Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№5»
Программа
по профилактике безнадзорности, правонарушений
и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.
Социальный педагог: Мирумян Н.В.
Г. Михайловск
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Профилактика безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних |
Период реализации Программы |
2021 – 2025 учебные гг. |
Цели Программы |
|
Основные задачи Программы |
|
Ожидаемые результаты: |
- Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; - Стабилизация ситуации в семье; - Уменьшение количества неуспевающих учащихся; - Увеличение числа детей, ведущих здоровый образ жизни; - Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними. |
Пояснительная записка.
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
К типичным отклонениям в поведении обучающихся относятся: лень, упрямство, агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий, нарушение Устава ОО.
Типичными причинами отклонений в поведении детей являются:
Наличие того или иного фактора социального неблагополучия в семье ведет к возникновению социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.
С целью систематизации работы образовательной организации в области профилактики была создана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Объект деятельности: учащиеся 1-9 классов МБОУ «Средней общеобразовательной школы 1».
Предмет деятельности: социально-педагогические условия развития личности учащихся.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах законности, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Цель программы:
1.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
2.Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в семье, образовательной организации, социуме.
3.Совершенствование системы профилактики безнадзорности правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.
Задачи программы:
- Создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.
-Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.
-Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.
-Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, ОДН) в работе с подростками «группы риска».
- Обеспечение социальной защиты детей и подростков.
-Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека.
Правовая основа программы.
Правовую основу программы профилактики
безнадзорности и правонарушений составляют:
- Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
- Указы Президента РФ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты
государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
Сроки программы:
Программа рассчитана на 2021-2025 год.
Этап разработки программы: август 2021г.
Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой
концепции: 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 учебные годы.
Этап рефлексии: май – июнь 2024 год.
Программа рассчитана на 3 года.
В основу программы положены следующие методы работы:
1.Беседы.
2.Лекции.
3.Наблюдение
4.Классные часы.
5. Встречи с интересными людьми.
6.Просмотр видеофильмов.
7.Педагогические, профилактические советы.
8.Конкурсы рисунков.
9.Акции.
10.Опрос
11.Анкетирование.
12.Изучение документов и продуктов деятельности школьников
13.Диагностика.
14.Сопровождение.
15.Убеждение.
16.Моральная поддержка.
17.Сопереживание.
18.Сотрудничество.
Содержание программы.
Программа содержит 4 блока:
1.Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.
2.Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
3.Профилактическая работа с учащимися включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с детьми деструктивного поведения и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.
Работа с детьми деструктивного поведения выстраивается в несколько этапов:
Этап |
Содержание |
Изучение окружающей среды ребенка |
Диагностика |
Обеспечение психологической готовности ребенка к изменению |
Беседы с ребенком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление у несовершеннолетнего нравственно положительных качеств, поступков |
Стимулирование положительных поступков, изменений |
Самовоспитание, самоконтроль |
Поддержка ребенка в процессе самовоспитания и самоконтроля |
4.Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, медико-психолого-педагогическая служба, педагог – психолог, социальный педагог.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
План мероприятий программы.
№ п/п |
Содержание работы |
классы |
сроки |
ответственные |
|
Организационные мероприятия.
|
|||
1 |
Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. |
1-9 |
сентябрь |
Классные руководители, соц. педагог |
2 |
Акция «Всеобуч». |
1-9 |
Ежегодно в сентябре |
Классные руководители, соц. педагог |
3 |
Организация заполнения в классах социальных паспортов. |
1-9 |
сентябрь |
Классные руководители, соц. педагог |
4 |
Составление банка данных и социального паспорта школы. |
1-9 |
октябрь |
Соц. педагог |
5 |
Планирование и
корректирование работы по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с
ПДН и КДН и ЗП. |
1-9 |
Сентябрь-октябрь |
Соц. педагог |
6 |
Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану) |
1-9 |
1 раз в четверть |
Завуч по УВР, соц. педагог. |
7 |
Вовлечение
"трудных" уч-ся в работу кружков и секций. |
1-9 |
Сентябрь-октябрь |
Классные руководители |
8 |
Организация каникул. |
1-9 |
Ноябрь, декабрь, март, май |
Завуч по ВР, классные руководители |
9 |
Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте, учёте КДН и ЗП и ПДН. |
1-9 |
В течение всего времени. |
Социальный педагог. |
|
Работа с учащимися.
|
|||
1. |
Оказание помощи
вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе. |
1-9 |
По мере необходимости |
Соц. педагог, педагог-психолог, классные руководители. |
2. |
Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода. |
1,5 |
Сентябрь-октябрь |
Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог |
3. |
Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. |
1-9 |
Постоянно |
Классные руководители, администрация школы, соц. педагог, педагог-психолог |
4. |
Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы). Посещение занятий внеурочной деятельности |
1-9 |
Постоянно |
ЗДУВР классные руководители. |
5. |
Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска». |
1-9 |
Ежедневно. |
Администрация школы, классные руководители, соц. педагог.
|
6. |
Беседы по ПДД |
1-9 |
В течение учебного года.
|
Соц. педагог, классные руководители. |
7. |
Беседы «Закон и порядок», «Цена вредных привычек». |
1-9 |
В течение учебного года.
|
Соц. педагог, инспектор ПДН, классные руководители. |
8 |
Участие в акции: «Мы выбираем жизнь!»». |
1-9 |
Ежегодно, февраль |
Учитель физической культуры, ЗДУВР, соц.педагог |
9 |
Профилактическая беседа: «Правила поведения в школе и дома». |
1-9 |
Сентябрь-октябрь |
Соц. педагог, классные руководители. |
10 |
Проведение правового дня помощи детям.
|
1-9 |
20 Ноября |
Социальный педагог,
|
11 |
Мероприятия, посвящённые «Международному дню «ПРОТИВ СПИДА». |
8-9 |
декабрь |
Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог. |
12 |
«Вирус сквернословия» |
1-11 |
январь |
Соц. педагог, классные руководители |
13 |
Мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании «Вред наркотиков». |
5-9 |
февраль |
Соц. педагог, классные руководители. |
14 |
«Неделя безопасного интернета» |
5-9 |
февраль |
Учитель информатики, социальный педагог. |
15 |
Неделя Добра |
1-9 |
Ежегодно в апреле |
Соц. педагог, классные руководители |
16 |
Проведение социально-психологического тестирования среди обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств. |
7-9 |
Ежегодно по запросу ДОН. |
Социальный педагог, педагог-психолог. |
17 |
Организация и проведение спортивных соревнований, мероприятий. |
1-9 |
В течение учебного года. |
учитель физической культуры, завуч по ВР. |
18 |
Проведение уроков по биологии, химии, ОБЖ, направленных на формирование здорового образа жизни. |
5-9 |
В течение учебного года. |
Учителя предметники. |
19 |
Проведение конкурсов рисунков для учащихся начальной школы : «Мы за ЗОЖ», «Составляющие ЗОЖ». |
1-4 |
В течение учебного года. |
Социальный педагог, классные руководители. |
20 |
Индивидуальные профилактические беседы с учащимися, состоящими на различных видах учёта. |
1-9 |
В течение учебного года. |
Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог, администрация школы. |
21 |
Проведение инструктажей по ТБ. |
1-9 |
В течение учебного года. |
Классные руководители. |
22 |
Проведение диагностических методик изучения личности ученика. |
1-9 |
В течение учебного года |
Педагог-психолог, социальный педагог. |
23 |
Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам, волонтёрская работа. |
1-9 |
В течение учебного года. |
Классные руководители, администрация школы, педагог-организатор. |
24 |
Проведение тренинговых занятий с детьми с деструктивным поведением. |
1-9 |
В течение учебного года. |
Педагог-психолог, социальный педагог. |
|
Работа с семьёй.
|
|||
1. |
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. |
1-9 |
В течение учебного года. |
Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог. |
2. |
Организация
тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями
правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения. |
1-9 |
Октябрь, март (по плану общешкол. родительских собраний). |
Администрация школы |
3. |
Вовлечение родителей в общешкольные мероприятия. |
1-9 |
В течение учебного года |
Классные руководители |
4. |
Консультирование родителей по вопросам воспитания. «Родительская суббота». |
1-9 |
В течение учебного года |
Соц. педагог, педагог-психолог, классные руководители |
5. |
Тематические родительские собрания. |
1-9 |
В течение учебного года (по плану классных руководителей) |
Классные руководители. |
6. |
Посещение семей с целью обследования материально бытовых условий, воспитания учащихся. |
1-9 |
В течение учебного года. |
Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог. |
7. |
Заседание родительского комитета. |
1-9 |
1 раз в четверть |
Завуч по ВР
|
Ожидаемые результаты:
Мероприятия программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних " направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Дети «группы риска» - это незащищенные и незрелые в силу возраста граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия, как для личности, так и для общества в целом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.