Программа по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»

Программа по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»

docx
03.12.2019
зеленый патруль пояснит (Автосохраненный) (восстановлен).docx

Программа по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Зеленый патруль» составлена на основе АООП обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

На внеурочную деятельность по теме «Зеленый патруль» в учебном плане в 1 классе отводится 33 часа (1час в неделю)

 

Основная цель программы – формирование основ экологической культуры учащихся начальной школы, их социального опыта; умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи:

- углублять уже имеющихся знаний об окружающей природе;

- формировать интерес к изучению природы;

- воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

- формировать представления о природных сообществах;

- формировать представления об охраняемых территориях России и своего края.

 

Формирование экологической культуры базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического сознания. Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер. Занятия проводятся в форме игр, экскурсий, конкурсов, викторин, коллективных творческих дел.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Предметные результаты: 

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека на планете;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты: 

- принятие обучающимися правил экологически правильного поведения;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

 - овладение начальными формами исследовательской деятельности;

 - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

 - опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

 

К концу учебного года обучающиеся должны:

- испытывать потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- различать изученные группы растений и животных;

- вести наблюдения в природе под руководством руководителя;

- проводить простейшие опыты и исследования;

- выполнять правила поведения в природе;

- изготавливать поделки из природного материала;

- экономить электроэнергию и воду в домашнем хозяйстве;

- участвовать в экологических акциях;

- учиться работать с научно-познавательной литературой.

 

 

Содержание разделов и тем внеурочной деятельности «Зеленый патруль»

1-я четверть.

Введение.

Занятие 1 (1 ч): Что такое экология? Правила поведения при проведении практических работ. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными), связи между природой и человеком.

           

Тема 1. «Мой дом за окном» (7ч).      

Занятие 2 (1 ч): Осень. Приметы и признаки времени года. Три состояния осени: ранняя осень, золотая, поздняя. Признаки, народные приметы. Одежда людей. Занятия людей осенью.

Занятие 3 (1 ч): Мой дом. Внешний вид своего дома. Материалы для строительства. Многоэтажные дома. Дома в деревне и в городе.

Занятие 4 (1 ч): Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать, чтобы создать уют в классной комнате? Дежурство по классу.

Занятие 5 (1ч): Моя школа. Экскурсия по зданию, по школьному двору. Объекты, назначение, применение. Инвентарь для уборки, правила безопасности при использовании.

Занятие 6 (1 ч): Деревья нашего двора. Зеленые насаждения во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Занятие 7 (1 ч): Птицы нашего двора. Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Занятие 8 (1ч):

 «Изготовление фигурки птицы в технике оригами». Правила поведения на уроке, правила безопасного пользования ножницами, изготовление поделки. 

 

2-я четверть.

Тема 2. «Я и моё окружение» (4 ч).

Занятие 1 (1 ч): Моя семья. Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Мудрая заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Занятие 2 (1 ч): Мои одноклассники, друзья. Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи. Кто наши соседи? Дружба в классе, школе, в кружках, секциях, дворах. Что значит «дружба», как правильно дружить, кого можно назвать своим другом.

Занятие 3 (1 ч): Домашние питомцы. Уход за ними. Какие виды животных доступны для домашнего содержания. Клетки, аквариумы, домики, питание, уход, общение.

Занятие 4 (1 ч): «Изготовление фигурки домашнего питомца в технике оригами». Правила безопасного пользования ножницами, клеем, фигурным дыроколом.

Тема 3. «Живая природа» (10 ч).

Занятие 5 (1ч): Планета – наш общий дом. Разнообразие мира природы. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля. Мир растений и животных, разнообразие, представители. Правила поведения в природе.

Занятие 6 (1 ч): Зима. Признаки и приметы времени года. Зимние месяцы. Народные приметы, традиции. Признаки зимнего времени года. Одежда и занятия людей. Для чего зима природе. Как художники изображают зиму.

Занятие 7 (1 ч): Комнатные растения в классе. Рассматривание фиалки (сенполии) и сансевьеры: нахождение сходства и различия.  Эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Условия жизни и роста растений: освещенность, полив. Правила ухода за комнатными растениями.

Занятие 8 (1ч): Практическая работа: «Уход за комнатными растениями».  Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

3-я четверть.

Занятие 1 (1ч): Домашние животные. Знакомство с домашними животными и птицами. Польза, которую приносят домашние животные. Продукты, предметы одежды, обувь. Разведение домашних животных.

Занятие 2 (1 ч): Дикие животные. Знакомство с дикими животными и птицами. Польза, которую приносят дикие животные. Продукты, предметы одежды, обувь.

Занятие 3 (1ч): Зоопарки, заповедники, парки. Что такое зоопарк, заповедники. Для чего люди создают такие природные гостиницы для животных и птиц. Какая работа проводится в этих местах по охране, содержанию, изучению животных, птиц, растений. Кто работает в зоопарках, заповедниках.

Занятие 4 (1 ч): Правила поведения в природе. Рассматривание различных ситуаций нахождения в природе, составление свода правил, которые необходимо соблюдать в природе. Результаты халатного отношения людей к природе, загрязнение окружающей среды.

Занятие 5 (1 ч): Весна. Признаки и приметы времени года. Весенние месяцы. Народные приметы, традиции. Признаки времени года. Одежда и занятия людей. Как художники и поэты изображают весну.

Занятие 6 (1 ч): Русские народные фольклорные праздники. Практическое занятие «Изготовление народной игрушки». Народный календарь. Традиции русского народа. Сказки в народной культуре. 

Тема 4. «Вода - источник жизни» (3 ч).

Занятие 7 (1 ч): Вода в природе. Удивительные свойства воды. Практическая работа «Опыты с водой». Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Занятие 8 (1 ч): Вода в жизни растений и животных. Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Занятие 9 (1ч): Вода и здоровье человека. Охрана воды. Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды. Охрана водных ресурсов.

4-я четверть.

Тема 5. «Неживая природа. Солнце» (3ч).

Занятие 1 (1 ч): Солнце – источник света и тепла.  Практическая работа «Влияние солнца на рост комнатных растений». Солнце - естественный дневной источник света и тепла. О влиянии солнечного света на живые организмы. Польза и вред. Влияние тепла и света на комнатные растения.

Занятие 2 (1 ч): Солнце и здоровье человека. Опыты с солнечным светом. Влияние солнца на человека. Закаливание организма, солнечные ванны. Витамин Солнца. Меры предосторожности при загаре и нахождении на солнце длительный период. Игры с «солнечным зайчиком».

Тема 6. «Неживая природа. Воздух» (2 часа)

Занятие 3 (1 ч): Воздух в природе. Свойства воздуха. Опыты с воздухом. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух живым организмам, как происходит поглощение воздуха, как загрязняется. Опыты: движение, теплый воздух.

Занятие 4 (1 ч): Воздух и здоровье человека. Охрана воздушной среды. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Тема 7. «Охрана экологии» (3 часа)

Занятие 5: Природа Ярославского края. Животные и растения, характерные для нашего региона и природной зоны. Меры по охране природы нашего края. Виртуальная экскурсия в парк.

Занятие 6: Акция «Мы-зеленый патруль». Обзор промышленных предприятий нашего города, знакомство со средствами защиты окружающей среды от загрязнений. Изготовление коллективной аппликации «Мы за чистый город»

Занятие 7: Обобщение основных теоретических знаний «Как помочь планете». Интеллектуальная игра «Знатоки природы». Ответы на вопросы викторины, отгадывание загадок, обобщение полученных знаний.

Тема 8. «Живая природа» (1 час)

Занятие 8. Лето. Признаки и приметы времени года. Летние месяцы. Народные приметы. Одежда и обувь. Занятия людей в летний период. Безопасность во время каникул.

 

Формы и методы работы:

·         Наблюдения и опыты.

·         Практические работы.

·         Использование наглядного материала, схем, опор, таблиц.

·         Нестандартные формы проведения занятия (экскурсия, опыт, исследование, путешествие, викторина, творческий отчет и др.).

·         Дидактические игры, моделирование.

·         Использование заданий на классификацию (группировку).

·         Использование материалов детской художественной литературы.

·         Использование ИКТ.

·         Занимательный материал (ребусы, кроссворды, задачи-шутки и др.).

·         Экологические акции.

·         Викторины.

·         Участие в школьных и городских экологических конкурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 1 класс

№ занятия

Тема занятий

Виды деятельности

Количество часов

 

1 четверть

 

8

Введение (1ч)

 

1.

Что такое экология?

Беседа, просмотр презентации

1

Тема 1.  Мой дом за окном

(7 часов).

 

2.

Осень. Приметы и признаки времени года.

Отгадывание загадок, рассматривание картинок, д/и «Времена года»

1

3.

Мой дом.

Составление схемы дома, отгадывание загадок о предметах мебели, рисование

1

4.

Мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

Д/игра «Каждому предмету свое место», беседа о необходимости содержания в чистоте места, в котором находишься

1

5.

Моя школа. Экскурсия по территории школы и школьного двора.

Экскурсия, наблюдения, ответы на вопросы.

1

6.

Деревья нашего двора

Отгадывание загадок, рассматривание гербария, изготовление коллективной аппликации из пластилина «Осеннее дерево»

1

7.

Птицы нашего двора

Рассматривание картинок, д/игра «Собери птичку», раскрашивание раскрасок о птицах.

1

8.

Практическое занятие «Изготовление птиц в технике оригами»

Рассматривание картинок, изготовление поделки оригами.

1

 

2 четверть

 

8

Тема 2.  Я и мое окружение (8ч).

 

1.

Моя семья

Беседа, рассматривание картинок, рассказ о своей семье, ответы на вопросы, д/игра «Семья»

1

2.

Мои одноклассники и друзья.

Чаепитие с обсуждением, подвижная музыкальная игра «Выходи ко мне дружок»

1

3.

Домашние питомцы, уход за ними.

Отгадывание загадок, конкурс рисунков, просмотр презентации.

1

4.

Практическое занятие «Изготовление фигурок домашних питомцев из цветной бумаги»

Рассматривание картинок, изготовление поделки оригами.

1

Тема 3. Живая природа (10 часов)

 

 

 

5.

Планета – наш общий дом. Разнообразие мира природы.

Просмотр презентации, отгадывание загадок, раскрашивание раскрасок.

1

6.

Зима. Признаки и приметы времени года.

Рассматривание картинок, отгадывание загадок, экскурсия на школьный двор. Безопасность в зимний период.

1

7.

Комнатные растения в классе. Рассматривание фиалки и сансевьеры: сходство и различие.

Рассматривание комнатных растений в классе, знакомство с инвентарем для ухода за растениями»

1

8.

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».

Рыхление почвы, вытирание листиков, опрыскивание, полив растений.

1

 

3 четверть

 

9

1.

Домашние животные.

Отгадывание загадок, рассматривание фигурок, игры с ними, д/игра «Чей малыш»

1

2.

Дикие животные.

Отгадывание загадок, рассматривание фигурок, игры с ними, настольный театр «Теремок»

1

3.

Зоопарки, заповедники, парки.

Просмотр презентации, рассказ педагога, игры с деревянным конструктором «Зоопарк»

1

4.

Правила поведения в природе.

Составление правил, д/игра «Правильно- не правильно», «Опасно- не опасно»

1

5.

Весна. Признаки и приметы.

Просмотри презентации, отгадывание загадок, раскрашивание раскрасок о весне.

1

6.

Русские народные фольклорные праздники. Практическое занятие «Изготовление народной игрушки»

Рассматривание картинок, просмотр презентации, изготовление куклы- лошадки.

1

Тема 4. Неживая природа. Вода (3ч)

 

7.

Вода в природе. Удивительные свойства воды. Практическая работа «Опыты с водой»

Просмотр презентации «Приключения маленькой Капельки», опыты с водой (вода льется, окрашивается, растворяет; очистка воды с помощью фильтра)

1

8.

Вода в жизни растений и животных.

Рассказ педагога о значении воды, д/и «Помоги растению».

1

9.

Вода и здоровье человека. Охрана воды.

Просмотр презентации, д/игра «Поступи правильно», раскрашивание раскрасок.

1

 

4 четверть

 

8

Тема 5. Неживая природа. Солнце (2ч)

 

1.

Солнце-источники света и тепла. Практическая работа «Влияние солнца на рост комнатных растений»

Отгадывание загадок, просмотр презентации.

 

 

1

2.

Солнце и здоровье человека. Опыты с солнечным светом.

Игры с солнечным зайчиком, физкультминутки, игра малой подвижности «Ярче солнышко сияй»

1

Тема 6. Неживая природа. Воздух (2 часа)

 

3.

Воздух в природе. Свойства воздуха. Опыты с воздухом.

Рассказ педагога о воздухе, опыты с воздухом (воздух в земле, воздух везде)

1

4.

Воздух и здоровье человека. Охрана воздушной среды.

Просмотр презентации, ответы на вопросы, д/игра «Летает-не летает»

1

Тема 7. Охрана экологии (3 часа)

 

5.

Природа Ярославского края.

Рассматривание картинок, раскрашивание раскрасок, д/игра «Третий лишний»

1

6.

Акция «Мы-зеленый патруль».

Виртуальная экскурсия по промышленным, перерабатывающим предприятиям города. Определение действий, направленных на охрану окружающей среды. Изготовление коллективной аппликации «Мы за чистый город!»

1

7.

Обобщение основных теоретических знаний «Как помочь планете». Интеллектуальная игра «Знатоки природы».

Ответы на вопросы, рисование, игра.

1

Тема 8. Живая природа (1 ч)

 

 

 

8.

Лето. Признаки и приметы времени года.

Просмотри презентации, отгадывание загадок, раскрашивание раскрасок о лете, д/игра «Времена года». Безопасность на летних каникулах.

1

                                              Итого:

 

33 часа

 

 

 

Прелагаемый список литературы:

1.      Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

2.      Клепинина, А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.

3.      Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961. 4. Плешаков, А. А.

4.      Лугич, М.В. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.

5.      Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. Программа курса Окружающий мир 1–4 класс. — М.: АСТ, Астрель.

6.      Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

7.      Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - No 5. – С. 2-8.

8.      Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

9.      Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007. 9. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

 

 

 

 



 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)