ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1) Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
3) Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утверждены приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г № 253, с изменениями от 08.06.2015 приказ №576, от 28.12.2015 приказ №1529, от 26.01.2016 приказ №38, от 29.12.2016 приказ №1677, от 08.06.2017 приказ №535, от 20.06.2017 приказ № 581, от 05.07.2017 приказ №629);
4) Устава образовательного учреждения;
5) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 года №1577.
6) В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 07.06.2012 приказ № 24480 (от 17.05.2012 приказ №413) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». С изменениями от 13.12.2015 приказ №1578.
7) С учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 №2/16-з.
Цели и задачи изучения учебного предмета.
Целью базового курса является:
· создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов;
· ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках;
· демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.
Задачи:
· освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
· овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
· воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Информация об используемом учебнике и его методическом сопровождении.
10 класс
Биология. 10 класс. (базовый уровень). Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. . – М.: Просвещение, 2019. – 303 с.: ил.
Биология. Методические рекомендации. 10 – 11 классы. Суматохин С. В., Ермакова А. С., Фомина Т. Т.
Биология. 10-11 классы. Рабочая тетрадь. Саблина О.В. Дымшиц Г.М.
11 класс
Биология. 11 класс. (базовый уровень). Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Бородин П. М. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. . – М.: Просвещение, 2018. – 303 с.: ил.
Биология. Методические рекомендации. 10 – 11 классы. Суматохин С. В., Ермакова А. С., Фомина Т. Т.
Биология. 10-11 классы. Рабочая тетрадь. Саблина О.В. Дымшиц Г.М.
Сведения о примерной программе (и/или авторской), на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 №2/16-з., расположенной на сайте www.fgosreestr.ru и авторской программы по биологии для общеобразовательных учреждений, разработанной: Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2014, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.
Выбранные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
На изучение курса биологии выделено 63 часов, в том числе в 10 классе – 32 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 31 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ предмета «БИОЛОГИя»
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
10 класс
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
Учащиеся должны знать:- методы познания живой природы, уровни организации живой материи, критерии живых систем; - значение биологических терминов: биосфера, экосистема, вид, популяция, особь, орган, ткань, клетка, органоид, молекула; - характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.
Учащиеся должны уметь: - объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы; - сравнивать тела живой и неживой природы. Делать выводы на основе сравнения. - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать, - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правил поведения в природной среде.
КЛЕТКА. Клетка, как биологическая система. Химический состав клетки. Учащиеся должны знать: - биологическую терминологию и символику; - уровни организации живой материи (молекулярный) Учащиеся должны уметь: - сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы); - строение биологических объектов: генов и хромосом, - делать выводы на основе сравнения. - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания сложного состава лекарственных средств; необходимости корректного использования витаминов и биологических добавок. Структура и функции клетки. Учащиеся должны знать: - уровни организации жизни; - основные положения клеточной теории, строение клетки, вклад выдающихся учёных в развитие учения о клетке; - названия органоидов и др. клеточных структур, их функции; - химическую организацию клетки; неклеточные формы жизни. Учащиеся должны уметь: - объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике, - составлять схемы процессов, протекающих в клетке, - иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. - Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. - Делать выводы на основе сравнения. - Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать - Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); соблюдения мер профилактики бактериальных и вирусных заболеваний. оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях; - Профилактика СПИДа. Обеспечение клеток энергией. Учащиеся должны знать: - Обмен веществ (метаболизм) - Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий, сущность процессов энергетического и пластического обмена, Учащиеся должны уметь: - характеризовать сущность процессов энергетического и пластического обмена - Делать выводы на основе сравнения, - выявлять характерные особенности фотосинтеза и каждого этапа гликолиза, - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать, - применять знания: о фотосинтезе и гликолизе для объяснения процесса в эволюции органического мира. Наследственная информация и реализация её в клетке. Учащиеся должны знать/уметь: - характеризовать процессы трансляции, транскрипции, генной и клеточной инженерии, процессы регуляции биосинтеза белка: - применять знания: о строении и функциях ДНК и РНК для объяснения процесса биосинтеза, генной и клеточной инженерии - выявлять черты сходства и различия процессов трансляции и транскрипции - делать выводы о принципе передачи наследственной информации, единым для всех живых организмов.
ОРГАНИЗМ. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Учащиеся должны знать: - сущность воспроизведения организмов, его значение; - формы бесполого размножения, его эволюционное значение; - половое размножение; эволюционное значение полового размножения, периоды образования половых клеток; - сущность бесполого и полового размножения; - отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Учащиеся должны уметь: - объяснять процессы митоза и мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника; - сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе их сравнения; делать выводы на основе сравнения - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать. - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). Основные закономерности явлений наследственности. Закономерности изменчивости. Генетика человека. Учащиеся должны знать: - биологическую терминологию и символику; - сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости. Учащиеся должны уметь: - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; - делать выводы на основе сравнения; - решать: элементарные задачи по генетике, - составлять элементарные схемы скрещивания, - объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков; - составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.
11 класс
Развитие эволюционных идей. Механизмы эволюционного процесса
Учащиеся должны знать: - знать биологическую терминологию и символику; - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки. Учащиеся должны уметь: - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать - делать выводы на основе сравнения; - объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для формирование мировоззрения. Основы селекции и биотехнологии Учащиеся должны знать: - знать биологическую терминологию и символику; - закон гомологических рядов Вавилова. Учащиеся должны уметь: - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; - делать выводы на основе сравнения; - понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Антропогенез
Учащиеся должны знать: - знать биологическую терминологию и символику. Учащиеся должны уметь: - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; - делать выводы на основе сравнения; - объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; - объяснять с материалистических позиций процесс антропогенеза как естественное событие в цепи эволюционных преобразований.
Экосистема. Основы экологии. Эволюция биосферы и человек
Учащиеся должны знать: - учение об уровнях организации жизни, - биологическую терминологию и символику; Учащиеся должны уметь: - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; - делать выводы на основе сравнения; - практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для правил поведения в природной среде.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «биология»
10 класс
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития.
11 класс
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перечень лабораторных и практических работ:
Лабораторные работы:
1. «Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях»;
2. «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»».
3. «Строение растительной, животной, грибной бактериальной клеток под микроскопом»
4. «Составление и анализ родословных»
5. «Описание особей вида по морфологическому критерию».
6. Выявление изменчивости у особей одного вида.
7. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.
8. Решение экологических задач.
9. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Практические работы:
1. «Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач».
2. « Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п |
Тема урока (занятия) |
Характеристика основных видов деятельности |
Введение. (1 ч) |
||
1. |
Предмет и задачи общей биологии. Методы изучения биологии. Основные признаки живого. Уровни организации живой материи. |
Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды; выявлять приспособления организмов к среде обитания сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в природной среде. |
Раздел I. Клетка – единица живого. (16 ч) Тема 1. Химический состав клетки. (5 ч) |
||
2. |
Неорганические соединения. Вода. Их состав и строение. Биополимеры. Углеводы, липиды, их состав и строение.
|
Называть группы химических элементов клетки и иллюстрировать их примерами; Определять понятия по теме урока; Описывать значение микро- и макроэлементов, строение молекул воды , свойства и функции воды в клетке. Называть основные группы углеводов, липидов; Определять понятия по теме урока; Описывать строение углеводов разных групп, функции, выполняемые углеводами и липидами. |
3 |
Биополимеры. Белки, их состав и строение
|
Называть структурные компоненты белковой молекулы. Группы белков; Определять понятия по теме урока; Объяснять явления денатурации и ренатурации |
4 |
Функции белков в клетке. Лабораторная работа №1 «Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях» |
Называть выполняемые белками функции; Определять понятия по теме урока; Описывать функции, выполняемые белками в клетке; Уметь ставить эксперимент и оформлять его результаты. |
5 |
Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК, их состав и строение. Строение и функции АТФ. |
Называть виды нуклеиновых кислот, азотистых оснований; Определять понятия по теме урока; Сравнивать особенности строения ДНК и РНК; Объяснять: устанавливать взаимосвязь особенностей строения и выполняемых функций на примере молекул ДНК, РНК и АТФ. |
6 |
Обобщающий урок по теме «Химический состав клетки» |
Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; Решать элементарные биохимические задачи; Сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы) и делать выводы на основе сравнения. |
Тема 2. Структура и функции клетки. (4 ч) |
||
7 |
Клетка: история изучения. Клеточная теория. Строение и функции плазматической мембраны. Лабораторная работа №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
|
Называть основные даты в истории развития цитологии; Определять понятия по теме урока; Описывать вклад учёных в развитие знаний о клетке; Формулировать основные положения современной клеточной теории. Называть отличительные особенности клеток эукариот; Определять понятия по теме урока; Описывать отличительные особенности строения плазматической мембраны и поверхностных структур клетки; Работать с микропрепаратами; Проводить наблюдения и фиксировать их результаты |
8. |
Строение и функции органоидов клетки. |
Называть мембранные и немембранные органоиды клетки; Определять понятия по теме урока; Описывать особенности строения изучаемых органоидов; Сравнивать строение митохондрий и пластид, митохондрий и рибосом, и функциями , которые они выполняют. |
9. |
Строение и функции ядра клетки. Прокариоты, эукариоты. Лабораторная работа №3 «Строение растительной, животной, грибной бактериальной клеток под микроскопом»
|
Называть составные части ядра; Определять понятия по теме урока; Описывать строение основных структур компонентов ядра и выполняемые ими функции; Уметь работать с различными источниками информации. |
10. |
Обобщающий урок по теме «Структура и функции клетки» |
Называть основные даты в истории развития цитологии, основные методы изучения клеток, органоиды клеток эукариот; Определять понятия по теме урока; Описывать вклад учёных в развитие знаний о клетке, основные положения клеточной теории, строение органоидов клеток эукариот и выполняемые ими функции, способы поступления веществ в клетку; Сравнивать строение растительной ,животной и грибной клеток. |
Тема 3. Наследственная информация и реализация ее в клетке. (3ч) |
||
11. |
Генетическая информация. Удвоение ДНК. Синтез полипептидной цепи на рибосоме. |
Определять понятия по теме урока; Описывать процесс образования иРНК на матрице ДНК: Объяснять роль ферментов в процессе транскрипции; Уметь определять последовательность нуклеотидов В ДНК,и-РНК, составлять цепочки нуклеиновых кислот. |
12. |
Биосинтез белка. Регуляция работы генов у бактерий и эукариот. |
Называть свойства генетического когда; Определять понятия по теме урока; Описывать особенности строения и функции т-РНК; Уметь использовать таблицу генетического кода для решения различных познавательных задач. |
13. |
Вирусы - неклеточные формы жизни. Вирус СПИДа |
Определять понятия по теме урока; Описывать характерные особенности строения вирусов, процесса взаимодействия вируса с клеткой; Сравнивать строение вирусов и клеточных форм жизни; Называть заболевания вирусной природы; Осознавать важность соблюдения здорового образа жизни для профилактики заражения СПИДом |
Тема 4. Обеспечение клеток энергией. (4 ч) |
||
14. |
Обмен веществ и превращение энергии свойство живых организмов. |
Называть процессы, входящие в обмен веществ, группы организмов по способу питания; Определять понятия по теме урока. |
15. |
Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. |
Называть процессы, входящие в обмен веществ, группы организмов по способу питания; Определять понятия по теме урока; Сравнивать особенности энергетического обмена у аэробов и анаэробов. Определять понятия по теме урока; Описывать результаты световой и темновой фазы фотосинтеза; Объяснять значение фотосинтеза для жизни на Земле. |
|
|
|
16. |
Обобщающий урок по темам «Наследственная информация и реализация ее в клетке» и «Обеспечение клеток энергией» |
Применять знания и умения в различных познавательных и практических ситуациях, при решении генетических задач, владеть информационной компетентностью. |
Раздел II Размножение и развитие организмов.(6 ч) Тема 5. Размножение организмов. (3 ч) |
||
17. |
Деление клетки. Митоз. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Митоз |
Называть фазы митоза и мейоза: Определять понятия по теме урока; Описывать характерные особенности процессов, протекающих в фазах митоза и мейоза; Распознавать стадии митоза и мейоза на рисунках; Объяснять биологическое значение митоза и мейоза |
18. |
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. |
Называть способы бесполого размножения и иллюстрировать их примерами; Определять понятия по теме урока; Описывать особенности разных способов бесполого размножения; Распознавать формы размножения. |
19. |
Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. |
Называть стадии формирования гамет; Определять понятия по теме урока; Описывать характерные особенности стадий гаметогенеза. |
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов. (3 ч) |
||
20. |
Индивидуальное развитие организмов. |
Называть этапы онтогенеза, стадии; Определять понятия по теме урока; Сравнивать разные стадии эмбриогенеза; Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием условий окружающей среды и протеканием процессов онтогенеза. |
21. |
Постэмбриональное развитие. Дифференцировка клеток.
Организм как единое целое. |
Называть этапы онтогенеза, стадии; Определять понятия по теме урока; Сравнивать разные стадии эмбриогенеза; Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием условий окружающей среды и протеканием процессов онтогенеза.
Применять знания и умения в различных познавательных и практических ситуациях |
|
|
|
22. |
Обобщающий урок по теме «Размножение и развитие организмов». |
Применять знания и умения в различных познавательных и практических ситуациях, при решении генетических задач, владеть информационной компетентностью. |
Раздел III Основы генетики и селекции. (10 ч) Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности. (4 ч) |
||
23. |
Задачи и методы генетики. Первый и второй законы Г. Менделя |
Определять предмет изучения генетики; Определять понятия по теме урока; Описывать сущность первого и второго законов Г. Менделя; Использовать общепринятую генетическую символику. |
24. |
Анализирующее скрещивание, неполное доминирование. |
Определять понятия по теме урока; Описывать основные положения гипотезы чистоты гамет; Устанавливать причины неполного доминирования, последствия анализирующего скрещивания; Уметь решать задачи на моногибридное скрещивание |
25.
|
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Практическая работа: 1. «Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач».
|
Описывать сущность дигибридного скрещивания; Объяснять отличие моно и дигибридного скрещивания;
Уметь решать задачи на законы Г. Менделя.
|
|
|
|
26. |
Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Лабораторная работа № 4. «Составление и анализ родословных»
|
Называть учёных, стоящих у истоков хромосомной теории наследственности; Определять понятия по теме урока; Описывать положения хромосомной теории наследственности; Объяснять значение идеи дискретной наследственности для развития дарвинизма; Устанавливать причины единообразия гибридов второго поколения с точки зрения хромосомной теории. Называть признаки человека сцепленные с полом; Определять понятия по теме урока; Описывать особенности половых хромосом у животных и человека, механизм наследования признаков, сцепленных с полом. |
Тема 8. Закономерности изменчивости. (4 ч) |
||
27. |
Влияние условий среды. Норма реакции. Модификационная изменчивость. |
Знать различные виды изменчивости. Уметь объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости . |
28. |
Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. |
Давать определение ключевым понятиям. Описывать проявление модификационной изменчивости Объяснять причины ненаследственных изменений Обосновывать влияние нормы реакции на приспособление организмов к среде обитания Характеризовать биологическое значение модификаций |
29. |
Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. |
Давать определение ключевым понятиям. Называть уровни возникновения комбинаций генов Приводить примеры комбинативной изменчивости Объяснять причины проявления комбинативной изменчивости у организмов, размножающихся половых путём Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников Объяснять причины наследственных изменений; генных и хромосомных мутаций Приводить примеры разных типов классификаций мутаций Описывать проявление свойств мутаций Выявлять источники мутагенов в окружающей среде |
30. |
Обобщающий урок по теме «Закономерности изменчивости» |
Применять знания и умения в различных познавательных и практических ситуациях, при решении генетических задач, владеть информационной компетентностью. |
Тема 9. Генетика и селекция. (2 ч) |
||
31. |
Селекция, ее задачи. Методы современной селекции.
Генная и клеточная инженерия. Клонирование. |
Давать определение ключевым понятиям. Объяснять значение для селекционной работы закона гомологических рядов в наследственной изменчивости Характеризовать положения учения о центрах происхождения культурных растений
Давать определение ключевым понятиям. Выделять признаки сорта и породы Сравнивать отдалённую гибридизацию у растений и животных Характеризовать типы скрещивания в животноводстве Называть методы, используемые в селекции микроорганизмов Объяснять значение селекции микроорганизмов Характеризовать успехи биотехнологии Характеризовать успехи генной инженерии |
|
|
|
32. |
Годовая контрольная работа |
Применять знания и умения в различных познавательных и практических ситуациях, при решении генетических задач, владеть информационной компетентностью. |
11 класс
№ п/п |
Тема урока |
Содержание темы |
Характеристика основных видов деятельности |
Раздел 1. Основные закономерности изменчивости. Селекция. (8 часов). |
|||
1. |
Наследственная изменчивость. Типы мутаций Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. История и положения мутационной теории Г. де Фриза. Типы мутаций: геномные, хромосомные, генные. |
Изменчивость, норма ре-акции, генотипическая и модификационная изменчивость; комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации, типы мутаций. |
Давать определение ключевым понятиям. Называть уровни возникновения комбинаций генов Приводить примеры комбинативной изменчивости Объяснять причины проявления комбинативной изменчивости у организмов, размножающихся половых путём Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников Объяснять причины наследственных изменений; генных и хромосомных мутаций Приводить примеры разных типов классификаций мутаций Описывать проявление свойств мутаций Выявлять источники мутагенов в окружающей среде |
2. |
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Предсказательные возможности закона и его значение для развития генетики и селекции. Н.И. Вавилов — выдающийся отечественный генетик и селекционер |
Гомологические ряды в наследственной изменчивости. Закон гомологических рядов. Вавилов — выдающийся отечественный генетик и селекционер |
Давать определение ключевым понятиям. Описывать проявление модификационной изменчивости Объяснять причины ненаследственных изменений Обосновывать влияние нормы реакции на приспособление организмов к среде обитания Характеризовать биологическое значение модификаций
|
3. |
Методы изучения наследственной изменчивости человека: генеалогический, близнецовый, биохимические, микробиологические, цитогенетические методы. Хромосомные болезни, их причины.Генная терапия. Ценность генетических знаний: резус-фактор, близкородственные браки и их последствия, профилактика наследственных болезней, медико-генетическое консультирование. Проект «Геном человека», его значение. Генетическая неоднородность человечества — основа его биологического и социального прогресса. Генетические основы иммунитета. Индивидуальное развитие и проблема рака. Биологические особенности злокачественной опухоли. Теория злокачественного роста. Наследственность и рак. Экологические условия развитых стран и онкозаболевания |
Генеративные мутации, наследственные заболевания и их причины: геномные, хромосомные; медико- генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностик |
Знать основные причины наследственных заболеваний. Уметь объяснять опасность близкородственных браков |
4. |
Модификационная изменчивость, ее значение. Норма реакции. Лабораторная работа: 1. Выявление изменчивости у особей одного вида. |
Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость; |
Знать различные виды изменчивости. Уметь объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости . |
5. |
Генетика и селекция Искусственный отбор. Центры происхождения культурных растений. . Роль селекции в сохранении видового разнообразия.
|
Селекция, сорт, порода, штамм; методы селекции, достижения современной селекции, учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. . |
Знать основные методы селекции растений и животных. Уметь: сравнивать массовый и индивидуальный отборы; объяснять явление гетерозиса и причины трудностей межвидового скрещивания |
6. |
Селекция растений. Искусственный и естественный отбор в селекции. Типы скрещивания |
Селекция, сорт; методы селекции, достижения современной селекции, гетерозис, учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. . |
Давать определение ключевым понятиям. Объяснять значение для селекционной работы закона гомологических рядов в наследственной изменчивости Характеризовать положения учения о центрах происхождения культурных растений |
7. |
Селекция животных и микроорганизмов Искусственный и естественный отбор в селекции животных. Анализ родословных при подборе производителей. Типы скрещивания в животноводстве. Отдаленная гибридизация и гетерозис у животных. Роль селекции в сохранении видового разнообразия: основные етоды и перспективы. Микробиологическая технология, ее достижения в получении кормовых белков, ферментов, гормонов, переработке промышленных и бытовых отходов, экологически чистого биотоплива. |
Селекция, порода, штамм; методы селекции, достижения современной селекции, гетерозис, учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения животных. |
Давать определение ключевым понятиям. Выделять признаки сорта и породы Сравнивать отдалённую гибридизацию у растений и животных Характеризовать типы скрещивания в животноводстве Называть методы, используемые в селекции микроорганизмов Объяснять значение селекции микроорганизмов Характеризовать успехи биотехнологии Характеризовать успехи генной инженерии |
|
|
|
|
Раздел II. Организм и среда. Надорганизменные системы. Экосистемы (14 ч) |
|||
8. |
I. Организм и среда (4 ч) Экология, ее значение как ценностно-нормативного знания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. |
Экология, среда обитания, экосистема, экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Ограничивающий фактор. Экологическая ниша. Закон минимума К. Либиха. |
Знать задачи экологии; экологические факторы. Уметь: обосновывать роль экологии в решении практических задач; объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды: биологическое действие экологических факторов на организмы |
9. |
Среды жизни. Водная среда, ее экологические особенности: подвижность, плотность, вязкость, прозрачность, световой и температурный режим, газовый состав водоемов. Адаптации водных организмов к среде. |
Водная среда, ее экологические особенности. |
Знать основные экологические особенности водной среды. Уметь приводить примеры адаптаций организмов к различным особенностям сред жизни. |
10. |
Наземно-воздушная среда. Важнейшие климатические факторы: свет, влажность, температура. Свет как климатический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. |
Наземно-воздушная среда. Адаптации организмов к среде. Экологические группы растений |
Знать основные экологические особенности наземно-воздушной среды, экологические группы растений по отношению к свету. Уметь приводить примеры адаптаций организмов к различным особенностям сред жизни. |
11. |
Почва — самая молодая среда жизни, ее особенности. Живые организмы, как среда жизни. |
Почвенная среда, ее экологические особенности. Живые организмы, как среда жизни. |
Знать основные экологические особенности почвенной среды, живого организмы, как среды жизни . Уметь приводить примеры адаптаций организмов к различным особенностям сред жизни. |
|
|
|
|
12 |
II. Популяция, вид, биоценоз – живые системы (7 ч) Биологический вид – объект изучения систематики, экологии, генетики, эволюции. |
Вид. Подвид. |
Уметь: характеризовать критерии вида |
13 |
Критерии вида: морфологический, географический, экологический, биохимический, физиологический, этологический, генетический. |
Критерии вида, генофонд, популяция. Наличие видов-двойников,. 5. «Описание особей вида по морфологическому критерию». 6. Выявление изменчивости у особей одного вида. 7. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. 8. Решение экологических задач. 9. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
|
Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев; составлять характеристику видов с использованием основных критериев |
14 |
Структура вида Лабораторная работа: 2. Описание особей вида по морфологическому критерию. |
Структура вида |
|
15 |
Популяция — структурная единица вида, генетически открытая система. Важнейшие показатели состояния популяции — численность и плотность, их зависимость от рождаемости, смертности, выживаемости, плодовитости особей. Возрастная и половая структура популяции |
Вид, популяция, генофонд популяции. Объект: популяция. Возрастная и половая структура популяции |
Знать определения вида, популяции, генофонда. Уметь: характеризовать популяцию как структурную единицу вида; популяцию как единицу эволюции |
16 |
Биоценоз — самая сложная живая система. Видовая и пространственная структура биоценоза. Биологическое разнообразие, его ценность. |
Биоценоз — целостная живая система. Видовая и пространственная структура биоценоза Экологическая ниша. |
Знать определения биоценоза, экологической ниши, принципа Гаузе. |
17 |
Типы взаимоотношений популяций разных видов в биоценозе: мутуализм, симбиоз, комменсализм, хищничество, паразитизм, конкуренция. Экологическая ниша. Принцип конкурентного исключения Г.Ф. Гаузе. Лабораторная работа: 3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.
|
Типы взаимоотношений популяций разных видов в биоценозе: |
Уметь приводить примеры различных типов взаимоотношений видов в биоценозе |
|
|
|
|
18 |
III. Экосистемы (8 ч) Биогеоценоз. Экосистема. Вклад А.Д. Тенсли и В.Н. Сукачева в создание учения об экосистеме и биогеоценозе. Функциональные группы организмов в экосистеме. Природные и антропогенные экосистемы, их разнообразие. |
Биоценоз, биогеоценоз, экосистема, биотоп, зооценоз, фитоценоз, микробиоценоз.
|
Знать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. Уметь: характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы; описывать структуру экосистемы |
19 |
Трофическая структура биогеоценоза. Цепи питания: пастбищные и детритные. Трофические уровни. Правило экологических пирамид. Практическая работа: 1.«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».
|
Продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания: пастбищные и детритные. Трофические уровни. Правило экологических пирамид |
Уметь: описывать структуру экосистемы; характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы; составлять схемы передачи вещества и энергии (цепей питания); использовать правило 10 % для расчета потребности организма в веществ |
20 |
Развитие и смена экосистем. Первичные и вторичные сукцессии. Отличие естественных и искусственных экосистем (агроэкосистем). Лабораторная работа №4. Решение экологических задач.
|
Динамическое равновесие. Смена популяций различных видов. Этапы смены экосистем. |
Уметь: объяснять причины устойчивости экосистем, причины смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов; описывать этапы смены экосистем |
21 |
Агроценоз, его высокая продуктивность и неустойчивость. Пути повышения устойчивости агроценозов. |
Агроценоз, виды агроценозов, структура, отличия агроценозов от биогеоценозов. |
Знать способы оптимальной эксплуатации агроценозов; способы сохранения естественных экосистем. |
22 |
Взаимосвязь биогеоценозов в биосфере. |
Взаимосвязь биогеоценозов |
Выявлять изменения в экосистемах; решать простейшие экологические задачи |
23 |
Опасность обеднения биологического разнообразия планеты, пути его сохранения. |
Биологическое разнообразие |
Знать способы оптимальной эксплуатации биоценозов и агроценозов; способы сохранения естественных экосистем. |
24 |
Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. |
Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы |
Уметь: характеризовать влияние человека на экосистемы; приводить примеры экологических нарушений |
25 |
Обобщение по теме «Экосистемы» |
|
Развивать умение объяснять, анализировать, обобщать, систематизировать. Умение работать самостоятельно и в группах. |
26 |
IV. Биосфера (6 ч) Биосфера — единая глобальная экологическая система Земли. |
Биосфера, биогенное вещество, живое вещество. Биомасса. Косное вещество. Биокосное вещество. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот веществ и элементов. Ноосфера. Антропосфера. . |
Знать структурные компоненты и свойства биосферы; границы биосферы и факторы, их обусловливающие. Уметь: характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы, распределение биомассы на земном шаре. Уметь: описывать биохимические циклы воды, углерода, проявление физико-химического воздействия организмов на среду; характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; роль живых организмов в жизни планеты и обеспеченности биосферы необходимыми элементами |
27 |
Живое вещество, его свойства и геохимические функции. |
Живое вещество, его свойства и геохимические функции |
Уметь: описывать биохимические циклы воды, углерода, проявление физико-химического воздействия организмов на среду; характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; роль живых организмов в жизни планеты и обеспеченности биосферы необходимыми элементами |
28 |
Круговорот веществ — основа целостности биосферы |
Круговорот веществ — основа целостности биосферы |
Уметь: описывать биохимические циклы воды, углерода, проявление физико-химического воздействия организмов на среду; характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; роль живых организмов в жизни планеты и обеспеченности биосферы необходимыми элементами |
29 |
Ноосфера. Биосфера и здоровье человека. Лабораторная работа №5. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
|
Ноосфера. Биосфера и здоровье человека. |
Давать определения ключевым понятиям. Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека. Характеризовать развитие учения о ноосфере В.И. Вернадским. |
30 |
Обобщение знаний: семинар |
|
Развивать умение объяснять, анализировать, обобщать, систематизировать. Умение работать самостоятельно и в группах. |
31 |
Итоговая контрольная работа |
|
Умение работать самостоятельно |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Дополнительная литература для учителя:
1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
2. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004;
3. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В. К. Шумного, Г. М, Дымшица, А. О. Рувинского, В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина. Профильный уровень (автор-составитель О. Л. Ващенко). Волгоград, Учитель, 2009г.
4. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
5. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;
6. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
7. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
8. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
9. Пименов А.В., Пименова Е.В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
10. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.
11. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;
12. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. –М.: Дрофа, 2004. – 216 с.
Дополнительная литература для ученика
1. Биология: пособие для поступающих в вузы / под ред. чл.-кор. РАО Н. В. Чебышева. - М., 1999.
2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
3. Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986.
4. Богданова Т. Л. Биология: Задания и упражнения: пособие для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 1991.
5. Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.:ACT-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
6. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
7. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
8. Гиляров М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
9. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
10. Лемеза Н. А. Биология для поступающих в вузы. - Минск: Юнипресс, 2003.
11. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.
12. Пикеринг В. Р. Биология: Школьный курс в 120 таблицах / пер. с англ. А. Шварц, Т. Шварц. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999./ (Сер. «Школьнику, абитуриенту, студенту»).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.