Программа по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»

  • docx
  • 03.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала зеленый патруль пояснит (Автосохраненный) (восстановлен).docx

Программа по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Зеленый патруль» составлена на основе АООП обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

На внеурочную деятельность по теме «Зеленый патруль» в учебном плане в 1 классе отводится 33 часа (1час в неделю)

 

Основная цель программы – формирование основ экологической культуры учащихся начальной школы, их социального опыта; умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи:

- углублять уже имеющихся знаний об окружающей природе;

- формировать интерес к изучению природы;

- воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

- формировать представления о природных сообществах;

- формировать представления об охраняемых территориях России и своего края.

 

Формирование экологической культуры базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического сознания. Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер. Занятия проводятся в форме игр, экскурсий, конкурсов, викторин, коллективных творческих дел.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Предметные результаты: 

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека на планете;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты: 

- принятие обучающимися правил экологически правильного поведения;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

 - овладение начальными формами исследовательской деятельности;

 - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

 - опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

 

К концу учебного года обучающиеся должны:

- испытывать потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- различать изученные группы растений и животных;

- вести наблюдения в природе под руководством руководителя;

- проводить простейшие опыты и исследования;

- выполнять правила поведения в природе;

- изготавливать поделки из природного материала;

- экономить электроэнергию и воду в домашнем хозяйстве;

- участвовать в экологических акциях;

- учиться работать с научно-познавательной литературой.

 

 

Содержание разделов и тем внеурочной деятельности «Зеленый патруль»

1-я четверть.

Введение.

Занятие 1 (1 ч): Что такое экология? Правила поведения при проведении практических работ. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными), связи между природой и человеком.

           

Тема 1. «Мой дом за окном» (7ч).      

Занятие 2 (1 ч): Осень. Приметы и признаки времени года. Три состояния осени: ранняя осень, золотая, поздняя. Признаки, народные приметы. Одежда людей. Занятия людей осенью.

Занятие 3 (1 ч): Мой дом. Внешний вид своего дома. Материалы для строительства. Многоэтажные дома. Дома в деревне и в городе.

Занятие 4 (1 ч): Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать, чтобы создать уют в классной комнате? Дежурство по классу.

Занятие 5 (1ч): Моя школа. Экскурсия по зданию, по школьному двору. Объекты, назначение, применение. Инвентарь для уборки, правила безопасности при использовании.

Занятие 6 (1 ч): Деревья нашего двора. Зеленые насаждения во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Занятие 7 (1 ч): Птицы нашего двора. Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Занятие 8 (1ч):

 «Изготовление фигурки птицы в технике оригами». Правила поведения на уроке, правила безопасного пользования ножницами, изготовление поделки. 

 

2-я четверть.

Тема 2. «Я и моё окружение» (4 ч).

Занятие 1 (1 ч): Моя семья. Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Мудрая заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Занятие 2 (1 ч): Мои одноклассники, друзья. Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи. Кто наши соседи? Дружба в классе, школе, в кружках, секциях, дворах. Что значит «дружба», как правильно дружить, кого можно назвать своим другом.

Занятие 3 (1 ч): Домашние питомцы. Уход за ними. Какие виды животных доступны для домашнего содержания. Клетки, аквариумы, домики, питание, уход, общение.

Занятие 4 (1 ч): «Изготовление фигурки домашнего питомца в технике оригами». Правила безопасного пользования ножницами, клеем, фигурным дыроколом.

Тема 3. «Живая природа» (10 ч).

Занятие 5 (1ч): Планета – наш общий дом. Разнообразие мира природы. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля. Мир растений и животных, разнообразие, представители. Правила поведения в природе.

Занятие 6 (1 ч): Зима. Признаки и приметы времени года. Зимние месяцы. Народные приметы, традиции. Признаки зимнего времени года. Одежда и занятия людей. Для чего зима природе. Как художники изображают зиму.

Занятие 7 (1 ч): Комнатные растения в классе. Рассматривание фиалки (сенполии) и сансевьеры: нахождение сходства и различия.  Эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Условия жизни и роста растений: освещенность, полив. Правила ухода за комнатными растениями.

Занятие 8 (1ч): Практическая работа: «Уход за комнатными растениями».  Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

3-я четверть.

Занятие 1 (1ч): Домашние животные. Знакомство с домашними животными и птицами. Польза, которую приносят домашние животные. Продукты, предметы одежды, обувь. Разведение домашних животных.

Занятие 2 (1 ч): Дикие животные. Знакомство с дикими животными и птицами. Польза, которую приносят дикие животные. Продукты, предметы одежды, обувь.

Занятие 3 (1ч): Зоопарки, заповедники, парки. Что такое зоопарк, заповедники. Для чего люди создают такие природные гостиницы для животных и птиц. Какая работа проводится в этих местах по охране, содержанию, изучению животных, птиц, растений. Кто работает в зоопарках, заповедниках.

Занятие 4 (1 ч): Правила поведения в природе. Рассматривание различных ситуаций нахождения в природе, составление свода правил, которые необходимо соблюдать в природе. Результаты халатного отношения людей к природе, загрязнение окружающей среды.

Занятие 5 (1 ч): Весна. Признаки и приметы времени года. Весенние месяцы. Народные приметы, традиции. Признаки времени года. Одежда и занятия людей. Как художники и поэты изображают весну.

Занятие 6 (1 ч): Русские народные фольклорные праздники. Практическое занятие «Изготовление народной игрушки». Народный календарь. Традиции русского народа. Сказки в народной культуре. 

Тема 4. «Вода - источник жизни» (3 ч).

Занятие 7 (1 ч): Вода в природе. Удивительные свойства воды. Практическая работа «Опыты с водой». Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Занятие 8 (1 ч): Вода в жизни растений и животных. Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Занятие 9 (1ч): Вода и здоровье человека. Охрана воды. Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды. Охрана водных ресурсов.

4-я четверть.

Тема 5. «Неживая природа. Солнце» (3ч).

Занятие 1 (1 ч): Солнце – источник света и тепла.  Практическая работа «Влияние солнца на рост комнатных растений». Солнце - естественный дневной источник света и тепла. О влиянии солнечного света на живые организмы. Польза и вред. Влияние тепла и света на комнатные растения.

Занятие 2 (1 ч): Солнце и здоровье человека. Опыты с солнечным светом. Влияние солнца на человека. Закаливание организма, солнечные ванны. Витамин Солнца. Меры предосторожности при загаре и нахождении на солнце длительный период. Игры с «солнечным зайчиком».

Тема 6. «Неживая природа. Воздух» (2 часа)

Занятие 3 (1 ч): Воздух в природе. Свойства воздуха. Опыты с воздухом. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух живым организмам, как происходит поглощение воздуха, как загрязняется. Опыты: движение, теплый воздух.

Занятие 4 (1 ч): Воздух и здоровье человека. Охрана воздушной среды. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Тема 7. «Охрана экологии» (3 часа)

Занятие 5: Природа Ярославского края. Животные и растения, характерные для нашего региона и природной зоны. Меры по охране природы нашего края. Виртуальная экскурсия в парк.

Занятие 6: Акция «Мы-зеленый патруль». Обзор промышленных предприятий нашего города, знакомство со средствами защиты окружающей среды от загрязнений. Изготовление коллективной аппликации «Мы за чистый город»

Занятие 7: Обобщение основных теоретических знаний «Как помочь планете». Интеллектуальная игра «Знатоки природы». Ответы на вопросы викторины, отгадывание загадок, обобщение полученных знаний.

Тема 8. «Живая природа» (1 час)

Занятие 8. Лето. Признаки и приметы времени года. Летние месяцы. Народные приметы. Одежда и обувь. Занятия людей в летний период. Безопасность во время каникул.

 

Формы и методы работы:

·         Наблюдения и опыты.

·         Практические работы.

·         Использование наглядного материала, схем, опор, таблиц.

·         Нестандартные формы проведения занятия (экскурсия, опыт, исследование, путешествие, викторина, творческий отчет и др.).

·         Дидактические игры, моделирование.

·         Использование заданий на классификацию (группировку).

·         Использование материалов детской художественной литературы.

·         Использование ИКТ.

·         Занимательный материал (ребусы, кроссворды, задачи-шутки и др.).

·         Экологические акции.

·         Викторины.

·         Участие в школьных и городских экологических конкурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 1 класс

№ занятия

Тема занятий

Виды деятельности

Количество часов

 

1 четверть

 

8

Введение (1ч)

 

1.

Что такое экология?

Беседа, просмотр презентации

1

Тема 1.  Мой дом за окном

(7 часов).

 

2.

Осень. Приметы и признаки времени года.

Отгадывание загадок, рассматривание картинок, д/и «Времена года»

1

3.

Мой дом.

Составление схемы дома, отгадывание загадок о предметах мебели, рисование

1

4.

Мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

Д/игра «Каждому предмету свое место», беседа о необходимости содержания в чистоте места, в котором находишься

1

5.

Моя школа. Экскурсия по территории школы и школьного двора.

Экскурсия, наблюдения, ответы на вопросы.

1

6.

Деревья нашего двора

Отгадывание загадок, рассматривание гербария, изготовление коллективной аппликации из пластилина «Осеннее дерево»

1

7.

Птицы нашего двора

Рассматривание картинок, д/игра «Собери птичку», раскрашивание раскрасок о птицах.

1

8.

Практическое занятие «Изготовление птиц в технике оригами»

Рассматривание картинок, изготовление поделки оригами.

1

 

2 четверть

 

8

Тема 2.  Я и мое окружение (8ч).

 

1.

Моя семья

Беседа, рассматривание картинок, рассказ о своей семье, ответы на вопросы, д/игра «Семья»

1

2.

Мои одноклассники и друзья.

Чаепитие с обсуждением, подвижная музыкальная игра «Выходи ко мне дружок»

1

3.

Домашние питомцы, уход за ними.

Отгадывание загадок, конкурс рисунков, просмотр презентации.

1

4.

Практическое занятие «Изготовление фигурок домашних питомцев из цветной бумаги»

Рассматривание картинок, изготовление поделки оригами.

1

Тема 3. Живая природа (10 часов)

 

 

 

5.

Планета – наш общий дом. Разнообразие мира природы.

Просмотр презентации, отгадывание загадок, раскрашивание раскрасок.

1

6.

Зима. Признаки и приметы времени года.

Рассматривание картинок, отгадывание загадок, экскурсия на школьный двор. Безопасность в зимний период.

1

7.

Комнатные растения в классе. Рассматривание фиалки и сансевьеры: сходство и различие.

Рассматривание комнатных растений в классе, знакомство с инвентарем для ухода за растениями»

1

8.

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».

Рыхление почвы, вытирание листиков, опрыскивание, полив растений.

1

 

3 четверть

 

9

1.

Домашние животные.

Отгадывание загадок, рассматривание фигурок, игры с ними, д/игра «Чей малыш»

1

2.

Дикие животные.

Отгадывание загадок, рассматривание фигурок, игры с ними, настольный театр «Теремок»

1

3.

Зоопарки, заповедники, парки.

Просмотр презентации, рассказ педагога, игры с деревянным конструктором «Зоопарк»

1

4.

Правила поведения в природе.

Составление правил, д/игра «Правильно- не правильно», «Опасно- не опасно»

1

5.

Весна. Признаки и приметы.

Просмотри презентации, отгадывание загадок, раскрашивание раскрасок о весне.

1

6.

Русские народные фольклорные праздники. Практическое занятие «Изготовление народной игрушки»

Рассматривание картинок, просмотр презентации, изготовление куклы- лошадки.

1

Тема 4. Неживая природа. Вода (3ч)

 

7.

Вода в природе. Удивительные свойства воды. Практическая работа «Опыты с водой»

Просмотр презентации «Приключения маленькой Капельки», опыты с водой (вода льется, окрашивается, растворяет; очистка воды с помощью фильтра)

1

8.

Вода в жизни растений и животных.

Рассказ педагога о значении воды, д/и «Помоги растению».

1

9.

Вода и здоровье человека. Охрана воды.

Просмотр презентации, д/игра «Поступи правильно», раскрашивание раскрасок.

1

 

4 четверть

 

8

Тема 5. Неживая природа. Солнце (2ч)

 

1.

Солнце-источники света и тепла. Практическая работа «Влияние солнца на рост комнатных растений»

Отгадывание загадок, просмотр презентации.

 

 

1

2.

Солнце и здоровье человека. Опыты с солнечным светом.

Игры с солнечным зайчиком, физкультминутки, игра малой подвижности «Ярче солнышко сияй»

1

Тема 6. Неживая природа. Воздух (2 часа)

 

3.

Воздух в природе. Свойства воздуха. Опыты с воздухом.

Рассказ педагога о воздухе, опыты с воздухом (воздух в земле, воздух везде)

1

4.

Воздух и здоровье человека. Охрана воздушной среды.

Просмотр презентации, ответы на вопросы, д/игра «Летает-не летает»

1

Тема 7. Охрана экологии (3 часа)

 

5.

Природа Ярославского края.

Рассматривание картинок, раскрашивание раскрасок, д/игра «Третий лишний»

1

6.

Акция «Мы-зеленый патруль».

Виртуальная экскурсия по промышленным, перерабатывающим предприятиям города. Определение действий, направленных на охрану окружающей среды. Изготовление коллективной аппликации «Мы за чистый город!»

1

7.

Обобщение основных теоретических знаний «Как помочь планете». Интеллектуальная игра «Знатоки природы».

Ответы на вопросы, рисование, игра.

1

Тема 8. Живая природа (1 ч)

 

 

 

8.

Лето. Признаки и приметы времени года.

Просмотри презентации, отгадывание загадок, раскрашивание раскрасок о лете, д/игра «Времена года». Безопасность на летних каникулах.

1

                                              Итого:

 

33 часа

 

 

 

Прелагаемый список литературы:

1.      Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

2.      Клепинина, А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.

3.      Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961. 4. Плешаков, А. А.

4.      Лугич, М.В. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.

5.      Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. Программа курса Окружающий мир 1–4 класс. — М.: АСТ, Астрель.

6.      Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

7.      Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - No 5. – С. 2-8.

8.      Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

9.      Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007. 9. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.