Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений
Оценка 4.8

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений

Оценка 4.8
docx
11.12.2023
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений
Программа _Профилактика безнадзорности и правонарушений 2021-2025 г_.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа№5»

 

 

 

 

 

 

Программа

 по профилактике безнадзорности, правонарушений

 и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

Социальный педагог: Мирумян Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Михайловск

Паспорт Программы

Наименование Программы

Профилактика безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних

Период реализа­ции Программы

2021 – 2025 учебные гг.

Цели Программы

  1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
  2. Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в семье, образовательной организации, социуме.
  3. Совершенствование системы профилактики безнадзорности правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.

Основные задачи Программы

  1. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  2. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.
  3. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
  4. Формирование у учащихся  потребности в здоровом образе жизни путём воспитания умения противостоять вредным привычкам.

Ожидаемые результаты:

- Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- Стабилизация ситуации в семье;

- Уменьшение количества неуспевающих учащихся;

- Увеличение числа детей, ведущих здоровый образ жизни;

- Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.



 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

  Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

  • рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • массовые нарушение прав детей;
  • рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
  • омоложение преступности;
  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

К типичным отклонениям в поведении обучающихся относятся: лень, упрямство, агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий, нарушение Устава ОО.

Типичными причинами отклонений в поведении детей являются:

  • безнадзорность в семье из-за занятости или пьянства родителей, семейного неблагополучия;
  • отсутствие единства в требованиях родителей и педагогов;
  • низкий уровень культуры и психолого-педагогической образованности родителей;
  • нарушение эмоциональной, волевой сферы личности ребенка, отсутствие моральных и этических норм;
  • социальная неустроенность родителей, отсутствие материальных средств;
  • нарушение родительско - детских отношений;
  • семья находится в состоянии развода.

Наличие того или иного фактора социального неблагополучия в семье ведет к возникновению социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.

С целью систематизации работы образовательной организации в области профилактики была создана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Объект деятельности: учащиеся 1-9 классов МБОУ «Средней общеобразовательной школы 1».

Предмет деятельности: социально-педагогические условия развития личности учащихся.

  Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах законности, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

Цель программы:

 

1.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

2.Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в семье, образовательной организации, социуме.

3.Совершенствование системы профилактики безнадзорности правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.

 

Задачи программы:

 

 - Создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.

 -Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.

 -Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.

 -Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, ОДН) в работе с подростками «группы риска».

 - Обеспечение социальной защиты детей и подростков.

-Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека.

 

Правовая основа программы. 

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

          - Международная Конвенция ООН о правах ребёнка

          - Конституция Российской Федерации;

          - Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

          - Указы Президента РФ;

          - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

          - принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

Сроки программы:

 

Программа рассчитана на 2021-2025 год.

Этап разработки программы: август  2021г.

Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой концепции: 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 учебные годы.

Этап рефлексии: май – июнь 2024 год. 

Программа рассчитана на 3 года.

 

В основу программы положены следующие методы работы:

 

1.Беседы.

2.Лекции.

3.Наблюдение

4.Классные часы.

5. Встречи с интересными людьми.

6.Просмотр видеофильмов.

7.Педагогические, профилактические советы.

8.Конкурсы рисунков.

9.Акции.

10.Опрос

11.Анкетирование.

12.Изучение документов и продуктов деятельности школьников

13.Диагностика.

14.Сопровождение.

15.Убеждение.

16.Моральная поддержка.

17.Сопереживание.

18.Сотрудничество.

 

 

 Содержание программы.

Программа содержит 4 блока:

  1. Организационная работа.
  2. Диагностическая работа.
  3. Профилактическая работа с учащимися.
  4. Профилактическая работа с родителями.

1.Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.

 

2.Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

3.Профилактическая работа с учащимися включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с детьми  деструктивного поведения и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.

Работа с детьми  деструктивного  поведения выстраивается в несколько этапов:

Этап

Содержание

Изучение окружающей среды ребенка

Диагностика

Обеспечение психологической готовности ребенка к изменению

Беседы с ребенком,

вхождение в доверие к нему,

пробуждение его интереса к той или иной

деятельности

Накопление у несовершеннолетнего нравственно положительных качеств,

поступков

Стимулирование положительных поступков,

изменений

Самовоспитание, самоконтроль

Поддержка ребенка в процессе

самовоспитания и самоконтроля

4.Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители,  медико-психолого-педагогическая служба,  педагог – психолог, социальный  педагог.

Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

  • Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
  • Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
  • Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
  • Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
  • Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

 

План мероприятий  программы.

 

п/п

Содержание работы

классы

сроки

ответственные

 

Организационные мероприятия.

 

1

Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.

1-9

сентябрь

Классные руководители, соц. педагог

2

Акция «Всеобуч».

1-9

Ежегодно в сентябре

Классные руководители, соц. педагог

3

Организация заполнения в классах социальных паспортов.

1-9

сентябрь

Классные руководители, соц. педагог

4

Составление банка данных и социального паспорта школы.

1-9

октябрь

Соц. педагог

5

Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с ПДН и КДН и ЗП.

1-9

Сентябрь-октябрь

Соц. педагог

6

Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану)

1-9

1 раз в четверть

Завуч по УВР, соц. педагог.

7

Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций.

1-9

Сентябрь-октябрь

Классные руководители

8

Организация каникул.

1-9

Ноябрь, декабрь, март, май

Завуч по ВР, классные руководители

9

Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте, учёте КДН и ЗП и ПДН.

1-9

В течение всего времени.

Социальный педагог.

 

Работа с учащимися.

 

1.

Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе.

1-9

По мере необходимости

Соц. педагог, педагог-психолог, классные руководители.

2.

Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода.

1,5

Сентябрь-октябрь

Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог

3.

Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации.  

1-9

Постоянно

Классные руководители, администрация школы, соц. педагог, педагог-психолог

4.

Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы). Посещение занятий внеурочной деятельности

1-9

Постоянно

ЗДУВР

классные руководители.

5.

Контроль  за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска».

1-9

Ежедневно.

Администрация школы, классные руководители, соц. педагог.

 

6.

Беседы по ПДД

1-9

В течение учебного года.

 

Соц. педагог, классные руководители.

7.

Беседы «Закон и порядок», «Цена вредных привычек».

1-9

В течение учебного года.

 

Соц. педагог, инспектор ПДН, классные руководители.

8

Участие в акции: «Мы выбираем жизнь!»».

1-9

Ежегодно, февраль

Учитель физической культуры, ЗДУВР, соц.педагог

9

Профилактическая беседа: «Правила поведения в школе и дома».

1-9

Сентябрь-октябрь

Соц. педагог, классные руководители.

10

Проведение правового дня помощи детям.

 

1-9

 20 Ноября

Социальный педагог,

 

11

Мероприятия, посвящённые «Международному дню «ПРОТИВ СПИДА».

8-9

декабрь

Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог.

12

«Вирус сквернословия»

1-11

январь

Соц. педагог, классные руководители

13

Мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании «Вред наркотиков».

5-9

февраль

Соц. педагог, классные руководители.

14

«Неделя безопасного интернета»

5-9

февраль

Учитель информатики, социальный педагог.

15

Неделя Добра

1-9

Ежегодно в апреле

Соц. педагог, классные руководители

16

Проведение социально-психологического тестирования среди обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств.

7-9

Ежегодно  по запросу ДОН.

Социальный педагог, педагог-психолог.

17

Организация и проведение спортивных соревнований, мероприятий.

1-9

В течение учебного года.

 учитель физической культуры, завуч по ВР.

18

Проведение уроков по биологии, химии, ОБЖ, направленных на формирование здорового образа жизни.

5-9

В течение учебного года.

Учителя предметники.

19

Проведение конкурсов рисунков для учащихся начальной школы : «Мы за ЗОЖ», «Составляющие ЗОЖ».

1-4

В течение учебного года.

Социальный педагог, классные руководители.

20

Индивидуальные профилактические беседы с учащимися, состоящими на различных видах учёта.

1-9

В течение учебного года.

Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог, администрация школы.

21

Проведение инструктажей по ТБ.

1-9

В течение учебного года.

Классные руководители.

22

Проведение диагностических методик изучения личности ученика.

1-9

В течение учебного года

Педагог-психолог, социальный педагог.

23

Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам, волонтёрская работа.

1-9

В течение учебного года.

Классные руководители, администрация школы, педагог-организатор.

24

Проведение тренинговых занятий  с детьми с деструктивным  поведением.

1-9

В течение учебного года.

Педагог-психолог, социальный педагог.

 

Работа с семьёй.

 

1.

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.

1-9

В течение учебного года.

Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог.

2.

Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.


1-9

Октябрь, март (по плану общешкол. родительских собраний).

Администрация школы

3.

Вовлечение родителей в общешкольные мероприятия.

1-9

В течение учебного года

Классные руководители

4.

Консультирование родителей по вопросам воспитания. «Родительская суббота».

1-9

В течение учебного года

Соц. педагог, педагог-психолог, классные руководители

5.

Тематические родительские собрания.

1-9

В течение учебного года (по плану классных руководителей)

Классные руководители.

6.

Посещение семей с целью обследования материально бытовых условий, воспитания учащихся.

1-9

В течение учебного года.

Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог.

7.

Заседание родительского комитета.

1-9

1 раз в четверть

Завуч по ВР

 

 

 

Ожидаемые результаты:

  • Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  • Стабилизация ситуации в семье.
  • Увеличение числа детей, включенных в кружковую деятельность.
  • Уменьшение количества неуспевающих учащихся.
  • Увеличение числа детей, ведущих здоровый образ жизни.
  • Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.

Мероприятия программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних " направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Дети «группы риска» - это незащищенные и незрелые в силу возраста граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия, как для личности, так и для общества в целом.

 

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№5»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№5»

Г. Михайловск Паспорт Программы

Г. Михайловск Паспорт Программы

Пояснительная записка. Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в

Пояснительная записка. Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах законности, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к…

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах законности, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к…

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; - принимаемые в соответствии с указами

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; - принимаемые в соответствии с указами

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с…

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с…

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его…

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его…

КДН и ЗП. 1-9 Сентябрь-октябрь

КДН и ЗП. 1-9 Сентябрь-октябрь

Участие в акции: «Мы выбираем жизнь!»»

Участие в акции: «Мы выбираем жизнь!»»

Проведение инструктажей по ТБ. 1-9

Проведение инструктажей по ТБ. 1-9

Заседание родительского комитета

Заседание родительского комитета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2023