программа по работе с детьми ассоциального поведения

программа по работе с детьми ассоциального поведения

Руководства для учителя
doc
10.02.2020
программа предназначена для работы с детьми группы риска

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Программа с детьми ассоциального поведения.doc

Государственное образовательное автономное учреждение Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная школа – интернат 

г. Свободный

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА                                                    УТВЕРЖДАЮ

К утверждению на заседании                                                Директор ГОАУ «Свободненская

Педагогического совета                                                         специальная (коррекционная)

ГОАУ !Свободненская специальная                                     школа - интернат

(коррекционная) школа-интернат»                                       ________________О.Б.Николаева

Протокол   №_______                                                             Приказ № ______________

От  «    »______2017год.                                                        От «     »________2017год.

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА
работы с детьми асоциального поведения «Все грани успеха»

2017-2020 учебный год

 

 

 

 

 

                 

 

 

г. Свободный

Основная идея программы

Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими детьми  стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья обучающихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов ребёнка, оказания комплексной помощи. Программа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

 

 

Пояснительная записка

 

1.     Актуальность и концептуальные идеи программы

Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,  демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств.

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей,  воспитателей, социального педагога, психолога, работников ПДН, учреждений дополнительного образования.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Причины школьной дезадаптации

Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителями. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.

Основными признаками школьной дезадаптации являются: затруднения ребенка в учебе, агрессивное поведение по отношению к педагогам и одноклассникам, чрезмерная активность и подвижность, повышенная возбудимость, тревожность, неспособность к концентрации внимания и сосредоточенности.

Различают два типа дезадаптированных учеников:

- школьники, которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) – это, так называемые «трудные дети»;

- учащиеся, которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

 2. Цель программы

1. Адаптация обучающихся школы-интерната  асоциального поведения в социуме.

2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе-интернате, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.

3. Формирование личностных нравственных качеств у обучающихся.

4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.

4. Задачи программы

1.     Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, гармоничности семейных отношений в целом.

2.     Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, по пропаганде здорового образа жизни.

3.     Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками,  в целях коррекцией имеющихся отношений  между членами детского коллектива, формирование семейных ценностей.

4.     Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни,  мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

5.     Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска».

6.     Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

7.     Обеспечение мотивации:

ü Учителей и воспитателей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

ü Воспитателей и работников доп. образования на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы.

8.     Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,

9.     Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.

10.  Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе

11.  Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов

12.  Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

5. Отличительные особенности программы

          1.Сотворчество педагогов и детей.

          2.Развитие детской инициативы.

          3.Способность педагогов к неформальному общению.

          4.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.

          5.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.

          6.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов.

6. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением 10-17 лет.

7. Сроки реализации

Программа рассчитана на 3 года, в течение 2015-2018 года.

8. Ожидаемые результаты и способы оценки

          1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».

          2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

          3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».

          4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.

          5. Снижение количества детей асоциального поведения.

          6. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.

         

Методическое обеспечение программы

 

Этапы реализации программы:

Первый этап - организационный (анализ, непосредственное планирование, согласование планов).

Второй этап -  диагностический (изучение потребностей и запросов «трудных» детей).

Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля  за их реализацией).

 

Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.

 

1. Диагностика

1.     Информация об обучающимся (сбор сведений; акты)

2.     Выявление асоциального поведения, трудновоспитуемых обучающихся (анкеты).

3.     Психологическая диагностика трудновоспитуемых обучающихся.

4.     Списки состоящих на учете

5.     Списки уклоняющихся от учебы

 

Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).

Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.

 

2. Приемы коррекционно-воспитательного воздействия

1.     Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации

2.     Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения

3.     Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения

4.     Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)

 

2.     Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:

- работа с обучающимися;

- работа с педагогами;

- организация досуга детей

 

3.     Работа в группе

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы в группе, способствование улучшения микроклимата в группе, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

-привлечение обучающихся для совместной организации досуговой деятельности;

-выявление особенностей взаимоотношения между  детьми;

-разработка основных правил семейного воспитания;

-создание положительной мотивации у обучающихся в содействии образовательному учреждению;

-способствовать созданию комфортных условий в группе для развития личности обучающегося.

Формы работы:

- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии);

-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с обучающимися.

Принцип реализации работы в группе:

- анкетирование;

-опрос  детей;

-совместные праздники;

-творческие выставки

Основные направления работы в группе:

- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций  семьи и города;

- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих  выставок, выполнение групповых творческих заданий;

-организация занятий на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»

 

4.     Работа с педагогами

 

Цели и задачи:

- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;

- дать базовые психологические понятия о психологии развития личности детей;

- расширить знания о  профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.

 

5.     Работа с обучающимися

Цели и задачи:

-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;

-профилактика вредных привычек (употребления ПАВ, табакокурения, алкоголя, наркотиков);

-профилактика правонарушений;

-психокоррекция;

-профориентация;

-пропаганда здорового образа жизни.

- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работу

- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;

- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;

- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

 

Методы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)

Направления организации досуга:

- изучение интересов и потребностей детей данной категории;

- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;

- методическое сопровождение мероприятий досуга;

- организация социально-значимой деятельности детей.

Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам - нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)

 

Профилактика правонарушений

1.     Беседы по факту

2.     Операция "Внимание, дети"

3.     Акция "Детям - заботу взрослых"

4.     Лекции специалистов, классные часы, групповые занятия.

5.     Конференция "Знаешь ли ты закон?"

6.     Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными обучающимися.

7.     Кинофильмы "Вредные привычки"

8.     Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы-интерната.

9.     Выступления с информацией о состоянии преступности

10. Профилактика употребления ПАВ

11. Организация летнего отдыха

12. Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы.

13. Работа органов ученического самоуправления. (Совет общежития).

Контроль

1.     Дневники наблюдения.

2.     Рейды  в вечернее время.

3.     Подготовка материалов на  ПДН, Совет профилактики, МСЭК, ПМПК.

4.     Совместная работа с инспектором по охране прав детства.

5.     Совещания при директоре

6.     Административные совещания.

7.     Методические семинары.

Психологическое сопровождение

1.     Специально - коррекционные занятия.

2.     Индивидуальные консультации.

3.     Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.

4.     Диагностические методики:

- Опросник "СОП"

- Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения.

- Методика диагностики эгоцентризма у подростков.

- Цветовой тест М. Люшера.

- Социометрия.

-Карта психологической характеристики личностного развития          подростка.

- Карта наблюдений.

Организация педагогической помощи

1.     Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

2.     Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" обучающихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".

3.     Забота об укреплении положения детей в детском коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

4.     Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности обучающегося, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

Организация медицинской помощи

1.     Проведение систематического диспансерного осмотра врачами "трудных" обучающихся  с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера

2.     Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.

3.     Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

4.     Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи

1.     Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2.     Выявление проблем  воспитания: неотреагированность чувств и переживаний, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость и т.д.

3.     Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4.     Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.

5.     Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания

Организация свободного времени обучающихся

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает обучающихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.

1.     Изучение интересов и способностей детей.

2.     Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.

3.     Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

4.     Изучение участия детей асоциального поведения , по необходимости помочь в переориентации интересов.

5.     Поощрение любых видов художественного и технического творчества обучающихся  и участие их в общешкольных и классных и групповых мероприятиях.

Примерный перечень мероприятий по работе школы-интерната с  детьми асоциального поведения

1.     Выявление детей асоциального поведения.

2.     Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.

 

3.     Встречи с работниками ПДН.

4.     Правовое просвещение  подростков

5.     Разработка и применение памяток поведения  среди сверстников.

6.     Совет по профилактике правонарушений при директоре

7.     Педагогические совет.

8.     Организация психолого-педагогических консилиумов

9.     Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)

10. Индивидуальная работа с  детьми асоциального поведения

11. Организация индивидуального наставничества (социальные педагоги, старшеклассники)

12. Вовлечение  подростков в воспитательные центры, кружки, секции

 

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

мероприятия

Ответственный

2014-2015

 

2015-2016

1

Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.

Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций,

сбор банка данных 

психолог

Сентябрь, октябрь

 

2

Проведение коррекционной работы с детьми «группы риска»

Психолог

Воспитатели

Учителя

В течение года

 

В течение года

 

3

Тренинг: « Навыки общения».

Психолог

Воспитатели

В течение года

 

4

Изучение и обобщение опыта на тему «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» 

Зам. Директора по УВР.

Социальный педагог

В течение года

 

 

5

Контроль за дозировкой домашнего задания

Зам. Директора по УВР

В течение года

 

В течение года

6

Оформление сменных уголков здоровья

Зам. директора по УВР

 

1 раз в четверть

1 раз в четверть

7

Витаминизация.

Ответственный за питание

 

В течение года

В течение года

8

Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение детей асоциального поведения

Психолог

Соц.педагог

Воспитатели

В течение года

В течение года

9

Исследование адаптации к школе-интернату.

Психолог

Соц.педагог

Воспитатели

Первый триместр

Первый триместр

10

Классные часы, групповые занятия: , «ЗОЖ – что это значит?»

Соц. педагог,

Классные руководители

Воспитатели

В течение года

В течение года

11

Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования

Медработник

1 раз в полгода

1раз в полгода

 

12

Работа Совета общежития:

- контроль за санитарным состоянием групп;

- контроль за чистотой рук в столовой;

- контроль за курильщиками на территории школы;

- проведение профилактических бесед с детьми «группы риска».

Темы.

1.     Когда сигарета не нужна.

2.     Береги здоровье смолоду.

3.     Не кури.

4.     Табак и верзилу сведёт в могилу.

5.     Вредные привычки.

6.     Наше здоровье в наших руках.

7.     Кто скажет курению нет.

8.     Суд над вредными привычками.

9.     Компьютер- враг или друг.

Члены совета общежития

Дежурных по школе

Социальный педагог

Медработник

 

В течение года

 

В течение года

13

Игры:

  1. Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»
  2. Деловая игра:  «Как устроиться на работу»
  3. Правовая игра «Мой взгляд»
  4. Игра «Школа безопасности»

Зам. директора по ВР,

Педагог-организатор

Воспитатели

Декабрь,

Февраль,

апрель

 

14

Контроль  за успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью детей «группы риска»

Классные руководители,

воспитатели

Медработник

Один раз в триместр

 

Один раз в триместр

 

15

Проведение «Недель здоровья». Привлечение к участию детей «группы риска»

Зам. Директора по ВР

 Учителя физ. культуры и ОБЖ

1 раз в полугодие

1 раз в полугодие

16

Акция: «Нет вредным привычкам!»

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

ноябрь

ноябрь

18

Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»,  «Как найти свое место в жизни?»

Зам. директора по ВР

Воспитатели

 

Декабрь,

февраль

Январь,

Март,

май

19

Проведение классных часов и бесед  по вопросам сохранения здоровья

Классные руководители

Воспитатели

1 раз в неделю

В течение года

20

Профилактические беседы нарколога о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов.

Нарколог

Социальный педагог

воспитатели

В течение года

В течение года

21

Спортивно-оздоровительные мероприятия:

-привлечение к участию в спортивных соревнованиях,

-кружках и секциях,

-турпоходах.

Зам. директора по ВР.

Учителя физ. культуры

 

В течение года

 

В течение года

22

Просветительская работа с учителями по теме: «Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей».

психолог

 

В течение года

 

 

23

Занятия

 «Уют и комфорт в вашем доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?»

Классные руководители

Воспитатели

В течение года

В течение года

24

Проведение семейных праздников: «Наши семейные традиции», «Масленица», «Колядки»,

«День именинника»

Классные руководители,

воспитатели

Зам. директора по ВР

Педагог-организатор

Февраль,

декабрь

 

25

Профориентационная работа с учётом состояния здоровья.

Зам. директора по ВР

 

В течение года

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007

2.     Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006

3.     Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам всё о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005

4.     Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007

5.     Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007

6.     Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист, №6, 2007. С47 - 48

7.     Сазанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М. «Веко», 2004

8.     Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика  №5,2009

9.     Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005

10. Шевернин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997

11. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005

                   Я выбираю профессию (информационное издание), «Янтарная              летопись», 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины школьной дезадаптации

Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителями. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.

Основными признаками школьной дезадаптации являются: затруднения ребенка в учебе, агрессивное поведение по отношению к педагогам и одноклассникам, чрезмерная активность и подвижность, повышенная возбудимость, тревожность, неспособность к концентрации внимания и сосредоточенности.

Различают два типа дезадаптированных учеников:

- школьники, которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) – это, так называемые «трудные дети»;

- учащиеся, которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

Для оценки причин дезадаптации пятиклассников к новым условиям обучения и для выявления способов ее преодоления нами проведена диагностика с помощью опросников «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам»; анкеты «Школьная адаптация»

Опросник «Шкала чувств» содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8, отметить «+» те, которые наиболее часто испытывает учение в школе.

После обработки анкет получаем сумму в баллов (в%), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы до 45 – 50%. Если на фоне одного -двух негативных чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)