Программа по краеведению 3 класс
Оценка 4.8

Программа по краеведению 3 класс

Оценка 4.8
docx
16.05.2023
Программа по краеведению 3 класс
Programma_kraevedenie.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)

 

Лукьянова Н.В.

Дата:_____________________

 

 

 

 

 

 

 

Программа по внеурочной деятельности
 «Край ты мой, родимый край…»
для 3 класса
Сроки реализации программы: 2022 – 2023 г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: студентка 3 курса группы 3 ш
Блажнова Ирина Сергеевна

 

Рязань, 2022

 

Поянительная записка

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Велик образовательно-воспитательный потенциал народного наследия, оказывающий положительное на пробуждение в душах людей патриотических чувств, интереса и уважения к историческому прошлому Родины. Самоидентификация подрастающей личности как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей Малой Родины. Важным элементом содержания компонента является краеведение.

 Актуальность программы состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области краеведения, направленную на решение проблемы воспитания патриотических и нравственных качеств личности, так актуальных в наше время.

Важная особенность направления: "краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень".

Программа направлена на углубление знаний обучающихся о Родном крае через его комплексное изучение: его природных, социальных и культурных факторов, формирующих и изменяющих его состояние.

  Программа ориентирована на воспитание у учащихся чувства гордости за свою Малую Родину, способствует развитию духовной культуры через изучение  народного слога родного края. Кроме того, краеведческий материал формирует целостное представление о взаимосвязи развития своего села, района, области и развития страны.

Направленность программы туристско-краеведческая.

Цель программы: воспитание у обучающихся патриотических качеств  на основе развития интереса к выдающимся людям малой Родины; бережного отношения к историческим и культурным ценностям края; воспитания любви к природе родного края.

Задачи программы:

Образовательные:

1.     Сформировать представление обучающихся о Родном крае путем изучения разных аспектов его структуры: природных, социальных и культурных;

2.     Познакомить обучающихся с историей Рязанского края посредством экскурсионной и поисковой деятельности;

3.     Раскрыть особенности культурной жизни Малой Родины на основе изучения традиций и промыслов Рязани, деятельности выдающихся людей края;

Воспитательные:

1.     Формировать чувство патриотизма, гордости за Малую Родину на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений края;

2.     Формировать чувство толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме;

3.     Создать условия для расширения участия семьи в изучении Родного края: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей;

4.     Формировать уважительное, бережное отношение к природе Родного края;

Развивающие:

1.     Развивать познавательный интерес, активность, инициативность любознательность в процессе познания;

2.     Развивать творческие способности через конкурсы, музыкальные и литературные вечера;

3.     Развивать коммуникативные навыки;

4.     Развивать экологическое мышление и способность к учету и оценке экологических последствий.

            Отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «Город, в котором я живу: Рязань» (топонимика,культура), «Загадки природы Рязанского края» (природа), «Край родной – я тебя воспеваю!» (выдающиеся люди), «От мечты к открытию» (научный вклад в развитие края); «Не властны над памятью годы» (защитники, я и моя семья) исследовательская деятельность обучающихся, подготовка, проведение экскурсий по Рязанской области. От других подобных программ ее отличает адаптация к конкретному Рязанскому краю.

Описание места учебного курса в учебном плане

Для обучащихся занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Данная программа рассчитана на 1 год и предназначена для работы с обучающимися 3 классов. Количество часов: 33.

Возраст детей

9 – 10 лет. Набор детей – свободный (по желанию ребенка).

Планируемые результаты

Будут знать:

·        основные краеведческие понятия;

·        расположение Рязанской области на карте России; города и районы Рязанской области, улицы г. Рязани;

·        особенности культуры края: традиции, обычаи, промыслы, легенды;

·        животный и растительный мир Рязанской области: редкие и исчезающие виды;

·        зоопарк, заповедники Рязанской области;

·        знаменитых людей Рязанского края: в области культуры и науки: С.А. Есенина, А.И. Солженицына, К.Э Циолковского, И.П. Павлова;

·        музеи и архитектурные памятники Рязани и Рязанской области;

·        ветеранов и героев Рязанской области, участвовавших в Вов, и их подвиги;

·        музыкальные и стихотворные произведения о войне.

Иметь практический опыт:

·        в потребности самобразования посредством изучения истории Родного края;

·        в изучении местоположения Рязаснкой области в ходе работы с картами;

·        в театрализации легенд Рязанского края;

·        работе с информацией: работа с Красной книгой Рязанской области, историей улиц г. Рязани (поиск, подбор, анализ, представление информации);

·        во владении культурой речи посредством защиты проектов, участия в литературных вечерах, конферециях, беседах;

·        в чтении стихотворных произведений поэта Рязанской области: С.А. Есенина;

·        в исполнении музыкальных произведений о войне;

·        в организации ярморок, выставок рисунков.

Будут уметь:

·        использовать полученные знания в дальнейшем обучении;

·        работать с источниками информации: научной литературой, справочным материалом; осуществлять поиск и подбор, анализ найденной информации, её представление;

·        рассказывать о важнейших событиях истории Рязанского края: ее участниках;

·        рассказывать о научных открытиях, знаменитых ученых Родного края;

·        демонстрировать организаторские способности в обучении и повседневной жизни: организация вечеров (литературных, музыкальных), выставок, ярмарок.

Формы диагностики и подведения итогов реализации программы:

·        Наблюдение (при выезде на экскурсии, при выступлении; во время бесед, конференций, посещения музеев): умение взаимодействовать с социумом, руководствуясь правилами поведения и общения; изучение поведенческих установок, организационных навыков (регуляции и самоорганизации);

·        Тестирование, викторина: выявление уровня освоения программы;

·        Беседа, конференция: обсуждение ситуаций; взглядов и мнений обучающихся;

·        Конкурсы, литературные вечера, экскурсии, игры по станциям: изучение уровня сформированности культуры, познавательной активности.

Программа направлена на освоение школьником результатов 3 – х уровней:

Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о Рязанской области (ее истории; промыслах; традициях и обычаях; животном и растительном мире; науке; выдающихся людях);

Второй уровень результатов – получение школьником опыта практической деятельности (в работе с картой Рязанской области; с Красной книгой Рязанской области; участии в музыкальных и поэтических вечерах; театрализации изученных легенд Рязвнского края);

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: в проектной деятельности (разработке проекта); в создании ярмарок и выставок рисунков.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

Проектная деятельность: «По улицам родного города», «На красной странице звери и птицы…», «Красная книга Рязанской области: растения»;

Организация ярмарок, выставок: «Красоту творим руками: народные промыслы Рязанской области», «Природа Рязанщины», «Как хорошо на свете без войны…»;

Игры, тестирование, викторина: «Что такое краеведение?», «О той земле, где ты родился: обычаи и традиции Рязанского края», «В царстве животных», «Зеленый мир Рязанской области», 

Литературный и музыкальный вечера, театрализация: «Легенды родного края», «Посвящаю, мой город, тебе», «В книжной памяти мгновения войны», «Песня тоже воевала».

Методическое обеспечение программы:

Основные формы проведения занятий – беседы, конкурсы, экскурсии, викторины, выставки, проектная деятельность, вечера, ярмарки.

·        Индивидуальная: проектная деятельность;

·        Групповая: организация ярмарок, конкурсов, литературных и музыкальных вечеров;

·        Практическая: экскурсии, проектная деятельность;

·        Теоретическая:  виртуальная экскурсия, проектная деятельность.

Используемые методы:

·        словесный (беседа,конференция)

·        наглядный (фильм, творческие работы)

·        практический ( проектная деятельность).

Дидактический материал:

·        раздаточный материал;

·        книги, энциклопедии;

·        карты;

·        видеоматериалы;

·        плакаты;

·        патриотическими песнями.

Материально-техническое обеспечение программы.

·        Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий.

·        На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, энциклопедии, интернет.

·        Транспорт для экскурсий.

·        Аудиотехника и телевизионное оборудование.

Учебно-тематическое планирование:

№ п/

п

Тема занятия

Часы

Форма проведения

Контроль

Сроки и место проведения

1

Что такое краеведение?

1

Беседа: техника безопасности на занятиях

Фронтальный опрос/тест

Школа

 

«Город, в котором я живу: Рязань»

 

 

 

 

2

Я в этом городе живу, я этот город знаю.

1

Виртуальное путешествие.

 

Школа

 

3

По улицам родного города.

2

Проектная деятельность.

 

Школа

4

Рязанский Кремль - сердце Рязани.

1

экскурсия

 

Рязанский Кремль

5

О той земле, где ты родился: обычаи и традиции Рязанского края.

1

Викторина.

 

Школа

6

Красоту творим руками: народные промыслы Рязанской области.

1

Выставка: ярмарка.

 

Школа

7

Легенды родного края.

2

Театрализация.

 

Школа

8

Это наш город!

1

 

Краеведческая викторина.

Школа

 

«Загадки природы Рязанского края»

 

 

 

 

9

Природа Рязанщины

1

Конкурс рисунков.

 

Школа

10

Экскурсия в Ряжский зоопарк.

1

Экскурсия.

 

 

11

В царстве животных.

1

Игра по станциям.

 

Школа

12

На красной странице звери и птицы…

1

Проект.

 

Школа

13

Зеленый мир Рязанской области.

1

Игра по станциям.

 

Школа

14

Красная книга Рязанской области: растения.

1

Проект.

 

Школа

15

Экскурсия в Окский государственный природный биосферный заповедник.

1

Экскурсия.

 

 

16

Дом, в котором мы живем.

1

 

Игра по станциям.

Школа

 

«Край родной – я тебя воспеваю!»

 

 

 

 

17

Есенинская Русь.

1

Беседа. Знакомство с поэтом.

 

Школа

18

«Посвящаю, мой город, тебе»

1

Литературный вечер.

 

Школа

19

Экскурсия в село Константиново.

1

Экскурсия.

 

 

20

Творчество А. И. Солженицына.

1

Беседа.

 

Школа

21

Экскурсия в музейный центр имени А. И. Солженицына.

1

Экскурсия.

 

 

 

«От мечты к открытию»

 

 

 

 

22

С улыбкой вокруг Земли.

1

Просмотр фильма: «Удивительные миры Циолковского»

 

Школа

23

Экскурсия в музей К.Э. Циолковского.

1

Экскурсия.

 

 

24

Наш земляк И. П. Павлов

1

Беседа.

 

Школа

25

Экскурсия в Дом Науки.

1

Экскурсия.

 

 

26

«Великие люди Рязанского края».

1

 

Тест

Школа

 

«Не властны над памятью годы»

 

 

 

 

27

«Ты хочешь мира? Помни о войне!».

1

Конференция.

 

Школа

28

«Подвигом славны твои земляки».

1

Выступление обучающихся с рассказам о героях-родственниках.

 

Школа

29

«В книжной памяти мгновения войны».

1

Литературный вечер

 

Школа

30

«Песня тоже воевала».

1

Музыкальный вечер

 

Школа

31

«Как хорошо на свете без войны…»

1

Конкурс рисунков

 

Школа

32

«Мой город в сердце моем»

1

 

Игра по станциям. Итоги года.

Школа

 

 

 

Содержание программы:

1.     Что такое краеведение?

Знакомство с понятием «краеведение», объяснение значимости данного направления.

2.     Я в этом городе живу, я этот город знаю.

Изучение карты, виртуальная экскурсия по значимым объектам;

3.     По улицам родного города.

Изучение истории улиц в ходе проекта;

4.     Рязанский Кремль - сердце Рязани.

Знакомство с объектами Рязанского кремля;

5.     О той земле, где ты родился: обычаи и традиции Рязанского края.

Знакомство с обычаями и традлициями Рязанского края;

6.     Красоту творим руками: народные промыслы Рязанской области.

Выставка с представлением информации о промыслах;

7.     Легенды родного края.

Театрализация, выступление обучающихся на выбранные ими легенды;

8.     Это наш город!

Краеведческая викторина на установление уровня освоения раздела «Город, в котором я живу: Рязань»;

9.     Природа Рязанщины.

Выполнение рисунков;

10. Экскурсия в Ряжский зоопарк.

Изучение животных в Ряжском зоопарке;

11. В царстве животных.

Игра по станциям: виды животных Рязанского края;

12. На красной странице звери и птицы…

Проектная деятельность: поиск, изучение редких видов животных;

13. Зеленый мир Рязанской области.

Игра по станциям: виды животных Рязанского края;

14. Красная книга Рязанской области: растения.

Проектная деятельность: поиск, изучение редких видов растений;

15. Экскурсия в Окский государственный природный биосферный заповедник.

Изучение растительного мира.

16. Дом, в котором мы живем.

Игра по станциям на установление уровня освоения раздела «Загадки природы Рязанского края»;

17. Есенинская Русь.

Беседа, знакомство с личностью С.А. Есенина, собенностями его творчества;

18. «Посвящаю, мой город, тебе».

Литературный вечер, посвященный творчеству С.А. Есенина;

19. Экскурсия в село Константиново.

Знакомство с Малой Родиной поэта С.А. Есенина;

20. Творчество А. И. Солженицына.

Беседа, знакомство с биографией А.И. Солженицына, особенностями творчества;

21. Экскурсия в музейный центр имени А. И. Солженицына.

Знакомство с Малой Родиной писателя А.И. Солженицына;

22. С улыбкой вокруг Земли.

Просмотр фильма «Удивительные миры Циолковского», обсуждение фильма;

23. Экскурсия в музей К.Э. Циолковского.

Знакомство с деятельностью К.Э. Циолковского;

24. Наш земляк И. П. Павлов.

Знакомство с биографией академика, вкладом в медицину;

25. Экскурсия в Дом Науки.

Изучение деятельности И.П. Павлова, рассмотрение экспонатов;

26. «Великие люди Рязанского края».

Тестирование на установление уровня освоения разделов: «Край родной - я тебя воспеваю!», «От мечты к открытию»;

27. «Ты хочешь мира? Помни о войне!».

Обсуждение событий войны в форме конференции;

28. «Подвигом славны твои земляки».

Выступление обучающихся с рассказами о героях – родственниках;

29. «В книжной памяти мгновения войны».

Литературный вечер, знакомство с авторами и произведениями военных лет;

30. «Песня тоже воевала».

Музыкальный вечер: исполнение музыкальных произведений военных лет;

31. «Как хорошо на свете без войны…».

Конкурс рисунков: изображение символов мира.

32. «Мой город в сердце моем».

Подведение итогов года.


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ

Поянительная записка Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества

Поянительная записка Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества

Образовательные: 1. Сформировать представление обучающихся о

Образовательные: 1. Сформировать представление обучающихся о

Отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «Город, в котором я живу:

Отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «Город, в котором я живу:

Иметь практический опыт: · в потребности самобразования посредством изучения истории

Иметь практический опыт: · в потребности самобразования посредством изучения истории

Наблюдение (при выезде на экскурсии, при выступлении; во время бесед, конференций, посещения музеев): умение взаимодействовать с социумом, руководствуясь правилами поведения и общения; изучение поведенческих установок,…

Наблюдение (при выезде на экскурсии, при выступлении; во время бесед, конференций, посещения музеев): умение взаимодействовать с социумом, руководствуясь правилами поведения и общения; изучение поведенческих установок,…

Игры, тестирование, викторина : «Что такое краеведение?», «О той земле, где ты родился: обычаи и традиции

Игры, тестирование, викторина : «Что такое краеведение?», «О той земле, где ты родился: обычаи и традиции

На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, энциклопедии, интернет

На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, энциклопедии, интернет

Рязанского края» 9

Рязанского края» 9

От мечты к открытию» 22

От мечты к открытию» 22

Содержание программы: 1.

Содержание программы: 1.

Красная книга Рязанской области: растения

Красная книга Рязанской области: растения

Ты хочешь мира? Помни о войне!»

Ты хочешь мира? Помни о войне!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2023