Программа по технологии ФГОС 5-8 класс
Оценка 4.9

Программа по технологии ФГОС 5-8 класс

Оценка 4.9
doc
09.02.2022
Программа по технологии ФГОС 5-8 класс
программа по технологии ФГОС 2021-2022.doc

Приложение к ООП ООО ФГОС

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа «Родник»

(МКОУ «Детский дом-школа «Родник»)

 

 

 


 


Принято

 

 

Педагогическим советом

Протокол №  6

От 31.05.2021г

 

 

 

 

Согласовано

 

Заместитель директора по УВР  МКОУ«Детский дом-школа «Родник»

___________Челбогашева Л.Д.

26.08.2021г

 

 

 

Утверждено

 

Директор МКОУ «Детский дом-школа «Родник»

__________М.А.Кримськая

Приказ № 79а

от 26.08.2021г

 


 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«Технология»

5-8 классы

 

Предметная область: технология

Срок реализации: 4 года

 

          Количество часов:

5  класс  - 68 часов (34 учебных недели - по 2 часа в неделю)

6  класс  - 68 часов (34 учебных недели - по 2 часа в неделю)

7  класс  - 68 часов (34 учебных недели - по 2 часа в неделю)

8  класс  - 34 часов (34 учебных недели - по 1 часу в неделю)

 

Всего:  238 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Таштагол, 2021г.



Планируемые результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль 3 своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Предметные результаты:

1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, 4 их востребованности на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы (мальчики)

5 класс

 

Основы аграрной технологии. Осенний период.

Теоретические сведения. Овладение безопасными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками. Правила безопасного и рацио­нального труда в растениеводстве. Обработка почвы с использованием  необходимого обору­дования и инструментов. Подготовка почвы к зимнему периоду.

Практические работы. Выполнять самостоятельно очистку поверхности земли с соблюдением правил техники безопасности. Работа с разным сельскохозяйственным инвентарем.

 

Информационные технологии.

Теоретические сведения. Знакомство с текстовым и графическим редактором. Получение опыта работы с ЭВМ.

Практическая  работа. Набирать  и редактировать текст, получать и хранить твердые копии текста, создавать простые рисунки.

 

Технология создания изделий из древесины.

Теоретические сведения. Правила безопасности труда. Сведения по материаловедению. Элементы графической грамоты. Ознакомление с конструкционным материалом, с основными элементами графической грамоты; развитие технического мышления, пространственного воображения. Разметка, пиление. Освоение техники и приемов экономичной разметки и пиления заготовок; овладение безопасными приемами труда; овладение общетрудовыми  и специальными умениями; включение учащихся в разнообразные виды технологической деятельности. Т/б при работе с режущим инструментом.  Приспособления  для разметки и пиления.

Практическая  работа. Самостоятельно выполнить разметку, распилить заготовку с соблюдением т/б.

 

Элементы машиноведения.

Теоретические сведения. Понятие о машине и механизме, составные части машин. Графическое изображение механизмов передач. Устройство и управление сверлильным станком. Т\Б при работе. Ознакомление с устройством, управлением сверлильного станка и принципом его работы; овладение безопасными приемами труда; воспитание бережного отношения к оборудованию.

Практическая работа. Дать определение изделия, детали, машины, механизма. Перечислить составные части машин, назвать их назначение.

 

Технология обработки древесины.

Теоретические сведения. Этапы выполнения творческого проекта. Тематика творческих проектов. Инструктаж по правилам техники безопасности. Усвоение технологии зачистки и полирования поверхностей; формирование умений и навыков в сборке изделий; владение различными способами действий. Отделка и соединение деталей. Развитие технического мышления, пространственного воображения; получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в практической деятельности. Усвоение технологии приемов выжигания, лакирования и окрашивания. Освоение приемов строгания, уяснение правил безопасности труда при выполнении  операции.

Практическая работа. Перечислить виды строгального инструмента. Выполнить строгание в соответствии с чертежом.

 

Проектирование и изготовление изделий.

Теоретические сведения. Ознакомление с понятием творческого проекта, с этапами его выполнения. Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования. Выполнение экономического расчета,  получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной проектной деятельности.

Практическая работа. Выполнить оценку затрат на изготовление продукта и возможности его реализации на рынке товаров и услуг.

 

Технология ведения дома.

Теоретические сведения. Знакомство с интерьером  жилых помещений и их комфортности. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Удаление загрязнений с одежды бытовыми средствами. Выбор и использование современных средств ухода за обувью.

Практическая работа. Нарисовать интерьер квартиры.

 

Основы аграрной технологии. Весенний период.

Теоретические сведения. Знакомство с земляными работами в весенний период. Т/б при работе  с сельскохозяйственным инвентарем. Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание. Особенности подготовки почвы к высадке рассады цветочных растений. Высадка рассады в почву. Уход за ней. Уход за растениями: рыхление почвы, прореживание, прополка, полив.

Практическая работа. Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание. Особенности подготовки почвы к высадке рассады цветочных растений. Высадка рассады в почву. Уход за ней. Уход за растениями: рыхление почвы, прореживание, прополка, полив.

 

6 класс

 

Основы аграрной технологии. Осенний период.

Теоретические сведения. Овладение безопасными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками. Правила безопасного и рацио­нального труда в растениеводстве. Обработка почвы с использованием  необходимого обору­дования и инструментов. Подготовка почвы к зимнему периоду.

Практические работы. Выполнять самостоятельно очистку поверхности земли с соблюдением правил техники безопасности. Работа с разным сельскохозяйственным инвентарем.

 

Создание изделий из древесины.

Теоретические сведения. Заготовка древесины. Механизация заготовительных работ. Профессии, связанные с заготовкой. Пороки древесины, трещины, свилеватость, косослой, сучки, гниль. Древесные материалы. Свойства древесины. Физические свойства: плотность, влажность. Механические свойства: твердость, упругость, прочность. Сушка древесины. Чертежи деталей из древесины. Линии чертежа. Условные обозначения. Соединение брусков внакладку(вполдерева):ступенчатые и врезкой. Технология соединения брусков из древесины. Шкант. Правила безопасной работы. Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Токарный станок назначение и виды. Устройство токарного станка по обработке древесины.

Практические работы. Выполнение  эскиза изделия из древесины. Свойства разных пород деревьев. Правила техники безопасности.

 

Элементы машиноведения.

Теоретические сведения. Понятие о машине и механизме, составные части машин. Графическое изображение механизмов передач. Устройство и управление сверлильным станком. Т\Б при работе. Ознакомление с устройством, управлением сверлильного станка и принципом его работы; овладение безопасными приемами труда; воспитание бережного отношения к оборудованию.

Практическая работа. Дать определение изделия, детали, машины, механизма. Перечислить составные части машин, назвать их назначение.

 

Технология обработки древесины.

Теоретические сведения. Заготовка древесины. Механизация заготовительных работ. Профессии, связанные с заготовкой. Пороки древесины, трещины, свилеватость, косослой, сучки, гниль. Древесные материалы. Свойства древесины. Физические свойства: плотность, влажность. Механические свойства: твердость, упругость, прочность. Сушка древесины. Чертежи деталей из древесины. Линии чертежа. Условные обозначения. Соединение брусков внакладку(вполдерева):ступенчатые и врезкой. Технология соединения брусков из древесины. Шкант. Правила безопасной работы. Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Токарный станок назначение и виды. Устройство токарного станка по обработке древесины.

Практические работы. Выполнение  эскиза изделия из древесины. Свойства разных пород деревьев. Правила техники безопасности.

 

Создание изделий из металлов.

Теоретические сведения. Т.Б. при работе с металлом. Основные свойства металлов. Разметка, правка, резка, рубка, опиливание металла. Мир профессий (металлургия). Художественная обработка металла. Сверление. Гибка, клетка металла. Сборка и отделка изделия. Классификация сталей, нарезание наружной и внутренней крепежной резьбы.

Практические работы. Т.Б. при работе с металлом. Основные свойства металлов. Нарезание наружной и внутренней крепежной резьбы.

 

Проектная деятельность. Черчение и графика.

Теоретические сведения. Техническая эстетика изделий. Основные требования к проектированию. Элементы конструирования. Экономические расчеты. Изготовление деталей изделия.

Практические работы. Изготовление чертежа изделия.

 

Технология ведения дома

Теоретические сведения. Ремонт сантехнического оборудования. Т.Б. при работах.

Практические работы. Перечислить сантехническое оборудование. Т.Б при работах.

                                                                       

Основы аграрной технологии. Весенний период.

Теоретические сведения.  Знакомство с земляными работами в весенний период. Т/б при работе  с сельскохозяйственным инвентарем. Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание. Особенности подготовки почвы к высадке рассады цветочных растений. Высадка рассады в почву. Уход за ней. Уход за растениями: рыхление почвы, прореживание, прополка, полив.

Практическая работа. Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание. Особенности подготовки почвы к высадке рассады цветочных растений. Высадка рассады в почву. Уход за ней. Уход за растениями: рыхление почвы, прореживание, прополка, полив.

 

7 класс

 

Этика приусадебного участка.

Теоретические сведения. Т.Б. при выполнении сельхоз.работ. Плодоводство. Размножение растений. Посадка плодовых растений. Мир профессий (сельскохозяйственная отрасль). Посадка плодовых растений. Уход за плодовыми растениями, обрезка кустарников.

Практические работы. Т.Б. при выполнении сельхоз. работ. Посадка плодовых растений. Мир профессий (сельскохозяйственная отрасль).

 

Технология обработки древесины.

Теоретические сведения. Заготовка древесины. Механизация заготовительных работ. Профессии, связанные с заготовкой. Пороки древесины, трещины, свилеватость, косослой, сучки, гниль. Древесные материалы. Свойства древесины. Физические свойства: плотность, влажность. Механические свойства: твердость, упругость, прочность. Сушка древесины. Чертежи деталей из древесины. Линии чертежа. Условные обозначения. Соединение брусков внакладку(вполдерева):ступенчатые и врезкой. Технология соединения брусков из древесины. Шкант. Правила безопасной работы. Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Токарный станок назначение и виды. Устройство токарного станка по обработке древесины.

Практические работы. Правила техники безопасности. Соединение деталей шкантами, нагелями и шурупами.

 

Технология обработки металла.

Теоретические сведения. Т.Б. при работе с металлом. Основные свойства металлов. Разметка, правка, резка, рубка, опиливание металла. Мир профессий (металлургия). Художественная обработка металла. Сверление. Гибка, клетка металла. Сборка и отделка изделия. Классификация сталей, нарезание наружной и внутренней крепежной резьбы. Сталь, ее виды и свойства. Термическая обработка стали. Назначение и устройство настольного горизонтально-фрезерного станка.

Практические работы. Т.Б. при работе с металлом. Основные свойства металлов. Сталь, ее виды и свойства. Термическая обработка стали.

 

Культура дома (ремонтно-строительные работы). 

Теоретические сведения. Основы технологии  оклейки помещений обоями. Мир профессий (строительные профессии). Малярные и плиточные работы. Т.б при строительных работах.

Практические работы. Технология  оклейки помещений обоями. Т.б при строительных работах.

 

Творческий проект.

Теоретические сведения. Техническая эстетика изделий. Основные требования к проектированию. Элементы конструирования. Экономические расчеты. Изготовление деталей изделия.

Практические работы. Изготовление чертежа изделия.

 

Эстетика приусадебного хозяйства.

Теоретические сведения.  Знакомство с земляными работами в весенний период. Т/б при работе  с сельскохозяйственным инвентарем. Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание. Особенности подготовки почвы к высадке рассады цветочных растений. Высадка рассады в почву. Уход за ней. Уход за растениями: рыхление почвы, прореживание, прополка, полив.

Практическая работа. Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание. Особенности подготовки почвы к высадке рассады цветочных растений. Высадка рассады в почву. Уход за ней. Уход за растениями: рыхление почвы, прореживание, прополка, полив.

 

8 класс

 

Домашняя экономика и основы предпринимательства.

 

Теоретические сведения. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности. Потребительская корзина одного человека и членов семьи.

Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи.

Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупки. Способы защиты прав потребителей. Знакомство с торговыми символами, штрих кодами в городе Таштагол.

Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.

Практические работы.

Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Анализ потребностей членов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учётом её состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг в целях минимизации расходов в бюджете семьи.

Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Изучение отдельных положений законодательства по правам потребителей.

Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов и услуг, примерная оценка доходности предприятия.

 

Профессиональное самоопределение.

 

Сферы производства и разделение труда

Теоретические сведения. 

Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия.

Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника. Знакомство с профессиями в городе Таштаголе. Просмотр видео ролика «Все профессии хороши, все профессии важны».

Практические работы.

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия.

Анализ структуры предприятия и профессионального разделения труда.

 

Профессиональное образование и профессиональная карьера

Теоретические сведения. 

Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы индустриального производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда.

Классификация профессий. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной деятельности. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения.

Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Профессиограмма и психограмма профессии. Выбор по справочнику профессионального учебного заведения, характеристика условий поступления в него и обучения там.

Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.

Здоровье и выбор профессии.

Практические работы.

Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда.

Поиск информации в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства. Составление плана физической подготовки к предполагаемой профессии.

 

Технология электрических работ.

 

Теоретические сведения. 

Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту. Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Электрическая и индукционная плиты на кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.

Отопительные электроприборы. Назначение, устройство, правила эксплуатации рефлектора, воздухонагревателя, масляного обогревателя (радиатора). Экономия электроэнергии при пользовании отопительными приборами. Знакомство с магазинами в городе Таштаголе по продажи бытовых и нагревательных приборов.

Электрический ток и его использование. Поиск усовершенствования бытовых приборов. Электротехника. Электрический ток. Потребители и источники электроэнергии. Электроизмерительные приборы. Правила безопасности при электротехнических работах. Электроосветительные приборы. Бытовые электронагревательные приборы. Цифровые приборы

Практические работы.

Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. Определение стоимости электроэнергии за месяц, с учетом подключенных приборов и их мощности. Разработка плаката по электробезопасности.

 

Культура дома.

Экология жилища

Теоретические сведения. 

Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища. Знакомство со строительством  домов в городе Таштаголе. Просмотр видео фильма « Строим дом».

Практические работы.

Ознакомление с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении.

Ознакомление с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде).

Изучение конструкции водопроводных смесителей.

Водоснабжение и канализация в доме

Теоретические сведения. 

Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.

Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхода и стоимости расхода воды.

Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.

Практические работы.

Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Определение расхода и стоимости горячей и холодной воды за месяц.

 

Проект.

 

Теоретические сведения. 

Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта.

Практические работы.

Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных.

Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием ПК.

Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации.

Варианты творческих проектов: «Семейный бюджет», «Бизнес-план семейного предприятия», «Дом будущего», «Мой профессиональный выбор».

 

Эстетика приусадебного хозяйства.

Теоретические сведения.  Знакомство с земляными работами в весенний период. Т/б при работе  с сельскохозяйственным инвентарем. Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывании. Особенности подготовки почвы к высадке рассады цветочных растений. Высадка рассады в почву. Уход за ней. Уход за растениями: рыхление почвы, прореживание, прополка, полив.

Практическая работа. Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание. Особенности подготовки почвы к высадке рассады цветочных растений. Высадка рассады в почву. Уход за ней. Уход за растениями: рыхление почвы, прореживание, прополка, полив.

 

Содержание программы (девочки)

5 класс

 

Основы аграрной технологии. Осенний период.

Теоретические сведения.

Правила безопасной работы на пришкольном участке. Правила безопасной работы с сельскохозяйственным инвентарем. Запуск творческого проекта. Этапы выполнения проекта. Сельское хозяйство и его структура. Растениеводство и животноводство. Направления растениеводства. Селекция. Продолжительность жизни сельскохозяйственных растений.

Многообразие культурных растений. Отрасли растениеводства Понятие о значении культурных растений в жизнедеятельности человека. История окультуривания растений. Классификация культурных растений.

Культурные растения: садовые, полевые, луговые, овощные (заполнение таблицы).

Условия и приемы выращивания культурных растений. Режимы: световой режим, тепловой режим, воздушно-газовый режим, питательные вещества, вода. Виды растений по отношению к воде.

Приемы выращивания культурных растений. Агротехника. Биотехнологии. Генная инженерия. Полевой опыт. Профессии, связанные с выращиванием культурных растений - селекционер, агроном, фермер, тракторист-машинист, механизатор; полевод, овощевод, садовод.

Правила защиты проекта. Достоинства и недостатки проекта по предложенным критериям.

Практические работы.

Проект «Мое любимое комнатное растение». Продолжительность жизни сельскохозяйственных растений. Определение вида растения по отношению к воде. Защита проекта «Мое любимое комнатное растение»

 

Оформление интерьера.

 

Интерьер кухни, столовой

Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.

Практические работы.

Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.

Бытовые  электроприборы

Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах: эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.

Практические работы.

Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника

 

Кулинария.

 

Санитария и гигиена на кухне

Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.

Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.

Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, кухонным инвентарём. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

Практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Физиология питания

Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.

Практические работы. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.

Практические работы. Определение качества питьевой воды.

 

Бутерброды и горячие напитки

Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Практические работы.

Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества. Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.

 

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.

Практические работы.

Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустация блюд. Оценка качества.

 

Блюда из овощей и фруктов

Теоретические сведенияПищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.

Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.

Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, при пускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Практические работы.

Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов. Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов. Дегустация блюд. Оценка качества.

 

Блюда из яиц

Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд

Практические работы.

Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.

 

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Практические работы.

Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.

 

Создание изделий из текстильных материалов. Черчение и графика.

 

Свойства текстильных материалов

Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.

Практические работы.

Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.

Сравнительный анализ прочности окраски тканей. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.

 

Конструирование швейных изделий  

Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.

Практические работы.

Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Швейная машина  

Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Практические работы.

Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками. Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка. Упражнение в выполнении закрепок.

 

Технология изготовления швейных изделий

Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.

        Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.

        Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания - ручное обмётывание; временное соединение деталей - смётывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание (с открытым и закрытым срезами).

Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания - машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.

        Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

        Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).

        Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.

Практические работы.

Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Проведение влажно-тепловых работ.Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

 

Художественные ремёсла.

 

Декоративно-прикладное искусство

Теоретические сведения. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.

Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Практические работы.

Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.

Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.

Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.

Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.

Практические работы.

Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация. Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.

 

Лоскутное шитьё

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.

Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.

Практические работы.

Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.

 

Основы аграрной технологии. Весенний период.

 

Теоретические сведения. Правила безопасной работы на пришкольном участке. Правила безопасной работы с сельскохозяйственным инвентарем.  Технология вегетативного размножения растений. Технология размножения отводками (плющ, смородина). Технология размножения черенками (герань, роза). Технология размножения прививкой и культурой тканей.

Понятие дикорастущие растения. Их использование. Понятие лекарственные растения. Фитотерапия. Профессии, связанные с лекарственными растениями. Блюда с лекарственными растениями.

Области использования животных. Зоотехника как наука о животных. Отрасли животноводства. Селекция. Порода. Животноводческие фермы. Устройство животноводческих ферм. Профессии, связанные с животноводством.

Практические работы.

Технология размножения отводками (плющ).  Размножение черенками (герань). Составление схемы технологии вегетативного размножения растений. Съедобные дикорастущие растения.

 

6 класс

 

Основы аграрной технологии. Осенний период.

 

Теоретические сведения. 

Технология уборки урожая. Технология хранения и переработки овощей и фруктов (консервирование, пастеризация, стерелизация, сушка,  варка с сахаром, квашение, мочение, замораживание, хранение в овощехранилищах).

Знакомство с сельскохозяйственными растениями. Птицевод, кроликовод,  селекционер и др.

Технология получения семян культурных растений. Семеноводство. Семенной материал. Правила безопасной работы на пришкольном участке. Правила безопасной работы с сельскохозяйственным инвентарем.

Характеристика сбора семян. Хранение семян.

Содержание домашних животных. Птицеводство. Породы кур. Способы содержания домашних кур. Условия для выращивания кур.

Содержание кур в клетках. Выгульное содержание кур. Выполнение заданий из рабочей тетради.

Оборудование помещений для животных. Кролиководство. Породы кроликов. Способы содержания кроликов (клеточное, шедовое, вольерное, выгульное). Оборудование клеток. Вольер. Карантин. Вакцинация.

Обобщение и закрепление знаний по курсу «Аграрной технологии. Осенний период» в 6 классе. Выполнение тестовых заданий.

Практические работы. Получение семян овощных культур

 

Интерьер жилого дома.

Теоретические сведения. 

Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка.

Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.

Практические работы.

Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола. Изготовление макета оформления окон.

Комнатные растения в интерьере

Теоретические сведения. 

Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Приемы их размещения в интерьере: одиночные растения, композиция  из горшечных растений, комнатный садик, террариум.

Требования растений к окружающим условиям. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения. Разновидности комнатных растений: декоративнолистные, декоративноцветущие  комнатные, декоративноцветущие горшечные, кактусы и суккуленты. Виды растений по внешним данным: злаковидные, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные, шарообразные и кустистые растения.

Технологии выращивания комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещения. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатного растения Технологии выращивания цветов без почвы: гидропоника, на субстратах, аэропоника. Профессия садовник.

Практические работы.

 Перевалка (пересадка) комнатных растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.

 

Кулинария.

 

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

Теоретические сведения. 

Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов.

Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы.

Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд.

Практические работы.

Определение свежести рыбы. Приготовление блюда из рыбы. Определение качества термической обработки рыбных блюд. Приготовление блюд из морепродуктов.

Блюда из мяса

Теоретические сведения. 

Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Сани тарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса.

Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.

Практические работы.

Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов. Приготовление блюда из мяса.

Блюда из птицы  

Теоретические сведения.

Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке птицы.

Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу.

Практические работы. Приготовление блюда из птицы.

Заправочные супы

Теоретические сведения.

Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов. Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу.

Практические работы. Приготовление заправочного супа.

Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду

Теоретические сведения

Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Практические работы.

Составление меню обеда. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду. Определение калорийности блюд.

 

Создание изделий из текстильных материалов. Черчение и графика.

 

Свойства текстильных материалов  

Теоретические сведения. 

Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон.

Практические работы.

Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.

Конструирование швейных изделий  

Теоретические сведения. 

Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Практические работы.

Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом в натуральную величину (проектное изделие).

Моделирование швейных изделий

Теоретические сведения. 

Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму.

Практические работы.

Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Швейная машина

Теоретические сведения. 

Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильным натяжением ниток. Дефекты машинной строчки: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Приспособления к швейным машинам. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины. Подготовка выкройки к раскрою.

Практические работы.

Устранение дефектов машинной строчки. Применение приспособлений к швейной машине. Выполнение прорезных петель. Пришивание пуговицы.

Технология изготовления швейных изделий

Теоретические сведения. 

Технология изготовления плечевого швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки вы кроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иголками и булавками.

Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы утюгом.

Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью  прямых копировальных стежков.

Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной - примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв - вымётывание.

Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной - притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием.

Классификация машинных швов: соединительные (обтачной с расположением шва на сгибе и в кант). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом — мягкого пояса, бретелей.

Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки.

Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки среднего шва с застёжкой и разрезом, плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка застёжки подбортом. Обработка боковых швов. Соединение лифа с юбкой. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия. Профессия технолог - конструктор.

Практические работы.

Раскрой швейного изделия. Дублирование деталей клеевой прокладкой. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Обработка мелких деталей проектного изделия. Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки проектного изделия. Обработка среднего шва спинки, плечевых и нижних срезов рукавов; горловины и застёжки проектного изделия; боковых срезов и отрезного изделия; нижнего среза изделия. Окончательная обработка изделия.

 

Художественные ремёсла.

 

Вязание крючком

Теоретические сведения. 

Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия.

Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу.

Практические работы.

Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими способами. Выполнение плотного вязания по кругу.

Вязание спицами

Теоретические сведения. 

Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.

Практические работы.

Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями. Разработка схемы жаккардового узора на ПК.

 

Основы аграрной технологии. Весенний период.

Теоретические сведения. 

Запуск творческого проекта. Этапы выполнения проекта. Правила безопасной работы на пришкольном участке. Правила безопасной работы с сельскохозяйственным инвентарем.

Агрокультуры. Почва. Агротехнические приемы обработки: основная, предпосевная, послепосевная. Профессия: Тракторист-машинист.

Сортировка, прогревание, обеззараживание, закаливание, замачивание, проращивание семян, обработка стимуляторами роста, посев семян на бумаге. Профессия: овощевод.

Технология посева семян и посадки культурных растений. Рассадный способ. Безрассадный способ. Схема посева семян. Сельскохозяйственная техника для посадки (сеялка, рассадопосадочная машина).

Технология ухода за растениями в течение вегетационного периода: прополка, прореживание, окучивание, полив, рыхление, обработка от вредителей и болезней, подкормка.

Ручные инструменты и приспособления для ухода за растениями: набор садового инструмента (тяпки, лопаты, вилы, мотыга, мотыжка, грабли, лейка, опрыскиватель). Механизированный уход за растениями (междурядный овощной культиватор, капельное орошение)

Практические работы.

Запуск творческого проекта «Вырастим цветочные растения для школы». Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание.  Подготовка семян к посеву. Посев семян цветочных растений.  Уход за рассадой. Защита творческого проекта.

 

7 класс

 

Основы аграрной технологии. Осенний период.

 

Теоретические сведения. 

Классификация плодовых растений. Группы плодовых растений в соответствии со структурой надземной части (деревья, кустарники, полукустарники, травянистые растения). Семечковые, косточковые, ягодные, орехоплодные, субтропические культуры. Мир профессий. Сельскохозяйственная отрасль. Творческий проект «Профессии в плодоводстве». Выполнение тестовых заданий. Размножение и посадка плодовых и ягодных растений. Посадка ягодных растений. Обрезка ягодных кустарников. Хранение плодов и овощей.

Практические работы.

Уход за плодовыми деревьями. Посадка плодовых растений. Посадка ягодных  растений. Обрезка ягодных кустарников. Защита творческого проекта «Профессии в плодоводстве»

 

Интерьер жилого дома.

 

Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере

Теоретические сведения. 

Роль освещения в интерьере. Понятие о системе освещения жилого помещения. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп: накаливания, люминесцентные, галогенные, светодиодные. Особенности конструкции ламп, область применения, потребляемая электроэнергия, достоинства и недостатки.

Типы светильников: рассеянного и направленного освещения. Виды светильников: потолочные висячие, настенные, на стольные, напольные, встроенные, рельсовые, тросовые. Современные системы управления светом: выключатели, переключатели, диммеры. Комплексная система управления «умный дом». Типы освещения: общее, местное, направленное, декоративное, комбинированное.

Предметы искусства и коллекции в интерьере. Оформление и размещение картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере. Профессия дизайнер.

Практические работы.

Выполнение электронной презентации «Освещение жилого дома». Систематизация коллекции, книг.

 

Гигиена жилища

Теоретические сведения. 

Значение в жизни человека соблюдения и поддержания чистоты и порядка в жилом помещении. Виды уборки: ежедневная (сухая), еженедельная (влажная), генеральная. Их особенности и правила проведения. Современные натуральные и синтетические средства, применяемые при уходе за посудой, уборке помещения.

Практические работы.

Генеральная уборка кабинета технологии. Подбор моющих средств для уборки помещения.

 

Кулинария.

 

Блюда из молока и кисломолочных продуктов

Теоретические сведения. 

Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления творога в домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов. Профессия мастер производства молочной продукции.

Практические работы.

Определение качества молока и молочных продуктов. Приготовление молочного супа, молочной каши или блюда из творога.

 

Изделия из жидкого теста

Теоретические сведения. 

Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления теста и изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача их к столу.

Определение качества мёда органолептическими и лабораторными методами.

Практические работы.

Определение качества мёда. Приготовление изделий из жидкого теста.

 

Виды теста и выпечки

Теоретические сведения. 

Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлители теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста и формования мучных изделий. Электрические приборы для приготовления выпечки.

Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий. Виды изделий из них. Рецептура и технология приготовления пресного слоёного и песочного теста. Особенности выпечки изделий из них. Профессия кондитер.

Практические работы.

Приготовление изделий из пресного слоёного теста. Приготовление изделий из песочного теста.

 

Сладости, десерты, напитки

Теоретические сведения. 

Виды сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов. Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Профессия кондитер сахаристых изделий.

Практические работы.

Приготовление сладких блюд и напитков.

 

Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет

Теоретические сведения. 

Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Правила поведения за столом и пользования десертными приборами. Сладкий стол- фуршет. Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов с помощью ПК.

Практические работы.

Разработка меню. Приготовление блюд для праздничного сладкого стола. Сервировка сладкого стола.

Разработка приглашения на праздник с помощью ПК.

 

Создание изделий из текстильных материалов. Черчение и графика.

 

Свойства текстильных материалов  

Теоретические сведения. 

Классификация текстильных волокон животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.

Практические работы.

Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств.

 

Конструирование швейных изделий  

Теоретические сведения. 

Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки.

Практические работы.

Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки в натуральную величину.

 

Моделирование швейных изделий

Теоретические сведения. 

Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD и из Интернета.

Практические работы.

Моделирование юбки. Получение выкройки швейного изделия из журнала мод. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

 

Швейная машина   

Теоретические сведения. 

Уход за швейной машиной: чистка и смазка движущихся и вращающихся частей. Приспособления к швейной машине для потайного подшивания и окантовывания среза.

Практические работы.

Уход за швейной машиной: чистка и смазка. Выполнение потайного подшивания и окантовывания среза с помощью приспособлений к швейной машине.

 

Технология изготовления швейных изделий

Теоретические сведения. 

Технология изготовления поясного швейного изделия. Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой-корсажем.

Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайными стежками — подшивание.

Основные машинные операции: подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой. Классификация машинных швов: краевой окантовочный с закрытым срезом и с открытым срезом.

Технология обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом. Притачивание застёжки-молнии вручную и на швейной машине. Технология обработки односторонней, встречной и бантовой складок.

Подготовка и проведение примерки поясной одежды. Устранение дефектов после примерки.

Последовательность обработки поясного изделия после примерки. Технология обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия прямым притачным поясом. Вымётывание петли и пришивание пуговицы на поясе. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная чистка и влажно-тепловая обработка изделия.

Практические работы.

Раскрой проектного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Обработка среднего шва юбки с застёжкой-молнией. Обработка складок. Подготовка и проведение примерки поясного изделия. Обработка юбки после примерки: вытачек и боковых срезов, верхнего среза прямым притачным поясом, нижнего среза. Выполнение прорезной петли и пришивание пуговицы. Чистка изделия и окончательная влажно-тепловая обработка.

 

Художественные ремёсла.

Ручная роспись тканей

Теоретические сведения. 

Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник росписи по ткани.

Практические работы.

Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика.

Вышивание

Теоретические сведения. 

Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков.

Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование ПК в вышивке крестом.

Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Материалы и оборудование для вышивки гладью. Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок и рококо.

Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.

Практические работы.

Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми стежками. Выполнение образца вышивки в технике крест. Выполнение образцов вышивки гладью, французским узелком и рококо. Выполнение образца вышивки атласными лентами.

 

Основы аграрной технологии. Весенний период.

 

Теоретические сведения. 

Запуск творческого проекта. Этапы выполнения проекта. Правила безопасной работы на пришкольном участке. Правила безопасной работы с сельскохозяйственным инвентарем.

Многолетние и однолетние садовые растения. Эстетическое оформление фасада школы. Обустройство цветников. Рабатки. Бордюры. Посев и посадка цветочных культур. Рыхление почвы. Борьба с сорняками. Полив. Подкормка.

Практические работы.

Творческий проект «Аграрные профессии будущего». Выбор цветов для оформления фасада школы. Обустройство цветников. Посадка цветочных культур. Прополка клумб. Полив. Подкормка

 

8 класс

Семейная экономика.

 

Теоретические сведения. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности. Потребительская корзина одного человека и членов семьи.

Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи.

Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупки. Способы защиты прав потребителей.

Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.

Изучение экономики г.Таштагол.

Практические работы.

Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Анализ потребностей членов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учётом её состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг в целях минимизации расходов в бюджете семьи.

Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Изучение отдельных положений законодательства по правам потребителей.

Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов и услуг, примерная оценка доходности предприятия.

 

Культура дома.

Теоретические сведения. 

Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.

Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхода и стоимости расхода воды.

Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.

Практические работы.

Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Определение расхода и стоимости горячей и холодной воды за месяц.

 

Электротехника.

 

Теоретические сведения. 

Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту. Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Электрическая и индукционная плиты на кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.

Отопительные электроприборы. Назначение, устройство, правила эксплуатации рефлектора, воздухонагревателя, масляного обогревателя (радиатора). Экономия электроэнергии при пользовании отопительными приборами.

Электрический ток и его использование. Поиск усовершенствования бытовых приборов. Электротехника. Электрический ток. Потребители и источники электроэнергии. Электроизмерительные приборы. Правила безопасности при электротехнических работах. Электроосветительные приборы. Бытовые электронагревательные приборы. Цифровые приборы. Изучение энергоресурсов г.Таштагола.

Практические работы.

Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. Определение стоимости электроэнергии за месяц, с учетом подключенных приборов и их мощности.

 

Профессиональное самоопределение.

 

Теоретические сведения. 

Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы индустриального производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда.

Классификация профессий. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной деятельности. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения.

Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Профессиограмма и психограмма профессии. Выбор по справочнику профессионального учебного заведения, характеристика условий поступления в него и обучения там.

Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.

Здоровье и выбор профессии.

Практические работы.

Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда.

Поиск информации в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства. Составление плана физической подготовки к предполагаемой профессии.

 

Проект.

 

Теоретические сведения. 

Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта. Инновационные проекты г. Таштагола.

Практические работы.

Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных.

Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием ПК.

Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации.

Варианты творческих проектов: «Семейный бюджет», «Бизнес-план семейного предприятия», «Дом будущего», «Мой профессиональный выбор»

 

 

Тематическое планирование (мальчики)

5-8классы

 

№ п/п

Наименование разделов

Класс/количество часов

5

6

7

8

1

Основы аграрной технологии. Осенний период.

14

14

 

 

2

Информационные технологии.

2

 

 

3

Технология создания изделий из древесины.

6

6

 

 

4

Элементы машиноведения.

4

2

 

 

5

Технология обработки древесины.

14

8

20

 

6

Проектирование и изготовление изделий. Черчение и графика.

10

10

 

 

7

Технология ведения дома.

4

2

 

 

8

Основы аграрной технологии. Весенний период.

14

14

 

 

9

Эстетика приусадебного участка.       

 

 

12

 

10

Технология обработки  металла

 

12

18

 

11

Культура дома (ремонтно-строительные работы)

 

 

6

 

12

Творческий проект. 

 

 

8

9

13

Эстетика приусадебного участка.

 

 

4

 

14

Домашняя экономика и основы предпринимательства.

 

 

 

9

15

Профессиональное самоопределение.

 

 

 

7

16

Технология электрических работ.

 

 

 

4

17

Культура дома

 

 

 

5

 

ИТОГО

 68

68

68

34

 

Тематическое планирование (девочки)

5-8классы

 

№ п/п

Наименование разделов

Класс/количество

часов

5

6

7

8

1

Основы аграрной технологии. Осенний период.

10

10

10

 

2

Оформление интерьера.

2

4

4

 

3

Кулинария.

16

14

12

 

4

Создание изделий из текстильных материалов.

Черчение и графика.

22

22

22

 

5

Художественные ремесла.

8

10

12

 

6

Основы аграрной технологии. Весенний период.

10

8

8

 

7

Семейная экономика.

 

 

 

9

8

Культура дома

 

 

 

2

9

Электротехника

 

 

 

7

10

Профессиональное самоопределение.

 

 

 

8

11

Проект.

 

 

 

8

 

ИТОГО

68

68

68

34

 

 

 

 

 


Приложение к ООП ООО ФГОС Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа «Родник» (МКОУ «Детский дом-школа «Родник»)

Приложение к ООП ООО ФГОС Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа «Родник» (МКОУ «Детский дом-школа «Родник»)

Планируемые результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к

Планируемые результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к

ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; (в ред

ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; (в ред

Содержание программы (мальчики) 5 класс

Содержание программы (мальчики) 5 класс

Технология ведения дома. Теоретические сведения

Технология ведения дома. Теоретические сведения

Устройство токарного станка по обработке древесины

Устройство токарного станка по обработке древесины

Сверление. Гибка, клетка металла

Сверление. Гибка, клетка металла

Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда

Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда

Культура дома. Экология жилища

Культура дома. Экология жилища

Селекция. Продолжительность жизни сельскохозяйственных растений

Селекция. Продолжительность жизни сельскохозяйственных растений

Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать

Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать

Практические работы. Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов

Практические работы. Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов

Правила безопасной работы на швейной машине

Правила безопасной работы на швейной машине

Понятие орнамента. Символика в орнаменте

Понятие орнамента. Символика в орнаменте

Условия для выращивания кур.

Условия для выращивания кур.

Теоретические сведения. Значение мясных блюд в питании

Теоретические сведения. Значение мясных блюд в питании

Подготовка выкройки к раскрою.

Подготовка выкройки к раскрою.

Основные виды петель при вязании крючком

Основные виды петель при вязании крючком

Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере

Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере

Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий

Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий

Уход за швейной машиной: чистка и смазка движущихся и вращающихся частей

Уход за швейной машиной: чистка и смазка движущихся и вращающихся частей

Основы аграрной технологии. Весенний период

Основы аграрной технологии. Весенний период

Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту

Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту

Тематическое планирование (мальчики) 5-8классы № п/п

Тематическое планирование (мальчики) 5-8классы № п/п

Программа по технологии ФГОС 5-8 класс

Программа по технологии ФГОС 5-8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2022