Согласовано. Утверждаю:
Зам.директора по УВР: Директор школы
Мезина Л.В. Пяденкова Е.В. ________________ _________________
«…..»……….…..2021г. «…..»……….…..2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
5-8 классы, для детей с ОВЗ
(8 вид)
Разработчик рабочей программы:
Учитель ИЗО,
Скалина Анна Николаевна.
2021
1 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Изобразительное искусство» автор: И. А. Грошенков). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. - сб.1;
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса разработана и адаптирована на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторской программы «Изобразительное искусство» 5-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений/В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др.-М.:Дрофа,2010
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
Развитие ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.
Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Цели программы:
– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
– содействие развитию основ творческого мышления, деятельности сравнения, обобщения;
- последовательного выполнения рисунка;
- улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;
- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления
Задачи:
коррекционно-развивающая:
-корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
-развивать у учащихся аналитико - синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения;
- совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
-улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
образовательная:
-формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
-развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое,
высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-
прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
-расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
воспитательная:
-воспитывать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и
самостоятельность в работе;
- содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
5 класс.
(2 ч в неделю, всего 68 ч.)
Рисование с натуры
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объёма предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путём добавления воды в краску.
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование на темы
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
6 класс.
(1 ч в неделю, всего 34 ч.)
Рисование с натуры
Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты формы предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т.д.), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимися средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой. Декоративное рисование
Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественно полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приёмах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.
Рисование на темы
Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке своё представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.
7 класс.
(1 ч в неделю, всего 34 ч.)
Рисование с натуры
Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучению детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объёмных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.
Декоративное рисование
Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приёмов работы акварельными красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.
Рисование на темы
Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связанное содержание, использование приёма загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удалённые предметы с учётом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.
8 класс.
(1 ч в неделю, всего 34 ч.)
Рисование с натуры
Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.
Декоративное рисование
Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.
Рисование на темы
Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанpax изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Личностными результатами изучения курса являются:
- формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;
- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка;
- навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- развитие аналитико — синтетической деятельности, сравнения, обобщения;
- улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
5-6 класс:
Обучающиеся должны знать:
· Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
· Отличительные признаки видов изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, живопись);
· Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь);
· Основные средства выразительности (цвет, объем, освещение)
Обучающиеся должны уметь:
· Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
· Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
· Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
· Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
· Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
· Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
· Находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
7 класс:
Обучающиеся должны знать:
· Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
· Отличительные признаки видов изобразительного искусства (скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество, живопись);
· Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, гранит, дерево, фарфор);
· Отличительные особенности декоративно-прикладного творчества;
· Названия крупнейших музеев страны.
Обучающиеся должны уметь:
· Передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
· Определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
· Составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линия;
· Передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
· Ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
· Пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
· Самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов.
8 класс:
Обучающиеся должны знать:
2. Обучающиеся должны уметь:
Календарно-тематическое планирование
5 класс ОВЗ
№п/п |
Программный материал
|
Кол-во часов |
|
I четверть |
16 |
1.
2.
3.
4. 5. 6. 7. 8. 9.
|
Б.Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Жостово, Палех, Федоскино) Д. Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья) Д. Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету) Д. Рисование геометрического орнамента в круге Н. Рисование простого натюрморта (яблоко и стакан) Д. Рисование симметричного узора по образцу Н. Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (керамической вазы) Н. Рисование с натуры дорожных знаков треугольной, квадратной формы Б. Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура) |
2 2
2
2 2 2 2 2 |
|
II четверть |
12 |
1. 2. 3.
4. 5. 6. 7. |
Д. Составление узора в круге из стилизованных природных форм Н. Рисование с натуры предмета конической формы (детская пирамидка) Б. Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка) Д. Оформление новогодней открытки Д. Рисование новогодних карнавальных очков Н. рисование с натуры фигуры человека Т. Рисование на тему «Лес зимой» |
2 2 2
2 2 2
|
|
III четверть |
18 |
1. 2. 3. 4.
5, 6. 7. 8. 9
|
Б. Беседа «Картины художников о школе, товарищах и семье» Т. Рисование на тему «Зимние развлечения» Н. Рисование с натуры цветочного горшка с растением Б. Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили» Д. Декоративное рисование в квадрате узора из растительных форм Н. Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (телевизор) Д. Рисование плаката (открытки) «8 марта» Н. Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (коробка) Н. рисование объёмного прямоугольного предмета, повёрнутого к учащимся углом (аквариум с рыбками) |
2 2 2 2
2 2 2 2 2 |
|
IV четверть
|
18 |
1. 2-3. 4. 5. 6.
7. 8. 9. |
Н. Рисование с натуры игрушки (по выбору учащихся) Т. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения Д. Составление узора в круге Н. Рисование объёмного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник) Б. Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне Н. рисование бабочек, жуков, стрекоз Н. Рисование весенних цветов несложной формы Н. Рисование на свободную тему. |
2 4 2 2 2
2 2 2 |
Календарно-тематическое планирование
6 класс ОВЗ
№п/п |
Программный материал
|
Кол-во часов |
|
I четверть
|
9 ч. |
1.
2-3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Б. Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки – глина, дерево) Д. Составление сетчатого узора для детской ткани (стилизация) Н. Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов Н. Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей Д. Составление симметричного узора Д. Составление эскиза значка-эмблемы (форма по выбору учащихся) Н. Рисование с натуры игрушки (по выбору учащихся) Б. Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись» |
1
2 1 1 1 1 1 1 |
|
II четверть
|
7 ч. |
1. 2-3 4. 5. 6-7. |
Н. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала Т. Рисование на тему «Что мы видели на стройке» Б. Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» Д. Рисование новогодней открытки, плаката Д. Изготовление новогодних масок |
1 2 1 1 2 |
|
III четверть
|
10 ч. |
1-2 3. 4. 5. 6.
7. 8.
9. 10. |
Н. Рисование с натуры предметов цилиндрической формы (кастрюля, кружка) Н. Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (кофейник) Д. Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова) Б. Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» Н. Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы (ваза) Д. Декоративное оформление вазы Н. Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы (торшер) Д. Декоративное оформление торшера Т. Иллюстрирование литературного произведения |
2 1 1 1 1
1 1
1 1 |
|
IV четверть
|
9 ч. |
1. 2. 3-4 5. 8.
7. 8. 9. |
Т. Рисование на тему «Мы покоряем космос» Н. Рисование с натуры птиц Т. Рисование на тему «Птицы - наши друзья» Н. Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус) Б. Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне Н. Рисование с натуры куклы-неваляшки Итоговый урок. Викторина «В мире изобразительного искусства» Рисование на свободную тему.
|
1 1 2 1 1
1 1 1 |
Календарно-тематическое планирование
7 класс ОВЗ
№п/п |
Программный материал
|
Кол-во часов |
|
I четверть |
9 ч. |
1. 2.
3.
4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Б. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись» Н. Рисование с натуры объёмного предмета прямоугольной формы, повёрнутого углом к рисующему (высокая коробка) Н. Рисование по представлению объёмного предмета цилиндрической формы с вырезом ¼ части («Торт») Н. Рисование с натуры предмета, имеющего форму усечённого конуса (чашка) Т. Рисование на тему «Безопасность на дорогах» Н. рисование с натуры объёмных предметов округлой формы (фрукты) Н. рисование с натуры предметов округлой формы (овощи) Н. Рисование животных Б. Беседа об изобразительном искусственна тему «Выразительные средства живописи» |
1 1
1
1 1 1 1 1 1 |
|
II четверть |
7 ч. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Т. Рисование на тему «Цирк» Т. Рисование на тему «Осенний лес» Б. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура» Т. Рисование на тему «Береги здоровье смолоду» Б. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура» Д. Изготовление новогодних украшений для праздника Т. Рисование на тему «Новогодний праздник» |
1 1 1 1 1 1 1 |
|
III четверть |
10 ч. |
1. 2.
3.
4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Б. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика» Д. Выполнение эскизов элементов оформления книги – рисование заставок, буквиц, концовок Н. Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа) Т. Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса Н. Рисование постройки из строительного материала (башня) Т. Рисование на тему «Городские стройки» Н. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза) Д. Самостоятельное составление узора для вазы Н. Рисование с натуры «Орудия труда человека» Б. Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство России» (Хохлома. Гжель. Палех. Жостово.) |
1 1
1
1 1 1 1 1 1 1 |
|
IV четверть |
9 ч. |
1. 2.
3. 4.
5. 6. 7. 8. 9. |
Т. Рисование на тему «Полет на другую планету» Б. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». (Городецкая роспись) Н. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник) Б. Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о великой Отечественной войне Д. Разработка плаката в Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам) Н. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки) Д. Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвящённой спортивным соревнованиям Т. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения Рисование на свободную тему. |
1 1
1 1
1 1 1 1 1 |
Календарно-тематическое планирование
8 класс ОВЗ
№п/п |
Программный материал
|
Кол-во часов |
|
I четверть |
9ч. |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9. |
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему (например, высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязанная лентой). Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении (радиоприемник; телевизор; стопа из 5—6 толстых книг, обвязанных тесьмой). Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Расширение представлений о работе художника-живописца, о материалах и инструментах живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись (И. Грабарь. «Березовая аллея»; И. Машков. «Снедь московская. Мясо, дичь»; В. Серов. «Мика Морозов»; И. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван»; В. Маковский. «Свидание»). Крупнейшие музеи страны. Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал). Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом 1/4 части («Сыр»; «Торт»). Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка; цветочный горшок; ваза). Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер; подсвечник со свечой). Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теплая цветовая гамма. Композиция. (И. Шишкин. «Полдень»; А. Ку-инджи. «Березовая роща»; И. Левитан. «Сумерки. Стога»; М. Врубель. «В ночном»; В. Поленов. «Московский дворик»). Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета. |
1
1
1
1
1
1
1
1
1 |
|
II четверть |
7 ч. |
1.
2.
3.
4. 5.
6.
7.
|
Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса. Рисование с натуры объемных предметов — посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза — по выбору учащихся). Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. (Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н. Томский. «Портрет И. Д. Черняховского»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и др.). Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность. Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа). Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура». Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура твоего города. Разработка декоративной композиции (совместно с учителем), посвященной школьному празднику (эскиз оформления сцены). |
1
1
1
1 1
1
1
|
|
III четверть |
10 ч. |
1.
2.
3.
4. 5.
6. 7.
8.
9.
10. |
Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат. Карикатура. Выполнение эскизов элементов оформления книги — рисование заставок, буквиц, концовок. Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты). Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (овощи). Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня). Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза; кринка). Декоративное рисование — составление узора для вазы. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты). . Демонстрация учебного кинофильма. «Народное декоративно-прикладное искусство России» (2 ч., цв., 1979). Беседа. Показ изделий народного творчества (Хохлома. Гжель. Жостово. Палех и др.). |
1
1
1
1 1
1 1
1
1
1 |
|
IV четверть |
8 ч. |
1.
2. 3.
4. 5.
6.
7.
8. |
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т. п.). Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник; самовар). Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки). Разработка эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам). Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне (П. Логинов и В. Панфилов. «Знамя Победы»; П. Кривоногов. «Брестская крепость»; Ф. Усы-пенко. «Ответ гвардейцев-минометчиков» и др.). Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортивным соревнованиям. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя) |
1
1 1
1 1
1
1
1 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.