Программа по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Зеленый патруль» составлена на основе АООП обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На внеурочную деятельность по теме «Зеленый патруль» в учебном плане в 1 классе отводится 33 часа (1час в неделю)
Основная цель программы – формирование основ экологической культуры учащихся начальной школы, их социального опыта; умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи:
- углублять уже имеющихся знаний об окружающей природе;
- формировать интерес к изучению природы;
- воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- формировать представления о природных сообществах;
- формировать представления об охраняемых территориях России и своего края.
Формирование экологической культуры базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического сознания. Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер. Занятия проводятся в форме игр, экскурсий, конкурсов, викторин, коллективных творческих дел.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека на планете;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил экологически правильного поведения;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
К концу учебного года обучающиеся должны:
- испытывать потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- различать изученные группы растений и животных;
- вести наблюдения в природе под руководством руководителя;
- проводить простейшие опыты и исследования;
- выполнять правила поведения в природе;
- изготавливать поделки из природного материала;
- экономить электроэнергию и воду в домашнем хозяйстве;
- участвовать в экологических акциях;
- учиться работать с научно-познавательной литературой.
Содержание разделов и тем внеурочной деятельности «Зеленый патруль»
1-я четверть.
Введение.
Занятие 1 (1 ч): Что такое экология? Правила поведения при проведении практических работ. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными), связи между природой и человеком.
Тема 1. «Мой дом за окном» (7ч).
Занятие 2 (1 ч): Осень. Приметы и признаки времени года. Три состояния осени: ранняя осень, золотая, поздняя. Признаки, народные приметы. Одежда людей. Занятия людей осенью.
Занятие 3 (1 ч): Мой дом. Внешний вид своего дома. Материалы для строительства. Многоэтажные дома. Дома в деревне и в городе.
Занятие 4 (1 ч): Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать, чтобы создать уют в классной комнате? Дежурство по классу.
Занятие 5 (1ч): Моя школа. Экскурсия по зданию, по школьному двору. Объекты, назначение, применение. Инвентарь для уборки, правила безопасности при использовании.
Занятие 6 (1 ч): Деревья нашего двора. Зеленые насаждения во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?
Занятие 7 (1 ч): Птицы нашего двора. Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.
Занятие 8 (1ч):
«Изготовление фигурки птицы в технике оригами». Правила поведения на уроке, правила безопасного пользования ножницами, изготовление поделки.
2-я четверть.
Тема 2. «Я и моё окружение» (4 ч).
Занятие 1 (1 ч): Моя семья. Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Мудрая заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Занятие 2 (1 ч): Мои одноклассники, друзья. Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи. Кто наши соседи? Дружба в классе, школе, в кружках, секциях, дворах. Что значит «дружба», как правильно дружить, кого можно назвать своим другом.
Занятие 3 (1 ч): Домашние питомцы. Уход за ними. Какие виды животных доступны для домашнего содержания. Клетки, аквариумы, домики, питание, уход, общение.
Занятие 4 (1 ч): «Изготовление фигурки домашнего питомца в технике оригами». Правила безопасного пользования ножницами, клеем, фигурным дыроколом.
Тема 3. «Живая природа» (10 ч).
Занятие 5 (1ч): Планета – наш общий дом. Разнообразие мира природы. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля. Мир растений и животных, разнообразие, представители. Правила поведения в природе.
Занятие 6 (1 ч): Зима. Признаки и приметы времени года. Зимние месяцы. Народные приметы, традиции. Признаки зимнего времени года. Одежда и занятия людей. Для чего зима природе. Как художники изображают зиму.
Занятие 7 (1 ч): Комнатные растения в классе. Рассматривание фиалки (сенполии) и сансевьеры: нахождение сходства и различия. Эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Условия жизни и роста растений: освещенность, полив. Правила ухода за комнатными растениями.
Занятие 8 (1ч): Практическая работа: «Уход за комнатными растениями». Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.
3-я четверть.
Занятие 1 (1ч): Домашние животные. Знакомство с домашними животными и птицами. Польза, которую приносят домашние животные. Продукты, предметы одежды, обувь. Разведение домашних животных.
Занятие 2 (1 ч): Дикие животные. Знакомство с дикими животными и птицами. Польза, которую приносят дикие животные. Продукты, предметы одежды, обувь.
Занятие 3 (1ч): Зоопарки, заповедники, парки. Что такое зоопарк, заповедники. Для чего люди создают такие природные гостиницы для животных и птиц. Какая работа проводится в этих местах по охране, содержанию, изучению животных, птиц, растений. Кто работает в зоопарках, заповедниках.
Занятие 4 (1 ч): Правила поведения в природе. Рассматривание различных ситуаций нахождения в природе, составление свода правил, которые необходимо соблюдать в природе. Результаты халатного отношения людей к природе, загрязнение окружающей среды.
Занятие 5 (1 ч): Весна. Признаки и приметы времени года. Весенние месяцы. Народные приметы, традиции. Признаки времени года. Одежда и занятия людей. Как художники и поэты изображают весну.
Занятие 6 (1 ч): Русские народные фольклорные праздники. Практическое занятие «Изготовление народной игрушки». Народный календарь. Традиции русского народа. Сказки в народной культуре.
Тема 4. «Вода - источник жизни» (3 ч).
Занятие 7 (1 ч): Вода в природе. Удивительные свойства воды. Практическая работа «Опыты с водой». Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?
Занятие 8 (1 ч): Вода в жизни растений и животных. Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?
Занятие 9 (1ч): Вода и здоровье человека. Охрана воды. Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды. Охрана водных ресурсов.
4-я четверть.
Тема 5. «Неживая природа. Солнце» (3ч).
Занятие 1 (1 ч): Солнце – источник света и тепла. Практическая работа «Влияние солнца на рост комнатных растений». Солнце - естественный дневной источник света и тепла. О влиянии солнечного света на живые организмы. Польза и вред. Влияние тепла и света на комнатные растения.
Занятие 2 (1 ч): Солнце и здоровье человека. Опыты с солнечным светом. Влияние солнца на человека. Закаливание организма, солнечные ванны. Витамин Солнца. Меры предосторожности при загаре и нахождении на солнце длительный период. Игры с «солнечным зайчиком».
Тема 6. «Неживая природа. Воздух» (2 часа)
Занятие 3 (1 ч): Воздух в природе. Свойства воздуха. Опыты с воздухом. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух живым организмам, как происходит поглощение воздуха, как загрязняется. Опыты: движение, теплый воздух.
Занятие 4 (1 ч): Воздух и здоровье человека. Охрана воздушной среды. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Тема 7. «Охрана экологии» (3 часа)
Занятие 5: Природа Ярославского края. Животные и растения, характерные для нашего региона и природной зоны. Меры по охране природы нашего края. Виртуальная экскурсия в парк.
Занятие 6: Акция «Мы-зеленый патруль». Обзор промышленных предприятий нашего города, знакомство со средствами защиты окружающей среды от загрязнений. Изготовление коллективной аппликации «Мы за чистый город»
Занятие 7: Обобщение основных теоретических знаний «Как помочь планете». Интеллектуальная игра «Знатоки природы». Ответы на вопросы викторины, отгадывание загадок, обобщение полученных знаний.
Тема 8. «Живая природа» (1 час)
Занятие 8. Лето. Признаки и приметы времени года. Летние месяцы. Народные приметы. Одежда и обувь. Занятия людей в летний период. Безопасность во время каникул.
Формы и методы работы:
· Наблюдения и опыты.
· Практические работы.
· Использование наглядного материала, схем, опор, таблиц.
· Нестандартные формы проведения занятия (экскурсия, опыт, исследование, путешествие, викторина, творческий отчет и др.).
· Дидактические игры, моделирование.
· Использование заданий на классификацию (группировку).
· Использование материалов детской художественной литературы.
· Использование ИКТ.
· Занимательный материал (ребусы, кроссворды, задачи-шутки и др.).
· Экологические акции.
· Викторины.
· Участие в школьных и городских экологических конкурсах.
Учебно-тематический план 1 класс
№ занятия |
Тема занятий |
Виды деятельности |
Количество часов |
|
1 четверть |
|
8 |
Введение (1ч) |
|
||
1. |
Что такое экология? |
Беседа, просмотр презентации |
1 |
Тема 1. Мой дом за окном (7 часов). |
|
||
2. |
Осень. Приметы и признаки времени года. |
Отгадывание загадок, рассматривание картинок, д/и «Времена года» |
1 |
3. |
Мой дом. |
Составление схемы дома, отгадывание загадок о предметах мебели, рисование |
1 |
4. |
Мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» |
Д/игра «Каждому предмету свое место», беседа о необходимости содержания в чистоте места, в котором находишься |
1 |
5. |
Моя школа. Экскурсия по территории школы и школьного двора. |
Экскурсия, наблюдения, ответы на вопросы. |
1 |
6. |
Деревья нашего двора |
Отгадывание загадок, рассматривание гербария, изготовление коллективной аппликации из пластилина «Осеннее дерево» |
1 |
7. |
Птицы нашего двора |
Рассматривание картинок, д/игра «Собери птичку», раскрашивание раскрасок о птицах. |
1 |
8. |
Практическое занятие «Изготовление птиц в технике оригами» |
Рассматривание картинок, изготовление поделки оригами. |
1 |
|
2 четверть |
|
8 |
Тема 2. Я и мое окружение (8ч). |
|
||
1. |
Моя семья |
Беседа, рассматривание картинок, рассказ о своей семье, ответы на вопросы, д/игра «Семья» |
1 |
2. |
Мои одноклассники и друзья. |
Чаепитие с обсуждением, подвижная музыкальная игра «Выходи ко мне дружок» |
1 |
3. |
Домашние питомцы, уход за ними. |
Отгадывание загадок, конкурс рисунков, просмотр презентации. |
1 |
4. |
Практическое занятие «Изготовление фигурок домашних питомцев из цветной бумаги» |
Рассматривание картинок, изготовление поделки оригами. |
1 |
Тема 3. Живая природа (10 часов) |
|
|
|
5. |
Планета – наш общий дом. Разнообразие мира природы. |
Просмотр презентации, отгадывание загадок, раскрашивание раскрасок. |
1 |
6. |
Зима. Признаки и приметы времени года. |
Рассматривание картинок, отгадывание загадок, экскурсия на школьный двор. Безопасность в зимний период. |
1 |
7. |
Комнатные растения в классе. Рассматривание фиалки и сансевьеры: сходство и различие. |
Рассматривание комнатных растений в классе, знакомство с инвентарем для ухода за растениями» |
1 |
8. |
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». |
Рыхление почвы, вытирание листиков, опрыскивание, полив растений. |
1 |
|
3 четверть |
|
9 |
1. |
Домашние животные. |
Отгадывание загадок, рассматривание фигурок, игры с ними, д/игра «Чей малыш» |
1 |
2. |
Дикие животные. |
Отгадывание загадок, рассматривание фигурок, игры с ними, настольный театр «Теремок» |
1 |
3. |
Зоопарки, заповедники, парки. |
Просмотр презентации, рассказ педагога, игры с деревянным конструктором «Зоопарк» |
1 |
4. |
Правила поведения в природе. |
Составление правил, д/игра «Правильно- не правильно», «Опасно- не опасно» |
1 |
5. |
Весна. Признаки и приметы. |
Просмотри презентации, отгадывание загадок, раскрашивание раскрасок о весне. |
1 |
6. |
Русские народные фольклорные праздники. Практическое занятие «Изготовление народной игрушки» |
Рассматривание картинок, просмотр презентации, изготовление куклы- лошадки. |
1 |
Тема 4. Неживая природа. Вода (3ч) |
|
||
7. |
Вода в природе. Удивительные свойства воды. Практическая работа «Опыты с водой» |
Просмотр презентации «Приключения маленькой Капельки», опыты с водой (вода льется, окрашивается, растворяет; очистка воды с помощью фильтра) |
1 |
8. |
Вода в жизни растений и животных. |
Рассказ педагога о значении воды, д/и «Помоги растению». |
1 |
9. |
Вода и здоровье человека. Охрана воды. |
Просмотр презентации, д/игра «Поступи правильно», раскрашивание раскрасок. |
1 |
|
4 четверть |
|
8 |
Тема 5. Неживая природа. Солнце (2ч) |
|
||
1. |
Солнце-источники света и тепла. Практическая работа «Влияние солнца на рост комнатных растений» |
Отгадывание загадок, просмотр презентации.
|
1 |
2. |
Солнце и здоровье человека. Опыты с солнечным светом. |
Игры с солнечным зайчиком, физкультминутки, игра малой подвижности «Ярче солнышко сияй» |
1 |
Тема 6. Неживая природа. Воздух (2 часа) |
|
||
3. |
Воздух в природе. Свойства воздуха. Опыты с воздухом. |
Рассказ педагога о воздухе, опыты с воздухом (воздух в земле, воздух везде) |
1 |
4. |
Воздух и здоровье человека. Охрана воздушной среды. |
Просмотр презентации, ответы на вопросы, д/игра «Летает-не летает» |
1 |
Тема 7. Охрана экологии (3 часа) |
|
||
5. |
Природа Ярославского края. |
Рассматривание картинок, раскрашивание раскрасок, д/игра «Третий лишний» |
1 |
6. |
Акция «Мы-зеленый патруль». |
Виртуальная экскурсия по промышленным, перерабатывающим предприятиям города. Определение действий, направленных на охрану окружающей среды. Изготовление коллективной аппликации «Мы за чистый город!» |
1 |
7. |
Обобщение основных теоретических знаний «Как помочь планете». Интеллектуальная игра «Знатоки природы». |
Ответы на вопросы, рисование, игра. |
1 |
Тема 8. Живая природа (1 ч) |
|
|
|
8. |
Лето. Признаки и приметы времени года. |
Просмотри презентации, отгадывание загадок, раскрашивание раскрасок о лете, д/игра «Времена года». Безопасность на летних каникулах. |
1 |
Итого: |
|
33 часа |
Прелагаемый список литературы:
1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
2. Клепинина, А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
3. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961. 4. Плешаков, А. А.
4. Лугич, М.В. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
5. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. Программа курса Окружающий мир 1–4 класс. — М.: АСТ, Астрель.
6. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
7. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - No 5. – С. 2-8.
8. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
9. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007. 9. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.