МУНИЦИПАЛЬНОН
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
КАСЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»
Рассмотрено на «Утверждаю»
педагогическом совете Директор МБУ
Протокол №_____ «Центр помощи детям»
От «___»________22___г. _____________Е.А.Халдина.
«____»________22____г.
ПРОГРАММА
ПО РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
«ДОРОГА ДОБРА»
г.Касли
2022 год
Дети – это наша старость.
Правильное воспитание –
это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это будущее горе,
это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной.
А.С. Макаренко
Тема программы: Программа по работе с «трудными» подростками асоциального поведения с учётом индивидуального подхода
Цели программы:
• Адаптация подростков асоциального поведения в социуме.
• Формирование личностных нравственных качеств у подростков.
• Организация досуга «трудных» подростков. Формированию здорового образа жизни.
• Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Задачи программы:
• Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде
• Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни.
• Осуществление комплексной профилактической работы с подростками.
Актуальность Программы:
Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, которая происходит в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. В России вновь встречается нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынужденно адаптируется к подобным условиям, и в результате вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество. Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет число преступлений и правонарушений в подростковой среде. Поэтому необходимо принципиально ответственно отнестись к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками. Работа по профилактике правонарушений и преступлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий внутриобразовательного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия педагогов, социального педагога, психолога, работников правоохранительных органов. Немаловажную роль в воспитании, организации занятости, профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних занимает дополнительное образование. Главной причиной неблагополучия семей является бытовое пьянство родителей, которое тянет за собой длинную цепочку асоциальных явлений. Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Анализ ситуации:
• Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на подростка;
• Высокий уровень подавления и насилия в воспитании;
• Постоянное внимание к любому побуждению подростка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи.
Аудитория:
Программа рассчитана для работы с подростками с отклоняющимся поведением 15-18 лет.
Срок реализации Программы:
Программа по работе с подростками асоциального поведения рассчитана на 1 год. В случае положительного успеха предусматривается её расширение.
Ожидаемые результаты:
1. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
2. Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
3. Обучение навыкам социально поддерживающего поведения в семье, детском коллективе и во взаимоотношениях со взрослыми.
4. Вовлечение подростков в дополнительное образование во внеурочное время.
Алгоритм реализации Программы:
• Первый этап – организационный (сентябрь) – непосредственное планирование, согласование планов.
• Второй этап – диагностический (сентябрь-октябрь) – изучение потребностей
• Третий этап – деятельностный (октябрь-май) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализации запросов «трудных» подростков.
• Четвертый этап – итоговый (май) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Для реализации Программы выбраны следующие направления:
• Работа с подростками
• Организация досуга детей и подростков
Работа с подростками:
Цель:
· формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
Задачи:
· Профилактика вредных привычек (ПАВ, табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков).
· Профилактика безнадзорности правонарушений и преступлений.
· Психокоррекция.
· Профориентация.
· Пропаганда здорового образа жизни.
В работе с подростками асоциального поведения необходимо применить различные методы. Наиболее приемлемыми мы предусмотрели:
• Метод переубеждения (подросткам предоставляются убедительные аргументы, подростки вовлекаются в критический анализ своих поступков)
• Метод переключения (подростков занять трудом, учебой, спортом, общественной деятельностью и т.д.)
При работе с этими методами предусматриваются следующие формы работы с подростками:
• Групповая работа;
• Тренинг поведения;
• Личностный тренинг;
• Дискуссии;
• Мозговые штурмы;
• Беседы, встречи;
• Лекции;
• Ролевые игры;
• Просмотр и обсуждение фильмов;
• Индивидуальные консультации;
• Тесты;
• Конкурсы;
• Праздники
Организация досуга подростков:
Цель: адаптация подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и физкультурно-оздоровительную работу.
Задачи:
· Создание ситуации успеха для подростков асоциального поведения.
· Сформировать личную и социальную компетентность подростков, то есть развить у них позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу.
· Укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Важную роль в этом вопросе играет образовательное учреждение, как центр воспитательной работы. Но подросток занят учёбой лишь часть дня. Все остальное время он проводит на улице. А в современных условиях подростки стали менее подконтрольными, что и приводит к негативным последствиям. Любимым времяпрепровождением подростков являются бесцельные прогулки, во время которых можно «себя показать». Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков, в которой большую ответственность несут, кроме педагогов, и другие лица.
Организация досуга должна проходить в следующих направлениях:
• Изучение интересов и потребностей подростков с отклоняющимся поведением;
• Расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей подростков;
• Методическое сопровождение мероприятий досуга;
• Организация социально-значимой деятельности подростков;
• Разработка нравственно-правовых мероприятий.
Тематические мероприятия для организации досуга подростков:
• Деловые игры («Как устроиться на работу» и др.)
• Конкурс агитбригад («Мы выбираем жизнь»)
• Акции («Скажи вредным привычкам нет!»)
• Диспуты «Легко ли быть молодым?», «Как найти свое место в жизни?»
• Работа круглых столов по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости
• Круглые столы с приглашением специалистов на темы «Закон суров, но он закон», «Ты и твои права»
• Интеллектуально-правовой конкурс «Взрослые и дети»
• КВНы
• Дни здоровья
• Комплексные спортивные мероприятия
Критерии оценки:
• Снижение количества подростков асоциального поведения
• Формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях.
• Рост заинтересованности подрастающего поколения в оздоровлении
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.