Программа предметного кружка по русскому языку для 5 класса
Оценка 5

Программа предметного кружка по русскому языку для 5 класса

Оценка 5
doc
09.07.2021
Программа предметного кружка по русскому языку для 5 класса
5б кружок по фгос.doc

 

Пояснительная записка

В настоящее время русский язык связывает воедино народы, проживающие в России: на русском языке происходит общение носителей разных национальных языков.

В совершенствовании преподавания русского языка школе, в вооружении учащихся прочными знаниями по русскому языку, в привитии им прочных речевых умений и навыков (практической русской речи) наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике. Она создает благоприятные условия для речевой практики.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться.

Хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у нерусских учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников.

Внеклассные занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

К специфическим принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, занимательности, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития творческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку.

Повышению интереса к внеклассной работе способствует занимательность. «Занимательность (но ни в коем случае не развлекательность) внеклассных занятий, — пишет Н. М. Шанский, — должна быть лишь педагогическим средством, но не целью работы». Занимательность внеклассной работы связана с формой ее проведения, выбором методов и приемов работы, с использованием ТСО и наглядности, интересных заданий, лингвистических игр, с привлечением интересных фактов.

Содержание внеклассной работы определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся.

Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

1) воспитание коммуникативной культуры школьников;

2) расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

3) выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т. д. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Это принцип добровольного участия школьников во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников.

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т. д.

Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут

 

Цели и задачи курса «Секреты   русской орфографии»

Цель занятий - совершенствование практических умений и навыков по орфографии. Особое внимание уделяется формированию орфографической зоркости, умению видеть морфемный состав слова и выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Обучение грамотному письму основывается на запоминании конкретных правил, на изучении грамматических признаков слов разных частей речи, на понимание закономерностей развития языка. Большое количество орфограмм, требующих применения на письме правила, приводит учащихся в состояние неуверенности в правильном выборе буквы, создает ситуацию, при которой учащийся затрудняется «вызвать» из своей памяти нужное правило в течение короткого времени. На сегодняшний день пока ещё самой эффективной формой проверки грамотности обучающегося является диктант. При такой форме проверки решать «орфографическую задачу» следует моментально, чтобы успеть записать правильно текст под диктовку. Но как показывает практика, в момент написания слов диктанта многие учащиеся не только не успевают вспомнить правило, но и не могут правильно соотнести, отчего зависит написание орфограммы. Возникает противоречие: учащийся знает правило, если его спросить вне ситуации диктанта. Во время написания диктанта это правило «не всплывает» в памяти. Другая форма проверки орфографической грамотности - тестирование. При такой форме время на то, чтобы вспомнить правило, сокращается. Рамки времени ограничены. Психологически настроиться на правильный выбор ещё труднее.

Курс преследует следующие цели:

  1. Повышение интереса учащихся к изучению русского языка в школе.
  2. Преодоления психологического барьера при изучении орфографии.

Задачи курса:

1.   Научить выстраивать самую короткую логическую цепочку для решения орфографической задачи.

2.   Сформировать навыки вычленения морфемы, в которой скрыта орфограмма

Данное тематическое планирование обеспечивает в процессе изучения русского языка  формирование и  совершенствование  общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие речемыслительных способностей:

·        воспитание коммуникативной культуры школьников;

·        выявление и поддержка одаренных учащихся;

·        поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

·        развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

·        закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку;

·        развитие устной и письменной связной речи учащихся;

·        формирование орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;

·        пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;

·        развитие индивидуальных способностей учащихся.

 

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

-          эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-          эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-          чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-          любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-          интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-          интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-          интерес к изучению языка;

-          осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-          самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-          составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-          работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-          в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

-          перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-          пользоваться словарями, справочниками;

-          осуществлять анализ и синтез;

-          устанавливать причинно-следственные связи;

-          строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

-          адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-          высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-          слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-          договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-          задавать вопросы.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемый результат

1

Можно ли писать без букв? Когда возникла письменность?

Составление стилизованных писем и карт

1

03.09.

Умение творчески мыслить. Самостоятельное создание лингвистических проектов.

2

Как они пишутся? (Знакомство с орфографическими словарями)

Работа со словарями. Мини- сочинения «Здравствуйте, я – опасное слово!».

1

10.09

Уметь работать со словарями и словарной статьёй. Уметь составлять текст научного стиля.

3

В путь за главным правилом. «Ошибкоопасные» места.

Составление опорных схем

1

17.09.

Уметь создавать опорные карты и схемы.

4

Опасные согласные

Решение ребусов и лингвистических задач

1

24.09.

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать.

5

На сцене гласные

Решение ребусов и лингвистических задач

1

01.10

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

6

«Фонемные» и «нефонемные» правила

Составление опорных схем

1

08.10

Уметь создавать опорные карты и схемы.

7

Наш знакомый - Ь

Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

1

15.10

Самостоятельное создание лингвистических проектов.

8

«АУ! Непроизносимые согласные»

Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

1

23.10

Самостоятельное создание лингвистических проектов.

9-10

Строительная работа морфем

Тренировочные упражнения

2

 

30.10

12.11

Закрепление навыка вычленения морфем

11

Приставки- труженицы

Практикум.

Работа с карточками - морфемами Нахождение орфограммы приставки.

1

19.11

Безошибочное нахождение среди многих морфем морфемы-приставки.

12

Для разных приставок – разные правила.

Решение лингвистических задач. Нахождение орфограммы приставки

1

26.11

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

13

С этими приставками никаких хлопот

Решение лингвистических задач. Нахождение орфограммы приставки

1

03.12

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

14

Приставки-нарушители!

Решение лингвистических задач. Нахождение орфограммы приставки

1

10.12

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

15

Внимание! Самые трудные!

Решение лингвистических задач. Нахождение орфограммы приставки

Тестирование

1

17.12

Сформирование умения выбирать правильный вариант (при тестировании).

16-17

Смотри в корень! Слова-родственики.

Решение лингвистических задач. Нахождение корней в слове и орфограммы в корнях.

2

24.12

31.12

Без затруднения находить корень слова

18

Сколько бывает родственных слов?

Решение лингвистических задач. Составление опорных схем и словообразовательных цепочек.

1

14.01.

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

19

Кто командует корнями? (полногласие)

Решение лингвистических задач. Составление опорных схем

1

21.01

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

20

Кто командует корнями? (сочетание -ир-а-)

Решение лингвистических задач. Составление опорных схем

1

28.01

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

21

Кто командует корнями? (ударение)

Решение лингвистических задач. Составление опорных схем

1

04.02.

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

22

Кто командует корнями? (согласные звуки)

Составление опорных схем. Тестирование

1

11.02

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

23

Кто командует корнями? (смысл)

Составление опорных схем. Тестирование.

1

18.02

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

24-28

Приведём все знания в порядок . Речевые игры.

Решение речевых упражнений различного типа. Составление собственных речевых заданий.

5

25.02

03.03

10.03

17.03

24.03

 

Самостоятельное создание лингвистических проектов

29-31

«Рождается внезапная строка» (Речетворческий тренинг. «Бином фантазии»)

Практикум (составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём, письменные и устные упражнения)

 

3

07.04.

14.04

21.04

 

Самостоятельное создание лингвистических проектов

32-34

«Не лезьте за словом в карман!». Или вам поможет орфография.

Подготовка проектов, лингвистическое сочинение.

3

28.04

12.05

17.05

Самостоятельное создание лингвистических проектов.

35

Итоговое занятие

тестирование

1

24.05

Самостоятельная работа

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Учебник (автор, название, год издания)Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 5 класс. 2012.

 Программа (название, автор, год издания) Программа для образовательных учреждений по русскому языку под ред. М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской, И.И.Кулибабы. 2012.

 

Дополнительные методические пособия для учителя:

ü  Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980. 

ü Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков. // РЯШ. – 1993. - №3.  

ü Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. - М., 1999.

ü  Граник Г.Г. Секреты орфографии.- М., 1991.

ü  Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык. – Москва: АСТ-ЛТД, 1997.

ü  ;Пономарева Л.Д. «Рождается внезапная строка». //РЯШ. - 2004. - №3.

ü  Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6


ü 

Пояснительная записка В настоящее время русский язык связывает воедино народы, проживающие в

Пояснительная записка В настоящее время русский язык связывает воедино народы, проживающие в

Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки…

Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки…

Рамки времени ограничены. Психологически настроиться на правильный выбор ещё труднее

Рамки времени ограничены. Психологически настроиться на правильный выбор ещё труднее

Познавательные УУД: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез;…

Познавательные УУД: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез;…

Работа со словарями. Мини- сочинения «Здравствуйте, я – опасное слово!»

Работа со словарями. Мини- сочинения «Здравствуйте, я – опасное слово!»

Для разных приставок – разные правила

Для разных приставок – разные правила

Кто командует корнями? (сочетание -ир-а-)Решение лингвистических задач

Кто командует корнями? (сочетание -ир-а-)Решение лингвистических задач

Не лезьте за словом в карман!»

Не лезьте за словом в карман!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2021