МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)
Лукьянова Н.В.
Дата:_____________________
Программа
по внеурочной деятельности
«Край ты мой, родимый край…»
для 3 класса
Сроки
реализации программы: 2022 – 2023 г.г.
Составитель:
студентка 3 курса группы 3 ш
Блажнова Ирина Сергеевна
Рязань, 2022
Поянительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Велик образовательно-воспитательный потенциал народного наследия, оказывающий положительное на пробуждение в душах людей патриотических чувств, интереса и уважения к историческому прошлому Родины. Самоидентификация подрастающей личности как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей Малой Родины. Важным элементом содержания компонента является краеведение.
Актуальность программы состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области краеведения, направленную на решение проблемы воспитания патриотических и нравственных качеств личности, так актуальных в наше время.
Важная особенность направления: "краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень".
Программа направлена на углубление знаний обучающихся о Родном крае через его комплексное изучение: его природных, социальных и культурных факторов, формирующих и изменяющих его состояние.
Программа ориентирована на воспитание у учащихся чувства гордости за свою Малую Родину, способствует развитию духовной культуры через изучение народного слога родного края. Кроме того, краеведческий материал формирует целостное представление о взаимосвязи развития своего села, района, области и развития страны.
Направленность программы туристско-краеведческая.
Цель программы: воспитание у обучающихся патриотических качеств на основе развития интереса к выдающимся людям малой Родины; бережного отношения к историческим и культурным ценностям края; воспитания любви к природе родного края.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Сформировать представление обучающихся о Родном крае путем изучения разных аспектов его структуры: природных, социальных и культурных;
2. Познакомить обучающихся с историей Рязанского края посредством экскурсионной и поисковой деятельности;
3. Раскрыть особенности культурной жизни Малой Родины на основе изучения традиций и промыслов Рязани, деятельности выдающихся людей края;
Воспитательные:
1. Формировать чувство патриотизма, гордости за Малую Родину на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений края;
2. Формировать чувство толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме;
3. Создать условия для расширения участия семьи в изучении Родного края: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей;
4. Формировать уважительное, бережное отношение к природе Родного края;
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес, активность, инициативность любознательность в процессе познания;
2. Развивать творческие способности через конкурсы, музыкальные и литературные вечера;
3. Развивать коммуникативные навыки;
4. Развивать экологическое мышление и способность к учету и оценке экологических последствий.
Отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «Город, в котором я живу: Рязань» (топонимика,культура), «Загадки природы Рязанского края» (природа), «Край родной – я тебя воспеваю!» (выдающиеся люди), «От мечты к открытию» (научный вклад в развитие края); «Не властны над памятью годы» (защитники, я и моя семья) исследовательская деятельность обучающихся, подготовка, проведение экскурсий по Рязанской области. От других подобных программ ее отличает адаптация к конкретному Рязанскому краю.
Описание места учебного курса в учебном плане
Для обучащихся занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Данная программа рассчитана на 1 год и предназначена для работы с обучающимися 3 классов. Количество часов: 33.
Возраст детей
9 – 10 лет. Набор детей – свободный (по желанию ребенка).
Планируемые результаты
Будут знать:
· основные краеведческие понятия;
· расположение Рязанской области на карте России; города и районы Рязанской области, улицы г. Рязани;
· особенности культуры края: традиции, обычаи, промыслы, легенды;
· животный и растительный мир Рязанской области: редкие и исчезающие виды;
· зоопарк, заповедники Рязанской области;
· знаменитых людей Рязанского края: в области культуры и науки: С.А. Есенина, А.И. Солженицына, К.Э Циолковского, И.П. Павлова;
· музеи и архитектурные памятники Рязани и Рязанской области;
· ветеранов и героев Рязанской области, участвовавших в Вов, и их подвиги;
· музыкальные и стихотворные произведения о войне.
Иметь практический опыт:
· в потребности самобразования посредством изучения истории Родного края;
· в изучении местоположения Рязаснкой области в ходе работы с картами;
· в театрализации легенд Рязанского края;
· работе с информацией: работа с Красной книгой Рязанской области, историей улиц г. Рязани (поиск, подбор, анализ, представление информации);
· во владении культурой речи посредством защиты проектов, участия в литературных вечерах, конферециях, беседах;
· в чтении стихотворных произведений поэта Рязанской области: С.А. Есенина;
· в исполнении музыкальных произведений о войне;
· в организации ярморок, выставок рисунков.
Будут уметь:
· использовать полученные знания в дальнейшем обучении;
· работать с источниками информации: научной литературой, справочным материалом; осуществлять поиск и подбор, анализ найденной информации, её представление;
· рассказывать о важнейших событиях истории Рязанского края: ее участниках;
· рассказывать о научных открытиях, знаменитых ученых Родного края;
· демонстрировать организаторские способности в обучении и повседневной жизни: организация вечеров (литературных, музыкальных), выставок, ярмарок.
Формы диагностики и подведения итогов реализации программы:
· Наблюдение (при выезде на экскурсии, при выступлении; во время бесед, конференций, посещения музеев): умение взаимодействовать с социумом, руководствуясь правилами поведения и общения; изучение поведенческих установок, организационных навыков (регуляции и самоорганизации);
· Тестирование, викторина: выявление уровня освоения программы;
· Беседа, конференция: обсуждение ситуаций; взглядов и мнений обучающихся;
· Конкурсы, литературные вечера, экскурсии, игры по станциям: изучение уровня сформированности культуры, познавательной активности.
Программа направлена на освоение школьником результатов 3 – х уровней:
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о Рязанской области (ее истории; промыслах; традициях и обычаях; животном и растительном мире; науке; выдающихся людях);
Второй уровень результатов – получение школьником опыта практической деятельности (в работе с картой Рязанской области; с Красной книгой Рязанской области; участии в музыкальных и поэтических вечерах; театрализации изученных легенд Рязвнского края);
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: в проектной деятельности (разработке проекта); в создании ярмарок и выставок рисунков.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
Проектная деятельность: «По улицам родного города», «На красной странице звери и птицы…», «Красная книга Рязанской области: растения»;
Организация ярмарок, выставок: «Красоту творим руками: народные промыслы Рязанской области», «Природа Рязанщины», «Как хорошо на свете без войны…»;
Игры, тестирование, викторина: «Что такое краеведение?», «О той земле, где ты родился: обычаи и традиции Рязанского края», «В царстве животных», «Зеленый мир Рязанской области»,
Литературный и музыкальный вечера, театрализация: «Легенды родного края», «Посвящаю, мой город, тебе», «В книжной памяти мгновения войны», «Песня тоже воевала».
Методическое обеспечение программы:
Основные формы проведения занятий – беседы, конкурсы, экскурсии, викторины, выставки, проектная деятельность, вечера, ярмарки.
· Индивидуальная: проектная деятельность;
· Групповая: организация ярмарок, конкурсов, литературных и музыкальных вечеров;
· Практическая: экскурсии, проектная деятельность;
· Теоретическая: виртуальная экскурсия, проектная деятельность.
Используемые методы:
· словесный (беседа,конференция)
· наглядный (фильм, творческие работы)
· практический ( проектная деятельность).
Дидактический материал:
· раздаточный материал;
· книги, энциклопедии;
· карты;
· видеоматериалы;
· плакаты;
· патриотическими песнями.
Материально-техническое обеспечение программы.
· Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий.
· На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, энциклопедии, интернет.
· Транспорт для экскурсий.
· Аудиотехника и телевизионное оборудование.
Учебно-тематическое планирование:
№ п/ п |
Тема занятия |
Часы |
Форма проведения |
Контроль |
Сроки и место проведения |
1 |
Что такое краеведение? |
1 |
Беседа: техника безопасности на занятиях |
Фронтальный опрос/тест |
Школа |
|
«Город, в котором я живу: Рязань» |
|
|
|
|
2 |
Я в этом городе живу, я этот город знаю. |
1 |
Виртуальное путешествие. |
|
Школа
|
3 |
По улицам родного города. |
2 |
Проектная деятельность. |
|
Школа |
4 |
Рязанский Кремль - сердце Рязани. |
1 |
экскурсия |
|
Рязанский Кремль |
5 |
О той земле, где ты родился: обычаи и традиции Рязанского края. |
1 |
Викторина. |
|
Школа |
6 |
Красоту творим руками: народные промыслы Рязанской области. |
1 |
Выставка: ярмарка. |
|
Школа |
7 |
Легенды родного края. |
2 |
Театрализация. |
|
Школа |
8 |
Это наш город! |
1 |
|
Краеведческая викторина. |
Школа |
|
«Загадки природы Рязанского края» |
|
|
|
|
9 |
Природа Рязанщины |
1 |
Конкурс рисунков. |
|
Школа |
10 |
Экскурсия в Ряжский зоопарк. |
1 |
Экскурсия. |
|
|
11 |
В царстве животных. |
1 |
Игра по станциям. |
|
Школа |
12 |
На красной странице звери и птицы… |
1 |
Проект. |
|
Школа |
13 |
Зеленый мир Рязанской области. |
1 |
Игра по станциям. |
|
Школа |
14 |
Красная книга Рязанской области: растения. |
1 |
Проект. |
|
Школа |
15 |
Экскурсия в Окский государственный природный биосферный заповедник. |
1 |
Экскурсия. |
|
|
16 |
Дом, в котором мы живем. |
1 |
|
Игра по станциям. |
Школа |
|
«Край родной – я тебя воспеваю!» |
|
|
|
|
17 |
Есенинская Русь. |
1 |
Беседа. Знакомство с поэтом. |
|
Школа |
18 |
«Посвящаю, мой город, тебе» |
1 |
Литературный вечер. |
|
Школа |
19 |
Экскурсия в село Константиново. |
1 |
Экскурсия. |
|
|
20 |
Творчество А. И. Солженицына. |
1 |
Беседа. |
|
Школа |
21 |
Экскурсия в музейный центр имени А. И. Солженицына. |
1 |
Экскурсия. |
|
|
|
«От мечты к открытию» |
|
|
|
|
22 |
С улыбкой вокруг Земли. |
1 |
Просмотр фильма: «Удивительные миры Циолковского» |
|
Школа |
23 |
Экскурсия в музей К.Э. Циолковского. |
1 |
Экскурсия. |
|
|
24 |
Наш земляк И. П. Павлов |
1 |
Беседа. |
|
Школа |
25 |
Экскурсия в Дом Науки. |
1 |
Экскурсия. |
|
|
26 |
«Великие люди Рязанского края». |
1 |
|
Тест |
Школа |
|
«Не властны над памятью годы» |
|
|
|
|
27 |
«Ты хочешь мира? Помни о войне!». |
1 |
Конференция. |
|
Школа |
28 |
«Подвигом славны твои земляки». |
1 |
Выступление обучающихся с рассказам о героях-родственниках. |
|
Школа |
29 |
«В книжной памяти мгновения войны». |
1 |
Литературный вечер |
|
Школа |
30 |
«Песня тоже воевала». |
1 |
Музыкальный вечер |
|
Школа |
31 |
«Как хорошо на свете без войны…» |
1 |
Конкурс рисунков |
|
Школа |
32 |
«Мой город в сердце моем» |
1 |
|
Игра по станциям. Итоги года. |
Школа |
Содержание программы:
1. Что такое краеведение?
Знакомство с понятием «краеведение», объяснение значимости данного направления.
2. Я в этом городе живу, я этот город знаю.
Изучение карты, виртуальная экскурсия по значимым объектам;
3. По улицам родного города.
Изучение истории улиц в ходе проекта;
4. Рязанский Кремль - сердце Рязани.
Знакомство с объектами Рязанского кремля;
5. О той земле, где ты родился: обычаи и традиции Рязанского края.
Знакомство с обычаями и традлициями Рязанского края;
6. Красоту творим руками: народные промыслы Рязанской области.
Выставка с представлением информации о промыслах;
7. Легенды родного края.
Театрализация, выступление обучающихся на выбранные ими легенды;
8. Это наш город!
Краеведческая викторина на установление уровня освоения раздела «Город, в котором я живу: Рязань»;
9. Природа Рязанщины.
Выполнение рисунков;
10. Экскурсия в Ряжский зоопарк.
Изучение животных в Ряжском зоопарке;
11. В царстве животных.
Игра по станциям: виды животных Рязанского края;
12. На красной странице звери и птицы…
Проектная деятельность: поиск, изучение редких видов животных;
13. Зеленый мир Рязанской области.
Игра по станциям: виды животных Рязанского края;
14. Красная книга Рязанской области: растения.
Проектная деятельность: поиск, изучение редких видов растений;
15. Экскурсия в Окский государственный природный биосферный заповедник.
Изучение растительного мира.
16. Дом, в котором мы живем.
Игра по станциям на установление уровня освоения раздела «Загадки природы Рязанского края»;
17. Есенинская Русь.
Беседа, знакомство с личностью С.А. Есенина, собенностями его творчества;
18. «Посвящаю, мой город, тебе».
Литературный вечер, посвященный творчеству С.А. Есенина;
19. Экскурсия в село Константиново.
Знакомство с Малой Родиной поэта С.А. Есенина;
20. Творчество А. И. Солженицына.
Беседа, знакомство с биографией А.И. Солженицына, особенностями творчества;
21. Экскурсия в музейный центр имени А. И. Солженицына.
Знакомство с Малой Родиной писателя А.И. Солженицына;
22. С улыбкой вокруг Земли.
Просмотр фильма «Удивительные миры Циолковского», обсуждение фильма;
23. Экскурсия в музей К.Э. Циолковского.
Знакомство с деятельностью К.Э. Циолковского;
24. Наш земляк И. П. Павлов.
Знакомство с биографией академика, вкладом в медицину;
25. Экскурсия в Дом Науки.
Изучение деятельности И.П. Павлова, рассмотрение экспонатов;
26. «Великие люди Рязанского края».
Тестирование на установление уровня освоения разделов: «Край родной - я тебя воспеваю!», «От мечты к открытию»;
27. «Ты хочешь мира? Помни о войне!».
Обсуждение событий войны в форме конференции;
28. «Подвигом славны твои земляки».
Выступление обучающихся с рассказами о героях – родственниках;
29. «В книжной памяти мгновения войны».
Литературный вечер, знакомство с авторами и произведениями военных лет;
30. «Песня тоже воевала».
Музыкальный вечер: исполнение музыкальных произведений военных лет;
31. «Как хорошо на свете без войны…».
Конкурс рисунков: изображение символов мира.
32. «Мой город в сердце моем».
Подведение итогов года.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.