ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы финансовой грамотности»
(для 6 класса)
на 2022-2023 учебный год
Разработал:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Основы финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–6 классов в сфере экономики семьи.
Программа «Основы финансовой грамотности» рассчитана на 102 часа в год (3 час в неделю). Срок освоения программы. 1 год. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 12-13 лет.
Цель изучения курса: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
-удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
-приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье;
-применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
-развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
-воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете;
- понимание необходимости собственной финансовой грамотности.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные УУД
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные УУД
-
умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, страхование;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
1. |
Введение в курс «Основы финансовой грамотности» |
4 |
2. |
Деньги |
30 |
3. |
Доходы и расходы семьи |
43 |
4. |
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься |
24 |
5. |
Итоговое занятие |
1 |
ИТОГО: |
102 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
№ темы |
Тема |
Кол-во часов |
Форма проведения занятий |
|
1. |
Введение в курс «Основы финансовой грамотности». (4 часа) |
||
1. |
1.1. |
Почему важно развивать свою финансовую грамотность |
1 |
беседа, игра, занятие практикум, индивидуаль-ная и групповая работы, конкурсы решения задач, работа с научно-популярной литературой, мини-проект, мини-исследование, фестиваль исследователь-ских работ, круглый стол и др.). |
2. |
1.2. |
От чего зависит благосостояние семьи |
1 |
|
3. |
1.3. |
Учимся оценивать финансовое поведение людей |
1 |
|
4. |
1.4. |
Учимся оценивать своё финансовое поведение |
1 |
|
|
2. |
Деньги (30 часов) |
||
5. |
2.1. |
Деньги: что это такое |
9 |
|
6. |
2.2. |
История денег – история человечества |
6 |
|
7. |
2.3. |
Виды денег: символические деньги, монеты, купюры, наличные деньги, безналичные деньги, фальшивые деньги |
6 |
|
8. |
2.4. |
Учебные мини-проекты «Деньги» |
3 |
|
9. |
2.5. |
Почему деньги теряют свою покупательную способность. Инфляция, как уберечь деньги от инфляции. |
6 |
|
|
3. |
Доходы и расходы семьи. (43 часа) |
||
10. |
3.1. |
Из чего складываются доходы семьи |
6 |
|
11. |
3.2. |
Учимся считать семейные доходы на условных примерах |
3 |
|
12. |
3.3. |
Исследуем доходы семьи |
3 |
|
13. |
3.4. |
Учебные мини-проекты «Доходы семьи» |
3 |
|
14. |
3.5. |
Из чего складываются расходы семьи |
3 |
|
15. |
3.6. |
Учимся считать семейные расходы на условных примерах |
3 |
|
16. |
3.7. |
Исследуем расходы семьи |
3 |
|
17. |
3.8. |
Учебные мини-проекты «Расходы семьи» |
3 |
|
18. |
3.9 |
Что позволяет семье снизить расходы |
1 |
|
19. |
3.10. |
Семейный бюджет |
3 |
|
20. |
3.11. |
Как сформировать семейный бюджет на условных примерах |
3 |
|
21. |
3.12. |
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» |
3 |
|
22. |
3.13. |
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» |
3 |
|
23. |
3.14. |
Личное финансовое планирование. Личный бюджет. |
3 |
|
|
4. |
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. (10 часов) |
||
24. |
4.1. |
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься |
3 |
|
25. |
4.2. |
Что такое страхование и для чего оно необходимо |
3 |
|
26. |
4.3. |
Страхование имущества, здоровья, жизни |
3 |
|
27. |
4.4. |
Ролевая игра «Страхование» |
2 |
|
28. |
4.5. |
Как определить надёжность страховых компаний |
2 |
|
29. |
4.6. |
Как работает страховая компания |
2 |
|
30. |
4.7. |
Учебные мини-проекты «Страхование» |
3 |
|
31. |
4.8. |
Вклады. Сбережения |
2 |
|
32. |
4.9. |
Инвестиции. |
2 |
|
33. |
4.10. |
Возможные риски при сбережениях и инвестировании. |
2 |
|
34. |
5. |
Итоговое занятие |
1 |
Формы занятий
При проведении занятий курса «Основы финансовой грамотности» используются различные формы: беседа, игра, занятие практикум, индивидуальная и групповая работы, конкурсы решения задач, работа с научно-популярной литературой, мини-проект, мини-исследование, фестиваль исследовательских работ, круглый стол и др.).
Периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Реализуется без оценочная форма организации обучения.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
· степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий;
· познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты;
· способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме, оригинальность ответа.
Для итоговой оценки успешности обучающихся можно использовать качественные характеристики: «Проявил творческую самостоятельность на занятиях», «Успешно освоил программу», «Принимал активное участие в работе над проектами».
Итоговыми творческими работами могут быть: модель, доклад, электронная презентация и т.д. Причём обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбирать тему, которая им интересна по данной тематике, или предложить свою тему.
Литература
1. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
2. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с. — (Учимся разумному финансовому поведению);
3. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся разумному финансовому поведению);
4. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.