лучшедома
Программа по кружку "Театральный занавес"

Программа по кружку "Театральный занавес"

docx
23.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

программа Театральный занавес.docx

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО

классных руководителей протокол _____

от «____» _________________

СОГЛАСОВАНА

на заседании Методического совета школы

протокол _____

от «____» _________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Луговская О.М.

директор МБОУ Большевистская СОШ

приказ _____

от «____» _________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Театральный занавес»

(духовно-нравственное направление)

1-3 классы

 

 

 

 

 

Руководитель кружка: Синицына Е.С.

 

 

 

 

С. Большевик, 2015-2018 г

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.

Дополнительная образовательная программа  относится к программам художествено-эстетической направленности, так как  ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Данная программа  актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Волшебный мир театра»» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом,  совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

 Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они  сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, «детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ».  С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.

Программа направлена не на  создание из ребенка «универсального актера», а  на воспитание из  него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.

Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера в о взаимодействии.

2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.

Цель первого года обучения: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.

Задачи:

.  развивать интерес к сценическому искусству;

·  развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

·  снимать зажатость и скованность;

·  активизировать познавательный интерес;

·  развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

·   воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

·   развивать способность  искренне верить в любую  воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;

·  развивать чувство ритма и координацию движения;

·  развивать речевое дыхание и артикуляцию

·  развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

·  пополнять словарный запас;

·  учить строить диалог, самостоятельно выбирая  партнера;

·  научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

·  познакомить детей с театральной терминологией;

·  познакомить детей с видами театрального искусства;

·  познакомить с устройством зрительного зала и сцены;

·  воспитывать культуру поведения в театре;

Цель второго года обучения: вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

·  развивать чуткость к сценическому искусству;

·  воспитывать в ребенке готовность к творчеству;

·  развивать умение владеть своим телом;

·  развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

· оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

· развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

·  развивать воображение и веру  в сценический вымысел;

·  учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;

·  развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному;

·  развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать  образ и выражение характера героя;

·  дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;

·  привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;

· научить  осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет.

Цель третьего года обучения: удовлетворение потребности детей  в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки.

Задачи:

совершенствовать полученные умения и  навыки в процессе творческой  деятельности;

познакомить с основами гримировального искусства;

сформировать навыки импровизационного общения, импровизированного конферанса;

познакомить  с лучшими  образцами современного театрального искусства;

помочь избавиться от штампов общения;

воспитывать чувства сопереживания;

формировать эстетический вкус;

  создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой деятельности;

научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового оформления;

научить на практике изготовлению   реквизита, декораций;

обучить  основам создания сценического образа с помощью грима;

сформировать  навыки организаторской работы в процессе работы над сценической постановкой.

Программа предназначена для   детей 7 -10 лет.  Продолжительность  реализации дополнительной образовательной программы три  года.

Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические  занятия, а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.

          На теоретических занятиях даются основные знания,  раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

         На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время  занятий  происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

Основные направления работы с детьми.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских текстах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, стихотворением.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

 

игра

 

беседа

 

иллюстрирование

 

изучение основ сценического мастерства

 

мастерская образа

 

мастерская костюма, декораций

 

инсценирование прочитанного произведения

 

постановка спектакля

 

посещение спектакля

 

работа в малых группах

 

актёрский тренинг

 

экскурсия

 

выступление

 

2.Содержание курса внеурочной деятельности

 

1 раздел. (24 ч) Основы сценической речи.

Сценическая речь. Культура речи. Дикция. Орфоэпия. Работа над текстом. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата., правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии; игры со словом, развивающие связную образную речь, сочинение небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм.

2 раздел. (12 ч) Ритмопластика 

Ритмика, ритм и темп движения. Пластика. Пластические этюды. Пантомима. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.

3 раздел. (23 ч) Актерское мастерство и основы сценической грамоты.

Сценическое  действие. Сценическое  внимание. Сценическое   воображение. Сценическое  общение.

4 раздел. (36 ч) Постановочно – репетиционные работы.

- театральное действие, мизансцена, сценическое пространство. Предварительный подбор номера;

- распределение ролей;

- рабочие репетиции;

- подготовка необходимых деталей, декораций, реквизита, костюмов и т.д.;- проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки;

- показ номера на общешкольном мероприятии.

5 раздел. (6 ч) Концертная деятельность.

Подготовка и показ номеров на общешкольных  мероприятиях.

 

3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Метапредметные результаты:

·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

·  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха;

·  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

·  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

·  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·  обращаться за помощью;

·  формулировать свои затруднения;

·  предлагать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

·  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·  формулировать собственное мнение и позицию;

·  осуществлять взаимный контроль;

·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

·  читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

·  выразительному чтению;

·  различать произведения по жанру;

·  развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

·  видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

·  сочинять этюды по сказкам;

·  умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

 

Личностные результаты:

·  потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·  целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

·  осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

 

4. Тематическое планирование

3.1. Первый год занятий.

Наименование  разделов и тем

Общее

количество часов

из них, в том числе

теоретических занятий

практических занятий

1.

Основы сценической речи

8

4

4

2.

Актерское мастерство и основы сценической грамоты

8

1

7

3.

Ритмопластика

4

1

3

4.

Репетиционно - постановочные работы

12

2

10

5.

Концертная деятельность

2

-

2

 

ИТОГО:

34

8

26

 

 

3.2. Второй год занятий.

Наименование  разделов и тем

Общее

количество часов

из них, в том числе

теоретических занятий

практических занятий

1.

Основы сценической речи

8

4

4

2.

Актерское мастерство и основы сценической грамоты

8

1

7

3.

Ритмопластика

4

1

3

4.

Репетиционно - постановочные работы

12

2

10

5.

Концертная деятельность

2

-

2

 

ИТОГО:

34

8

26

 

3.3. Третий год занятий.

Наименование  разделов и тем

Общее

количество часов

из них, в том числе

теоретических занятий

практических занятий

1.

Основы сценической речи

8

4

4

2.

Актерское мастерство и основы сценической грамоты

8

1

7

3.

Ритмопластика

4

1

3

4.

Репетиционно - постановочные работы

12

2

10

5.

Концертная деятельность

2

-

2

 

ИТОГО:

34

8

26

 

4 Учебно-тематическое планирование

Первый год занятий

Название темы

Колич-во

часов

1

Вводное занятие

1

 

2

Культура и техника речи. Дыхание и голос.

1

 

3

Мимика и жесты. Ритмопластика.

1

 

4

Сценические действия. Что такое сцена.

1

 

5

Культура и техника речи.

2

 

6

Ритмопластика. Ритмический этюд.

1

 

7

Театральная игра.

2

 

8

Диалог.

1

 

9

Ритмопластика. Распределение ролей.

1

 

10

Репетиция. Творчество.

1

 

11

Театр пантомимы «Что это за герой сказки?»

1

 

12

Генеральная репетиция. Работа с костюмами.

1

 

13

Премьера сказки.

1

 

14

Веселые сочинялки.

3

 

15

Отработка диалогов.

3

 

16

Культура и техника речи.

1

 

17

Ритмопластика.

1

 

18

Работа над спектаклем.

5

 

19

Премьера спектакля.

1

 

20

Театральная игра «Морское путешествие»

1

 

21

Театральная игра «Цирковое представление»

2

 

 

Итого:

34

 

 

Второй год занятий

Название темы

Колич-во

часов

1

Фантазия- источник творческой духовности человека.

2

2

Жизнь первобытных людей.

2

3

Жизнь животных

2

4

Маска как средство борьбы за выживание первобытного человека.

2

5

Поведение первобытного человека на охоте.

2

6

Культ предков.

1

7

Басни И.А. Крылова.

6

8

Премьера спектакля.

1

9

Детские стихи.

4

10

«Сказка о рыбаке и рыбке».

7

11

Репетиция.

4

12

Премьера спектакля.

1

 

Итого:

34

 

 

Третий год занятий

Название темы

Колич-во

часов

1

Театры разных народов.

1

 

2

Современный театр.

1

 

3

Известные детские драматурги.

1

 

4

Театральное оборудование разных эпох, разных народов.

2

 

5

Знаменитые режиссеры.

1

 

6

Знаменитые русские актеры.

1

 

7

Театр кукол.

3

 

8

Музыкальный театр.

1

 

9

Радиотеатр.

1

 

10

Телетеатр.

1

 

11

Виды ролей.

1

 

12

Овладение словесными действиями.

2

 

13

С. Маршак «Кошкин дом»

5

 

14

Репетиция спектакля.

8

 

15

Премьера спектакля.

1

 

 

Итого:

34

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)