УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНО Директор на заседании МС _________________ протокол №___от__________г.
«____»________20___г. председатель МС
____________
Дополнительная образовательная программа спецкурса по математике в 11 классе
«Решение задач повышенной сложности»
По предмету: математика
Учитель: Якунина Л.М.
Классы: 11а
Количество часов
Всего: 56, в неделю:2
День занятий: среда, пятница
Время проведения: 14.30-15.15
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления учащихся, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Актуальным остаётся вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой стороны удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Программа данного курса по математике направлена на расширение и углубление знаний по предмету, разработан в соответствии с интересами учащихся 15-17 лет, их возможностями. Программа курса включает информацию не входящую в базовую программу основной школы, но необходимую для решения олимпиадных задач, задач повышенного уровня сложности. Решение нестандартных задач будет способствовать развитию логического мышления; приобретению опыта работы с заданием более высокого уровня сложности по сравнению с обязательным уровнем; развитию навыков познавательной деятельности, формированию математической культуры учащихся.
Структура программы концентрическая. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цели данного курса:
· Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
· Развитие математических, интеллектуальных способностей учащих.
Задачи образовательного курса по математике определены следующие:
· развитие у учащихся логических способностей;
· привитие интереса к изучению предмета;
· расширение и углубление знаний по предмету;
· выявление одаренных детей;
· формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности.
Перечень ключевых
компетенций, которые приведены ниже, основывается на главных целях общего
математического образования:
- Ценностно-смысловые компетенции. Это
компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью
видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и
предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий
и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения
ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная
образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Место предмета
Данная программа образовательного курса рассчитана на 56 часов (2 часа в неделю) и адресована обучающимся 15-17 лет.
Формы организации учебного процесса:
· личностно-ориентированный подход;
· самостоятельное добывание знаний;
· тренировка в применении приобретённых знаний;
· парная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа.
Технологии обучения:
Проблемное обучение- обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения
Развивающее обучение-обучение, при котором обучающийся усваивает конкретные знания, умения и навыки, а также овладевает способами действий, учится конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
Дифференцированное обучение предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника
Обучение развитию критического мышления способствует развитию умений анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода с тем, чтобы принять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам, позволяет сформировать способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Механизмы формирования ключевых компетенций:
поисковые методы, отличительной особенностью которых является постановка познавательных задач, процесс решения которых требует активной мыслительной деятельности учащихся, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения;
постановка познавательных задач;
проблемный подход, направленный на создание проблемных ситуаций, как познавательных задач которые характеризуется противоречиями между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми требованиями;
методы индивидуального обучения позволяющие адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности учащегося к его особенностям.
интерактивные методы обучения, которые построены на целенаправленной, специально организованной групповой (межгрупповой) деятельности, обратной связи между всеми участниками
Виды и формы контроля:
· наблюдение;
· беседа;
· фронтальный опрос;
· опрос в парах;
· практикум
Предполагаемые результаты курса.
В результате изучения данного курса у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики, сформируется положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширится математический кругозор, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Свойства сложения, вычитания, умножения.
Знать: свойства сложения, вычитания, умножения.
Уметь: применять их при решении задач.
Развитие вычислительной культуры. Методы устных и письменных вычислений.
Распределительные законы умножения относительно сложения, вычитания; сочетательное свойство умножения.
Уметь: применять свойства и законы при устных и письменных вычислениях.
Признаки делимости. Принцип Дирихле
Признаки делимости на 2, 5, 10, 3,9, 8, 25, 125. Принцип Дирихле.
Знать: признаки делимости на 2, 5, 10, 3,9, 8, 25, 125
Уметь: применять признак Дирихле на практике.
Десятичная запись натурального числа. Алгоритм Евклида.
Десятичная запись натурального числа. Алгоритм Евклида. Системы счисления.
Знать: алгоритм Евклида, способы записи чисел в различных системах счисления.
Уметь: применять полученные знания на практике.
Решение арифметических задач на движение с помощью уравнений.
Задачи на движение, решаемые с помощью уравнений.
Знать: способы решения задач на движение.
Уметь: решать задачи на движение с помощью уравнений.
Решение задач на взвешивание с помощью уравнений.
Уметь: выделять задачи на взвешивание, решать их с помощью уравнений.
Целые числа. Диафантовы уравнения.
Задачи, решаемые в целых числах. Диафантовы уравнения.
Знать: понятие целых чисел, понятие Диафантовы уравнения.
Уметь: решать задачи в целых числах, решать простейшие Диафантовы уравнения.
Удивительные равенства.
Уметь: применять равенства при решении задач.
Задачи на сплавы, смеси, растворы.
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.
Знать: классификацию задач на сплавы, смеси, растворы;
Уметь решать задачи всех типов.
Задачи
на работу.
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени
её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на
работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для
составления математической модели.
Уметь: решать задачи на время. Задачи на работу. Задачи на производительность труда
Задачи на проценты.
Проценты. Нахождение процента от числа. Решение задач на нахождение части числа и числа по части. Процентное отношение. Задачи на смеси, растворы, сплавы. Последовательное снижение (повышение) цены товара. Задачи на последовательное выпаривание и высушивание.
Знать: понятие процента
Уметь: решать задачи на нахождение части числа и числа по части. Процентное отношение. Последовательное снижение (повышение) цены товара. Задачи на последовательное выпаривание и высушивание
Задачи на числа.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа.
Уметь: решать задачи на числа
Задачи открытого банка ФИПИ.
Уметь: применять знания, умения в нестандартных ситуациях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п |
Изучаемый материал |
кол-во часов |
1 |
Свойства сложения, вычитания, умножения. |
4 |
2 |
Развитие вычислительной культуры. Методы устных и письменных вычислений. |
4 |
3 |
Признаки делимости. Принцип Дирихле. |
4 |
4 |
Десятичная запись натурального числа. Алгоритм Евклида. |
4 |
5 |
Решение арифметических задач на движение с помощью уравнений. |
4 |
6 |
Решение задач на взвешивание с помощью уравнений. |
4 |
7 |
Целые числа. Диафантовы уравнения. |
4 |
8 |
Удивительные равенства. |
4 |
9 |
Задачи на смеси, сплавы, растворы |
4 |
10 |
Задачи на работу |
4 |
11 |
Задачи на проценты |
4 |
12 |
Задачи на числа |
4 |
15 |
Задачи из открытого банка ФИПИ. |
8 |
Итого |
56 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате изучения данного курса у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.
Учащиеся, посещающие спецкурс, в конце учебного года должны уметь:
· находить наиболее рациональные способы решения логических задач;
· оценивать логическую правильность рассуждений;
· решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
· уметь составлять занимательные задачи;
· применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
· применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Литература и средства обучения
1. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика 5, 6 классы. Учебники. М.: Мнемозина, 2004.
2. Никольский С.М. и др. Арифметика 6 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2003.
3. Семиряжко В.А., Лебедева Е.В. Теория и практика предпрофильной
подготовки. Элективные курсы по математике. Учебно-методическое пособие. Липецк, 2006 г.
4. Зайчева С. А. Решение составных задач на уроках математики/ С. А. Зайцева, И. И. Целищева. – М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
5. Змаева Е. Решение задач на движение/ Е. Змаева// Математика. – 2000. - №14 – С. 40 – 41.
6. Иванова, Н. Рисуя, решать задачи/ Н. Иванова// Математика. – 2004. - №41. – С. 2 - 3.
7. Кузнецов, В. И. К вопросу о решении математических задач/ В. И. Кузнецов// Начальная школа. – 1999. - №5. – С. 27 – 33.
8. Левенберг Л. Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики. Из опыта работы/ Л. Ш. Левенберг под ред. М. И. Моро. – М.: Просвещение, 1978. – 126 с.
9. Лотарева, Л. Рисуем, чертим, решаем/ Л. Лотарева// Математика. – 2004. –
№ 41. – С. 2 – 5.
10. Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5- 11 классы:
книга для учителя/ А. Д. Блинков и др., общ. Ред. И. Л. Соловейчик. – М.: Первое сентября, 2003. – 256 с.
11. Скворцова, М. Математическое моделирование/ М. Скворцова//
Математика. – 2003. - № 14. – С. 1 – 4.
Аппаратные средства:
Программные средства:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№№ п/п |
Темы занятий |
Дата проведения |
|
план |
фактически |
||
1 |
Свойства сложения. Свойства вычитания. |
02.10 |
|
2 |
Свойства сложения. Свойства вычитания. |
04.10 |
|
3 |
Свойства умножения. Свойства деления. |
16.10 |
|
4 |
Свойства умножения. Свойства деления. |
18.10 |
|
5 |
Развитие вычислительной культуры. |
23.10 |
|
6 |
Развитие вычислительной культуры. |
25.10 |
|
7 |
Методы устных и письменных вычислений. |
30.10 |
|
8 |
Методы устных и письменных вычислений. |
01.11 |
|
9 |
Признаки делимости. |
06.11 |
|
10 |
Признаки делимости. |
08.11 |
|
11 |
Признаки делимости. Принцип Дирихле. |
13.11 |
|
12 |
Признаки делимости. Принцип Дирихле. |
15.11 |
|
13 |
Алгоритм Евклида. |
27.11 |
|
14 |
Алгоритм Евклида. |
29.11 |
|
15 |
Алгоритм Евклида. |
04.12 |
|
16 |
Алгоритм Евклида. |
06.12 |
|
17 |
Решение арифметических задач на движение с помощью уравнений |
11.12 |
|
18 |
Решение арифметических задач на движение с помощью уравнений |
13.12 |
|
19 |
Решение арифметических задач на движение с помощью уравнений |
18.12 |
|
20 |
Решение арифметических задач на движение с помощью уравнений |
20.12 |
|
21 |
Решение задач на взвешивание с помощью уравнений |
25.12 |
|
22 |
Решение задач на взвешивание с помощью уравнений |
27.12 |
|
23 |
Решение задач на взвешивание с помощью уравнений |
10.01 |
|
24 |
Решение задач на взвешивание с помощью уравнений |
15.01 |
|
25 |
Диафантовы уравнения. |
17.01 |
|
26 |
Диафантовы уравнения. |
22.01 |
|
27 |
Целые числа. |
24.01 |
|
28 |
Целые числа. |
29.01 |
|
29 |
Удивительные равенства. |
31.01 |
|
30 |
Удивительные равенства. |
05.02 |
|
31 |
Удивительные равенства. |
07.02 |
|
32 |
Удивительные равенства. |
12.02 |
|
33 |
Задачи на смеси, сплавы, растворы |
14.02 |
|
34 |
Задачи на смеси, сплавы, растворы |
26.02 |
|
35 |
Задачи на смеси, сплавы, растворы |
28.02 |
|
36 |
Задачи на работу |
04.03 |
|
37 |
Задачи на работу |
06.03 |
|
38 |
Задачи на работу |
11.03 |
|
39 |
Задачи на работу |
13.03 |
|
40 |
Задачи на работу |
18.03 |
|
41 |
Задачи на проценты |
20.03 |
|
42 |
Задачи на проценты |
25.03 |
|
43 |
Задачи на проценты |
27.03 |
|
44 |
Задачи на проценты |
01.04 |
|
45 |
Задачи на проценты |
03.04 |
|
46 |
Задачи на проценты |
15.04 |
|
47 |
Задачи на проценты |
17.04 |
|
48 |
Задачи на проценты |
22.04 |
|
49 |
Задачи из открытого банка данных ФИПИ |
24.04 |
|
50 |
Задачи из открытого банка данных ФИПИ |
29.04 |
|
51 |
Задачи из открытого банка данных ФИПИ |
06.05 |
|
52 |
Задачи из открытого банка данных ФИПИ |
08.05 |
|
53 |
Задачи из открытого банка данных ФИПИ |
13.05 |
|
54 |
Задачи из открытого банка данных ФИПИ |
15.05 |
|
55 |
Задачи из открытого банка данных ФИПИ |
20.05 |
|
56 |
Задачи из открытого банка данных ФИПИ |
22.05 |
|
УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНО Директор на заседании МС _________________ протокол №___от__________г.
«____»________20___г. председатель МС
____________
Дополнительная образовательная программа спецкурса по математике в 10 классе
«Решение задач повышенной сложности»
По предмету: математика
Учитель: Якунина Л.М.
Классы: 10а
Количество часов
Всего: 31, в неделю:1
День занятий: вторник
Время проведения: 14.30-15.15
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления учащихся, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Актуальным остаётся вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой стороны удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Программа данного курса по математике направлена на расширение и углубление знаний по предмету, разработан в соответствии с интересами учащихся 15-17 лет, их возможностями. Программа курса включает информацию не входящую в базовую программу основной школы, но необходимую для решения олимпиадных задач, задач повышенного уровня сложности. Решение нестандартных задач будет способствовать развитию логического мышления; приобретению опыта работы с заданием более высокого уровня сложности по сравнению с обязательным уровнем; развитию навыков познавательной деятельности, формированию математической культуры учащихся.
Структура программы концентрическая. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цели данного курса:
· Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
· Развитие математических, интеллектуальных способностей учащих.
Задачи образовательного курса по математике определены следующие:
· развитие у учащихся логических способностей;
· привитие интереса к изучению предмета;
· расширение и углубление знаний по предмету;
· выявление одаренных детей;
· формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности.
Перечень ключевых
компетенций, которые приведены ниже, основывается на главных целях общего
математического образования:
- Ценностно-смысловые компетенции. Это
компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью
видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и
предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий
и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм
самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит
индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его
жизнедеятельности в целом.
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Место предмета
Данная программа образовательного курса рассчитана на 31 часов (1 час в неделю) и адресована обучающимся 15-17 лет.
Формы организации учебного процесса:
· личностно-ориентированный подход;
· самостоятельное добывание знаний;
· тренировка в применении приобретённых знаний;
· парная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа.
Технологии обучения:
Проблемное обучение- обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения
Развивающее обучение-обучение, при котором обучающийся усваивает конкретные знания, умения и навыки, а также овладевает способами действий, учится конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
Дифференцированное обучение предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника
Обучение развитию критического мышления способствует развитию умений анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода с тем, чтобы принять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам, позволяет сформировать способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Механизмы формирования ключевых компетенций:
поисковые методы, отличительной особенностью которых является постановка познавательных задач, процесс решения которых требует активной мыслительной деятельности учащихся, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения;
постановка познавательных задач;
проблемный подход, направленный на создание проблемных ситуаций, как познавательных задач которые характеризуется противоречиями между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми требованиями;
методы индивидуального обучения позволяющие адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности учащегося к его особенностям.
интерактивные методы обучения, которые построены на целенаправленной, специально организованной групповой (межгрупповой) деятельности, обратной связи между всеми участниками
Виды и формы контроля:
· наблюдение;
· беседа;
· фронтальный опрос;
· опрос в парах;
· практикум
Предполагаемые результаты курса.
В результате изучения данного курса у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики, сформируется положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширится математический кругозор, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Свойства сложения, вычитания, умножения.
Знать: свойства сложения, вычитания, умножения.
Уметь: применять их при решении задач.
Развитие вычислительной культуры. Методы устных и письменных вычислений.
Распределительные законы умножения относительно сложения, вычитания; сочетательное свойство умножения.
Уметь: применять свойства и законы при устных и письменных вычислениях.
Признаки делимости. Принцип Дирихле
Признаки делимости на 2, 5, 10, 3,9, 8, 25, 125. Принцип Дирихле.
Знать: признаки делимости на 2, 5, 10, 3,9, 8, 25, 125
Уметь: применять признак Дирихле на практике.
Десятичная запись натурального числа. Алгоритм Евклида.
Десятичная запись натурального числа. Алгоритм Евклида. Системы счисления.
Знать: алгоритм Евклида, способы записи чисел в различных системах счисления.
Уметь: применять полученные знания на практике.
Решение арифметических задач на движение с помощью уравнений.
Задачи на движение, решаемые с помощью уравнений.
Знать: способы решения задач на движение.
Уметь: решать задачи на движение с помощью уравнений.
Решение задач на взвешивание с помощью уравнений.
Уметь: выделять задачи на взвешивание, решать их с помощью уравнений.
Целые числа. Диафантовы уравнения.
Задачи, решаемые в целых числах. Диафантовы уравнения.
Знать: понятие целых чисел, понятие Диафантовы уравнения.
Уметь: решать задачи в целых числах, решать простейшие Диафантовы уравнения.
Удивительные равенства.
Уметь: применять равенства при решении задач.
Задачи на сплавы, смеси, растворы.
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.
Знать: классификацию задач на сплавы, смеси, растворы;
Уметь решать задачи всех типов.
Задачи
на работу.
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени
её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на
работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для
составления математической модели.
Уметь: решать задачи на время. Задачи на работу. Задачи на производительность труда
Задачи на проценты.
Проценты. Нахождение процента от числа. Решение задач на нахождение части числа и числа по части. Процентное отношение. Задачи на смеси, растворы, сплавы. Последовательное снижение (повышение) цены товара. Задачи на последовательное выпаривание и высушивание.
Знать: понятие процента
Уметь: решать задачи на нахождение части числа и числа по части. Процентное отношение. Последовательное снижение (повышение) цены товара. Задачи на последовательное выпаривание и высушивание
Задачи на числа.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа.
Уметь: решать задачи на числа
Задачи открытого банка ФИПИ.
Уметь: применять знания, умения в нестандартных ситуациях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п |
Изучаемый материал |
кол-во часов |
1 |
Свойства сложения, вычитания, умножения. |
2 |
2 |
Развитие вычислительной культуры. Методы устных и письменных вычислений. |
2 |
3 |
Признаки делимости. Принцип Дирихле. |
2 |
4 |
Десятичная запись натурального числа. Алгоритм Евклида. |
2 |
5 |
Решение арифметических задач на движение с помощью уравнений. |
2 |
6 |
Решение задач на взвешивание с помощью уравнений. |
3 |
7 |
Целые числа. Диафантовы уравнения. |
2 |
8 |
Удивительные равенства. |
2 |
9 |
Задачи на смеси, сплавы, растворы |
2 |
10 |
Задачи на работу |
2 |
11 |
Задачи на проценты |
2 |
12 |
Задачи на числа |
2 |
15 |
Задачи из открытого банка ФИПИ. |
6 |
Итого |
31 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате изучения данного курса у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.
Учащиеся, посещающие спецкурс, в конце учебного года должны уметь:
· находить наиболее рациональные способы решения логических задач;
· оценивать логическую правильность рассуждений;
· решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
· уметь составлять занимательные задачи;
· применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
· применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Литература и средства обучения
12. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика 5, 6 классы. Учебники. М.: Мнемозина, 2004.
13. Никольский С.М. и др. Арифметика 6 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2003.
14. Семиряжко В.А., Лебедева Е.В. Теория и практика предпрофильной
подготовки. Элективные курсы по математике. Учебно-методическое пособие. Липецк, 2006 г.
15. Зайчева С. А. Решение составных задач на уроках математики/ С. А. Зайцева, И. И. Целищева. – М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
16. Змаева Е. Решение задач на движение/ Е. Змаева// Математика. – 2000. - №14 – С. 40 – 41.
17. Иванова, Н. Рисуя, решать задачи/ Н. Иванова// Математика. – 2004. - №41. – С. 2 - 3.
18. Кузнецов, В. И. К вопросу о решении математических задач/ В. И. Кузнецов// Начальная школа. – 1999. - №5. – С. 27 – 33.
19. Левенберг Л. Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики. Из опыта работы/ Л. Ш. Левенберг под ред. М. И. Моро. – М.: Просвещение, 1978. – 126 с.
20. Лотарева, Л. Рисуем, чертим, решаем/ Л. Лотарева// Математика. – 2004. –
№ 41. – С. 2 – 5.
21. Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5- 11 классы:
книга для учителя/ А. Д. Блинков и др., общ. Ред. И. Л. Соловейчик. – М.: Первое сентября, 2003. – 256 с.
22. Скворцова, М. Математическое моделирование/ М. Скворцова//
Математика. – 2003. - № 14. – С. 1 – 4.
Аппаратные средства:
Программные средства:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№№ п/п |
Темы занятий |
Дата проведения |
|
план |
фактически |
||
1 |
Свойства сложения. Свойства вычитания. |
01.10 |
|
2 |
Свойства умножения. Свойства деления. |
08.10 |
|
3 |
Развитие вычислительной культуры. |
15.10 |
|
4 |
Методы устных и письменных вычислений. |
22.10 |
|
5 |
Признаки делимости. |
29.10 |
|
6 |
Признаки делимости. Принцип Дирихле. |
05.11 |
|
7 |
Алгоритм Евклида. |
12.11 |
|
8 |
Алгоритм Евклида. |
26.11 |
|
9 |
Решение арифметических задач на движение с помощью уравнений |
03.12 |
|
10 |
Решение арифметических задач на движение с помощью уравнений |
10.12 |
|
11 |
Решение задач на взвешивание с помощью уравнений |
17.12 |
|
12 |
Решение задач на взвешивание с помощью уравнений |
24.12 |
|
13 |
Решение задач на взвешивание с помощью уравнений |
31.12 |
|
14 |
Диафантовы уравнения. |
14.01 |
|
15 |
Целые числа. Диафантовы уравнения. |
21.01 |
|
16 |
Удивительные равенства. |
28.01 |
|
17 |
Удивительные равенства. |
04.02 |
|
18 |
Задачи на смеси, сплавы, растворы |
11.02 |
|
19 |
Задачи на смеси, сплавы, растворы |
25.02 |
|
20 |
Задачи на работу |
03.03 |
|
21 |
Задачи на работу |
10.03 |
|
22 |
Задачи на проценты |
17.03 |
|
23 |
Задачи на проценты |
24.03 |
|
24 |
Задачи на числа |
31.03 |
|
25 |
Задачи на числа |
14.04 |
|
26 |
Задачи из открытого банка данных ФИПИ |
21.04 |
|
27 |
Задачи из открытого банка данных ФИПИ |
28.04 |
|
28 |
Задачи из открытого банка данных ФИПИ |
05.05 |
|
29 |
Задачи из открытого банка данных ФИПИ |
12.05 |
|
30 |
Задачи из открытого банка данных ФИПИ |
19.05 |
|
31 |
Задачи из открытого банка данных ФИПИ |
26.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.