Программа профессиональных проб обучающихся
«Увлечение-Профессия-Успех»
Автор программы: Учитель высшей категории
предмета технологии
Лапина Елена Николаевна
Ростов-на-Дону
2019
Содержание
Стр.
1. Пояснительная записка 2-4
2. Основные принципы активизации и развития профессиональных проб. 5
3. Цели и задачи программы. 6
4. Механизмы реализации программы 7-12
4. План программных мероприятий. 13-16
«Знания непременно проложат нам путь к успеху,
если мы определили, по какой дороге идти,
и куда она приведет»
Уильям Сомерсет Моэм
Пояснительная записка
Программа профессиональных проб обучающихся 5-8 классов определяет теоретическую базу и основные направления Системы профориентационной работы с учащимися МБОУ «Школа № 1» г.Ростова на-Дону.
Основой для разработки программы профессиональных проб обучающихся 5-8 класс школы являются следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
- Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 N 1186).
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р.
- Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
- Приказ ФСЗ России от 02.02.1994 №15 (Д) «Об утверждении положения об организации профессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости».
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783/.
- Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год Письмо министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157 ин/13-03/.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Организация профессиональных проб обучающихся 5-8 класс основа на первоочередную приоритетную задачу в современной школе является одним из основных направлений концептуальный подход в проекте « Современная школа»
Роль школы на современном этапе состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в конечном счете, как личность, поэтому и разработан пилотный проект « Увлечение - Профессия –Успех»
профессиональная проба - это моделирование профессио-нальной деятельности, то есть, знакомство с профессией на практике. Школьник пробует себя в конкретной профессии, чтобы не просто получить информацию, а сформировать субъективное представление о ней – "примерить" ее на себя.
МБОУ «Школа №1» – это школа поставила для себя задачу, развития этого проекта взяв за основу на информационный - технологический профиль. Учитывая политику развития страны нуждающию в квалифицированных кадрах, а так же востребованы в профессиях индустриально-технологических направлениях этого профиля. В 2019-2020 учебном году программа профессиональных проб обучающихся начиная 5-8 класс полностью ориентирована на индустриально-технологический профиль в связи с тем, что обучающиеся проживают в городе Ростова-на-Дону - главном экономическом центре Ростовской области, в одном из крупнейших экономических центров России. Экономика города характеризуется, прежде всего, развитой тяжёлой промышленностью и машиностроением. Ведущие отрасли: Россельмаш, Вертолетостроение, машиностроение, полиграфия и пищевая промышленность.
В машиностроении значительную долю составляют предприятия военно-промышленного комплекса. Основная продукция: комбайны и военные вертолеты
Социальный заказ родителей обучающихся школы ориентирован на профильное изучение таких предметов как иностранный язык, физика, химия, информатика, потому что предприятия города реализуют множество проектов с зарубежными партнерами.
Поэтому современный рынок труда требует специалистов в области химии, физики, информационных технологий со знанием иностранных языков.
Что дает профессиональная проба
Во время работы в реальной профессии школьник приобретает бесценный личный опыт:
- Получает первые навыки и компетенции в профессии, осваивает новые инструменты и технологии.
- Оценивает, насколько интересны ему ежедневные задачи, которые решают специалисты в этой области.
- Оценивает, комфортно ли ему работать в этой или подобных организациях.
- Понимает, как устроена организация и какую позицию он хотел бы занимать в ней.
- Получает целостное представление о специальности и смежных с ней.
Основные принципы активизации и развития
профессиональных проб
В основу организации профессиональных проб обучающихся 5-8 класс школы положены следующие принципы, которыми должны руководствоваться все участники:
1. Принцип сознательности. Ориентация учащихся на возможность быть полезными обществу, реализуя свои потребности-способности;
2. Принцип соответствия потребностей личности и общества. Ориентация учащихся на согласование личных интересов, склонностей, способностей
с потребностями общества в кадрах определенной профессии (связь личностного и общественного аспектов выбора профессии).
3. Принцип активности в выборе профессии. Ориентация учащихся на активный самостоятельный поиск профессии. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
4. Принцип развития. Ориентация учащихся на выбор такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
5. Принцип связи с жизнью. Ориентация учащихся на возможность быть запрошенными рынком труда после получения профессионального образования.
6. Принцип практико-ориентированности. Создание условий для осуществления учащимися профессиональных проб - только в процессе осуществления деятельности проявляются потребности-способности личности.
7. Принцип систематичности и преемственности. Проведение профессиональной ориентации с 1 по 11 классы в виде мероприятий, соответствующих возрастным психологическим особенностям личности, при условии их преемственности из класса в класс.
8. Принцип взаимосвязи действий участников профессиональных проб.
Целенаправленность и взаимообусловленность действий и мероприятий, осуществляемых различными социальными институтами: семьей, общеобразовательной и профессиональной школами, учреждениями и организациями, включенными в систему профессиональных проб, в результате чего осуществляется согласование интересов личности, общества и государства при определении личностью своего профессионального пути.
9. Принцип взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов к проведению профессиональных проб.
10. Принцип дифференцированности и индивидуального подхода
к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их
профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
Цель программы:
- реализация государственной политики в области профориентации детей и подростков, позволяющей сформировать гармоничную личность в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного, нравственного и психического развития, имеющую возможность самореализоваться в условиях регионального рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- сформировать у учащихся положительное отношение к труду;
- формировать общую готовность учащихся к самоопределению;
- активизировать учащихся к выбору профессии;
- выявлять интересы, склонности учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;
- анализировать соответствие выбранной профессии своим склонностям и особенностям учащихся;
- расширять представления учащихся о мире профессий и их особенностях;
- информировать учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
- организовать социальное партнерство школы с высшими учебными заведениями города, с фирмами и предприятиями по направлениям программы;
Основными направлениями в организации профессиональных проб в школе являются:
-Профессиональное просвещение.
-Профессиональная диагностика и профконсультирование.
-Профессиональные пробы (4 профессиональные пробы на одного ученика в течении года).
Конечной целью организуемых школой уроков-проб является привлечение внимания к конкретному школьному предмету, повышение заинтересованности школьника в изучении материала данного предмета, выборе его в качестве ЕГЭ, на основе объединения представления о школьном предмете и возможной профессиональной деятельности в направлении данного предмета.
Ожидаемые результаты:
реализация данной Программы позволит:
- повысить мотивацию учащихся к труду;
-оказать адресную психологическую помощь обучающимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
-обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
-сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных
Этапы программы
Этапы |
Мероприятия |
Подготовительный |
- анкетирование обучающихся 5-11 класс, - организация классных часов для обучающихся 8-11 класс по планированию профессиональных проб в 2019-2020 учебном году |
Практический |
- профессиональное просвещение (система классных часов) - профессиональная диагностика и профконсультирование обучающихся, - организация и проведение экскурсий на предприятия, в музеи, выставки, экспозиции, - посещение дней открытых дверей в ВУЗы и коллежей г. Ростова-на-Дону - заключение договоров с социальными партнерами для прохождения профессиональных проб обучающихся 5-8 класс на базе Кванториума. - прохождение профессиональных проб обучающихся 5-8 класс в два этапа( 1 этап теоретический на базе МБОУ «Школа №1»и 2 этап практический на базе Кванториума. - кураторское сопровождение обучающихся во время прохождения профессиональных проб.
|
Заключительный |
- совещание рабочей группы (учителей МБОУ «Школы №1» и преподавателей Кванторума), каждую четверть учебном году 2019/20. -анализ результатов реализации программы за I полугодие, коррекция. -анализ результатов реализации программы за II полугодие, коррекция и планирование на 2020-2021 учебный год.
|
Механизмы реализации программы
Направление |
План профпробы |
Социальный партнер |
Химия |
- оценка качества зерна и муки; - оценка качества пшеничного хлеба. -изучение упаковки и маркировки молока разных производителей; -оценка качества молока и определение наличия посторонних веществ в молоке. -исследование с/х продукции (качество и фальсификация мёда, содержание нитратов в плодах и овощах), качественное распознавание минеральных удобрений, определение рН воды и почвы; -работа с нормативными документами; -диагностика минерального питания растений - определение основных минералов почвы; -изучение строения почвы; -изучение свойств почвы в лаборатории; -геоинформационное картографирование почв |
Лабораториум при ЮФУ |
Физика |
- ознакомление с техникой, приборами и оборудованием инженерного факультета; - участие в игре «эксплуатация машино-тракторного парка». - анализ возможных техносферных происшествий и методы их предотвращения; - исследование воздействия внешних факторов и природных явлений на техносферные объекты; - оценка объектов повышенного техногенного риска; -изучение требований безопасности в проектах и конструкторских документах на изделия и устройства; -изучение правил безопасности на производстве; -проведения экспертизы безопасности объекта, условий труда, контроль и надзор за состоянием средств защиты; -знакомство с архитектурно-планировочными решениями зданий и сооружений; -испытание строительных материалов; -работа с нормативной документацией
|
Кванториум |
Информатика |
-проведение пробных занятий по работе с приборами и оборудованием; -ознакомление с профессией "Почему клево быть программистом?" -тест "Сколько во мне программиста?" -написание игровой программы. -геоинформационное картографирование почв - оцифровка школьной библиотеки (электронная библиотека) |
Кванториум, ДГТУ, ЮФУ
|
Реализация направлений профессиональных проб
№ |
Классы |
Мероприятия |
1 |
1 – 4 классы |
Знакомство с профессиями на уроках. Расширение знаний учащихся о профессиях. Оформление уголка «Профессия моих родителей» Экскурсии, классные часы, участие в месячнике профориентационной работы (март), проектная деятельность. |
2 |
5-9 классы |
Знакомство с профессиями на уроках. Расширение знаний учащихся о профессиях. Организация и проведение с учащимися классных часов в форме викторин, бесед, круглых столов. Организация и проведение с учащимися “ Ярмарки профессий” Организация и проведение встреч с представителями различных профессий Экскурсии на предприятия города, в высшие и средне специальные учреждения. Организация и проведение игр «Что? Где? Когда?» по профессиям. Организация профпроб для обучающихся 7 классов на базе школы. Организация краткосрочных курсов для обучающихся 5,6 классов. Участие в школьных, муниципальных мероприятиях, посвященных Дню науки. Участие в профессиональных пробах. Презентация результатов участия в профессиональных пробах. |
3 |
10 - 11 классы |
Знакомство с профессиями будущего на уроках. Расширение знаний учащихся о профессиях будущего. Организация и проведение с учащимися классных часов в форме круглых столов, диспутов. Организация и проведение с учащимися “ Ярмарки профессий” Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. Экскурсии на предприятия города, в высшие и средне специальные учреждения. Участие в школьных, муниципальных мероприятиях, посвященных Дню науки. Участия старшеклассников в днях открытых дверей в высших учебных заведений г. Ростова-на-Дону. Участие в выставке «Карьера и образование» Участие в профессиональных пробах. Презентация результатов участия в профессиональных пробах. |
Механизм работы с партнерами
Механизм привлечения партнеров |
- сотрудничество администрации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Ростова-на-Дону и Кванториума–центра технического творчества, ДГТУ, ЮФУ - привлечение родителей обучающихся для знакомства с профессиями, для организации экскурсии на места работы родителей.
|
Сотрудничество с социальными партнерами |
- заключение договоров с социальными партнерами МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Ростова-на-Дону и Кванториума – центра технического творчества , ДГТУ, ЮФУ - прохождения обучающимися 5-8 класс профессиональных проб, получение сертификата. |
Ресурсное обеспечение |
- корректировка в учебный план и рабочие программы МБОУ «Школа № 1» «Положения об организации профессиональных проб обучающихся» - организация сопровождения программы кураторами при прохождении профессиональных проб - организация информирования о ходе реализации программы (сайт школы, презентации обучающихся, отчеты и т.д.). |
Контроль и отчет |
- заполнение карты прохождения профессиональных проб каждым обучающимся. - сертификаты о прохождении профессиональных проб обучающимися. - презентации обучающихся о прохождении профессиональных проб. - совещание рабочей группы (учителей МБОУ «Школы №1» и преподавателей Кванторума), каждую четверть учебном году 2019/20. - анализ результатов реализации программы за I полугодие, коррекция. - анализ результатов реализации программы за II полугодие, коррекция и планирование на 2019-2020 учебный год. |
Сначала учащиеся выполняют четыре профессиональные пробы, каждая из которых относится к одной из сфер профессиональной деятельности по предмету труда. Затем они пробуют свои силы в следующей группе проб, состоящей также из четырех сфер, отличающихся от первой группы проб целями, средствами, орудиями труда, что способствует максимальному соотнесению своих возможностей и потребностей с особенностями профессиональной деятельности и так далее.
Для учащихся, успешно прошедших профессиональные пробы и проявивших интерес и желание расширить свои знания, умения и навыки в конкретной профессиональной сфере, могут быть организованы занятия в виде факультативов, спецкурсов во внеурочное время по углубленной программе.
Сроки, формы и порядок прохождения обучающимися 5-8 класс профессиональных проб определяет и организует администрация МБОУ «Школы №1» г. Ростова-на-Дону на основе договоров с социальными партнерами.
В учебном плане основной образовательной программы профессиональные пробы реализуются за счет времени, отводимого на реализацию элективных курсов в части, формируемой участниками образовательного процесса согласно требованиям ФГОС нового поколения и пересмотра рабочих программ в области предмета Технология. Так же профессиональная проба реализуется во внеурочной форме социально значимой деятельности определённой направленности за счет часов, отводимых на реализацию данного направления в программе воспитания и социализации личности. Оптимальная продолжительность профессиональной пробы находится в пределах от 8 до 16 часов.
Функции школы в рамках реализации программы:
1. разрабатывает и утверждает программу прохождения обучающимися 5-8 класс профессиональной пробы;
2. издает приказ по учреждению о прохождении профессиональной пробы обучающимися 5-8 класс в соответствующем учебном году;
3. назначает ответственных за прохождение обучающимися 5-8 класс профессиональной пробы;
4. составляет график прохождения обучающимися 5-8 класс профессиональных проб в соответствии с утвержденной программой и в зависимости от возможностей конкретной организации, учреждения;
5. контролирует соблюдение требований норм охраны труда, а также санитарных, гигиенических норм, положений о труде несовершеннолетних, трудовой кодекс РФ во время прохождения учащимися профессиональной пробы.
Функции куратора:
1. ведение необходимой для проведения профессиональной пробы документации;
2. осуществляет контроль за прохождением профессиональной пробы обучающимися 5-8 класс;
3. осуществляет контроль за предоставлением обучающемуся принимающей организацией во время прохождения пробы необходимых условий;
4. организует подготовку отзыва от принимающей организации по результатам профессиональной пробы;
5. организует подготовку и защиту обучающимися 5-8 класс презентаций по итогам прохождения профессиональной пробы.
Функции социальных партнеров:
1. осуществляет правовую защиту обучающихся во время прохождения профессиональной пробы в договоре, в котором определены ответственные специалисты за проведение профессиональной пробы обучающихся, сроки прохождения проб, списки учащихся;
2. дает объективную оценку результатов профессиональной пробы в форме отзыва за подписью ответственного специалиста по приказу принимающей организации. В отзыве также могут быть отражены замечания и рекомендации.
3.
План мероприятий в рамках программы
«Увлечение-Профессия-Успех»
|
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
Класс |
Организационная работа в школе |
||||
1 |
Оформление уголка по профпробам |
сентябрь |
Зам директора по ВР. |
5-8 |
2 |
Проведение анализа результатов профпроб и профориентации каждую четверть учебного года |
В течении года |
зам. директора по УВР, учителя технологии |
5-8 |
3 |
Составление и обсуждение плана работы по организации профпроб и краткосрочных курсов на новый учебный год.
|
В течении года |
Зам директора по ВР. Учителя технологии , классные руководители |
5-8 |
4 |
Экскурсии на предприятия города, в высшие и средне специальные учреждения |
В течение года |
классные руководители |
1-11 |
5 |
Участие в выставке «Карьера и образование» |
март |
Администрация, классные руководители |
8, 9, 11 |
6 |
Подписание договоров на 2019-20120 учебный год с социальными партнерами Кванториум, ДГТУ, ЮФУ |
Директор школы МБОУ « Школа №1» |
||
|
Работа с педагогическими кадрами |
|||
1 |
Разработать рекомендации классным руководителям по организации работы с учащимися в рамках краткосрочных курсов и профессиональных проб. |
август |
Руководитель МО |
5-11 |
2 |
Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника. “Исследование готовности учащихся к выбору профессии” “Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”, “Изучение профессиональных намерений и планов учащихся” |
В течение года
|
Педагог-психолог |
5-11 |
3 |
Организация мероприятий в рамках месячника по профориентационной работе |
март |
Зам директора по ВР, кл. руководители |
5-11 |
|
Работа с родителями |
|||
1 |
Организация индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий учащимися. |
В течение года |
Педагог-психолог |
8,9,10,11 |
2 |
Организация встреч учащихся с их родителями и представителями различных профессий. |
В течение года |
Классные руководители |
9-11 |
3 |
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения. |
В течение года |
Классные руководители |
5-11 |
4 |
Организация классных родительских собраний по вопросам профориентационной работы.
|
В течение года |
Педагог-психолог, Классные руководители |
8-11 |
5 |
Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации. |
В течение года |
Педагог-психолог, |
8-11 |
|
Работа с учащимися |
|||
1 |
Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города |
В течение года |
Классные руководители |
1-11 |
2 |
Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности. |
Сентябрь |
Педагог-психолог, |
5-11 |
3 |
Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации. |
В течение года |
Педагог-психолог, |
5-11 |
4 |
Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся. |
В течение года |
Педагог-психолог, |
5-11 |
5 |
Организация и проведение с учащимися “ Ярмарки профессий” Организация и проведение с учащимися классных часов в форме викторин, бесед, круглых столов, дебатов. |
март |
Классные руководители Зам. директора по ВР
|
5-11
1-11 |
6 |
Организация профессиональных проб с социальными партнерами |
В течение года |
Классные руководители Зам. директора по ВР |
5-8 |
7 |
Проведение школьной профориентационной работы (серия классных часов) «Кем быть? Каким быть?» |
В течение года |
Классные руководители Зам. директора по ВР, руководитель МО |
5-11 |
8 |
Организация и проведение игр «Что? Где? Когда» по профессиям. |
март |
Классные руководители, учителя технологии |
5-8 |
9
|
Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. |
В течение года |
Классные руководители, учителя технологии |
5-11 |
10 |
Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
9-11 |
11 |
Знакомство с профессиями на уроках. Расширение знаний учащихся о профессиях. |
В течение года |
Учителя- предметники |
5-11 |
12 |
Работа по созданию электронных портфолио учащихся школы |
постоянно |
Классные руководители |
|
13 |
Обеспечение участия учащихся в работе ученических трудовых бригад: - экологический отряд - волонтеры -актив учащихся школы - военные сборы |
июнь |
Зам. директора по ВР классные руководители |
8,10 |
14 |
Профпробы. «Мы - журналисты» Сотрудничество в области профессиональной ориентации учащихся с редакциями Ростова-на-Дону.
|
В течение года |
Зам.директора по ВР руководитель МО |
7 |
15 |
Профпробы («Гиды – переводчики») Сотрудничество с туристической фирмой |
В течении года |
Зам.директора по ВР |
7 |
16 |
Профпробы (военные сборы) «Мы – военные» Сотрудничество с региональной общественной организацией «Военно-патриотический центр» |
Май |
Зам.директора по ВР Учитель по ОБЖ |
10,11 |
17 |
Профпробы «Я бухгалтер, я экономист» Сотрудничество с бухгалтерией МБОУ «Школа № 1» |
Март |
Зам.директора по ВР Гл. бухгалтер Классные руководители |
7 |
18 |
Профпробы «Я - врач медицины катастроф» |
Март |
Зам.директора по ВР Мед. кабинет Классные руководители |
7 |
19 |
Сотрудничество профориентационных образовательных проектах: квест-игра «Карьерный рост» |
Март |
Зам.директора по ВР классные руководители |
7 |
20 |
Профпробы «Я архитектор, дизайнер, строитель» |
Апрель |
Зам.директора по ВР Руководитель МО Учителя технологии классные руководители |
7 |
21 |
Краткосрочные курсы: «Волшебный клубок», «Волшебное семечко», «Один дома (кулинария)», «Английская кухня» «Текстовый редактор» «Звездное небо» «Подарок из бисера» «Маленькая редакция» «Поем по-английски» «Юный турист» |
В течение года |
Зам.директора по ВР классные руководители, учителя предметники |
Общеобразовательные классы 5,6,7,8,9 |
Содержание курса «Увлечение-Профессия-Успех»
1 год обучения (5 класс, 35 часов)
Содержание теоретической части программы
1 Введение. Знакомство. (1 час)
2.Мои личные профессиональные планы. (1 час)
3.Ценностные ориентации. (1 час)
4.Самооценка и уровень притязаний. (1 час)
5.Интересы и склонности в выборе профессии. (1 час)
6.Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. (1 час)
Типы профессий (построение таблицы): Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-Э.
7.Концепция индивидуальности Голланда. (1 час).
«Какой у вас характер?», «Шкала значимости эмоций», «Эмоциональная направленность личности», «Тип ригидности психологической установки», «Тест Голланда».
8.Правила выбора профессии. (1 час)
9.Ошибки и затруднения при выборе профессии. (1 час)
10.Кем работают мои родные. Кем работают мои родители? Профессии моего рода. (1 час)
11.Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым. (1 час)
12.Что такое профессиограмма? (1 час)
13.В каких учебных заведениях можно получить профессию? (1 час)
14.На работу устраиваемся по правилам. (1 час)
15 «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») (1 час)
16 «Быть нужным людям…» (1 час)
17 Сочинение – рассуждение «Самая нужная профессия» (1 час)
18 Как готовить себя к будущей профессии? (1 час)
19. Исследование «Необычная творческая профессия». (1 час)
20. Сочинение «… - это призвание!» (1 час)
21.Рабочие профессии. (1 час)
22. Жизненно важная профессия. (1 час)
23.Профессия, охраняющая общественный порядок. (1 час)
24. Встреча с интересной личностью. (1 час)
25. Великие личности нашей страны и путь их становления. (1 час)
26. «Мои родители хотят, чтобы я был похож на…и работал………» (1 час)
27. Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…» (1 час)
28.29. Экскурсия на предприятия нашего района. (2 часа)
30. Отчет о посещении предприятий. (1 час)
31.Подготовка к пресс- конференции. «Представим, что я…» (1 час)
32. Итоговая пресс-конференция «Мир профессий» (1 час)
33. Творческий проект "Моя будущая профессия"(1 час)
34.Творческий проект "Моя будущая профессия" (1 час)
35.Итоговое занятие рефлексия. (1 час)
2 год обучения (6 класс, 35 часов)
Содержание теоретической части программы
Тема 1. Трудом славен человек (1 час)
Знакомство с различными профессиями благодаря просмотру м/м презентации. Групповая работа учащихся по выбору понравившейся профессии. Сбор и предоставление расширенной информации о выбранной профессии благодаря дополнительным источникам.
Тема 2. Учеба - твой главный труд. (1 час)
Пресс-конференция с учителями школы по теме, составление учащимися в группах памятки «Успешное обучение- мое стремление!».
Тема 3. Человеческие возможности (1 час)
Знакомство и просмотр фильма ВВС «Человеческие возможности». Аналитическая беседа с учащимися по увиденному материалу.
Тема 4. Способности к запоминанию (2 часа).
Общее представление о памяти, ее видах, процессах. Роль памяти в различных видах профессиональной деятельности. Знакомство с приемами запоминания и возможностями развития памяти. Выполнение упражнений на развитие памяти, разучивание стихотворений и их воспроизводство на уроке (конкурс – «Кто лучше запоминает?»).
Тема 5. Способность быть внимательным (2 часа).
Представление о процессе внимания, его видах и свойствах. Значение наблюдательности как профессионально важного качества. Выполнение упражнений с учащимися на развитие внимания при помощи м/м презентации. Проведение игры «Выбери лишнее!».
Тема 6. Волевые качества личности (2 часа).
Волевые качества личности. Регулирующая функция воли. Опросник «Какая у меня воля?». Проведение дебатов: «Какими качествами должен обладать волевой человек?».
Тема 7. «Узнаю, думаю, выбираю» (1 час)
Практическая работа с методиками: «Визитка», «Тебе подходят профессии», «Узнай профессию».
Тема 8. Беседы о конкретных профессиях (2 часа)
Приглашение и беседа с врачом-педиатром и библиотекарем. Конструктивный диалог учащихся с приглашенными гостями, возможность более глубокого погружения в данные профессии учащимися, возможность задать интересующие детей вопросы и получить на них профессиональные ответы.
Тема 9. Классификация профессий (1 час).
Парная работа учащихся по классификации профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. Знакомство с профессиограммами.
Тема 10. Профессия и современность (2 час)
Экскурсия в пекарню. Знакомство учащихся с профессией булочника-хлебопека и кондитера. Аналитическая беседа по окончанию экскурсии.
Тема 11. Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих родителей (3 часа)
Встречи с родителями. Интервью. Анкетирование.
Тема 12. Все работы хороши, выбирай на вкус. Кем ты хочешь стать? (1 час)
Проведение викторины на знание и выбор профессии. Составление синквейна учащимися на тему «Моя любимая профессия».
Тема 13. Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» (2 часа)
Что такое интерес? Составление и заполнение карты интересов.
Что такое склонности? Опросник Е. А. Климова. Составление совместно с учащимися примерной анкеты на выявление интересов школьников. Домашняя групповая работа учащихся – опрос другого 6-го класса на выявление интересов и предпочтения профессии.
Знакомство с новыми профессиями, такими как: промоутер, имиджмейкер, девелопер, мерчендайзер. Исследовательская работа учащихся по нахождению этих профессий в дополнительных источниках информации.
Тема 14. Темперамент и выбор профессии (1 час)
От чего зависит выбор профессии? Что такое темперамент? Опросник.
Знакомство с биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл, Дисней Уолт, Шанель Коко, Федоров Святослав Николаевич. Выбор будущей профессиональной сферы. Известные люди региона.
Тема 15.Здоровье и выбор профессии (2 часа)
Факторы здоровья при выборе профессии. Медицинские противопоказания при выборе профессии. «Анкета здоровья». Приглашение и беседа со школьной медицинской сестрой.
Тема 16. Дело твоей жизни (2 часа)
«Я – это…». Выявление самооценки и планирование своего будущего.
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Подготовка учащимися проекта «Я бы смог стать…».
Тема 17. Профессиональный тип личности (1 час)
Определение своего профессионального типа личности. Тест «Профессиональный тип личности».
Тема 18. Ошибки при выборе профессии (1 час)
Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с учащимися после просмотра. Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!».
Тема 19. Человек среди людей (2 часа)
Межличностные отношения и их значение в профессиональной деятельности. Коммуникативные умения и навыки. Конфликты и возможности различных тактик поведения. Проведение урока-игры на свежем воздухе «Живем вместе».
Тема 20. Такая изменчивая мода, или вечная истина: «По одежке встречают, по уму провожают» (1 час)
Проведение игры-викторины «По одежке встречают, по уму провожают».
Тема 21. Природа – это наши корни, начало нашей жизни (1 час)
Проведение экологической игры совместно с учителем по биологии.
Тема 22. Творческий урок (1 час)
Совместная разработка плана проекта «Моя будущая профессия». Обсуждение в группах наиболее успешного плана и возможности его реализации.
Тема 23. Практическая работа (2 часа)
Презентация проектов учащимися «Моя будущая профессия». Дискуссия между ними по разработанным проектам.
3 год обучения (7 класс, 35 часов)
Содержание теоретической части программы
Тема 1. Жизненное и профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека. (2 часа)
Почему важно сделать правильный выбор. Что такое психология и чем она может помочь при выборе профессии. Понятия “личность”, “профессиональные интересы”, “склонности”.
Тема 2. Мир профессий. (2 часа)
Дать определения: профессия, специальность, квалификация, должность.
Классификация по типам профессий (Е.А. Климов), объекту, характеру труда, видам деятельности и др. Методика “Матрица профессий”.
Тема 3. Знакомство с профессиограммами (занятие с элементами практикума). (2 часа)
Дать определение понятиям “профессиограмма: цель труда, предмет труда, средства и условия организации труда”, “профессиональная пригодность”. Опросник ДДО Климова, Карта интересов.
Тема 4. Профессия типа “Человек – техника”. (1 час)
Тема 5. Профессия типа “Человек – природа”. (1 час)
Тема 6. Профессия типа “Человек – знаковая система”. (1 час)
Тема 7. Профессия типа “Человек – человек”. (1 час)
Тема 8. Профессия типа “Человек – художественный образ”. (1 час)
Тема 9. Пути получения профессии. (1 час)
Формы обучения.
Тема 10. Кто я, или что я думаю о себе. (1 час)
Внутренний мир человека и возможности его самопознания. Что такое психодиагностика, как она помогает в выборе профессии.
Тема 11. Свойства нервной системы и темперамент. (2 час)
История изучения темперамента: от Гиппократа до Павлова. Типы темперамента, их влияние на профессиональную деятельность. Теппинг - тест – определение свойств нервной системы, работоспособности; опросник типа темперамента Г.Айзенка.
Тема 12. Память. (2 час)
Виды памяти. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. Мнемотехники. Определение объема кратковременной памяти и ведущего способа запоминания.
Тема 13. Внимание. (2 час)
Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное внимание. Структура и характеристики внимания: объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость. Профессии, предъявляющие повышенные требования к развитию внимания. Изучение индивидуальных особенностей внимания: “Тест Э.Ландольта”. Приемы развития внимания.
Тема 14. Мышление. (2 час)
Функции, виды мышления. Мыслительные операции. Правополушарные и левополушарные мыслители. Диагностика структуры интеллекта по методике Р.Амтхауэра. Приемы развития.
Тема 15. Эмоциональное состояние личности. (2 час)
Эмоции в жизни человека. Формы и виды эмоциональных состояний, их влияние на профессиональную деятельность. Стресс и дистресс. Диагностика уровня личностной и реактивной тревожности по методике Ч.Д.Спилбергер “Шкала самооценки”.
Тема 16. Саморегуляция. (1 час)
Умение контролировать свое поведение. Позитивное мышление и жизненные ценности. Как выпустить “лишний пар”. Десять шагов уверенности в себе.
Тема 17. Коммуникабельность – составляющая успеха будущей карьеры. (1 час)
Требования к работнику: профессионализм, ответственность, коммуникабельность. Умение конструктивно разрешать конфликты. Изучение коммуникативных и организаторских способностей по методике “КОС”.
Тема 18. Первый шаг на пути к профессии. (1 час)
Способности, профессиональная пригодность, состояние физического здоровья, как основные составляющие правильного выбора. Формула успеха. Ошибки в выборе профессии.
Тема 19. Современный рынок труда и его требования. (1 час)
Социально-профессиональная мобильность – качество современного человека. Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности. Коллективность трудового процесса. Профессионализм и самосовершенствование.
Тема 20. Мотивы и основные условия выбора профессии. (1 час)
“Хочу – могу – надо” - необходимые условия правильного выбора. “Мышеловки” легких денег, или возможность попадания в финансовую зависимость.
Тема 21. Что требует профессия от меня? (1 час)
Понятие рынка профессий. Определение требований к соискателю (по газете, рубрика “работа для вас”), “Центр занятости населения”.
Тема 22. Перспективы профессионального старта. (2 час)
Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра).
Тема 23. Составление плана профессионального самоопределения. (1 час)
Алгоритм принятия решения
Тема 24. Построение образа профессионального будущего. (1 час)
Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения целей. Внешние и внутренние условия достижения целей. Запасные варианты, пути их достижения. Как получить хорошую работу в современной России.
Тема 25. Подготовка к будущей карьере. (1 час)
Психологический портрет личности. Ролевая игра “Встреча через 10 лет”.
Тема 26. Детско-родительская профориентационная игра-проект “Выбор профиля”. (1 час)
Тема 27. Итоговое занятие “Перелистывая страницы”. (2 часа)
Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути.
4 год обучения (8 класс, 35 часов)
Содержание теоретической части программы
Тема 1. Вводное занятие. (1 час)
Анкета «Планы на ближайшее будущее».
Теоретические сведения Цели и содержание курса. Специфика занятий.
Тема 2. Самооценка и уровень притязаний. (1 час)
Методика самооценки индивидуальных возможностей, карта интересов, опросник профессиональной готовности.
Тема 3. Темперамент и профессия. Определение темперамента. (1час)
Методика выявления стержневых черт характера. Уровень развития волевых качеств. Внутренний мир человека и возможности его познания. Теоретические сведения. Темперамент. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности.
Тема 4. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. (1 час)
Ведущие отношения личности: к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру. Эмоциональные состояния личности.
Тема 5. Стресс и тревожность. (1 час)
Работоспособность. Психология принятия решения. Диагностические процедуры: анкета здоровья, теппинг-тест, опросник Айзенека, ориентировочная анкета, опросники «Беспокойство-тревога», «Какая у меня воля».
Тема 6. Определение типа мышления. (1час)
Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.
Тема 7. Внимание и память (1час)
Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.
Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности.
Тема 8. Уровень внутренней свободы. (1 час)
Тема 9. Мой психологический портрет. (1 час)
Тема 10. Классификация профессий. Признаки профессии. (1 час) Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся.
Тема 11. Определение типа будущей профессии. (1час)
Характеристика профессий типа «человек – человек». Подтипы профессий типа «человек – человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). ПВК профессий типа «человек – человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – человек». Профессиональные пробы.
Характеристика профессий типа «человек – техника». Подтипы профессий типа «человек – техника». ПВК профессий типа «человек – техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – техника». Профессиональные пробы.
Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система». ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система». Профессиональные пробы.
Характеристика профессий типа «человек – природа». Подтипы профессий типа «человек – природа». ПВК профессий типа «человек – природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – природа». Профессиональные пробы.
Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий типа «человек – художественный образ». ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – художественный образ». Профессиональные пробы.
Тема 12. Профессия, специальность, должность. Формула профессии. (1 час)
Классификация профессий. Цели труда. Классификация профессий по Е.А. Климову. Формула профессии. Работа с таблицей Е.А. Климова. Профессиограмма: подробное описание профессии.
Тема 13. Интересы и склонности в выборе профессии. (1 час)
Анкета: «Карта интересов»; упражнение: «Проверка устойчивости своих интересов»;
дискуссия: «Как вы относитесь к идее испытания способностей?».
Тема 14. Определение профессионального типа личности. (1 час)
Тесты: «Определение направленности личности», «16-факторный опросник Р. Кеттелла».
Тема 15. Профессионально важные качества. (1 час)
Тема 16. Профессия и здоровье. (1 час)
Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности: непригодность, пригодность, соответствие, призвание. Причины ошибок и затруднений в выборе профессии.
Тема 17. Моя будущая профессия. (1 час)
Тема 18. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. (1 час)
Три признака понятия по Б. М. Тепловой. Общие и специальные способности. Формирование способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Интересы (содержание, широта, длительность, глубина). Интересы и склонности. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии.
Тема 19. Способности к интеллектуальным видам деятельности. (1 час)
Тема 20. Способности к профессиям социального типа. (1 час)
Тема 21. Способности к офисным видам деятельности. (1 час)
Тема 22. Способности к предпринимательской деятельности. (1 час)
Тема 23. Артистические способности. (1 час)
Тема 24. Уровни профессиональной пригодности. (1 час)
Тема 25. Мои способности. (1 час)
Тема 26. Мотивы и потребности. (1 час)
Тема 27. Ошибки в выборе профессии. (1 час)
Тема 28. Современный рынок труда. Прогноз потребности в профессиях. (1 час)
Тема 29. Современный рынок труда. Работодатель и работник. (1 час)
Тема 30. Пути получения профессии. Матрица профессионального выбора. (1 час)
Тема 31. Навыки самопрезентации. (1 час)
Тема 32. Навыки самопрезентации. Резюме. (1 час)
Тема 33. Составление «Программы самовоспитания для предполагаемой будущей профессии»
(с дискуссионным обсуждением программ). Проба написания обучающимися личных резюме. Сочинение «Если бы я был губернатором/президентом?»
Тема 34. Стратегии выбора профессии. (1 час)
Тема 35. Заключительный. Личный профессиональный план. (1 час)
Тематическое планирование курса с указанием форм деятельности
1 год обучения (5 класс)
№ |
тема |
Кол-во часов |
теория |
практика |
1. |
Введение. Знакомство. |
1 |
1 |
- |
2. |
Мои личные профессиональные планы. |
1 |
1 |
- |
3. |
Ценностные ориентации. |
1 |
1 |
- |
4. |
Самооценка и уровень притязаний. |
1 |
1 |
1 |
5. |
Интересы и склонности в выборе профессии |
1 |
1 |
1 |
6. |
Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. |
1 |
1 |
1 |
7. |
Концепция индивидуальности Голланда |
1 |
1 |
1 |
8. |
Правила выбора профессии. |
1 |
1 |
1 |
9. |
Ошибки и затруднения при выборе профессии |
1 |
1 |
1 |
10. |
Кем работают мои родные. Кем работают мои родители? Профессии моего рода |
1 |
1 |
1 |
11. |
Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым |
1 |
1 |
1 |
12. |
Что такое профессиограмма? |
1 |
1 |
1 |
13. |
В каких учебных заведениях можно получить профессию? |
1 |
1 |
1 |
14. |
На работу устраиваемся по правилам |
1 |
1 |
1 |
15. |
«Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») |
1 |
1 |
1 |
16. |
« Быть нужным людям…» |
1 |
1 |
1 |
17. |
Сочинение – рассуждение « Самая нужная профессия» |
1 |
1 |
1 |
18. |
Как готовить себя к будущей профессии? |
1 |
1 |
1 |
19. |
Исследование « Необычная творческая профессия».
|
1 |
1 |
1 |
20. |
Сочинение « … - это призвание!» |
1 |
1 |
1 |
21. |
Рабочие профессии |
1 |
1 |
1 |
22. |
Жизненно важная профессия |
1 |
1 |
1 |
23. |
Профессия, охраняющая общественный порядок. |
1 |
1 |
1 |
24. |
Встреча с интересной личностью. |
1 |
1 |
- |
25. |
Великие личности нашей страны и путь их становления |
1 |
1 |
1 |
26. |
«Мои родители хотят чтобы я был похож на….и работал………» |
1 |
1 |
1 |
27. |
Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…» |
1 |
1 |
1 |
28, 29 |
Экскурсия на предприятия нашего города |
2 |
- |
2 |
30 |
Отчет о посещении предприятий. |
1 |
1 |
1 |
31 |
Подготовка к пресс- конференции. «Представим, что я…» |
1 |
- |
1 |
32 |
Итоговая пресс-конференция «Мир профессий» |
1 |
1 |
1 |
33, 34 |
Творческий проект "Моя будущая профессия"
|
2 |
1 |
1 |
35 |
Итоговое занятие рефлексия |
1 |
- |
1 |
|
итого |
70 часов |
18(51%) |
16(49%) |
Практическое выполнение заданий профессиональной пробы
Оно осуществляется по схеме: ЗАДАНИЕ - УСЛОВИЕ - РЕЗУЛЬТАТ.
Тематическое планирование курса с указанием форм деятельности
2 год обучения (6 класс)
№ |
тема |
Кол-во часов |
теория |
практика |
1. |
Трудом славен человек. |
1 |
1 |
- |
2. |
Учеба твой главный труд |
1 |
1 |
- |
3. |
Человеческие возможности. |
1 |
1 |
- |
4. |
Способности к запоминанию |
1 |
1 |
1 |
5. |
Интересы и склонности в выборе профессии |
1 |
1 |
1 |
6. |
Способность быть внимательным |
1 |
1 |
1 |
7. |
1 |
1 |
1 |
|
8. |
Волевые качества личности |
1 |
1 |
1 |
9. |
1 |
1 |
1 |
|
10. |
«Узнаю, думаю, выбираю» Практическая работа «Визитка» |
1 |
1 |
1 |
11. |
Беседы о конкретных профессиях |
2 |
1 |
1 |
12. |
1 |
1 |
||
13. |
Классификация профессий |
1 |
1 |
1 |
14. |
Профессия и современность
|
2 |
1 |
1 |
15. |
1 |
1 |
||
16. |
Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих родителей
|
3 |
1 |
1 |
17. |
1 |
1 |
||
18. |
1 |
1 |
||
19. |
Все работы хороши, выбирай на вкус. Кем ты хочешь стать? |
1 |
1 |
1 |
20. |
Интересы и выбор профессии «Кто я и что я думаю о себе» |
2 |
1 |
1 |
21. |
1 |
1 |
||
22. |
Темперамент и выбор профессии |
1 |
1 |
1 |
23. |
Здоровье и выбор профессии |
2 |
1 |
1 |
24. |
1 |
1 |
||
25. |
Дело твоей жизни.
|
2 |
1 |
1 |
26. |
1 |
1 |
||
27. |
Профессиональный тип личности |
1 |
1 |
1 |
28, 29 |
Ошибки при выборе профессии. |
2 |
1 1 |
1 1 |
30 |
Человек среди людей |
1 |
1 |
1 |
31 |
Такая изменчивая мода, или вечная истина: «По одежке встречают, по уму провожают» (игра-викторина) |
1 |
1 |
1 |
32 |
Природа – это наши корни, начало нашей жизни (экологическая игра) |
1 |
1 |
1 |
33, 34 |
Творческий проект "Моя будущая профессия"
|
2 |
1 1 |
1 1 |
35 |
Итоговое занятие рефлексия |
1 |
- |
1 |
|
итого |
70 часов |
23(66%) |
12(34%) |
Практическое выполнение заданий профессиональной пробы
Оно осуществляется по схеме: ЗАДАНИЕ - УСЛОВИЕ - РЕЗУЛЬТАТ.
Тематическое планирование курса с указанием форм деятельности
3 год обучения (7 класс)
№ |
тема |
Кол-во часов |
теория |
практика |
1. |
Жизненное и профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека. |
1 |
1 |
1 |
2. |
Мир профессий. |
2 |
1 |
1 |
3. |
1 |
1 |
||
4. |
Знакомство с профессиограммами |
1 |
1 |
1 |
5. |
Интересы и склонности в выборе профессии |
1 |
1 |
1 |
6. |
Профессия типа “Человек – техника”. |
1 |
1 |
1 |
7. |
Профессия типа “Человек – природа”. |
1 |
1 |
1 |
8. |
Профессия типа “Человек – знаковая система”. |
1 |
1 |
1 |
9. |
Профессия типа “Человек – человек”.
|
1 |
1 |
1 |
10. |
Профессия типа “Человек – художественный образ”. |
1 |
1 |
1 |
11. |
Пути получения профессии. Формы обучения.
|
1 |
1 |
1 |
12. |
Кто я, или что я думаю о себе. |
1 |
1 |
1 |
13. |
Свойства нервной системы и темперамент. |
1 |
1 |
1 |
14. |
Память. |
1 |
1 |
1 |
15. |
«Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») |
1 |
1 |
1 |
16. |
« Быть нужным людям…» |
1 |
1 |
1 |
17. |
Внимание. |
1 |
1 |
1 |
18. |
Мышление. |
1 |
1 |
1 |
19. |
Эмоциональное состояние личности. |
1 |
1 |
1 |
20. |
Саморегуляция. |
1 |
1 |
1 |
21. |
Рабочие профессии |
1 |
1 |
1 |
22. |
Коммуникабельность – составляющая успеха будущей карьеры. |
1 |
1 |
1 |
23. |
Первый шаг на пути к профессии. |
1 |
1 |
1 |
24. |
Встреча с интересной личностью. |
1 |
1 |
- |
25. |
Современный рынок труда и его требования. |
1 |
1 |
1 |
26. |
Мотивы и основные условия выбора профессии. |
1 |
1 |
1 |
27. |
Сочинение-рассуждение: «Что требует профессия от меня?…» |
1 |
1 |
1 |
28, 29 |
Экскурсия на предприятия нашего города |
2 |
- |
2 |
30 |
Перспективы профессионального старта. |
1 |
1 |
1 |
31 |
Составление плана профессионального самоопределения. |
1 |
- |
1 |
32 |
Итоговая пресс-конференция «Мир профессий» |
1 |
1 |
1 |
33, 34 |
Творческий проект "Моя будущая профессия"
|
2 |
1 |
1 |
35 |
Итоговое занятие рефлексия |
1 |
- |
1 |
|
итого |
70 часов |
13(36%) |
19(64%) |
Практическое выполнение заданий профессиональной пробы
Оно осуществляется по схеме: ЗАДАНИЕ - УСЛОВИЕ - РЕЗУЛЬТАТ.
Тематическое планирование курса с указанием форм деятельности
4 год обучения (8 класс)
№ |
тема |
Кол-во часов |
теория |
практика |
1. |
Введение. Знакомство. |
1 |
1 |
- |
2. |
Самооценка и уровень притязаний |
1 |
1 |
- |
3. |
Темперамент и профессия. Определение темперамента |
1 |
1 |
- |
4. |
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций |
1 |
1 |
1 |
5. |
Стресс и тревожность |
1 |
1 |
1 |
6. |
Классификация профессий по определению типа мышления |
1 |
1 |
1 |
7. |
Внимание и память |
1 |
1 |
1 |
8. |
Правила выбора профессии. |
1 |
1 |
1 |
9. |
Мой психологический портрет |
1 |
1 |
1 |
10. |
Классификация профессий. Признаки профессии |
1 |
1 |
1 |
11. |
Определение типа будущей профессии |
1 |
1 |
1 |
12. |
Интересы и склонности в выборе профессии |
1 |
1 |
1 |
13. |
В каких учебных заведениях можно получить профессию? |
1 |
1 |
1 |
14. |
Определение профессионального типа личности |
1 |
1 |
1 |
15. |
Профессионально важные качества |
1 |
1 |
1 |
16. |
Профессия и здоровье |
1 |
1 |
1 |
17. |
Сочинение – рассуждение «Моя будущая профессия» |
1 |
1 |
1 |
18. |
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности |
1 |
1 |
1 |
19. |
Способности к интеллектуальным видам деятельности |
1 |
1 |
1 |
20. |
Способности к профессиям социального типа |
1 |
1 |
1 |
21. |
Способности к офисным видам деятельности
|
1 |
1 |
1 |
22. |
Способности к предпринимательской деятельности
|
1 |
1 |
1 |
23. |
Артистические способности |
1 |
1 |
1 |
24. |
Встреча с интересной личностью. |
1 |
1 |
- |
25. |
Уровни профессиональной пригодности |
1 |
1 |
1 |
26. |
Мои способности. Мотивы и потребности |
1 |
1 |
1 |
27. |
Ошибки в выборе профессии |
1 |
1 |
1 |
28, 29 |
Экскурсия на предприятия нашего города |
2 |
- |
2 |
30 |
Современный рынок труда. Прогноз потребности в профессиях |
1 |
1 |
1 |
31 |
Пути получения профессии. Матрица профессионального выбора |
1 |
- |
1 |
32 |
Навыки самопрезентации. Резюме. Стратегии выбора профессии |
2 |
1 1 |
1 1 |
33, 34 |
Творческий проект "Моя будущая профессия"
|
2 |
1 |
1 |
35 |
Заключительный. Личный профессиональный план
|
1 |
- |
1 |
|
итого |
35 часов |
13(37%) |
22(63%) |
Практическое выполнение заданий профессиональной пробы
Оно осуществляется по схеме: ЗАДАНИЕ - УСЛОВИЕ - РЕЗУЛЬТАТ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. http://www.vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school/74-questionnaires-for-students-choice-of-profession/223-application-form-for-students-to-avoid-mistakes-in-choosing-a-profession
2. http://www.myshared.ru/slide/394772/
3. http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2015/07/30/roditelskoe-sobranie-vybor-professii-eto-seryozno
4.http://moeobrazovanie.ru/testy_na_vybor_professii/matrica_vybora_professii_metodika_rezapkinoj.html?test_start&operation=exrc_show
6. http://festival.1september.ru/articles/560835/
7. http://azps.ru/training/indexpf.html
8. http://www.fpo.ru/tests/sam.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.