Программа по шахматам.
Оценка 4.8

Программа по шахматам.

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
физическая культура
1 кл—4 кл
18.01.2020
Программа по шахматам.
Программа по шахматам на все 4 года обучения.
Шахматы.doc

 

 

 

Рабочая программа

   по предмету

 «Физическая культура»(модуль «Шахматы»)

 

 

 

 

 Составил учитель:

Белякова

Ольга Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по предмету «Физическая культура»(модуль «Шахматы»).

 

 

1.Планируемые результаты освоения предмета.

 

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения)

Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение»)

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Познавательные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

 

 Коммуникативные УУД

 

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

 

 Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка.

 

 

 

 

 

Результаты образовательной деятельности:

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Формы контроля

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.

 

 

2.Содержание учебного предмета.

 

( теоретический раздел программы)

 

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, шахматной нотацией, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с полной шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.

Третий год обучения предполагают обучению решения шахматных задач. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др. занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

 

(практический раздел программы)

 

Первый год обучения (34 часа из расчета 1 час в неделю)

 

1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Нотация.

Дидактические игры и задания

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно

расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. Ходы и взятие фигур.  Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

5.Морской бой: 8х8, краткая нотация.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на

шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под

ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее

(например: “Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь

(например: “Вторая горизонталь”).

"Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).

“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

5. Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

Дидактические игры и задания

“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят

расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

6. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:

стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает

тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как

начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматная нотация, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.

 

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • записывать  шахматную нотацию
  •  

Второй год обучения (34 часа из расчета 1 час в неделю)

 

1. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

2.  Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее

(например: “Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п. (Более сложный вариант, чем в первом классе.)

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь

(например: “Вторая горизонталь”). ( Более сложный вариант, чем в первом классе.)

"Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).  ( Более сложный вариант, чем в первом классе)

“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.      ( Более сложный вариант, чем в первом классе.)

“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.     ( Более сложный вариант, чем в первом классе.)

“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. ( Более сложный вариант, чем в первом классе.) Учитель уточняет ответы учащихся.

3. Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят

расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

4. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические, игры и задания

“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?

“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.

“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на

одну из крайних вертикалей или горизонталей.

“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется

наименьшее количество полей для отхода.

5. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

6. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

К концу второго года обучения дети должны знать:

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации.

 

 

Третий год обучения (35 часов из расчета 1 час в неделю)

 

1. Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания

“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.

“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в

игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).

“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.

“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.

“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в

которую белые не нарушают правил игры.

“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у

противника образовались сдвоенные пешки.

К концу третьего года обучения дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • что означают термин «дебют».

К концу третьего года обучения дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.
  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

 

1. Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Дидактические задания

“Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и

остаться с лишним материалом.

“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.

“Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

2. Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания

“Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”.

“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.

“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.

“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.

 

3.Тематическое планирование

модуля «Шахматы»

 

Тематическое планирование. Первый год обучения.

 

Тема

Кол-во часов

1

Шахматная доска.

4

2

Шахматные фигуры.

9

3

Начальная расстановка фигур.

4

4

Ходы и взятие фигур.

8

5

Цель шахматной партии.

5

6

Игра всеми фигурами из начального положения.

3

всего

33

 

 

 

 

Тематическое планирование. Второй год обучения.

 

тема

Кол-во часов

1

Краткая история шахмат.

6

2

Шахматная нотация.

8

3

Ценность шахматных фигур

10

4

Техника матования одинокого короля.

6

5

Достижение мата без жертвы материала.

4

всего

34

 

 

 

Тематическое планирование. Третий год обучения.

 

тема

Кол-во часов

1

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

3

2

Основы дебюта.

9

3

Основы миттельшпиля.

10

4

Основы эндшпиля.

12

всего

34

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование. Четвертый год обучения.

 

тема

Кол-во часов

1

Шахматная партия.

8

2

Анализ и оценка позиции.

8

3

Шахматная комбинация.

18

всего

34

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

«Шахматы»

1-й год обучения

Дата

№ п/п

Тема

Характеристика деятельности учащихся

УуД

 

I. Шахматная доска.    4 ч

 

1(1)

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска.

 

Познакомиться с шахматной доской.

 Познакомиться  с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр шахматной доски. Соблюдать основные правила личной гигиены. Делать  выводы, выяснять закономерности

Анализировать ситуацию и принимать правильное

решение.

Наблюдать за передвижением фигур на доске.

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

Работать в парах.

Решать дидактические задания. 

 

 

 Личностные

Самооценка на          основе критериев успешной учебной деятельности.

Формирование учебных мотивов

Коммуникативные

Умение слушать собеседника.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Познавательные Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные

Планирование          — определение последовательности  промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

 

2(2)

Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.

 

3(3)

Линии на шахматной доске. Диагонали.

 

4(4)

Центр шахматной доски.

 

II. Шахматные фигуры.     2 ч.

 

 

 

 

1(5)

 

Шахматные фигуры.

 

Анализировать сравнительную силу шахматных фигур и их позицию.

Научиться играть фигурой в отдельности и в

совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. 

Соблюдать основные правила личной гигиены.

Уважать мнение и решение других

Делать  выводы, выяснять закономерности

Анализировать ситуацию и принимать правильное

решение.

Наблюдать за передвижением фигур на доске.

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

Работать в парах.

 

 

Личностные

Интерес к способу решения и общему способу действия.

Коммуникативные

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Познавательные

Подведение   под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

 

 

2(6)

 

Сравнительная сила фигур.

 

III. Начальная расстановка фигур.     1 ч.

 

 

 

1(7)

 

 

 

Начальная позиция.

 

Расстановка фигур перед шахматной партией.

Знать правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Устанавливать связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Решать дидактические задания

 

Личностные

Формирование учебных мотивов.

Коммуникативные

Эмоционально позитивное отношение процессу сотрудничества.

Познавательные

Использование общих приёмов решения задач: анализ и разрешение житейских ситуаций.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные

Целеполагание как постановка  учебной задачи. Предвосхищение результата.

IV. Ходы и взятие фигур.     16 ч.

 

2(8)

Ладья.

 

Познакомиться  с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.

Научиться играть фигурой в отдельности и в

совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. 

Соблюдать основные правила личной гигиены.

Уважать мнение и решение других

Делать  выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное

решение.

Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивать силу фигур и их позицию.

Личностные

Формирование учебных мотивов.

Коммуникативные

Эмоционально позитивное отношение процессу сотрудничества.

Познавательные

Использование общих приёмов решения задач: анализ и разрешение житейских ситуаций.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные

Целеполагание как постановка  учебной задачи. Предвосхищение результата.

 

 

3(9)

Ладья.

 

4(10)

Слон.

 

 

Личностные

Осознание необходимости учения.

Рефлексивность как

адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Осознание своих возможностей в           

Предпочтение уроков

«школьного» типа урокам

«дошкольного» типа.

Формирование познавательных мотивов – интерес к новому. Учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». Коммуникативные

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Познавательные

Использование общих приёмов решения задач: анализ и разрешение житейских ситуаций, Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Рефлексия  способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Постановка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Регулятивные

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Целеполагание как постановка  учебной задачи. Применение установленных правил в планировании способа решения.

Прогнозирование – предвосхищение результата. Оценка - осознание качества и уровня усвоения.

 

5(11)

Слон.

 

 

6(12)

Ладья против слона.

 

 

7(13)

Ферзь.

 

 

8(14)

Ферзь.

 

 

9(15)

Ферзь против

 ладьи и слона.

 

 

10(16)

Конь.

 

 

11(17)

Конь

 

 

12(18)

Конь против ферзя, ладьи, слона.

 

 

13(19)

Пешка.

 

 

14(20)

Пешка.

 

 

15(21)

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

 

 

16(22)

Король.

 

 

17(23)

Король против других фигур.

 

V. Цель шахматной партии.     6 ч.

 

 

 

1(24)

 

Шах.

 

Познакомиться с понятиями: длинная и короткая  рокировка, шах, мат, пат, ничья.

Научиться рокировать.

Научиться объявлять шах.

Научиться ставить мат.

Уметь организовать комфортные отношения с

партнерами по игре.

Анализировать положение фигур на шахматной Оценивать правильность ходов.

 

Личностные

Рефлексивность как

адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Интерес к способу решения и общему способу действия.

Широта диапазона оценок.

Интерес к способу решения и общему способу действия.

                 Коммуникативные

Эмоционально позитивное отношение      к процессу сотрудничества.

Потребность   в общении со взрослыми      и сверстниками. Умение аргументировать свое предложение, убеждать         и уступать.

Познавательные

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные

Волевая саморегуляция как способность   к волевому усилию.

Оценка - осознание качества и уровня усвоения.

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

 

2(25)

Шах.

 

 

3(26)

Мат.

 

 

4(27)

Мат.

 

 

5(28)

Ничья. Пат.

 

 

6(29)

Рокировка.

 

                                  VI. Игра всеми фигурами из начального положения.     3 ч.

 

 

1(30)

Шахматная партия.

 

Познакомиться с элементарными шахматными

задачами.

Личностные

Рефлективность как

адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Положительное отношение к школе.

Коммуникативные

Ориентация на партнера по общению.

Умение договариваться, находить общее решение.

Познавательные

Использование общих приёмов решения задач.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков каждого компонента задачи.

Регулятивные

Планирование          – составление плана и последовательности действий.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

 

2(31)

Шахматная партия.

 

 

3(32)

Шахматная партия.

 

VII. Обобщение.     2 ч.

 

 

2(33/34)

Повторение материала.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Играть всеми фигурами из начального положения.

Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре.

Личностные

Способность адекватно судить о причинах своего успеха.

Коммуникативные

Умение договариваться, находить общее решение

Познавательные

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости о конкретных условий.

Регулятивные

Планирование– составление плана и последовательности действий.

 


Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по предмету «Физическая культура»(модуль «Шахматы»)

Рабочая программа по предмету «Физическая культура»(модуль «Шахматы»)

Программа по предмету «Физическая культура»(модуль «Шахматы»)

Программа по предмету «Физическая культура»(модуль «Шахматы»)

Результаты образовательной деятельности:

Результаты образовательной деятельности:

Первый год обучения (34 часа из расчета 1 час в неделю) 1

Первый год обучения (34 часа из расчета 1 час в неделю) 1

Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур

Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур

Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях

Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях

Дидактические игры и задания “Кто сильнее”

Дидактические игры и задания “Кто сильнее”

Гамбиты. Наказание “пешкоедов”

Гамбиты. Наказание “пешкоедов”

Основы эндшпиля. Элементарные окончания

Основы эндшпиля. Элементарные окончания

Тематическое планирование. Второй год обучения

Тематическое планирование. Второй год обучения

Тематическое планирование. Четвертый год обучения

Тематическое планирование. Четвертый год обучения

Работать в парах. Решать дидактические задания

Работать в парах. Решать дидактические задания

Работать в парах. Решать дидактические задания

Работать в парах. Решать дидактические задания

Осознание своих возможностей в

Осознание своих возможностей в

Научиться рокировать. Научиться объявлять шах

Научиться рокировать. Научиться объявлять шах

Шахматная партия. Познакомиться с элементарными шахматными задачами

Шахматная партия. Познакомиться с элементарными шахматными задачами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2020