Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя
общеобразовательная школа»
Центр образования
цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
Программа по энергосбережению
для обучающихся 5 – 6 классов
«Энергия – наш друг, которого мы бережем»
Главное дело воспитания в том и заключается,
чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так,
чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи
для него значимые ... которые он считает своими,
в решение которых включается.
С. Л. Рубинштейн
Пояснительная записка
Нынешним школьникам предстоит жить в период сложных социальных и экономических отношений, в период ограниченности ресурсов Земли, поэтому они должны обладать азами экономической культуры и экономических знаний. Чтобы грамотно вести себя в социуме они должны научиться ориентироваться в различных жизненных ситуациях, творчески мыслить, действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно.
Таким образом, перед социумом встает очень важная задача – изменить в сознании подрастающего поколения стереотип, что природные энергоресурсы неисчерпаемы. Для этого обучающихся надо познакомить с азами бережного отношения к богатствам земли и ко всему, что их окружает.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай мне действовать самому - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ученик слышит, видит и делает сам, что является основным принципом реализации данной программы.
Процесс формирования бережливости у школьника невозможен без участия родителей, наличие положительного примера играет первостепенную роль. Для того чтобы подрастающее поколение со всей серьезностью относилось к воспитанию в себе экономических качеств, рядом должен находиться взрослый человек, который будет показывать образец достойного поведения. Современные родители также нуждаются в педагогической помощи, помогающей организовать работу с детьми по бережливости и экономности. Следовательно, наряду с детьми необходимо повышение уровня культуры энергосбережения среди родителей, что предусмотрено данной программой.
Актуальность программы
По предмету Основы безопасности жизнедеятельности в 5-6 классах изучаются всевозможные ситуации повседневной жизни, которые приводят к негативным факторам, разрушающим здоровье человека. С целью пропаганды энергосберегающего образа жизни обучающиеся знакомятся с понятием «энергия», ее участием в нашей жизни и возможных последствиях к которым приводит не правильное обращение с ней.
Гипотеза: Если привлечь внимание обучающихся к теме «Энергия - наш друг, которого мы бережем», то мы получим личность с активной гражданской позицией в области энергосбережения.
Цель программы: создание условий для формирования и развития сознания активной гражданской позиции в области энергосбережения.
Задачи:
· Формировать активную позицию к решению экологических задач;
· Привлечь внимание к проблемам использования энергетических ресурсов, экономии энергии с целью сохранения окружающей среды;
· Повышать уровень информационной грамотности в понятиях: энергосбережение, энергия, окружающая среда;
· Изучать окружающую среду Рабитицкого сельского поселения, его энергетический потенциал;
· Создать условия, способствующие привлечению внимания в области энергосбережения;
· Прививать участникам проекта полезные навыки, в области сохранения окружающей среды и энергосбережения;
· Собрать, обобщить и транслировать результаты деятельности через привлечение к проблемам энергосбережения социума, проживающего на территории поселения;
· Формировать осознанное правильное отношение к объектам природы, находящимся рядом, формировать экологическую культуру, культуры сбережения ресурсов, которые служат человеку - газ, свет, вода, тепло
5 – 6 класс – это очередной этап становления личности. В этот период дети перестраиваются из людей слушающих мнение других, в личность, которая грамотно рассуждает и может проявлять активные лидерские способности, вести за собой. В обществе подросток начинает восприниматься как серьезный собеседник, способный подкрепить свои суждения рядом фактов и утверждений. Таким образом, следует обратить внимание на качество информации, которую ребенок воспринимает. При правильном формировании отношения ученика к окружающей среде, энергоресурсам и энергосбережению, решается ряд важных вопросов, что дает возможность не только увеличить кругозор участника программы, но также возможность привлечения внимания социума и семьи при общении с ребенком на острые проблемы в области энергосбережения.
Реализация программы на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» помогает коренным образом пересмотреть понятие «энергия», показать участникам проекта, что энергия это не зло, а наш друг и помощник, которого надо беречь.
Содержание программы
1 модуль – «Энергия в повседневной жизни»
Данный модуль направлен на обучение пятиклассников и позволяет познакомить их с понятием «энергия», где она используется в повседневной жизни и как сильно влияет на привычный образ жизни человека. На данном этапе изучаются различные виды энергии, история их возникновения и начало использования в жизни человека. Так же рассматриваются вопросы: какие положительные факторы заключает в себе энергия, и какие последствия возможны при неправильной эксплуатации.
На этапе практических занятий, обучающиеся:
· знакомятся с информацией, какие объекты энергоснабжения имеются в поселении;
· выясняют, сколько энергии потребляется для обеспечения привычного образа жизни человека, для этого на протяжении 2 недель ведут проект по сбережению электроэнергии (Приложение 1);
· на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», обучающиеся моделируют ветряные мельницы, с целью изучения принципа ее работы и использования ветра в качестве энергетического ресурса (Приложение 2);
· осваивание программы Tinkercad (https://www.tinkercad.com/), знакомство с понятием «3-D моделирование» (Приложение 3);
· в ходе изучения темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» изучаются находящиеся в поселении объекты природной среды и их энергетическая значимость.
Основой для изучения первого модуля служит программа по энергосбережению для обучающихся начальных классов «Мы – пост бережливых». Ученики уже изучали объекты поселения: посещали очистные сооружения, сооружения водного обеспечения, а так же автоматический модуль регулирования отопления, который является одним из крупных объектов энергосбережения в поселении, так как автоматически регулирует отопления в зависимости от погодных условий.
По итогу изучения модуля, обучающиеся готовят презентации, инфографику, лэпбуки по видам энергии с последующим представлением на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
2 модуль – «Энергия в природе»
Данный модуль направлен на обучение обучающихся 6 класса по предмету ОБЖ на котором изучают понятие «чрезвычайные ситуации природного характера». Для полноценного понятия как действовать в тех или иных чрезвычайных ситуациях, необходимо подробно изучить природную среду, а соответственно изучить какая энергия выделяется в природных условиях, как ее приручить и как ее беречь. Для этого выполняются следующие действия:
· демонстрация эксперимента, кипячения воды в пластиковой бутылке на костре (Приложение 4);
· применение шлема виртуальной реальности, для изучения подводного мира на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (Приложение 5);
· использование квадрокоптера для изучения водных и лесных ресурсов деревни Извара (Приложение 6)
Итоговым заданием модуля является выполнение группового проекта по 3-D моделированию, через программу Tinkercad.
3 модуль – «Освоил сам – научи другого»
В данном модуле обучающиеся систематизируют свои знания, готовят проекты и памятки по энергосбережению, конкурсные программы для КВН, брейн-рингов, открытых занятий. Все материалы в последствие реализуются на классных часах, на днях самообразования при проведении открытых занятий и во время ежегодного внутришкольного фестиваля ученичества «УСПЕХ». Памятки распространяются на общешкольных родительских собрания и отчетах главы поселения.
Распределение часов по модулям
№ модуля |
Название модуля |
Кол-во часов |
Через что реализуется |
1 |
Энергия в повседневной жизни |
12 |
- предмет Основы безопасности жизнедеятельности - классные часы по программе курса внеурочной деятельности «РОСТ-5» - внеурочные занятия в Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» по программе курса внеурочной деятельности «Моя безопасность» |
2 |
Энергия в природе |
12 |
- предмет Основы безопасности жизнедеятельности - классные часы по программе курса внеурочной деятельности «РОСТ-6» - внеурочные занятия в Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» по программе курса внеурочной деятельности «Школа безопасности» - дополнительная общеразвивающая программа «Спортивный туризм» |
3 |
Научился сам – научи другого |
10 |
- классные часы - родительские собрания - отчеты главы поселения - мастер классы - акции |
Ожидаемые результаты
Участники проекта должны знать:
· Основы понятия энергосбережения
· Важность природы в жизни человека
· Правила поведения в природных условиях
· Профессии тесно связанные с энергообеспечением и особенности данных профессий
Участники проекта должны уметь:
· Различать объекты природной и техногенной среды
· Соблюдать правила энергосбережения
· Вести наблюдения, собирать и обобщать сведения в области энергосбережения
· Представлять полученные знания в области энергосбережения обществу
· Мотивировать других людей соблюдать правила энергосбережения
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.