Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №140» г. Новосибирска
Программа по правилам
дорожного движения
для 1класса
«Светофор»
Разработчик: Генце Ж. А., учитель начальных классов
г. Новосибирск
2019-2020 г.
Пояснительная записка
Мы жители 21 века, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. Невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. На данных занятиях учащиеся: приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах; учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому я составила свою программу «Дорожная азбука» для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Работая над программой, я учитывала требования регионального стандарта, изучила рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.
Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. По этому программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше научить детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Детей младших классов трудно привлечь к предмету только тем, что им это нужно будет в дальнейшем для нормальной жизни в обществе. Эти перспективы для младшего школьника не играют ведущей роли. Поэтому программа нацелена на формирование целостной системы знаний, на обеспечение психологического и интеллектуального развития учащихся.
Имея в виду, что в начальной школе закладывается образовательный базис, на котором в течение всей жизни человека будут основываться его знания о дорожном движении и умение обеспечить себе и окружающим безопасность на дороге, в младших классах изучаются Правила дорожного движения регулярно: по два занятия ежемесячно, всего 34 часа в год.
Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Учитель постоянно акцентирует внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.
Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона. Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, а также в работе с сюжетно-ролевыми играми с использованием изготовленных учащимися имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Учащийся должен иметь отдельную тетрадь, с которой он работает на уроке и дома: зарисовывает знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывает конкретные правила и т.д. Во время ответов дети должны не только рассказывать сами правила, но и приводить примеры использования этих правил при передвижении по улицам и дорогам.
С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.
Цель программы
Задачи:
· Научить детей культуре поведения на дорогах и улицах.
· Организация деятельности по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков.
· Закрепление знаний ПДД учащимися школы.
· Предоставление базового образования обучающихся в рамках государственных стандартов.
· Создание отряда ЮИД, привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Дидактические принципы:
· систематическое изучение правил дорожного движения,
· осознанность в их усвоении,
· постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии возрастными возможностями обучающихся.
Направления программы
Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:
· знакомство с историей ПДД
· развитие практических навыков
· применение их в реальной жизни.
Методическая работа
Контроль за реализацией программы
Ожидаемые результаты
· Сокращение количества ДТП с участием обучающихся
· Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД
· Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ).
· Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
Программа рассчитана на 1 год.
В течение недели проводится 2 часа.
Рабочих недель – 33.
В год – 66 ч.
Программа сочетает в себе: индивидуальные; групповые; коллективные занятия.
Формы обучения младших школьников ПДД:
· тематические занятия
· игровые уроки
· практические занятия в «городах безопасности»
· конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД
· настольные, дидактические и подвижные игры, беседы
· Оформление маршрутных листов «Школа – дом»;
· Конкурсы рисунков и стенгазет
· Конкурсы агитбригад по ПДД
· Игра «Безопасное колесо»;
· Посвящение первоклассников в пешеходы
· Проведение уроков по ПДД
Совместная работа с отделом ГИБДД
· Встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися на классных часах.
· Встреча сотрудников ГИБДД с родителями обучающихся.
· Совместное планирование деятельности с ГИБДД.
Работа с родителями
· Проведение родительских собраний по тематике ПДД
· Составление и распространение памяток ребенок и дорога
· Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера
· Совместные праздники, конкурсы
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипед.
План работы
на 2019-2020 учебный год
1 класс
№ |
Теоретическая часть |
Теория |
Практика |
Дата |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка |
1 |
|
01.09-03.09 |
2 |
Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД |
1 |
1 |
|
3 |
Улица полна неожиданностей (рисунки) |
1 |
|
|
4 |
Права и обязанности и ответственность участников дорожного движения. |
|
1 |
|
5 |
Безопасный маршрут от дома до школы |
1 |
|
|
6 |
Безопасный маршрут от дома до школы (рисунки) |
|
1 |
|
7 |
Дорожные знаки и дополнительные средства информации |
1 |
|
|
8 |
Элементы улиц и дорог (рисунки) |
|
1 |
|
9 |
Правила движения пешехода. |
1 |
|
|
10 |
Движение пешеходов по улицам города и дорогам (рисунки) |
|
1 |
|
11 |
Где и как переходить улицу? |
1 |
|
|
12 |
Учимся соблюдать ПДД (рисунки) |
|
1 |
|
13 |
Элементы улиц и дорог. |
1 |
|
|
14 |
Тротуар, обочина дороги, правостороннее движение, пешеходы на загородной дороге (рисунки) |
|
1 |
|
15 |
Регулируемый перекрёсток . Нерегулируемый перекрёсток |
1 |
|
|
16 |
Регулируемый перекрёсток . Нерегулируемый перекрёсток (рисунки) |
|
1 |
|
17 |
Правила движения велосипедистов. |
1 |
|
|
18 |
Я – велосипедист (рисунки) |
|
1 |
|
19 |
Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте |
1 |
|
|
20 |
Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте (рисунки) |
|
1 |
|
21 |
Движение группы пешеходов и велосипедистов |
1 |
|
|
22 |
Движение группы пешеходов и велосипедистов (рисунки) |
|
|
|
23 |
Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду. |
1 |
|
|
24 |
Правила ДД для велосипедиста (рисунки) |
|
1 |
|
25 |
Фигурное вождение велосипеда. |
1 |
|
|
26 |
Фигурное вождение велосипеда (практика, двор школы) |
|
1 |
|
27 |
Дорожная разметка. |
1 |
|
|
28 |
Дорожная разметка (рисунки) |
|
1 |
|
29 |
Правила пользования транспортом |
1 |
|
|
30 |
Я – пассажир |
1 |
|
|
31 |
Я – пассажир (рисунки) |
|
1 |
|
32,33 |
На железной дороге. |
2 |
|
|
34 |
На железной дороге (рисунки) |
|
1 |
|
35 |
Движение по загородной дороге |
1 |
|
|
36 |
Движение по загородной дороге (рисунки) |
|
1 |
|
37 |
Дорожные ловушки |
1 |
|
|
38 |
Дорожные ловушки |
1 |
|
|
39 |
Дорожные ловушки (рисунки) |
|
1 |
|
40 |
Первая медицинская помощь |
1 |
|
|
41 |
Первая медицинская помощь (рисунки) |
|
1 |
|
42 |
Ожоги, обморожения |
1 |
|
|
43 |
Виды кровотечений. Остановка кровотечений |
1 |
|
|
44 |
Транспортировка пострадавших |
1 |
|
|
45 |
Правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса |
1 |
|
|
46 |
Правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса (рисунки) |
|
1 |
|
47 |
Сигналы светофора и регулировщика |
1 |
|
|
48 |
Сигналы светофора и регулировщика (рисунки) |
|
1 |
|
49 |
Учимся соблюдать ПДД. |
1 |
|
|
50,51 |
Учимся соблюдать ПДД. (рисунки) |
|
2 |
|
52 |
Пешеходный переход, перекрёсток |
1 |
|
|
53 |
Пешеходный переход, перекрёсток |
|
1 |
|
54 |
Я - пешеход и пассажир |
1 |
|
|
55 |
Я - пешеход и пассажир (рисунки) |
|
1 |
|
56 |
Я - пешеход и пассажир. Видеофильмы. |
1 |
|
|
57,58 |
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге |
2 |
|
|
59 |
Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС |
1 |
|
|
60,61 |
Виды светофоров. Сигналы светофора и регулировщика. Перекрёстки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств |
2 |
|
|
62,63 |
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах |
|
2 |
|
64 |
Оформление уголка по ПДД (рисунки, памятки) |
|
1 |
|
65 |
Акция «Проинформируй соседей» (листовки по ПДД на подъезды домов) |
|
1 |
|
66 |
Игра - викторина «Знатоки ПДД» |
|
1 |
|
|
Итого 66 часов |
|
|
|
Содержание программы
1 класс
1. ПДД.
1.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
1.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.
1. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.
1.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.
1.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.
1.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
1.7. Регулируемый перекрёсток.
Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.
1.8. Нерегулируемый перекрёсток.
Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.
1.9. Правила движения велосипедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.
1.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.
1.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.
1.12. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров.
1.13. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.
1. 14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.
1.15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси.
1.16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути.
1.17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.
1. 18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.
2.ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.
2.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.
2.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).
2.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска).
2.4. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.
2.5. Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в районных, областных конкурсах по ПДД
Используемые источники:
1. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
2. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
3. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
4. Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
5. «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
6. «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
7. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
8. Дорожная азбука.- М., 1974.
9. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
10. Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
11. Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
12. Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
13. «Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.
14. Энциклопедия «Все обо всем».
15. Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
16. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.