Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии
· с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· учебным планом МБОУ Ленинской СОШ на 2021-2022 учебный год;
· Программой воспитания МБОУ Ленинской СОШ;
· Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ Ленинской СОШ
Рабочая программа учебного курса окружающий мир составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова, издательство «Просвещение», 2018
Для реализации содержания рабочей программы по окружающему миру. используется УМК:
1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник.3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2020г
2. Т.Н. Максимова Поурочные разработки по курсу Окружающий мир
3 кл. М.Вако, 2020г
3. А.А. Плешаков Рабочая тетрадь М. Просвещение, 2021
Предмет окружающий мир является обязательным для изучения. В соответствии с учебным планом курс окружающий мир рассчитан на _68_часов в год- 2 часа в неделю.
В связи с особенностями календарного графика МБОУ Ленинской СОШ на 2021-2022 учебный год будет проведено в 3 а классе – 66 часов. В 3 б классе – 66 часов. Сокращено изучение тем «Золотое кольцо России» по программе 3 часа, будет выдано за 1 час.
Из них:
-контрольных работ- 6
-экскурсия - 1
Приложение к пояснительной записке (интегрированное обучение).
В связи с тем, что в классе есть дети, обучающиеся интегрировано по адаптированным образовательным программам для детей с ЗПР, в планирование уроков включена коррекционно-развивающая работа с данными учащимися. При планировании уроков вносятся следующие цели:
1. Коррекция и развитие психофизиологических функций: оптико-пространственной ориентации, пространственных представлений.
2. Обогащение кругозора, общей осведомленности: формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
3. Коррекция и развитие личностных компонентов познавательной деятельности: активности, познавательного интереса, учебной мотивации, умений планировать предстоящую работу.
4. Коррекция и развитие психических процессов: переключение внимания, аналитического мышления, умений анализировать, процессов сравнения, умений классифицировать, систематизировать, абстрактного мышления.
5. Коррекция и развитие навыков коммуникации, общения: навыков эффективного невербального взаимодействия, тренировка взаимодействия со сверстниками и с взрослыми.
Для данных учащихся предусмотрены изменения в контрольных и самостоятельных работах с учётом их психофизического развития.
Содержание учебного курса по окружающему миру 3 класс.
N/N |
Наименование разделов, количество часов |
Характеристика основных содержательных линий |
Оценка планируемых результатов (выраженная в формах и видах контроля) |
1 |
Как устроен мир – 7 (ч.) |
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
|
Контрольная работа. |
2 |
Эта удивительная природа – 20 (ч.)
|
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.
|
Проверочная работа |
3. |
Мы и наше здоровье – (9 ч.)
|
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена. Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение). Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. |
Проверочная работа |
4.
|
Наша безопасность – 8 (ч.)
|
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб. Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные. Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем. Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
|
Проверочная работа. |
5. |
Чему учит экономика – 12 (ч.)
|
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги. Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека. Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.
|
Проверочная работа. |
6. |
Путешествие по городам и странам – (13 ч.)
|
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
|
Проверочная работа. |
Календарно-тематическое планированиепо окружающему миру в 3 Б КЛАССе
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения 3 а 3 б |
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
Основные направления воспитательной деятельности* |
|||||||
Как устроен мир 7 часов. |
|
||||||||||
1. |
Природа. |
|
|
Отличать предметы живой природы от неживой природы; классифицировать объекты живой природы; находить взаимосвязи в природе. |
5 |
||||||
2. |
Человек. |
|
|
Отличать человека от других живых существ; оценивать богатство внутреннего мира человека. |
6 |
||||||
3. |
Общество. |
|
|
Определять человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. |
7 |
||||||
4. |
Российская Федерация. |
|
|
Устанавливать взаимосвязь между живыми существами и окружающей средой, взаимодействии человека с природой; правилам поведения в природе. |
1,2 |
||||||
5. |
Что такое экология. |
|
|
Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых территорий. |
8 |
||||||
6. |
Входная проверочная работа
|
|
|
Применять свои знания на практике. |
|
||||||
7. |
Обобщение по теме «Как устроен мир». |
|
|
Выполнять задания; проверять свои знания. |
5 |
||||||
Эта удивительная природа. 20 часов. |
|
|
|||||||||
8. |
Звездное небо- Великая книга Природы. |
|
|
Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в природной среде. |
8 |
||||||
9. |
Тела, вещества, частицы. |
|
|
Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; различать тела и вещества, классифицировать их. |
5 |
||||||
10. |
Разнообразие веществ. |
|
|
Определять свойства соли, сахара, крахмала, кислоты; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. |
5 |
||||||
11. |
Воздух и его охрана. |
|
|
Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха. |
8 |
||||||
12. |
Вода. Свойства воды. |
|
|
Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя. |
8 |
||||||
13. |
Превращения и круговорот воды в природе. |
|
|
Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара. |
5 |
||||||
14. |
Берегите воду! |
|
|
Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсуждать способы экономного использования воды. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели. |
8 |
||||||
15. |
Что такое почва? |
|
|
Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента. |
8 |
||||||
16. |
Разнообразие растений. Экскурсия. |
|
|
Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Классифицировать растения из предложенного списка; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений. |
5 |
||||||
17. |
Солнце, растения и мы с вами. |
|
|
Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы. |
5 |
||||||
18. |
Размножение и развитие растений. |
|
|
Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. Выявлять роль животных в размножении и развитии растений. |
8 |
||||||
19. |
Охрана растений. |
|
|
Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Оформлять памятку «Берегите растения». |
8 |
||||||
20. |
Разнообразие животных. |
|
|
Объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе. |
8 |
||||||
21. |
Кто что ест? |
|
|
Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. |
5 |
||||||
22. |
Размножение и развитие животных. |
|
|
Характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве. |
8 |
||||||
23. |
Охрана животных. |
|
|
Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. |
5 |
||||||
24. |
В царстве грибов. |
|
|
Характеризовать строение шляпочных грибов. Моделировать различие грибов-двойников. |
8 |
||||||
25. |
В царстве грибов. |
|
|
Характеризовать строение шляпочных грибов. Моделировать различие грибов-двойников. |
8 |
||||||
26. |
Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа». |
|
|
Выполнять задания; проверять свои знания. |
|
||||||
27. |
Обобщение по теме «Эта удивительная природа». |
|
|
Выполнять задания; проверять свои знания |
5,8 |
||||||
Мы и наше здоровье. 10 часов. |
|
||||||||||
28. |
Организм человека. |
|
|
Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. |
6 |
||||||
29. |
Органы чувств. |
|
|
Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств. |
6 |
||||||
30. |
Надёжная защита организма. |
|
|
Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. |
6 |
||||||
31. |
Опора тела и движение. |
|
|
Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. |
5 |
||||||
32. |
Наше питание.
|
|
|
Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания. |
6 |
||||||
33. |
Дыхание и кровообращение. |
|
|
Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке. |
6 |
||||||
34. |
Умей предупреждать болезни. |
|
|
Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. |
5 |
||||||
35. |
Здоровый образ жизни. |
|
|
Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать. |
6 |
||||||
36. |
Проверочная работа на тему «Мы и наше здоровье»
|
|
|
Выполнять задания; проверять свои знания |
|
||||||
37. |
Обобщение по теме «Мы и наше здоровье». |
|
|
Выполнять задания; проверять свои знания |
5,6 |
||||||
Наша безопасность. 8 часов. |
|
||||||||||
38. |
Огонь, вода и газ. |
|
|
Объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. |
5 |
||||||
39. |
Чтобы путь был счастливым. |
|
|
Актуализировать правила безопасного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. |
7 |
||||||
40. |
Дорожные знаки. |
|
|
Объяснять значение слова «сервис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. |
3 |
||||||
41. |
Опасные места. |
|
|
Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. |
5 |
||||||
42. |
Природа и наша безопасность. |
|
|
Характеризовать опасности природного характера. Находить информацию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Различать гадюку и ужа. |
8 |
||||||
43. |
Экологическая безопасность. |
|
|
Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. |
8 |
||||||
44. |
Проверочная работа «Наша безопасность». |
|
|
Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги. Анализировать свои действия на улице и в транспорте. Анализировать разные типы знаков.
|
|
||||||
45. |
Обобщение по теме «Наша безопасность». |
|
|
Выполнять задания; проверять свои знания. |
5 |
||||||
Чему учить экономика? 12 часов. |
|
||||||||||
46. |
Для чего нужна экономика? |
|
|
Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня. |
2 |
||||||
47. |
Природные богатства и труд людей- основа экономики. |
|
|
Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике. |
7 |
||||||
48. |
Полезные ископаемые. |
|
|
Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых. |
8 |
||||||
49. |
Растениеводство. |
|
|
Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности. |
8 |
||||||
50. |
Животноводство. |
|
|
Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. |
8 |
||||||
51. |
Какая бывает промышленность? |
|
|
Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности. Работа со взрослыми: выявить, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе. |
7 |
||||||
52. |
Что такое деньги? |
|
|
Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. |
7 |
||||||
53. |
Государственный бюджет. |
|
|
Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. |
7 |
||||||
54. |
Семейный бюджет. Экономика и экология |
|
|
Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. |
|
||||||
55. |
Экономика и экология. |
|
|
|
7,8 |
||||||
56. |
Проверочная работа на тему «Чему учит экономика». |
|
|
Проверка знаний по изученному разделу.
|
|
||||||
57. |
Обобщение по теме «Чему учит экономика?». |
|
|
Выполнять задания; проверять свои знания. |
7,8 |
||||||
Путешествия по городам и странам. 11 часов |
|
||||||||||
58. |
Золотое кольцо России. |
|
|
Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. |
2 |
||||||
59. |
Наши ближайшие соседи. |
|
|
Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны. |
1 |
||||||
60. |
На севере Европы. |
|
|
Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. |
3 |
||||||
61. |
Что такое Бенилюкс? |
|
|
Рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. |
1 |
||||||
62. |
В центре Европы. |
|
|
Рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. |
2 |
||||||
63. |
По Франции и Великобритании. |
|
|
Рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. |
2 |
||||||
64. |
На юге Европы. |
|
|
Рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. |
3 |
||||||
65. |
Всемирное наследие. |
|
|
|
1,2,3 |
||||||
66. |
Итоговая проверочная работа за год. |
|
|
Выполнять задания; проверять свои знания. |
|
||||||
Планируемые результаты
Личностные
Овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
• формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
• формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
• внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1) патриотического воспитания;
2) патриотического воспитания и формирования российской идентичности;
3) духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей;
4) приобщения детей к культурному наследию (эстетическое воспитание);
5) популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания);
6) физического воспитания и формирования культуры здоровья;
7) трудового воспитания и профессионального самоопределения;
8) экологического воспитания.
Метапредметные
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
• планировать свои действия в течение урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
• контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
Предметные
Научится
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Получит возможность научиться
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Дополнение к рабочей программе
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.