Использование приемов ТРИЗ, как средство развития творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительным искусством.
Волчок Наталья Геннадьевна, учитель изобразительного искусства
Сегодняшние тенденции развития общества предъявляют школе ряд требований, одним из которых является формирование творческой активности ее выпускников. Современная общеобразовательная школа должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, проявлять готовность к самообразованию на протяжении всей жизни. Все это достигается путем осознанного, активного приобретения учащимися социального опыта. Ключевые компетенции рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Поэтому особую значимость приобретает выбор и использование разнообразных образовательных технологий. В связи с этим, возникает задача создать наиболее благоприятные условия для развития творческого мышления учащихся. Важное место в данном аспекте занимают предметы художественно-эстетического направления.
Выгодский Л.С. в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» писал: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее… Воображение, как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество»
Свою роль как педагога вижу в поиске новых форм и методов для выявления творческого потенциала, наклонностей ученика и создании условий для его развития. В этом смысле РТВ (развитие творческого воображения) и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) дают уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое.
Технология ТРИЗ - технология развития творчества. Она возникла в России в 50-х годах усилиями выдающего российского учёного, изобретателя, писателя Генриха Сауловича Альтшуллера. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов о своем познании мира. Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.
В своей педагогической деятельности я использую следующие приемы ТРИЗ:
1) На что похоже.
· Кляксография – когда на мокрый лист бумаги капает краска, расплывается, а дети должны увидеть и назвать, на какой образ она похожа. И дорисовать. Использую данную технику в 1-ом классе при работе по теме «Колокольчики».
· Геометрические фигуры - на что они похожи. Необходимо придумать как можно больше объектов для схожести. Самое лучшее, если эта фигура будет мелкой частью образа. Например, обычно треугольник ассоциируется с частью дома – крышей. Но лучше, если дети придумают более мелкую деталь - часть геометрического узора на платье. Затем происходит усложнение, когда на листе предоставлены несколько геометрических фигур и из них нужно составить композицию.
· Волшебные линии. Дети находят сходство линий с предметами и дорисовывают. Усложнение – из множества линий создать законченную композицию. Формирование умений создавать объект на основе точки, линии, пятна у учащихся 1-го и 2-го класса происходит при работе над темой «Чудо - линии», «Характер линий в природных формах».
· Монотипии сложением, нитками, каплями… Данную технику применяю при работе над темой «Осенний листопад», «На стекле морозный иней», «Аквариумные рыбки» - в 1-ом классе. «Цветы и бабочки», «Павлин», «Жар-птица» - во 2-ом классе. В творческих работа учащиеся 3-4-го классов активно используют техники «монотипия», «набрызг».
· Ознакомление с «пальчиковой» техникой происходит при рисовании «Рябиновой веточки с гроздьями» в 1-ом классе.
2) Следующий прием оживление или антропоморфизм. Когда очеловечиваем природные объекты. Например, дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку в последний раз назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.
3) Интересные творческие работы создают учащиеся работая над темой «Моё настроение». Беспредметное рисование – цветом передаём своё настроение.
4) Прием противоположности.
· Классификация по тонам: тёплый-холодный, светлый-тёмный, бледный-насыщенный. Представления о колорите формируются работая над темами «Избушка ледяная», «Избушка лубяная»; «Тихая осень», «Ветреный день»; «Ясны зимний день», «Зимняя слякоть».
5) В своей работе часто использую соединение техник и материалов.
Например, рисование мелками и акварелью, мелками и карандашами; монотипии и традиционного рисования по темам: «Цветы», «Рыбки в аквариуме», «Золотая осень».
6) Прием «Морфологический анализ» направлен на активизацию мышления детей, систематизацию знаний о составных частях объекта и их вариантах. Учащиеся рисуют фантастических животных.
7) Злые персонажи становятся добрыми. «Баба Яга приглашает в гости». Придумать и нарисовать Кощея Бессмертного, Лешего, Водяного и Бабу Ягу добрыми.
8) Прием «Оживи картину» является универсальным для любого урока изобразительного искусства. Фантазия при работе над «оживлением» картины столь безгранична, что можно смело говорить о развитии творческого мышления учащихся. На уроке я предлагаю учащимся ответить на серию вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения может отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущения объектов, изображенных на данной картине.
9) Приём «Паспорт литературного героя» очень помогает оживить урок. Учащиеся описывают главных героев сказки или литературного произведения, находят положительные и отрицательные черты, место его обитания. Это помогает составлять композиции на тему.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех школьников в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому учащемуся возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе с использованием приемов ТРИЗ
Волчок Наталья Геннадьевна, учитель изобразительного искусства
Тема: Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»
Цель: сформировать представление о многообразии средств, используемых для создания художественного образа (пропорции, пластика, цвет).
Задачи урока:
1. актуализация знаний о пластическом и цветовом решении образа;
2. совершенствование умений выбирать эпизоды из содержания произведения, ярко характеризующие персонажей;
3. совершенствование умений создавать фантазийные образы животных;
4. формирование умений использовать художественные материалы в соответствии с творческим замыслом;
5. развитие фантазии и творческого воображения.
Ход занятия: 1. ПРИВЕТСТВИЕ, УЧЕТ ПРИСУТСТВУЮЩИХ
2. ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ
3. ТЕМА, ЦЕЛЬ, МОТИВАЦИЯ
Прием «Нестандартный вход в урок»
Раздаю жетоны с изображением сыра, лисы, вороны.
- Ребята, объединитесь в группы по жетонам, по принципу: сыр, лиса, ворона. Учащиеся устанавливают причинно-следственную связь между предметами на жетонах и отвечают на вопрос:
-Что объединяет эти предметы?
(Ответ: герои басни И.А. Крылова « Ворона и Лисица).
- А это значит, что сегодня мы будем рисовать с вами иллюстрацию к басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»
Старайтесь, лучшие работы попадут на школьную выставку.
4. СООБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Ребята, кто главные герои басни? (ворона и лисица)
- Какими качествами наделена лисица в сказках? (хитрая, коварная, ловкая)
- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса? (нет)
- Какой образ воплощает ворона? (образ глупого невнимательного человека)
Приём «Хорошо - плохо»
- Давайте разберём положительные и отрицательные стороны главных героев или порассуждаем о пользе и вреде случившейся ситуации.
Работа может проводиться в паре или группе.
- Лиса хитрая. Хитрость – это хорошо или плохо? Почему?
- Ворона глупая и доверчивая. Это хорошо или плохо?
- Давайте подберем качества, характеризующие героев басни.
Льстивый, склонный к лести – (Лисица)
Тщеславный, стремлящийся к славе, к почести – (Ворона)
Высокомерный – (Ворона)
Неискренний – (Лисица)
Честолюбивый, любящий славу – (Ворона)
Неправдивый, лживый – (Лисица)
Хитрый – (Лисица)
Глупый – (Ворона)
Доверчивый - (Ворона)
Приём «эмпатия» (учащимся предлагаю пофантазировать и представить себя на месте литературного героя)
- Как бы вы повели себя, окажись на месте героев басни И. А. Крылова « Ворона и Лисица»?
С целью развития воображения использую приём «Составление загадок». Учащиеся сочиняют загадки про литературных героев после анализа художественного произведения по определённой модели в виде таблицы. Вставляя между левым и правым столбцом таблицы слова « как» или « но не» получается загадка.
|
как |
|
|
но не |
|
(Например: Рыжая, но не белка)
Приём «Паспорт литературного героя»
- Давайте по описанию составим паспорт героев басни
Имя - … (Ворона)
Создатель - …(И. А. Крылов)
Прописка - … (басня «Ворона и Лисица»)
Внешний вид - … (чёрная, имеет крылья, большой клюв)
Где встречается - … (в лесу, на ели)
Личные качества - … (доверчивая)
Заветное желание - … (поесть)
Имя - … (Лисица)
Создатель - …(И. А. Крылов)
Прописка - … (басня «Ворона и Лисица»)
Внешний вид - … (рыжая, имеет хвост)
Где встречается - … (в лесу)
Личные качества - … (хитрая)
Заветное желание - … (поесть)
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
Приём « Раскадровка»
- Перед вами кадры мультфильма « Ворона и Лисица». Какой эпизод пропущен? (Беседа Вороны и Лисицы)
- Расскажите о нём. Дорисуйте недостающий кадр.
- Посмотрите, как иллюстрировали басню Е. Рачев и А. Лаптев
- Выполняем наброски в карандаше, правильно компонуем лист, пропорционально выбираем соотношение лисы и вороны.
· Промежуточные выводы
· Индивидуальная помощь
· Физминутка
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, КОНЕЦ УРОКА
Вывешиваем работы на классную выставку. А теперь я предлагаю оценить себя.
Содержание Композиция Цветовое решение
*________________*_______________*_______________
- Чему учит басня? (Не доверяться льстивым речам, не зазнаваться)
8. УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.