Программа по финансовой грамотности "Школа Гнома Эконома"
Оценка 4.8

Программа по финансовой грамотности "Школа Гнома Эконома"

Оценка 4.8
docx
24.09.2022
Программа по финансовой грамотности "Школа Гнома Эконома"
Программа предназначена для детей 5-6 лет
программа по финансовой грамотности.docx

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

формирования у детей старшего дошкольного возраста

основ финансовой грамотности

«Школа Гнома Эконома»

 

Направленность: социально-гуманитарная

Уровень программы: вводный

Возраст учащихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1год (32 часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              

Содержание

 

Разделы

 

Страницы

I. Пояснительная записка   

1.1. Актуальность 

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Планируемые результаты                                                                           

 

2

4

7

II. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. Учебный (тематический) план  

2.2. Диагностическое обеспечение Программы                                                                                             

 

8

10

III. Организационно-педагогические условия

3.1. Календарный учебный график

3.2. Учебно-методическое обеспечение

 

13

17

 

 

IV. Уровневая дифференциация

 

18

 

V. Особенности организации образовательного процесса

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами.

           Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в

торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как

деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Он

знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки

в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры

родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем

постоянно сталкивается дошкольник.

Программа «Школа Гнома Эконома» является программой дополнительного образования социально-гуманитарной направленности (далее Программа) и рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.

 

1.1. Актуальность

Финансовое просвещение и экономическое воспитание —сравнительноновое направление в дошкольной педагогике. Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения  каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

     Обучение основам финансовой грамотности в детском саду является актуальным, так как создает условия для развития личности ребенка. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет  дошкольникам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости
внедрения экономического образования с дошкольного возраста, ко-
гдадети получают первичный опыт участия в элементарных экономи-
ческих отношениях, происходит их приобщение к миру экономиче-
ской действительности.

 

Новизна  Программы

заключается в заложении основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте в русле формирования здорового  отношения к деньгам,  совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям..

Она разработана с использованием инновационных образовательных технологий – технологии проблемного обучения, технологии продуктивного чтения – слушания, которые заложены в основу образовательной системы «Детский сад 2100». Содержание Программы предполагает организацию деятельно-
сти детей старшего дошкольного возраста по освоению основных эко-
номических понятий в занимательной и игровой форме

Программа разработана в соответствии с:

-       Федеральным законом «Об образовании в Российской Феде-
рации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

-       «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устрой-
ству, содержанию и организации режима работы дошкольных образо-
вательных организаций» (СП2.4.3648-20 утверждены поста-
новлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. №28);

-       «Федеральным государственным образовательным стандар-
том дошкольного образования», утвержденным приказом Министер-
ства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№1155.

Программа составлена в соответствии с принципами, опреде-
ленными Федеральным государственным образовательным стандар-
том дошкольного образования (далее —ФГОС ДО):

-       полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

-       построение образовательной деятельности на основе индиви-
дуальных особенностей каждого ребенка;

-       содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;

-       поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

-      
сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

-       приобщение детей к социокультурным нормам;

-       формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-       возрастная адекватность дошкольного образования

 

Отличительная особенность данной программыявляется то, что в ней на понятных детям примерах показано, как научиться считать, экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет и как сделать их маленьких денег большие.

 

Критерии отбора материала Программы:

·        финансово-экономическая направленность;

·        доступность, наглядность, занимательность;

·        воспитательная и нравственная ценность;

·        возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.

 

 

На основании ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155) в рамках реализации Программы образовательная деятельность осуществляется по следующим направлениям и нацелена на формирование соответствующих компетенций:

        1) социально-коммуникативное развитие – понимание необходимости труда для удовлетворения потребностей; готовность к собственной деятельности на благо других людей; позитивные установки к различным профессиям; предпосылки интереса к обучению отдельной профессии;

       2) познавательное развитие – первичные представления о потребностях человека и необходимости их соотнесения с возможностями; умение определять необходимое и желаемое; общее представление о различных профессиях;

       3) речевое развитие – умение использовать в активной речи слова «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия».

       4) художественно-эстетическое развитие – готовность ребенка реализовать полученные экономические представления о труде людей разных профессий, в самостоятельной творческой деятельности (изобразительной и др.).

 

1.2.     Цель и задачи Программы.

Цель: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи Программы:

Образовательные:

ü познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

 

ü формировать первичные экономические понятия (деньги, ресурсы, цена и т.д.)

 

ü формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки

 

ü обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

• трудиться, работать и зарабатывать;

• деньги, доходы;

• покупать, тратить, расходовать транжирить;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

 

ü способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

 

ü дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг.

Развивающие:

ü развивать умение творчески подходить к решению игровых проблемных ситуаций, проявлять инициативу и самостоятельность.

ü активизировать коммуникативную деятельность детей;

 

Воспитательные:

ü сформировать у детей положительную мотивацию к формированию

финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

ü способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств,необходимых для достижения успеха в жизни;

ü воспитывать бережливое отношение ко всем видам собственности, рациональность, трудолюбие, уважение к труду взрослых.

 

Основные принципы работы:

-       Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

-       Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-       Комплексный подход при разработке занятий,

-       Вариативность содержания и форм проведения занятий;

-       Систематичность и последовательность занятий;

-       Наглядность;

-       Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

-       Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

Объем и срок освоения программы:

·        Программа рассчитана на 1 год изучения.

·        Группы, в которых реализуется программа в 2022-2023 учебном году:

                        дети 5-6 лет

·        Четыре занятия в месяц с октября по май, 32 занятия в год.

·        Продолжительность занятий для воспитанников старшей группы – 30 минут;

·        Форма работы по Программе:  очная, коллективная, групповая, индивидуальная.

 

 

 

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:

- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы)

- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

- практические (исследование, моделирование и др.).

Базовой формой и методом реализации Программы является игра.

Формы подведения итогов реализации рабочей Программы:

мониторинг усвоения детьми дополнительной программыпроводится 2 раза

в год: начальный – в сентябре, итоговый – в мае;

открытые показы занятий дополнительного образования педагогам в ДОУ и

на РМО воспитателей.

Целевые ориентиры:

1. овладел основными культурными способами деятельности, проявляет

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован вжелании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;

2. осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, чтоденьги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда,универсальным средством обмена; способен выбирать себе род занятий,участников по совместной деятельности;

3. обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам

труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому

себе, обладает чувством собственного достоинства,  имеет начальные

представления об истинных ценностях и богатстве человека;

4. активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в

совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

5. владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную

ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и

желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и

желаний;

6. осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;

7. способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам

поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях

со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;

8. различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что

деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

9. проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

10. обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором

он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических

понятий;

11. знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;

12. способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и

умения в различных видах деятельности.

 

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

 

Ожидаемый результат (5 – 6 лет):

 

- Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);

- Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд -продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- Видят красоту человеческого творения;

- Признают авторитетными качества человека - хозяина: бережливость,

 расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);

- Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

 -Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

 

 

 

 

 

 

 

II.     Содержание дополнительной общеобразовательной                 

                       общеразвивающей программы

 

2.1.  Учебный (тематический) план

                              Первый год обучения (5-6 лет)

n/n

Наименование разделов

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие (мониторинг)

 

1

-

1

Выполнение тестовых заданий

2.

«Знакомство с гномом Экономом»

 

0,5

0,5

1

Выполнение  заданий

 

                       Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей»

3.

«Путешествие в страну взрослых дел»

1

-

1

Ответы на вопросы

4.

«Домашний труд».

 

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

5.

«Все  профессии важны»

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

6.

«Трудиться, значит не лениться».

 

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

7.

Мини-спектакль «В волшебном

лесу»

-

1

1

Выполнение практических заданий

 

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

 

8.

«Откуда появились деньги»

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

9.

«Какие бывают деньги?»(Купюра. Монета)

 

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

10.

«Пластиковая карта – что это?»

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

11.

«Дом, где  живут деньги?»

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

12.

«Путешествие денег в разные страны»

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

13.

«Как деньги попадают к нам в дом?»

 

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

14.

«Семейные доходы – семейные расходы»

0, 5

0,5

1

Выполнение практических заданий

15.

 

 

Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку»

 

-

 

 

1

 

 

1

 

 

Выполнение практических заданий

16.

Мини-спектакль

«Лисенок Рыжик»

-

1

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»

 

17.

«Потребности и

желания»

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

18.

 «Товар и цена»

 

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

19.

«Как правильно делать покупки»

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

20.

«Идем за покупками»

 

0,5

0,5

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

21.

«Чего не купишь за деньги»

 

0,5

0,5

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

22.

 

«Долг платежом красен»

 

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

23.

Ярмарка «Результат труда – товар»

 

-

1

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

 

24.

«Что?Где?Почем?

 

0,5

0,5

1

Ответы на вопросы

25.

Творческое занятие «Наша мастерская»

 

-

1

1

Выполнение практических заданий

26.

«Копилка»

 

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

26.

«Карманные деньги»

 

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

27.

«Природные ресурсы и их экономия»

 

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

28.

«Деньги делают добро»

0,5

0,5

1

Выполнение практических заданий

29.

«Реклама вокруг нас»

0,5

0,5

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

30.

«Экономическая квест-игра «Что? Где? Когда?»

-

1

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

31.

«До новых встреч с Гномом Эконом»

-

1

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

32.

Мониторинг

 

1

-

1

Выполнение практических (тестовых) заданий

 

 

2.2. Диагностическое обеспечение программы

 

Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков

основ финансовой грамотности используются следующие методы:

– Наблюдение.

– Беседы.

– Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).

– Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).

В качестве результатов реализации программы выступают следующие

показатели:

 - значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

 

Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего

дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент (наличие

знаний и представлений об

экономической жизни детей)

- знание ребенком потребностей семьи;

- представления о труде родителей;

- представления об экономических понятиях;

- проявление интереса

Поведенческо-деятельностный

компонент (экономические умения)

- отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания;

- общение с взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение

находить свое место в общем деле, стремление  к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

Эмоционально-ценностный

компонент

(нравственно-экономические

качества личности)

- проявление бережливости,

ответственности, деловитости и

предприимчивости; - оценка

проявления этих качеств у

сверстников

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

 

Уровень

Кол-во

баллов

Показатель

Высокий

3

- Объясняет элементарный смысл экономических понятий, проявляет ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеет представление о работе родителей, употребляет экономические слова и словосочетания;

- находится в позиции активного участника событий, способен отразить полученные знания в играх; готов к общению со взрослыми и сверстниками, задает множество вопросов и

самостоятельно пытается найти ответы на них;

- способен контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремится и умеет проявлять инициативу.

Средний

2

- Имеет представление об экономических понятиях, но не всегда может объяснить их;

- наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей;

- имеющиеся знания нечеткие, поверхностные;

-имеет достаточно представлений об окружающем мире, но не умеет использовать имеющиеся знания;

- под руководством взрослого умеет организовывать свою

деятельность бережно относится к материальным ценностям, но большую заботу проявляет лишь к вещам личного пользования; не всегда активен, но способен проявлять упорство в достижении цели.

Низкий

1

- Не может объяснить смысла экономических понятий, не проявляет интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не

употребляет в речи экономические слова;

- не проявляет интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели;

- не склонен к бережному отношению к личной и общественной

собственности;

- не проявляет упорства в достижении цели.

 


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Содержание Разделы

Содержание Разделы

I . Пояснительная записка Невозможно вырастить гарм о нично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям

I . Пояснительная записка Невозможно вырастить гарм о нично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям

Детский сад 2100». Содержание

Детский сад 2100». Содержание

Цель и задачи Программы. Цель: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Цель и задачи Программы. Цель: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Воспитательные: ü сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью; ü способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств,необходимых для достижения…

Воспитательные: ü сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью; ü способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств,необходимых для достижения…

Программа предусматривает следующие формы и методы реализации: - игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы) - словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной…

Программа предусматривает следующие формы и методы реализации: - игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы) - словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной…

Планируемые результаты освоения

Планируемые результаты освоения

Наименование разделов Количество часов

Наименование разделов Количество часов

Какие бывают деньги?» ( Купюра

Какие бывают деньги?» ( Купюра

Товар и цена» 0,5 0,5 1

Товар и цена» 0,5 0,5 1

Карманные деньги» 0,5 0,5 1

Карманные деньги» 0,5 0,5 1

Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Высокий 3 - Объясняет элементарный смысл экономических понятий, проявляет ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеет представление о работе родителей, употребляет экономические слова…

Высокий 3 - Объясняет элементарный смысл экономических понятий, проявляет ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеет представление о работе родителей, употребляет экономические слова…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2022