Проект «Сказка страна чудес»
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и
волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки,
вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их
героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям,
показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель
сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность –
эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться
радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь
попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует
умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате
сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное -
новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из
сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и
пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники
сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть,
любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения
этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота
проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те
уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для
маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких
сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов,
которые помогают ребенку запомнить сказку.
Проблема:
Дети плохо ориентируются в сюжетах сказки, главных героях, с трудом
выстраивают последовательность действия героев. Родители мало уделяют внимания чтению русских народных сказок.
Гипотеза.
Мы предположили, что приобщение детей к
сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать
окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие
выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию
выразительности речи.
Тип проекта.
- Информационно-творческий
- Краткосрочный
- Групповой.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, загадки, дидактические игры,
рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Участники проекта.
Дети средней группы, воспитатель, родители.
Обеспечение.
Литература:
1. Евдокимова Е.С.» Технология проектирования в ДОУ «М. «Сфера»,2006г.
2. Русские народные сказки.
3. Мордовские народные сказки.
4. Запорожец А. Б. и др.. « Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» М. 1985 г.
5. Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» М., 2002 г.
6. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
7. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
8. Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
9. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. Воронеж, 2006.
Оборудование:
1. Аудиозаписи.
2. Театральные куклы, настольный театр.
3. Художественная литература.
4. Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок.
Цель проекта:
- развитие речи детей среднего возраста посредством
сказки, создание условий для активного использования сказок в различных видах
деятельности детей;
- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства;
- формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему;
подчинять свою сказку определённой (основной) мысли;
- содействовать развитию элементарных навыков в продуктивной деятельности:
Развивающие:
- развивать традиции семейного чтения.
- развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь прекрасное
- продолжать
развивать речь детей средствами кукольного театра.
Воспитательные:
- создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту;
- способствовать формированию интереса к книгам, сказкам; поддерживать интерес к кукольным и драматическим спектаклям;
- воспитывать бережное отношение к книгам, предметам театрально-игрового оборудования;
- воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки;
- воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие
воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда:
Этапы проекта:
Этап - Подготовительный
(разработка проекта).
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- анкетирование родителей;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала;
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Расскажи сказку (по картинкам).
Познавательное развитие
Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Речевое развитие
Занятие по сказкам «Три медведя», «Колобок».
Беседы с детьми о прочитанном.
Ознакомление с художественной литературой
Чтение и обсуждение сказок.
Пересказ разных сказок.
Театральная деятельность
Импровизация сказок «Три медведя», «Колобок».
Рисование
Занятие «Мой любимый сказочный герой».
Конструирование (Оригами)
Работа с родителями
Консультации:
«Приемы обучения детей рассказыванию»;
«Знакомство со сказками в средней и старшей группах»;
«Роль сказки в развитии и воспитании
ребёнка»; «Учитесь движениям вместе со сказкой».
Пути реализации проекта:
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2. Оформление уголка «В гостях у сказки»
3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
4. Изготовление костюмов сказочных героев, атрибутов.
Содержание работы с детьми:
1. Чтение разных сказок;
2. Рисование детьми героев сказок.
3.Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4.Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
5.Самостоятельное составление сказок.
6.Рассказывание сказок собственного сочинения.
7.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
8.Загадки о сказках, героях сказок.
9.Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
10.Театрализация сказок: ( выбор сказок по желанию).
Содержание работы с родителями:
1. Консультации родителям «Знакомство с проектом».
2. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
3. Чтение сказок с детьми.
4. Придумывание сказок с детьми.
Помощь в пополнении книжного уголка сказками
Этап – Исследовательский.
- работа по плану с детьми,
родителями.
- выполнение проекта.
Этап – Заключительный.
- подведение итогов, анализ ожидаемого
результата
- обобщение результатов работы, формулировка выводов
- составление рекомендаций.
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы
следующие выводы:
Через восприятие сказок мы:
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность.
Результат работ.
После соприкосновения с русской народной сказкой у детей появилось
желание больше узнать о традициях и творчестве русского народа.
Дети стали проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
называют прочитанные сказочные произведения, их авторов, героев умеют использовать различные средства выразительности;
Родители владеют информацией о том, как правильно обращаться с
книгами, цветными иллюстрациями, научились творчески подходить к
формированию интереса детей к сказке. Повысился интерес родителей и детей к русским народным сказкам.
Рекомендации:
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе с
детьми по данной теме.
Творчески подходить к реализации поставленной проблемы, ориентировать детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.