КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
|
Печатается по решению ПЦК
дисциплин профессионального цикла
Протокол № 4 от 28.11. 2017
Составитель: Поливода Т.А.- Программа по дополнительному образованию обучающихся НОО «Музыка и окружающий мир» для студентов по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных класса» ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников». - Рубцовск, 2017, с.17.
Программа внеурочной деятельности разработана на основе положений ФГОС НОО по общекультурному направлению внеурочной деятельности.
Программа включает пояснительную записку, описание содержания программы, тематическое планирование, требование к уровню подготовки, список литературы.
Программа предназначена студентам, изучающим ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», рекомендована педагогам дополнительного образования музыкальных, общеобразовательных школ, организаторам внеурочной деятельности, классным руководителям.
Рецензент: преподаватель высшей категории КГБПОУ «Рубцовского педагогического колледжа» Смирнова Е.В.
Программа по дополнительному образованию
обучающихся НОО
«Музыка и окружающий мир»
1класс
Пояснительная записка
Современное общество нуждается в активных творческих людях, способных к эвристической деятельности. В ходе решения этой проблемы возникает много вопросов. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе и к окружающему миру? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих? Как заставить «душу трудиться»? Как сделать учебную деятельность интересной, проблемной, исследовательской, а неформальной и догматичной? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни?
Не секрет, что часто на занятиях по искусству с детьми преобладают информационные методы, идет частичное приобщение к различным видам музыкальной исполнительской деятельности, а свободная творческая деятельность детей не осуществляется в полной мере.
Ценность творчества заключается не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Именно творчество позволяет ребенку переживать чувство нового, развивать мышление, его гибкость, нестереотипность, оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями, а также освоить и понять систему знаний.
Поэтому, данная программа по учебному предмету «Музыка и окружающий мир», через содержание и использования разнообразных творческих методов и приемов позволит сделать учебный процесс более увлекательным и развивающим.
Уроки учебного предмета «Музыка и окружающий мир» развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Проводя уроки по программе «Музыка и окружающий мир», следует учитывать возрастные и психологические особенности детей, при усвоении музыкально-теоретических знаний. Всегда помнить, что школьников преобладает наглядно — образное мышление, к тому же они любят игровые формы работы, поэтому, чтобы избежать излишней «учености» в изучении музыкальной терминологии, можно использовать рисунки, иллюстрации, кроссворды, ребусы, сказки, загадки, стихи, которые не только активизируют процессы запоминания учебного материала, но и сделают уроки более увлекательными и веселыми.
В настоящее время многие дети уже в младших классах владеют умениями и навыками пользования компьютером. Данные возможности детей также можно использовать в познании музыкального языка. В настоящее время существует много программ в мультимедийной форме, например «Музыкальный класс». Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности» Кирилла и Мефодия откроет для детей двери в удивительный мир музыки и поможет на уроках «Музыки и окружающий мир»:
– развить музыкальный слух и чувство ритма;
– чувствовать музыкальные настроения и интонации;
– разобраться в системе музыкальных терминов;
– научиться слушать и слышать музыку.
Полученные на учебном предмете «Музыка и окружающий мир» знания и формируемые умения, навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области музыкального искусства.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Предлагаемая программа рассчитана на одногодичный срок обучения, где каждая четверть обучения имеет ключевую тему, которая характеризует основные принципы художественной познавательной деятельности детей.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыка и окружающий мир» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации |
Затраты учебного времени |
Всего часов |
|||
Годы обучения |
1 класс |
|
|||
Четверти |
1ч. |
2ч. |
3ч. |
4ч. |
|
Количество недель |
9 |
7 |
10 |
9 |
|
Аудиторные занятия |
9 |
7 |
10 |
9 |
35 |
Самостоятельная работа |
9 |
7 |
10 |
9 |
35 |
Максимальная нагрузка |
18 |
14 |
20 |
18 |
70 |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Максимальная нагрузка учебного предмета «Музыка и окружающий мир» при одногодичном обучении составляет 70 часов. Из них: 35 часов – аудиторные занятия, 35 часов – самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
–1 год обучения – по 1 часу в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
–1 год обучения– по 1 часу в неделю.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая
(от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Цель и задачи предмета «Музыка и окружающий мир»
Цель: сформировать художественно-музыкальную культуру детей в контексте различных видов творческого познания действительности через произведения искусства и оптимизировать созидательные качества личности.
Задачи:
– формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса;
- формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
– развитие музыкально - творческих способностей обучающихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области теории музыки;
– формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
– формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Реализация программы учебного предмета «Музыка и окружающий мир» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Во время самостоятельной работы, обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернета.
Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Музыка и окружающий мир»,
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета «Музыка и окружающий мир», оснащаются пианино или роялем, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами), детскими музыкальными инструментами и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
Оснащение занятий
Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников, рабочих тетрадей, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала данного класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.
При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись ритмических диктантов, интонационные, ритмические, импровизационные, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.
Каждая четверть данной программы имеет свою ключевую тему, которая позволяет через тематизм уроков, освоить основные закономерности существования и развития музыкального искусства.
Первая четверть обучения.
Ключевая тема: «Музыкальная «Партитура Мира».
В содержании уроков данной четверти, будут рассматриваться народные, классические и современные музыкальные произведения, где воплощены образы природы, характеры людей, их взаимоотношения, а также их отношение к окружающему миру.
В освоении содержания данной четверти будут использоваться разнообразные формы познания музыкального искусства. Особое внимание будет уделено - импровизационно - творческим и игровым методам, так как, одно из важнейших качеств психики детей, является - фантазия. Именно в этот период дети эмоционально непосредственны, активны, неординарны в мышлении. Поэтому процесс творчества на занятиях проходит органично и естественно, порой даже интуитивно.
Тематизм уроков первой четверти обучения позволяет детям:
- в музыкальном и поэтическом творчестве выразить свое видение, «звучание» окружающего мира;
- ощутить свою значимость в этом большом мире;
- услышать и сопоставить свой внутренний мир с музыкальным миром искусства.
В содержании уроков данной четверти, будут рассматриваться более глубоко и полно жанры детского фольклора, так как это наиболее доступный пласт народного творчества для понимания, мировоззрения детей и вокально – исполнительских навыков.
В связи с этим на уроках будет доминировать вокально-хоровая деятельность детей, через освоение репертуара детского фольклора, который позволит реализовать следующие задачи:
- дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- привить бережное отношение к культурным традициям своего народа;
- обеспечить знание фольклорного материала;
- формировать и развивать исполнительско - творческие навыки и умения;
- развивать основные вокально-хоровые навыки (дыхание, дикция, звукообразование, звуковедение и т.д.);
- развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребенка.
Третья четверть обучения.
Ключевая тема: «Музыка может говорить…».
В освоении содержания данной четверти будет доминировать более осознанное восприятие содержания произведений искусств, через сравнение, сопоставление и анализ средств выразительности. Рассмотрение понятий «языка» разных видов искусств позволит детям подняться на новый более профессиональный уровень в своей художественно-творческой деятельности.
Формы преподнесения материала на занятиях очень разнообразны, но, учитывая возрастные особенности детей, будет преобладать – игровая, которая позволит организовать процессы созерцания, созидания и общения с музыкой более органичными и естественными.
Каждое занятие будет строиться на основе комплексного использования произведений разных видов искусств (музыка, литература, живопись, пластика и т.д.).
Основной путь постижения собственного творческого потенциала через освоение разных видов искусств будет проходить:
- от художественного восприятия к пониманию художественного языка данного вида искусства;
- от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству;
- от сотворчества к самостоятельному творчеству.
Четвертая четверть обучения.
Ключевая тема: «Путешествие в музыкальный мир разных народов».
Эта четверть является завершающей всего года обучения. Тематизм уроков позволяет детям прикоснуться к музыке разных народов мира.
В освоении содержания данной четверти будет доминировать мыслительная, аналитическая деятельность, поэтому будет использован основной методический прием – нахождения «тождества и контраста» (по Б,Асафьеву) между произведениями музыкального искусства, через анализ средств музыкальной выразительности языка (мелодика, ритм, лад, динамика, гармония, тембр, фактура, оркестровка и пр.) на примере музыкальной культуры разных стран и народов мира.
В ходе размышлений, обучающиеся прейдут к пониманию того, что:
- искусство несет коммуникативную функцию, что это процесс художественного общения на языке эмоций, интонаций;
- музыка - это международный язык, который выражает чувства и мысли разных народов мира;
- музыкальный язык интернационален и понятен всем без перевода;
- народная и профессиональная музыка разных стран и народов – очень многообразна в жанровом, тематическом, сюжетном и образном понимании;
- искусство духовно едино в жизненном содержании разных народов мира.
1 год обучения
№ п/п |
Наименование четверти, темы урока |
Вид учебного занятия |
Общий объём времени в часах |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||
|
1.Четверть «Музыкальная «Партитура Мира» |
|
18 |
9 |
9 |
|
1.1.«Мы слушаем мир!» («музыка» явлений природы: «ветра», «дождя», «грозы», «пение птиц», «водных стихий» и т.д.). Высокие и низкие звуки. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
1.2. «Слушайте! Рождается музыка!» («музыка» речи, жеста, танца, красок). Короткие и долгие звуки. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
1.3. «Музыка дня».(«музыка» утра, дня, вечера, ночной тишины). Нотная грамота. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
1.4. «Путешествие в сказку».(«Музыка леса». Образы Добра и Зла в сказке). Нотная грамота. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
1.5. «Я и моя семья».(Мой День Рождения. Образ Матери. Мои близкие и родные). Нотная грамота. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
1.6. «Звуки и краски осени» (Праздник цветов. Праздник урожая). Лад - мажор. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
1.7. «Поем, танцуем и маршируем!»(Основные музыкальные особенности жанров - песни, танца и марша.). Лад - минор. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
1.8. «Семь чудес радуги».(«Какого цвета «одежда» у лета, осени, зимы и весны?». Характер, настроение в музыке – радость, грусть). Переменность лада: мажор – минор. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
1.9. Текущий контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2. Четверть «Мир русского народного творчества» |
|
14 |
7 |
7 |
|
2.1. «Фольклор – «зеркало» жизни народа». (Песенки – заклички; песенки-игры). Пульс в музыке. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
2.2. «Музыкальные жанры детского фольклора». (Прибаутки, небылицы, дразнилки, перевертыши). Доля в музыке (сильная, слабая в 2\4 размере) |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
2.3. «Жанры устного фольклора». (Считалки, загадки, скороговорки, поговорки, пословицы). Динамика в музыке – f, mf. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
2.4. «В нашей горнице все спорится». (Русская игрушка, «поэзия народного костюма», русские народные музыкальные инструменты). Динамика в музыке – p, mp. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
2.5. «Связь музыки и слова в фольклоре». (Хороводные, лирические, масленичные песни, колядки). Ритм речи. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
2.6.«Особенности поэтического образа в фольклоре» (Трудовые, обрядовые и солдатские песни). Ритм музыки. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
2.7. Текущий контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
3. Четверть «Музыка может говорить…» |
|
20 |
10 |
10 |
|
3.1. «Краски музыки» (Характер, настроение, состояние – музыкальный образ). Музыкальный штрих –легато. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
3.2. «Поговорим с музыкой…» (Изобразительность в музыке). Музыкальный штрих – нон легато. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
3.3. «Поговорим с музыкой…» (Выразительность в музыке). Музыкальный штрих - стаккато. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
3.4. «Интонация» (вопросительная, восклицательная, повествовательная интонации). Музыкальный интервал. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
3.5. «Музыкальные диалоги» (Развитие музыки – изменение музыкального образа). Паузы. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
3.6. «Форма. Построение музыки» (Одночастная, двухчастная форма. Смена характера, настроения – смена части в произведении.) Темп в музыке. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
3.7. «Путешествие в мир большой музыки». (Опера, балет. Увертюра.) Тембр в музыке. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
3.8. «Путешествие в мир большой музыки». (Симфония, концерт Либретто.) Тембр в музыке. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
3.9. «Наши великие «современники». (Основные музыкальные образы в творчестве Ю. Чичкова, В.Шаинского, Р. Паулса, Н. Рыбникова и др.) |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
3.10. Текущий контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
4.Четверть «Путешествие в музыкальный мир разных народов» |
|
18 |
9 |
9 |
|
4.1.«Славянская народная музыка» (русская, белорусская, украинская музыка - сходство и различие музыкального языка) Длительности в музыке (восьмая нота). |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
4.2.«Музыка народов Закавказья» (грузинская, армянская, азербайджанская музыка - сходство и различие музыкального языка) Длительности в музыке (четвертная нота). |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
4.3.«Музыка народов Прибалтики» (латвийская, литовская, эстонская музыка - сходство и различие музыкального языка) Длительности в музыке (половинная нота). |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
4.4.«Музыка народов Азии» (казахская, узбекская, киргизская музыка - сходство и различие музыкального языка) Длительности в музыке (целая нота). |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
4.5.«Музыка народов Востока» (Японская, китайская музыка – особенность музыкального языка) Лад – пентатоника |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
4.6. «Музыка народов Запада» (австрийская, немецкая музыка - сходство и различие музыкального языка) Консонанс. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
4.7. «Музыка народов Запада» (итальянская, французская, испанская музыка) Диссонанс. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
4.8. «Музыка Америки. Джаз» (блюз, регтайм) Музыкальный ритм – синкопа. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
4.9. Итоговый контроль. Урок-концерт |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
Учебная программа по предмету «Музыка и окружающий мир» на 1 год. В распределении учебного материала по четвертям обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.
Содержание учебного предмета «Музыка и окружающий мир» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат доступный уровень сложности распределения учебного материала по четвертям обучения, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.
Распределение учебного материала по четвертям обучения.
Основной уровень сложности:
1 четверть
Понятие о высоких и низких звуках.
Понятие о коротких и долгих звуках.
Нотная грамота.
Лад - мажор, минор.
2 четверть
Пульс, доля (сильная, слабая).
Динамика.
Ритм
3 четверть
Понятие штрихов в музыке (легато, маркато, стаккато).
Паузы.
Темп.
Тембр.
Опера. Балет.
Симфония. Концерт.
Увертюра.
4 четверть
Длительности.
Лад – пентатоника.
Консонанс.
Диссонанс.
Ритм – синкопа.
Формы работы на уроках «Музыка и окружающий мир»
Основные формы работы и виды заданий на уроках служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, развитию художественного мышления, эмоционального отклика на произведения искусства. На каждом уроке необходимо использовать разнообразные формы музыкального воспитания, образования и развития: восприятие музыки и ее слуховой анализ; вокально-хоровая работа, с использования театрально-хоровых упражнений; формирования знаний об элементах теории музыки, с использованием образно-игровых методов и приемов; импровизационно – творческая деятельность; музыкально - ритмические движения; театральные игры; игра на детских музыкальных инструментах; музыкальный ритмический диктант.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Музыка и окружающий мир» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
– сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
– записывать несложные ритмически – музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа;
– умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
– умения осуществлять творческую деятельность, используя разнообразные задания;
– умение выразительно, эмоционально исполнять хоровые произведения.
Примерные требования на итоговом уроке по окончанию первого года обучения
Принять участие в итоговом контрольном уроке, который может быть проведен учителем в разных жанрах: урок-концерт, урок-спектакль, урок - музыкальная гостиная, урок-тест, урок-викторина, урок-«музыкальный сюрприз», урок-творчество. Не зависимо от жанра урока, учащийся должен продемонстрировать усвоение основных музыкальных знаний, умений и навыков, приобретенных в течении года:
– чистое интонирование мелодии песен;
– эмоциональное, осознанное исполнение песен;
– владение основными вокально-хоровыми навыкам
(дыхание, дикция, звукообразование);
– знание элементов музыкальной теории.
Методическое обеспечение учебного процесса
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыка и окружающий мир» создано
учебно-методическое пособие Т.А.Поливода: «Реализация основных форм работы на уроках по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыка и окружающий мир», которое раскрывает значение, сущность, содержание основных форм музыкального обучения, а также предлагает пути, методы и задания, которые позволят преподавать уроки сообразно принципам педагогике искусства.
В этом разделе содержатся методические рекомендации для преподавателей. Рекомендации преподавателям составлены по основным формам работы в классе.
Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы учащихся
Самостоятельная работа учащихся по предмету «Музыка и окружающий мир» основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий и составляет от 1 часа в неделю. Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 5-20 минут в день. Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть), чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе. Должное время необходимо уделить интонационным и ритмическим упражнениям.
Организация занятий
Самостоятельные занятия по предмету «Музыка и окружающий мир» являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:
– выполнение теоретического (возможно письменного) задания,
– сольфеджирование мелодий по нотам,
– разучивание мелодий и выучивание ее наизусть,
– ритмические упражнения,
– творческие задания.
Объем задания должен быть посильным для ученика. Необходимо разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку, ежедневными или через день, по 10-20 минут. Задания должны выполняться в полном объеме. Начинать подготовку к следующему уроку лучше с той части задания, которая предусматривает проработку новых теоретических сведений, с упражнений на развитие музыкальной памяти (заучивание наизусть), или с тех форм работы, которые вызывают у ученика наибольшие трудности, чтобы иметь возможность в течение недели проработать данное задание несколько раз. На уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания (как разучить интонационные упражнения). Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху различные музыкальные примеры, записывая ритм мелодии по памяти, сочиняя и записывая музыкальные построения.
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – СПб.: Речь, 2008. – 174 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
3. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. – М.: АСТ, 2001. – 211 с.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Феникс, 2008. – 217 с.
5. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. –2-е изд. – М.: Владос, 2007. – 148 с.
6. Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста». – М., ВЛАДОС, 2000. – 206 с.
7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества – М.: Астрель, 2005. – 134 с.
8. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 2007. – 119 с.
9. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990. – 94с.
10. Кононова Н.Г. “Музыкально-дидактические игры для дошкольников”.-М., 1982. - 250 с.
11. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2000. – 119 с.
12. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СП6, 2005. - с. 384.
13. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. колледжей. - М., 1994. – 223 с.
14. Тютюнникова Т. Э. Оркестровый урок // Музыкальный руководитель. – 2008. - № 9. 30 с.
15. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. 210 с.
16. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Ред.-сост. Л.А. Боренбойм. – М, 1978. – 132 с.
Интернет - ресурсы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.