Технологическая карта урока «Падеж имён существительных»
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: «Падеж имён существительных»
Тип урока: Комбинированный урок
Планируемые результаты обучения:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать названия падежей, их значение, порядок следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; смысловые вопросы; уметь определять падеж существительного; находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; верно употреблять предлоги с указанными падежами; ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Техники и технологии: педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность.
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) Русский язык 5 класс (учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015),
компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока (время) |
Деятельность учителя |
Формируемые УУД |
Деятельность учащихся |
|||||
|
Деятельность учащихся |
Регулятивные: |
Коммуникативные: |
Познавательные: |
|
|||
1. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) Цель: ü мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ü |
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Откройте тетради и запишите число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы её запишем позднее.
|
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
|
Целеполагание -принятие учебной задачи.
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества; ориентировка на позицию партнера.
|
Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково-символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
|
||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности. (2-3.) Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
|
(Слайд 1)Народная мудрость гласит: «Повторенье – мать ученья». -Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Запишите эту пословицу в тетрадь, объясните тире.
- Посмотрите, какие части речи использованы в этом предложении?
- Что такое существительное? Определите склонение имён существительных? - Существительного какого склонения нет в этом предложении? Приведите свой пример.
|
Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.
|
Планирование своих действий; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
|
Формулирование собственного мнения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
Построение речевого высказывания в устной форме.
|
|
||
3. Выявление причины затруднений и постановка цели деятельноти деятельности. (2-3мин.) Цель: зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия |
-Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Голубая фея со своей сказкой. Давайте её послушаем.
Сказка о падежах. (Слайд 2)
-Сформулируйте тему нашего урока.(Слайд 3)
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
Закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных; познакомиться с историей возникновения падежей; потренироваться в правильном употреблении предлогов в речи.
|
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями
|
Планирование своих действий; оценка правильности выполнения действия |
Формулирование собственного мнения; умение |
Построение речевого высказывания в устной форме.
|
|
||
4. Этап построения проектавыхода из затруднения (6 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. |
-К нам в гости пришли братья- падежи. И они расскажут нам историю возникновения падежей.
(Слайд 4) История возникновения падежей.
(Слайд 5) -В древнерусском языке был седьмой падеж- звательный. Его употребляли только при обращении. Форма звательного падежа исчезла. Он был вытеснен именительным падежом. Формы звательного падежа используются в художественных произведениях, например, у А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке». Помните, рыбка спрашивает: «Чего тебе надобно, старче? Звательный падеж сохранился и в молитвах: Отче, Богородице…
|
Дети в диалоге с учителем рассказывают о падежах
у |
Контроль - учет правила в планировании и контроле способа решения. Коррекция - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
|
Управление поведением партнера -построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет; использование речи для регуляции своего действия. |
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач - построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
|
|
||
Фикультминутка (1 мин.) Цель: сменить вид деятельности. |
1 чел проводит физкультминутку. |
Выполняют движения в соответствии с текстом |
|
|
|
|
||
5. Первичное закрепление. (4 мин) Цель: мотивировать учащихся к изучению орфограммы; координировать деятельность учащихся контролировать выполнения заданий |
-Давайте проведём игру «Кто быстрее», выпишите существительные с предлогами и определите падеж. Работа по вариантам.
Текст на слайде 6 Потух солнечный луч за деревней, утонул в голубовато- хрустальном озере. Запахло сильнее цветами, первыми ландышами. Птицы прокричали в последний раз свой привет перед ночью, и лес уснул, затих, замолк до утра…( Отрывок из сказки Л.Чарской «Галина правда»)
Итог работы учащихся.
- Каким правилом мы должны пользоваться, чтобы определить падеж имён существительных? -Что об этом сообщает нам теоретический материал учебника §96 |
Работа по вариантам |
Контроль, коррекция и осознание усвоенного - осуществление итогового и пошагового контроля; адекватное восприятие оценки учителя; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;. практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
|
Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
|
|
||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (11 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания
|
Употребление предлогов в речи ( слайд 7)
Лингвистическая задача «Хитрые предлоги» Митя написал в сочинении по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин был очень слабовольным. Он написал матери письмо о выкупе и с нетерпением ждал ответа с дома, а сам ничего не предпринимал, для того чтобы сбежать с плена.
Учитель снизил отметку за допущенные ошибки в употреблении предлогов. -Какие ошибки допустил ученик? Для того чтобы решить эту задачу, посмотрите на предлоги в рамке на стр. учебника 64,66 изучите теоретический материал на стр.66.
Упражнение № 526 ( у доски) Упражнение № 530 (учащиеся выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой)
|
.Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы
Выполняют упражнения
|
Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия |
Умение выражать свои мысли; понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; |
Выражение собственных мыслей и их обоснование.
|
|
||
7.Включение в систему знаний и повторение. (2 мин.)
|
- Так что же нужно для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного? Памятка.(слайд 8) Для определения падежа существительного в предложении нужно: • Выяснить, главным или второстепенным
членом предложе • Если имя существительное является
подлежащим, оно стоит • Если
существительное является второстепенным членом, • По вопросу и предлогу определить падеж |
Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы |
оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. |
формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
|
|
||
8.Рефлексия деятельности. (3 мин.)
|
-Что нового узнали на уроке? (слайд 9)
Оценим, понравился урок или нет. (Поднять соответствующие карточки)
Домашнее задание. (слайд 10) Выставление оценок (с комментарием). |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений |
|
|
устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность |
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.