«Советы умной совы».
Пояснительная записка:
Актуальность: высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объёме усвоить программу. Не могут нарисовать что-то по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес к учёбе. Появится страх спросить у воспитателя, что не понятно. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное, креативное, логическое мышление, реализовать индивидуальный, творческий потенциал личности. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения, памяти, внимания, восприятия служит одним из важнейших источников при подготовке детей к овладению знаниями. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенными в дальнейшей жизни. А именно современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, креативно мыслящиеся, имеющие коммуникативную способность в общении.
Цель программы:
развитие
познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основными задачами программы являются:
1) Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) Развитие
психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
3)Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно
излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) Формирование навыков творческого мышления;
5) Развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности воспитанников;
6) Формирование и развитие коммуникативных умений: умений общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других;
7) Формирование навыков применения полученных ЗУН в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Содержание программы по развитию познавательной сферы воспитанников включает в себя четыре основных этапа:
Ø выявление общего уровня развития восприятия, образного мышления, памяти, внимания, воображения и речи и разработка основных коррекционных подходов;
Ø отбор содержания, форм, методов коррекционной работы и создание установки на активный психокоррекционный процесс у детей и педагогов;
Ø работа по постепенному устранению негативных отклонений в развитии психических процессов у детей;
Ø оценка эффективности проведенной коррекционной работы и выработка регулирующих параметров, направленных на продолжение коррекционного воздействия на ребенка.
Этапы коррекции
I этап II этап III этап IV этап
Диагностический Установочный Коррекционный Оценочный
Вся работа в рамках диагностического (первого) этапа направлена на изучение сформированности высших психических функций.
Цель проводимой работы: выявить уровень развития психических процессов у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Работа по диагностическому модулю помогает определить исходный уровень каждого ребенка в развитии к обучению. Это дает мне возможность сформулировать развивающие задачи и выстроить индивидуальный маршрут развития ребенка.
В ходе установочного этапа мною продумывается содержание коррекционной работы в рамках организации преемственности воспитателя с работой педагога-психолога, узких специалистов.
Отбираются формы и методы, направленные на реализацию поставленных задач. Цель установочного этапа: сформировать положительную установку у детей на активный психокоррекционный процесс.
Наиболее содержательным этапом коррекционно-развивающей работы является коррекционный этап. Его содержание строится на психопрофилактике и психокоррекции познавательной сферы детей с низким уровнем развития высших психических функций.
Цель коррекционного этапа: формирование познавательной сферы детей с низким уровнем развития высших психических функций как средства преодоления ими трудностей усвоения программы.
Мною был разработан перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий «Хочу все знать!» (приложение 1).
План коррекционно-развивающих занятий «Хочу все знать!» отражает основные принципы коррекционно-развивающего обучения.
Принцип развития динамичности восприятия. Опора на этот принцип предполагает построение занятия на достаточном уровне трудности. Речь идет не об усложнении программы, а об использовании заданий, выполнение которых способствует раскрытию у ребенка его возможностей и способностей, а в нашем случае и развитие механизма компенсации различных психических функций.
Принцип продуктивной обработки информации. С учетом этого принципа в предлагаемой системе коррекционных занятий у ребенка активно вырабатывается способность самостоятельного адекватного реагирования на выполнение заданий. Речь идет о том, что в ходе коррекционно-развивающих занятий, огромная роль отводится продуктивной детской деятельности.
Принцип развития и коррекции высших психических функций. На основе этого принципа, включение упражнений на развитие высших психических функций в содержание коррекционных занятий, позволяет максимально использовать все резервы и возможности организма ребенка в компенсации его дефекта.
Принцип мотивации. Согласно этому принципу в ходе всего коррекционного занятия ребенку должно быть интересно. Поэтому в содержание каждого занятия обязательным является включение творческих, проблемных, но посильных заданий для ребенка.
Заключительным этапом коррекционно-развивающей работы является оценочный этап.
Его цель: оценка эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Данная
программа создает условия для развития у детей познавательных интересов,
формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство
уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий
происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них
исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное
беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они
многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к
успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе.
В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач,
направленных на развитие познавательных процессов у школьников.
Все задания условно можно разбить на несколько групп:
– Задания на развитие внимания.
– Задания на развитие памяти.
– Задания на совершенствование воображения.
– Задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Задания, развивающие
память.
Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять
специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают
и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у
детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается
смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для
рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале геометрического
характера:
Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение
которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и
числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие
мышления.. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать
различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать
связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются
задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические
предписания.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности курса.
Познавательный аспект:
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные
способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой
ситуации.
Развивающий аспект:
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как
умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное,
доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект:
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «
Я-концепцию»).
Основные принципы распределения материала:
1) системность – задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали» – через каждые 7 занятий задания повторяются ;
3) принцип «от простого к сложному» – задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего
развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то
есть в зону актуального развития.
Содержание занятия
Методы и приемы организации учебной деятельности второклассников
ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной
деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также
познавательной активности детей. Большое внимание уделяется проверке
самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин
допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или
иного задания. На занятие по РПС во втором классе отводится 40-45 минут.
Рекомендуемая структура занятия:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2–3 минуты).
РАЗМИНКА (3–5 минут).
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ – ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ (15 минут).
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3–5 минут).
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ – (10 — 15 минут).
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТИ
РАССУЖДАТЬ – (5 минут).
Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие
показатели:
· степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий:
чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и,
следовательно, выше развивающий эффект занятий;
· поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
· результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно;
· косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за
работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности,
внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые
простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение
задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих
умений.
— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
Планирование занятий по развитию познавательной сферы
«Хочу всё знать!»
№ |
Цели и задачи |
Наименование упражнений |
|||
1. |
1. Создание весёлого и жизнерадостного настроения. 2. Развитие слухового внимания 3 Развитие моторно-слуховой памяти. 4. Развитие умения классифицировать и обобщать. 5.Активированме долговременной памяти 6. Развитие логического мышления. |
Игра «Ручеёк»
Игра «Будь внимателен» Игра «Запомни своё место» Игра «Разложи по темам»
Игра «Где, чей дом?»
Игра «Угадай, что я загадала?», итог |
|||
2. |
1. Создание весёлого и жизнерадостного настроения. 2. Развитие зрительной памяти. 3. Развитие творческого воображения
4. Развитие функции обобщения, логического мышления, внимания. Аналитических способностей.
5. Развитие дискурсивной речи.
|
Игра «Ручеёк» Игра «Запомни и нарисуй» Игра «Назови одним словом» Игра «Продолжи логическую цепочку» Игра «Найди неточности в моём суждении» |
|||
3. |
1. Создание весёлого и жизнерадостного настроения. 2. Развитие активного внимания 3. Развитие мелкой моторики. 4. Развитие памяти, наблюдательности. 5. Развитие зрительно-мысленного анализа
6. Развитие избирательности внимания
7. Развитие дискурсивной речи
8.Итоговое занятие
|
Игра «Ручеёк» Игра «Слушай хлопок» Игра «Художник» Игра «Сравни и запомни» Игра «Логические концовки» Игра «Попробуй найти двух одинаковых» Игра «Повтори» |
|||
4. |
1. Создание весёлого и жизнерадостного настроения |
Игра «Ручеёк»
|
|||
|
2. Развитие активного внимания 3. Развитие зрительной памяти.
4. Развитие наблюдательности.
5. Развитие логического мышления.
|
Игра «Зеваки» Игра «Запомни порядок! Игра «Собери цветок» Игра «Найдёшь пару» |
|||
5. |
1. Создание весёлого и жизнерадостного настроения 2. Развитие активного внимания 3. Развитие зрительной памяти, наблюдательности. 4. Развитие кратковременной памяти, образной памяти и воспроизведения
5. Развитие логического мышления.
6. Развитие активного внимания |
Игра «Ручеёк»
Игра «Четыре стихии» Игра «Тень» Игра «Запомни и воспроизведи» Игра «Четвёртый лишний» Игра «Замри» |
|||
6. |
1. Создание весёлого и жизнерадостного настроения 2. Развитие наблюдательности, памяти, внимания 3. Развитие кратковременной зрительной памяти. 4.Развитие пространственных представлений 5. Развитие наблюдательности.
6. Развитие избирательности внимания 7. Развитие активного внимания |
Игра «В магазине зеркал»
Игра «Карлики и великаны»
Игра «Что изменилось?» Игра «Пустые шкафчики» Игра «Разговор по телефону» Игра «Найди и отличи»
Игра «Платочек» |
|||
7. |
1. Создание весёлого и жизнерадостного настроения 2. Развитие внимания 3. Развитие зрительной памяти 4.Активиорвание долговременной памяти, узнавание по предъявлению 5.Формирование умения разложить сложную фигуру на отдельные геометрические фигуры 6. Развитие творческого воображения |
Игра «В магазине зеркал»
Игра «Повторяй за мной» игра «Найди картинку» Игра, «Какая игрушка пропала?» Игра, «Из каких сказок эти герои?» Игра «Дорисуй детали» |
|||
8. |
1. Создание весёлого и жизнерадостного настроения 2.Развитие активного внимания 3.Развитие наблюдательности, памяти 4. Развитие умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки 5. Развитие пространственного мышления 6.Развитие избирательности внимания 7. Развитие творческого воображения |
Игра «В магазине зеркал» Игра «Ухо-нос!»
Игра «Разведчики»
Игра «заполни пустые клетки» Игра «Лабиринты»
Игра «Найди отличия» Игра «Дорисуй » |
|||
9. |
1. Создание весёлого и жизнерадостного настроения 2. Развитие зрительного внимания 3.Активиорвание долговременной памяти, узнавание по предъявлению 4. Развитие логического мышления.
5. Развитие наблюдательности
6. Развитие логического мышления
7. Развитие творческого воображения |
Игра «В магазине зеркал»
Игра с флажками Игра «Опиши по памяти» Игра, «Какой предмет лишний?» Игра «Найди на картинке» Игра «Съедобное – несъедобное» Игра «Дорисуй » |
|||
10. |
1. Создание весёлого и жизнерадостного настроения 2. Развитие внимания и скорости реакции 3 Развитие зрительной памяти 4.Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме) 5. Развитие мышления, способности к анализу, синтезу и комбинированию
6. Развитие кратковременного запоминания |
Игра «В магазине зеркал»
Игра «Кого назвали, тот и лови!» Игра «Что изменилось?» Игра, «Где какие фигуры лежат?» Игра «Смысловые ряды»
Игра «Нарисуй такое же» |
|||
11. |
1. Развитие произвольного внимания
2. Развитие памяти и ощущений 3. Развитие кратковременной, образной памяти 4.Развитие творческих способностей
5. Развитие словесно-логического мышления 6.Формирование моторно-двигательного аппарата, развитие скорости 7. Развитие кратковременной памяти 8. Развитие творческих способностей 9.Итогое занятие «Чему я научился» |
Игра «Слушай команду» Игра с колокольчиками Игра «Запомни ракету»
Игра «Дополни фигуру»
Игра «Последовательные картинки» Игра «По новым местам»
Игра «Запомни фигуры» Игра «Дополни фигуру» Проводят дети |
|||
12. |
1. Развитие произвольного внимания
2. Развитие памяти и ощущений 3.Развитие наблюдательности 4.Развитие умения различать предмет по величине 5. Развитие творческих способностей |
Игра «Слушай команду» Игра «Волшебные ключи» Игра «Бабочка без пары» Игра «Магазин»
Игра «Чудесный лес» |
|||
13. |
1. Развитие произвольного внимания
2. Развитие пространственного мышления 3. Развитие реакции 4.Развитие умения устанавливать логические связи 5.Развитие слухового внимания
6. Развитие зрительного внимания
7. Развитие слухового внимания и скорости реакции
|
Игра «Слушай команду» Игра «Запомни буквы» «Монгольская игра» Игра «Найди одинаковое» Игра «Будь внимателен!» Игра «Пустой квадрат» Игра «Испорченный телефон» |
|||
14. |
1. Развитие произвольного внимания
2. Развитие логического мышления 3. . Развитие кратковременного запоминания 4. . Развитие логического мышления 5.Развитие координации слухового и двигательного анализаторов 6. . Развитие пространственных представлений 7.Развитие избирательности и концентрации внимания 8 Развитие словесно-логического мышления 9.Развитие слуха |
Игра «Слушай команду» Игра «Чем похожи загадки» Игра «Нарисуй кораблик Игра, «Какой предмет лишний» Игра «Четыре стихии» Игра «Поросята и серый волк»
Игра «Корректор»
Игра «Думай, думай» «Споёмте, друзья» |
|||
15 |
1. Развитие произвольного внимания
2.Развитие логического мышления, умения анализировать и синтезировать 3. Развитие слухового внимания
4. Развитие творческого воображения 5.Развитие восприятия 6. Развитие наблюдательности, зрительной памяти. |
Игра «Слушай команду»
Игра «Кто больше знает, пусть дольше игра «Разрезные картинки» Игра «Дорисуй» Игра «Узнай по голосу» Игра «Тень» |
|||
16. |
1. Развитие произвольного внимания
2. Развитие логического мышления
3. Развитие зрительной памяти 4.Развитие зрительного анализа и синтеза 5.Развитие наблюдательности
6.Развитие воображения 7. Развитие избирательности и концентрации внимания |
Игра «Смотри на руки» Игра «Ответь на вопрос» Игра «Заметь всё» Игра «Заплатки» Игра «Что перепутал художник7» игра «На что похоже?» Игра «Корректор» |
|||
17 |
1.Развитие произвольного внимания 2. Развитие зрительной памяти
3.Развитие зрительного восприятия 4. Развитие зрительного анализа и синтеза
5. Развитие словесно-логического мышления 6.Развитие последовательного запоминания, кратковременной, зрительной памяти и последовательного воспроизведения 7. Воспитание выдержки 8. Итоговое занятие
9.Развитие слуха |
Игра «Смотри на руки» Игра, «Какие буквы изменили своё место?» Игра «Сложи картинку»
Игра «Противоположности» Игра «Рассмотри игрушки»
Игра «Совушка - сова»
Игра «Мишка» Проводят дети (игры находят сами) «Споёмте, друзья» |
|||
18 |
1.Развитие произвольного внимания 2. Развитие восприятия 3.Разввитие умения анализировать, устанавливать закономерность 4. Развитие творческого воображения 5. Развитие зрительного восприятия 6. Развитие пространственного восприятия 7.Развитие воображения и скорости реакции |
Игра «Смотри на руки» Игра «Выполни указанное» Игра «Найди отличия» Игра «Дорисуй» Игра «Назови изображения, которые видишь» Игра «Как расположены фигуры» Игра «Море волнуется» |
|||
19. |
1.Развитие произвольного внимания 2.Развитие зрительного анализа и синтеза 3.Развитие концентрации внимания 4. Развитие концентрации внимания и избирательности 5. Развитие зрительной памяти и скорости воспроизведения 6. Развитие логического мышления 7 Развитие пространственных представлений
|
Игра «Смотри на руки» Игра «Путаница» Игра «Слушай хлопок» Игра «Корректор»
Игра «Прятки» Игра «Разложи по порядку»
Игра «Муха» |
|||
20. |
1.Развитие произвольного внимания 2. Развитие зрительной ,слуховой и долговой памяти 3. Развития кратковременного запоминания 4. Развитие зрительного восприятия 5. Развитие логического мышления
6. Развитие воображения
7. Развитие наблюдательности |
Игра «Смотри на руки» Игра «Вспомни, что за герой?» Игра «Зеваки»
Игра «Нарисуй такой же» Игра «Волшебные картинки» Игра, «Какой Мишка лишний?» Игра «Найди»
|
|||
Используемая литература:
1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: беседы с руководителем школьного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М., 2004.
2. Афонькина Ю.А. и др. Диагностическая программа в системе предшкольного образования: Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2006.
3. Выгодский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Дошкольное образование, № 19/2007.
4. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: Развитие речи, математика, мышление. – М.: Айрис-пресс, 2004.
5. Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память. Учебное пособие по мнемотехнике. – СПб.: Издательский Дом «Светлячок», 2001.
6. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию школьников – М.: ВАКО, 2005.
7. Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. /Под ред. Столяра А.А. – М.: Просвещение, 1991.
8. Даниил Эльконин. Размышления над проектом. //Дошкольное образование,
№ 20/2007.
9. Девина И.А., Никитина Т.А. Развиваем память. Развиваем логику. Готовимся к школе (4-6). – М.: Издательство «Ось-89», 2001.
10. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб: Питер, 2004.
11. Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
13. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
14. Мухина В.С. Психология школьника. Учебн. пос. для студентов пед. инст-тов и уч-ся педучилищ. – М.: Просвещение, 1975.
15. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
16. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001.
17. Общая психология: Учеб. Для студентов пед. инст-тов. /Под ред. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
18. Осипова А.А. «Диагностика и коррекция внимания»: – М.: ТЦ Сфера, 2002.
19. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. /Под ред. Арнаутовой Е.П. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
20. Психологическая служба в дошкольном учреждении. /Авторы-составители:
Н.П. Смелянская, Е.И. Кравцова. – Луганск: Янтарь, 2003.
21. Формирование нравственного здоровья школьников: занятия, игры, упражнения. /Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
22. Я работаю психологом. /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.