Программа по специальному курсу "Развития познавательных способностей" 3 класс
Оценка 4.9

Программа по специальному курсу "Развития познавательных способностей" 3 класс

Оценка 4.9
docx
20.02.2020
Программа по специальному курсу "Развития познавательных способностей" 3 класс
РПС.docx

НИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №3»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА

 

 

Рассмотрено

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № 1

от «   » августа 2019 г.

_________ И.В.Деденёва

Согласовано

зам. директора по УВР

Л.Ю.Скрынник

_________________

 

«    » августа 2019 г.

Утверждено

директор МБОУ «Лицей №3»

М.А. Аскарова

_________________

Приказ № ___

от «   » августа 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

 

 

для обучающихся  3 Б класса

 

Направление спецкурса «Общеинтеллектуальное»

 

 

Количество часов в неделю – 1, в год - 34

 

 

 

 

 

 

Разработала: Лещенко Е.А.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

2019 г.

I. Планируемые  результаты  освоения  учебного курса

 

Личностные результаты:

·         овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развива­ющемся мире;

·         развитие мотивов учебной деятельности;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информаци­онной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справед­ливости и свободе;

·         развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить решение в спорных ситуациях;

Метапредметные результаты:

·        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

·        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

·        использование знаково-символических средств представления информации для созда­ния моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

·        активное использование речевых средств и средств информационных и коммуника­ционных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

·        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познаватель­ными задачами и технологиями учебного предмета;

·        осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуни­кации и составление текстов в устной и письменной форме;

·        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, класси­фикации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных свя­зей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·        готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существо­вания различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

·        готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

·        овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

·         овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметными результатами изучения курса в 3-м классеявляются формирование следующих умений:

·         определять прямое и переносное значение слов;

·         образовывать родственные слова;

·         объяснять смысл пословиц;

·         подбирать синонимы, антонимы к словам, определять порядок усиления действия;

·          видеть и исправлять речевые ошибки в предложениях;

·         объяснять значение фразеологизмов, использовать их в предложениях, подбирать фразеологизмы – синонимы и фразеологизмы – антонимы;

·         знать нумерацию чисел до 100, считать от 1 до 100, выполнять арифметические действия с числами в пределах 100;

·         решать задачи на логику, моделировать условие, составлять таблицу;

·         решать нестандартные задачи, оформлять решение в виде таблицы, схемы, записывать по действиям;

·         заполнять магические квадраты размером 3×3, магические треугольники;

·         находить закономерность в расположении фигур по значению 3-4  признаков;

·         объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;

·         решать числовые головоломки, арифметические и буквенные ребусы.

 

II. Содержание учебного курса

Для проведения занятий разработано учебно-методический комплект состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для обучающихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы  с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
-задания на развитие внимания;
-задания на развитие памяти;
-задания на совершенствование воображения;
-задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух – трехходовые задачи.
Задания, развивающие память. В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера
-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
-складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и число граммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление. Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями.

III. Календарно - тематическое планирование

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

 

 

I четверть- 8 час.

 

 

 

 

1

1

Выявление уровня развития познавательных процессов в начале учебного года.

1

 

 

 

2

2

Упражнения на развитие концентрации внимания. Антонимы. Решение нестандартных задач.

1

 

 

 

3

3

Тренируем внимание. Исправь пословицы. Решение нестандартных задач.

1

 

 

 

4

4

Развитие слуховой памяти. «Расшифруй слово». Антонимы.

1

 

 

 

5

5

Упражнения на развитие зрительной памяти. Найди отличия. Синонимы. Решение нестандартных задач.

1

 

 

 

6

6

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Анаграммы.

1

 

 

 

7

7

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания со спичками.

1

 

 

 

8

8

Итоговое занятие. Конкурс эрудитов № 1.

1

 

 

 

 

 

II четверть – 8 час.

 

 

 

 

9

1

Развитие быстроты реакции. Синонимы. Порядок усиления действия. Решение нестандартных задач.

1

 

 

 

10

2

Развитие внимания. Решение нестандартных задач.

1

 

 

 

11

3

Упражнения на развитие слуховой памяти. Фразеологизмы. Решение логических задач.

1

 

 

 

12

4

Тренировка зрительной памяти. «Поправь иностранца». Фразеологизмы и их значение.

1

 

 

 

13

5

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. «Магический квадрат». Анаграммы.

1

 

 

 

14

6

Развитие воображения. Изографы. Ребусы. Задания со спичками.

1

 

 

 

15

7

Упражнения на развитие быстроты реакции. Фразеологизмы и их значение. Решение нестандартных задач.

1

 

 

 

16

8

Итоговое занятие. Конкурс эрудитов № 2.

1

 

 

 

 

 

III четверть –9 час.

 

 

 

 

17

1

Тренировка  внимания. Найди окончание фразы. Решение нестандартных задач.

1

 

 

 

18

2

Развитие слуховой памяти. Антонимы в пословицах. Фразеологизмы.

1

 

 

 

19

3

Упражнение на развитие зрительной памяти. Смысловые закономерности. Фразеологизмы в предложениях.

1

 

 

 

20

4

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Слова играют в прятки.

1

 

 

 

21

5

Совершенствование воображения. Развитие пространственного представления. Изографы. Ребусы.

1

 

 

 

22

6

Развитие быстроты реакции. Чайнворд. Решение нестандартных задач.

1

 

 

 

23

7

Развитие концентрации внимания. Числовые ребусы. Фразеологизмы. 

1

 

 

 

24

8

Упражнения на развитие внимания. Фразеологизмы – синонимы. «Вычисли слово».

1

 

 

 

25

9

Итоговое занятие. Конкурс эрудитов № 3.

1

 

 

 

 

 

IV четверть – 8 час.

 

 

 

 

26

1

Поиск закономерностей. Анаграммы. Решение логических задач.

1

 

 

 

27

2

Упражнения на развитие воображения. Изографы. Числографы. Ребусы. Задания со спичками.

1

 

 

 

28

3

Развитие быстроты реакции. Задания на расшифровку. Фразеологизмы – синонимы.

1

 

 

 

29

4

Упражнения на развитие концентрации внимания. Фразеологизм и его значение. Решение нестандартных задач.

1

 

 

 

30

5

Развитие внимания. Фразеологизмы – синонимы. Решение нестандартных задач.

1

 

 

 

31

6

Развитие слуховой памяти. Пословицы и поговорки. «Исправь ошибки».  Магические квадраты.

1

 

 

 

32

7

Упражнения на развитие зрительной памяти. Фразеологизмы – антонимы. Решение нестандартных задач. Фразеологизмы – синонимы.

1

 

 

 

33

8

Промежуточная аттестация

1

 

 

 

34

9

Итоговое занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

НИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

НИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

I . Планируемые результаты освоения учебного курса

I . Планируемые результаты освоения учебного курса

II . Содержание учебного курса

II . Содержание учебного курса

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и число граммы (предмет изображен с…

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и число граммы (предмет изображен с…

II четверть – 8 час. 91

II четверть – 8 час. 91

Числовые ребусы. Фразеологизмы

Числовые ребусы. Фразеологизмы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020