Технологическая карта урока "Падеж имён существительных"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока "Падеж имён существительных"

Оценка 4.8
doc
09.07.2021
Технологическая карта урока  "Падеж имён существительных"
Карта урока Падеж имён существительных.doc

Технологическая карта урока «Падеж  имён существительных»

 

Предмет:    русский язык

Класс:      5

Тема урока:   «Падеж  имён существительных»

Тип урока:  Комбинированный урок

Планируемые результаты обучения:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать названия падежей, их значение, порядок следования, падеж­ные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; смысловые вопросы; уметь определять падеж существи­тельного; находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; верно употреблять предлоги с указанными падежами; ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении.

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Техники и технологии: педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность.

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) Русский язык 5 класс (учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015),

 компьютер, мультимедийный проектор.

 

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Деятельность учащихся

 

Деятельность

учащихся

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

 

1. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

Цель:

ü  мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

ü   

I. Организационный момент

 

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Откройте тетради и запишите число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы её запишем позднее.

 

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

 

 

Целеполагание -принятие учебной задачи.

 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества;     ориентировка на позицию партнера.

 

Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково-символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

 

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности. (2-3.)

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

 

(Слайд 1)Народная мудрость гласит: «Повторенье – мать ученья».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

 

-Запишите эту пословицу в тетрадь, объясните тире.

 

- Посмотрите, какие части речи использованы в этом предложении?

 

- Что такое существительное? Определите склонение имён существительных?

- Существительного какого склонения нет в этом предложении? Приведите свой пример.

 

 

Дают устные ответы  на поставленные учителем вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование своих действий; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

 

 

 

Формулирование собственного мнения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

 

 

 

Построение речевого высказывания в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выявление причины затруднений и постановка цели деятельноти деятельности. (2-3мин.)

Цель:

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

 

-Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Голубая фея со своей сказкой. Давайте её послушаем.

 

Сказка о падежах. (Слайд 2)

 

 

-Сформулируйте тему нашего урока.(Слайд 3)

 

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

 

Закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных; познакомиться с историей возникновения падежей;

потренироваться в правильном употреблении предлогов в речи.

 

 

 

 

 

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учи­телем.

Соотносят по­ставленные зада­чи с текстами, знакомятся с ма­териалом. Выде­ляют главное, устанавливают причинно-следственные связи между от­дельными языко­выми явлениями

 

 

Планирование своих действий; оценка правильности выполнения действия

 

Формулирование собственного мнения; умение

 

Построение речевого высказывания в устной форме.

 

 

 

 

 

4. Этап построения проектавыхода из затруднения (6 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.                         

-К нам в гости пришли братья- падежи. И они расскажут нам историю возникновения падежей.

 

(Слайд 4) История возникновения падежей.

 

 

(Слайд 5) -В древнерусском языке был седьмой падеж- звательный. Его употребляли только при обращении. Форма звательного падежа исчезла. Он был вытеснен именительным падежом. Формы звательного падежа

используются в художественных произведениях, например, у А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке». Помните, рыбка спрашивает: «Чего тебе надобно, старче? Звательный падеж сохранился и в молитвах: Отче, Богородице…

 

Дети в диалоге с учителем рассказывают о падежах

 

у

Контроль - учет правила в планировании и контроле способа решения.

Коррекция -  внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

 

Управление поведением партнера -построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет; использование речи для регуляции своего действия.

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач - построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 

 

Фикультминутка (1 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

1 чел проводит физкультминутку.

Выполняют дви­жения в соответ­ствии с текстом

 

 

 

 

5. Первичное закрепление. (4 мин)

Цель:

мотивировать учащихся к изучению орфограммы;

координировать деятельность учащихся

контролировать

выполнения заданий

-Давайте проведём игру «Кто быстрее», выпишите существительные с предлогами и определите падеж.

Работа по вариантам.

 

Текст на слайде 6

Потух солнечный луч за деревней, утонул в голубовато- хрустальном озере. Запахло сильнее цветами, первыми ландышами. Птицы прокричали в последний раз свой привет перед ночью, и лес уснул, затих, замолк до утра…( Отрывок из сказки Л.Чарской «Галина правда»)

 

Итог работы учащихся.

 

- Каким правилом мы должны пользоваться, чтобы определить падеж имён существительных?

-Что об этом сообщает нам теоретический материал 

  учебника  §96

Работа по вариантам

Контроль, коррекция и осознание усвоенного -  осуществление итогового и пошагового контроля; адекватное восприятие оценки учителя;  внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;. практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

 

 

Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

 

 

 

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (11 мин.)

Цель:

оценить результаты собственной деятельности

повторить способ нового знания

 

            Употребление предлогов в речи ( слайд 7)

 

Лингвистическая задача «Хитрые предлоги»

Митя написал в сочинении по рассказу Л.Н.Толстого

«Кавказский пленник»: «Жилин был очень слабовольным. Он написал матери письмо о выкупе и с нетерпением ждал ответа с дома, а сам ничего не предпринимал, для того чтобы сбежать с плена.

 

Учитель снизил отметку за допущенные ошибки в употреблении предлогов.

-Какие ошибки допустил ученик?

Для того чтобы решить эту задачу, посмотрите на предлоги в рамке на стр. учебника 64,66 изучите теоретический материал на стр.66.

 

Упражнение № 526 ( у доски)

Упражнение № 530  (учащиеся выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой)

 

 

.Составляют и произносят диалоги, слуша­ют одноклассни­ков, оценивают их. Отвечают на вопросы

 

Выполняют упражнения

 

Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия

Умение выражать свои мысли;  понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной;

Выражение собственных мыслей  и их обоснование.

 

 

7.Включение в систему знаний и повторение. (2 мин.)

 

- Так что же нужно для того, чтобы правильно определить па­деж имени существительного? Памятка.(слайд 8)

Для определения падежа существительного в предложении нужно:

•     Выяснить, главным или второстепенным членом предложе­
ния является данное существительное.

•     Если имя существительное является подлежащим, оно стоит
в именительном падеже.

•     Если существительное является второстепенным членом,
нужно найти словосочетание с данным существительным и по­
ставить к существительному вопрос от связанного с ним члена
предложения.

•          По вопросу и предлогу определить падеж

Составляют и произносят диалоги, слуша­ют одноклассни­ков, оценивают их. Отвечают на вопросы

оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

приоб­ретают умения использо­вать полученные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни.

 

 

 

 

8.Рефлексия деятельности. (3 мин.)

 

-Что нового узнали на уроке? (слайд 9)

 

 

Оценим, понравился урок или нет. (Поднять соответствующие карточки)

 

Домашнее задание. (слайд 10)

Выставление оценок (с комментарием).

Определяют свое эмоциональное состояние на уро­ке. Заполняют дневники дости­жений

 

 

устанав­ливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, анали­тических умений как инте­грированных, сложных умений; приобретают уме­ния мотивированно орга­низовывать свою деятель­ность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока «Падеж имён существительных»

Технологическая карта урока «Падеж имён существительных»

I. Организационный момент -

I. Организационный момент -

Планирование своих действий; оценка правильности выполнения действия

Планирование своих действий; оценка правильности выполнения действия

Давайте проведём игру «Кто быстрее», выпишите существительные с предлогами и определите падеж

Давайте проведём игру «Кто быстрее», выпишите существительные с предлогами и определите падеж

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Технологическая карта урока "Падеж имён существительных"

Технологическая карта урока  "Падеж имён существительных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2021