Программа по внеурочной деятельности "Час здоровья" для детей с умственной отсталостью

  • Образовательные программы
  • docx
  • 12.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основная цель программы - формирование мотивации на здоровый образ жизни детей с ограниченными возможностями
Иконка файла материала Программа Час здоровья.docx

Программа

по внеурочной деятельности

«Час здоровья»

Володин Д.С., учитель физической культуры

Болотов В.Н., инструктор по физической культуре

 

Пояснительная записка

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Час здоровья» осуществляется в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ (умственная отсталость) и  рассматривается,  как одна из ступеней к формированию культуры здоровья, а также является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. В связи с тем что обучающиеся центра имеют отклонения как в психическом так и физическом развитии этот час отводится на лечебную физическую культуру. На изучение программы «Час здоровья» в 1и 2 классе отводится по 1 часу в неделю, всего 34 часа.

Урок  «Час здоровья» – использование комплекса средств физкультуры с профилактической, лечебной и реабилитационной целями. Характерная черта урока – его физиологичность и естественность для организма. Этим и объясняется эффективность применения его при различных заболеваниях и травмах.

Важная особенность данного занятия – активное участие самого ребенка в лечебно-восстановительном процессе. В уроке используется основная биологическая функция организма – движение, однако не движение вообще, а физическое упражнение как организованная форма движения. В организации лечения и реабилитации детей покой и движение не противопоставляются, а дополняют друг друга.

Одной из особенностей занятия является ее дозирование.

Цели.

          1) Коррекционная:

 способствовать восстановлению и совершенствованию нарушенных функций организма, его систем и органов.         

          2) Общая тренировка:

  применять общеразвивающие упражнения для оздоровления и укрепления организма ребенка.

          3) Специальная тренировка

   восстанавливаь нарушенные в результате травмы или заболевания функции организма.

 

Задачи.

Оздоровительные -

а) Управление развитием физических способностей, что во многом предопределяет уровень адаптационных свойств физиологических систем организма умственно отсталых детей.

б) Формирование правильной осанки, отчего зависит не только внешний вид человека, но и оптимальное функционирование всех физиологических систем организма.

в) Достижение достаточного уровня работоспособности (мышечной и общей).

Образовательные –

заключаются в обучении двигательным действиям и в сообщении элементарных знаний в области физкультуры.

Детям сообщаются терминологические сведения, используемые при описании физических упражнений, школьники учатся выделять ведущее звено в объяснении техники выполнения упражнения.

           Коррекционные -

 направление и компенсация деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, и опорно-двигательный аппарат.

          Вспомогательными коррекционными задачами являются: улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также других жизненно-важных систем организма, в деятельности которых имеются отклонения, нормализация тонуса мышц, улучшение подвижности суставов, улучшение мышечно-суставного чувства, формирование вестибулярных реакций, статистического и динамического равновесия, ориентирования в пространстве.

Особенностью метода «Час здоровья» является его естественно-биологическое содержание, т.к. в лечебных целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организму – функция движения. Она представляет собой биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма. Любой комплекс занятия включает человека в активное участие в лечебном процессе. «Час здоровья»  является также методом функциональной терапии. Физические упражнения стимулирую функциональную деятельность всех основных систем организма, в итоге приводят к развитию функциональной адаптации ребенка. Физические упражнения, влияя на реактивность человека изменяют как общую реакцию, так и местное ее проявление. 

Личностные результаты:

·         учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

·         ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

·         способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·         принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

·         развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·         формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·         развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций;

·         формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

У обучающегося будут сформированы:

·        активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

·         проявление  положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

·        проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

·        оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка  и общих интересов.

Предметные:

·        формирование первоначальных представлений о значении  физической культуры  для укрепления здоровья, физического развития и повышения работоспособности человека;

·        овладение первоначальными умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка);

Учащиеся научатся: 

·         ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;

·         выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

·         выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

·         играть в подвижные игры;

·         выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

·         выполнять строевые упражнения;

Учащиеся получат возможность научиться:

·         характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; 

·         способам и особенностям движений и передвижений человека;

·         изменять направления и скорость движения различными способам;

·         составлению и соблюдению режима дня и соблюдению личной гигиены;

Формы

1)    Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)

2)    Лечебная гимнастика (ЛГ)

3)    Комплекс специальных упражнений, в т.ч. дыхательных.

4)    Массовые игры, в т.ч. ходьба, бег, плавание.

Основная из них – лечебная гимнастика. Ее проводят в индивидуальном групповом порядке.

Гимнастические упражнения классифицируются:

а) По анатомическому принципу – для определенных мышечных групп (кисти, стопы, грудная клетка).

б) По активности – пассивные и активные.

Постепенное нарастание физической нагрузки достигается путем изменения исходного положения (лежа, сидя, стоя, на боку и др.), подбора упражнений, усложнения упражнений, увеличения амплитуды движений, степени силового напряжения, темпа выполнения упражнений, в т.ч. дыхательных.

Каждая процедура ЛГ состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.

В вводном разделе используют простые упражнения, в основном для мелких и средних мышечных групп, ходьбу, дыхательные упражнения. Вводная часть составляет 15-20% времени. Упражнения способствуют врабатываемости, подготовке к основной части занятий.

Основной раздел состоит из общеразвивающих и специальных упражнений. Могут использоваться ходьба, игры, прикладные упражнения, упражнения с предметами, на тренажерах и пр. Основной раздел занимает 65-70% времени.

Заключительный раздел характеризуется снижением общефизиологической нагрузки за счет использования дыхательных упражнений, ходьбы, упражнения на расслабление и пр. Занимает 10-20% времени.

Средства

Их можно дифференцировать на 2 группы:

1)    Средства общего педагогического воздействия, которые применяются и на других школьных уроках: слово, средство наглядности и личный пример учителя.

2)    Средства физического воспитания

а) Физические упражнения, которые делят на следующие: гимнастические (общеразвивающие и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах); спортивно-прикладные (ходьба, бег, бросание мячей, прыжки, плавание, ходьба на лыжах и др.); игры (малоподвижные, подвижные и спортивные).

б) Оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода).

в) Гигиенические факторы (обтирания, обливания, души, ванны, сауна).

Гимнастические упражнения

Выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т.д.

Пассивные упражнения – выполняются учителем физической культуры. Пассивные движения характеризуются отсутствием волевого усилия или мышечного напряжения и применяются для стимуляции восстановления движений.

 

Дыхательные упражнения – способствуют нормализации и совершенствованию дыхательного акта. Одновременно происходят взаимокоординация дыхания и движений, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшения подвижности грудной клетки.

Корригирующие упражнения – направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное в функциональном отношении взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем. При деформациях позвоночника (сколиоз, спондилез и др.) включают корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими упражнениями и массаж.

Характеристика ожидаемых результатов

Критериями коррекционной работы по преодолению недостатков двигательной сферы ребенка, являются уровень его физического развития, двигательных способностей, а также степень восстановления нарушенных функций. Это определяет необходимость для учителя овладения методикой систематического контроля за физическим развитием и двигательными возможностями учеников. В приводимой ниже карте дается перечень основных показателей физического развития и двигательных способностей, по которым следует оценивать результативность коррекционной работы. Сила правой кисти измеряется детским динамометром, рассчитанным на максимальное усилие в 30 кг. Скорость бега определяется на отрезке 10 м с высокого старта. Прыжок в длину с места проводится отталкиванием двумя ногами со взмахом руками. Изолированные движения пальцами рук выполняются попеременно на правой и левой руке с открытыми и закрытыми глазами.

Тесты на измерение уровня развития двигательных способностей детей дают возможность оценивать не только их физические качества (силу, быстроту, скоростно-силовые показатели), но и самое главное – по ним можно анализировать степень координации движений, мышечных усилий, способность управлять пространственно-временными характеристиками движений.

Улучшение показателей физического развития и двигательных способностей детей является свидетельством методически правильно построенной работы по ЛФК.

Специальные медицинские группы

Для оценки здоровья детей и подростков есть 4 критерия:

а) Наличие или отсутствие хронических заболеваний

б) Уровень функционирования основных систем организма

 

в) Степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям

г) Уровень физического развития и степень его гармоничности

Занятия предназначены для детей с грубыми нарушениями физического развития и моторики. Основная их задача состоит в коррекции этих нарушений с целью подготовки учащихся к учебной и трудовой деятельности. Это – нарушения осанки, стопы, грудной клетки, подвижности суставов, а также недостатки моторики, нарушение координации движения, нарушение точности мышечных усилий.

Особенно важной следует считать коррекцию нарушений мелкой моторики руки, обеспечивающей формирование навыков письма у младших школьников.

Длительность занятия составляет 25-30 минут.

Учебно - тематический план

 

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Общее количество часов

1

8

8

10

8

34

 

Содержание изучаемого курса:

 

1.     Ходьба: с разным положением рук; правым, левым боком; спиной вперед.

2.     Бег.

3.     Общеразвивающие и корригирующие упр.

4.     Упражнения на тренажерах.

5.     Коррекционные упражнения.

6.     Упражнения на развитие мышц рук, ног и туловища

7.     Подвижные игры.

 

Методическое обеспечение программы

Материально-техническое оснащение:

1)    Велотренажеры

2)    Беговая дорожка

3)    Гребной тренажер

4)    Степпер

5)    Обручи большие и малые

6)    Массажный шар

7)    Гантели

8)    Скакалки

9)    Шведская стенка

10) Индивидуальные коврики

11) Гимнастические палки

12) Стулья

Форма организации занятий

                          План проведения занятий «Час здоровья»

Части занятий и их продолжит

Содержание занятия

Дозировка упражнений

Организационно-методические указания

 

Подготовительная

5 – 8 мин.

 

Общая разминка: ходьба, общеразвивающие и др. упражнения. Специальная разминка: имитационные и специальные упражнения, отдельные элементы техники движений.

3-4 мин.

 

3-4 мин.

 

Ритмичное дыхание, общее разогревание организма.

Подготовка основных групп мышц.

 

Основная

13 – 15 мин.

 

Техническая подготовка: изучение и совершенствование техники движения, двигательных навыков, упражнения при сколиозе, для позвоночника, для подвижности суставов.

 

По 1 мин.    4 раза каждое упр.

 

Выполнение упражнений на точность и «чистоту».

 

 

Заключительная

5 – 10 мин.

 

 

Упражнения на расслабление, углубленное дыхание, уборка инвентаря и оборудования.

 

 

 

 

 

 

Выполнять без напряжения. Переключение организма от работы к отдыху.

 

 

Методы и приемы обучения

Выделяют три метода проведения:

а) Групповой

б) Индивидуальный

в) Консультативный (самостоятельный)

 

Групповой метод применяется в группе однородных по заболеванию детей.

При подборе групп исходят из нозологических форм, а при проведении занятий – основываются на функциональном состоянии ребенка.

Индивидуальный метод применяется для коррекции и развития функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой.

Консультативный метод рекомендуется проводить дома самостоятельно.

 

В последние годы в медицинскую практику (в систему реабилитации) стали широко внедряться тренажеры, которые позволяют целенаправленно воздействовать на тот или иной сегмент, орган, функциональную систему.

Особая их ценность состоит в том, что включая те или иные упражнения можно их дозировать по силе, темпу, амплитуде движения; одновременно происходит разгрузка позвоночника, а это крайне важно при таких заболеваниях, как спондилез, остеохондроз, сколиоз, коксартроз, функциональные нарушения осанки, различные травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата.

 

 

Библиография:

 

В. И. Дубровский. Лечебная физическая культура. М.: Владос. 2001г.

 

В. Д. Казьмин. Лечебная гимнастика при вашей болезни. Ростов-на-Дону: Баро пресс. 2004г.

 

В.Ф. Мачихина, Н. А. Козленко, А. А. Дмитриев – М., 1988г.Методические рекомендации: Об организации и содержании коррекционных занятий по лечебной физкультуре во вспомогательной школе и школе-интернате.

 

Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003

 

Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11.

 

Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

 

Утверждаю

                                                                                заместитель директора по УВР

                                                                            ___________З.Ю.Порошина

                                                                    «__»________________2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

по внеурочной деятельности

«Час здоровья»

1а, 2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Четверть

Количество часов: 9ч

 

Тема и содержание занятий

Дата проведения

1

Инструктаж по технике безопасности.

2

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения для коррекции осанки.

3

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения на развитие гибкости.

4

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения на развитие силы.

5

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения в равновесии.

6

Ходьба. Бег. ОРУ.

Подвижные игры.

 

7

Ходьба. Бег. ОРУ.

Силовые упражнения.

 

8

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения на тренажерах.

 

9

Ходьба. Бег. ОРУ.

Игры и эстафеты.

 

 

 

 

II Четверть

Количество часов: 8ч

 

Тема и содержание занятий

Дата проведения

1

Инструктаж по технике безопасности.

2

Ходьба. Бег. ОРУ с гимн. палками.

Упражнения на тренажерах.

3

Ходьба. Бег. ОРУ с гимн. палками.

Упражнения на тренажерах.

4

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения на развитие силы.

5

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения в лазании и перелезании.

6

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения в лазании и перелезании.

 

7

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения для коррекции осанки.

 

8

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения для коррекции осанки.

 

 

 

 

 

 

III Четверть

Количество часов: 9ч

 

Тема и содержание занятий

Дата проведения

1

Инструктаж по технике безопасности.

2

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения на развитие силы.

3

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения на развитие силы.

4

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения для коррекции точности движений.

5

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения для коррекции точности движений.

6

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения на тренажерах.

 

7

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения на тренажерах.

 

8

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения в лазании и перелезании.

 

9

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения в лазании и перелезании.

 

 

IV Четверть

Количество часов: 8ч

 

Тема и содержание занятий

Дата проведения

1

Инструктаж по технике безопасности.

2

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения на тренажерах.

3

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения на тренажерах.

4

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения для развития голеностопного сустава.

5

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения для развития голеностопного сустава

6

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения на развитие мышц рук, ног и туловища.

 

7

Ходьба. Бег. ОРУ.

Упражнения на развитие мышц рук, ног и туловища.

 

8

Ходьба. Бег. ОРУ.

Игры и эстафеты.