ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Лыжная подготовка» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и соответствует Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), а так же порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008). Структура программы разработана в соответствии с приложением к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей». На основании примерной образовательной программы по внеурочной деятельности «Лыжные гонки», автор Сергиенко М.С.,2014 год.
В настоящее время в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья населения.
Неслучайно забота о сохранении здоровья учеников становится предметом особого внимания педагогов. Программа дополнительного образования по начальной лыжной подготовке ориентирована на сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни школьников.
Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия - это мощные факторы, повышающие адаптационные возможности организма, расширяющие функциональные резервы.
Ходьба и бег на лыжах - вид физических упражнений, которым можно заниматься с дошкольного возраста. Основанный на естественных движениях (ходьбе, беге), лыжный спорт имеет перед каждым из них значительное преимущество, так как передвижение на лыжах требует участия гораздо большего количества мышц.
Свежий воздух, большая амплитуда движений, ритмичное чередование напряжения и расслабления способствуют развитию мышечной силы, создают благоприятные условия для работы сердечно-сосудистой системы: усиливается приток крови к работающим мышцам, увеличивается их объем, возрастает сила и выносливость сердечной мышцы, реже становится ритм сердечных сокращений, что приводит к более экономичной работе сердца.
Рассматривая передвижение на лыжах как сложный навык, обычно выделяют в нем два компонента, которые учитывают при первоначальном обучении:
1) устойчивое равновесие при скольжении на узкой опоре (лыже);
2) определенную, порой непривычную, координацию движений различных способов ходов, спусков, подъемов, поворотов, торможений. В соответствии с подобным рассмотрением техники передвижения на лыжах многие учебные пособия и программы рекомендуют придерживаться определенной последовательности в обучении, а именно: вначале научить детей устойчивому равновесию, а затем приступить к обучению попеременному двухшажному ходу и, добившись прочного его усвоения, переходить к другому лыжному ходу.
Образовательная программа «Лыжная подготовка» имеет физкультурно-спортивную направленность, уровень освоения – общекультурный.
Дополнительная образовательная программа «Лыжная подготовка» позволяет приобщить детей к регулярным занятиям лыжным спортом и физкультурой.
При создании программы учитывались все последние достижения в области теории, методики и практики проведения занятий по лыжной подготовке.
Цель программы – создать условия для развития двигательной активности обучающихся, путем вовлечения их в регулярные занятия по лыжной подготовке
Задачи программы:
Учебные:
- научить основам техники передвижения на лыжах;
- научить умело, использовать рельеф местности при передвижении на лыжах;
- приучать использовать полученные знания и умения для самостоятельных занятий (наука быть здоровым);
- учить использовать в своей речи спортивную терминологию.
Развивающие:
- развивать природный потенциал каждого ребенка;
- развивать мотивацию и положительное отношение ребенка к занятиям;
- развивать двигательные качества (выносливость, быстроту, ловкость, силу, координацию движений);
- способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, внимание, настойчивость и волевые качества;
- воспитывать сознательный интерес к занятиям национальным видом спорта;
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
- воспитывать патриотизм и любовь к родному городу;
- воспитывать духовно – нравственные качества поведения в коллективе;
Организационно – педагогические основы обучения:
-
В спортивную секцию «Лыжная подготовка» принимаются учащиеся в возрасте с 7 до 10 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, на основании заявления от родителей (законных представителей) учащихся.
Сроки реализации программы |
Кол-во часов в неделю |
Время одного занятия |
Режим занятий |
Кол-во недель в учебном году |
Кол-во учащихся |
Кол-во часов в год |
1 год |
1 час |
45 минут |
1 раз в неделю по 1 часу |
36 |
12 |
36 |
2 год |
1 час |
45 минут |
1 раз в неделю по 1 часу |
36 |
10 |
36 |
Формы проведения занятий:
- всем составом спортивной секции;
- групповые.
Обучающиеся могут быть отчислены в следующих случаях:
- в связи с выездом за пределы города;
- по состоянию здоровья;
- за поведение, угрожающее жизни и здоровью окружающих их детей.
Занятия на улице проводятся в соответствии с нормами предельных температур для данного возраста.
Безветренная погода |
Ветер до 5 м/с |
Ветер до 6 - 10 м/с |
-15 |
-10 |
-8 |
В морозную погоду занятия проводятся в спортивном зале по ОФП (общей физической подготовке), с применением имитационных упражнений лыжника, выполняемых на месте и в движении, с использованием подвижных игр.
Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться лыжным инвентарем;
- знать основные стойки лыжника, сохранять равновесие;
- овладение техникой бесшажного скольжения;
- овладение техникой подъемов и спусков;
- преодолевать расстояния в медленном темпе до 2 км;
- уметь передвигаться на лыжах по пересеченной местности;
- выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрастным особенностям.
Учащиеся должны знать:
- о специальной одежде, инвентаре при занятии лыжным спортом, о двигательном режиме, о гигиене закаливания и занятий физическими упражнениями, об осанке
-об истории развития спорта в Республике Коми;
- терминологию по лыжной подготовке и лыжному спорту;
- владеть знаниями о чувстве товарищества и нравственных правилах поведения в коллективе;
Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:
Учащиеся должны уметь:
- овладеть техникой передвижения на лыжах;
- пользоваться мазью для лыж;
- овладением техникой одновременно одношажного хода;
- техника захода в поворот на скорости;
- преодолевать расстояния в среднем и быстром темпе до 2 км;
- выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрастным особенностям.
Учащиеся должны знать:
- -об истории развития спорта в России, великий лыжников гонщиков;
- терминологию по лыжной подготовке и лыжному спорту;
- организация школьных соревнований.
Способ проверки:
- контрольно-переводные нормативы;
- участие в соревнованиях школы, района.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1- ый год обучения
№ |
Раздел |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда |
1 |
|
1 |
2 |
Основы знаний по лыжной подготовке |
3 |
|
3 |
3 |
Техника передвижения на лыжах |
5 |
11 |
16 |
4 |
Специальная физическая подготовка |
1 |
5 |
6 |
5 |
Общая физическая подготовка |
|
8 |
8 |
6 |
Промежуточная аттестация |
|
1 |
1 |
7 |
Итоговое занятие |
|
|
|
|
Итого |
11 |
25 |
36 |
2 – ой год обучения
№ |
Раздел |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда |
1 |
|
1 |
2 |
Основы знаний по лыжной подготовке |
1 |
|
1 |
3 |
Техника передвижения на лыжах: |
4 |
10 |
14 |
4 |
Специальная физическая подготовка |
1 |
5 |
6 |
5 |
Общая физическая подготовка |
1 |
5 |
6 |
6 |
Кроссовая подготовка |
|
6 |
6 |
7 |
Промежуточная аттестация |
|
1 |
1 |
8 |
Ит оговое занятие |
1 |
|
|
|
Итого |
9 |
27 |
36 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на учебный год.
Техника безопасности на тренировках.
Соблюдение правил безопасной работы на стадионе и в спортивном зале.
Раздел 2. Теоретические занятия.
Лыжный инвентарь. Подбор палок и лыж. Переноска лыж и палок. Надевание лыж. Строевые упражнения. Одежда и обувь для занятий на лыжах. Подготовка, смазка лыж к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям.
Раздел 3. Техника передвижения на лыжах.
Передвижение ступающим и скользящим шагами; Попеременный двухшажный ход; Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках; Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»; Повороты переступанием на месте/ в движении; Торможение падением, повороты переступанием; Непрерывное передвижение до /800м/1000м/1500м.
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (СФП).
Теория: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта.
Практика: Ходьба широким шагом.
Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой.
В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двухшажного хода, то же имитация движений бесшажного одновременного хода.
Шаговая имитация с учебной целью.
Раздел 5. Общая физическая подготовка (ОФП).
Теория: Сведения о правильном выполнении физических упражнений и их влиянии на организм.
Практика:
Построение и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в строю. Ходьба и бег в строю. Выполнение команды «Лыжи на плечо», «Лыжи под руку», «Лыжи к ноге», «На лыжи становись».
Общеразвивающие упражнения:
Общеразвивающие гимнастические упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата рук и плечевого пояса; Упражнения для развития мышц туловища; Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног; Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений; Упражнения в равновесии; Легкоатлетические упражнения; Упражнения на лыжах для развития физических качеств
Раздел 6. Кроссовая подготовка.
Теория: Техника выполнения бега, обучение правильному дыханию. Обучение самоконтролю.
Практика: Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности
Раздел 7. Промежуточная аттестация.
Сдача контрольных нормативов.
Раздел 9. Итоговое занятие.
Подведение итогов за учебный год. Награждение лучших учащихся.
2 год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на учебный год.
Техника безопасности на тренировках.
Соблюдение правил безопасной работы на стадионе и в спортивном зале.
Раздел 2. Теоретические занятия.
Оказание первой помощи при травмах и обморожении. Название разучиваемых упражнений и основы правильной техники. Элементы тактики лыжных гонок. Виды лыжного спорта. История развития лыжного спорта, спортсмены-лыжники, Олимпийские чемпионы из Республики Коми. Влияние занятий лыжными гонками на укрепление здоровья. Режим и питание лыжника. Выносливость. Развитие выносливости во время самостоятельных занятий.
Раздел 3. Техника передвижения на лыжах.
Передвижение ступающим и скользящим шагами; Попеременный двухшажный ход; Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках; Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»; Повороты переступанием на месте/ в движении; Торможение падением. Повороты переступанием; Непрерывное передвижение до /800м/1000м/1500м.
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (СФП).
Теория: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта.
Практика: Ходьба широким шагом.
Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой.
В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двухшажного хода, то же имитация движений бесшажного одновременного хода.
Шаговая имитация с учебной целью.
Раздел 5. Общая физическая подготовка (ОФП).
Теория: Сведения о правильном выполнении физических упражнений и их влиянии на организм.
Практика:
Построение и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в строю. Ходьба и бег в строю. Выполнение команды «Лыжи на плечо», «Лыжи под руку», «Лыжи к ноге», «На лыжи становись».
Общеразвивающие упражнения:
Общеразвивающие гимнастические упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата рук и плечевого пояса; Упражнения для развития мышц туловища; Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног; Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений; Упражнения в равновесии; Легкоатлетические упражнения; Упражнения на лыжах для развития физических качеств
Раздел 6. Кроссовая подготовка.
Теория: Техника выполнения бега, обучение правильному дыханию. Обучение самоконтролю.
Практика: Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности
Раздел 7. Промежуточная аттестация.
Сдача контрольных нормативов.
Раздел 9. Итоговое занятие.
Подведение итогов за учебный год. Награждение лучших учащихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный материал программы рассчитан на группу мальчиков и девочек. Занятия проводятся с учетом особенностей возраста, пола и подготовленности занимающихся.
Теоретические сведения занимающимся рекомендуется сообщать во время практических занятий, уделяя этому 5-10 мин.
Основной формой практических занятий является урок, который строится по общепринятой схеме. Для поддержания постоянного интереса к занятиям их необходимо проводить таким образом, чтобы ребята по возможности быстрее могли увидеть результаты этих занятий. С этой целью они должны быть насыщены доступными, постепенно усложняющимися упражнениями по общей и специальной физической подготовке, выполняя которые учащиеся стремились бы добиться нового конкретного результата.
В соответствии с поставленными задачами занятия по лыжной подготовке делятся на вводные, учебные, контрольные и смешанные.
Вводные занятия предусматривают проведение бесед для сообщения теоретических сведений, ознакомления с задачами. Часть времени вводного занятия обязательно отводится на практические занятия на лыжах.
Учебные занятия. На занятиях такого типа в первую очередь проводится первоначальное обучение технике лыжных ходов, спусков и поворотов.
Смешанные занятия. Помимо изучения нового материала, на них совершенствуется техника передвижения на лыжах, изученная ранее. В ходе лыжной подготовки могут проводится различные варианты смешанных занятий с включением упражнений для развития скорости и выносливости в сочетании с обучением и совершенствованием техники передвижения на лыжах, приемом учебных нормативов и подведение итогов обучения.
Контрольные занятия. На занятиях этого типа принимаются установленные программой учебные нормативы. Контрольные занятия иногда проводятся в форме соревнований.
В учебной работе по лыжной подготовке и лыжному спорту используются три основных метода обучения: демонстрации, слова и упражнения (практического выполнения). Указанные методы имеют ряд разновидностей.
Методический прием – это часть целостного метода. Например, демонстрация (показ) поворота в движении из упора на лыжах – это метод, а замедленный показ только части поворота – подготовительных движений и входа в поворот – методический прием. Совокупность нескольких методов или разновидностей принято называть методикой обучения.
Метод демонстрации. При обучении способам передвижения на лыжах этот метод чаще всего применяется в виде показа всего способа в целом или отдельных его деталей. Показ способа передвижения должен быть образцовым по форме и характеру движений. В начале лучше демонстрировать способ передвижения в целом, затем, если возможно, по частям, а потом вновь в целом. Желательно продемонстрировать способ передвижения в замедленном виде.
Метод слова. При обучении технике лыжного спорта широко используются объяснение приема, действия, а также замечания и пояснения непосредственно в процессе выполнения упражнений. Метод слова применяется с целью создания у обучающихся ясного представления о форме движений, для раскрытия их характера при показе упражнения и помощи ученику в анализе и исправлении ошибок во время непосредственного выполнения способа передвижения. Учитывая особенности лыжного спорта, когда показ и объяснение часто проходят в неблагоприятных метеорологических условиях, учитель должен избегать длительных объяснений. Необходимо кратко охарактеризовать изучаемый способ для всей группы, а остальные замечания по возможности делать в процессе передвижения. Речь учителя должна быть громкой и литературно правильной. Кроме этого, необходимо использовать принятую в лыжном спорте терминологию.
Метод упражнения (практического выполнения) позволяет полученные представления о технике перенести на практическое освоение движений. Основная цель данного метода – воспитать у учащихся умения и навыки, необходимые при занятиях лыжным спортом. Этот метод имеет две взаимосвязанные разновидности – метод целостного упражнения и метод расчлененного упражнения.
Метод целостного упражнения наиболее распространен в лыжном спорте. Он с успехом может быть использован для изучения самого сложного способа передвижения на лыжах, различных ходов, поворотов в движении и т. д. С этой целью можно использовать выполнения способа передвижения в целом, но в облегченных условиях (например, одновременные ходы изучаются под уклон). В этом случае ученики могут сосредоточить все внимание на правильном выполнении движений, а не на максимальных усилиях при отталкивании.
Метод расчлененного упражнения чаще всего применяется при изучении сложных движений или упражнений (например, попеременного четырехшажного хода), а также с учениками, которые не могут сразу освоить данный способ передвижения. Пои этом методе основное внимание обращается на изучение, совершенствование и закрепление отдельных частей и элементов способа.
Сочетание методов обучения является важным фактором, повышающим качество учебного процесса по лыжной подготовке и лыжному спорту.
Для организации деятельности учащихся применяются следующие методы: фронтальный, посменный, поточный, поточно-групповой и групповой.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо наличие материально-технической базы.
Наличие спортивного зала и спортивного инвентаря (мячи, скакалки, гимнастические маты, самокаты, гимнастические палки), для проведения занятий в холодную погоду, помещения лыжной базы, где хранится лыжный инвентарь в специально оборудованных стеллажах. Наличие необходимого количество комплектов исправного лыжного инвентаря (комплект включает в себя: лыжи с жестким креплением, лыжные ботинки, палки), пронумерованного и закрепленного за учащимися. Наличие набора инструментов для установки креплений и мелкого ремонта. Наличие комплекта лыжных мазей для различных температур.
Занятия проводятся в специально подготовленных местах, расположенных недалеко от школы. Имеется учебная площадка во дворе школы, предназначена для первоначального обучения технике передвижения на лыжах. Учебная лыжня готовится в овраге, проходит по пересеченной местности, служит для закрепления и совершенствования техники изученных способов передвижения.
Контрольно - измерительные материалы
«Лыжная подготовка» 1 год обучения
возраст учащихся – 7 - 8 лет
1. Цель работы:
Выявления уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы «Лыжная подготовка» среди учащихся МБОУ «Часовская СОШ».
2. Характеристика структуры и содержания промежуточной аттестации:
Работа состоит из практической части. Практическая часть, входят выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке.
3. Время выполнения работы:
На выполнение промежуточной аттестации отводятся один учебный час.
4. Дополнительные материалы и оборудование:
Для проведения практической части необходимо: лыжный инвентарь.
5. Система оценки:
В практической части необходимо выполнить 1 задания.
Условия проведения работы:
Работу проводит педагог дополнительного образования МБОУ «Часовская СОШ».
Оценка аттестации определяется по уровневой системе.
Практическая часть:
1. Прохождение дистанции 1 км.
8.00 – 8.30 – высокий уровень
9.00 – 9.30 – средний уровень
10.15 – 11.00 – низкий уровень
Контрольно - измерительные материалы
«Лыжная подготовка» 2 год обучения
возраст учащихся – 9 - 10 лет
1. Цель работы:
Выявления уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы «Лыжная подготовка» среди учащихся МБОУ «Часовская СОШ».
2. Характеристика структуры и содержания промежуточной аттестации:
Работа состоит из практической части. Практическая часть, входят выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке.
3. Время выполнения работы:
На выполнение промежуточной аттестации отводятся один учебный час.
4. Дополнительные материалы и оборудование:
Для проведения практической части необходимо: лыжный инвентарь.
5. Система оценки:
В практической части необходимо выполнить 1 задания.
Условия проведения работы:
Работу проводит педагог дополнительного образования МБОУ «Часовская СОШ».
Оценка аттестации определяется по уровневой системе.
Практическая часть:
6. Прохождение дистанции 1 км.
6.45 – 7.30 – высокий уровень
7.45 – 8.20 – средний уровень
8.15 – 10.00 – низкий уровень
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для ИФК.- М.: физкультура и спорт, 1980.
2. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник для студентов педагогических институтов. - М: Просвещение, 1983.
3. Гурская Л.А. Организация, содержание и проведение лыжной подготовки в общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов академий и институтов физической культуры, учителей физической культуры, общеобразовательных школ. - Смоленск: СГИФК, 1996.- 73с.
4. Гурский А.В., Ермаков В.В., Кобзева Л.Ф., Рыженкова Л.И. лыжные гонки: Учебное пособие для преподавателей и студентов институтов физической культуры, тренеров и спортсменов /СГИФК.-Смоленск, 1990.
5. Игры на лыжах: Методические рекомендации для студентов институтов физической культуры, учителей школ и тренеров ДЮСШ. – Смоленск :СГИФК, 1993.
6. Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл.: Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
7. Контроль за физическими качествами: Методические рекомендации. - Смоленск: СГИФК, 1988.- 19с.
Критерии уровня физической подготовленности
Контрольные упражнения |
мальчики |
девочки |
||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Передвижение на лыжах 1км |
9.00 |
9.30 |
10.45 |
9.30 |
10.00 |
11.45 |
Выполнение скользящего шага на 10-м отрезке (кол-во шагов) |
7-8
|
9-11 |
12-13 |
8-9 |
10-12 |
13-14 |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (кол-во раз) |
18-20 |
13-17 |
8-12 |
17-19 |
13-16 |
7-12 |
Прыжок в длину с места (см) |
143-150 |
128-142 |
119-127 |
136-146 |
118-135 |
108-117 |
Бег 30 м с высокого старта (сек.) |
6.0-5.8 |
6.7-6.1 |
7.0-6.8 |
6.2-6.0 |
6.7-6.3 |
7.0-6.8 |
Бег 1000 м |
Без учета времени |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.