НИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №3»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от « » августа 2019 г. _________ И.В.Деденёва |
Согласовано зам. директора по УВР Л.Ю.Скрынник _________________
« » августа 2019 г. |
Утверждено директор МБОУ «Лицей №3» М.А. Аскарова _________________ Приказ № ___ от « » августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
для обучающихся 3 Б класса
Направление спецкурса «Общеинтеллектуальное»
Количество часов в неделю – 1, в год - 34
Разработала: Лещенко Е.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2019 г.
I. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· развитие мотивов учебной деятельности;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить решение в спорных ситуациях;
Метапредметные результаты:
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
· использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
· осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами изучения курса в 3-м классеявляются формирование следующих умений:
· определять прямое и переносное значение слов;
· образовывать родственные слова;
· объяснять смысл пословиц;
· подбирать синонимы, антонимы к словам, определять порядок усиления действия;
· видеть и исправлять речевые ошибки в предложениях;
· объяснять значение фразеологизмов, использовать их в предложениях, подбирать фразеологизмы – синонимы и фразеологизмы – антонимы;
· знать нумерацию чисел до 100, считать от 1 до 100, выполнять арифметические действия с числами в пределах 100;
· решать задачи на логику, моделировать условие, составлять таблицу;
· решать нестандартные задачи, оформлять решение в виде таблицы, схемы, записывать по действиям;
· заполнять магические квадраты размером 3×3, магические треугольники;
· находить закономерность в расположении фигур по значению 3-4 признаков;
· объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
· решать числовые головоломки, арифметические и буквенные ребусы.
II. Содержание учебного курса
Для
проведения занятий разработано учебно-методический
комплект состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для обучающихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из
возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В
предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на
развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их
математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать,
обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять
их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены
специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие
познавательных процессов у младших школьников.
В процессе выполнения каждого задания происходит
развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на
каком-то одном из них. Учитывая это, все
задания условно можно разбить на несколько групп:
-задания на развитие внимания;
-задания на развитие памяти;
-задания на совершенствование воображения;
-задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания. К заданиям этой
группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие
произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и
распределения. Выполнение заданий подобного типа
способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение
целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а
иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий
путь, решая двух – трехходовые задачи.
Задания, развивающие память. В рабочие тетради
включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной
памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и
применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких
занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные
термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и
слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и
наблюдательность, закладывается основа для
рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование
воображения. Развитие
воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера
-дорисовывание несложных композиций из геометрических
тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного
рисунка;
-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
-складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны
буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором
идет речь) и число граммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление. Приоритетным
направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой
целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном
детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить
доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и
правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать
различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать
связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются
задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими
предписаниями.
III. Календарно - тематическое планирование
№ п\п |
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Примечание |
|
|
I четверть- 8 час. |
|
|
|
|
1 |
1 |
Выявление уровня развития познавательных процессов в начале учебного года. |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
Упражнения на развитие концентрации внимания. Антонимы. Решение нестандартных задач. |
1 |
|
|
|
3 |
3 |
Тренируем внимание. Исправь пословицы. Решение нестандартных задач. |
1 |
|
|
|
4 |
4 |
Развитие слуховой памяти. «Расшифруй слово». Антонимы. |
1 |
|
|
|
5 |
5 |
Упражнения на развитие зрительной памяти. Найди отличия. Синонимы. Решение нестандартных задач. |
1 |
|
|
|
6 |
6 |
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Анаграммы. |
1 |
|
|
|
7 |
7 |
Совершенствование воображения. Ребусы. Задания со спичками. |
1 |
|
|
|
8 |
8 |
Итоговое занятие. Конкурс эрудитов № 1. |
1 |
|
|
|
|
|
II четверть – 8 час. |
|
|
|
|
9 |
1 |
Развитие быстроты реакции. Синонимы. Порядок усиления действия. Решение нестандартных задач. |
1 |
|
|
|
10 |
2 |
Развитие внимания. Решение нестандартных задач. |
1 |
|
|
|
11 |
3 |
Упражнения на развитие слуховой памяти. Фразеологизмы. Решение логических задач. |
1 |
|
|
|
12 |
4 |
Тренировка зрительной памяти. «Поправь иностранца». Фразеологизмы и их значение. |
1 |
|
|
|
13 |
5 |
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. «Магический квадрат». Анаграммы. |
1 |
|
|
|
14 |
6 |
Развитие воображения. Изографы. Ребусы. Задания со спичками. |
1 |
|
|
|
15 |
7 |
Упражнения на развитие быстроты реакции. Фразеологизмы и их значение. Решение нестандартных задач. |
1 |
|
|
|
16 |
8 |
Итоговое занятие. Конкурс эрудитов № 2. |
1 |
|
|
|
|
|
III четверть –9 час. |
|
|
|
|
17 |
1 |
Тренировка внимания. Найди окончание фразы. Решение нестандартных задач. |
1 |
|
|
|
18 |
2 |
Развитие слуховой памяти. Антонимы в пословицах. Фразеологизмы. |
1 |
|
|
|
19 |
3 |
Упражнение на развитие зрительной памяти. Смысловые закономерности. Фразеологизмы в предложениях. |
1 |
|
|
|
20 |
4 |
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Слова играют в прятки. |
1 |
|
|
|
21 |
5 |
Совершенствование воображения. Развитие пространственного представления. Изографы. Ребусы. |
1 |
|
|
|
22 |
6 |
Развитие быстроты реакции. Чайнворд. Решение нестандартных задач. |
1 |
|
|
|
23 |
7 |
Развитие концентрации внимания. Числовые ребусы. Фразеологизмы. |
1 |
|
|
|
24 |
8 |
Упражнения на развитие внимания. Фразеологизмы – синонимы. «Вычисли слово». |
1 |
|
|
|
25 |
9 |
Итоговое занятие. Конкурс эрудитов № 3. |
1 |
|
|
|
|
|
IV четверть – 8 час. |
|
|
|
|
26 |
1 |
Поиск закономерностей. Анаграммы. Решение логических задач. |
1 |
|
|
|
27 |
2 |
Упражнения на развитие воображения. Изографы. Числографы. Ребусы. Задания со спичками. |
1 |
|
|
|
28 |
3 |
Развитие быстроты реакции. Задания на расшифровку. Фразеологизмы – синонимы. |
1 |
|
|
|
29 |
4 |
Упражнения на развитие концентрации внимания. Фразеологизм и его значение. Решение нестандартных задач. |
1 |
|
|
|
30 |
5 |
Развитие внимания. Фразеологизмы – синонимы. Решение нестандартных задач. |
1 |
|
|
|
31 |
6 |
Развитие слуховой памяти. Пословицы и поговорки. «Исправь ошибки». Магические квадраты. |
1 |
|
|
|
32 |
7 |
Упражнения на развитие зрительной памяти. Фразеологизмы – антонимы. Решение нестандартных задач. Фразеологизмы – синонимы. |
1 |
|
|
|
33 |
8 |
Промежуточная аттестация |
1 |
|
|
|
34 |
9 |
Итоговое занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
1 |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.