Программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для 6 класса
Оценка 4.7

Программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для 6 класса

Оценка 4.7
docx
10.10.2022
Программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для 6 класса
Программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
ОФГ 2022-23 (102 час.).docx

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«Основы финансовой грамотности»

(для 6 класса)

 

на 2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал:

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка

 

Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Основы финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–6 классов в сфере экономики семьи.

Программа «Основы финансовой грамотности» рассчитана на 102 часа в год (3 час в неделю). Срок освоения программы. 1 год. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 12-13 лет.

 

Цель изучения курса: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 

Задачи:

-удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

-приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье;

-применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

-развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

-воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

 

 

 

Планируемые результаты освоения курса

 

Личностные результаты

-       осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

-       овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

-       проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

-       развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете;

-       понимание необходимости собственной финансовой грамотности.

 

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

-       освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-       использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

-       формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;

-       овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-       овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

 

Регулятивные УУД

-       понимание цели своих действий;

-       планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

-       проявление познавательной и творческой инициативы;

-       оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

-       адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

 

 

Коммуникативные УУД

-       умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;

-       готовность слушать собеседника и вести диалог;

-       готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-       умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-       умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

 

Предметные результаты

-       понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

-       понимание и правильное использование экономических терминов: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, страхование;

-       освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

-       приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

-       развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения.

 

 

Учебно-тематический план

 

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

1.                   

Введение в курс «Основы финансовой грамотности»

4

2.                   

Деньги

30

3.                   

Доходы и расходы семьи

43

4.                   

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

24

5.                   

Итоговое занятие

1

ИТОГО:

102

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

№ п/п

№ темы

Тема

Кол-во часов

 

Форма проведения занятий

 

1.

Введение в курс «Основы финансовой грамотности». (4 часа)

1.       

1.1.

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

1

беседа, игра, занятие практикум, индивидуаль-ная и групповая работы, конкурсы решения задач, работа с научно-популярной литературой, мини-проект, мини-исследование, фестиваль исследователь-ских работ, круглый стол и др.).

2.       

1.2.

От чего зависит благосостояние семьи

1

3.       

1.3.

Учимся оценивать финансовое поведение людей

1

4.       

1.4.

Учимся оценивать своё финансовое поведение

1

 

2.

Деньги (30 часов)

5.       

2.1.

Деньги: что это такое

9

6.       

2.2.

История денег – история человечества

6

7.       

2.3.

Виды денег: символические деньги, монеты, купюры, наличные деньги, безналичные деньги, фальшивые деньги

6

8.       

2.4.

Учебные мини-проекты «Деньги»

3

9.       

2.5.

Почему деньги теряют свою покупательную способность. Инфляция, как уберечь деньги от инфляции.

6

 

3.

Доходы и расходы семьи. (43 часа)

10.   

3.1.

Из чего складываются доходы семьи

6

11.   

3.2.

Учимся считать семейные доходы на условных примерах

3

12.   

3.3.

Исследуем доходы семьи

3

13.   

3.4.

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

3

14.   

3.5.

Из чего складываются расходы семьи

3

15.   

3.6.

Учимся считать семейные расходы на условных примерах

3

16.   

3.7.

Исследуем расходы семьи

3

17.   

3.8.

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

3

18.   

3.9

Что позволяет семье снизить расходы

1

19.   

3.10.

Семейный бюджет

3

20.   

3.11.

Как сформировать семейный бюджет на условных примерах

3

21.   

3.12.

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

3

22.   

3.13.

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

3

23.   

3.14.

Личное финансовое планирование. Личный бюджет.

3

 

4.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. (10 часов)

24.   

4.1.

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься

3

25.   

4.2.

Что такое страхование и для чего оно необходимо

3

26.   

4.3.

Страхование имущества, здоровья, жизни

3

27.   

4.4.

Ролевая игра «Страхование»

2

28.   

4.5.

Как определить надёжность страховых компаний

2

29.   

4.6.

Как работает страховая компания

2

30.   

4.7.

Учебные мини-проекты «Страхование»

3

31.   

4.8.

Вклады. Сбережения

2

32.   

4.9.

Инвестиции.

2

33.   

4.10.

Возможные риски при сбережениях и инвестировании.

2

34.   

5.

Итоговое занятие

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы занятий

При проведении занятий курса «Основы финансовой грамотности» используются различные формы: беседа, игра, занятие практикум, индивидуальная и групповая работы, конкурсы решения задач, работа с научно-популярной литературой, мини-проект, мини-исследование, фестиваль исследовательских работ, круглый стол и др.).

 

 

Периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Реализуется без оценочная форма организации обучения.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

· степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий;

· познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты;

· способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме, оригинальность ответа.

Для итоговой оценки успешности обучающихся можно использовать качественные характеристики: «Проявил творческую самостоятельность на занятиях», «Успешно освоил программу», «Принимал активное участие в работе над проектами».

 

Итоговыми творческими работами могут быть: модель, доклад, электронная презентация и т.д. Причём обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбирать тему, которая им интересна по данной тематике, или предложить свою тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.    Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

2.    Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с. — (Учимся разумному финансовому поведению);

3.    Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А.  Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся разумному финансовому поведению);

4.    Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).


 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности» (для 6 класса) на 2022-2023 учебный год

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности» (для 6 класса) на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с

Метапредметные результаты Познавательные

Метапредметные результаты Познавательные

Учебно-тематический план №

Учебно-тематический план №

Учебные мини-проекты «Доходы семьи» 3 2

Учебные мини-проекты «Доходы семьи» 3 2

Формы занятий При проведении занятий курса «Основы финансовой грамотности» используются различные формы: беседа, игра, занятие практикум, индивидуальная и групповая работы, конкурсы решения задач, работа с…

Формы занятий При проведении занятий курса «Основы финансовой грамотности» используются различные формы: беседа, игра, занятие практикум, индивидуальная и групповая работы, конкурсы решения задач, работа с…

Литература 1. Финансовая грамотность: учебная программа

Литература 1. Финансовая грамотность: учебная программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2022