ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
формирования у детей старшего дошкольного возраста
основ финансовой грамотности
«Школа Гнома Эконома»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: вводный
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1год (32 часа)
Содержание
Разделы
|
Страницы |
I. Пояснительная записка 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Планируемые результаты |
2 4 7 |
II. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2.1. Учебный (тематический) план 2.2. Диагностическое обеспечение Программы |
8 10 |
III. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график 3.2. Учебно-методическое обеспечение |
13 17
|
IV. Уровневая дифференциация
|
18 |
V. Особенности организации образовательного процесса |
18 |
I. Пояснительная записка
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами.
Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в
торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как
деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Он
знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки
в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры
родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем
постоянно сталкивается дошкольник.
Программа «Школа Гнома Эконома» является программой дополнительного образования социально-гуманитарной направленности (далее Программа) и рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
1.1. Актуальность
Финансовое просвещение и экономическое воспитание —сравнительноновое направление в дошкольной педагогике. Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
Обучение основам финансовой грамотности в детском саду является актуальным, так как создает условия для развития личности ребенка. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет дошкольникам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют
о необходимости
внедрения экономического образования с дошкольного возраста, ко-
гдадети получают первичный опыт участия в элементарных экономи-
ческих отношениях, происходит их приобщение к миру экономиче-
ской действительности.
Новизна Программы
заключается в заложении основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям..
Она разработана с
использованием инновационных образовательных технологий – технологии
проблемного обучения, технологии продуктивного чтения – слушания, которые
заложены в основу образовательной системы «Детский сад 2100». Содержание Программы предполагает
организацию деятельно-
сти детей старшего дошкольного возраста по освоению основных эко-
номических понятий в занимательной и игровой форме
Программа разработана в соответствии с:
-
Федеральным
законом «Об образовании в Российской Феде-
рации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- «Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устрой-
ству, содержанию и организации режима работы дошкольных образо-
вательных организаций» (СП2.4.3648-20 утверждены поста-
новлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. №28);
-
«Федеральным
государственным образовательным стандар-
том дошкольного образования», утвержденным приказом Министер-
ства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№1155.
Программа составлена в соответствии
с принципами, опреде-
ленными Федеральным государственным образовательным стандар-
том дошкольного образования (далее —ФГОС ДО):
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
-
построение
образовательной деятельности на основе индиви-
дуальных особенностей каждого ребенка;
-
содействие
и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-
сотрудничество
дошкольной образовательной организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования
Отличительная особенность данной программыявляется то, что в ней на понятных детям примерах показано, как научиться считать, экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет и как сделать их маленьких денег большие.
Критерии отбора материала Программы:
· финансово-экономическая направленность;
· доступность, наглядность, занимательность;
· воспитательная и нравственная ценность;
· возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.
На основании ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155) в рамках реализации Программы образовательная деятельность осуществляется по следующим направлениям и нацелена на формирование соответствующих компетенций:
1) социально-коммуникативное развитие – понимание необходимости труда для удовлетворения потребностей; готовность к собственной деятельности на благо других людей; позитивные установки к различным профессиям; предпосылки интереса к обучению отдельной профессии;
2) познавательное развитие – первичные представления о потребностях человека и необходимости их соотнесения с возможностями; умение определять необходимое и желаемое; общее представление о различных профессиях;
3) речевое развитие – умение использовать в активной речи слова «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия».
4) художественно-эстетическое развитие – готовность ребенка реализовать полученные экономические представления о труде людей разных профессий, в самостоятельной творческой деятельности (изобразительной и др.).
1.2. Цель и задачи Программы.
Цель: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи Программы:
Образовательные:
ü познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
ü формировать первичные экономические понятия (деньги, ресурсы, цена и т.д.)
ü формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки
ü обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
• трудиться, работать и зарабатывать;
• деньги, доходы;
• покупать, тратить, расходовать транжирить;
• откладывать, копить, сберегать;
• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
• планировать, экономить.
ü способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
ü дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг.
Развивающие:
ü развивать умение творчески подходить к решению игровых проблемных ситуаций, проявлять инициативу и самостоятельность.
ü активизировать коммуникативную деятельность детей;
Воспитательные:
ü сформировать у детей положительную мотивацию к формированию
финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
ü способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств,необходимых для достижения успеха в жизни;
ü воспитывать бережливое отношение ко всем видам собственности, рациональность, трудолюбие, уважение к труду взрослых.
Основные принципы работы:
- Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- Комплексный подход при разработке занятий,
- Вариативность содержания и форм проведения занятий;
- Систематичность и последовательность занятий;
- Наглядность;
- Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
Объем и срок освоения программы:
· Программа рассчитана на 1 год изучения.
· Группы, в которых реализуется программа в 2022-2023 учебном году:
дети 5-6 лет
· Четыре занятия в месяц с октября по май, 32 занятия в год.
· Продолжительность занятий для воспитанников старшей группы – 30 минут;
· Форма работы по Программе: очная, коллективная, групповая, индивидуальная.
Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы)
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, моделирование и др.).
Базовой формой и методом реализации Программы является игра.
Формы подведения итогов реализации рабочей Программы:
мониторинг усвоения детьми дополнительной программыпроводится 2 раза
в год: начальный – в сентябре, итоговый – в мае;
открытые показы занятий дополнительного образования педагогам в ДОУ и
на РМО воспитателей.
Целевые ориентиры:
1. овладел основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован вжелании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;
2. осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, чтоденьги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда,универсальным средством обмена; способен выбирать себе род занятий,участников по совместной деятельности;
3. обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому
себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные
представления об истинных ценностях и богатстве человека;
4. активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
5. владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний;
6. осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
7. способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях
со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
8. различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что
деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
9. проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
10. обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором
он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических
понятий;
11. знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;
12. способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения в различных видах деятельности.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемый результат (5 – 6 лет):
- Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
- Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд -продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- Видят красоту человеческого творения;
- Признают авторитетными качества человека - хозяина: бережливость,
расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
- Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
-Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
II. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
2.1. Учебный (тематический) план
Первый год обучения (5-6 лет)
№ n/n |
Наименование разделов |
Количество часов |
Формы аттестации (контроля) |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1. |
Вводное занятие (мониторинг)
|
1 |
- |
1 |
Выполнение тестовых заданий |
2. |
«Знакомство с гномом Экономом»
|
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий |
Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей» |
|||||
3. |
«Путешествие в страну взрослых дел» |
1 |
- |
1 |
Ответы на вопросы |
4. |
«Домашний труд».
|
0, 5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
5. |
«Все профессии важны» |
0, 5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
6. |
«Трудиться, значит не лениться».
|
0, 5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
7. |
Мини-спектакль «В волшебном лесу» |
- |
1 |
1 |
Выполнение практических заданий |
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
|
|||||
8. |
«Откуда появились деньги» |
0, 5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
9. |
«Какие бывают деньги?»(Купюра. Монета)
|
0, 5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
10. |
«Пластиковая карта – что это?» |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
11. |
«Дом, где живут деньги?» |
0, 5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
12. |
«Путешествие денег в разные страны» |
0, 5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
13. |
«Как деньги попадают к нам в дом?»
|
0, 5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
14. |
«Семейные доходы – семейные расходы» |
0, 5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
15.
|
Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку»
|
-
|
1
|
1
|
Выполнение практических заданий |
16. |
Мини-спектакль «Лисенок Рыжик» |
- |
1 |
1 |
Выполнение практических (тестовых) заданий |
Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»
|
|||||
17. |
«Потребности и желания» |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
18. |
«Товар и цена»
|
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
19. |
«Как правильно делать покупки» |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
20. |
«Идем за покупками»
|
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических (тестовых) заданий |
21. |
«Чего не купишь за деньги»
|
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических (тестовых) заданий |
22.
|
«Долг платежом красен»
|
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
23. |
Ярмарка «Результат труда – товар»
|
- |
1 |
1 |
Выполнение практических (тестовых) заданий |
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
|
|||||
24. |
«Что?Где?Почем?
|
0,5 |
0,5 |
1 |
Ответы на вопросы |
25. |
Творческое занятие «Наша мастерская»
|
- |
1 |
1 |
Выполнение практических заданий |
26. |
«Копилка»
|
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
26. |
«Карманные деньги»
|
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
27. |
«Природные ресурсы и их экономия»
|
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
28. |
«Деньги делают добро» |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических заданий |
29. |
«Реклама вокруг нас» |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение практических (тестовых) заданий |
30. |
«Экономическая квест-игра «Что? Где? Когда?» |
- |
1 |
1 |
Выполнение практических (тестовых) заданий |
31. |
«До новых встреч с Гномом Эконом» |
- |
1 |
1 |
Выполнение практических (тестовых) заданий |
32. |
Мониторинг
|
1 |
- |
1 |
Выполнение практических (тестовых) заданий |
|
2.2. Диагностическое обеспечение программы
Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков
основ финансовой грамотности используются следующие методы:
– Наблюдение.
– Беседы.
– Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
– Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).
В качестве результатов реализации программы выступают следующие
показатели:
- значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего
дошкольного возраста
Критерии |
Показатели |
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) |
- знание ребенком потребностей семьи; - представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; - проявление интереса |
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) |
- отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение с взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. |
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности) |
- проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников |
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Уровень |
Кол-во баллов |
Показатель |
Высокий |
3 |
- Объясняет элементарный смысл экономических понятий, проявляет ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеет представление о работе родителей, употребляет экономические слова и словосочетания; - находится в позиции активного участника событий, способен отразить полученные знания в играх; готов к общению со взрослыми и сверстниками, задает множество вопросов и самостоятельно пытается найти ответы на них; - способен контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремится и умеет проявлять инициативу. |
Средний |
2 |
- Имеет представление об экономических понятиях, но не всегда может объяснить их; - наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; - имеющиеся знания нечеткие, поверхностные; -имеет достаточно представлений об окружающем мире, но не умеет использовать имеющиеся знания; - под руководством взрослого умеет организовывать свою деятельность бережно относится к материальным ценностям, но большую заботу проявляет лишь к вещам личного пользования; не всегда активен, но способен проявлять упорство в достижении цели. |
Низкий |
1 |
- Не может объяснить смысла экономических понятий, не проявляет интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляет в речи экономические слова; - не проявляет интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; - не склонен к бережному отношению к личной и общественной собственности; - не проявляет упорства в достижении цели. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.