Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лесная поляна»
Утвеождаю:___________
Заведующий ДОУ Машанова Н.А.
Принята на педагогическом совете №3
От ___марта 2015г
Программа по патриотическому воспитанию дошкольников:
«Растим патриотов России»
Выполнили: Творческая группа: - руководитель заведующий МБДОУ Машанова Н.А.
-методист ДОУ Колесниченко Л.В.
-воспитатель высшей категории Намдакова Л.В.
- воспитатель первой категории Носова О.В.
- музыкальный руководитель высшей категории Старюк Т.Ю.
п.Новый Уоян
2015г
I. Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
1. Обоснование актуальности программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, посёлком, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной посёлок Новый Уоян. Надо показать ребенку, что родной посёлок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Гипотеза: процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным если:
в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ чувства патриотизма у детей дошкольного возраста;
поддерживать тесное сотрудничество с семьей в работе по воспитанию у них любви к родному посёлку, краю, стране.
2. Цель и задачи программы
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, посёлку, семье и дому через возрождение исторической памяти и народной культуры.
Задачи:
* создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей;
* учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
* прививать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо, все хорошее начинается с родного дома и матери;
* ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи
* знакомить детей с символами республики и государства, в котором они живут: гербом, флагом, гимном;
* формировать элементарные знания о правах человека; бережное отношение к родной природе и всему живому;
* развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины (большой и малой);
* воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;
* побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада, родного посёлка.
Пути
решения поставленных задач
|
|
|||||
![]() |
Принципы:
1. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.
2. Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога.
3. Принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности.
4. Принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
5. Принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
6. Принцип проблемного обучения – дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
7. Принцип компетентности педагога — воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.
8. Принцип игровой подачи материала — в своей работе необходимо опираться на ведущий вид деятельности — игру.
Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, использую такие инновационные технологии:
* личностно – ориентированный подход к детям;
* личностно – деятельный подход (ориентирование на действие,
технология дидактических задач);
* интегрированная система;
* здоровьесберегающие технологии;
* игровые методы и приемы.
7. Выполнение норм Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.1.2660-10.
4. Законодательно-нормативное обеспечение программы
Закон РФ «Об образовании».
Устав МБДОУ детский сад «Лесная поляна»
- Конституция
Российской Федерации.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010
г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России,
программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания,
обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы
реализации программы.
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с
изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995
г.
- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая
1995г.
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон
Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите
Отечества"» от 5 апреля 2013 г.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка
которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2011–2015 годы»
Приоритеты:
1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Этим занимаются воспитатели.
4. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, воспитатели решают не только природоохранные задачи, но и воспитывают любовь к каждому объекту в природе.
5. Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Дошкольникам нужны знания об истории страны. Но чтобы они были усвоены детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.
В процессе реализации программы по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в музее детского сада «Родник»
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем психологическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
Мотивация
* содержательная – формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми;
* социальная – создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;
* прагматическая — усиления внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.
Содержание
* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
* знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; спосёлком, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребёнок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
В дошкольных группах создать предметно – развивающую среду патриотической направленности:
- постоянно пополнять мини – музей ДОУ новыми экспонатами.
- стенд «Моя Родина — Россия»;
- дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного посёлка» и др.;
- дидактические папки: «Мой посёлок», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России»,
- сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.;
- подобрать методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;
- тематические выставки в группе, «Они сражались за Родину», «Космические дали» и др.;
- информационно – коммуникативные технологии (мультимедийное средство – медиапроектор, компьютер, подборка дисков со слайдами).
Использовать методическую литературу:
- «С чего начинается Родина?» Л.А. Кондрыкинской;
- «Патриотическое воспитание» Т.И. Подрезова;
- «Патриотическое воспитание в ДОУ» А.Н. Писарева;
- «Патриотическое воспитание дошкольника» Н.В. Алешина.
Средства:
- Примеры проявления героизма.
- Взгляды на патриотизм в летописях.
- Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
- Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
- Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль
- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.
- В ДОУ имеется музейный комплекс «Родник» в него входят: « НовыйУоян – моя малая родина», «Русская изба», «Космос», «Моя Бурятия», «Лукоморье», «Защитники земли русской», «Россия - Родина моя», «Природа Севера», музыкальный зал, физкультурный зал, кабинеты логопеда и психолога, которые соответственно оборудованы, эстетически оформлены;
- необходимо осуществляеть тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования из Дома детского творчества, а также с логопедом, музыкальным руководителем, руководителем по физической культуре;
Взаимосвязь всех участников процесса:
- с родителями:
Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Сотрудничество с семьёй осуществляется в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребёнка, составления семейных альбомов, проведение совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч, посещение на дому. Дети с большим интересом рассказывают об истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывают у воспитанников сильные эмоции, заставляют сопереживать.
Семейное изучение своей родословной помогает детям осмыслить, что семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций. Что счастье семьи — это счастье и благополучие всего народа, государства. На более высокую ступень поднялось сотрудничество с семьёй. Родители в письменном виде делилятся воспоминаниями о своём детстве, путешествиях, приносят фотографии, видеоматериалы, медали своих дедов. «Родной дом» — это яркий пример взаимодействия всех участников образовательного процесса. Изготовление и презентация продуктов проекта: семейная газета, герб и девиз семьи, семейное дерево (родословная семьи). Традиции детского сада «Рождественские Колядки», «Масленица», осенняя и весенняя ярмарки поделок из природного матеоиала,совместная с родителями военно-патриотическая игра «Зарница», «Зимние олимпийские игры «Олимпионик».
Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребёнок и его близкие, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчёта о прогулке, тематические родительские собрания и т.д.
Активное участие родителей в оформлении стенда «Ничто не забыто, никто не забыт», они приносят фотоматериалы и документы о прадедах, воевавших с фашистскими захватчиками.
Организация в детском саду телефона доверия. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
- с воспитателями:
На занятиях в детском саду воспитатели с детьми постоянно любуются и восхищаются красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др.,
- героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей,
- создают условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создают условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности, организовывают конкурсы – выставки совместной с родителями творческой деятельности. Дети рисуют на темы: «Во дворе», «Наша армия», «День Победы», делают коллективную аппликацию «Город будущего», «Машины едут по улице», «Мы отдыхаем», «Мой любимый детский сад, конструируют на темы «Наш садик и участок», и др.
- создают ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступают перед малышами, родителями, гостями. Принимают участие в общепоселковых мероприятиях: «День посёлка», «День защиты детей», «День Победы», «День Знаний»).
- стараются так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя,
- приглашают родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов, — на познавательные занятия)
- при знакомстве детей с трудом взрослых стараются выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд строителя, милиционера, железнодорожника, и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города. Семья – первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Большую роль в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых, разными профессиями, имеет организация сюжетно – ролевых игр в игровом центре «Чудо Град»
- воспитатели рассказывают, чем прославились в нашем посёлке, в детском саду родители детей. Папы детей сделали качели на участке, залили горки, мамы помыли окна, посадили цветы. Катина мама сшила интересные мягкие игрушки. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – берегут игрушки, сделанные близкими людьми).
- воспитатели привлекают детей к хозяйственно-бытовому труду по благоустройству и наведению порядка на территории детского сада и к труду в природе. Дети вместе со взрослыми подкармливают зимующих птиц, после снегопада расчищают дорожки, подсыпают свежий корм; окапывают снегом корни кустов и деревьев, стряхивают снег с веток после сильного снегопада, чтобы они не сломались под тяжестью снега, ухаживают за комнатными растениями с учетом времени года, вместе со взрослыми развешивают скворечники, убирают перегнившую листву, летом высаживают растения на клумбу, собирают плоды и семена растений для корма птицам, укрывают на зиму многолетние растения опавшими листьями, готовят кормушки для птиц.
-Устраивают театрализованные представления,
- разучивают бурятские, русские, эвенкийские игры,
- со специалистами:
- логопед разучивает с детьми потешки, приговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показывает богатство и красоту родного языка;
- на занятиях по изодеятельности необходимо учить детей рисовать народные орнаменты, разбираться в искусстве русского народа, использовать различные средства изображения, подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать внимание детей на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться.
- музыкальные руководители проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой;
- инструктор по ФК проводит подвижные игры разных народов нашей страны;
- педагог — психолог на своих занятиях поддерживает готовность детей оказать любую помощь тому, кто в ней нуждается. Развивает у детей желание сделать приятное окружающим их людям. Изготавливает вместе с детьми подарки малышам, сотрудникам детского сада, родителям, гостям группы, ветеранам;
- создаёт проблемные ситуации для привития нравственных качеств (например, у ребёнка на прогулке потерялась игрушка, ставила в кружок стулья на один меньше, чем детей и др.), каждый случай разбирается или разыгрывается.
В понедельник – обязательные беседы «Как прошли выходные?» — воспитание привязанности и любви к семье.
В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы российских писателей ты услышал?», цель – воспитание через художественное слово. Использовались следующие формы работы с детьми:
«Фантазирование» (посёлок будущего; если бы я стал мэром посёлка, волшебником, строителем и др.); «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др).
Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности.
II. Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа, средний возраст 4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа) .
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад) .
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Посёлок, в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
2. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
3. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
4. Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения посёлка, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
1. Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
2. Расширять представления о природных богатствах Северобайкальского рвйона, растительном и животном мире; полезных ископаемых.
3. Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
3 раздел «Поселок, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях посёлка, социально-экономической значимости посёлка.
Задачи:
1. Формировать представление об исторических корнях посёлка.
2. Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости посёлка.
3. Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в поселке и культуре, которую они представляют.
Задачи:
4. Формировать представление об основных профессиях жителей посёлка.
5. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
6. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
III. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения посёлка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного посёлка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
3-4 года.
Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
Знать название своего посёлка; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
4-5 лет.
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о своем родном посёлке.
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т. д.) .
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5-6 лет.
Знать свой домашний адрес, название посёлка, республики.
Иметь представление о символик края.
Знать название близлежащих улиц.
Иметь представление о жизни и быте народа населивших посёлок и республику.
Узнавать на фотографиях достопримечательности посёлка, уметь рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск.
6-7 лет.
Краткие сведения об истории посёлка, республики.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знать герб, флаг Бурятии и РФ.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Правила безопасности поведения в природе и на улице посёлка.
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Бурятии.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
IV. Этапы внедрения программы
· Сбор информации.
· Разработка и внедрение программы.
· Разработка и реализация плана программы.
· Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
· Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
· Регулирование выполнения программы.
· Текущий мониторинг выполнения программы.
· Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
V. Механизм сопровождения программы
1. Планирование и подготовка
· Изучение методической литературы.
· План работы на год.
· Комплектование творческой группы.
· Составление разделов плана творческой группой (по годам) .
· Обсуждение проектов каждого плана.
· Утверждение плана.
2. Методическое сопровождение
· Организация и проведение семинара по изучению программы.
· Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
· Консультации.
· Проведение семинарских занятий.
· Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
· Самообразование.
3. Использование результатов работы
Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров) .
Оформление результатов работы.
Написание творческих работ, проектов.
Выступление в СМИ, на сайте ДОУ.
4. Мероприятия поддержки
Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
Взаимодействие с семьей.
Сотрудничество с библиотекой.
Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.
5. Итоговый анализ
Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг) .
Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.
Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг) .
Оформление результатов работы.
Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
VI. Тематическое планирование
II младшая группа (3-4 года)
Месяц I - IV неделя |
Темы мероприятий |
Продолжительность |
Сентябрь |
Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» Природоохраня-емая акция «Сохраним цветок» Целевая прогулка (растения участка, природа родного края) |
15 мин. |
Октябрь |
Беседа «Моя семья» Образовательная деятельность «Мама, папа, я - семья» рисование «Портрет семьи» «Как животные родного края к зиме готовятся» |
15 мин. |
Ноябрь |
«Варвара – краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). Беседа «Хорошо у нас в саду» Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
15 мин. |
Декабрь |
Природоохраня-емая акция «Покормите птиц зимой» Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. Наблюдение за трудом младшего воспитателя. |
15 мин. |
Январь |
Беседа «Мой родной посёлок» конструирование «Мы построим новый дом». Беседа «Домашние животные у нас дома». Лепка «Угостим новых знакомых оладушками». |
15 мин. |
Февраль |
«Белая береза под моим окном» - деревья в родном городе.рисование «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. Беседа «Как стать сильным? » |
15 мин. |
Март |
«Я и моя мама». Рисование: «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую». «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. Проект «Помоги растению». |
15 мин. |
Апрель |
«Рассказы о своей семье». «Наши добрые дела». Труд взрослых Беседа «Дом в котором мы живем». Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный». |
15 мин. |
Май |
Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» Чтение стихотворений «Что такое лес? », «Что такое луг? », «Что такое река? », «Что такое море? » из сборника В. Степанова «Наша природа». Беседа «Наш город». |
15 мин. |
Июнь |
Природоохраняемая акция «Посади цветок». Экскурсия в сквер к памятнику павших в ВОВ. Беседа «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по железной дороге.» |
15 мин. |
Июль |
Познавательное развитие «Труд воспитателя». Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». «Друзья наши меньшие» - знакомство с животными северобайкалья. Беседа «Новый Уоян. – моя родина». |
15 мин. |
Август |
Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». Рассматривание фотоальбома «Мой посёлок» здания и памятники посёлка. Разговор – беседа«Наша дружная семья». |
15 мин. |
Средняя группа (4-5 лет)
МесяцI-IV неделя |
Темы мероприятий |
Продолжительность |
Сентябрь |
Сентябрь «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. Занятие «У медведя во бору грибы, ягоды беру… » Акция «Сохраним цветок» «В нашем детском саду» Труд взрослых. |
20 мин. |
Октябрь |
Беседа «Семья» - дать понятие семья, о родственных отношениях. Прохождение экологической тропы – природа «Семейная фотография» - расширение знаний о своей семье. Проект «Мой родной посёлок». |
20 мин. |
Ноябрь |
Экскурсия «С чего начинается Родина? » (улицы посёлка). Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» С. Черный «Когда никого нет дома» - чтение стихотворения. Целевая прогулка «В нашем посёлке строят новый дом». |
20 мин. |
Декабрь |
Рисование «Построим большой дом». Беседа «Мое здоровье». Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада. «Моя семья» - любимые занятия родителей и других членов семьи. |
20 мин. |
Январь |
Природоохраня-емая акция «Покорми птиц зимой». Проект «Дружат дети на планете». Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. Досуг «Рота, подъем! » |
20 мин. |
Февраль |
«Мы следопыты» - о жизни диких животных в лесах Северобайкалья. «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. «На земле, в небесах и на море» - об армии, о родах войск. «Папы, дедушки - солдаты» - о государственном празднике «Защитники Отечества». |
20 мин. |
Март |
«Наша мама лучше всех». «Посёлок. Транспорт. Пешеход». «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края) Развлечение «Быть здоровыми хотим». |
20 мин. |
Апрель |
«Мой посёлок», рассматривание альбома о посёлке Новый Уоян. «В гости к деду Природоведу» - экологическая тропа весной. Беседа «Помощники» - об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи. Знакомство детей с флагом России и Бурятии. |
20 мин. |
Май |
Экскурсия по праздничным улицам посёлкаа. Рассказ воспитателя «О Дне Победы». Сюжетно-ролевая игра «Мы железнодорожники», знакомство с профессией железнодорожника. Целевая прогулка к «Стеле памяти» посвященной Великой Отечественной войне. |
20 мин. |
Июнь |
Акция «Озелени участок» Проект (рисования) «Салют в честь праздника России». Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. |
20 мин. |
Июль |
Экскурсия к ж.д.вокзалу Проект (рисования) «Мой детский сад». Досуг «Преодоление препятствий». Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности посёлка Новый Уоян». |
20 мин. |
Август |
Акция «Природа просит защиты» - бережное отношение к природе родного края. Чтение художественной литературы для детей на семейную тему. Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья». «Мой край задумчивый и нежный» |
20 мин. |
Операция «Радость» - изготовление подарков для участников войны в мирное время. Встреча с участниками Чеченской и Афганской войны (подарки, благодарственные письма) .
5. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
Оформление групповых комнат.
Благоустройство ДОУ.
Труд бытовой в природе.
Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Диагностическое обследование (начало, конец учебного года. Приложение 1, 2).
6. Материально-техническое сопровождение
• Дидактические и наглядные пособия;
• современные средства ТСО;
• методическая литература;
• Репродукции картин;
• картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой посёлок»;
• «Моя семья»;
• художественная литература;
• грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
• карты, атлас Бурятия;
• символика Бурятии, России глобус и т. д.
• семейные фотографии
• видео - пособия
• мультимедийная система
• Интернет – ресурсы.
Используемая литература
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель» 2007 г.
2. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г.
3. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005 г.
4. Евтушенко С., Л. Веселова. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6 стр. 118-121
5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5 стр. 11-13
6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2 стр. 3-8
7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5 стр. 3-10
8. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12 стр. 31-36
9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10 стр. 10-19
10. Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8 стр. 27-29
11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10 стр. 52-54
12. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г.
13. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.