Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
№ 5 «Гимназия»
Рассмотрено на заседании методической кафедры гуманитарного цикла Протокол № ___ от « ___» _____________ 2018г |
Утверждаю: Директор МАОУ №5 «Гимназия» ____________В.Н. Подлиповская « ____ » августа 2018г. |
Согласовано:
Заместитель директора по УР
О.С.Мартыновская
«____» ______________________
Заместитель директора по МР
О.А.Евсеева
«____» ______________________
Протокол заседания методического
совета школы № ___ от « ___» августа 2018г
_
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
на 2018-2019 учебный год
Уровень: базовый
Класс: 2
Количество учебных часов по программе: 136
Составитель: Федоришина С.С., учитель начальных классов
г. Мегион, 2018г.
_ \
Содержание рабочей программы
· Пояснительная записка
|
|
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. Сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа
|
3. |
1 . Планируемые результаты освоения предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
|
3-9 |
2. Содержание учебного предмета
|
9-10 |
3. Учебно -тематическое планирование. График контрольных и проверочных работ
|
11-28 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса МАОУ №5 «Гимназия» на 2018-2019 учебный год разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального
общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении и
введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте
РФ 22.12. 2009 г. № 315785);
- Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10;
- Образовательной программы начального общего образования МАОУ №5 «Гимназия» на
2018-2019 учебный год.
- Учебного плана МАОУ №5 «Гимназия» на 2018-2019 учебный год;
- Порядка о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов и программ
внеурочной деятельности педагогов МАОУ №5 «Гимназия»;
- Авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной «Литературное чтение». (Сборник
рабочих программ «Школа Росиии»1-4 класс, Изд: Просвещение, 2011 г.), утверждённой МО РФ.
Климанова Л.Ф., «Литературное чтение», М.: Просвещение, 2011
Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Климанова Л.Ф.,Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. «Литературное чтение 2 класс», М.Просвещение, 2012
1. Планируемые результаты освоения предмета
Процесс изучения данного учебного предмета обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные
Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р: татарскую, коми, чеченскую и др.).
Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
Приводить примеры ответственного / безответственного, самостоятельного / несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
Выписывать лучшие поэтические обороты (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).
Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях.
Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.
Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.
Метапредметные
Регулятивные
Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные
Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные. Виды речевой и читательской деятельности
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы,эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств,познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучениюи систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Ученик научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
– использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов);
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Ученик получит возможность научиться:
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
– составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Ученик научится:
– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
– вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
– составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Ученик получит возможность научиться:
– работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой;
– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Ученик научится:
– распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
–
отличать на
практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры
прозаических и стихотворных текстов;
– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
– находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Ученик получит возможность научиться:
– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
– определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Ученик научится:
– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
– восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
– составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
– составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Ученик получит возможность научиться:
– вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
– писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
– создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
– создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма)
2.Содержание учебного предмета.
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
Самое великое чудо на свете (Читателю. Р. Сеф.)
Устное народное творчество Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов 1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна.Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».
И в шутку и всерьез 1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»)
3. Учебно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения. 2 класс (136 ч.)
№п/п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Виды деятельности обучающихся |
||
План |
Факт |
||||||
1 четверть |
|||||||
Самое великое чудо на свете (4 ч) |
|||||||
1 |
01.09 |
|
Введение. Знакомство с учебником. |
1 |
Познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения, с системой условных обозначений, с содержанием учебника, со словарём; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 1 классе; развивать память, речь, мышление, воображение |
Познакомятся с новым учебником, узнают, как ориентироваться в учебнике, систему условных обозначений. Научатся находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по значению содержание главы.
|
|
2 |
04-08. 09 |
|
Поход в библиотеку |
1 |
Ознакомить с правилами пользования библиотекой, повторить правила обращения с книгами. |
Научатся ориентироваться в пространстве школьной библиотеки; находить нужную книгу по тематическому каталогу в библиотеке, необходимую информацию о библиотеке в различных источниках |
|
3 |
|
|
Самое великое чудо на свете. Р. Сеф«Читателю».
|
1 |
Напомнить учащимся правила обращения с книгами;
развивать интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной
речи, составления рассказа |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению, применять систему условных обозначений, предполагать на основе названия содержание текста или главы. |
|
4 |
|
|
Проверка техники чтения. |
1 |
|
|
|
Устное народное творчество (12 ч) |
|||||||
5 |
|
|
Рукописные книги Древней Руси.
|
1 |
Беседа об истории создания книги и её роли в жизни человека; знакомство с понятием «рукописная книга» |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения, при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
|
6 |
11-15. 09 |
|
Потешки и прибаутки, считалки и небылицы |
1 |
Познакомить
учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры устного
народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас;
прививать интерес |
. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
|
7 |
|
|
Загадки, пословицы и поговорки |
1 |
Знакомство с русскими народными пословицами. Объяснять смысл пословиц, соотносить смысл пословиц с содержанием и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице и соотносить содержание рассказа с пословицей. Анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Моделировать загадки. |
||
8 |
|
|
Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт».
|
1 |
Познакомить учащихся с жанром народной сказки;
развивать память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения,
умение находить главную мысль сказки; прививать интерес |
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. |
|
9 |
|
|
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
|
1 |
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества; отработка характера прочтения произведения в зависимости от его смысловой нагрузки; ; знакомство с народными промыслами |
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, передавая настроение героя. Читать по ролям. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. |
|
10 |
18-22. 09 |
|
Русская народная сказка «У страха глаза велики».
|
1 |
Познакомить учащихся с русской народной сказкой; развивать умение выразительно читать; формировать умение передавать содержание произведения; учить отвечать на вопросы по тексту; развивать внимание, память, речь, мышление, воображение |
Читать, передавая настроение героя. Характеризовать героев сказки. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. |
|
11 |
|
|
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». |
1 |
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Пересказывать по составленному плану. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе. |
||
12 |
|
|
Русская народная сказка «Лиса и журавль». |
1 |
|||
13 |
|
|
Русская народная сказка «Каша из топора». |
1 |
|||
14 |
25-29. 09 |
|
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
|
1 |
|||
15 |
|
|
А.А. Шибаев «Вспомни сказку».
|
1 |
Творческая работа в группах; работа с дополнительными информационными источниками (доп.литература, энциклопедии, дет.журналы); обучение приёмам обобщения и систематизации материала |
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Соотносить пословицы со сказками. |
|
16 |
|
|
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». |
1 |
Систематизация и проверка знаний по теме. Обучение умению проверять и оценивать свои достижения. |
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. |
|
Люблю природу русскую. Осень. (8ч) |
|||||||
17 |
|
|
Нравится ли вам осень? Осенние загадки.
|
1 |
Познакомить учащихся с художественными произведениями нового раздела; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление |
Прогнозировать содержание раздела. Отвечать на вопросы, используя свои наблюдения. Формулировать ответы. Составлять загадки, используя свои знания сезонных изменений в природе. Работать в парах. |
|
18 |
02-06. 10 |
|
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …» К. Бальмонт «Поспевает брусника…» А. Плещеев «Осень наступила …»
|
1 |
Сведения об авторе; анализ стихотворения; работа над образными средствами языка (эпитеты, олицетворение), приём «звукоподражания» (аллитерация); способы передачи эмоционального состояния автора (голос, мимика, жесты); обучение сравнительному анализу стихотворений (по настроению, средствам выразительности, интонации) |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
|
19 |
|
|
А. Фет «Ласточки пропали…» А. Толстой «Осень».
|
1 |
Анализ стихотворения; работа над образными средствами языка (эпитеты, олицетворение), приём «звукоподражания» (аллитерация); способы передачи эмоционального состояния автора (голос, мимика, жесты); обучение сравнительному анализу стихотворений (по настроению, средствам выразительности, интонации) |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Слушать звуки осени, переданные в лирическом произведении. Представлять картины осенней природы. |
|
20 |
|
|
С. Есенин «Закружилась листва золотая». В. Брюсов «Сухие листья». И. Токмакова «Опустел скворечник». |
1 |
Чтение и анализ стихотворения; работа над понятием «рифма», нахождение рифмы в стихах; работа над передачей настроения стихотворений |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. |
|
21 |
|
|
В.Д. Берестов «Хитрые грибы». |
1 |
|||
22 |
09-13. 10 |
|
М.М. Пришвин «Осеннее утро».
|
1 |
Знакомство с биографией автора; работа над содержанием стихотворения; составление текстов-описаний сменяющихся картин природы на основе поэтического произведения; работа над образными средствами языка (олицетворение) |
Читать произведение, передавать с помощью интонации настроение авторов; иллюстрировать рассказ.
|
|
23 |
|
|
Повторение. Урок-игра |
1 |
Чтение произведений; сравнение произведений разных поэтов на одну тему. Анализ и обсуждение прочитанного; чтение в лицах; сравнительная характеристика произведений |
Знать произведения русских поэтов; уметь анализировать средства художественной выразительности; читать текст, используя интонацию; участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. |
|
24 |
|
|
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень» |
1 |
Систематизация и проверка знаний по теме. Обучение умению проверять и оценивать свои достижения. |
||
Русские писатели (15часов) |
|||||||
25 |
|
|
А.С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта.
|
1 |
Знакомство с биографией автора; анализ стихотворения; выделение смысловых частей; работа над определением смысловой нагрузки каждой части и выбором соответствующей интонации |
Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Развивать воссоздающее и творческое воображение. |
|
26 |
16-20. 10 |
|
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»
|
1 |
Анализ стихотворения; работа над поэтическими сравнениями и их ролью в создаваемой картине; работа над выразительным чтением стихотворения |
Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
|
27 |
|
|
А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» |
1 |
Систематизация знаний об образных средствах поэтической речи; выразительное чтение стихотворений; знакомство с понятием «ритм», особенности построения стихотворений |
Выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
|
28 29 30 |
23.10 |
|
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
|
3 |
Расширение знаний о жизни и творчестве поэта; работа со стихотворными текстами; особенности поэтического языка; работа над интонацией; соотнесение с произведениями живописи |
Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию. |
|
31 |
24-27. 10 |
|
И.А. Крылов. Биография. «Лебедь, рак и щука». |
1 |
Познакомить учащихся с баснями |
Отличать басню от стихотворения, знать особенности басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на басенный текст. |
|
32 |
|
|
И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».
|
1 |
Работа по выявлению осмысленности читаемого текста; расширение и активизация словарного запаса; работа над описанием героев сказки Разные виды чтения и работы с текстом; образные средства языка и их роль в произведении, особенности поэтической речи Пушкина |
Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения, соотносить пословицы и смысл прозаического произведения.
|
|
33 |
|
|
Контрольный урок. Проверка техники чтения за 1 четверть. |
1 |
Систематизация и проверка знаний по теме. Обучение умению проверять и оценивать свои достижения. |
|
|
1 четверть- 33 часа. Проведено фактически- |
|||||||
34 |
07-10.11 |
|
Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
|
1 |
Познакомить учащихся с произведениями Л. Н. Толстого; развивать умение делить текст на части, составлять и анализировать различные виды плана, характеризовать героев рассказа; учить различать автора и героя; совершенствовать творческие способности; упражнять в словесном рисовании; развивать речь, мышление, внимание |
Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. |
|
35 |
|
|
Л.Н. Толстой «Филипок». |
1 |
Познакомить учащихся с произведениями Л. Н. Толстого; развивать умение делить текст на части, составлять и анализировать различные виды плана, характеризовать героев рассказа; учить различать автора и героя; совершенствовать творческие способности; упражнять в словесном рисовании; развивать речь, мышление, внимание |
Пересказывать текст, соотносить пословицы и смысл прозаического произведения. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. |
|
36 |
|
|
Л.Н. Толстой «Правда всего дороже».
|
1 |
|||
37 |
13-17.11 |
|
Л.Н. Толстой «Котёнок». |
1 |
|||
38 |
|
|
Разноцветные страницы. Проект «Русские писатели» |
1 |
Обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, речь; прививать любовь к чтению, художественной литературе, отечественным писателям и их творчеству; создать условия для выражения учащимися своего отношения к прочитанным произведениям |
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
|
39 |
|
|
Обобщающий урок по теме «Русские писатели».
|
1 |
|||
О братьях наших меньших (10 ч) |
|||||||
40 |
|
|
Н.И Сладков «Они и мы» Урок -проект. |
1 |
Защита своих проектов. |
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. |
|
41 |
20-24.11 |
|
Б. Заходер «Плачет киска …» И. Пивоварова «Жила-была собака…» |
1 |
Анализ стихотворений с точки зрения поэтического языка; работа над олицетворением и эпитетами; работа над выразительным чтением стихотворений |
Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. |
|
42 |
|
|
В. Берестов «Кошкин щенок».
|
1 |
Расширение знаний о жизни и творчестве писателя; анализ произведения; выборочное чтение; обмен мнениями с последующим предположением событий |
||
43
|
|
|
М.М. Пришвин «Ребята и утята».
|
1 |
Герои, главная мысль произведения; работа над восприятием и пониманием эмоционально-нравственных переживаний героев; виды плана и их сравнение, особенности пересказа |
Сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных. |
|
44 |
|
|
Е.И. Чарушин «Страшный рассказ».
|
1 |
Анализ текста; герои, главная мысль произведения; работа над восприятием и пониманием эмоционально-нравственных переживаний героев; деление на части в зависимости от варианта плана, составление вариантов плана |
Определять героев и характеризовать их. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. |
|
45 |
|
|
Диагностический мониторинг читательских компетенций Разноцветные страницы. Проект «О братьях наших меньших» |
1 |
Чтение и анализ стихотворений; образные средства языка; работа над выразительным чтением |
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по темам и по авторам. |
|
46 |
27.11-1.12 |
|
Б.С. Житков «Храбрый утёнок».
|
1 |
Работа над сюжетным и эмоциональным содержанием произведения; главная мысль, обоснование концовки (организация диалога); выборочное чтение; образы героев; работа над изменением окончания рассказа |
Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Участвовать в обсуждении. |
|
47 |
|
|
В.В. Бианки «Музыкант».
|
1 |
Анализ текстов; выборочное чтение; виды текстов и их особенности; словесное рисование картин природы |
Видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать. Участвовать в обсуждении. |
|
48 |
|
|
В.В. Бианки «Сова».
|
1 |
Анализ текста; герои, главная мысль произведения; работа над восприятием и пониманием эмоционально-нравственных переживаний героев; |
||
49 |
04-08.12 |
|
Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». |
1 |
Обобщающий урок по разделу; обучение приёмам обобщения и систематизации материала |
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
|
Из детских журналов (10 часов) |
|||||||
50 |
|
|
Знакомство с детскими журналами. Урок-проект.
|
1 |
Сведения об авторе; анализ произведений; особенности поэтического языка; работа над выразительным чтением, передача настроения при помощи поэтической речи |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. |
|
51 |
|
|
Д. Хармс «Игра».
|
1 |
Анализ произведений; особенности поэтического языка; работа над выразительным чтением, передача настроения при помощи поэтической речи Особенности литературных сказок. |
Отличать журнал от книги. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. |
|
52 |
|
|
Д. Хармс «Вы знаете?..»
|
1 |
Находить интересные и нужные статьи в журнале, создавать свой журнал и устно его описывать. Выразительно читать. |
||
53 |
11-15.12 |
|
Д. Хармс «Весёлые чижи». |
1 |
Планировать работу на уроке. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. |
||
54 |
|
|
Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог». |
1 |
Организация и анализ тематической выставки книг; обсуждение прочитанных произведений |
Рисовать иллюстрации к прочитанному и своему журналу. Писать свои рассказы и стихи для детского журнала. |
|
55 |
|
|
Ю.Д. Владимиров «Чудаки». А.И. Введенский «Учёный Петя». |
1 |
Выявление причин и следствий поступков героев; приём «переноса» человеческих характеристик на животных и их значение |
Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. |
|
56 57 |
18-22.12 |
|
А.И. Введенский «Лошадка».
|
2 |
Чтение и анализ событий и поступков героев; чтение эпизодов в лицах Составление плана сказки на основании выделенных частей; характеристика героев сказки; обучение пересказу в лицах на основе плана (усложнённый вариант –одновременный пересказ несколькими учениками) |
Планировать работу на уроке. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. |
|
58 |
|
|
Д. Хармс «Весёлый старичок».
|
1 |
Тема и жанр произведения; анализ сюжета. Обсуждение мотивов и поступков героев; выбор интонации в зависимости от характера героя; |
Читать вслух с постепенным переходом про себя, отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале. |
|
59 |
|
|
Обобщающий урок по теме «Из детских журналов».
|
1 |
Обобщающий урок по разделу; обучение приёмам обобщения и систематизации материала |
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
|
Люблю природу русскую! Зима (10 часов) |
|||||||
60 |
|
|
Проверка техники чтения.
|
1 |
Итоговая работа за полугодие.
|
Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
61 |
25-27.12 |
|
Нравится ли вам зима? Зимние загадки.
|
1 |
Чтение и анализ произведения; отношение автора к главному герою, подтверждение словами текста; |
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. |
|
62 |
|
|
И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…» К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…» |
1 |
Чтение и параллельное выявление понимания прочитанного; определение темы, главных героев и второстепенных героев
|
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. |
|
63 |
|
|
Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…» Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» |
1 |
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. |
||
2 четверть – 30 часов Проведено фактически – |
|||||||
64 |
10-12.01 |
|
С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза».
|
1 |
Краткие сведения об авторе; анализ стихотворений; отношение автора к своим персонажам; работа над интонированием стихотворений |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
|
65 |
|
|
Русская народная сказка «Два Мороза».
|
1 |
Анализ произведения; отношение автора к своим персонажам; работа над интонированием стихотворений |
Понимать особенности сказочного текста. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. |
|
66 |
15-19.01 |
|
С.В. Михалков «Новогодняя быль».
|
1 |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
||
67 |
|
|
А.Л. Барто «Дело было в январе …» С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет …»
|
1 |
Краткие сведения об авторах; определение жанровых особенностей произведений; сравнительный анализ произведений; работа над средствами выразительного чтения; словесное рисование пейзажа; |
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. |
|
68 |
|
|
Разноцветные страницы.
Проект«Зимние страницы» |
1 |
Определение жанровых особенностей произведений; сравнительный анализ произведений; работа над средствами выразительного чтения; словесное рисование пейзажа; |
Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. |
|
69 |
|
|
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима».
|
1 |
Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Иллюстрировать стихотворение. |
||
Писатели – детям (21 час) |
|||||||
70 |
22-26.01 |
|
К.И. Чуковский. Биография.
|
1 |
Чтение и анализ произведения; выявление жанровых особенностей; работа с заголовком; составление характеристики героя с опорой на текст |
Познакомиться с биографией К.И. Чуковского, совершить обзор по произведениям писателя. Работа в группах. |
|
71
|
|
|
К.И. Чуковский «Путаница».
|
1 |
Разные виды чтения; деление на части; составление плана; работа над продолжением сказки |
Воспринимать на слух художественный текст, определять особенности юмористического произведения. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. |
|
72 |
|
|
К.И. Чуковский «Радость».
|
1 |
Чтение и анализ произведения; работа над формированием умения сознательно перечитывать фрагменты текста с целью переосмысления или получения ответа на вопрос; развитие сюжета, знакомство с понятием «кульминация»; работа над главной мыслью и вариантами заголовка к рассказу; работа над развитием эмоциональной отзывчивости |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные ражения в лирическом тексте. |
|
73 74
|
29-02.02 |
|
К.И. Чуковский «Федорино горе».
|
2 |
Воспринимать на слух художественный текст. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. Читать по ролям. Пересказывать в прозе и наизусть. Коллективно составлять картинный план. Анализировать отношение автора к главной героине в начале сказки и в конце. |
||
Пересказывать в прозе и наизусть. Коллективно составлять картинный план. Анализировать отношение автора к главной героине в начале сказки и в конце. |
|||||||
75 |
|
|
С.Я. Маршак.
|
1 |
Краткие сведения об авторе; наблюдение за развитием сюжета; обсуждение роли смысловой нагрузки некоторых фраз в понимании эмоционального состояния героя; изменение интонации в зависимости от эмоционального содержания части |
Познакомиться с биографией С.Я. Маршака, сделать обзор произведений писателя. Работа в группах. |
|
76 |
|
|
С.Я. Маршак «Кот и лодыри».
|
1 |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Соотносить смысл пословицы с содержанием стихотворения. Характеризовать героев произведения. |
||
77 |
|
|
С.В. Михалков.
|
1 |
Чтение и анализ произведения; работа над формированием умения сознательно перечитывать фрагменты текста с целью переосмысления или получения ответа на вопрос |
Знакомиться с биографией С.В. Михалкова, сделать обзор произведений писателя. Работа в группах.
|
|
78 |
5-9.02 |
|
С.В. Михалков «Мой секрет».
|
1 |
Расширение знаний учащихся о творчестве поэта; анализ стихотворений; работа над выразительным чтением |
Определить смысл произведения. Обсудить заголовок стихотворения. Дать характеристику герою по его поступкам. Разделить текст на смысловые части. |
|
79 |
|
|
С.В. Михалков «Сила воли».
|
1 |
Анализ стихотворений; работа над выразительным чтением
|
||
80 |
|
|
С.В. Михалков «Мой щенок».
|
1 |
Определить смысл произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение. Дать характеристику герою по его поступкам. Разделить текст на смысловые части. |
||
81 |
|
|
А.Л. Барто «Верёвочка».
|
1 |
Познакомиться с биографией А.Л. Барто. Определить смысл произведения. Обсудить заголовок и прочувствовать ритм стихотворения. Вспомнить детские считалки и сопоставить с данным произведением. |
||
82 |
12-16.02 |
|
А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».
|
1 |
Чтение и анализ произведения; работа над эмоциональной содержательностью стихотворения выделение главной мысли; составление словесного портрета героя на основании его мыслей и поступков; сравнительная характеристика стихотворений |
Анализировать заголовки стихотворений, подобрать свои; выразительно читать. |
|
83 |
|
|
А.Л. Барто «Вовка – добрая душа».
|
1 |
Знание творчества А.Л. Барто. Умение определять тему и главную мысль произведения, выразительно читать произведения наизусть. |
||
84 |
|
|
Н.Н. Носов «Затейники».
|
1 |
Знание творчества Н.Н. Носова. Умение прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
||
85 86 |
19-22.02 |
|
Н.Н. Носов «Живая шляпа».
|
2 |
Умение определять тему и находить главных героев. Уметь: прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
||
87 88 |
|
|
Н.Н. Носов «На горке».
|
2 |
Чтение и обсуждение прочитанного; составление текста-описания героев; работа над пословицами и их ролью в тексте |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. |
|
89 |
|
|
Скороговорки. |
1 |
Знакомство с понятием «скороговорка». Работа над выразительностью чтения, ритмом. Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать. Определение темы текста. |
Знать понятие «скороговорка». Её назначение. Малые фольклорные жанры. Народные загадки. |
|
90 |
26.02-02.03 |
|
Обобщающий урок по теме «Писатели – детям».
|
1 |
Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
Обобщать, осуществлять генерализацию и выделять общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. |
|
Я и мои друзья (14 часов) |
|||||||
91 92 |
|
|
Я и мои друзья. Развитие речи.
|
2 |
Разные виды работы с текстом; восстановление последовательности событий; составление плана |
Обогащение словарного запаса. Обучение выбору книги по заданной учителем теме. |
|
93 |
|
|
В.Д. Берестов «За игрой». Э.Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду». |
1 |
Отработка чтения текста в лицах; разбор ситуации, выводы, советы ребятам; инсценирование произведения; роль юмора в произведении |
Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. |
|
94 |
05-09.03 |
|
В.Д. Берестов «Гляжу с высоты». В.В. Лунин «Я и Вовка». |
1 |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. |
||
95 96 |
|
|
Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
|
2 |
Выявление умений самостоятельно анализировать текст, рассуждать; обучение обобщению на основе последовательности вопросов; знакомство с понятием «прозаические произведения» |
Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определение идеи произведения. Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения |
|
97 |
12-16.03 |
|
Ю.И. Ермолаев «Два пирожных».
|
1 |
Знакомство с биографией авторов; Организация тематической выставки книг; обмен мнениями в ходе организации диалога |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. |
|
98 |
|
|
В.А. Осеева «Волшебное слово».
|
1 |
Краткие сведения об авторе; обсуждение прочитанного; чтение в лицах; сравнительная характеристика произведений |
||
99 |
|
|
В.А. Осеева «Хорошее».
|
1 |
Анализ и обсуждение прочитанного; чтение в лицах; сравнительная характеристика произведений |
Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. |
|
100 |
|
|
В.А. Осеева «Почему?»
|
1 |
Чтение и обсуждение произведений; жанровое своеобразие произведений |
Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. |
|
101 |
|
|
Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». Итоговый мониторинг читательских компетенций |
|
|||
102 |
19-23.03 |
|
В.А. Осеева «Почему?» |
1
|
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Составление плана. Характеристика персонажа. |
||
103 |
|
|
В.А. Осеева «Почему?» |
1 |
|||
104 |
|
|
Е.А. Благинина «Простокваша». В.Н. Орлов «На печи». |
1 |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. |
||
|
|
|
|
|
Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам |
Обобщать прочитанные произведения по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
|
3 четверть – 41 час. Проведено фактически – |
|||||||
Люблю природу русскую! Весна (8 часов) |
|||||||
105 |
02-06.04 |
|
Нравится ли вам весна? Весенние загадки.
|
1 |
Жанровые особенности; сравнение: стихи - загадки |
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. |
|
106 |
|
|
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды».
|
1 |
Знакомство с биографией автора; знакомство с произведением; работа по выявлению осмысления прочитанного Анализ произведения; характеристика героев; разные виды чтения; составление устных иллюстраций и зарисовок, передача состояния героя через цветовое решение |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. |
|
107 |
|
|
А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».
|
1 |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. |
||
108 |
|
|
А.А. Блок «На лугу». С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…»
|
1 |
Выявление умений самостоятельно анализировать текст, рассуждать; обучение обобщению на основе последовательности вопросов; |
Анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои, выразительно читать. |
|
4 четверть |
|||||||
109 |
09-13.04 |
|
И.А. Бунин «Матери».
|
1 |
Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
Проверка предметных и универсальных учебных умений. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. |
|
110 |
|
|
А.Н. Плещеев «В бурю».
|
1 |
Анализ и обсуждение прочитанного; чтение в лицах; сравнительная характеристика произведений |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. |
|
111 |
|
|
Е.А. Благинина «Посидим в тишине». Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел». |
1 |
Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. |
||
112 |
|
|
И.М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». |
1 |
Обобщающий урок по разделу; обучение приёмам обобщения и систематизации материала |
|
|
И в шутку, и всерьёз (12 часов) |
|||||||
113 |
16-20.04 |
|
«Мозговая атака». Развитие речи.
|
1 |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. |
Выполнять упражнения, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формировать осознанность и выразительности чтения. Определять темы произведения.
|
|
114 |
|
|
Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» |
1 |
Анализ и обсуждение прочитанного; чтение в лицах; сравнительная характеристика произведений |
Формировать осознанность и выразительность чтения. Пополнять словарный запас слов. |
|
115 |
|
|
Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха.
|
1 |
Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. |
||
116 117 |
23-27.04 |
|
Э.Н. Успенский «Чебурашка».
|
2 |
Анализ и обсуждение прочитанного; чтение в лицах; сравнительная характеристика произведений |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. |
|
118 |
|
|
Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». |
1 |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. |
||
119 |
|
|
В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».
|
1 |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.
|
||
120 |
|
|
И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране».
|
1 |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. |
||
121 |
30.04-04.05 |
|
Г.Б. Остер «Будем знакомы». |
1 |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. |
||
122 123 |
|
|
В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
|
2 |
Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение выбору книги по заданной учителем теме. Ранжирование произведений по тематике, жанру.
|
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. |
|
124 |
07-11.05 |
|
Ю. Тувим «Про пана Трулялянского». Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз |
1 |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
||
Литература зарубежных стран (12 часов) |
|||||||
125 |
|
|
Викторина. Развитие речи
|
1 |
Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. |
|
126 |
|
|
Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».
|
1 |
Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу.
|
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками. |
|
127 |
14-18.05 |
|
Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». |
1 |
Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу.
|
||
128 |
|
|
Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк».
|
1 |
Формирование осознанности и выразительности чтения. |
||
129 |
|
|
Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети».
|
1 |
Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. |
||
130-131 |
21-25.05 |
|
Ш. Перро «Кот в сапогах».
|
2 |
Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. |
Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. |
|
132 |
|
|
Ш. Перро «Красная Шапочка».
|
1 |
Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса.
|
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. |
|
133 |
|
|
Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».
|
1 |
Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса.
|
Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Сотрудничать с одноклассниками. |
|
134
|
|
|
Э. Хогарт «Мафин и паук».
|
1 |
Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. |
||
135 |
28.05 |
|
Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран».
|
1 |
Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).
|
Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. |
|
136 |
29.05 |
|
Проверка техники чтения.
|
1 |
Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное. |
|
4 четверть – 32 часа Проведено фактически - За год по плану – 136 часов Проведено фактически - |
|||||||
График проведения проверочных и контрольных работ
|
|
|
Дата проведения |
|
№№ п/п |
Вид работы. Тема. |
Цель работы |
План |
Факт |
1 |
Проверка техники чтения. |
Проверка навыка чтения |
06.09 |
|
2 |
Контрольный урок. Проверка техники чтения за 1 четверть |
Оценка планируемых достижений. Проверка навыка чтения |
26.10 |
|
3 |
Диагностический мониторинг читательских компетенций |
Оценка планируемых достижений. Проверка усвоения материала раздела |
24.11 |
|
4 |
Проверка техники чтения за 1 полугодие. |
Оценка планируемых достижений. Проверка навыка чтения |
22.12 |
|
5 |
Итоговый мониторинг читательских компетенций |
Оценка планируемых достижений. Проверка усвоения материала раздела |
16.03 |
|
6 |
Проверка техники чтения за 3 четверть |
Оценка планируемых достижений. Проверка навыка чтения |
22.03 |
|
7 |
Проверка техники чтения за год. |
Оценка планируемых достижений. Проверка навыка чтения |
29.05 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.