Программа
по внеурочной деятельности
«Час здоровья»
Володин Д.С., учитель физической культуры
Болотов В.Н., инструктор по физической культуре
Пояснительная записка
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Час здоровья» осуществляется в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ (умственная отсталость) и рассматривается, как одна из ступеней к формированию культуры здоровья, а также является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. В связи с тем что обучающиеся центра имеют отклонения как в психическом так и физическом развитии этот час отводится на лечебную физическую культуру. На изучение программы «Час здоровья» в 1и 2 классе отводится по 1 часу в неделю, всего 34 часа.
Урок «Час здоровья» – использование комплекса средств физкультуры с профилактической, лечебной и реабилитационной целями. Характерная черта урока – его физиологичность и естественность для организма. Этим и объясняется эффективность применения его при различных заболеваниях и травмах.
Важная особенность данного занятия – активное участие самого ребенка в лечебно-восстановительном процессе. В уроке используется основная биологическая функция организма – движение, однако не движение вообще, а физическое упражнение как организованная форма движения. В организации лечения и реабилитации детей покой и движение не противопоставляются, а дополняют друг друга.
Одной из особенностей занятия является ее дозирование.
Цели.
1) Коррекционная:
способствовать восстановлению и совершенствованию нарушенных функций организма, его систем и органов.
2) Общая тренировка:
применять общеразвивающие упражнения для оздоровления и укрепления организма ребенка.
3) Специальная тренировка
восстанавливаь нарушенные в результате травмы или заболевания функции организма.
Задачи.
Оздоровительные -
а) Управление развитием физических способностей, что во многом предопределяет уровень адаптационных свойств физиологических систем организма умственно отсталых детей.
б) Формирование правильной осанки, отчего зависит не только внешний вид человека, но и оптимальное функционирование всех физиологических систем организма.
в) Достижение достаточного уровня работоспособности (мышечной и общей).
Образовательные –
заключаются в обучении двигательным действиям и в сообщении элементарных знаний в области физкультуры.
Детям сообщаются терминологические сведения, используемые при описании физических упражнений, школьники учатся выделять ведущее звено в объяснении техники выполнения упражнения.
Коррекционные -
направление и компенсация деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, и опорно-двигательный аппарат.
Вспомогательными коррекционными задачами являются: улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также других жизненно-важных систем организма, в деятельности которых имеются отклонения, нормализация тонуса мышц, улучшение подвижности суставов, улучшение мышечно-суставного чувства, формирование вестибулярных реакций, статистического и динамического равновесия, ориентирования в пространстве.
Особенностью метода «Час здоровья» является его естественно-биологическое содержание, т.к. в лечебных целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организму – функция движения. Она представляет собой биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма. Любой комплекс занятия включает человека в активное участие в лечебном процессе. «Час здоровья» является также методом функциональной терапии. Физические упражнения стимулирую функциональную деятельность всех основных систем организма, в итоге приводят к развитию функциональной адаптации ребенка. Физические упражнения, влияя на реактивность человека изменяют как общую реакцию, так и местное ее проявление.
Личностные результаты:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
У обучающегося будут сформированы:
· активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
· оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Предметные:
· формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья, физического развития и повышения работоспособности человека;
· овладение первоначальными умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка);
Учащиеся научатся:
· ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
· выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
· выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
· играть в подвижные игры;
· выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
· выполнять строевые упражнения;
Учащиеся получат возможность научиться:
· характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
· способам и особенностям движений и передвижений человека;
· изменять направления и скорость движения различными способам;
· составлению и соблюдению режима дня и соблюдению личной гигиены;
Формы
1) Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)
2) Лечебная гимнастика (ЛГ)
3) Комплекс специальных упражнений, в т.ч. дыхательных.
4) Массовые игры, в т.ч. ходьба, бег, плавание.
Основная из них – лечебная гимнастика. Ее проводят в индивидуальном групповом порядке.
Гимнастические упражнения классифицируются:
а) По анатомическому принципу – для определенных мышечных групп (кисти, стопы, грудная клетка).
б) По активности – пассивные и активные.
Постепенное нарастание физической нагрузки достигается путем изменения исходного положения (лежа, сидя, стоя, на боку и др.), подбора упражнений, усложнения упражнений, увеличения амплитуды движений, степени силового напряжения, темпа выполнения упражнений, в т.ч. дыхательных.
Каждая процедура ЛГ состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.
В вводном разделе используют простые упражнения, в основном для мелких и средних мышечных групп, ходьбу, дыхательные упражнения. Вводная часть составляет 15-20% времени. Упражнения способствуют врабатываемости, подготовке к основной части занятий.
Основной раздел состоит из общеразвивающих и специальных упражнений. Могут использоваться ходьба, игры, прикладные упражнения, упражнения с предметами, на тренажерах и пр. Основной раздел занимает 65-70% времени.
Заключительный раздел характеризуется снижением общефизиологической нагрузки за счет использования дыхательных упражнений, ходьбы, упражнения на расслабление и пр. Занимает 10-20% времени.
Средства
Их можно дифференцировать на 2 группы:
1) Средства общего педагогического воздействия, которые применяются и на других школьных уроках: слово, средство наглядности и личный пример учителя.
2) Средства физического воспитания
а) Физические упражнения, которые делят на следующие: гимнастические (общеразвивающие и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах); спортивно-прикладные (ходьба, бег, бросание мячей, прыжки, плавание, ходьба на лыжах и др.); игры (малоподвижные, подвижные и спортивные).
б) Оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода).
в) Гигиенические факторы (обтирания, обливания, души, ванны, сауна).
Гимнастические упражнения
Выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т.д.
Пассивные упражнения – выполняются учителем физической культуры. Пассивные движения характеризуются отсутствием волевого усилия или мышечного напряжения и применяются для стимуляции восстановления движений.
Дыхательные упражнения – способствуют нормализации и совершенствованию дыхательного акта. Одновременно происходят взаимокоординация дыхания и движений, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшения подвижности грудной клетки.
Корригирующие упражнения – направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное в функциональном отношении взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем. При деформациях позвоночника (сколиоз, спондилез и др.) включают корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими упражнениями и массаж.
Характеристика ожидаемых результатов
Критериями коррекционной работы по преодолению недостатков двигательной сферы ребенка, являются уровень его физического развития, двигательных способностей, а также степень восстановления нарушенных функций. Это определяет необходимость для учителя овладения методикой систематического контроля за физическим развитием и двигательными возможностями учеников. В приводимой ниже карте дается перечень основных показателей физического развития и двигательных способностей, по которым следует оценивать результативность коррекционной работы. Сила правой кисти измеряется детским динамометром, рассчитанным на максимальное усилие в 30 кг. Скорость бега определяется на отрезке 10 м с высокого старта. Прыжок в длину с места проводится отталкиванием двумя ногами со взмахом руками. Изолированные движения пальцами рук выполняются попеременно на правой и левой руке с открытыми и закрытыми глазами.
Тесты на измерение уровня развития двигательных способностей детей дают возможность оценивать не только их физические качества (силу, быстроту, скоростно-силовые показатели), но и самое главное – по ним можно анализировать степень координации движений, мышечных усилий, способность управлять пространственно-временными характеристиками движений.
Улучшение показателей физического развития и двигательных способностей детей является свидетельством методически правильно построенной работы по ЛФК.
Специальные медицинские группы
Для оценки здоровья детей и подростков есть 4 критерия:
а) Наличие или отсутствие хронических заболеваний
б) Уровень функционирования основных систем организма
в) Степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям
г) Уровень физического развития и степень его гармоничности
Занятия предназначены для детей с грубыми нарушениями физического развития и моторики. Основная их задача состоит в коррекции этих нарушений с целью подготовки учащихся к учебной и трудовой деятельности. Это – нарушения осанки, стопы, грудной клетки, подвижности суставов, а также недостатки моторики, нарушение координации движения, нарушение точности мышечных усилий.
Особенно важной следует считать коррекцию нарушений мелкой моторики руки, обеспечивающей формирование навыков письма у младших школьников.
Длительность занятия составляет 25-30 минут.
Учебно - тематический план
Класс |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Общее количество часов |
1 |
8 |
8 |
10 |
8 |
34 |
Содержание изучаемого курса:
1. Ходьба: с разным положением рук; правым, левым боком; спиной вперед.
2. Бег.
3. Общеразвивающие и корригирующие упр.
4. Упражнения на тренажерах.
5. Коррекционные упражнения.
6. Упражнения на развитие мышц рук, ног и туловища
7. Подвижные игры.
Методическое обеспечение программы
Материально-техническое оснащение:
1) Велотренажеры
2) Беговая дорожка
3) Гребной тренажер
4) Степпер
5) Обручи большие и малые
6) Массажный шар
7) Гантели
8) Скакалки
9) Шведская стенка
10) Индивидуальные коврики
11) Гимнастические палки
12) Стулья
Форма организации занятий
План проведения занятий «Час здоровья»
Части занятий и их продолжит |
Содержание занятия |
Дозировка упражнений |
Организационно-методические указания |
Подготовительная 5 – 8 мин.
|
Общая разминка: ходьба, общеразвивающие и др. упражнения. Специальная разминка: имитационные и специальные упражнения, отдельные элементы техники движений. |
3-4 мин.
3-4 мин.
|
Ритмичное дыхание, общее разогревание организма. Подготовка основных групп мышц. |
Основная 13 – 15 мин.
|
Техническая подготовка: изучение и совершенствование техники движения, двигательных навыков, упражнения при сколиозе, для позвоночника, для подвижности суставов. |
По 1 мин. 4 раза каждое упр.
|
Выполнение упражнений на точность и «чистоту».
|
Заключительная 5 – 10 мин.
|
Упражнения на расслабление, углубленное дыхание, уборка инвентаря и оборудования.
|
|
Выполнять без напряжения. Переключение организма от работы к отдыху. |
Методы и приемы обучения
Выделяют три метода проведения:
а) Групповой
б) Индивидуальный
в) Консультативный (самостоятельный)
Групповой метод применяется в группе однородных по заболеванию детей.
При подборе групп исходят из нозологических форм, а при проведении занятий – основываются на функциональном состоянии ребенка.
Индивидуальный метод применяется для коррекции и развития функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой.
Консультативный метод рекомендуется проводить дома самостоятельно.
В последние годы в медицинскую практику (в систему реабилитации) стали широко внедряться тренажеры, которые позволяют целенаправленно воздействовать на тот или иной сегмент, орган, функциональную систему.
Особая их ценность состоит в том, что включая те или иные упражнения можно их дозировать по силе, темпу, амплитуде движения; одновременно происходит разгрузка позвоночника, а это крайне важно при таких заболеваниях, как спондилез, остеохондроз, сколиоз, коксартроз, функциональные нарушения осанки, различные травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата.
Библиография:
В. И. Дубровский. Лечебная физическая культура. М.: Владос. 2001г.
В. Д. Казьмин. Лечебная гимнастика при вашей болезни. Ростов-на-Дону: Баро пресс. 2004г.
В.Ф. Мачихина, Н. А. Козленко, А. А. Дмитриев – М., 1988г.Методические рекомендации: Об организации и содержании коррекционных занятий по лечебной физкультуре во вспомогательной школе и школе-интернате.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991.
ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Утверждаю
заместитель директора по УВР
___________З.Ю.Порошина
«__»________________2019
Календарно-тематический план
по внеурочной деятельности
«Час здоровья»
1а, 2 класс
I Четверть
Количество часов: 9ч
№ |
Тема и содержание занятий |
Дата проведения |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. |
|
2 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения для коррекции осанки. |
|
3 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения на развитие гибкости. |
|
4 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения на развитие силы. |
|
5 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения в равновесии. |
|
6 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Подвижные игры. |
|
7 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Силовые упражнения. |
|
8 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения на тренажерах. |
|
9 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Игры и эстафеты. |
|
II Четверть
Количество часов: 8ч
№ |
Тема и содержание занятий |
Дата проведения |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. |
|
2 |
Ходьба. Бег. ОРУ с гимн. палками. Упражнения на тренажерах. |
|
3 |
Ходьба. Бег. ОРУ с гимн. палками. Упражнения на тренажерах. |
|
4 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения на развитие силы. |
|
5 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения в лазании и перелезании. |
|
6 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения в лазании и перелезании. |
|
7 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения для коррекции осанки. |
|
8 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения для коррекции осанки. |
|
III Четверть
Количество часов: 9ч
№ |
Тема и содержание занятий |
Дата проведения |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. |
|
2 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения на развитие силы. |
|
3 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения на развитие силы. |
|
4 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения для коррекции точности движений. |
|
5 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения для коррекции точности движений. |
|
6 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения на тренажерах. |
|
7 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения на тренажерах. |
|
8 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения в лазании и перелезании. |
|
9 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения в лазании и перелезании. |
|
IV Четверть
Количество часов: 8ч
№ |
Тема и содержание занятий |
Дата проведения |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. |
|
2 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения на тренажерах. |
|
3 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения на тренажерах. |
|
4 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения для развития голеностопного сустава. |
|
5 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения для развития голеностопного сустава |
|
6 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения на развитие мышц рук, ног и туловища. |
|
7 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения на развитие мышц рук, ног и туловища. |
|
8 |
Ходьба. Бег. ОРУ. Игры и эстафеты. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.