Программа по патриотическому воспитанию дошкольников: «Растим патриотов России»
Оценка 4.6

Программа по патриотическому воспитанию дошкольников: «Растим патриотов России»

Оценка 4.6
doc
29.01.2020
Программа по патриотическому воспитанию дошкольников:  «Растим патриотов России»
ростим патриотов прогр..doc

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лесная поляна»

Утвеождаю:___________

Заведующий ДОУ Машанова Н.А.

Принята на педагогическом совете №3

От ___марта 2015г

 

 

 

 

 

 

Программа по патриотическому воспитанию дошкольников:

 «Растим патриотов России»

                                                      

                                                            Выполнили:  Творческая группа:                                                                                                                     - руководитель заведующий МБДОУ Машанова Н.А.

-методист ДОУ Колесниченко Л.В.

-воспитатель высшей категории Намдакова Л.В.

- воспитатель первой категории Носова О.В.

- музыкальный руководитель высшей категории  Старюк Т.Ю.

 

 

 

 

 

 

п.Новый Уоян

2015г

I. Пояснительная записка

 

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

 

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

1. Обоснование актуальности программы

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, посёлком, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной посёлок Новый Уоян. Надо показать ребенку, что родной посёлок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Гипотеза: процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным если:

в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ чувства патриотизма у детей дошкольного возраста;

поддерживать тесное сотрудничество с семьей в работе по воспитанию у них любви к родному посёлку, краю, стране.

2. Цель и задачи программы

Цель:  воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, посёлку, семье и дому через возрождение исторической памяти и народной культуры.

Задачи:

 *  создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей;

* учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;

* прививать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо, все хорошее начинается с родного дома и матери;

* ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи

* знакомить детей с символами республики и государства, в котором они живут: гербом, флагом, гимном;

* формировать элементарные знания о правах человека; бережное отношение к родной природе и всему живому;

* развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины (большой и малой);

* воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;

* побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада, родного посёлка.

 

 

 

Пути решения поставленных задач

Оснащение предметно-развивающей среды

- Создание музея государства Российского  «Родник» в детском саду.                                                        Организация патриотических уголков в дошкольных группах ДОУ.          Пополнение атрибутов в игровом зале «Чудо-Град»                                   Оформление стенда «Никто не забыт, ничто не забыто» в коредоре ДОУ

 

 

 

Подготовка педколлектива к работе по нравственно-патриотическому воспитанию

- Консультации,                       Семинар,                                         Педсоветы,                                Открытые просмотры,                                   Самообразование,                         Курсы повышения квалификации.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Принципы:

1. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.

2. Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога.

3. Принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности.

4. Принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.

5. Принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.

6. Принцип проблемного обучения – дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.

7. Принцип компетентности педагога — воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.

8. Принцип игровой подачи материала — в своей работе необходимо   опираться на ведущий вид деятельности — игру.

Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, использую такие инновационные технологии:

* личностно – ориентированный подход к детям;

* личностно – деятельный подход (ориентирование на действие,

технология дидактических задач);

* интегрированная система;

* здоровьесберегающие технологии;

* игровые методы и приемы.

7. Выполнение норм Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

СанПиН 2.4.1.2660-10.

4. Законодательно-нормативное обеспечение программы

Закон РФ «Об образовании».

Устав МБДОУ детский сад  «Лесная поляна»

- Конституция Российской Федерации. 
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. 

- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г. 
- Федеральный закон «Об увековечении Победы совет­ского народа в Великой Отечественной вой­не 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  

Приоритеты:

1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Этим занимаются воспитатели.

4. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, воспитатели решают не только природоохранные задачи, но и воспитывают любовь к каждому объекту в природе.

5. Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Дошкольникам нужны знания об истории страны. Но чтобы они были усвоены детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

В процессе  реализации программы по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в музее детского сада «Родник»

Формирование патриотических чувств   проходит  эффективно  в  тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем психологическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

Мотивация

* содержательная – формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация  индивидуальной работы с детьми;

* социальная – создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;

* прагматическая — усиления внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.

Содержание

* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

* знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; спосёлком, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребёнок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

В дошкольных группах   создать предметно – развивающую среду патриотической направленности:

- постоянно пополнять  мини – музей ДОУ новыми экспонатами.

-  стенд «Моя Родина — Россия»;

- дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного посёлка» и др.;

- дидактические папки: «Мой посёлок», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России»,

- сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.;

-  подобрать методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;

-  тематические выставки в группе, «Они сражались за Родину», «Космические дали» и др.;

- информационно – коммуникативные технологии (мультимедийное средство – медиапроектор, компьютер, подборка дисков со слайдами).

Использовать методическую литературу:

- «С чего начинается Родина?» Л.А. Кондрыкинской;

- «Патриотическое воспитание» Т.И. Подрезова;

- «Патриотическое воспитание в ДОУ» А.Н. Писарева;

- «Патриотическое воспитание дошкольника» Н.В. Алешина.

Средства:

- Примеры проявления героизма.

- Взгляды на патриотизм в летописях.

- Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

- Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

- Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль

- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.

- В ДОУ имеется музейный комплекс «Родник» в него входят:  « НовыйУоян – моя малая родина»,  «Русская изба», «Космос», «Моя Бурятия»,  «Лукоморье», «Защитники земли русской», «Россия -  Родина моя», «Природа Севера», музыкальный зал, физкультурный  зал, кабинеты логопеда и психолога, которые соответственно оборудованы, эстетически оформлены;

- необходимо осуществляеть тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования из Дома детского творчества, а также с логопедом, музыкальным руководителем, руководителем по физической культуре;

Взаимосвязь всех участников процесса:

- с родителями:

Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Сотрудничество с семьёй осуществляется в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребёнка, составления семейных альбомов, проведение совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч, посещение на дому. Дети с большим интересом рассказывают об истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывают у воспитанников сильные эмоции, заставляют сопереживать.

Семейное изучение своей родословной помогает детям осмыслить, что семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций. Что счастье семьи — это счастье и благополучие всего народа, государства. На более высокую ступень поднялось сотрудничество с семьёй. Родители в письменном виде делилятся воспоминаниями о своём детстве, путешествиях, приносят фотографии, видеоматериалы, медали своих дедов. «Родной дом» — это яркий пример взаимодействия всех участников образовательного процесса. Изготовление и презентация продуктов проекта: семейная газета, герб и девиз семьи, семейное дерево (родословная семьи). Традиции детского сада «Рождественские Колядки», «Масленица»,  осенняя и весенняя ярмарки поделок из природного матеоиала,совместная с родителями военно-патриотическая игра «Зарница», «Зимние олимпийские игры «Олимпионик».

Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребёнок и его близкие, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчёта о прогулке, тематические родительские собрания и т.д.

Активное участие родителей в оформлении стенда «Ничто не забыто, никто не забыт»,  они  приносят  фотоматериалы  и документы о прадедах, воевавших с фашистскими захватчиками.

Организация в детском саду  телефона доверия. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

- с воспитателями:

На занятиях в детском саду воспитатели с детьми постоянно любуются и восхищаются красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др.,

- героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей,

- создают условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создают условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности, организовывают конкурсы – выставки совместной с родителями творческой деятельности. Дети рисуют на темы: «Во дворе», «Наша армия», «День Победы», делают коллективную аппликацию  «Город будущего», «Машины едут по улице», «Мы отдыхаем»,   «Мой любимый детский сад, конструируют на темы «Наш садик и участок», и др.

- создают ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступают перед малышами, родителями, гостями. Принимают участие в общепоселковых мероприятиях: «День  посёлка», «День защиты детей», «День Победы», «День Знаний»).

- стараются так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя,

- приглашают  родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов, — на познавательные занятия)

- при знакомстве детей с трудом взрослых стараются выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд строителя, милиционера, железнодорожника, и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города. Семья – первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Большую роль в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых, разными профессиями,  имеет организация сюжетно – ролевых игр в игровом центре «Чудо Град»

- воспитатели рассказывают, чем прославились в нашем посёлке, в детском саду родители детей. Папы детей сделали качели на участке, залили горки, мамы помыли окна, посадили цветы. Катина мама сшила интересные мягкие игрушки. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – берегут игрушки, сделанные близкими людьми).

- воспитатели привлекают детей к хозяйственно-бытовому труду по благоустройству и наведению порядка на территории детского сада и к труду в природе. Дети вместе со взрослыми подкармливают зимующих птиц, после снегопада расчищают  дорожки, подсыпают  свежий корм; окапывают  снегом корни кустов и деревьев, стряхивают  снег с веток после сильного снегопада, чтобы они не сломались под тяжестью снега, ухаживают за комнатными растениями с учетом времени года, вместе со взрослыми развешивают скворечники, убирают  перегнившую листву, летом высаживают  растения на клумбу, собирают  плоды и семена растений для корма птицам, укрывают  на зиму многолетние растения опавшими листьями, готовят  кормушки для птиц.

-Устраивают  театрализованные представления,

- разучивают  бурятские, русские, эвенкийские игры,

- со специалистами:

- логопед разучивает с детьми потешки, приговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показывает богатство и красоту родного языка;

- на занятиях  по изодеятельности необходимо учить детей рисовать народные орнаменты, разбираться в искусстве русского народа, использовать различные средства изображения, подводить  детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать внимание детей на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться.

- музыкальные руководители проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой;

- инструктор по ФК  проводит подвижные игры разных народов нашей страны;

- педагог — психолог на своих занятиях поддерживает  готовность детей оказать любую помощь тому, кто в ней нуждается. Развивает у детей желание сделать приятное окружающим их людям. Изготавливает  вместе с детьми подарки малышам, сотрудникам детского сада, родителям, гостям группы, ветеранам;

- создаёт  проблемные ситуации для привития нравственных качеств (например, у ребёнка на прогулке потерялась игрушка, ставила в кружок стулья на один меньше, чем детей и др.), каждый случай разбирается или разыгрывается.

В понедельник – обязательные беседы «Как прошли выходные?» — воспитание привязанности и любви к семье.

В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы российских писателей ты услышал?», цель – воспитание через художественное слово. Использовались следующие формы работы с детьми:

«Фантазирование» (посёлок  будущего; если бы я стал мэром  посёлка, волшебником, строителем и др.); «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др).

Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности.

II. Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа, средний возраст 4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа) .

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад) .

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

3 раздел «Посёлок, в котором я живу».

4 раздел «Наша кладовая».

1 раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

2. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

3. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

4. Познакомить детей с историей детского сада.

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения посёлка, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи:

1. Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

2. Расширять представления о природных богатствах Северобайкальского рвйона, растительном и животном мире; полезных ископаемых.

3. Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

3 раздел «Поселок, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях посёлка, социально-экономической значимости посёлка.

Задачи:

1. Формировать представление об исторических корнях посёлка.

2. Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости посёлка.

3. Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

4 раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в поселке и культуре, которую они представляют.

Задачи:

4. Формировать представление об основных профессиях жителей посёлка.

5. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

6. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

III. Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения посёлка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного посёлка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

3-4 года.

Знать имя, отчество родителей.

Знать где работают их родители.

Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

Знать название своего посёлка; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

4-5 лет.

С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

Уметь рассказывать о своем родном посёлке.

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т. д.) .

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5-6 лет.

Знать свой домашний адрес, название посёлка, республики.

Иметь представление о символик  края.

Знать название близлежащих улиц.

Иметь представление о жизни и быте народа населивших посёлок и республику.

Узнавать на фотографиях достопримечательности посёлка, уметь рассказывать о них.

Знать профессии своих родителей.

Знать правила поведения в природе.

Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Различать некоторые рода войск.

6-7 лет.

Краткие сведения об истории посёлка, республики.

Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

Знать герб, флаг Бурятии и РФ.

Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.

Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

Правила безопасности поведения в природе и на улице посёлка.

Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Бурятии.

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

IV. Этапы внедрения программы

·       Сбор информации.

·       Разработка и внедрение программы.

·       Разработка и реализация плана программы.

·       Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

·       Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.

·       Регулирование выполнения программы.

·       Текущий мониторинг выполнения программы.

·       Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

V. Механизм сопровождения программы

1. Планирование и подготовка

·       Изучение методической литературы.

·       План работы на год.

·       Комплектование творческой группы.

·       Составление разделов плана творческой группой (по годам) .

·       Обсуждение проектов каждого плана.

·       Утверждение плана.

2. Методическое сопровождение

·       Организация и проведение семинара по изучению программы.

·       Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.

·       Консультации.

·       Проведение семинарских занятий.

·       Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.

·       Самообразование.

3. Использование результатов работы

Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров) .

Оформление результатов работы.

Написание творческих работ, проектов.

Выступление в СМИ, на сайте ДОУ.

4. Мероприятия поддержки

Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.

Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.

Взаимодействие с семьей.

Сотрудничество с библиотекой.

Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.

5. Итоговый анализ

Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг) .

Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.

Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг) .

Оформление результатов работы.

Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.

VI. Тематическое планирование

II младшая группа (3-4 года)

Месяц I - IV неделя

Темы мероприятий

Продолжительность

Сентябрь

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» Природоохраня-емая акция «Сохраним цветок» Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)

15 мин.

Октябрь

Беседа «Моя семья» Образовательная деятельность «Мама, папа, я - семья» рисование «Портрет семьи» «Как животные родного края к зиме готовятся»

15 мин.

Ноябрь

«Варвара – краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). Беседа «Хорошо у нас в саду» Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

15 мин.

Декабрь

Природоохраня-емая акция «Покормите птиц зимой» Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

15 мин.

Январь

Беседа «Мой родной посёлок» конструирование «Мы построим новый дом». Беседа «Домашние животные у нас дома». Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».

15 мин.

Февраль

«Белая береза под моим окном» - деревья в родном городе.рисование «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. Беседа «Как стать сильным? »

15 мин.

Март

«Я и моя мама». Рисование: «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую». «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. Проект «Помоги растению».

15 мин.

Апрель

«Рассказы о своей семье». «Наши добрые дела». Труд взрослых Беседа «Дом в котором мы живем». Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный».

15 мин.

Май

Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» Чтение стихотворений «Что такое лес? », «Что такое луг? », «Что такое река? », «Что такое море? » из сборника В. Степанова «Наша природа». Беседа «Наш город».

15 мин.

Июнь

Природоохраняемая акция «Посади цветок». Экскурсия в сквер к памятнику павших в ВОВ. Беседа «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по железной дороге.»

15 мин.

Июль

Познавательное развитие «Труд воспитателя». Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». «Друзья наши меньшие» - знакомство с животными северобайкалья. Беседа «Новый Уоян. – моя родина».

15 мин.

Август

Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». Рассматривание фотоальбома «Мой посёлок» здания и памятники посёлка. Разговор – беседа«Наша дружная семья».

15 мин.

Средняя группа (4-5 лет)

МесяцI-IV неделя

Темы мероприятий

Продолжительность

Сентябрь

Сентябрь «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. Занятие «У медведя во бору грибы, ягоды беру… » Акция «Сохраним цветок» «В нашем детском саду» Труд взрослых.

20 мин.

Октябрь

Беседа «Семья» - дать понятие семья, о родственных отношениях. Прохождение экологической тропы – природа «Семейная фотография» - расширение знаний о своей семье. Проект «Мой родной посёлок».

20 мин.

Ноябрь

Экскурсия «С чего начинается Родина? » (улицы посёлка). Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» С. Черный «Когда никого нет дома» - чтение стихотворения. Целевая прогулка «В нашем посёлке строят новый дом».

20 мин.

Декабрь

Рисование «Построим большой дом». Беседа «Мое здоровье». Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада. «Моя семья» - любимые занятия родителей и других членов семьи.

20 мин.

Январь

Природоохраня-емая акция «Покорми птиц зимой». Проект «Дружат дети на планете». Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. Досуг «Рота, подъем! »

20 мин.

Февраль

«Мы следопыты» - о жизни диких животных в лесах Северобайкалья. «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. «На земле, в небесах и на море» - об армии, о родах войск. «Папы, дедушки - солдаты» - о государственном празднике «Защитники Отечества».

20 мин.

Март

«Наша мама лучше всех». «Посёлок. Транспорт. Пешеход». «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края) Развлечение «Быть здоровыми хотим».

20 мин.

Апрель

«Мой посёлок», рассматривание альбома о посёлке Новый Уоян. «В гости к деду Природоведу» - экологическая тропа весной. Беседа «Помощники» - об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи. Знакомство детей с флагом России и  Бурятии.

20 мин.

Май

Экскурсия по праздничным улицам посёлкаа. Рассказ воспитателя «О Дне Победы». Сюжетно-ролевая игра «Мы железнодорожники», знакомство с профессией железнодорожника. Целевая прогулка к «Стеле памяти» посвященной Великой Отечественной войне.

20 мин.

Июнь

Акция «Озелени участок» Проект (рисования) «Салют в честь праздника России». Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Рассказ воспитателя о лекарственных растениях.

20 мин.

Июль

Экскурсия к ж.д.вокзалу Проект (рисования) «Мой детский сад». Досуг «Преодоление препятствий». Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности  посёлка Новый Уоян».

20 мин.

Август

Акция «Природа просит защиты» - бережное отношение к природе родного края. Чтение художественной литературы для детей на семейную тему. Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья». «Мой край задумчивый и нежный»

20 мин.

Операция «Радость» - изготовление подарков для участников войны в мирное время. Встреча с участниками Чеченской и Афганской войны (подарки, благодарственные письма) .

 5. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.

Оформление групповых комнат.

Благоустройство ДОУ.

Труд бытовой в природе.

Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Диагностическое обследование (начало, конец учебного года. Приложение 1, 2).

6. Материально-техническое сопровождение

• Дидактические и наглядные пособия;

• современные средства ТСО;

• методическая литература;

• Репродукции картин;

• картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой посёлок»;

• «Моя семья»;

• художественная литература;

• грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

• карты, атлас Бурятия;

• символика Бурятии, России глобус и т. д.

• семейные фотографии

• видео - пособия

• мультимедийная система

• Интернет – ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель» 2007 г.

2. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г.

3. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005 г.

4. Евтушенко С., Л. Веселова. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6 стр. 118-121

5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5 стр. 11-13

6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2 стр. 3-8

7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5 стр. 3-10

8. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12 стр. 31-36

9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10 стр. 10-19

10. Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8 стр. 27-29

11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10 стр. 52-54

12. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г.

13. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лесная поляна»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лесная поляна»

I. Пояснительная записка Что мы

I. Пояснительная записка Что мы

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение

Гипотеза: процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным если: в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ чувства патриотизма у детей дошкольного возраста;…

Гипотеза: процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным если: в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ чувства патриотизма у детей дошкольного возраста;…

Родины (большой и малой); * воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям; * побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий,…

Родины (большой и малой); * воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям; * побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий,…

Принципы: 1. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития

Принципы: 1. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития

Принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности

Принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности

Закон РФ «Об образовании». Устав

Закон РФ «Об образовании». Устав

Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т

Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т

Дошкольникам нужны знания об истории страны

Дошкольникам нужны знания об истории страны

В дошкольных группах создать предметно – развивающую среду патриотической направленности: - постоянно пополнять мини – музей

В дошкольных группах создать предметно – развивающую среду патриотической направленности: - постоянно пополнять мини – музей

Они сражались за Родину», «Космические дали» и др

Они сражались за Родину», «Космические дали» и др

Дома детского творчества, а также с логопедом, музыкальным руководителем, руководителем по физической культуре;

Дома детского творчества, а также с логопедом, музыкальным руководителем, руководителем по физической культуре;

Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребёнок и его близкие,…

Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребёнок и его близкие,…

Принимают участие в общепоселковых мероприятиях: «День посёлка», «День защиты детей», «День

Принимают участие в общепоселковых мероприятиях: «День посёлка», «День защиты детей», «День

Они начинают уважать труд своих родителей – берегут игрушки, сделанные близкими людьми)

Они начинают уважать труд своих родителей – берегут игрушки, сделанные близкими людьми)

ФК проводит подвижные игры разных народов нашей страны; - педагог — психолог на своих занятиях поддерживает готовность детей оказать любую помощь тому, кто в ней…

ФК проводит подвижные игры разных народов нашей страны; - педагог — психолог на своих занятиях поддерживает готовность детей оказать любую помощь тому, кто в ней…

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам

Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой

Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой

Наличие у детей знаний об истории возникновения посёлка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему…

Наличие у детей знаний об истории возникновения посёлка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему…

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т

Знать герб, флаг Бурятии и РФ

Знать герб, флаг Бурятии и РФ

V. Механизм сопровождения программы 1

V. Механизм сопровождения программы 1

Выступление в СМИ, на сайте ДОУ

Выступление в СМИ, на сайте ДОУ

ОктябрьБеседа «Моя семья» Образовательная деятельность «Мама, папа, я - семья» рисование «Портрет семьи» «Как животные родного края к зиме готовятся»15 мин

ОктябрьБеседа «Моя семья» Образовательная деятельность «Мама, папа, я - семья» рисование «Портрет семьи» «Как животные родного края к зиме готовятся»15 мин

МайЦелевая прогулка к украшенной к празднику улице

МайЦелевая прогулка к украшенной к празднику улице

В нашем детском саду» Труд взрослых

В нашем детском саду» Труд взрослых

Март «Наша мама лучше всех»

Март «Наша мама лучше всех»

Взаимодействие с родителями Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника

Взаимодействие с родителями Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника

Интернет – ресурсы.

Интернет – ресурсы.

Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на

Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на
Скачать файл