей действительности, готовности к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- социально ориентированного взгляда на мир в единстве его природной и социальной частей;

- самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей;

- понимания личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные действия:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев.

Познавательные действия:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать; писать; выполнять арифметические действия;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные действия:

- всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

- использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать людям;

- изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

 

Литература, используемая учителем в работе над программой.

1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с

использованием средств альтернативной коммуникации у детей с

тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и

обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.

2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова

С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:

программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —

М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная

педагогика).

3. Коррекционно-педагогическая работа в домах – интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов /

Под ред. Лисовской Т.В. – Минск: Национальный институт

образования, 2008.

4. Программы для специальных учреждений образования для детей с

Умственной отсталостью.

5. Занятия по математике в детском саду Л.С. Метлина, 1985 г.

Интернет ресурсы

(http://www.adu.by/images/All%20Doc%20files/Specialnoe_obrazovanie/U

cheb_Prog/programms_korekcion_pomoschi.rar)

Материально- техническое обеспечение:

- проектор

- ноутбук

- игрушки, дидактические и сюжетные:

- магнитная доска;

- наборы букв на магнитах, разрезные, лента;

- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- книги с иллюстрациями сказок;

- обучающие компьютерные программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  «Утверждаю»

  Заместитель директора по УР

  ____________Танина Г.А.

  «____» ____________2018г.

  «Утверждаю»

  Заместитель директора по УР

  ____________Танина Г.А.

  «____» ____________2018г.

  «Утверждаю»

  Заместитель директора по УР

  ____________Танина Г.А.

  «____» ____________2018г.

  «Утверждаю»

  Заместитель директора по УР

  ____________Танина Г.А.

  «____» ____________2018г.

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ

 

Учебный год: 2018 - 2019

Класс: специальный «В» класс

Учитель: Клейменова Кристина Николаевна

 

Планирование составлено на основе рабочей программы по курсу «Математика» для обучающихся с   интеллектуальными   нарушениями

 

  Количество часов:

  Всего________в неделю__________

  Количество контрольных работ: __4____

 


 

Посмотрите также