Программа подготовки олимпийского резерва.
«Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека».
М. А. Лавреньтьев
Система подготовки участников олимпиад:
— базовая школьная подготовка по предмету;
— подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
— самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
— целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
—
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
— подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года
— элективные курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
— индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения
— использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы)
— уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
— использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через
— наблюдения в ходе уроков;
— организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
— оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
— реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
— уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
— Работать по принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)
3.Планируем работу.
— при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
— оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
— предусмотреть возможность отдыха, релаксации
— не превращать работу группы в пустое времяпровождение
— наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
— основной формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы
4.Расширяем кругозор:
— читаем книги, журналы
— работаем в Интернете
— общаемся дистанционно
— участвуем в интенсивных школах и т.д.
5. Решаем задачи.
— нужно стремиться дать каждому члену группы свободу выбора, индивидуальную образовательную траекторию
— создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
6. Работаем руками.
Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.
7. И не останавливаемся.
Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?
— зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)
— зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.
— целевое изучение литературы
— создание опорных схем, таблиц и т.д.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
— имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
— имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
— испытывают радость от умственного труда
— для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления
Три условных группы одарённости:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Система работы с одарёнными детьми предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды для одаренных и способных детей.
Работа педагогического коллектива с одарёнными детьми:
I. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми:
— проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
— обучение на курсах повышения квалификации;
— подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет;
— научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).
II. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся:
— выработки и обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
— изучения приемов целенаправленного педагогического наблюдения;
— изучения мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
— организации периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.
III. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.
— знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
— наблюдение за результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
— проведение различных внеурочных конкурсов, конференций, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
IV. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности:
— отбор тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих форм и приемов;
— предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, со сверстниками, через самостоятельную работу;
— разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена;
— проявление уважения к индивидуальности ученика:
- понимание особенностей его развития,
- стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, а с другой стороны – принижение достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
— осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
— создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
— признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
— Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
— Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:
Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
— Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
— Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
— Умение координировать свои действия с действиями родителей.
— Умение консультировать родителей и учащихся.
— Профессиональная зрелость.
— Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
— Эмоциональная стабильность.
— Способность к самоанализу.
— Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
— Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
—
Методы и средства обучения
базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:
— Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;
— На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;
— Учащийся становится субъектом своего собственного развития;
— Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.
Ведущие методы творческого характера:
- проблемные;
- поисковые;
- эвристические;
- исследовательские;
- проектные
в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
— Учителю-предметнику в работе необходимо:
— Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка .
— Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
— Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
—
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
— предмет
— дата и время консультаций
— главные рассматриваемые вопросы
— время работы с темой по программе
— фактическое затраченное время
— дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
— невыясненные вопросы
— причины отклонений от сроков.
Примерная схема-план индивидуального образовательного маршрута учащегося.
ФИО учащегося. Класс Предмет
— № задания
— Тема
— Что прочитать
— Какие понятия необходимо выучить
— Какие задачи нужно решить.
— Результат выполнения задания
Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.
1.Творческие способности
— Способность рисковать.
— Дивергентное мышление. (Творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.)
— Гибкость в мышлении и действиях.
— Быстрота мышления.
— Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
— Богатое воображение.
— Восприятие неоднозначных вещей.
— Высокие эстетические ценности.
2. Познавательные способности и навыки
— Владение большим объемом информации.
— Богатый словарный запас.
— Перенос усвоенного на новый материал.
— Установление причинно- следственных связей.
— Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
— Умение делать выводы.
— Умение интегрировать и синтезировать информацию.
— Участие в решении сложных проблем.
— Организация информации.
— Умение улавливать сложные идеи.
— Умение замечать тонкие различия.
— Чувствительность к противоречиям.
— Использование альтернативных путей поиска информации.
— Анализ ситуаций.
— Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
— Умение предвидеть последствия.
— Умение рассуждать.
— Построение гипотез.
— Применение идей на практике.
— Способность к преобразованиям.
— Критичность в мышлении.
— Высокая любознательность
3. Особенности эмоциональной сферы
— Реалистическая Я-концепция.
— Уважение к другим.
— Эмпатическое отношение к людям. (Эмпатия - способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения.
— Склонность к самоанализу.
— Терпимое отношение к критике.
— Готовность делиться вещами и идеями.
— Настойчивость в выполнении задания.
— Независимость в мышлении и поведении.
— Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
— Соревновательность.
— Чувство юмора.
— Чуткость к анализу нравственных проблем.
— Уверенность в своих силах и способностях.
— Внутренняя мотивация
Проект «Работа со способными детьми на уроках»
Основополагающие этапы проекта:
Диагностический
Анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности учащихся.
Учебный
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на уроках, индивидуальные занятия и консультации для способных детей, групповые и факультативные занятия, кружки.
Методический
Создание планов подготовки к олимпиадам, планов групповых, факультативных и индивидуальных занятий, кружковых занятий, пособий для способных детей по предметам, для разновозрастных групп способных детей; подборка методической литературы для работы со способными детьми.
Творческий
Участие в предметных олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях.
Профориентационный
Профессиональное самоопределение учащихся.
Работа со способными детьми целенаправленно начинается с 7 класса. В 9-11 классах эта работа осуществлялась систематически, в соответствии с планом работы со способными детьми.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- обеспечить достаточно высокий уровень подготовки способных учеников;
- создать привлекательную среду для обучения на уроках;
- вовлечь способных учащихся во внеклассную работу по предметам;
- развить творческие способности детей;
- добиться высоких результатов учащихся в учебе и творчестве.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.