РАССМОТРЕНА на заседании ШМО классных руководителей протокол № _____ от «____» _________________ |
СОГЛАСОВАНА на заседании Методического совета школы протокол № _____ от «____» _________________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Луговская О.М. директор МБОУ Большевистская СОШ приказ № _____ от «____» _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок «Театральный занавес»
(духовно-нравственное направление)
1-3 классы
Руководитель кружка: Синицына Е.С.
С. Большевик, 2015-2018 г
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Волшебный мир театра»» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, «детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.
Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера в о взаимодействии.
2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.
Цель первого года обучения: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.
Задачи:
. развивать интерес к сценическому искусству;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· снимать зажатость и скованность;
· активизировать познавательный интерес;
· развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
· воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
· развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
· развивать чувство ритма и координацию движения;
· развивать речевое дыхание и артикуляцию
· развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
· пополнять словарный запас;
· учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
· научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
· познакомить детей с театральной терминологией;
· познакомить детей с видами театрального искусства;
· познакомить с устройством зрительного зала и сцены;
· воспитывать культуру поведения в театре;
Цель второго года обучения: вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
· развивать чуткость к сценическому искусству;
· воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
· развивать умение владеть своим телом;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
· развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
· развивать воображение и веру в сценический вымысел;
· учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
· развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному;
· развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
· привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
· научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет.
Цель третьего года обучения: удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки.
Задачи:
совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности;
познакомить с основами гримировального искусства;
сформировать навыки импровизационного общения, импровизированного конферанса;
познакомить с лучшими образцами современного театрального искусства;
помочь избавиться от штампов общения;
воспитывать чувства сопереживания;
формировать эстетический вкус;
создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой деятельности;
научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового оформления;
научить на практике изготовлению реквизита, декораций;
обучить основам создания сценического образа с помощью грима;
сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над сценической постановкой.
Программа предназначена для детей 7 -10 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года.
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия, а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
Основные направления работы с детьми.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских текстах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, стихотворением.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
2.Содержание курса внеурочной деятельности
1 раздел. (24 ч) Основы сценической речи.
Сценическая речь. Культура речи. Дикция. Орфоэпия. Работа над текстом. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата., правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии; игры со словом, развивающие связную образную речь, сочинение небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм.
2 раздел. (12 ч) Ритмопластика
Ритмика, ритм и темп движения. Пластика. Пластические этюды. Пантомима. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
3 раздел. (23 ч) Актерское мастерство и основы сценической грамоты.
Сценическое действие. Сценическое внимание. Сценическое воображение. Сценическое общение.
4 раздел. (36 ч) Постановочно – репетиционные работы.
- театральное действие, мизансцена, сценическое пространство. Предварительный подбор номера;
- распределение ролей;
- рабочие репетиции;
- подготовка необходимых деталей, декораций, реквизита, костюмов и т.д.;- проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки;
- показ номера на общешкольном мероприятии.
5 раздел. (6 ч) Концертная деятельность.
Подготовка и показ номеров на общешкольных мероприятиях.
3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметные результаты:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха;
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· различать произведения по жанру;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
Личностные результаты:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
4. Тематическое планирование
3.1. Первый год занятий.
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
из них, в том числе |
|
теоретических занятий |
практических занятий |
|||
1. |
Основы сценической речи |
8 |
4 |
4 |
2. |
Актерское мастерство и основы сценической грамоты |
8 |
1 |
7 |
3. |
Ритмопластика |
4 |
1 |
3 |
4. |
Репетиционно - постановочные работы |
12 |
2 |
10 |
5. |
Концертная деятельность |
2 |
- |
2 |
|
ИТОГО: |
34 |
8 |
26 |
3.2. Второй год занятий.
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
из них, в том числе |
|
теоретических занятий |
практических занятий |
|||
1. |
Основы сценической речи |
8 |
4 |
4 |
2. |
Актерское мастерство и основы сценической грамоты |
8 |
1 |
7 |
3. |
Ритмопластика |
4 |
1 |
3 |
4. |
Репетиционно - постановочные работы |
12 |
2 |
10 |
5. |
Концертная деятельность |
2 |
- |
2 |
|
ИТОГО: |
34 |
8 |
26 |
3.3. Третий год занятий.
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
из них, в том числе |
|
теоретических занятий |
практических занятий |
|||
1. |
Основы сценической речи |
8 |
4 |
4 |
2. |
Актерское мастерство и основы сценической грамоты |
8 |
1 |
7 |
3. |
Ритмопластика |
4 |
1 |
3 |
4. |
Репетиционно - постановочные работы |
12 |
2 |
10 |
5. |
Концертная деятельность |
2 |
- |
2 |
|
ИТОГО: |
34 |
8 |
26 |
4 Учебно-тематическое планирование
Первый год занятий
№ |
Название темы |
Колич-во часов |
|
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
2 |
Культура и техника речи. Дыхание и голос. |
1 |
|
3 |
Мимика и жесты. Ритмопластика. |
1 |
|
4 |
Сценические действия. Что такое сцена. |
1 |
|
5 |
Культура и техника речи. |
2 |
|
6 |
Ритмопластика. Ритмический этюд. |
1 |
|
7 |
Театральная игра. |
2 |
|
8 |
Диалог. |
1 |
|
9 |
Ритмопластика. Распределение ролей. |
1 |
|
10 |
Репетиция. Творчество. |
1 |
|
11 |
Театр пантомимы «Что это за герой сказки?» |
1 |
|
12 |
Генеральная репетиция. Работа с костюмами. |
1 |
|
13 |
Премьера сказки. |
1 |
|
14 |
Веселые сочинялки. |
3 |
|
15 |
Отработка диалогов. |
3 |
|
16 |
Культура и техника речи. |
1 |
|
17 |
Ритмопластика. |
1 |
|
18 |
Работа над спектаклем. |
5 |
|
19 |
Премьера спектакля. |
1 |
|
20 |
Театральная игра «Морское путешествие» |
1 |
|
21 |
Театральная игра «Цирковое представление» |
2 |
|
|
Итого: |
34 |
|
Второй год занятий
№ |
Название темы |
Колич-во часов |
1 |
Фантазия- источник творческой духовности человека. |
2 |
2 |
Жизнь первобытных людей. |
2 |
3 |
Жизнь животных |
2 |
4 |
Маска как средство борьбы за выживание первобытного человека. |
2 |
5 |
Поведение первобытного человека на охоте. |
2 |
6 |
Культ предков. |
1 |
7 |
Басни И.А. Крылова. |
6 |
8 |
Премьера спектакля. |
1 |
9 |
Детские стихи. |
4 |
10 |
«Сказка о рыбаке и рыбке». |
7 |
11 |
Репетиция. |
4 |
12 |
Премьера спектакля. |
1 |
|
Итого: |
34 |
Третий год занятий
№ |
Название темы |
Колич-во часов |
|
1 |
Театры разных народов. |
1 |
|
2 |
Современный театр. |
1 |
|
3 |
Известные детские драматурги. |
1 |
|
4 |
Театральное оборудование разных эпох, разных народов. |
2 |
|
5 |
Знаменитые режиссеры. |
1 |
|
6 |
Знаменитые русские актеры. |
1 |
|
7 |
Театр кукол. |
3 |
|
8 |
Музыкальный театр. |
1 |
|
9 |
Радиотеатр. |
1 |
|
10 |
Телетеатр. |
1 |
|
11 |
Виды ролей. |
1 |
|
12 |
Овладение словесными действиями. |
2 |
|
13 |
С. Маршак «Кошкин дом» |
5 |
|
14 |
Репетиция спектакля. |
8 |
|
15 |
Премьера спектакля. |
1 |
|
|
Итого: |
34 |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.