МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 64 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете заведующий _________ А.С. Горовая
протокол от 01.09.2017 № 5
приказ № 193
Программа по выявлению и развитию художественно-эстетических способностей воспитанников в ДОУ
НА 2017-2019 г.
Разработала и составила
Муз. руководитель: Литвин О.П.
2017 г.
Содержание программы
1. Введение
2. Актуальность
3. Нормативно-правовая база программы
4. Особенности организации и проведения программы
5. Принципы построения программы
6. Показатели результативности
7. Теоретическое обоснование
8. Исследовательско - диагностический этап
9. Условия реализация программы
10. Структура музыкальных занятий с одаренными детьми
11. Планируемый результат
12. Заключение
13. Выводы
14. Список используемой литературы
1.Введение
Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов. Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, к сожалению, до сегодняшнего дня, представляет известную трудность. В обыденном представлении существует мнение, что будто чем меньше возраст, тем больше одаренных детей. Но это – всего лишь миф. На самом деле опыт показывает, что по-настоящему одаренные дети встречаются редко даже среди учеников специальных музыкальных школ (Старчеус М.С., 1996, с.294).
В самом общем виде одаренность сегодня понимается как «такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность творческой деятельности в той или иной профессиональной сфере (т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно нового, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д.)» (Холодная М.А., 2002, с.168)
Согласно современному «рабочему» определению, одаренность – это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» («Рабочая концепция одаренности», 2003, с. 7).
Поэтому особое внимание необходимо уделять вопросу отбора одаренных детей. В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее.
И хотя музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности, однако, именно вокруг этой проблемы до настоящего времени ведутся дискуссии. Актуальными остаются три основных вопроса:
* структура музыкальности и входящих в нее способностей;
* детерминанты (что определяет ее наличие: биологические или социальные факторы, их соотношение);
* закономерности развития (общие и возрастные). И, как следствие, вопросы валидной диагностики и создания адекватных программ развития детской и юношеской одаренности.
Современник G.Revesz, – C.Seashore, напротив, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в пять больших групп:
* музыкальные ощущения и восприятие; музыкальное действование;
* музыкальная память и музыкальное воображение;
* музыкальный интеллект;
* музыкальное чувствование.
В число этих талантов включены были также такие, как «общая умственная одаренность», «творческое воображение», «способность к музыкальной рефлексии», но на деле практическое решение вопроса о музыкальной одаренности C.Seashore целиком ставил в зависимость от испытания шести музыкальных способностей сенсорно-перцептивного уровня, для которых им было разработано шесть тестов.
Таким образом, C.Seashore стал автором первой системы тестовых измерений музыкальных сенсорных способностей и родоначальником целого направления исследований, в которых музыкальность рассматривалась, главным образом, с точки зрения характеристик чувствительности.
Это направление живо до сих пор и в современных работах, выполненных в его русле, о музыкальных способностях судят по пороговым характеристикам слуха, часто сочетая их с характеристиками музыкального восприятия.
«Иерархия талантов» C.Seashore (которую в своем критическом эссе Б.М.Теплов назвал «анархией» (Теплов Б.М., 1985), отмечая плюралистичность и эклектичность подхода C.Seashore к музыкальности), побудило исследователей к поиску удовлетворительной структуры этого комплекса музыкальных способностей.
В 1926 г. J.Kries выделил 3 главные стороны музыкальной одаренности: интеллектуальную, эмоциональную, творческую. Говоря о творческой стороне, заключающейся в деятельности творческой фантазии, свободно изобретающего воображения, J.Kries фактически вышел за рамки узко понимаемой музыкальности. Однако, интеллектуальную сторону музыкальности он свел все к тем же сугубо специальным музыкальным способностям, характеризуя ее:
1. чувством ритма;
2. музыкальным слухом;
3. музыкальной памятью.
Б.М.Теплов определил музыкальную одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью (Теплов Б.М., 1985). Как уже отмечалось, наиважнейшим компонентом музыкальной одаренности является музыкальность. Основные идеи Б.М.Теплова во взгляде на сущность музыкальности состоят в следующем:
1. Проблема музыкальности – прежде всего качественная, а не количественная. То есть не отдельные музыкальные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного занятия музыкой, а лишь их своеобразное сочетание, которое характеризует данную личность. Поэтому анализ музыкальности должен идти по пути вычленения отдельных музыкальных способностей и установления взаимоотношения между ними.
2. Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга (только в результате научного анализа они различаются как отдельные способности), поэтому не может быть одной способности при полном отсутствии других.
3. Успешность деятельности может достигаться психологически различными путями. То есть, возможна широкая компенсация одних способностей другими.
Б.М.Теплова, музыкальность определял, как качественно своеобразное сочетание музыкальных способностей, требующееся для занятия именно музыкальной деятельностью (в отличие от любой другой) (1), необходимое для занятий любым ее видом (2).
Главный признак музыкальности – переживание музыки как выражения некоторого содержания. Основными же носителями содержания в музыке являются звуковысотное и ритмическое движение, которые, в свою очередь выступают психологической основой центрального компонента музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку (Теплов Б.М., 1985).
Ядро структуры музыкальности, согласно концепции Б.М.Теплова, составляют следующие компоненты:
1. ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
2. способность к слуховому представливанию – способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
3. музыкально-ритмическое чувство – способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Без указанных основных музыкальных способностей, по мнению Б.М.Теплова, любая музыкальная деятельность невозможна в принципе. Не основными являются тембровый, динамический, гармонический и абсолютный виды музыкального слуха, а также психомоторика.
В отличие от музыкальности, музыкальная одаренность, будучи сложным структурным образованием, включает в себя «более общие и более специальные моменты».
Проанализировав и обобщив примеры разносторонней творческой одаренности многих выдающихся музыкантов, к общим моментам музыкальной одаренности Б.М.Теплов отнес силу, богатство и инициативность воображения, обилие зрительных образов, устойчивость творческого внимания, волевые и другие особенности личности человека.
Специальной стороной музыкальной одаренности, согласно Б.М.Теплову, являются музыкальные способности, которые и составляют (в качественном своеобразном сочетании) музыкальность (Теплов Б.М., 1985).
В дошкольных образовательных учреждениях в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Детей же, имеющих высокие показатели в развитии – умственном, физическом, художественном, – обычно ставят просто в пример другим детям и индивидуально не развивают у них способности, поэтому со временем эти способности угасают, и развитие таких детей затормаживается.
К.Роджерс, специалист в области развития творчества, отмечает: “Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильной и неправильной работы с красками и рисунком, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.
Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития.
2.Актуальность программы.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
3.Нормативно-правовая база программы
· Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
· Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
· Закон Российской Федерации “Об образовании”;
· Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
· Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
· Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.09 2012 № 02-02-82/ 5598 «Об организации системной работы с одаренными детьми»;
Актуальность программы - создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.
4.Особенности организации и проведения программы
Цель - создание условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Задачи
· Создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
· Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Творческое воображение.
· Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Методы и приемы обучения
1.Наглядно-слуховой
2.Наглядно-зрительный
3.Словесный
4.Упражнения
5.Пример взрослого, ребенка
6.Индивидуальные указания
5.Принципы построения программы
1. Системность занятий.
2. Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.
3. Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.
4. Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.
5. Креативность и эмоциональность педагога.
6. Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)
7. Преемственность в работе с другими специалистами.
8. Связь с семьей.
Для реализации задач, был создан комплекс мероприятий:
– приобрела: дидактический материал по распевкам, материал для мультимедийной техники;
– изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом; авторскую методику «Осознанного резонансного пения» Демченко А.Д.
- использовала в работе игровых технологий, технологий на основе проблемного обучения
– провела диагностику с учителем-логопедом, педагогом-психологом на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
– подобрала музыкальный репертуар (распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
– применяла метод дирижёрского жеста для выработки и хорошего запаса дыхания, правильного пения и технического исполнения мелодии;
– использовала упражнения – звукоподражания (шум леса – звук «Ш», жужжание пчелы – звук «Ж» и др.)
– совместно с логопедом проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи;
– совместно с психологом проводили работу по коррекции психоэмоционального состояния (тревожности, страхов и коррекции межличностных внутрисемейных отношений);
– совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой;
– совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка по вопросам развития одаренности их детей («Одаренный ребенок и как его?», «Каждый ребенок талантлив!», походы в театр, привлечение к участию в конкурсных программах, проектах…).
- работа кружка по «Логоритмике» непосредственно направлена на одаренных детей участие их в развлечениях, праздниках, конкурсах, открытых занятий, отчетные мероприятия по кружковой работе.
6.Показатели результативности
- раннее выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности в связи с проведением диагностики с учителем-логопедом, педагогом-психологом на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
- активно участвуют в концертах, конкурсах, олимпиадах
- самореализуются в дальнейшей творческой, деятельности: посещают кружки и секции;
- являются участниками и призерами конкурсов, фестивалей.
7.Теоретическое обоснование программы
В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды одаренности, которые приведены ниже в таблице №1
Таблица №1.
Виды различий |
Виды одаренности |
По широте проявлений |
Общая одаренность (интеллектуальная; творческая) Специальная одаренность |
По типу предпочитаемой деятельности |
творческая; академическая; психомоторная коммуникативная |
По интенсивности проявлений |
повышенная способность к обучению (способные); одаренные; высокоодаренные (талантливые) |
По темпу психического развития |
С нормальным темпом психического развития; Со значительным опережением возрастного темпа развития |
По возрастным особенностям проявления |
стабильная; приходящая (возрастная) |
Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны на схеме №1 и в таблице 2.
Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»
Таблица 2.
Виды одаренности |
Составляющие |
Как проявляются |
Академическая одаренность |
Мотивационно-личностные характеристики |
Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению |
Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов |
|
Творческая одаренность |
Художественная одаренность |
Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность |
Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух |
|
Литературная одаренность |
Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов |
|
Артистическая одаренность |
Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память |
|
Конструкторская одаренность |
Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации |
|
Психомоторная одаренность |
Спортивная одаренность |
Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность |
Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память |
|
Коммуникативная одаренность |
Социально-личностная одаренность |
Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность |
Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
8. Исследовательско-диагностический этап
Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
Задачи:
1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:
1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)
Принципы тестирования детей:
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
2. Игровой характер тестовых методик;
3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования
5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка
Подбор диагностического инструментария.
Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско - диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста.
Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы.
В таблице 3 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка.
По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т. ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Таблица 3
1 младшая группа (от 2-до 3-х лет) |
||||
Виды одаренности |
Составляющие |
Методики диагностики |
Кружок, секция, направленный на развитие качества |
|
Воспитатель |
Психолог |
|||
Академическая одаренность |
Мотивационно-личностные характеристики |
· Наблюдение, · Педагогическая диагностика, · Ведение индивидуальных карт развития · Наблюдение, · Анализ индивидуальных карт развития · Беседы с воспитателем · Беседы с родителями · Изучения продуктов детского творчества |
- |
|
Способности к обучению |
||||
Творческая одаренность |
Художественная одаренность |
|||
Вокальная одаренность |
||||
Литературная одаренность |
||||
Артистическая одаренность |
||||
Конструкторская одаренность |
||||
Психомоторная одаренность |
Спортивная одаренность |
|||
Хореографическая одаренность |
||||
Коммуникативная одаренность |
Социально-личностная одаренность |
|||
Лидерская одаренность |
- |
- |
||
2 младшая группа (от 3-х до 4-х лет) |
||||
Академическая одаренность |
Мотивационно-личностные характеристики |
· Наблюдение, · Педагогическая диагностика, · Ведение индивидуальных карт развития |
Экспресс-методика для 2-й младшей группы |
|
Способности к обучению |
||||
Творческая одаренность |
Художественная одаренность |
Изучения продуктов детского творчества |
||
Вокальная одаренность |
Наблюдение |
|||
Литературная одаренность |
||||
Артистическая одаренность |
||||
Конструкторская одаренность |
Наблюдение, Изучения продуктов детского творчества |
|||
Психомоторная одаренность |
Спортивная одаренность |
- |
||
Хореографическая одаренность |
- |
|||
Коммуникативная одаренность |
Социально-личностная одаренность |
Наблюдение в свободной деятельности |
||
Лидерская одаренность |
||||
Средняя группа (0т 4-х до 5-ти лет) |
||||
Академическая одаренность |
Мотивационно-личностные характеристики |
· Наблюдение, · Педагогическая диагностика, · Ведение индивидуальных карт развития · Лист экспертной оценки |
Наблюдение, Экспресс-методика для средней группы Цветовой тест Люшера-Эткинга |
Кружок по изучению английского языка |
Способности к обучению |
||||
Творческая одаренность |
Художественная одаренность |
Изучения продуктов детского творчества, Тест «Что за игрушка» |
Художественный кружок |
|
Вокальная одаренность |
Наблюдение Методики В.кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?» |
Музыкальные занятия, Школа вокала |
||
Литературная одаренность |
Кружок речевого творчества |
|||
Артистическая одаренность |
Театральный кружок |
|||
Конструкторская одаренность |
Наблюдение, Изучения продуктов детского творчества |
Кружок «Познаватель-но-исследовательская деятельность» |
||
Психомоторная одаренность |
Спортивная одаренность |
- |
Физкультурные занятия Кружок «Остров здоровья» |
|
Хореографическая одаренность |
- |
Хореографический кружок |
||
Коммуникативная одаренность |
Социально-личностная одаренность |
Наблюдение в свободной деятельности |
Воспитатель через сюжетно-ролевые игры |
|
Лидерская одаренность |
||||
Старшая группа (0т 5-ти до 6-ти лет) |
||||
Академическая одаренность |
Мотивационно-личностные характеристики |
· Наблюдение, · Педагогическая диагностика, · Ведение индивидуальных карт развития · Лист экспертной оценки |
Наблюдение, Экспресс-методика для старшей группы Цветовой тест Люшера-Эткинга |
Кружок «Познавательно-исследовательская деятельность», Кружок по изучению английского языка |
Способности к обучению |
||||
Творческая одаренность |
Художественная одаренность |
Изучения продуктов детского творчества, Тест «Назови и дорисуй» |
Художественный кружок |
|
Вокальная одаренность |
Наблюдение |
Музыкальные занятия Школа вокала |
||
Литературная одаренность |
Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам», |
Кружок речевого творчества |
||
Артистическая одаренность |
- |
Театральный кружок |
||
Конструкторская одаренность |
Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества |
Кружок «Познаватель-но-исследовательская деятельность» |
||
Психомоторная одаренность |
Спортивная одаренность |
- |
Физкультурные занятия Кружок «Быстрый мяч» |
|
Хореографическая одаренность |
- |
Хореографический кружок |
||
Коммуникативная одаренность |
Социально-личностная одаренность |
Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников» |
Воспитатель через сюжетно-ролевые игры |
|
Лидерская одаренность |
||||
Подготовительная к школе группа (0т 6-ти до 7-ти лет) |
||||
Академическая одаренность |
Мотивационно-личностные характеристики |
· Наблюдение, · Педагогическая диагностика, · Ведение индивидуальных карт развития, · Лист экспертной оценки по общей одаренности, · Лист экспертной оценки «Изучение образовательной потребности дошкольника» |
Наблюдение, Экспресс-методика для подготовительной группы Тест Пьерона_Тулуза Цветовой тест Люшера-Эткинга Методика Юркевича «Древо желаний» |
Кружок «Познавательно-исследовательская деятельность», Кружок по изучению английского языка |
Способности к обучению |
||||
Творческая одаренность |
Художественная одаренность |
Изучения продуктов детского творчества, «Краткий тест креативности» Торранса Тест креативности Вильямса Рисунок человека Рисунки на заданную тему |
Художественный кружок |
|
Вокальная одаренность |
Наблюдение |
Школа вокала |
||
Литературная одаренность |
Тест «Составь рассказ по сюжетной картинке» |
Кружок речевого творчества |
||
Артистическая одаренность |
- |
Театральный кружок |
||
Конструкторская одаренность |
Тест Равена, Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества |
Кружок «Познаватель-но-исследовательская деятельность» |
||
Психомоторная одаренность |
Спортивная одаренность |
- |
Физкультурные занятия Кружок «Остров здоровья» |
|
Хореографическая одаренность |
- |
Хореографический кружок |
||
Коммуникативная одаренность |
Социально-личностная одаренность |
Тест-игра «Довольна ли мама?» Тест-игра «Ситуации» Тест Темпла, Дарки, Томаса Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей |
Воспитатель через сюжетно-ролевые игры |
· Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).
· Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.
· Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.
9.Условия реализация программы
Задачи:
· Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
· Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
· Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. На схеме 2 обозначены основные условия в детском саду, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно.
Такими условиями являются:
· наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
· наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
· создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
· наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
· введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
· использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
· занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
· работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
· участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
· тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
Можно также рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада, таких, как «Лира», «Дом творчества», «ДШИ», «ЦКиД», спортивный комплекс «Олимп».
Схема 2
Данная программа рассчитана на 1 год и реализуется в несколько этапов:
· первый этап - апробация программы;
· второй этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов;
· третий этап - коррекция программы.
На этапе апробации проводится:
· Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников детского сада, результатом которого должно являться создание «Банка данных по одаренным детям». Данное исследование может занять 1,5 – 2 месяца.
· Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.
· Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года)
· Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с учетом индивидуального подхода к одаренным детям
· Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка
Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.
На втором этапе (в конце первого полугодия), специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям»
С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.
В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой:
· Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами;
· Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;
· Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами
10.Структура музыкальных занятий с одаренными детьми
Занятия проходят один раз в неделю по 25 минут. Содержание работы и репертуар каждого месяца отражаются в “Календарно-перспективном плане индивидуальных занятий”. Он рассчитан на 10 месяцев. В разработке программы использовались методические пособия Н.Э.Басиной и О.А.Сусловой “С кисточкой и музыкой в ладошке”, С.В.Крюковой “Здравствуйте, я сам!” и др.
Музыкально-двигательные импровизации проводятся под сопровождение с аудиозаписей (“Бесконечная сказка” Выпуск 2, “Музыка из балетов П.И.Чайковского” и другие). Для подбора песенок и мелодий используется материал из сборника М.А.Михайловой “Развитие музыкальных способностей детей” (Ярославль, 1997. – 240 с), различные народные мелодии и др.)
Репертуар для музыкально-двигательных импровизаций разнообразен. Например, “Осенний ветерок” и “Течение воды в реке” требуют от ребёнка восприятия движения мелодии и стремительных движений (в соответствии с темпом музыки). “Переход через чащу” может передать ребёнку таинственное, завороженное состояние и требует соответствующих движений. Образ “Сломанной куклы” ребёнок может передавать в резких, механических движениях или замедленных, неритмичных – в соответствии с тем образом, который услышит в музыке ребёнок.
Содержание работы |
Виды деятельности для развития компонентов музыкальности ребёнка |
1. Подбор мелодий, попевок по слуху на фортепиано. Сочинение мелодий и песенок на заданный текст. |
Развивает музыкально-слуховые представления, репродуктивный и продуктивный компоненты музыкального развития. |
2. Фонопедические упражнения Емельянова В.В. |
· Расширение диапазона; · Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка; · Усиление насыщенности звука; · Полетность; · Улучшение вибрато; · Большая певучесть звука; · Свобода; · Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
|
3. Техника исполнения мелодии |
· Применение дирижёрского жеста; · Гаммовые распевки по руке; · Сольфеджио; · Вокализ. |
4. Музыкально-двигательные импровизации. |
Развивают творческое восприятие музыки, творческие способности при передаче настроения и содержания музыки, а так же является релаксационным моментом на занятии (эмоциональное и мышечное расслабление). |
5. Тренировка слуха |
· Распевки; · Слушание музыкальных произведений; · Творческое сочинение мелодии; · Музыкальные викторины |
6. Фразировка и дыхание |
· Голосоведение; · Метроритм,темп; · Тембр; · Динамика; · Фразировка. |
7. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме. |
· работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.); · с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами. |
11.Планируемый результат
· наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
· владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
· проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
· уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
· стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
· умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
· Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
· Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
· Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
12.Заключение
Таким образом, в структуру индивидуального занятия включены такие виды деятельности, которые развивают продуктивность мышления, помогают ребенку максимально проявить своё воображение, музыкальные способности, а затем стабилизировать свое эмоциональное состояние.
На развитие творческих способностей ребёнка оказывают влияние наследственность, специально организованное обучение, собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности, окружающий социум (родители, педагоги, дети).
Исходя из этого, свою работу я направила таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, родителей, узких специалистов детского сада.
Способности к музыке начинают проявляться рано. К двум-трем годам “музыкальные” дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить.
Исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей. У одних обнаруживается способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества.
13.Выводы
Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга
Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.
Доктор психологических наук В.А. Моляко раскрывает в своих работах суть такого понятия, как «Творческий потенциал» и выделяет в его системе следующие основные составляющие:
·Доминирование интересов и мотивов.
·Эмоциональная погруженность в деятельность.
·Воля к решению, успеху.
·Общая эстетическая удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности.
·Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации.
·Бессознательное, интуитивное решение проблемы.
·Стратегиальность в интеллектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты).
·Многовариантность решений, прогнозов.
·Искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).
Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.
Таким образом, способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые необходимо вовремя выявить. Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Главная ценность для меня - развить в каждом ребёнке то, что ему подарено природой, раскрыть его творческий потенциал, помочь родителям и педагогам в этом вопросе, объединить все усилия для гармоничного и талантливого развития ребёнка.
14.Список используемой литературы
1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
2. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы/ Е.А. Аркин.-М.: «Просвещение»,1967.-445 с.
3. Бабушкина Р.Л./Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова. – СПб.: КАРО, 2005 .- 176 с.
4. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М.2003.
5. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. «Диагностика в детском саду». Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004.
6. Богоявленская М. «Проблемы одаренного ребенка» ж/л “Обруч” 2005.
7. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. «Одаренные дети» 1991. М..
8. Клименко В.В. «Психологические тесты таланта» С-Петербург 1996.
9. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и в школе» 2000. Москва.
10. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей» 1996. Ярославль.
11. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2007.
12. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М. Просвещение, 2007.
13. Бугаева, З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. М.: АСТ, 2005.
14. Венгер Л.А. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошк. Учреждениях»/ Л.А. Венгер, В.С. Мухина . – М.: Просвещение, 1988.-336 с.
15. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детскому саду: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1987.
16. Ветлугина Н.А., Кенемон А.И. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.- М. 1993.
17. Виноградов Л.А. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. М.: Речь, 2009.
18. Выготский Л.С.Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2005.
19. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Г.А. Волкова.- М.:ВЛАДОС, 2003.- 272 с.
20. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
21. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 6, 8, 9 1996
22. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006
23. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2007
24. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
25. Ледяйкина Е.Г./Чудеса для малышей/ Е.Г. Ледяйкина, Л.А. Топникова.- Ярославль: Академия развития, 2007.-112 с.
26. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс/ Р.С. Немов.- СПб.:Питер,2006.-304 с.
27. Программа воспитания и обучения в детском саду/под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- 5-е изд.-М.: Мозаика –Синтез,2007.- 208 с.
28. Психология детства. Учебник. /А.А. Реана (и др.).- СПб.:Издательство «прайм-ЕВРО-ЗНАК»,2003.-368 с.
29. Рыбак Е.В. Игротека, речевые ритмические и коммуникативные игры для дошкольников/ Е.В. Рыбак .- Архангельск.: Изд. «Правда Севера», 1996.-27 с.
30. Программа воспитания и обучения в детском саду/под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.- 5-е изд.-М.: Мозаика –Синтез,2007.- 208 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.