Программа по математике для дошкольников
Оценка 4.6

Программа по математике для дошкольников

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
математика
Детсад—1 кл
24.04.2020
Программа по математике для дошкольников
Программа подготовки к школе дошкольников
+ Математические ступеньки.doc

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 29»

 

 

 

РАССМОТРЕНО

Протокол № ____

«____»____________2019г.

Руководитель ШМО

учителей начальных классов

______________Кирова Н.М.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР________Моисеева И.В.

«____»____________2019г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 29»

______________Геффеле Е.В.

«____» ____________2019г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

«Математические ступеньки»

 

школы раннего развития «Первоцветик»

 

на 2019 – 2020 учебный год

 

 

 

 

Перфильева Маргарита Альбертовна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Северодвинск

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  Программа занятий «Математические ступеньки» составлена на основе программы «Преемственность» Федосова Е.А., Коваленко Е.В. и др.: М: Просвещение, 2012г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Занятия по курсу «Математические ступеньки» для дошкольников направлены на достижение следующих целей:  обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

         Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность дошкольников, направленную на решение следующих задач:

-         формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира;

-        развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;

-        овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты.

 

  В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

        В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

        В курсе реализуется основная методическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

        Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем,  с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом,  пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема

Программное содержание

Количество и счет

Деление множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком. Объединение частей в целую группу, дополнение, удаление из множества частей. Установление зависимости между множеством и его частью. Нахождение по части целого и по целому его части. Закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10. отсчитывание предметов по образцу и заданному числу из большего количества. Счет на слух, по осязанию, счет движений. Развитие понимания независимости числа от пространственно-качественных свойств предметов (цвета, форме, размера), расположения предметов в пространстве, направления счета. Знакомство с цифрами 0-9. Определение количественного состава числа из единиц (в пределах 10). Закрепление навыков порядкового счета (в пределах 10); уточнение вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?», представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. Развитие понимания отношений между числами. Сравнение рядом стоящих чисел в пределах 10. Знакомство с последовательностью чисел в натуральном ряду в пределах 10; называние чисел в прямом и обратном порядке от любого числа (устный счет) в пределах 10. Называние предыдущего и последующего числа к названному числу или обозначенному цифрой, называние пропущенного при счете числа, понимание выражений «до» и «после». Уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части. Ознакомление с составом чисел из двух меньших (на числах до 10). Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).

 

Величина

Сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания зависимости результата измерения длины от величины меры. Измерение объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры. Сравнение предмета по весу (тяжелее – легче). Знакомство с весами. Знакомство с единицами измерения длины (сантиметры, метры, километры). Вес (грамм, килограмм); объема (литры); денежными единицами и пр.

 

 

Форма

Развитие представлений о геометрических фигурах. Знакомство с многоугольником, его элементами (углы, вершины, стороны). Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек.

 

 

Ориентировка в пространстве

Развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий:  вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, вокруг и т.д.Определение направления движения в пространстве (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); развитие умения двигаться в соответствии с условными обозначениями; моделирование пространственных отношений с помощью плана, схемы.

 

 

Ориентировка во времени

Знакомство с названия месяцев года, последовательность дней недели, определение времени по часам.

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.

- Считать до 10 и дальше.

- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).

- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.

- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.

- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.

- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.

- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.

- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.

- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.

- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.

- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

- Иметь представление о  единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.

- О временных интервалах: временем суток, года.

- Об определении времени по часам

- О количественной характеристике числа.

 

 

Личностные результаты

-                   Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-                   В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-                   Учиться работать по предложенному учителем плану.

-                   Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-                   Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на занятии.

Познавательные УУД:

-                   Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-                   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-                   Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Коммуникативные УУД:

-                   Слушать и понимать речь других.

-                   Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-                   Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

1

Прямой и обратный счет. Рисование по клеточкам

 

 

2

Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Логическая цепочка

 

 

3

Геометрические фигуры. Игра «Запомни и повтори рисунок»

 

 

4

Отношения «больше», «меньше», «столько же». Состав чисел 2-4

 

 

5

Пространственные отношения  «налево», «направо», «вверх», «вниз», «между». Графический диктант

 

 

6

Временные отношения «раньше», «позже». Дни недели. Решение задач в стихах

 

 

7

Сравнение и измерение длины предметов. Состав чисел 5-7

 

 

8

Сравнение чисел. Состав чисел 8-9

 

 

9

Количество и счёт

 

 

10

«Математический лабиринт»

 

 

11

Итоговое занятие

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко.

2.      Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.

3.      Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.

4.      Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.

5.      Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.

6.      Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа занятий «Математические ступеньки» составлена на основе п рограммы «Преемственность»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа занятий «Математические ступеньки» составлена на основе п рограммы «Преемственность»

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим…

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим…

Форма Развитие представлений о геометрических фигурах

Форма Развитие представлений о геометрических фигурах

Личностные результаты -

Личностные результаты -

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020