Программа дополнительного образования (внеурочной деятельности) младших школьников
по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Россия идет по пути демократических преобразований, по пути своего возрождения. В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и проявлений терроризма. Поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитания гражданина — патриота России, потому что сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя ее процветания и развития, необходимо патриотическое воспитание как целостный процесс, основу которого должна составлять педагогика патриотизма, т.е. педагогика, акцентированная на воспитание патриотизма.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность Программы патриотического воспитания младших школьников
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Дополнительное образование детей отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от дополнительного образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата общеобразовательного учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
· формирование и развитие активной жизненной позиции школьников, умения применять полученные знания о природе и обществе в своей практической коллективной творческой деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа ориентирована на учащихся I-IV классов.
Сроки реализации программы
Программа «С чего начинается Родина» рассчитана на 4 года.
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Программа рассчитана на 135 часов (при 1 часе в неделю):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Виды деятельности.
Учебная. Трудовая. Эстетическая. Общественная. Досуговая. Бытовая.
Формы работы как условия создания педагогических ситуаций
Специально организованные: беседы, экскурсии, встречи, «круглые столы», классные часы, уроки мужества, викторины, уроки города (села), конкурсы, дни открытых дверей, устные журналы, игры, мини-проекты и др.
Комплексные: коллективные творческие дела, коллективные творческие праздники, коллективные творческие игры, коллективная организаторская деятельность, чередование творческих поручений.
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Патриотическое воспитание — это формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям. Воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей великой страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.
Принципы патриотического воспитания: патриотическая направленность, гуманизм, сотрудничество, здоровый образ жизни, самодеятельность и самоорганизация, учет возрастных и индивидуальных особенностей, преемственность, непрерывность, цикличность, духовность, романтика, интерес и игра, толерантность, единство требований, воспитание в коллективе и через коллектив.
Также Программа опирается на принципы социальной активности, мотивированности, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
II этап: практический
Цель: реализация программы по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина».
Задачи:
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
o умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
o знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
o умение принимать и защищать свои решения;
o готовность к участию в общественных делах;
o готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
o патриотизм и любовь к Родине;
o права и свобода человека и гражданина;
o символика Российской Федерации;
o национальное самосознание;
o уважение чести и достоинства других граждан;
o гражданственность.
Количественные параметры:
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно - прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина России.
Программа «С чего начинается Родина» является модифицированным вариантом существующих программ патриотического воспитания учащихся.
I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогика патриотизма — это целостный воспитательный процесс, сущностью которого является любовь к Родине, идеал Родины; в ходе и в результате этого процесса в педагогических ситуациях, осуществляемых в разных сферах жизни, видах деятельности и во всем спектре отношений, происходят становление и развитие патриотической направленности личности, ее патриотического самосознания, патриотического видения мира на основе овладения интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России, культурой межнациональных отношений и приобщения к мировой культуре; развитие и закрепление осознанного желания жить для Родины, отдавать ей свои знания, талант, труд, творчество; развитие готовности и способности в нужный момент встать на защиту ее интересов и территориальной целостности.
Патриотизм как понятие:
—любовь к Родине, интегративная социально-нравственная сущность, объединяющая весь спектр мироощущений, возникающих в процессе отношений в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности;
—эмоционально-нравственный пафос всего процесса воспитания граждан РФ;
—интегральное проявление общественного сознания и самосознания;
—осознанное желание и развитое умение жить для Родины;
—общественно-политический принцип российской государственности.
Содержательные компоненты педагогики патриотизма
Гражданский: знание основных законов государства, постановлений высших органов власти и их осознанное исполнение, законов развития общества, политической культуры общества, политических партий и их программ, знание своих прав и обязанностей, активное участие в политической жизни страны, способность задумываться над судьбой страны и мира, становление и развитие гражданской идентичности, признание и обеспечение равных прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии.
Национальный (этнический): формирование и развитие культуры межнациональных отношений; отношение к другим народам, основанное на знании общности истории, проблем, перспектив и тенденций развития, уважение к их быту, культуре, традициям; изучение народного быта, культуры, национальных традиций, достижений российской культуры; становление и развитие этнической идентичности; гармоничное сочетание истинного национализма (осознание уникальности своей страны) и истинного космополитизма (осознание своей страны как части мировой цивилизации), овладение русским языком как средством межнационального общения.
Интеллектуальный: изучение основ наук, достижений российской науки; познание сложности и противоречивости в жизненных явлениях и проявление оптимизма в их разрешении; познание человеческого фактора в истории, общественно-экономической и духовной жизни народов; формирование патриотического мировоззрения, патриотического видения мира.
Нравственно-этический: формирование и развитие нравственной культуры отношений, этики поведения в обществе, совестливости в отношениях между людьми, в действиях и поступках; формирование и развитие высоконравственных черт характера; осознанное отношение к общечеловеческим нормам нравственности; забота об окружающих людях, о старшем поколении; развитие способности испытывать неравнодушие к судьбам других людей; активная жизненная позиция.
Семейно-бытовой: формирование нравственных отношений между членами семьи, заботливое, чуткое отношение к старшему поколению семьи; семейные традиции и праздники; летопись семьи, уважительное отношение к своей родословной, к памяти поколений семьи, гордость за их достижения, вклад разных поколений семьи в общее дело развития и процветания Родины, защиты ее свободы и независимости.
Социально-экономический: изучение социально-экономической ситуации в стране, активное участие в обсуждении вопросов, касающихся данного аспекта развития страны; paзвитие умения и способности ориентироваться в социально-экономических основах нашего общества и адаптироваться в любой жизненной ситуации.
Военно-спортивный: развитие готовности и способности к защите Отечества, желания утвердить достоинство, честь и славу России; создание и развитие условий для формирования физического развития личности; утверждение в сознании будущих воинов необходимости исполнения воинского долга, формирование положительного образа Российской Армии: воспитание чувства принадлежности к великому героическому прошлому России, уважения к поколению ветеранов войны, к их подвигу во имя Родины; изучение военной истории России, дней ее воинской славы, желание видеть свою страну могучей и великой державой.
Экологический: развитие бережного, заботливого отношения к природе, желания и умения участвовать в природоохранных акциях и мероприятиях; углубление знаний о состоянии экологической обстановки в стране и регионе, участие в обсуждении вопросов экологии и направлений экологической деятельности; углубление и расширение знаний о природных богатствах России и перспективах их использования.
Духовный: изучение истории православной культуры, знакомство с храмами, изучение истории религиозных конфессий в России и регионе, их традиций; воспитание терпимого отношения к религиозным чувствам других людей, знание и уважение положений закона о свободе совести; создание условий для изучения библейских заповедей как основы общечеловеческой нравственности, памятников христианской культуры; знание роли Церкви и ее служителей в периоды испытаний для России, вклада православной культуры в воспитание духовности и нравственности российского общества.
Нравственно-оздоровительный: формирование и развитие осознанной готовности и желания утверждать принципы здорового образа жизни; содействие в создании условий для ликвидации порочных привычек, приводящих к разного рода зависимостям: никотиновой, алкогольной, наркотической и др.; формирование культуры досуговой деятельности; развитие и углубление знаний по личной гигиене; развитие умения и готовности осознанно заботиться о своем здоровье, заниматься профилактикой здоровья, утренней гимнастикой, аэробикой.
Культурно-эстетический: изучение достижений российской и мировой культуры, вклада России в мировую сокровищницу; изучение культуры народов России, их культурных традиций; воспитание чувства гордости этими достижениями; развитие эстетической культуры личности, умения понимать и наслаждаться произведениями искусства; знать фольклорные традиции России, народные промыслы и ремесла, историю их становления и развития; создание условий для развития творческих способностей и таланта через систему самодеятельного искусства и творчества.
Нравственные ценности
Идеал Родины как высшей социально-нравственной ценности. Человек как носитель высоких нравственных качеств. Труд как сфера приложения профессиональных качеств и реализации созидательных целей. Коллектив как социальная организация, способствующая развитию и реализации профессиональных, творческих, коммуникативных способностей. Природа как среда бытовой, социально-экономической и общественной деятельности человека и как объект экологической культуры общества. Общество (государство) как гарант социально-экономической стабильности, гражданской и этнической идентичности. «Я» как индивидуальность, осознание себя гражданином великой страны, созидателем, творцом и преобразователем, гражданином мира.
Стержневые понятия
Ими являются: СЕМЬЯ — ШКОЛА — РОДИНА — ПАМЯТЬ.
Семья — это необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социальные функции. Она играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется «производство» самого человека, продолжение рода. В семье происходят первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, а также в значительной степени реализуется обязанность заботиться о старых нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей. Кроме того, семья выступает как один из основных объектов социальной политики.
В современной ситуации семья в России переживает сложный период: она несет повышенную социально-экономическую нагрузку и вынуждена сосредоточиться на решении проблем жизнеобеспечения, выживания в ущерб воспитанию. Постепенно социально-экономическая ситуация в стране меняется в сторону улучшения жизненного уровня семьи, меняется и нравственный климат внутри самой семьи, родители начинают всерьез задумываться о воспитании детей, об обеспечении их достойным уровнем образования и воспитания, заботе об их здоровье. Появилась необходимость возрождения всего лучшего, что было накоплено в семейном воспитании за прошлые годы, и создания новой системы семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы, возрождения системы работы по месту жительства, педагогического просвещения родителей.
Школа — это учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее под руководством педагогов обучение и воспитание подрастающего поколения.
Гражданин и патриот начинаются в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать и чтить ее историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех делах и акциях школы, способствовать формированию нравственного климата в школе, развивать свою познавательную активность.
Родина — понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений школьника к окружающему миру. Важно, чтобы все эти отношения (к Родине, к людям, природе, культуре, труду, коллективу, к самому себе) носили патриотическую направленность, а стержнем этих отношений был идеал Родины, осознанное желание и развитое умение жить для своей страны.
Память — важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю нашей Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа. Это понятие включает заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину, заботу о местах захоронения воинов, уход за мемориальными памятниками. Память способствует возрождению и созданию музеев как хранителей этой памяти, организации походов по местам боев, публикации книг о подвигах героев. Память живет в каждой семье, ведь ее поколения внесли свой вклад в боевую и трудовую славную летопись России. Каждая семья начинает осознавать необходимость изучения своей родословной, семейных традиций, трудовых династий. Все это рождает в сердцах юных поколений чувство гордости за свою великую Родину, восхищение подвигами старших поколений, уважительное и заботливое отношение к ним.
Основные направления в системе патриотического воспитания:
· Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Военно-патриотическое воспитание – это составная часть героико-патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремления к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. В настоящее время это направление особенно актуально, так как резко упал престиж военных профессий, юноши не хотят служить в армии, произошел не всегда верный пересмотр истории страны. Поле деятельности педагогов и воспитателей в этом направлении огромно.
· Национально-патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ. Историко-краеведческое направление – система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
· Гражданско – патриотическое воспитание — это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность. Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он за все чувствует себя в ответе. Для него понятие Родины свято. Формирование активной гражданской позиции нужно начинать в начальной школе.
Цель гражданского образования в начальной школе — создание условий для первичной социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем. Программа направлена на нравственное развитие младших школьников, формирование их духовной сферы и правовой культуры. Она создает условия для становления у детей ценностных ориентации на основе системы общечеловеческих ценностей, для приобретения ребенком опыта самопознания, для формирования навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, для освоения правил культуры поведения в обществе.
Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Методы педагогики патриотизма
Методы убеждения. Короткое разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном опыте, обсуждение собственного опыта и опыта других, спор, дискуссия и др.
Методы побуждения. Увлечение радостной перспективой; увлечение добрым делом, творческим поиском увлечение героическим, красивым, прекрасным, необычным, таинственным, загадочным; поощрение, похвала, награда; требование, напоминание и др.
Методы приучения. Оптимальный режим жизни, творческое поручение творческая игра, соревнование, традиции, личный пример и др.
Уровни осуществления
• Познавательно-мировоззренческий: формирование взглядов, убеждений, идеалов патриотического мировоззрения, развитие понимания важности и этичности тех или иных действий и поступков.
• Эмоционально-волевой: развитие высоких патриотических чувств, стремлений, интересов, потребностей, желаний.
• Действенно-практический: развитие способностей, умений и навыков, привычек, черт характера.
Этапы формирования патриотизма у младших школьников
Содержание Программы патриотического воспитания «С чего начинается Родина»
Направление
Класс |
Духовно-нравственное
«Корнями дерево сильно» |
Национально-патриотическое
«Край родной, навек любимый» |
Героико-патриотическое
«О подвигах, о доблести, о славе...» |
Гражданско-патриотическое
«Судьба и Родина едины» |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
|
1 класс |
«Моя родословная» |
«Наша школьная страна» |
«Защитники земли русской» |
«Дом, в котором мы живем» |
2 класс |
«Мир дому моему» |
«Моя малая Родина» |
«Поклонимся великим тем годам!» |
«Символы государства Российского» |
3 класс |
«Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
|
«К истокам русской старины» |
«Отчизны славные сыны» |
«Я – гражданин России!» |
4 класс |
«Территория души»
|
«В гостях у бабушки Забавушки» |
«Недаром помнит вся Россия» |
«Моя семья – моя Россия» |
Программа включает в себя следующие направления:
I. Духовно-нравственное направление «Корнями дерево сильно»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения, экскурсии.
Цель: формирование в детях чувства любви к своей малой родине, уважительного отношения к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ.
Задачи:
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, устный журнал, встречи с интересными людьми, праздники, акции.
Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ разделов и тем |
Название разделов и тем |
Количество часов |
|||
всего |
теория |
практика |
Итоговое занятие |
||
1 класс (33 часа)
|
|||||
I |
«Моя родословная»
|
9 |
5 |
2 |
1 |
1 |
Русь, Россия, Родина моя. |
|
1 |
|
|
2 |
Почему меня так назвали. |
|
|
|
|
3 |
Что означает моя фамилия |
|
1 |
|
|
4 |
Беседа «Моя любимая мамочка» |
|
1 |
|
|
5 |
Беседа «Мой папа» |
|
1 |
|
|
6 |
Беседа «Мои бабушка и дедушка» |
|
1 |
|
|
7 |
Игра – путешествие «Вот моя деревня, вот мой дом родной» |
|
|
1 |
|
8 |
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» |
|
|
1 |
|
9 |
Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи» |
|
|
|
1 |
II |
«Наша школьная страна»
|
7 |
5 |
1 |
1 |
1 |
Моя школа. Основные этапы истории школы. |
|
1 |
|
|
2 |
Экскурсия по школе. |
|
1 |
|
|
3 |
Школьная жизнь. Знакомство с традициями школы. |
|
1 |
|
|
4 |
Практикум «Изучаем правила поведения в школе» |
|
|
1 |
|
5 |
Друзья наши – книги. |
|
1 |
|
|
6 |
Экскурсия в библиотеку. |
|
1 |
|
|
7 |
Праздник «Школа, школа! Ты похожа на корабль, плывущий вдаль» |
|
|
|
1 |
III |
«Защитники земли русской»
|
9 |
5 |
3 |
2 |
1 |
«Родина-мать, умей за нее постоять!» |
|
1 |
|
|
2 |
«Люди из легенд. Былинные герои» |
|
1 |
|
|
3 |
Святой защитник Руси – Александр Невский |
|
1 |
|
|
4 |
Князь Дмитрий Донской. |
|
1 |
|
|
5 |
Русские ратные дружины. |
|
1 |
|
|
6 |
Конкурс пословиц и поговорок |
|
|
1 |
|
7 |
Конкурс рисунков «Герои старины» |
|
|
1 |
|
8 |
Конкурс творческих работ «Славный защитник Отчизны» |
|
|
1 |
|
9 |
Игра-путешествие «По местам былинной славы» |
|
|
|
1 |
10 |
Театрализованное представление «Русские богатыри» |
|
|
|
1 |
IV |
«Дом, в котором мы живем»
|
8 |
6 |
1 |
1 |
1 |
Игра-путешествие «По странам и континентам» |
|
1 |
|
|
2 |
Устный журнал «Россия – Родина моя» |
|
1 |
|
|
3 |
Музыкально-поэтический час «Моя Родина в стихах и песнях |
|
1 |
|
|
4 |
Информационный час «Москва – самый главный город России» |
|
1 |
|
|
5 |
Виртуальное путешествие «По городам-героям» |
|
1 |
|
|
6 |
Экскурсия «Мой город – частица России» |
|
1 |
|
|
7 |
Конкурс рисунков «Сердцу милый уголок» |
|
|
1 |
|
8 |
Игра-соревнование «Мой дом – моя Россия» |
|
|
|
1 |
2 класс (34 часа)
|
|||||
I |
«Мир дому моему»
|
9 |
4 |
4 |
1 |
1 |
Беседа «Порядок время бережет. Как организовать свой труд дома» |
|
1 |
|
|
2 |
Игровой тренинг «Приятного аппетита! Этикет за столом» |
|
|
1 |
|
3 |
Беседа «Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна» |
|
1 |
|
|
4 |
Экскурсия «Семейные походы по родному краю» |
|
|
1 |
|
5 |
Конкурс рисунков «Красота родной природы» |
|
|
1 |
|
6 |
Беседа «Старость – это всегда слабость» |
|
1 |
|
|
7 |
Трудовое дело «Уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам - землякам» |
|
|
1 |
|
8 |
Экскурсия в музей «Чем славится мой город» |
|
1 |
|
|
9 |
Праздник «Моя семья в истории страны» |
|
|
|
1 |
II |
«Моя малая Родина»
|
7 |
4 |
2 |
1 |
1 |
Листаем страницы истории родного края. |
|
1 |
|
|
2 |
Экскурсия в музей «Страницы нашего прошлого» |
|
1 |
|
|
3 |
Творческая работа «Старая фотография рассказывает…» |
|
|
1 |
|
4 |
Прекрасен мир родной природы. |
|
1 |
|
|
5 |
Конкурс рисунков «Времена года в природе родного края» |
|
|
1 |
|
6 |
Виртуальное путешествие «По заповедным местам своего края» |
|
1 |
|
|
7 |
Устный журнал «Здесь Родины моей начало» |
|
|
|
1 |
III |
«Поклонимся великим тем годам!»
|
10 |
6 |
2 |
2 |
1 |
Беседа «Война стояла у ворот…» |
|
1 |
|
|
2 |
Урок мужества «Бессмертный подвиг Сталинграда» |
|
1 |
|
|
3 |
Трудовой десант «Ветеран живет рядом» |
|
|
1 |
|
4 |
Встреча с ветеранами труда «Всё для фронта, всё для Победы!» |
|
1 |
|
|
5 |
Беседа «Детство, опалённое войной» |
|
1 |
|
|
6 |
Конкурс рисунков о войне «Нам нужна победа! » |
|
|
1 |
|
7 |
Экскурсия в школьный музей «Сердцем прикоснись к подвигу» |
|
1 |
|
|
8 |
Конкурс устных рассказов «Война в судьбе моей семьи» |
|
|
1 |
|
9 |
Викторина «Никто не забыт, ничто не забыто!» |
|
|
|
1 |
10 |
Утренник «Салют, Победа»! |
|
|
|
1 |
IV |
«Символы государства Российского»
|
8 |
4 |
3 |
1 |
1 |
Российский флаг. Прошлое и настоящее. |
|
1 |
|
|
2 |
Изготовление буклета «Прошлое и настоящее флага России» |
|
|
1 |
|
3 |
История российского герба |
|
1 |
|
|
4 |
Конкурс рисунков «Гербы России» |
|
|
1 |
|
5 |
Символы родного края |
|
1 |
|
|
6 |
Создание эмблемы своего класса |
|
|
1 |
|
7 |
Государственный гимн Российской Федерации |
|
1 |
|
|
8 |
Итоговое занятие «С любовью к России» (конкурс плакатов, викторина) |
|
|
|
1 |
3 класс (34 часа)
|
|||||
I |
«Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
|
9 |
4 |
4 |
1 |
1 |
Беседа «Как образовалась моя семья» |
|
1 |
|
|
2 |
Беседа «Как росли мои бабушка и дедушка» |
|
1 |
|
|
3 |
Беседа «Как растили мои бабушка и дедушка моих родителей» |
|
1 |
|
|
4 |
Беседа «Что умеют бабушкины руки» |
|
1 |
|
|
5 |
Праздник - выставка «Из бабушкиного сундука» |
|
|
1 |
|
6 |
Мини - проект «Семейные династии» |
|
|
1 |
|
7 |
Игра «Труд в почете любой! Мир профессий большой» |
|
|
1 |
|
8 |
Конкурс рисунков и творческих работ «Профессии наших родителей» |
|
|
1 |
|
9 |
Семейная игра – соревнование «Традиции семьи в песнях, играх и обрядах» |
|
|
|
1 |
II |
«К истокам русской старины»
|
7 |
3 |
3 |
1 |
1 |
Кто такие славяне. Быт и основные занятия русских людей. |
|
1 |
|
|
2 |
Языческие верования |
|
1 |
|
|
3 |
Славянские мифы. Легенды славян |
|
1 |
|
|
4 |
Народная медицина. Народный цветник. |
|
|
1 |
|
5 |
Русские обеды |
|
|
1 |
|
6 |
Русская народная игрушка. Кукла из соломы |
|
|
1 |
|
7 |
Утренник «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» |
|
|
|
1 |
III |
«Отчизны славные сыны»
|
10 |
6 |
2 |
2 |
1 |
Великие полководцы России: А.В.Суворов, М.И.Кутузов, Г.К.Жуков. |
|
1 |
|
|
2 |
Русские флотоводцы: Ф.Ф.Ушаков, П.С.Нахимов. |
|
1 |
|
|
3 |
Юные защитники Родины. |
|
1 |
|
|
4 |
Их подвиг жив, неповторим и вечен… Герои России. |
|
1 |
|
|
5 |
Наши земляки – герои России Дубовского района. |
|
1 |
|
|
6 |
Русская воинская доблесть. Герои Афганской и Чеченский войн. |
|
1 |
|
|
7 |
Творческая работа: «Герои России» |
|
|
1 |
|
8 |
Конкурс презентаций «Я равняюсь!» |
|
|
1 |
|
9 |
Утренник «Что такое подвиг?» |
|
|
|
1 |
10 |
Игра-путешествие «По следам героев» |
|
|
|
1 |
IV |
«Я – гражданин России!»
|
8 |
4 |
3 |
1 |
1 |
Я и мои друзья |
|
1 |
|
|
2 |
Конвенция о правах ребенка о праве на семейные связи. Я и моя семья. |
|
1 |
|
|
3 |
Презентация «Мои родственники» |
|
|
1 |
|
4 |
Творческая работа «Мои права и обязанности в семье» |
|
|
1 |
|
5 |
Взаимоотношение здоровых детей и инвалидов. ( На примере произведения В. Катаева «Цветик – семицветик») |
|
1 |
|
|
6 |
Конвенция о правах ребенка о праве на отдых и досуг. Правила поведения на экскурсии. |
|
1 |
|
|
7 |
Экскурсия по культурно-историческим местам города (села). |
|
|
1 |
|
8 |
Итоговое занятие. Инсценирование ситуаций (по мотивам известных сказок) |
|
|
|
1 |
4 класс (34 часа)
|
|||||
I |
«Территория души»
|
9 |
6 |
2 |
1 |
1 |
Введение. Что такое православная культура. |
|
1 |
|
|
2 |
Православие. Жизнь Иисуса Христа |
|
1 |
|
|
3 |
Библия. Ветхий Завет. Новый Завет |
|
1 |
|
|
4 |
Крещение Руси и его значение. Рождение Русской Православной Церкви |
|
1 |
|
|
5 |
Храм (экскурсия) |
|
1 |
|
|
6 |
Церковный год в праздниках и обрядах |
|
|
1 |
|
7 |
Иконопись. |
|
1 |
|
|
8 |
Быт и семья в православной России |
|
|
1 |
|
9 |
Праздник «Покровский хоровод» |
|
|
|
1 |
II |
«В гостях у бабушки Забавушки»
|
7 |
4 |
2 |
1 |
1 |
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки |
|
1 |
|
|
2 |
Загадка. |
|
|
1 |
|
3 |
Сказки юга России |
|
1 |
|
|
4 |
Обрядовый фольклор |
|
1 |
|
|
5 |
Святочные вечера. Святочные гадания |
|
|
1 |
|
6 |
От исторической песни до частушки |
|
1 |
|
|
7 |
Праздник «Делу – время, потехе – час» |
|
|
|
1 |
III |
«Недаром помнит вся Россия»
|
10 |
7 |
1 |
2 |
1 |
Знакомство с Днями воинской славы России |
|
1 |
|
|
2 |
Древнерусские сражения. |
|
1 |
|
|
3 |
Когда мы едины – мы непобедимы! |
|
1 |
|
|
4 |
Подвигу народа жить в веках! |
|
1 |
|
|
5 |
Великие морские сражения. |
|
1 |
|
|
6 |
Дорогами великих битв. |
|
1 |
|
|
7 |
Гордость и слава народа. |
|
1 |
|
|
8 |
Конкурс рисунков «Там, где в битвах прославился русский солдат» |
|
|
1 |
|
9 |
Виртуальная экскурсия по местам великих сражений. |
|
|
|
1 |
10 |
Праздник «Помнят потомки» |
|
|
|
1 |
IV |
«Моя семья – моя Россия»
|
8 |
5 |
2 |
1 |
1 |
Беседа «Погост, селение, городище» |
|
1 |
|
|
2 |
Игра – путешествие по карте «Мой город (село) на карте Волгоградской области» |
|
|
1 |
|
3 |
Экскурсия «Краеведческий музей города (села)» |
|
1 |
|
|
4 |
Встреча с интересными людьми «Какие люди в селе, в котором я живу!» |
|
1 |
|
|
5 |
Игра – путешествие «Народы России» |
|
1 |
|
|
6 |
Классный час «Народные промыслы России» |
|
1 |
|
|
7 |
Мини – проект «Мир дому моему, мир дому твоему» |
|
|
1 |
|
8 |
Конкурс «Я - будущая надежда семьи» |
|
|
|
1 |
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
1. «Моя родословная» (9 ч.)
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.
Основные понятия: семья, семейный род, родственники, семейные реликвии, традиции и обычаи семьи, Россия, Родина.
Виды деятельности: знакомство с историческим прошлым семьи, проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории.
Контрольные испытания:
- Игра – путешествие «Вот моя деревня, вот мой дом родной»
- Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи»
2. «Наша школьная страна» (7 ч.)
Содержание программного материала: Школа. Основные этапы истории школы. Знакомство с классами и другими школьными помещениями. Традиции школы. Правила поведения в школе. Друзья наши – книги. Знакомство с книжным фондом школьной библиотеки. Праздник «Школа, школа! Ты похожа на корабль, плывущий вдаль»
Виды деятельности: беседа, рассказ, конкурс, практикум, экскурсия.
Основные понятия: школа, ученик, учитель, класс, Устав школы, книга, библиотека.
Контрольные испытания:
- Практикум «Изучаем правила поведения в школе»
- Праздник «Школа, школа! Ты похожа на корабль, плывущий вдаль»
3. «Защитники земли русской» (9 ч.)
Содержание программного материала: Родина-мать, умей за нее постоять. Люди из легенд. Былинные герои. Святой защитник Руси – Александр Невский. Князь Дмитрий Донской. Русские ратные дружины.
Виды деятельности: беседа, рассказ, конкурс пословиц и поговорок, творческая работа, игра-путешествие, театрализованное представление.
Основные понятия: былина; богатырь, князь, святой, дружина.
Контрольные испытания:
- Игра-путешествие «По местам былинной славы»
- Театрализованное представление «Русские богатыри»
4. «Дом, в котором мы живем» (8 ч.)
Содержание программного материала: Наша планета – Земля. Знакомство с природой и народами разных стран и континентов в ходе игры-путешествия. Россия – Родина моя. Историческая справка, положение на карте. Наши соседи. Знакомство с поэтическими и музыкальными произведениями о России. Москва – столица России. Исторические сведения о возникновении Москвы. Положение на карте. Достопримечательности. Города-герои России. Свой город. Экскурсия по улицам и памятным местам. Конкурс рисунков о своей «малой» Родине «Сердцу милый уголок».
Основные понятия: планета Земля, страны, континенты, народы, столица, города-герои, «малая» Родина.
Виды деятельности: беседа, рассказ, конкурс, устный журнал, игра-путешествие, игра-соревнование, музыкально-поэтический час, экскурсия, виртуальное путешествие.
Контрольные испытания:
- Игра-соревнование «Мой дом – моя Россия»
2 класс
1. «Мир дому моему» (9 ч.)
Содержание программного материала: работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской и чеченской войн.
Основные понятия: семейный этикет, семейные права и обязанности, малая Родины, родной край, понятие «русская душа» и «менталитет народа», духовные и нравственные основы россиян.
Виды деятельности: знакомство с традициями и обычаями русского народа, проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории.
Контрольные испытания:
- Праздник «Моя семья в истории села»
2. «Моя малая родина» (7 ч.)
Содержание программного материала: История своего края. Знакомство с экспонатами и выставками школьного музея. Работа с семейными альбомами: составление рассказа об одной их старых фотографий. Природа родного края, растительный и животный мир. Лекарственные растения, растения и животные Красной книги. Знакомство с заповедными местами своего края.
Основные понятия: экспонат, выставка, Красная книга, заповедные места, лекарственные растения.
Виды деятельности: беседа, рассказ, конкурс рисунков, творческая работа, виртуальное путешествие, экскурсия.
Контрольные испытания:
- Творческая работа «Старая фотография рассказывает…»
- Устный журнал «Здесь Родины моей начало»
3. «Поклонимся великим тем годам!» (10 ч.)
Содержание программного материала: Великая Отечественная война: начало, конец, основные этапы. Подвиг защитников Сталинграда. Работа в тылу. Дети и война. Мое село в годы войны. Моя семья и война. Никто не забыт, ничто не забыто.
Виды деятельности: беседы, урок мужества, трудовой десант, встречи с ветеранами, экскурсия, конкурсы рисунков, устного рассказа.
Основные понятия: Великая Отечественная война, подвиг, фронт, тыл, ветеран, Родина, Отечество, оборона, герой, героизм, победа, город-герой.
Контрольные испытания:
- Викторина «Никто не забыт, ничто не забыто!»
- Конкурс устных рассказов «Война в судьбе моей семьи»
4. «Символы государства Российского» (8 ч.)
Содержание программного материала: Знакомство с изображением Государственного флага России. Значение изображений, символика цвета и порядок прочтения. история российского флага. Изображение российского флага в различные периоды истории с кратким пояснением. История происхождения современного герба. Рассказ об образе солнца в русском фольклоре и в гербе России. Зачем стране нужен герб? Изображение российского герба в различные периоды истории с пояснением. Символы нашего родного края. История происхождения символов. Придумывание эмблемы класса. Выбор формы, цвета.
Обсуждение выбранной эмблемы. История гимна нашей страны. Прослушивание гимна России. Смысл слов гимна.
Виды деятельности: беседа, рассказ, конкурс, творческая работа, викторина, выставка детских работ.
Основные понятия: флаг, символ, полотнище, триколор, герб, отличительный знак, эмблема государства, паспорт гражданина, гимн, торжественная песнь, величие.
Контрольные испытания:
- Итоговое занятие «С любовью к России» (конкурс плакатов, викторина)
- Выставка работ детей.
- Викторина по символам России и нашего края.
3 класс
1. «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить» (9 ч.)
Содержание программного материала: отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.
Основные понятия: культура своего народа, традиции, обычаи, обряды, народный календарь, народные праздники, игры и забавы, национальная кухня, династии.
Виды деятельности: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, села, проектная деятельность.
Контрольные испытания:
- Мини - проект «Семейные династии»
- Семейная игра – соревнование «Традиции семьи в песнях, играх и обрядах»
2. «К истокам русской старины» (7 ч.)
Содержание программного материала: Кто такие славяне. Быт и основные занятия русских людей. Языческие верования. Славянские мифы. Легенды славян. Народная медицина. Народный цветник. Русские обеды. Русская народная игрушка. Кукла из соломы. Утренник «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
Основные понятия: славяне, славянская мифология, Велес ,орнамент, образы животных в народном искусстве (птица, конь, единорог), суеверия, обрядовая кулинария, традиции календарной обрядности, сувенир.
Виды деятельности: реконструкция славянского поселения (миниатюра), работа с природным материалом, составление орнамента (работа с бумагой, рисование), приготовление отвара, настойки, простейших блюд старинной русской кухни, изготовление игрушки-сувенира из соломы, папье- маше, роспись, театрализованное действо.
Контрольные испытания:
- Утренник «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
3. «Отчизны славные сыны» (10 ч.)
Содержание программного материала: Великие полководцы России: А.В.Суворов, М.И.Кутузов, Г.К.Жуков. Русские флотоводцы: Ф.Ф.Ушаков, П.С.Нахимов. Юные защитники Родины. Их подвиг жив, неповторим и вечен… Герои России. Русская воинская доблесть. Герои Афганской и Чеченский войн.
Виды деятельности: беседа, рассказ, конкурс, творческая работа, игра-путешествие, утренник.
Основные понятия: полководец, флот, подвиг, герой, антифашист
Контрольные испытания:
- Творческая работа: «Герои России»
- Конкурс презентаций «Я равняюсь!»
- Игра-путешествие «По следам героев»
4. «Я – гражданин России!» (8 ч.)
Содержание программного материала: Дружба. Все мы – разные. Конвенция о правах ребёнка о защите права на индивидуальность. Толерантность. Конвенция о правах ребёнка о праве детей на семейную жизнь. Права членов семьи. Ответственность родителей. Семейный кодекс РФ. Защищённость. Право ребёнка на защиту от жестокого обращения. История семейной фотографии. Сочинение о своей семье. Какие обязанности по дому есть у ребенка? А какие у вас есть права? Обсуждение рассказа. Личное отношение к героям произведения. Примеры из повседневной жизни учащихся. Конвенция о правах ребенка о праве на отдых и досуг. Как организовать свой досуг? Культурно-исторические места нашего города. Правила поведения на экскурсии. Знакомство с историческими и культурными достопримечательностями районного центра. Инсценирование ситуаций (по мотивам известных сказок). Комментарии учителя о правах детей.
Виды деятельности: беседа, рассказ, конкурс, творческая работа, экскурсия.
Основные понятия: гражданин, правила поведения, сопереживание, Конвенция, ответственность родителей, семейный кодекс РФ, сопереживание, добро, зло, ненависть, культурно-исторические места, достопримечательность,
Контрольные испытания:
- Творческая работа «Мои права и обязанности в семье»
- Инсценирование ситуаций (по мотивам известных сказок)
4 класс
1. «Территория души» (9 ч.)
Содержание программного материала: Что такое православная культура. Православие. Жизнь Иисуса Христа. Библия. Ветхий Завет. Новый Завет. Крещение Руси и его значение. Рождение Русской Православной Церкви. Храм. Церковный год в праздниках и обрядах. Иконопись. Быт и семья в православной России. Праздник «Покровский хоровод».
Основные понятия: христианское вероучение, распятие, воскресение, библия, библейские притчи, святые, крещение, символика храма, таинства и обряды православной церкви, православный календарь, почитаемые иконы, православная семья, межличностные отношения.
Виды деятельности: беседы, экскурсия, праздник, презентация
Контрольные испытания:
- Праздник «Покровский хоровод»
2. «В гостях у бабушки Забавушки» (7 ч.)
Содержание программного материала: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Загадка. Сказки юга России. Обрядовый фольклор. Святочные вечера. Святочные гадания. От исторической песни до частушки. Праздник «Делу – время, потехе – час»
Основные понятия: малые жанры фольклора, пословицы, поговорки, загадки, скоморошины, олицетворение, волшебная, бытовая и сказка о животных, сказочный сюжет, диалект, устный казачий фольклор, обрядовый фольклор, обряд, обычай, зимние праздники, ритуальные песни, величальные ,лирические, исторические песни, частушки.
Виды деятельности: сочинение загадок, изготовление книжки- малышки (работа с бумагой, рисунки), музыкально- фольклорные игры, исполнение русских народных песен, театрализованное действо.
Контрольные испытания:
- Праздник «Делу – время, потехе – час»
3. «Недаром помнит вся Россия» (10 ч.)
Содержание программного материала: Знакомство с Днями воинской славы России. Древнерусские сражения. Когда мы едины – мы непобедимы! Подвигу народа жить в веках! Великие морские сражения. Дорогами великих битв. Гордость и слава народа.
Виды деятельности: беседа, рассказ, конкурс, творческая работа, игра-путешествие, виртуальная экскурсия, праздник.
Основные понятия: памяти поколений Дни воинской славы России, сражение, битва, награда, медаль, орден, памятник.
Контрольные испытания:
- Праздник «Помнят потомки»
4. «Моя семья – моя Россия» (8 ч.)
Содержание программного материала: Волгоградская область – частица России. История моего города в истории России. Архитектурные и культурные памятники моего города . Административное деление Волгоградской области. Выдающиеся люди земли Волгоградской. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории, ознакомление с образцами народного искусства. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.
Основные понятия: народ и его нравы, соотечественник, народные промыслы: живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.
Виды деятельности: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, села, проектная деятельность.
Контрольные испытания:
- Мини – проект «Мир дому моему, мир дому твоему»
- Конкурс «Я - будущая надежда семьи».
10. Большой энциклопедический словарь Изд. 2-е. — М.: Советская энциклопедия 1982.
13. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. — 2006. — № 3. — С. 7-22.
14. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. — 2005. — № 6. — С. 59-63.
15. Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания. — СПб., 2003.
16. Горбунов В. Воспитание гражданина-патриота: системный подход // Воспитание школьников. – 2010. - № 1. – с.10-20.
17. Афанасьев А. Древо жизни. М., 1983.
18. Рыбаков Б. Язычество древних славян. М., 1981.
19. Рыбаков Б. Язычество древней Руси. М., 1987.
20. Краткие сведения о праздниках православной церкви и сказания о житии особо чтимых святых. М., 1991.
21. Арсенина Е. А., Звени задорная частушка! – М.: Глобус, 2007 г.
22. Гришина Г. Н., Петров В. М., Короткова Л. Д. Сборники: Осенние, весенние, летние, зимние игры, забавы для детей. - М.: Глобус, 1999 г.
23. Зимина А.Н., Мельникова Л.И.Детский музыкальный фольклор. - М., 2000г.
24. Круглый год - русский календарь. - М.: Правда, 1998 г.
25. Прыгунова Е. Н., Разумова И. А., Преподавание фольклора. - С.П., 2001 г.
26. Русское народное творчество и обрядовые праздники.- Владимир, 1995 г.
27. Уланова Л.С., Праздничный венок. – М.: Сфера, 2001 г.
28.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.