Программа по финансовой грамотности "Школа Гнома Эконома"

  • docx
  • 24.09.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа предназначена для детей 5-6 лет
Иконка файла материала программа по финансовой грамотности.docx

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

формирования у детей старшего дошкольного возраста

основ финансовой грамотности

«Школа Гнома Эконома»

 

Направленность: социально-гуманитарная

Уровень программы: вводный

Возраст учащихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1год (32 часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              

Содержание

 

Разделы

 

Страницы

I. Пояснительная записка   

1.1. Актуальность 

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Планируемые результаты                                                                           

 

2

4

7

II. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. Учебный (тематический) план  

2.2. Диагностическое обеспечение Программы                                                                                             

 

8

10

III. Организационно-педагогические условия

3.1. Календарный учебный график

3.2. Учебно-методическое обеспечение

 

13

17

 

 

IV. Уровневая дифференциация

 

18

 

V. Особенности организации образовательного процесса

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами.

           Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в

торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как

деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Он

знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки

в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры

родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем

постоянно сталкивается дошкольник.

Программа «Школа Гнома Эконома» является программой дополнительного образования социально-гуманитарной направленности (далее Программа) и рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.

 

1.1. Актуальность

Финансовое просвещение и экономическое воспитание —сравнительноновое направление в дошкольной педагогике. Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения  каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

     Обучение основам финансовой грамотности в детском саду является актуальным, так как создает условия для развития личности ребенка. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет  дошкольникам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости
внедрения экономического образования с дошкольного возраста, ко-
гдадети получают первичный опыт участия в элементарных экономи-
ческих отношениях, происходит их приобщение к миру экономиче-
ской действительности.

 

Новизна  Программы

заключается в заложении основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте в русле формирования здорового  отношения к деньгам,  совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям..

Она разработана с использованием инновационных образовательных технологий – технологии проблемного обучения, технологии продуктивного чтения – слушания, которые заложены в основу образовательной системы «Детский сад 2100». Содержание Программы предполагает организацию деятельно-
сти детей старшего дошкольного возраста по освоению основных эко-
номических понятий в занимательной и игровой форме

Программа разработана в соответствии с:

-       Федеральным законом «Об образовании в Российской Феде-
рации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

-       «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устрой-
ству, содержанию и организации режима работы дошкольных образо-
вательных организаций» (СП2.4.3648-20 утверждены поста-
новлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. №28);

-       «Федеральным государственным образовательным стандар-
том дошкольного образования», утвержденным приказом Министер-
ства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№1155.

Программа составлена в соответствии с принципами, опреде-
ленными Федеральным государственным образовательным стандар-
том дошкольного образования (далее —ФГОС ДО):

-       полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

-       построение образовательной деятельности на основе индиви-
дуальных особенностей каждого ребенка;

-       содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;

-       поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

-      
сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

-       приобщение детей к социокультурным нормам;

-       формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-       возрастная адекватность дошкольного образования

 

Отличительная особенность данной программыявляется то, что в ней на понятных детям примерах показано, как научиться считать, экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет и как сделать их маленьких денег большие.

 

Критерии отбора материала Программы:

·        финансово-экономическая направленность;

·        доступность, наглядность, занимательность;

·        воспитательная и нравственная ценность;

·        возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.

 

 

На основании ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155) в рамках реализации Программы образовательная деятельность осуществляется по следующим направлениям и нацелена на формирование соответствующих компетенций:

        1) социально-коммуникативное развитие – понимание необходимости труда для удовлетворения потребностей; готовность к собственной деятельности на благо других людей; позитивные установки к различным профессиям; предпосылки интереса к обучению отдельной профессии;

       2) познавательное развитие – первичные представления о потребностях человека и необходимости их соотнесения с возможностями; умение определять необходимое и желаемое; общее представление о различных профессиях;

       3) речевое развитие – умение использовать в активной речи слова «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия».

       4) художественно-эстетическое развитие – готовность ребенка реализовать полученные экономические представления о труде людей разных профессий, в самостоятельной творческой деятельности (изобразительной и др.).

 

1.2.     Цель и задачи Программы.

Цель: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи Программы:

Образовательные:

ü познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

 

ü формировать первичные экономические понятия (деньги, ресурсы, цена и т.д.)

 

ü формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки

 

ü обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

• трудиться, работать и зарабатывать;

• деньги, доходы;

• покупать, тратить, расходовать транжирить;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

 

ü способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

 

ü дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг.

Развивающие:

ü развивать умение творчески подходить к решению игровых проблемных ситуаций, проявлять инициативу и самостоятельность.

ü активизировать коммуникативную деятельность детей;

 

Воспитательные:

ü сформировать у детей положительную мотивацию к формированию

финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

ü способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств,необходимых для достижения успеха в жизни;

ü воспитывать бережливое отношение ко всем видам собственности, рациональность, трудолюбие, уважение к труду взрослых.

 

Основные принципы работы:

-       Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

-       Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-       Комплексный подход при разработке занятий,

-       Вариативность содержания и форм проведения занятий;

-       Систематичность и последовательность занятий;

-       Наглядность;

-       Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

-       Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

Объем и срок освоения программы:

·        Программа рассчитана на 1 год изучения.

·        Группы, в которых реализуется программа в 2022-2023 учебном году:

                        дети 5-6 лет

·        Четыре занятия в месяц с октября по май, 32 занятия в год.

·        Продолжительность занятий для воспитанников старшей группы – 30 минут;

·        Форма работы по Программе:  очная, коллективная, групповая, индивидуальная.

 

 

 

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:

- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы)

- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

- практические (исследование, моделирование и др.).

Базовой формой и методом реализации Программы является игра.

Формы подведения итогов реализации рабочей Программы:

мониторинг усвоения детьми дополнительной программыпроводится 2 раза

в год: начальный – в сентябре, итоговый – в мае;

открытые показы занятий дополнительного образования педагогам в ДОУ и

на РМО воспитателей.

Целевые ориентиры:

1. овладел основными культурными способами деятельности, проявляет

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован вжелании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;

2. осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, чтоденьги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда,универсальным средством обмена; способен выбирать себе род занятий,участников по совместной деятельности;

3. обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам

труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому

себе, обладает чувством собственного достоинства,  имеет начальные

представления об истинных ценностях и богатстве человека;

4. активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в

совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

5. владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную

ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и

желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и

желаний;

6. осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;

7. способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам

поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях

со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;

8. различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что

деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

9. проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

10. обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором

он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических

понятий;

11. знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;

12. способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и

умения в различных видах деятельности.

 

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

 

Ожидаемый результат (5 – 6 лет):

 

- Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);

- Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд -продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- Видят красоту человеческого творения;

- Признают авторитетными качества человека - хозяина: бережливость,

 расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);

- Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

 -Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

 

 

 

 

 

 

 

II.     Содержание дополнительной общеобразовательной                 

                       общеразвивающей программы

 

2.1.  Учебный (тематический) план

                              Первый год обучения (5-6 лет)

n/n

Наименование разделов

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие (мониторинг)

 

1

-

1

Выполнение тестовых заданий

2.

«Знакомство с гномом Экономом»

 

0,5

0,5

1

Выполнение  заданий

 

                       Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей»

3.

«Путешествие в страну взрослых дел»

1

-

1

Ответы на вопросы

4.

«Домашний труд».

 

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

5.

«Все  профессии важны»

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

6.

«Трудиться, значит не лениться».

 

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

7.

Мини-спектакль «В волшебном

лесу»

-

1

1

Выполнение практических заданий

 

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

 

8.

«Откуда появились деньги»

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

9.

«Какие бывают деньги?»(Купюра. Монета)

 

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

10.

«Пластиковая карта – что это?»

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

11.

«Дом, где  живут деньги?»

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

12.

«Путешествие денег в разные страны»

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

13.

«Как деньги попадают к нам в дом?»

 

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

14.

«Семейные доходы – семейные расходы»

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

15.

 

 

Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку»

 

-

 

 

1

 

 

1

 

 

Выполнение практических заданий

16.

Мини-спектакль

«Лисенок Рыжик»

-

1

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»

 

17.

«Потребности и

желания»

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

18.

 «Товар и цена»

 

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

19.

«Как правильно делать покупки»

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

20.

«Идем за покупками»

 

0,5

0,5

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

21.

«Чего не купишь за деньги»

 

0,5

0,5

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

22.

 

«Долг платежом красен»

 

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

23.

Ярмарка «Результат труда – товар»

 

-

1

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

 

24.

«Что?Где?Почем?

 

0,5

0,5

1

Ответы на вопросы

25.

Творческое занятие «Наша мастерская»

 

-

1

1

Выполнение практических заданий

26.

«Копилка»

 

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

26.

«Карманные деньги»

 

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

27.

«Природные ресурсы и их экономия»

 

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

28.

«Деньги делают добро»

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

29.

«Реклама вокруг нас»

0,5

0,5

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

30.

«Экономическая квест-игра «Что? Где? Когда?»

-

1

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

31.

«До новых встреч с Гномом Эконом»

-

1

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

32.

Мониторинг

 

1

-

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

 

 

2.2. Диагностическое обеспечение программы

 

Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков

основ финансовой грамотности используются следующие методы:

– Наблюдение.

– Беседы.

– Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).

– Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).

В качестве результатов реализации программы выступают следующие

показатели:

 - значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

 

Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего

дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент (наличие

знаний и представлений об

экономической жизни детей)

- знание ребенком потребностей семьи;

- представления о труде родителей;

- представления об экономических понятиях;

- проявление интереса

Поведенческо-деятельностный

компонент (экономические умения)

- отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания;

- общение с взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение

находить свое место в общем деле, стремление  к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

Эмоционально-ценностный

компонент

(нравственно-экономические

качества личности)

- проявление бережливости,

ответственности, деловитости и

предприимчивости; - оценка

проявления этих качеств у

сверстников

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

 

Уровень

Кол-во

баллов

Показатель

Высокий

3

- Объясняет элементарный смысл экономических понятий, проявляет ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеет представление о работе родителей, употребляет экономические слова и словосочетания;

- находится в позиции активного участника событий, способен отразить полученные знания в играх; готов к общению со взрослыми и сверстниками, задает множество вопросов и

самостоятельно пытается найти ответы на них;

- способен контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремится и умеет проявлять инициативу.

Средний

2

- Имеет представление об экономических понятиях, но не всегда может объяснить их;

- наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей;

- имеющиеся знания нечеткие, поверхностные;

-имеет достаточно представлений об окружающем мире, но не умеет использовать имеющиеся знания;

- под руководством взрослого умеет организовывать свою

деятельность бережно относится к материальным ценностям, но большую заботу проявляет лишь к вещам личного пользования; не всегда активен, но способен проявлять упорство в достижении цели.

Низкий

1

- Не может объяснить смысла экономических понятий, не проявляет интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не

употребляет в речи экономические слова;

- не проявляет интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели;

- не склонен к бережному отношению к личной и общественной

собственности;

- не проявляет упорства в достижении цели.